Научная статья на тему 'Творческая биография архитектора Н. А. Всеволожского'

Творческая биография архитектора Н. А. Всеволожского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
524
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колмаков А. В.

Эта статья о творчестве малоизвестного архитектора Н.А. Всеволожского, жизнь которого неразрывно связана с проектированием и строительством различных объектов для нужд государства. Самые яркие его работы пос. Полуночное и проект реконструкции клуба управления «КМАстой» в г. Губкине, выдвинутый на соискание сталинской премии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая биография архитектора Н. А. Всеволожского»

Вестник ТГАСУ № 4, 2007

43

A.Yu. ZASLAVSKAYA

THE CONCEPT OF A DEVELOPING OBJECT IN ARCHITECTURE

A theme of constant transformation, movement and animation of objects of architecture is considered in the paper. The problems of revealing of the organic approach in architecture are stressed out. As the result of the analysis of modern architecture development the mechanical approach to designing disappears and the main principles of formation of organic objects, as self-forming and self-growing are marked. The analogy of changes in wildlife with changes and transformation in architecture is shown: it adapts to the changes occurring in the environment, changing and going through evolution.

УДК 72.01

А.В. КОЛМАКОВ, аспирант,

УралГАХА, Екатеринбург

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АРХИТЕКТОРА Н.А. ВСЕВОЛОЖСКОГО

Эта статья о творчестве малоизвестного архитектора Н.А. Всеволожского, жизнь которого неразрывно связана с проектированием и строительством различных объектов для нужд государства. Самые яркие его работы - пос. Полуночное и проект реконструкции клуба управления «КМАстой» в г. Губкине, выдвинутый на соискание Сталинской премии.

Советский период истории России закончился, но интерес к нему не ослабевает. Его ругают, им восхищаются, но главное - его продолжают исследовать. Одна из тенденций ХХ века - поворот от «макроистории» к «микроистории» (истории повседневности, истории «маленького человека» и т. п.). Сегодня актуально обратить внимание на историю конкретного человека, который жил и трудился в это время и своим трудом помогал создавать великое государство. Так, исследование творческого наследия одного архитектора раскрывает направление поисков современной ему архитектуры. В двадцатые годы ХХ века молодое Советское государство со своими грандиозными планами нуждалось в квалифицированных работниках. Интересно отметить тот факт, что основную группу архитекторов, по чьим проектам в тот период было построено множество объектов, составляли выпускники московских и петербургских архитектурных школ, которые получали образование в годы, предшествующие Октябрьской революции. Именно эти архитекторы заложили основы формирования нового облика больших и малых городов России. К числу таких архитекторов можно отнести Николая Александровича Всеволожского, чье творчество достойно пристального внимания и подробного изучения.

© А.В. Колмаков, 2007

Н.А. Всеволожский родился 5 декабря (22 ноября) 1884 г. в многодетной семье железнодорожного служащего. Свое обучение Н.А. Всеволожский начал в сельской трехклассной начальной школе (1892-1895), а затем поступил в городское Московское Басманное 4-классное училище (1897-1900). После чего проработал три года чертежником на Московско-Казанской (тогда Ленинской) железной дороге, где больше 50 лет проработал его отец [1].

Его творческий путь можно условно разделить на четыре этапа. В данном случае в качестве критерия можно взять географию его наследия. Первый период - московский - охватывает деятельность архитектора в Москве и Московской области с 1906 по 1934 гг. и является самым протяженным по времени. С 1934 по 1941 гг. он жил и трудился в Карелии. Следующим этапом было создание поселка Полуночное (1941-1949) после перевода архитектора в Ивдельлаг. Последним периодом творчества можно считать службу в Харьковском проектном институте «Южгипроруда».

Московский период - это время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), работа под руководством именитых архитекторов Москвы того времени и первые самостоятельные проекты. За эти годы он получил богатый опыт проектирования, строительства и реставрации самых различных архитектурных объектов. Параллельно «теоретическому» обучению в МУЖВЗ он проходил «практическую» школу, работая самостоятельным помощником московских архитекторов.

