Научная статья на тему 'Международные образовательные программы как фактор конкурентоспособности регионального университета'

Международные образовательные программы как фактор конкурентоспособности регионального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1569
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА ДВОЙНОГО ДИПЛОМА / ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ВУЗА / INTERNATIONAL ACTIVITY / INTERNATIONALIZATION / INTEGRATION / REGIONAL UNIVERSITY / ACADEMIC MOBILITY / JOINT CURRICULA / DUAL DEGREE PROGRAM / SPECIFIC FEATURES OF UNIVERSITY BRANCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габышева Людмила Константиновна

В статье раскрыта роль международных образовательных программ как инструмента развития инновационной среды в вузах в контексте процессов глобализации и становления экономики, основанной на знаниях. Рассмотрен опыт расширения международных связей Тюменского индустриального университета. Сделан вывод о зависимости перспектив развития международных образовательных программ российских вузов, в особенности региональных, от их отраслевой специфики и географической локации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International educational programs as a factor of competitiveness of regional university

The article reveals the role of international educational programs as a tool for the development of university’s innovation environment in the context of globalization and the development of the knowledge-based economy. The paper reviews the experience of extending international relations at the Industrial University of Tyumen. The author concludes that the development of the international educational programs of Russian universities, in particular regional ones, depends on the specific features of university branches and their location.

Текст научной работы на тему «Международные образовательные программы как фактор конкурентоспособности регионального университета»

УДК 378.141:378.4(1)

https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.13

Габышева Людмила Константиновна

кандидат социологических наук, директор Департамента образовательной деятельности Тюменского индустриального университета

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Gabysheva Lyudmila Konstantinovna

PhD in Social Science, Director, Department of Educational Activities, Industrial University of Tyumen

INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF REGIONAL UNIVERSITY

Аннотация:

В статье раскрыта роль международных образовательных программ как инструмента развития инновационной среды в вузах в контексте процессов глобализации и становления экономики, основанной на знаниях. Рассмотрен опыт расширения международных связей Тюменского индустриального университета. Сделан вывод о зависимости перспектив развития международных образовательных программ российских вузов, в особенности региональных, от их отраслевой специфики и географической локации.

Ключевые слова:

международная деятельность, интернационализация, интеграция, региональный вуз, академическая мобильность, совместная образовательная программа, программа двойного диплома, отраслевая специфика вуза.

Summary:

The article reveals the role of international educational programs as a tool for the development of university's innovation environment in the context of globalization and the development of the knowledge-based economy. The paper reviews the experience of extending international relations at the Industrial University of Tyumen. The author concludes that the development of the international educational programs of Russian universities, in particular regional ones, depends on the specific features of university branches and their location.

Keywords:

international activity, internationalization, integration, regional university, academic mobility, joint curricula, dual degree program, specific features of university branches.

Глобализация экономики и становление многополярного мира оказывают серьезное влияние на все стороны жизни общества. Современный этап развития системы образования отражает потребности мирового сообщества, порождаемые этими процессами. Мировое образовательное пространство до недавних пор представляло собой совокупность отдельных национальных систем образования. В сегодняшних реалиях следует говорить о становлении единой целостной системы мирового образования [1].

Процесс глобализации проявляется и в образовании. Он предполагает расширение сферы деятельности вузов за пределы своей национальной образовательной системы, интенсивное развитие международных профессионально-педагогических и научно-образовательных связей, осуществление деятельности университетов в соответствии с едиными международными нормами, результатом чего должно стать обеспечение высокого качества образования [2].

Российская Федерация рассматривает интернационализацию образования как способ усиления позиций России в международном образовательном пространстве, повышения ее конкурентоспособности. Продвижение российского образования на мировой арене - это своего рода элемент «мягкой силы», важнейший инструмент работы России с иностранными партнерами. Эффективное взаимодействие в этой сфере обеспечивает приток инвестиций, инновационных технологий и прогрессивных замыслов. Важнейшим приоритетом становится создание условий для подготовки российских и привлечения зарубежных высококвалифицированных специалистов в интересах инновационного развития российской экономики и производства [3].

