Научная статья на тему 'Поселок Полуночное архитектора Н. А. Всеволожского'

Поселок Полуночное архитектора Н. А. Всеволожского Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
351
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО РАБОЧИХ ПОСЕЛКОВ / АРХИТЕКТУРА В 40-Х ГГ. / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / СОВЕТСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ / CONSTRUCTION OF WORKING SETTLEMENTS / ARCHITECTURE IN THE 1940S / WOODEN ARCHITECTURE / SOVIET ARCHITECTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колмаков Антон Викторович

Статья освещает один из периодов творчества малоизвестного архитектора Н.А. Всеволожского. В эти годы (1942-1949) он трудился над созданием поселка Полуночное Ивдельского района Свердловской области, который стал самым значительным из его проектов. Объекты поселка Полуночное наиболее ярко отражают авторское видение архитектуры. Описаны проекты хозяйственных, жилых и общественных зданий поселка. Более подробно рассмотрены проекты тех общественных зданий, которые наглядно представляют авторский стиль архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT «POLUNOCHNOE» DESIGNED BY ARCHITECT N.A. VSEVOLOZHSKY

The article presents one of the creative periods of the little-known architect N.A. Vsevolozhsky. From 1942 till 1949 he worked out the settlement project «Polunochnoe» (Ivdelsky area of Sverdlovsk region), which became the most considerable of his projects. Objects of settlement «Polunochnoe» most brightly reflect author's vision of architecture. Projects of economic, residential and public buildings of settlement are described. Projects of those public buildings which visually represent author's style of architecture are considered in details.

Текст научной работы на тему «Поселок Полуночное архитектора Н. А. Всеволожского»

УДК 72.01

КОЛМАКОВ АНТОН ВИКТОРОВИЧ, аспирант,

Kolmakov_av@mail.ru

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23

ПОСЕЛОК ПОЛУНОЧНОЕ АРХИТЕКТОРА Н.А. ВСЕВОЛОЖСКОГО

Статья освещает один из периодов творчества малоизвестного архитектора Н.А. Всеволожского. В эти годы (1942-1949) он трудился над созданием поселка Полуночное Ивдельского района Свердловской области, который стал самым значительным из его проектов. Объекты поселка Полуночное наиболее ярко отражают авторское видение архитектуры. Описаны проекты хозяйственных, жилых и общественных зданий поселка. Более подробно рассмотрены проекты тех общественных зданий, которые наглядно представляют авторский стиль архитектора.

Ключевые слова: строительство рабочих поселков; архитектура в 40-х гг.; деревянное зодчество; советские архитекторы.

KOLMAKOV, ANTON VIKTOROVICH, P.G.,

Kolmakov_av@mail.ru

Ural State Academy of Architecture and Arts,

23 K. Libknekhta st., Yekaterinburg, 620075, Russia

SETTLEMENT «POLUNOCHNOE» DESIGNED BY ARCHITECT N.A. VSEVOLOZHSKY

The article presents one of the creative periods of the little-known architect N.A. Vsevolozhsky. From 1942 till 1949 he worked out the settlement project «Polunoch-noe» (Ivdelsky area of Sverdlovsk region), which became the most considerable of his projects. Objects of settlement «Polunochnoe» most brightly reflect author’s vision of architecture. Projects of economic, residential and public buildings of settlement are described. Projects of those public buildings which visually represent author’s style of architecture are considered in details.

Keywords: construction of working settlements, architecture in the 1940s, wooden architecture, soviet architects.

Великая Отечественная война обусловила перемещение множества промышленных предприятий вглубь страны. В связи с этим началось активное строительство в городах Урала, Сибири и Средней Азии. Наряду с перемещением уже существующих производств и ростом уже имеющихся городов, разрабатывались и строились новые предприятия и поселения. Война предъявляла свои требования: скорость и использование местных наиболее дешевых строительных материалов. Справляясь с поставленными задачами, архитекторы вносили свой профессиональный вклад в общее стремление советского народа к победе в войне.

После вторжения немцев на Украину Россия потеряла основной источник марганцевой руды, которая была необходима для производства брони.