Сразу после окончания училища молодой архитектор занимался проектированием и строительством военных объектов (дорог, мостов, складов, бараков, бань и т. п.) для Западного фронта. Затем, будучи заведующим архитектурным отделом Комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета, он получил ценный опыт реставрационных работ. Впрочем, работа в Комиссии была связана также с установкой новых памятников и созданием пролетарских музеев. Н.А. Всеволожский является автором реконструкции обелиска в Александровском саду. В 1913 г. этот обелиск установили недалеко от угловой Арсенальной башни Кремля, а в 1918 г. он был реконструирован и переименован (имена царей были заменены именами революционных мыслителей) [2]. Также в 1918 г. Н.А. Всеволожский принял участие в конкурсе на проект монумента Советской конституции. Всего в конкурсе участвовали пять молодых архитекторов: Н. Всеволожский, Н. Докучаев,

Д. Осипов, А. Ефимов и Н. Васильев. Однако тогда наиболее удачным был признан проект Д. Осипова [3].

Еще в училище Н.А. Всеволожский уделял особое внимание изучению истории архитектуры. Будучи долгое время членом общества «Старая Москва» [4], активно участвовал в реставрации и реконструкции разрушенных памятников архитектуры. Уникальным опытом стали обмеры, наблюдения и фиксация данных при сносе старинных зданий. В 1927 - сер. 1928 гг. Н.А. Всеволожский, работая под научным наблюдением Д.П. Сухова, принял участие в проектных работах по реставрации стен Китай-города. Он давал рекомендации по ремонту участка, выходящего на Москву-реку. В архиве Государственного научно-исследовательского музея архитектуры (ГНИМА) им. А.С. Щусева сохранились генеральный план Китайгородской стены с по-

казанием части, подлежащей ремонту, и описание необходимых ремонтных работ (1927 г.) [5], а также светокопии двух проектов, датированных 1930 г.: 1) проект устройства арок для трамвайного движения и пешеходов в стене близ Варварской башни и для пешеходов в Варварской башне (фасады, планы, разрез) [6]; 2) проект реконструкции Троицкой башни стены Китай-города напротив ул. Рождественки (фасад, план, разрез) [7]. К сожалению, в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века было разрушено много исторических объектов, в том числе и недавно отреставрированные стены Китай-города.

Работая в Электрострое и Москомстрое, он сталкивается с проектированием самых различных гражданских и промышленных объектов для больших городов и малых поселений. В 1919 г. в должности архитектора первого разряда он принимал участие в строительстве Каширской ГРЭС - первой районной электростанции, сооруженной по плану ГОЭЛРО. Совместно с другими архитекторами (П.А. Голосов, В.Д. Кокорин, Л.А. Веснин, С.Е. Чернышев, И.Н. Шибанов, Н.Я. Колли, Г. Гиршенберг и др.) он принимал участие в проектировании и строительстве рабочего поселения и производственных зданий при Каширской ГРЭС. В отделе архитектурной графики ГНИМА им. А.В. Щусева находятся чертежи здания холодного и теплого складов [8]. В автобиографии при поступлении на работу за 1948 г. Н.А. Всеволожский указал, что с 1927 по 1931 гг. он руководил проектированием и строительством трамвайных парков, автобусных гаражей, парков, клубов, районных бань с бассейнами, городских прачечных, станций аэрации, водопровода, канализации, трамвайных станций и т. д. Среди них Бахметьевский и Новорязанов-ский автобусные гаражи (конструктор покрытия В.Г. Шухов) и клуб имени Русакова, автором которых является выдающийся архитектор К.С. Мельников. На сегодняшний день в архивах Москвы пока не удалось найти документов, проясняющих вклад Н.А. Всеволожского в проектирование и строительство этих сооружений.