В условиях глобализации, внешнеполитического и экономического контекста российские университеты уже не могут абстрагироваться от интернационализации как мировой тенденции развития. Эксперты осознают, что лидирующие места на мировом рынке образовательных услуг будут занимать те вузы, которые быстро отреагируют на происходящие изменения в обществе и в сфере высшего образования.

Интернационализация образования имеет помимо прочего экономические мотивы. Международный рынок образовательных услуг является отдельной отраслью мирового хозяйства. Кроме прямого дохода от обучения иностранных студентов на платной основе национальная экономика, как и экономика регионов, получает еще одну статью доходов, которую составляют

оплата проживания, питания, бытовых услуг и создаваемые за счет этого дополнительные рабочие места. В процентном соотношении расходы иностранных студентов на обучение и проживание стремятся к пропорции 50/50.

В российской действительности при анализе экспорта образовательных услуг, как правило, выделяют две группы студентов по страновому (географическому) признаку: иностранные обучающиеся из стран СНГ и дальнего зарубежья. Некоторые исследователи склоняются к тому, что именно привлечение российскими вузами на обучение иностранных студентов из стран дальнего зарубежья способствует осуществлению внутренней интернационализации высших учебных заведений, что в конечном счете придает более высокую значимость и усиливает конкурентоспособность вуза на мировом рынке образовательных услуг [4].

Значительную роль в обеспечении привлекательности университета для иностранных студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья, играют международные образовательные программы на иностранных языках, совместные с зарубежными вузами программы, включая программы семестровой мобильности и двух дипломов. Создание таких программ в последние годы интенсифицирует эффективные преобразования в российском образовательном пространстве. В ходе этого процесса правительство оказывает серьезную финансовую и моральную поддержку передовым вузам со статусом инновационных и исследовательских университетов, вузам проекта «5-100», региональным опорным вузам.

Положительные результаты данных программ заключаются в том, что они создают «точки роста», трансформируя деятельность университета в целом, формируют международное понимание качества образования, способствуют развитию инфраструктуры университета и компетенций преподавательского и административного персонала, содействуют модернизации учебной и исследовательской работы, способствуют расширению знаний и умений студентов и возможностей освоения студентами международных компетенций, несут в себе так называемый «брен-динговый» эффект для вуза [5].

Наличие программ семестровой мобильности, программ двойного диплома наряду с показателями удельного веса иностранных граждан в общем контингенте обучающихся является одним из критериев эффективности международного сотрудничества и в целом образовательной организации в системе мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Интернационализация научной и образовательной деятельности стала одним из главных приоритетов для ведущих российских вузов еще и по причине подстраивания многих российских вузов под существующие критерии глобальных рейтингов университетов (Ежегодный рейтинг вузов России RAEX (Эксперт-РА), Национальный рейтинг университетов «Интерфакс», рейтинги QS World University Rankings, QS University Rankings: BRICS и др.).

В числе показателей рейтинга вузов России Эксперт РА по параметру «Условия для получения качественного образования» есть показатели «Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году» и «Процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом» [6].

В составной части общего рейтинга Национального рейтинга университетов «Интерфакс» по параметру «Интернационализация» (весовой коэффициент - 15 %) присутствует показатель «Совместные образовательные программы». Очевидно, что для более высокого ранжирования в сводном рейтинге «Интерфакс» или RAEX университетам необходимо показывать высокие параметры и по отдельным субрейтингам.