© А.В. Колмаков, 2010

Это обстоятельство привело к ускорению строительства марганцевого рудника на Полуночном месторождении, находящемся на восточном склоне Северного Урала на расстоянии 22 км от г. Ивдель. Это месторождение было открыто П.П. Мездриным еще в 1920 г. Однако проекты эксплуатации его были составлены лишь к 1939 г. В 1940 г. началась его детальная разведка, тогда же СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о строительстве железной дороги Ивдель - Полуночное. Первые работы по добыче марганцевой руды на Полуночном месторождении были начаты в августе 1941 г. Сразу же в эту местность стали направлять рабочих. Возникла необходимость строить здесь жилье и объекты культурного и коммунального значения (магазин, клуб, администрация, детский сад, школа, больница и т. д.). Также надо было разработать генплан с резервацией территорий для дальнейшего роста жилого образования. Полуночный марганцевый рудник был одним из объектов третьей сталинской пятилетки, поэтому стояла задача создать «современный промышленный благоустроенный поселок со всеми культурно-бытовыми учреж-дениями»[6].

Особая заслуга в разработке и строительстве поселка Полуночное принадлежит архитектору Н.А. Всеволожскому, который создал для него генплан (рис. 1) и проекты практически всех зданий. Справиться с этой нелегкой задачей он смог благодаря накопленному к этому времени опыту проектирования, строительства и реставрации самых различных архитектурных объектов, расположенных в Москве, Московской области и Карелии.

Схематичный план нос. Полуночное (! 947г.)

ОБОЗНАЧЕНИЯ лмннистрлтмвнмх и объектов ШШ

“ одноэтажный жилой лом

” одноэтажный жи лой лом

(рвтрушено) иаиис №1

сшнис №2 (не эюсатуагнрустся) <ра трушено)

(разрушено)

( эксплуатируется как минирынок) (рюрушетю)

\шзшн (ис жсплуагорустса) (жсплуаттлпстся как малпмк)

С момента поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (далее МУВЖЗ) в 1906 г. жизнь Н.А. Всеволожского была неразрывно связана с архитектурой и строительством. Он был знатоком истории архитектуры. Интерес его к этой области возник еще во время обучения в МУЖВЗ. Затем он некоторое время работал заведующим архитектурным отделом Комиссии по охране памятников искусства и старины, где занимался обследованием памятников архитектуры в Москве и Московской области и составлял проекты реконструкции некоторых из них. Долгое время архитектор сотрудничал с обществом «Старая Москва», деятельность которого заключалась в реставрации и различном содействии сохранению зданий, относящихся к памятникам архитектуры. Работа в Электрострое и Москомстрое познакомила архитектора с проектированием разнообразных гражданских и промышленных объектов для различных по численности населенных пунктов. Особенно полезной для его творчества была работа в тресте «Стандарт-горпроект», где он, сотрудничая с иностранными коллегами, приобрел опыт разработки генеральных планов для новых городов.

Почти семь лет Н.А. Всеволожский работал в Карелии в проектном отделе Беломоро-Балтийского комбината. Он участвовал в проектировании и ведении авторского надзора над строительством самых различных объектов (градостроительных, промышленных, общественных и жилых), а также работал над созданием целых серий типовых проектов различных лагерных и поселковых сооружений. Эта работа позволила архитектору убедиться в значении деревянного строительства для северных территорий, где лес был самым доступным и дешевым из строительных материалов. Имея возможность свободного перемещения по территории края, он много времени уделял изучению деревянного зодчества Карелии. Некоторые мотивы этой архитектуры легли в основу его авторского стиля, который мы можем наблюдать в постройках Полуночного. В итоге за годы работы в Москве, Московской области и Карелии Н.А. Всеволожский приобрел ценный опыт, который блестяще использовал в дальнейшем при проектировании и строительстве поселка Полуночное.

Двенадцатого октября 1942 г. Н.А. Всеволожский был принят на работу в Полуночное рудоуправление на должность начальника подсобного цеха отдела капитального строительства, а к 1945 г. был назначен главным архитектором отдела капитального строительства Полуночного рудоуправления, одновременно с 1942 г. был членом Ивдельского Бюро по рационализации и изобретательству. Такую информацию дает нам его трудовая книжка. Однако в производственных характеристиках Всеволожский числился главным архитектором поселка с 1942 г. А во всех газетных статьях того времени без ссылок на должность его неизменно называли «отцом поселка».