Очень полезной для его дальнейшего творчества была работа в тресте «Стандартгорпроект». Здесь Н.А. Всеволожский получил возможность сотрудничать с иностранными коллегами и перенять их опыт проектирования. В это время он познакомился с новой для него деятельностью - разработкой и составлением генпланов новых городов. После разработки основных элементов генплана Магнитогорска архитектор в качестве бригадира по проектированию занимался дальнейшим исполнением проектов Кузнецка, Ленинска, Прокопьевска и других городов Кузбасса. Последнее, что стоит отметить в этом периоде, - это недолгая работа в Метрострое до ареста и высылки в Карелию.

Таким образом, работая в различных организациях Москвы и Московской области, Н.А. Всеволожский сотрудничал со многими сокурсниками и другими более известными выпускниками МУЖВЗ и Петербургской академии художеств, и это составило основу его профессионализма.

Следующий период, по месту ссылки, можно назвать карельским. В мае 1934 г. Н.А. Всеволожский был арестован по обвинению в недонесении. Через 10 дней архитектор был направлен в административную высылку в Карелию для работы на Беломоро-Балтийском комбинате, где проработал до августа 1941 г. Все это время архитектор был сотрудником проектного отдела ББК

НКВД. Он жил в Медвежьегорске, но по служебным обязанностям много ездил по Карелии.

Используя свои знания и обширный опыт двадцати восьми лет работы архитектором, он проектировал и вел авторский надзор за строительством различных градостроительных, промышленных, общественных и жилых объектов, которые способствовали дальнейшему освоению советской Карелии. Свидетельством тому могут служить документы, хранящиеся в Национальном архиве республики Карелия, а также некоторые существующие объекты (датированные серединой 30-х годов), при визуальном обследовании которых можно отметить черты авторского стиля. Клуб на 170 зрителей 1937 г. [9], административное здание в г. Медвежьегорске 1937 г., проект тарного цеха там же 1938 г. [10], генеральный план северо-восточной части Медвежьегорска 1940 г. [11] - далеко не полный список работ Всеволожского в период его работы на ББК НКВД.

Также Н.А. Всеволожский участвовал в создании целых серий типовых проектов различных лагерных и поселковых объектов. Были разработаны типовые проекты лагерных пунктов на разное количество заключенных с расположением средств охраны (вышки), пожарной безопасности (пожарный водоем), столовой, бани и т. д. В частности, в национальном архиве Карелии хранится типовой проект клуба на 170 зрителей, разработанный Н.А. Всеволожским лично. При разработке проекта генерального плана северовосточной части г. Медвежьегорска (1940 г.) ему помог опыт составления генпланов, полученный в тресте «Стандартгорпроект».

Интересен тот факт, что большинство сооружений было выстроено из дерева, самого доступного и дешевого материала для Карелии. Это обстоятельство позволило ему убедиться в значении деревянного строительства для северных территорий, богатых лесом (например, Карелия и Северный Урал).

Особо стоит отметить то неизгладимое впечатление, которое произвела на Н.А. Всеволожского увиденная там архитектура предыдущих столетий. Карельская архитектура, которая сегодня считается общепризнанным шедевром, в то время еще не была глубоко изучена. После окончания срока высылки (май 1937 г.) архитектор решил остаться не только для того, чтобы вести авторский надзор за строящимися объектами и проектировать новые, но и для того, чтобы глубже исследовать своеобразие местного деревянного зодчества. В итоге за годы, проведенные в Карелии, Н.А. Всеволожский приобрел ценный опыт, который блестяще использовал в своей дальнейшей работе.

В июле 1941 года из-за начавшихся боевых действий архитектор был откомандирован в Ивдельлаг. С этого времени начинается третий период в его творчестве, который продлился до 1949 года. В основном в это время он работал над созданием нового горняцкого поселка Полуночное (основной источник разработки месторождения марганцевых руд в годы Великой Отечественной войны): Н.А. Всеволожский является автором генерального плана и проектов практически всех зданий, построенных до 1949 года. Официально Н.А. Всеволожский был назначен главным архитектором отдела капитального строительства Полуночного рудоуправления только к 1 августа 1945 г. Однако в производственных характеристиках, подписанных управляющим Полу-

ночным рудоуправлением, он указывается в качестве главного архитектора поселка с 1942 г. В газетных статьях того времени его называют «отцом поселка». Большой опыт архитектурной деятельности помог Н.А. Всеволожскому создать удобную планировку для поселка с учетом особенностей рельефа и разработать каждый объект административного и жилого назначения с оптимальным функциональным удобством и неповторимым оформлением экс-терьеров зданий.

