Научная статья на тему 'О стимулирующих факторах реализации программ двойных/совместных дипломов в российских вузах'

О стимулирующих факторах реализации программ двойных/совместных дипломов в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОЙНЫЕ ДИПЛОМЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МИРОВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DOUBLE/JOINT DEGREE DIPLOMAS / INTERNATIONAL COOPERATION / EDUCATIONAL PRACTICES / WORLD SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартош Дана Казимировна, Кабахидзе Екатерина Львовна

В статье анализируется опыт реализации программ двух дипломов в рамках создания мировой системы высшего образования, рассматриваются направления по расширению образовательной деятельности российских вузов в форматах, существующих в мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бартош Дана Казимировна, Кабахидзе Екатерина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Factors Stimulating Development of Double Degree Diplomas in Russian HEIs

The authors of the article give a thorough analysis of the development of the double degree programs within the context of the world system of higher education, reveal the ways to enhance the practices of the Russian HEIs to comply with the urging necessities of the global educational space.

Текст научной работы на тему «О стимулирующих факторах реализации программ двойных/совместных дипломов в российских вузах»

Д.К. Бартош, Е.Л. Кабахидзе

О стимулирующих факторах реализации программ двойных/совместных дипломов в российских вузах

В статье анализируется опыт реализации программ двух дипломов в рамках создания мировой системы высшего образования, рассматриваются направления по расширению образовательной деятельности российских вузов в форматах, существующих в мировой практике.

Ключевые слова: двойные дипломы, международное сотрудничество, международные образовательные программы, мировая система высшего образования.

Структурные реформы последних десятилетий в сфере образования Российской Федерации были во многом обусловлены подписанием Россией Болонского соглашения. Результатом развития межвузовского сотрудничества в рамках этого процесса являются интегрированные научные исследования и создание поистине прорывных технологий и инноваций в гуманитарной и естественно-научной областях, в том числе - в отношении программ двух дипломов, академической мобильности студентов и научно-педагогических работников.

Международная практика двойных и совместных дипломов имеет давнюю историю. Прежде всего, это история политическая, а не правовая, т.к. в законодательстве многих стран до сих пор отсутствует правовое регулирование данного института. На встрече министров образования стран-участниц Европейского Союза в 2001 г. в Праге эта задача практически впервые конкретизируется и формулируется в призыв к развитию межвузовских программ, ведущих к получению совместных дипломов (степеней). Анализируя сложившуюся международную практику, программы двойных дипломов и совместные образовательные программы можно встретить во множестве предметных областей, но наибольшее распространение они все-таки получили в бизнес-образовании, экономике, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании, а также в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках.

Одним из принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является интеграция системы высшего образования России в мировую систему высшего образования. Объективным

о о

ш

го о к

. (5 I критерием качества и конкурентоспособности образовательных программ высшего образования РФ является участие в их разработке и реализации зарубежных вузов-партнеров. Опыт международной деятель-

4 I го О ^ т

к ^ о

Ф го т

5 л го ы О ^

^ о ности большинства российских вузов красноречиво свидетельствует о том, что одним из важнейших и отвечающих интегративным тенден-

ш о н- о.

циям образовательной деятельности является разработка совместных образовательных программ двойных дипломов как одного из главных инструментов повышения конкурентоспособности и престижа российских образовательных организаций в мировом образовательном пространстве.

Толчок развитию совместных программ двойных дипломов дала идея создания совместных образовательных программ, завершающихся дипломом об образовании нескольких университетов, как одного из приоритетных направлений европейской образовательной политики благодаря соответствию основным целям глобального международного образования. Развитие и спрос приобретают как магистерские, так и бакалаврские программы двойных дипломов. В связи с переходом на уровневую систему образования, введения стандартов следующего поколения, дифференциацией статуса образовательных организаций и проведением целого ряда преобразований в законодательстве российского образования, можно предположить, что создание программ двойных дипломов в России будет развиваться с большей интенсивностью.

В европейских странах присуждение совместных степеней в основном регулируется межуниверситетскими соглашениями, а не нормативно-правовой базой. Это связано с пробелами в законодательстве или отсутствием национального законодательства, признающего и регламентирующего двойные и/или совместные дипломы.