Можно выделить три типа строений, проекты которых создал Н.А. Всеволожский для поселка Полуночное: жилые, общественные и хозяйственные. Все здания, кроме каменного Дома культуры, выполнены в стиле северного деревянного барокко. Некоторые из них уже разрушены. Другие после многочисленных ремонтов и перестроек значительно изменили свой облик, что наиболее характерно для жилых домов.

Сначала мы кратко рассмотрим хозяйственные постройки (овчарня на 100 и свинарник на 25 голов). Они наименее интересны с точки зрения стиля, но любопытны с точки зрения конструкций. Затем опишем проекты жилых домов - основных зданий поселка. После чего перейдем к рассмотрению общественных зданий, которые наиболее ярко представляют авторский стиль архитектора. В этой статье мы сознательно не станем анализировать проект клуба им. Жданова (единственное здание, построенное в поселке не из дерева), так как он требует отдельного исследования.

В личном архиве А.В. Долгова хранятся чертежи проектов овчарни на 100 и свинарника на 25 голов, подписанные Н.А. Всеволожским. Эти сооружения он проектировал для подсобного хозяйства Отдела рабочего снабжения (далее ОРС) на первом северном руднике.

Объединяет эти хозяйственные постройки практически идентичное конструктивное решение. Обе они представляют собой чисто утилитарные объекты - одноэтажные прямоугольные вытянутые здания со скатной кровлей. Габаритные размеры овчарни в осях составляют 25,40^9,70 м. Габаритные размеры свинарника в осях - 29,70^7,60 м. Фундамент - деревянные стулья. Конструкции внутренних и наружных стен выполнены из дерева (бревна 0 ~ 20 см). Деревянная конструкция кровли решена по системе наслонных стропил с промежуточными опорами. Перекрытия - из подшива досок и горбыля. Глинобитный пол и отмостка по периметру зданий выполнены по уплотненному грунту. Для возведения данных сооружений применена срубная, многокамерная система. В местах довольно протяженных стен (около 10 м) установлены деревянные сжимы. В их оформлении нет элементов северного деревянного барокко, - только голый функционализм.

Для поселка Полуночное Н.А. Всеволожский разработал несколько проектов жилых домов: одноэтажный четырехквартирный (рис. 2), одноэтажный двухквартирный (рис. 3) и дом для инженерно-технических работников. Большая часть поселка застроена домами двух первых типов.

Регулярные кварталы, прилегающие с северо-западной части, застроены компактными одноэтажными четырехквартирными домами. Каждый дом наделен небольшим приусадебным участком. К улице они, в основном, развернуты торцевыми фасадами (рис. 2).

В плане основной объем здания представляет собой прямоугольник. Однако общий вид дома подобен букве «Н», так как к основному объему по большим сторонам примыкают входные группы для каждой квартиры. Габаритные размеры жилого дома составляют 17,56x17,46 м. Внутренние стены, диаметр бревен которых равен диаметру наружных стен и составляет 20 см, делят здание на квартиры. В каждой квартире имеется небольшой распределительный холл, из которого можно пройти на кухню и в одну из комнат. Комнаты имеют смежное сообщение. Выход на улицу осуществляется через тамбур, расположенный на крыльце, где также находится холодная кладовая.

Конструкция основного объема срубная с продольным и поперечным расположением несущих бревенчатых стен. Для строительства крыльца применена стоечно-балочная система. Из-за применения разных конструктивных схем в месте примыкания крыльца имеется небольшой высотный перепад

в уровне конька кровли. Здание имеет скатную кровлю. Кровли крылец сопрягаются с основной под прямым углом.

