Научная статья на тему 'О СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТЯХ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО'

О СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТЯХ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«БУКВАРЬ ДЛЯ БАШКИР» / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / НРАВОУЧЕНИЯ / УБЕЖДЕНИЯ / ПОСТУЛАТЫ-НАЗИДАНИЯ / " THE ABC-BOOK FOR BASHKIRS »" / EDUCATION / FAMILY / PARENTS / MORALIZING / BELIEFS / POSTULATES-EDIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллина Лилия Радифовна

Для каждого ребенка родители - кладезь опыта человечества и трансляторы его знаний, умений, культуры. Родительская семья является основой в воспитании у человека личностных качеств. Будет он трудолюбивым, вежливым, ласковым, приветливым, порядочным, целеустремленным и т.д. во многом определяется первоначальным окружением ребенка, являющимся безоговорочной моделью подражания. Но в основе всех людских добродетелей человеческих лежат уважение и почитание родителей! Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского. Автор учебника, являясь тонким педагогом и психологом, продолжателем идей Я.А. Коменского, четко понимал, что многие качества ребенку даются от природы, но некоторые необходимо «упражнять»! В статье сделана попытка систематизации подборок текстов, наставлений, назиданий, используемых автором для решения задач воспитания в детях почтительного и уважительного отношения к родителямFor every child, parents are a storehouse of human experience and translators of their knowledge, skills, and culture. The family is the basis for the upbringing of a personal qualities. He will be hardworking, polite, affectionate, friendly, decent, purposeful, etc. it depends of the initial environment by the child, which is an unconditional role model. But all human virtues are based on respect and reverence for parents! The article is a continuation of a series studying devoted to the implementation of the tasks such as spiritual and moral education of children in " The abc-book for bashkirs »" by V.V. Katarinsky. The author of the textbook, is being a fine teacher and psychologist, a follower of the ideas of Y.A. Komensky, clearly understood that many qualities are given to a child by nature, but some need to be “trained”! The article attempts to systematize the collections of texts, instructions, edifications used by the author to solve the tasks of raising a respectful and respectful attitude towards parents in children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзуллина Лилия Радифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТЯХ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО»

Литература:

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - Москва: КомКнига, 2005. - 576 с.

2. Габдуллина, М.В. К вопросу о применении структурного моделирования как метода обучения социально-гуманитарным дисциплинам в школе // Инновационные стратегии преподавания гуманитарных дисциплин в вузе и школе. - Тюмень: Экспресс, 2011. - С. 106-112.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения родным языкам: Лингводидактика и методика. - Москва: Академия, 2008. - С. 190-215.

4. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на родном языке. - Москва.: МПСИ, 2004. - 448 с.

5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность, 4-е изд. - Москва: УРСС, 2010. - 264 с.

6. Ларина Е.Е. Игра и ее роль в развитии диалогических навыков. - М., 2010. - 68 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2005. - 293 с.

8. Никулина Т.Н. Ситуативно-тематический подход при обучении устной речи в неязыковом вузе // Вопросы методики и психологии обучения родным языкам (обучение иноязычной речевой деятельности). -М., 1976. - 252 с.

9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1999. - 276 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

О СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТЯХ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ

БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация. Для каждого ребенка родители - кладезь опыта человечества и трансляторы его знаний, умений, культуры. Родительская семья является основой в воспитании у человека личностных качеств. Будет он трудолюбивым, вежливым, ласковым, приветливым, порядочным, целеустремленным и т.д. во многом определяется первоначальным окружением ребенка, являющимся безоговорочной моделью подражания. Но в основе всех людских добродетелей человеческих лежат уважение и почитание родителей! Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского. Автор учебника, являясь тонким педагогом и психологом, продолжателем идей Я.А. Коменского, четко понимал, что многие качества ребенку даются от природы, но некоторые необходимо «упражнять»! В статье сделана попытка систематизации подборок текстов, наставлений, назиданий, используемых автором для решения задач воспитания в детях почтительного и уважительного отношения к родителям.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», воспитание, семья, родители, нравоучения, убеждения, постулаты-назидания.

Annоtation. For every child, parents are a storehouse of human experience and translators of their knowledge, skills, and culture. The family is the basis for the upbringing of a personal qualities. He will be hardworking, polite, affectionate, friendly, decent, purposeful, etc. it depends of the initial environment by the child, which is an unconditional role model. But all human virtues are based on respect and reverence for parents! The article is a continuation of a series studying devoted to the implementation of the tasks such as spiritual and moral education of children in " The abc-book for bashkirs »" by V.V. Katarinsky. The author of the textbook, is being a fine teacher and psychologist, a follower of the ideas of Y.A. Komensky, clearly understood that many qualities are given to a child by nature, but some need to be "trained"! The article attempts to systematize the collections of texts, instructions, edifications used by the author to solve the tasks of raising a respectful and respectful attitude towards parents in children.