За последние годы российские вузы упрочили свои позиции и в рейтингах группы QS. Отчасти это обусловлено политикой государства и методами финансового стимулирования. Прежде всего речь о проекте «5-100», замыслом которого является наращивание научно-исследовательского потенциала российских вузов, их позитивное позиционирование на глобальном рынке образовательных услуг как конкурентоспособных и эффективных. По идее инициаторов проекта к 2020 г. в России должен появиться ряд инновационных высокотехнологичных университетов с эффективной структурой управления и позитивной репутацией международного профессионального сообщества, соответствующих мировым трендам развития, чутко реагирующим на глобальные трансформации.

Сама идея государственной поддержки продвижения национального образования на международном рынке не нова. Аналогичная цель, например, зафиксирована «Проектом 985» в КНР (название образовано от сокращенной даты начала реализации - 1998 г., 5-й месяц). Осуществляя данный проект, государство преследовало цель при партнерстве с местными правительствами поднять престижность и репутационный капитал ведущих вузов КНР на высочайший мировой уровень. Это вполне свершилось. Изначально государство выделило 9 ведущих университетов Китая, позднее их список был расширен до 39.

Международная интеграция вузов группы «5-100» связана с целью и задачами проекта. Показатели интернационализации тесно интегрированы в программы развития таких вузов. Активно в международное сотрудничество вовлечены федеральные и национальные исследовательские университеты. Для группы региональных опорных университетов, создаваемых в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, вопрос интернационализации образовательной среды в открытую не ставится. Такие университеты должны прежде всего стать центрами инновационного, технологического и социального развития регионов. В числе ключевых требований к региональным опорным вузам отсутствуют показатели академической мобильности, количество совместных программ или удельный вес иностранных обучающихся, составляющих фундамент процессов интернационализации образовательной деятельности. Вместе с тем необходимость интеграции в международную среду диктуется следующими факторами:

- продвижение бренда вуза и, как следствие, региона на международном уровне;

- повышение качества образовательной среды за счет внедрения мировых стандартов и практик, привлечение квалифицированных кадров из других стран;

- диверсификация доходов за счет экспорта образовательных услуг и участия в международных проектах;

- развитие кадрового потенциала вуза для содействия развитию перспективных проектов, технологий, производств.

Все это в конечном счете будет способствовать росту конкурентоспособности региона.

Тюменский индустриальный университет (ТИУ) на протяжении всей своей истории готовит кадры для нефтегазовой промышленности Западной Сибири. В 2016 г. вуз в рамках первого этапа отбора региональных опорных вузов получил этот статус и еще больше упрочил свои позиции в Тюменской области.

Сегодня ТИУ - это современный научно-образовательный комплекс с пятью городами присутствия: Тюмень, Тобольск, Сургут, Ноябрьск и Нижневартовск. В вузе работают более 1600 преподавателей, в том числе 207 докторов и 578 кандидатов наук. Контингент обучающихся на всех уровнях подготовки превышает 30 000 человек. ТИУ является одним из 12 опорных вузов ПАО «Газпром», которое наравне с другими крупнейшими индустриальными партнерами (ПАО «Роснефть», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «ЛУКОЙЛ» и др.) участвует в совершенствовании инфраструктуры университета, формирует перечень профессиональных компетенций, востребованных в современных условиях развития технологий и производственных процессов.

Несмотря на четкую ориентацию на обеспечение кадрового потенциала для развития Тюменской области, ТИУ сознает потребность движения в плоскости расширения международных связей. Это в том числе обусловлено и активной внешнеэкономической политикой региона, привлечением иностранных инвесторов, позиционированием зарубежных компаний в области, реализацией крупных инфраструктурных и индустриальных проектов. ТИУ активно развивает сотрудничество с зарубежными вузами, научными центрами и компаниями, работает с посольствами и консульствами иностранных государств и представительствами РФ за рубежом.

Основным аспектом реализации интернационализации в вузе является экспорт образовательных услуг через привлечение на обучение иностранных граждан, реализацию программ подготовки и повышения квалификации сотрудников зарубежных компаний, массовых открытых он-лайн-курсов по базовым дисциплинам программ технических направлений подготовки.