Таким образом, при реализации совместных программ двойных дипломов, образовательным организациям, рассматривающим возможность организации совместных программ с потенциальным партнером -зарубежной образовательной организацией, - следует серьезно и ответственно подойти к задаче оценки его реальных возможностей в плане взаимовыгодного и полноценного сотрудничества.

Следует отметить, что на нормативном уровне рассматриваемый вопрос крайне фрагментарно урегулирован как в национальных законодательствах зарубежных стран, так и в национальном законодательстве РФ. Если говорить обобщенно, то, как правило, действует принцип «разрешено все, что не запрещено». Иначе говоря, практика реализации совместных образовательных программ и выдачи «двойного диплома», хотя прямо и не урегулирована законодательством, но не запрещена. Такая ситуация имеет место быть в Австрии, Бельгии, Болгарии, Чехии,

31

о ^

X О

S ^

С IX

Кипре, Дании, Эстонии, Исландии, Латвии, Литве, Голландии, Норвегии и ряде других стран [2, с. 14].

Российское законодательство не содержит определения понятия «двойной диплом». Нам не удалось обнаружить упоминаний рассматриваемого термина и схожих с ним в российском законодательстве в открытых | S источниках, оно практически не используется в текстах нормативных о й документов. Исключением является лишь упоминания схожего словосочетания в текстах методических документов, связанных с проведени- с ем мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. В международной практике на английском языке используется ряд терминов, которые можно перевести как «двойной диплом»: «double diploma», «dual diploma», «joint degree» и ряд других.

Во многих странах разными университетами реализуется значительное количество программ двух дипломов, которые существенно различаются между собой как составом партнерских университетов, так и другими особенностями, например, такими, как виды совместных программ, количество и виды выдаваемых документов об образовании и рядом других факторов.

В качестве наиболее распространенных можно выделить следующие виды таких образовательных программ:

- образовательная программа, ведущая к выдаче двух и более дипломов по нескольким специальностям (направлениям подготовки) по результатам освоения «совмещенной» образовательной программы в одном вузе;

- образовательная программа, предполагающая получение двух дипломов по нескольким специальностям (направлениям подготовки) по результатам освоения «совмещенной» образовательной программы в нескольких вузах.

Также практика реализации образовательных программ, влекущих за собой выдачу двойных дипломов, неоднократно становилась предметом как национальных, так и международных сравнительных исследований [8]. В них отмечается, что программы двойных степеней более распространены, чем программы объединенных степеней; причем среди них значительное место занимают программы уровня магистратуры и лишь в США - бакалавриата, а в Австралии - на уровне аспирантуры; наиболее привлекательными являются совместные образовательные программы с европейскими партнерами и США; наиболее популярными дисциплинами являются бизнес, менеджмент и инжиниринг, а также социальные науки, математика, IT-технологии, физика и биология. Основными мотивами для создания программ объединенных и двойных дипломов являются расширение предлагаемых образовательных

л

го О ^

1 о I услуг, повышение уровня международного сотрудничества и повышена ^ о ние престижа вуза. Самыми большими вызовами для создания программ объединенных и двойных дипломов является сохранение адекватного § у ° финансирования и устойчивости, жизнеспособности данных программ, о-е- а также отмечаются проблемы сохранения международной поддержки и набора студентов.

Для студентов несомненным плюсом таких программ является расширение профессиональных знакомств, укрепление таким образом своих возможностей профессионального и карьерного развития, получение ценного опыта взаимодействия с людьми, относящимися к другим культурам и являющимися носителями другого языка и т.д. Также данное направление в обучении позволяет студентам существенно сэкономить свое время на получение необходимых для присуждения данных степеней образовательных кредитов и сократить расходы на обучение, т.к. это, как правило, программы ускоренного обучения.

В целом действующее российское законодательство не содержит препятствий для реализации образовательных программ, ведущих к выдаче «двойных дипломов» во всех основных форматах, существующих в международной практике. В условиях глобализации и социально-экономической интеграции государств и обществ интернационализация образования в высших учебных заведениях является не самоцелью, а необходимым условием подготовки национальной элиты: «Именно образование принципиально "работает" на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечно итоге - экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом» [1, с. 18].