Keywords: " The abc-book for bashkirs »", education, family, parents, moralizing, beliefs, postulates-edification.

Введение. Современное общество сегодня, на наш взгляд, находится в состоянии полнейшего размытия и потери многих истинно человеческих качеств, таких как доброта, милосердие, послушание, вера, почитание и многих других. Но может ли социум быть благополучным и здоровым, если у людей нет элементарного уважения друг к другу? Почему молодое поколение не научено сегодня ценить тех, кто рядом? Почему разрушаются идеалы и авторитеты! Где и в чем допускается ошибка воспитателями и педагогами-наставниками, самой системой образования, вследствие которой нам вновь и вновь приходится говорить о появляющихся потерянных поколениях?

Целью нашего исследования было изучение содержательного потенциала «Букваря для башкир» В.В. Катаринского в вопросе воспитания у детей уважительного отношения к родителям. Мы полагаем, что изучая историю педагогики, мы, возможно, найдем новые старые пути эффективного воспитания детей!

Изложение основного материала статьи. В рассматриваемый нами период времени (конец XIX и начало XX вв.), в условиях слабо развитых производительных сил, жизнь человека характеризовалась как борьба за выживание, и семейное воспитание являлось господствующей воспитательной системой.

Воспитание детей-башкир в прошлом осуществлялось в основном в семье и преследовало одну цель -вырастить самостоятельную личность, владеющую всеми необходимыми навыками крестьянской жизни. Основным элементом воспитания у башкир было беспрекословное послушание родителям, авторитет которых должен был быть обязательно высоким, и уважение к взрослым вообще.

Ребенок с рождения, попадая в окружение родных людей, подсознательно впитывал в себя модель семейных отношений, выполняя современную ему социальную роль сына или дочери, примеряя отведенную ему социальную роль мужа или жены, отца или матери для благополучия будущего. «Семья - большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей», - писал Антон Семенович Макаренко [4, с. 112].

Дети с 5-6 лет включались в трудовой процесс и наравне с взрослыми добывали кусок хлеба. В этих суровых условиях каждое доброе слово, нужная подсказка, полезный совет воспринимались юным сердцем с благодарностью, в то же время, благодаря незыблемому авторитету родителей, тонко чувствующих детей, правильно реагирующих на различные ситуации, каждый окрик, едкое замечание, оплеуха закаливали характер, каждое общение со старшим или сверстником становились шагом в становлении личности ребенка. В арсенале воспитательных средств башкир, как впрочем и любого другого народа, большую нишу занимал потенциально богатый в этом отношении материал народной культуры: фольклорные обычаи, традиции; каждая песня, скороговорка, легенда, танец, так или иначе, воспитывали в ребенке черты идеального мужа, брата, сына, матери, батыра и т.д. И так, из поколения в поколение, из века в век! Не случайно сегодня исследования позволяют нам говорить о национальных чертах каждого народа.

Итак, личность человека складывалась за стенами школы, т.к. в те времена дети-башкиры не ходили на учебу, образовательных заведений просто не было, если и было, то только для детей обеспеченных родителей.

«Каждый человек был как самородок в горных отвалах, грубый, неотесанный, глыбистый, с большой примесью инородного вещества... Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте. Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом», - писал основатель современной школы Я.А. Коменский [3, с. 22-23]. После утверждения в 60-е годы XIX века школьных уставов царское правительство приступило к разработке государственных документов по организации школ для нерусских народов, в которых были опубликованы инструкции, определявшие принципы учебно-воспитательной работы школ на отдельных территориях обширной Российской империи.

Учителя в этих школах ставили целью обучения и воспитания совершенствование личности, освобождение ее от каких-то убеждений и предрассудков, усиление каких-то черт характера, шлифование хороших качеств, т.е. формировать идеальные качества у личности, складывавшейся без их участия, т.е. без влияния школы.

Великие педагоги прошлого хорошо знали народно-педагогические традиции, существовавшие в семье, понимали их значение, знали и место школы в воспитании детей. К.Д. Ушинский отмечал, что школа занимает небольшую долю в делах народного воспитания: «Но если в наших деревнях нет почти преднамеренного воспитания, то тем более сильно воспитание непреднамеренное. Люди родятся, растут, следовательно, и воспитываются, если не в школах, нарочно для того устроенных, то, тем не менее, воспитываются в той жизненной среде, где они живут, и из которой льются в душу их разнообразнейшие влияния» [5, с. 433].

Таким образом, формирование личности происходило в основном за стенами школы. Переломным моментом в деле образования и воспитания детей-башкир стало издание в 1892 году в Оренбуржской Типолитографии Б.А. Бреслина под авторством В.В. Катаринского «Букваря для башкир [1].