Сегодня в ТИУ обучается более 1500 граждан из более 30 стран мира. География охвата достаточно широка - страны СНГ и Азии, Европы и Латинской Америки. В процентном соотношении доля обучающихся на основных образовательных программах из стран постсоветского пространства составляет 83,5 %, Азии - 7,7, Африки - 5,3, Ближнего Востока - 1,7, Европы - 0,9 и Латинской Америки - 0,6 %. Регионально-географическая специфика обусловлена локализацией университета. Ближайшими соседями Тюменской области являются государства Средней Азии, откуда идет основной поток иностранных обучающихся. В то же время в странах АТР и особенно в странах Африки в последние десятилетия активно развивается нефтегазовая отрасль, а значит, требуется все больше высококвалифицированных кадров. Рекрутинг студентов из стран Европы затруднителен ввиду их ориентированности на университеты центральной части России, из стран Латинской Америки - ввиду географической удаленности. Вместе с тем, как уже отмечалось, наличие международных образовательных программ является конкурентным преимуществом ТИУ.

ТИУ уделяет большое внимание развитию данного направления в целом и академической мобильности в частности. Под международными образовательными программами (МОП) понимаются программы, реализуемые на двух основных уровнях: высшего и дополнительного профессионального образования.

К первой группе относятся совместные с зарубежными университетами образовательные программы семестровой мобильности (так называемое «включенное обучение»), программы

двойного диплома, совместные программы, ведущие к получению одного диплома, стажировки и практики в рамках основной профессиональной образовательной программы.

Вторая группа МОП включает программы дополнительного образования: летние и зимние школы, воркшопы, языковые стажировки, довузовскую подготовку иностранных граждан, программы повышения квалификации.

В части реализации совместных программ у ТИУ накоплен богатый опыт сотрудничества с зарубежными вузами. В разное время партнерами университета выступали такие европейские гранды, как Royal Holloway, University of London (Великобритания), IFP School - Французский институт нефти (Франция, Рюэй-Мальмезон), Мадридский политехнический университет (Испания). Программы двойного диплома с этими университетами реализовывались на уровне магистратуры и при поддержке профильных нефтегазовых компаний, заинтересованных в выпускниках с опытом международного общения и обладающих профессиональными компетенциями мирового уровня. На сегодняшний день реализация этих программ приостановлена в связи с высокой стоимостью реализации главного компонента - академической мобильности в вузы-партнеры. Как отмечают европейские эксперты, это обстоятельство является основным сдерживающим фактором в развитии совместных программ. В соответствии с исследованием, проведенным в 2013 г., российские университеты предоставили информацию о 317 совместных образовательных программах, из них европейскими вузами была подтверждена реализация только 117 совместных программ [7].

ТИУ с 2013 г. продолжает реализацию совместной бакалаврской программы по направлению «Инженерная экология» с Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия) и с 2009 г. - семестровой программы включенного обучения «Нефтегазовое дело» с Клаустальским техническим университетом (Германия). Указанные программы способствуют развитию исходящей академической мобильности и сильно ограничивают входящую мобильность из-за отсутствия в ТИУ образовательной компоненты, реализуемой на английском языке. Тем не менее университет не намерен отказываться от развития сотрудничества в данном направлении и планирует внедрять все больше курсов на иностранном языке для обеспечения полноценного формата взаимодействия с зарубежными вузами.

Сотрудничество с европейскими университетами в области реализации совместных программ полного цикла и дополнительного образования повышает престиж вуза, способствует усвоению лучших практик преподавания, внедрению международных стандартов инженерного образования. Кроме указанных партнеров ТИУ имеет многолетний опыт взаимодействия с Техническим университетом Эйндховена (Нидерланды) и Бранденбургским техническим университетом (Германия) в части проведения совместных воркшопов для студентов и представителей бизнеса Тюменской области, ежегодно предоставляет возможности для языковой практики студентов Бристольского университета (Великобритания), изучающих русский язык и культуру.