Обучение по программам двух дипломов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об образовании» в части разработки сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе, зарубежных [3]. Основой для сетевого взаимодействия являются соглашения о сотрудничестве между организациями, в которых обозначаются основные условия совместной реализации образовательной программы, права и обязанности каждой из сторон, уточняются документы об образовании выпускников программы. Так, программы двух дипломов могут принять форму программы множественных дипломов. В настоящее время отсутствует подзаконное нормативное регулирование программ, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия, что значительно затрудняет их разработку, развитие, обеспечение устойчивости.

При разработке программы двойных дипломов рекомендовано осу-

о

ществить следующие действия:

- разработать интегрированный учебный план, утвердить данный g общий учебный план; s

- с помощью ранее утвержденных локально-нормативных актов разра- | ботать и утвердить сопоставимую систему кредитно-зачетных еди- 2 ниц, определить трудоемкость дисциплин интегрированного учебного g плана;

- разработать и утвердить регламенты, формы и процедуры подготовки и защиты квалификационных работ;

- ходатайствовать перед Минобрнауки РФ о выделении контрольных цифр приема для реализуемой программы двойных дипломов;

- предусмотреть в учебном плане образовательной программы периоды обучения/практики студентов в организациях-партнерах; данные периоды обучения должны признаваться, соответствовать установленным нормам качества и остальных стандартов;

- разработать процедуры и механизмы контроля качества реализуемой программы двойного диплома;

- предусмотреть использование дистанционных обучающих технологий или электронного обучения в образовательной программе и др. Наиболее распространенными проблемами и сложностями при реализации программ двойных дипломов являются следующие: несопоставимость европейских и российских образовательных стандартов и, как результат, несовпадение образовательных программ, требований к присвоению квалификаций и научных степеней, системы кредитов и механизмов обеспечения качества; несимметричность академической мобильности студентов и научно-педагогических работников. Как правило, входящая мобильность программ двойных дипломов превышает исходящую по причине финансовых издержек. В этом случае, большей устойчивостью обладают программы двойных дипломов, которые получают целевое финансирование Исполнительного агентства по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам Европейского Союза (Erasmus Mundus - Joint Master Degrees) [6, с. 13].

В 2010 г. Европейская комиссия провела аналитическое исследование программ двойных дипломов между странами ЕС и Российской Федерацией, которое выявило 74 вуза и 239 программ двойных дипломов, действующих в России. Наибольшее число вузов, реализующих программы двойных дипломов с европейскими партнерами, сосредоточено в Центральном округе. Их 24, что составляет 33% от общего количества вузов в стране. В Северо-Западном федеральном округе - 16 вузов (22%).

го 2 сс

х

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы О

сс и О

и

а. си

о-а

О

1— . с

В Северо-Кавказском федеральном округе лишь один вуз был вовлечен в разработку данной программы [7].

Что касается направлений подготовки в рамках программ двойных дипломов, то, в основном, они были реализованы по экономическим, инженерным и управленческим специальностям, встречаются и некоторые узкоспециализированные программы, например, «Химическая технология и биотехнология».

Основная часть программ реализовывалась на уровне магистратуры (65%), бакалаврские программы двойных дипломов занимали лишь 20%. Самым сложным уровнем реализации программы двойного диплома считалась аспирантура, что было связано, в первую очередь, с подготовкой кандидатской/докторской работы и ее защите на двух языках -русском и иностранном, публикацией научных статей в рецензируемых зарубежных журналах.

В настоящее время признанными лидерами по реализации программ двойных дипломов являются МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, НИУ «Высшая школа экономики», РГГУ им. А.И. Герцена, МГИМО, МГТУ им. Баумана и др. Их опыт в этом направлении пока еще не оценен и не изучен в достаточной степени.

Однако, несмотря на трудоемкость, связанную с разработкой и реализацией программ двух дипломов, они дают ряд неоспоримых преимуществ и стимулов для дальнейшего развития вузов.