Главный фасад

Щ щ к

||Н1 Д 1^1 Й1 Ж|Па Вшшп

11Ы.1

с ■ЗЗЦГ

Боковой фасад

О 3 ст > > ' г п ' а | о с

1 кухня жилая коми 5л. ' А жилая комната $ жмлая комната [Д № жиг кухня Т О О “N1 1ая комната

жилая коми Г\1й1 . ^ ц жилая комната жилая комната жиг 1ая комната

ЦЦ 1 кухня ° ° 1 кухня 1

у и-' г < > А 9С 1 н и и а Н 2 1о. ос

Художественный образ, задуманный архитектором, соответствует остальным постройкам, выстроенным им в авторском стиле северного деревянного барокко. Однако в данном проекте есть некоторые отличия. Автор, при довольно распространенном для него решении примыкания крылец и веранд, привносит различные детали, которые берут на себя основную композиционную нагрузку выделения главного фасада здания и делают его облик более разнообразным. Так, наличники оконных проемов разной ширины отличаются друг от друга. Наличники окон жилых комнат имеют более сложную композицию и нагружены деталями.

Жилые улицы центральной части поселка, дворы участков которых граничили с участками общественных сооружений, были застроены одноэтажными двухквартирными жилыми домами (рис. 3). Формируя фронт застройки, дома развернули к улице протяженными фасадами.

Каждый такой дом рассчитан на две семьи. В плане здание представляет собой прямоугольник, с торцов которого примыкают входные группы меньшей ширины. Габаритные размеры в осях составляют 16,40 х 8,50 м. Здание имеет симметричную зеркальную планировку. Каждая квартира состоит из трех жилых комнат, две из которых выходят на главный фасад. Помещения кухни и санитарного узла (ванная комната отгорожена от всех наружных стен и имеет печь; туалетная комната с естественным освещением примыкает к наружной стене) выходят во двор. В планировке применена коридорная система.

Входные группы состоят из веранды, крыльца, помещения холодной кладовой и своеобразного коридора-сеней. Они имеют каркасную конструкцию и скатную кровлю. По ширине размеры входного узла составляют примерно половину ширины основного объема. С обеих сторон (с улицы и двора) устроены входные лоджии, навес которых опирается на три колонны со стороны улицы и четыре колонны со стороны двора.

Судя по сохранившимся постройкам, изначально было разработано несколько вариантов оформления фасадов. Однако сегодня мы располагаем лишь одним из чертежей фасада с индексом «А». На нем в центре фронтона, обшитого вертикально расположенными досками, находится большое полуциркульное окно, имеющее ячеистую структуру заполнения импостами. Венчает арку окна деревянный аграф (декоративный элемент, выполненный в виде замкового камня и расположенный в вершине полуциркульной арки). Фронтон покоится на антаблементе, несомом деревянными колоннами тосканского ордера. Парные колонны расставлены по центру и краям фронтона. По углам здания, чтобы скрыть торцы бревен, предусмотрены деревянные лопатки с имитацией тосканского ордера.

В основном отличия от других подтипов касаются оформления центральной части главного фасада. Варианты отличий проекта - это наличие или отсутствие слухового окна (полуциркульное или восьмигранное) на фронтоне, а также наличие или отсутствие фальшколонн и лопаток, закрывающих торцы бревен примыкающих поперечных стен.

Общественные здания, о которых далее пойдет речь, можно разделить на два типа: административные и социальные. К первому типу отнесем здание администрации поселка, здание администрации ОРСа и здание рудоуправления (описание которого мы опустим). К социальным объектам - столовую, больницу, детские ясли, детский сад, универмаг и школу.

Административные здания № 1 и 2 расположены на улице Советская по обе стороны относительно здания клуба. Оба они очень похожи друг на друга. С первого взгляда может показаться, что и функция у них одна.

Административное здание № 1 (рис. 4) - это многофункциональное здание, которое совмещает в себе телеграф, телефон, паспортный стол, отделение милиции, ЗАГС и приемную председателя поселкового совета. Судя по документам, было несколько вариантов решения фасада. Основные изменения коснулись крыльца главного входа. Функциональная планировка здания не изменилась. Государственные институты в здании разделены внутренними стенами из бревен на три отсека, каждый из которых имеет отдельный выход на улицу. В северной части - телеграф и почтовое отделение, в центре - комнаты поселкового совета и ЗАГСа, с южной стороны - отделение милиции и паспортный стол.