Дополнительные возможности по сотрудничеству с европейскими вузами в части разработки и реализации МОП видятся в связи с запуском новой программы Европейского союза Erasmus+. В рамках программы выделяется значительное финансирование на мобильность (подпрограмма «Credit mobility»). Ориентиром данного проекта становится разработка инновационных форм, технологий транснационального образования при участии различных типов организаций.

Ввиду своей географической локации ТИУ ориентируется также на Азиатский регион. Как и в случае с европейскими партнерами, здесь тоже есть своя специфика. Например, с 2009 г. реализуется совместная программа подготовки бакалавров в области нефтегазового дела с Китайским нефтяным университетом (КНУ). В случае этой программы речь также идет об односторонней мобильности, но уже входящей, что позволяет ТИУ значительно нарастить контингент обучающихся из КНР (более 150 человек за весь период реализации). Институт дистанционного образования КНУ в течение двух лет готовит китайских обучающихся для поступления в российский вуз, затем они в течение года проходят подготовку по русскому языку в ТИУ и поступают на третий курс бакалавриата. По итогам обучения студенты получают диплом российского вуза. Качество и конкурентоспособность программы подтверждаются длительным сроком ее реализации и стабильными объемами контингента участников. В текущем учебном году в дополнение к традиционной схеме 2 + 1 + 2 проходит апробацию модель обучения 2 + 2. Чтобы обеспечить высокий уровень подготовки по русскому языку и избежать необходимости в течение «лишнего» года проходить курс русского как иностранного, ТИУ направил в вуз-партнер преподавателей-«русистов» для проведения дополнительных интенсивных курсов в течение 2016/17 учебного года. Как ожидается, это позволит следующей группе студентов КНУ поступить в ТИУ, минуя подготовительное отделение, что в свою очередь должно повысить привлекательность программы в глазах китайских обучающихся.

Учитывая накопленный опыт и растущий интерес со стороны китайских партнеров, ТИУ намерен расширить зону своего влияния в КНР и приступить к реализации аналогичных программ с еще двумя университетами: Северо-восточным нефтяным университетом и Университетом

Янцзы. В текущем году подписаны соответствующие соглашения и начата подготовительная работа по согласованию учебных планов.

В части развития программ двойного диплома перспективным видится сотрудничество с вузами республик Казахстан и Кыргызстан. Достигнутые с Карагандинским государственным техническим университетом (Казахстан) и Кыргызским государственным техническим университетом им. И. Раззакова (Кыргызстан) договоренности, скрепленные соответствующими соглашениями о реализации совместных образовательных программ, позволяют планировать запуск программ уже в следующем учебном году. В данном случае не приходится говорить о языковом барьере и дополнительных трудностях в сопоставлении учебных планов. Вместе с тем рассчитывать на большой поток входящей мобильности не приходится из-за разницы в стоимости обучения в ТИУ и в вузах-партнерах и отсутствия дополнительных ресурсов для финансовой поддержки программ, аналогичных Егазтиз+. В данном случае не имеется в виду международная стипендия «Болашак», учрежденная президентом Республики Казахстан для поддержки граждан своей страны в получении качественного образования в ведущих зарубежных вузах или прохождении стажировки в зарубежных организациях по причине сложной конкурсной процедуры отбора участников. По итогам заседания Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, проведенного 13 марта 2017 г. под председательством Государственного секретаря Республики Казахстан, ожидается внесение существенных изменений в целях качественного совершенствования программы «Болашак» [8].