Практически все здания поселка Полуночное выполнены с использованием элементов стиля русского деревянного барокко. По датам на чертежах можно проследить последовательность создания поселка. Согласно обнаруженным в фондах музея Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УГАХА) графическим документам, первыми работами Н.А. Всеволожского на Урале можно считать типовые проекты четырехквартирного (18.05.1943 г.) и двухквартирного (02.06.1943 г.) жилых домов. Стоит отметить, что значительная территория поселка Полуночное застроена такими сооружениями. Сегодня большая часть этих домов потеряла первоначальный облик, так как жильцы их уже не раз ремонтировали и перестраивали. В 1943 г. Н.А. Всеволожский разрабатывает и реализует проект средней школы (здание разрушено в начале нашего века) и продуктовый магазин. В 1944 г. в поселке строятся больница (здание уже разрушено) и столовая (сегодня там располагается магазин). Проект здания администрации датирован 1945 г., это здание и сегодня выполняет свои функции. Также были построены детские ясли (на сегодняшний день здание разрушено) и детский сад (1947 г.). Во всех этих зданиях можно увидеть мотивы карельской архитектуры.

Первым каменным зданием стал Дворец культуры. Интересно отметить, что проект Дворца культуры был выполнен в двух вариантах. Первоначально предполагалось, что это деревянное здание будет логичным завершением всего построенного ранее, станет самым ярким воплощением стиля, разработанного Н.А. Всеволожским на основании мотивов карельского деревянного зодчества. За разработку этого проекта в сентябре 1945 г. архитектор получил премию в размере месячного оклада. Однако проект, представленный на согласование в 1945 г., не был утвержден, так как материалы конструкций не удовлетворяли условиям пожарной безопасности. В 1947 г. Н.А. Всеволожский представил другой, каменный вариант проекта Дворца культуры. Основным материалом для выполнения ограждающих конструкций стал монолитный шлакобетон. Таким образом, в поселке появилось первое здание, построенное не из дерева. По генеральному плану поселка видно, что Дворец культуры занимает центральное положение, а также является доминантным объемом в административном ядре жилого образования. Здание Дворца культуры замыкает центральную улицу Мира, вдоль которой располагались все объекты социальной инфраструктуры (детский сад, больница, детские ясли, школа, столовая, магазин и здание администрации поселка). По проекту 1947 года по обе стороны боковых фасадов предусматривалось разбить небольшие регулярные парки. Место за Дворцом культуры предназначалось для стадиона с беговой дорожкой на 400 метров, физкультурным залом и трибунами. К сожалению, площади вокруг здания так и остались неблагоустроен-

ными. На месте стадиона сейчас находится футбольное поле, рядом - хоккейная площадка с полуразрушенным ограждением, а само здание находится в аварийном состоянии и нуждается в капитальном ремонте.

За проектирование и строительство поселка Полуночное в военные годы Н.А. Всеволожский был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». К сожалению, многие сооружения, построенные по его проектам, уже разрушены. В восьмидесятые годы двадцатого века лучшие здания поселка Полуночное были взяты под государственную охрану. Тем не менее они продолжают разрушаться.