В административном здании № 2 размещены две организации: ЖКО и ОРС. Это здание имеет небольшие отличия от первого. В основном они касаются внутренней планировки и оформления фасада. При проектировании для ОРСа была применена коридорная система, а для ЖКО - ячеистая. Протяженный коридор ОРСа в середине здания имеет естественное освещение благодаря остеклению входных дверей и окну на боковом фасаде. Каждая

структура имеет изолированный выход на улицу. Сегодня нельзя однозначно утверждать, что было выполнено по проекту, а что изменилось в результате ремонтов и реконструкций. Удовлетворительных фотографий не сохранилось. Сегодня здание разрушается после многочисленных переделок.

Рис. 4

По художественному оформлению здание администрации № 1 решено в том же ключе, что и остальные сооружения, выстроенные в стиле северного деревянного барокко. К основным акцентным деталям можно отнести решение крылец входов. Все они конструктивно решены по стоечно-балочной схеме. Центральное крыльцо украшено богаче, чем боковые. Построенное здание отличается от проекта, хотя общая композиция сохранилась. Не был установлен шпиль, а полуциркульные витражные слуховые окна на фронтонах боковых входов заменены на маленькие шестигранные. В более поздних ремонтах переориентировали лестницу на крыльце главного фасада: вместо двух боковых сделали одну более широкую. Перекрыли кровлю шифером. Очевидно, тогда же были убраны крайние тумбы, расположенные по краям на фронтоне главного крыльца. Тумбы представляли собой органичное ордерное завершение всего фасада крыльца. Каждую тумбу венчал шар.

Еще одно не сохранившееся до наших дней здание - поселковая больница (проект 1944 г.) (рис. 5). Оно располагалось на углу пересечения улиц Советская и Мира, напротив административного здания № 2. Поселковая

больница представляла собой многофункциональный центр по решению разного рода медицинских задач. В западной части здания размещалось родильное отделение, рассчитанное на двух рожениц. По центру - отделение больничных палат общей вместимостью восемь койко-мест. В восточной части -поликлиническое отделение и аптека. Судя по планам здания, каждое отделение было снабжено теплыми выгребными туалетами и изолировано внутренними бревенчатыми стенами. В здании было четыре отдельных входа, каждый из которых имел свое крыльцо.

Рис. 5

В объеме это одноэтажное вытянутое здание с вальмовой кровлей. Симметрия архитектурных деталей и оконных проемов здания прослеживается только на главном (южном) фасаде. Остальные фасады решены исходя из условий функциональной необходимости. Соответствие художественного образа этого здания остальным постройкам, определяет оформление крылец главного (южного) фасада. Однако имеется ряд отличий от других сооружений.

Особый интерес представляет здание детских яслей (рис. 6). Участок, на котором размещалось данное сооружение, также расположен на углу пересечения улиц Советская и Мира, но уже напротив административного здания № 1. Основой данного объекта послужил типовой проект, датированный 27.05.44 г., предоставленный Народным комиссариатом черной металлургии «УралГИПРОРУДА». Данный проект был переработан Н.А. Всеволожским и к декабрю 1944 г. утвержден для строительства. Планировка яслей осталась практически без изменений. В отличие от предоставленного проекта, открытая веранда, находящаяся в восточной части, с которой сообщаются комнаты групп детей среднего и старшего возраста, расположенные по разные стороны внутреннего коридора, после остекления стала закрытой.

Рис. 6

Самые существенные изменения коснулись фасадов. Н.А. Всеволожский изменил их, чтобы здание по стилю соответствовало другим сооружениям. Здесь, как и в других постройках, внимание акцентируется на художественном оформлении крыльца главного входа и оформлении фронтона веранды. Сегодня здание уже разрушено.

Здание детского сада (рис. 7), построенное по проекту 1947 г., располагается на углу пересечения улиц Советская и Бабкина, напротив административного здания № 2. В плане здание абсолютно симметрично. Сегодня здание эксплуатируется в качестве мини-рынка. Габаритные размеры в осях 38,80^10,75 м (если измерять вместе с выступающими верандами, то размеры составят 38,80x19,40 м). В целом план достаточно компактен и функционален.