Перспективным в части реализации международных программ видится сотрудничество с транснациональными и зарубежными компаниями в вопросах подготовки кадров и повышения квалификации работающих сотрудников. И если в первом случае региональным вузам трудно конкурировать со столичными (например, для целевой подготовки сотрудников для совместного предприятия в Венесуэле из числа граждан этой страны ПАО НК «Роснефть» и государственная нефтяная компания Венесуэлы PDVSA выбрали Российский государственный университет нефти и газа им. И. Губкина, г. Москва), то в части реализации программ дополнительного профессионального образования Тюменский индустриальный университет весьма успешен. В ТИУ действует международный буровой тренажерный центр, который осуществляет подготовку специалистов по сертифицированным программам Международного форума по контролю скважин (^СР). Слушателями курсов становятся не только представители региональных компаний, но и участники со всей России, а также из Казахстана, Сербии, Кыргызстана.

В 2016 г. ТИУ заключил соглашение с государственной кубинской организацией «Куба-Пет-ролео» («СиРЕТ») о реализации программы повышения квалификации сотрудников. Слушателями курсов стали 48 человек. Преподаватели ТИУ дважды выезжали на Кубу, и один из модулей был реализован в Тюмени. Руководство компании высоко оценило качество образовательных услуг и намерено развивать сотрудничество в 2017 г.

Подобные программы способствуют повышению статуса российского инженерного образования, стимулируют к созданию межрегиональных и межгосударственных партнерских связей и инициации инновационных проектов развития.

Подводя итоги, следует отметить, что интернационализация образовательной среды - сложный, трудоемкий процесс, сопряженный с организационными, юридическими и структурными препонами, а зачастую сопровождаемый дополнительными финансовыми издержками. Для российских вузов, особенно региональных, международные образовательные программы - это прежде всего способ заявить о себе мировому образовательному сообществу, повысить узнаваемость и привлекательность бренда и в какой-то мере конкурировать с зарубежными университетами. Перспективы развития международных образовательных программ для каждого вуза будут зависеть от его отраслевой специфики и географической локации. Совместные программы, концентрирующиеся на точных областях наук или конкретных областях промышленности, имеют больше возможностей для финансового обеспечения со стороны индустриальных партнеров. В докладе Европейского консорциума по аккредитации эта мысль формулируется следующим образом: «Совместная программа, стремящаяся стать жизнеспособной, нуждается в постоянной поддержке со стороны рынка труда, для удовлетворения потребностей которого она создается» [9].

Ссылки:

1. Голиков Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция : монография. М., 2007. 240 с. ; Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. / авт.-сост. А.Л. Арефьев, Ф.Э. Шереги. Вып. 6. М., 2016. 408 с.

2. Панков Н.В., Соколова О.Ю. Воздействие глобализации мировой экономики на реформирование отечественной системы образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2015. № 1. С. 30-39.

3. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_pub-lisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 23.05.2017).

4. Филиппов В.М. Внутренняя интернационализация в российском высшем образовании // Императивы интернационализации / отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. Гл. 5. М., 2013. С. 200-211.

5. Муравьева А.А., Горылев А.И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 310-319. https://doi .org/10.15507/1991 -9468.084.020.201603.310-319.

6. Методологические подходы составления рейтинга вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/pro-ject/vuz_rating/2016/ranking/#4 (дата обращения: 23.05.2017).

7. Творогова С.В., Буркель Н., Шендерова С.В. Приоткрывая занавес: многообразие совместных программ и перспективы развития международного сотрудничества вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 210-220.

8. О планируемых изменениях в реализации программы «Болашак» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bo-lashak.gov.kz/ru/pretendentu/o-planiruemykh-izmeneniyakh-v-realizatsii-programmy-bolashak.html (дата обращения: 23.05.2017).

9. Joint Programmes: Too Many Cooks in the Kitchen? [Электронный ресурс] : a conference publication / eds.: A. Aerden, K. Braathen, M. Frederiks ; European Consortium for Accreditation in Higher Education. 2011. URL: http://ecahe.eu/w/im-ages/c/c0/Eca-publication---joint-programmes-too-many-cooks-in-the-kitchen-final.pdf (дата обращения: 22.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.