Четвертый и последний период творчества Н.А. Всеволожского включает время его работы в Харьковском проектном институте «Южгипроруда» с 1949 г. С начала 50-х гг. он принимал активное участие в строительстве поселка им. Губкина (в 1955 г. поселок получил статус города). Он привязывал здание по месту строительства и вносил коррективы в типовые проекты с целью усиления выразительности фасадов. Будучи старшим архитектором института, он часто приезжал в поселок для ведения авторского надзора за строящимися по типовым проектам зданиями. Помимо жилых зданий, под архитектурным руководством Н.А. Всеволожского были построены социальные объекты: детский сад, десятилетняя школа № 1 на 400 ученических мест на ул. Победы (1950 г.) и школа № 2 на ул. Чайковского, больница, клуб управления «КМАстрой» на 340 мест (1953 г.). Он откорректировал проекты двухэтажных жилых домов на ул. Чайковского. Также он внес изменения в фасады кинотеатра «40 лет Октября» (1957 г.): ионический ордер колонн портала, ажурный карниз и фальшколонны на стенах. И по сей день жители города считают это здание вторым по красоте после клуба [12].

Самой выдающейся работой архитектора в поселке им. Губкина стал проект реконструкции клуба на 340 мест. Первый проект клуба на 200 человек принадлежал конструктору Дунаевскому из института «Южшахтопроект». По этому проекту на главной площади был заложен фундамент на территории бывшей барской усадьбы. Однако в связи со строительством кварцитного рудника, фабрики и ТЭЦ, а также с ростом численности населения поселка возникла необходимость увеличения числа мест зрительного зала и площадей ряда помещений и создания новых комнат (биллиардная, музыкантская, туалетная и др.). После заложения фундамента по распоряжению В.М. Кислова (назначенный начальник «КМАстроя» (Курская магнитная аномалия)) стройка была остановлена, а проект был направлен на доработку в другой проектный институт «Южгипроруда». Выполнить проект реконструкции клуба с учетом увеличения вместимости, а также усиления выразительности было поручено Н.А. Всеволожскому.

Постоянная нехватка строительных материалов вызвала необходимость сохранения заложенных по старому проекту фундаментов, что чрезвычайно затруднило реконструкцию. Но, несмотря на это, архитектор сумел добиться четкой компактной планировки и хороших экономических показателей. При сохранении прежней кубатуры здания все размеры основных и вспомогательных помещений признаны соответствующими установленным нормам.

Все строительные и монтажные работы по реконструированному проекту клуба, начатые в марте 1952 года и законченные в октябре 1953 года, были выполнены старооскольским стройуправлением «Минтяжпром» под авторским надзором архитектора Н.А. Всеволожского. Его мастерство было высоко оценено не только жителями города, но и специалистами. Ознакомившись с документацией, комиссия просмотра при областном отделе архитектуры г. Курска (В.Г. Кремлев, Н.Л. Винокур, Д.И. Гаркуша, СИ. Федоров, С.Ф. Сурин, Т.И. Вы-сов) постановила: «материалы по клубу на 340 мест, построенному в поселке им. Губкина, представить на Всероссийский просмотр зданий, выстроенных в 1953 году» [13, л. 49; 14]. Таким образом, этот проект был выдвинут на соискание Сталинской премии. Однако архитектор ее не получил.

Сегодня здание клуба, с измененной планировкой после ремонтов и реконструкций, продолжает функционировать. В нем размещается Дом творчества детей и подростков. Здание нуждается в капитальном ремонте и еще не признано памятником архитектуры.

Н.А. Всеволожский оставил добрую память своими творениями. В производственных характеристиках он упоминается как грамотный, культурный и дисциплинированный работник, добросовестно и ответственно относящийся к своей работе, за что был неоднократно премирован. Его жизнь неразрывно связана со строительством и проектированием различных объектов, в которых нуждалось государство. К 1953 году стаж его работы архитектором составлял 47 лет. Н.А. Всеволожский был опытным зодчим, умел реализовать свои проекты. Он прошел большой творческий путь, оттачивая свое мастерство и формируя собственный авторский стиль. Время идет, происходит неминуемое разрушение не только памятников архитектуры, но и зданий, которые еще только необходимо отнести к этой категории. Такая ситуация делает особенно актуальным изучение творческого наследия многих, незаслуженно малоизвестных архитекторов, среди которых Н.А. Всеволожский является примером высокого понимания назначения профессии для культуры народа.

Библиографический список

1. Архивный отдел ОАО «Уралтрансгаз» Ф5. Оп.3-л.Ед.хр.99. - С. 97-102.