Художественный образ соответствует остальным сооружениям. Однако стоит отметить оригинально решенную форму крыши, скаты которой расположены в разных плоскостях. Посредством перемены высот конька они читаются как единое целое. Автор при довольно распространенном решении конструкции крылец в этот раз предлагает уникальную по своей геометрии форму крыльца. Оно стало полукруглым и состоит из пяти сегментов. Архитектурные детали оформления крыльца главного входа выполнены в стиле нарышкинского барокко.

Универмаг (проект 1943 г.) (рис. 8) был построен на углу пересечения улиц Центральная и Площадь Первомайская. Парадный главный вход в магазин располагается в средней части здания на юго-западном фасаде. Перед крыльцом входа планировалось устроить фонтан. Габаритные размеры составляют примерно 28,70x13,50 м. Со стороны главного фасада располагаются торговые залы, из которых эвакуационные выходы выводят на боковые фасады. На задний фасад выходят складские и административные помещения со своими загрузочными и эвакуационными выходами. Есть еще несколько выходов, которые расположены на других фасадах: по одному на боковых и целых три на заднем.

Рис. 8

Фасады универмага, как и здание школы, наиболее полно отражают стиль северного деревянного барокко. Данный проект отличает большое количество архитектурных деталей главного фасада. Автор при довольно распространенном применении деталей клонирует их, усложняя и измельчая плоскости фасада (т. к. магазин стоит в черте красной линии и воспринимается людьми с близкого расстояния). Оформление второстепенных фасадов выполнено достаточно скупо, но части боковых фасадов, которые граничат с главным, украшены архитектурными деталями.

Подробнее других мы рассмотрим проект здания школы (рис. 9), так как он наиболее ярко представляет стиль, разработанный Н.А. Всеволожским на основе его исследований северного деревянного зодчества Карелии. Школа была расположена на главной улице поселка Полуночное - улице Мира. По истечении срока эксплуатации в начале XXI века здание школы было разрушено. При проектиро-

вании архитектор учитывал сложности рельефа для создания архитектурнокомпозиционного решения здания. Участок школы имеет нестандартную форму, обусловленную композиционным решением застройки кварталов по генеральному плану поселка. Со стороны главного фасада устроены: центральная аллея (ведущая к главному входу), небольшой сквер и игровые площадки. При создании проекта благоустройства, учитывая рельеф, архитектор использует подпорные стенки и откосы. Со стороны двора расположены площадки хозяйственного назначения, школьный огород, а также небольшой школьный стадион.

*-

Рис. 9

В плане (рис. 10) здание имеет сложную конфигурацию с габаритными размерами в осях 34x17 м. Соответственно, фасады здания школы, по сравнению с другими постройками поселка, более пластичны. Они состоят из выступающих и западающих плоскостей бревенчатых стен с многочисленными архитектурными деталями. Основными композиционными акцентами фасадов здания являются открытые фронтоны вальмовой кровли на главном фасаде и над выступающими объемами внутренних лестниц.

При проектировании школы была применена коридорно-галерейная система. Коридоры на первом и втором этажах объединены лестничными клетками. Классные и административные комнаты выходят в коридоры, для освещения которых в середине здания устроена галерея. Необходимые для данной школы помещения были распределены на три этажа: цокольный, первый и второй. Цокольный этаж занимает небольшую площадь, равную примерно третьей части площади первого этажа. Здесь располагаются помещения лабораторий, туалетных комнат, а также есть отдельный выход на улицу. На первом этаже размещены классные комнаты, помещения для принятия и приготовления пищи, возле главного входа - гардероб, комнаты завуча и сторожа. На втором этаже расположены классные комнаты, библиотека, читальный зал, канцелярия, а также комнаты директора, завуча и преподавателей. Кроме того, имеется физкультурный зал, в глубине которого расположена эстрада. Комната завуча име-

ет выход на лоджию. В соответствии с нормами пожарной безопасности в здании имеются четыре выхода: парадный вход на главном фасаде, служебный (для комнат приготовления пищи) на заднем фасаде и два эвакуационных выхода, расположенных в объемах лестничных клеток.