1. Повышение конкурентоспособности выпускников программы на рынке труда и статуса национальной системы образования через повышение качества преподавания, рост мотивации к обучению у студентов, развитие научно-технического потенциала вуза. Результатами реализации программ двух дипломов является интернационализация образовательной среды [4]. Как правило, в этом случае подлежит пересмотру научно-исследовательская и образовательная деятельность, внедряются новые методики и технологии образования, происходит общая философско-методологическая модернизация образовательных и административных процессов вуза. Выпускники программ двух дипломов получают серьезные конкурентные преимущества перед остальными выпускниками в области межкультурной коммуникации, адаптации в иноязычной среде, свободно общаются на иностранных языках, развивают коммуникативные способности, расширяют психологическую зону комфорта.

2. Рост квалификации преподавателей за счет их погружения не только в разработку нового передового продукта, но и через постоянное неформальное общение с зарубежными коллегами, т.е. постоянное неформальное повышение квалификации, включая создание новых

о о

импульсов для исследований, а также привлечения субсидирования из зарубежных источников. По мнению вузов-экспертов, реализующих программы двойных дипломов, развиваются не только преподава- 5 г тели, но и административный состав университетов через вовлечение 1 в управление международными проектами. |

3. Внедрение передовых методик и технологий, которые реализуют- о ся вузом через внедрение программ двойных дипломов, новых мето- е дик преподавания, дистанционных технологий образования, создание с контроля качества образовательных программ.

4. Формирование уникальной университетской среды общения студентов, научно-педагогических работников с использованием и ориентированием на высокие международные стандарты, что предоставляет возможности совместного участия в научно-исследовательской деятельности образовательных организаций, участие и проведение научных семинаров, формирование международных лабораторий при написании курсовых, дипломных работ, презентаций.

Таким образом, на протяжении последних нескольких лет высшее образование в Российской Федерации ощутило заметный ветер перемен: ужесточение требований к образовательным организациям высшего образования, укрупнение образовательных организаций высшего образования, совершенствование ЕГЭ и формирование/выделение показателей эффективности мониторинга образовательных организаций высшего образования, увеличение требований для повышения международной конкурентной среды, ориентирование выпускников на глобальный рынок и пр. Все это задало вектор для модели развития высшего образования и его интернационализации. Так, например, утвержденные Правительством Российской Федерации «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» закрепляют необходимость модернизации системы образования как предпосылку для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда [5]. Реализация программы поддержки инноваций в образовании, в том числе через поддержку коммерциализации и распространения инновационных разработок, позволит существенно повысить качество подготовки специалистов.

Объединение усилий нескольких образовательных организаций с целью формирования программ двух дипломов либо иных совместных образовательных программ, нацеленных на формирование высоких академических стандартов, дает большие возможности как для обучающихся (конкурентные преимущества выпускников), научно-педагогических работников, преподавателей, так и самой образовательной организации.

го о ^

sol Библиографический список

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

2. Мартыненко Е.В. Создание и сопровождение программ двойных дипломов: Учебное пособие. М., 2008.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazo-vanie-doc (дата обращения: 9.03.2016).

4. Олейникова О.Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 2. С. 69-79.

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.). URL: garant.ru (дата обращения: 9.03.2016).

6. Программа Erasmus+. Сотрудничайте с европейскими вузами. Приезжайте учиться или преподавать в Европе. 2015. URL: https://circabc.europa. eu/sd/a/c85840be-8062-486e-b437-216fe745b06e/HigherEducationBrochure_ RU_BROCHURE_Repository.pdf (дата обращения: 9.03.2016).

7. Analysis of Double Degree Programs between EU and Russian HEIs. Final Report. URL: http://pandia.ru/text/ (дата обращения: 9.03.2016).

8. Joint and Double Degree Programs in the Transatlantic Context: A Survey Report. A vailablein English. URL: http://www.iie.org/en/Research-and-Pub-lications/Publications-and-Reports/nE-Bookstore/Joint-Degree-Survey-Re-port-2009# (дата обращения: 9.03.2016).

М.С. Лежнева

Развитие готовности будущих ^-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию посредством использования игровых технологий

В статье обосновывается необходимость формирования готовности будущих специалистов в области информационных технологий (1Т-специалистов) к межпрофессиональному взаимодействию; дается авторское определение

О -О m

^ ^ О

Ф го т

S х го

^ О .

- S vo

СС и О

х и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q. Ф

О^

Ф о

ь- о.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.