2. Петров, С.Г. Перечень призведений монументального искусства, посвященных историческим личностям, возведенных в Москве с 1779 по 2001 гг. / С.Г. Петров // Законодательство города Москвы о монументальном искусстве. Сборник материалов. - М. : ООО «АРТ-БЮРО Консалтинг», 2002.

3. История русского искусства: в 13 т. Т. XI / В.С. Кеменов, Д.В. Сарабьянов. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 630 с.

4. Овсянникова, Е.Б. Охрана памятников архитектуры Москвы в первые послереволюционные годы: дис. ... канд. архитектуры. - М. : МАИ, 1978.

5. ГНИМА им. А.В. Щусева, ф. 33, оп. 6, д. 18, арх. 463.

6. ГНИМА им. А.В. Щусева, ф. 33, оп. 6, д. 18, арх. 192.

7. ГНИМА им. А.В. Щусева, ф. 33, оп. 6, д. 18, арх. 197.

8. ГНИМА им. А.В. Щусева Р1а № 7046, Р1а № 7046 об.

9. Нац. Архив Республики Карелия. Ф. № 865. Оп. № 37. Ед. хр. 33/323.

10. Нац. Архив Республики Карелия. Ф. № 865. Оп. № 37. Ед. хр. 37/370.

11. Нац. Архив Республики Карелия. Ф. № 865. Оп. № 37. Ед. хр. 39/385.

12. Алексеев, Ю.Г. Все остается людям / Ю.Г. Алексеев. - Белгород : ОАО «Белгородская

областная типография», 2006. - 624 с.

13. rAKO O. 5293. On. 1. Cb. 8, g. 63. - C. 43-65.

14. rAKO O. 5293. On. 1. Cb. 7, g. 61. - C. 54-93.

A.V. KOLMAKOV

THE CREATIVE BIOGRAPHY OF THE ARCHITECT N.A. VSEVOLOZHSKY

The article tells about the creative work of N.A. Vsevolozhsky, whose life was devoted to projecting and building of different object for the state' s needs. His most outstanding works are the village «Polunotchnoye» and the reconstruction project of the «KMAstroi» club in the town Gubkin, which was worth the Stalin-premium.

УДК 711.000.93. 571.17

И. В. ЗАХАРОВА, аспирант,

НГАХА, Новосибирск

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОРОДА В ПРОЕКТАХ ПЛАНИРОВКИ КЕМЕРОВА В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ.

Проекты планировки Кемерова (до 1932 г. - Щегловск), разрабатывавшиеся в начале 1930-х гг. в связи с планами по созданию Урало-Кузбасского комбината, предполагали строительство нового города «последовательного социалистического типа» с полным обобществлением быта. Статья посвящена истории разработки первых проектов планировки Кемерова и влиянию этих проектов на планировочную структуру и архитектуру города.

В июне 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) была принята резолюция, предусматривающая «создание в ближайший период новой угольно-металлургической базы в виде Урало-Кузбасского комбината» [1]. Новые и реконструируемые города Кузбасса: Щегловск (с 1932 года - Кемерово), Кузнецк, Прокопьевск, Ленинск, Анжеро-Судженск - должны были стать базой для выполнения первого пятилетнего плана индустриализации страны. Принятию этой резолюции предшествовала большая подготовительная работа.

В начале 1930 г. был составлен доклад Сибирского краевого исполнительного комитета о строительстве городов Кузбасса, ставший результатом серьезных предпроектных исследований и предварительных расчетов, проведенных Западно-Сибирской краевой плановой комиссией. 28 февраля 1930 г. основные установки представленного в докладе плана строительства были одобрены на заседании Совнаркома. Крайисполкому предлагалось внести в план некоторые уточнения в соответствии с замечаниями Госплана.

Однако в очередном докладе, представленном на рассмотрение Совнаркома через два месяца, в апреле 1930 г., первоначальный план городского строительства в Кузбассе был не просто уточнён, но коренным образом пере-

© И.В. Захарова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.