Для возведения столь сложного по своей геометрической форме сооружения применена многокамерная срубная система. Фундамент здания - монолитный шлакобетон. Из этого материала выполнена также цокольная часть здания. Стоит отметить, что это единственный случай использования монолитного шлакобетона в качестве фундамента для деревянных сооружений. Остальные конструкции выполнены из дерева. Внутренние и наружные стены - бревна диаметром около 20 см, оштукатуренные по дранке деревянные перегородки; деревянные лестничные марши, деревянные перекрытия, деревянная конструкция кровли (стропила, фермы, обрешетка). Материал покрытия кровли - кровельная сталь.

Необходимо отметить, что построенное здание отличается от первоначального проекта. Осталась неблагоустроенной пришкольная территория. На фасадах изменения коснулись остекления входных дверей - они стали глухими. Проем лоджии учительской, выходящей на главный фасад, остеклен, а образованная ниша акцентируется рустованными пилястрами. Навес балкона опирается на выступающие из поля стены помочи бревен, а скат навеса осуществлен в виде трехчастного фронтона. Изменен декор наличников окон первого и второго этажей, а также декоративная обработка крайнего правого прясла главного фасада. Здесь появились пилястры тосканского ордера в простенках окон и обшитый досками фронтон. Фронтон главного входа венчает шпиль, установленный на тумбе с барочными выкружками по бокам.

Среди основных стилевых деталей можно отметить резные наличники окон, разные типы окон (прямоугольные, прямоугольные с полуциркульным завершением, квадратные, шестигранные, восьмигранные, овальные), остекление входных дверей, устройство лоджии и балкона, навес которого опирается на колонны тосканского ордера, а ограждение украшено точеными балясинами. Границы прясел стен главного фасада украшены лопатками. Торцы бревен плоскостей стен главного входа и торцевой стены лестничной клетки западного фасада опилены уступами для создания эффекта нависания и значимости.

Все военные годы архитектор провел в поселке Полуночное и не был на фронте. За свою работу в эти годы он награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В производственных характеристиках Н.А. Всеволожский упоминается как грамотный, культурный и дисциплинированный работник, добросовестно и ответственно относящийся к своей работе, за что был неоднократно премирован.

Поселок Полуночное - далеко не последний проект Н.А. Всеволожского. Далее он работал в Харьковском проектном институте «Южгипроруда», сыграв заметную роль в восстановлении поселка им. Губкина. Его проект реконструкции клуба предприятия «КМАруда» был выдвинут на соискание Сталинской премии.

Поселок Полуночное - целостное творение автора, начиная с генерального плана и до последнего сооружения (до 1949 г.). Это, несомненно, самый яркий и значительный проект архитектора. Здесь в полной мере выражено авторское видение архитектуры. Блестяще разработанный генплан позволил поселку возникнуть и гармонично развиваться. Все здания поселка

выдержаны в едином, авторском стиле. Здесь нет помпезной монументальности сталинского ампира, присущей архитектуре того времени. Нет и ощущения «временности» и «простоты» построек для маленького рабочего поселка. Несмотря на то, что поселок Полуночное рождался в суровые военные годы при дефиците времени и материалов, архитектор сумел воплотить в его градостроительных и объемных решениях собственные представления об архитектурном ансамбле, обладающем стилистическим и композиционным единством, перекликающимся с образами и традициями деревянного зодчества Русского Севера. Именно эти качества принесли застройке села широкую известность и добрую память жителей поселка к архитектору Н.А. Всеволожскому.

Библиографический список

1. Архивный отдел ОАО «Уралтрансгаз» Ф 5. Оп. 3-л. Ед. хр. 99 л. 97-102 (личное дело 94-117).

2. Архивный отдел ОАО «Уралтрансгаз» Ф 5. Оп. 3-л. Ед. хр. 562 л. 16-22 (личная карточка и бугалтерия).

3. Архивный отдел ОАО «Уралтрансгаз» Ф 5. Оп. 1 д. 1 (фотоальбом 36 листов).

4. Фонды историко-этнографического музея г. Ивделя.

5. Фонды музея архитектуры УралГАХА Ф. 3 оп. 1 ед. хр. 104.

6. Царькова, К. Поселок на речке Полуночной / К. Царькова // Северная звезда. - 1950. -№ 70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.