Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected] И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: [email protected] И.В. Иванов,
к.м.н., Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
о сроках и порядке предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. О сроках и порядке предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье показано и обосновано, какие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к органам дознания и следствия. Авторы обращают внимание на ряд важных особенностей, которые необходимо учесть медицинским организациям при работе с запросами о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы, так как эта деятельность регулируется не только законодательством в сфере здравоохранения, но и нормативными-правовыми актами, регулирующими деятельность указанных органов. Ключевые слова: врачебная тайна, качество и безопасность медицинской деятельности, медицинская организация, права граждан, запросы органов дознания и следствия, запросы суда, запросы органов прокуратуры, запросы органа уголовно-исполнительной системы.
Деятельность медицинской организации по соблюдению прав граждан является одним из важнейших компонентов её работы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности. В своих публикациях мы уже неоднократно обращались к данному вопросу, рассматривая его самые разные аспекты [1 — 18]. В свою очередь одним из постоянно актуальных, и при этом весьма многообразным и сложным фрагментом работы по соблюдению прав граждан, является выполнение требований законодательства по соблюдению врачебной тайны.
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2018 г.
jmlh
№ 10 Менеджер
2018
Как известно, в соответствии со статьёй 13 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Основы) предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.
В этой связи медицинским организациям необходимо знать, что включает в себя понятие «органы дознания и следствия», а также какие конкретно существуют сроки и порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в указанные в статье 13 Основ органы.
Это сложные вопросы, так как деятельность данных органов регламентирована разными нормативно-правовыми актами, в которых и порядок, и сроки предоставления необходимых им сведений прописаны по-разному.
В соответствии со статьёй 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (далее -УПК РФ) «... к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации,
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы».
Необходимо обратить внимание, что в пункте 1 части 1 статьи 40 УПК РФ говорится, что к органам дознания относятся и «иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности». Эти органы представлены в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которая гласит:
«На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов Федеральной службы безопасности.
4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6-8 части первой настоящей статьи».
Кроме того, часть 3 статьи 40 УПК РФ указывает, что «возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1енеджер № 10
здравоохранения 2018 .
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании (по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах);
2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи (по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз);
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений)».
Следовательно, по запросам всех перечисленных в статье 40 УПК РФ органов и должностных лиц, являющихся органом дознания, медицинская организация должна предоставить сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Теперь определимся, какие органы в Российской Федерации относятся к органам следствия. В соответствии с законодательством Российской Федерации к органам следствия относятся следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также следственные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а именно Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел. Следовательно, по запросу указанных органов медицинская организация должна предоставить сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Как уже было отмечено выше, весьма важным является вопрос о сроках и порядке предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в органы, указанные в статье 13 Основ. Рассмотрим отдельные особенности, связанные с этим непростым вопросом.
Предоставление сведений в Следственный комитет
Деятельность Следственного комитета регламентируется федеральным законом от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», который чётко разделяет следственные органы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета. Подобное разделение для медицинских организаций является важным, так как в соответствии со статьёй 13 Основ допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя по запросу органов дознания и следствия. То есть в следственные органы Следственного комитета медицинские организации по их запросу обязаны предоставлять соответствующие сведения. Как гласит статья 4 закона о Следственном комитете, следственные органы Следственного комитета включают «центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета». Однако по запросам учреждений Следственного комитета, к которым законом отнесены научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета, медицинские организации предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя не имеют права.
№ 10 Менеджер
2018
Далее статья 7 закона о Следственном комитете предоставляет сотрудникам Следственного комитета широкие полномочия и, в том числе, включает следующее:
«1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе:
1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;
3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;
4)вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.
2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для
исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.
4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Таким образом, представленная выше статья 7 закона «О Следственном комитете РФ» чётко регламентирует сроки и общий порядок предоставления сведений, материалов по запросу сотрудников Следственного комитета.
Предоставление сведений в иные органы следствия и дознания
Необходимо обратить внимание на то, что частью 4 статьи 21 УПК РФ определено: «... требования, поручения и запросы ... руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами».
Кроме того, конкретных сроков предоставления ответов на указанные выше требования, поручения и запросы УПК РФ не установлено. Указывать соответствующие сроки должен сам следователь.
Предоставление сведений в органы прокуратуры
В соответствии со статьёй 13 Основ допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия
енеджер №01Р
гражданина или его законного представителя по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Необходимо отметить, что статья 4 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указывает, что «. прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее -органы прокуратуры) и организаций ...». Как видим, закон чётко разделяет органы прокуратуры, которым медицинские организации обязаны представлять запрашиваемые ими сведения, и организации, входящие в централизованную систему прокуратуры. В Основах об организациях, входящих в централизованную систему прокуратуры РФ, не упоминается, и соответственно предоставлять им сведения в обязательном порядке (в отличие от органов прокуратуры) медицинские организации не должны. Следует отметить, что к организациям, входящим в централизованную систему прокуратуры РФ, в соответствии с законом о прокуратуре, относятся научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
Теперь, что касается порядка и сроков предоставления сведений по запросу органов прокуратуры. Статья 6 закона «О прокуратуре РФ» гласит:
«2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.
В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанной информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимая информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.
3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность».
Таким образом, представленная выше статья 6 закона «О прокуратуре РФ» весьма чётко регламентирует сроки и общий порядок предоставления сведений, материалов по запросу органов прокураторы.
Предоставление сведений в суд
Статья 57 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ регламентирует полномочия суда в части собирания и истребования доказательств:
«1. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить
№ 10 Менеджер
2018
дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.
3. Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф: на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей.
4. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан,
владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду».
Таким образом, по запросу суда сведения, составляющие врачебную тайну, должны быть направлены медицинской организацией либо в срок, установленный судом, либо, если срок не установлен, то - в течение пяти дней с дня получения запроса.
На основании изложенного выше можно заключить:
1. Существует достаточно много органов следствия и дознания, которым допускается по их запросу предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. При этом деятельность указанных выше органов регламентируется разными федеральными законами, что и необходимо учитывать медицинским организациям.
2. С учетом значимости взаимодействия медицинской организации с органами дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, органами уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, в части предоставления им по их запросу сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, в медицинской организации целесообразно определить ответственное лицо, координирующее эту работу.
1. Кицул И.С., Пивень Д.В. О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях// Заместитель главного врача. - 2013. - № 2. - С. 48-52.
2. Кицул И.С., Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности// Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. - С. 50-56.
3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Информирование пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 11. - С. 73-75.
енеджер № 10
2018 .
4. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.
5. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации// Менеджер здравоохранения. -2013. - № 2. - С. 16-26.
6. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов //Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 4. - С. 6-12.
7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации// Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 7. - С. 15-20.
8. Пивень Д.В., Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей// Менеджер здравоохранения. -2013. - № 10. - С. 12-17.
9. Пивень Д.В., Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей// Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 10. - С. 12-17.
10. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.
11. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.
12. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2016. -С. 38-46.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2017. - С. 6-13.
14. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. -№ 10. - 2017. - С. 7-12.
15. Пивень Д.В, Кицул И.С, Иванов И.В. О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. № 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 1. - 2018. - С. 20-26.
16. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС // Менеджер здравоохранения. - № 4. - 2018. - С. 6-13.
17. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2018. - С. 13-19.
18. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 8. - С. 6-12.
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. About terms and order of provision of information constituting a medical secret to the institution of inquiry and investigation, the court, on request of the prosecution and of the criminal-executive system (Saint-Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. The article shows and justifies which bodies in accordance with the legislation of the Russian Federation belong to the bodies of inquiry and investigation. The authors pay attention to a number of important features that need to be taken into account by medical organizations when working with requests for information constituting medical secrecy, the bodies of inquiry and investigation, the court, at the request of the Prosecutor's office and the body of the penal system, as this activity is regulated not only by the legislation in the field of health, but also by regulatory legal acts regulating the activities of these bodies.
Keywords: medical secrecy, quality and safety of medical activity, medical organization, rights of citizens, inquiries of bodies of inquiry and investigation, requests of court, requests of bodies of Prosecutor's office, requests of body of penal system.
№ 10 Менеджер
2018