В.В. Катаринский был истинно народным педагогом, работал долгие годы инспектором башкирских, татарских, киргизских и казахских школ Оренбуржского учебного округа, прекрасно знал жизнь этих народов, в.т.ч. обычаи, традиции и язык башкирского народа. Для решения воспитательных задач В.В. Катаринский использовал свои знания, жизненный опыт, народную мудрость, исторические данные, религию [8, с. 340].

В результате анализа «Букваря для башкир» мы пришли к выводу, что отношения В.В. Катаринского с воспитуемыми были другие, а именно, он добивался взаимопонимания, исходя из своих внутренних побуждений, порядочности во взаимоотношениях между людьми, т.е. из всего того, что мы называем воплощением идеалов добра, истины и красоты.

В.В. Катаринский, отлично зная семейные традиции башкир, в своем учебнике широко использовал такие народно-педагогические средства формирования семьянина как пословицы, постулаты-назидания, нравоучения, убеждения, являющиеся инструментом духовного общения между взрослыми и детьми. Еще Я.А. Коменский в своей «Материнской школе» писал о том, что при воспитании в детях нравственности и добродетели, кроме приемов постоянного образца добродетелей, умеренной дисциплины, необходимо своевременное и разумное использование наставлений: «Однако к этим приёмам нужно будет присоединить своевременные и разумные наставления. Уместно будет учить детей словами тогда, когда мы видим, что примеры действуют на них недостаточно, или когда, желая подражать примеру других, они делают это недостаточно умело. Здесь-то и будет полезно дать им наставление, чтобы они вели себя так, а не иначе: «Вот смотри, как делаю я, как делает отец или мать. Брось это! Стыдись! Ты не будешь прекрасным юношей, если будешь вести себя таким образом». Прибегать к слишком длинным увещеваниям или говорить длинные речи — ещё не время, да это ни к чему не приведёт» [2, с. 200].

Приведем примеры нравоучений и убеждений, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми, а именно, воспитания уважительного отношения к отцу и матери:

- «Ата инандец куплен табыб фатиха алаем таган; аларга йакшы эш эшлаб, арыу гуз голаб казыр ит» (Если хочешь угодить родителям, получить их благословление, почитай их добрыми делами и добрыми словами).

- «Ата-асан гина кыуаныб торгын, гине табкан асан гинан кыуаныб торгын» (Пусть отец и мать радуются за тебя, особенно мать, которая родила тебя).

- «Атайынды картаЙFан гаин кадыр ит, гоморен буена аны гис бер раньетма» (Будь внимательным и относись с уважением к престарелому отцу и никогда его не обижай).

- «Карт кешене хурлама, узенда картаиргын» (Не унижай старого человека и сам постареешь).

В «Русской азбуке» букваря мы находим мини-рассказ Л.Н.Толстого, в котором очень ярко и поучительно для детского ума рисуется отношение внука к своему старому деду: «ДЬдъ сталъ старъ. Разъ онъ лЪзъ на печку и не могъ. Внукъ былъ въ избЪ. Ему сало смЪшно. Стыдно, внукъ! Не то дурно, что дЪдъ старъ и слабъ, а то дурно, что внукъ молодъ и глупъ».

Особое место в «Букваре для башкир» занимают постулаты-назидания, которые имеют, на наш взгляд, особую магическую силу в воспитании подрастающего поколения. Обратимся к примерам.

1. «Балалар! ата- асайгеззен гузларен кунленеза тотонызлар: Ходай шуны бик йарата тей!» (Дети! Помните слова родителей! Бог таких любит!)

Можно сказать, что все постулаты-назидания состоят из трех составляющих: обращение к детям и двух основных частей, первая из которых - требование, указание, пожелание взрослых к детям, которые имеют нравственно-поведенческое содержание - условие изречения. Вторая часть - следствие - одобрение, если выполняется условие; угрозы, наказания в случае невыполнения условия изречения.

В нашем примере условие - это хранение в душе ребенка наставлений отца и матери, это первая часть постулата-назидания; вторая часть связана с Богом, что особенно было значимо в воспитании детей в прошлом. В подсознание ребенка поступает мысль о том, что если он не будет помнить слова родителей, то Бог его обязательно накажет и, конечно же, не будет любить. Бог в представлении детей обладет такой могучей силой, которой невозможно было даже попытаться противостоять. В те времена в детях воспитывали поклонение и служение Всевышнему, формируя модель хорошего, послушного, богобоязненного ученика.

2. «Атагын хорматлаган баланын телаге кабул була тей» (У ребенка, почитавшего отца, исполнятся все желания).

3. «Ата-асагена йаман гуз айткан кеше, ахиратта хур булар тей» (Человек, сквернословящий родителям, попадет в ад).

4. «Ата фатихагы балаларынын ойена баракат бира, ина каргышы балаларынын нигезен корота тейлар» (Отцовское благословение облагораживает дом детей, материнсое проклятие разрушает фундамент дома детей).

Выводы. Таким образом, содержание учебника, в рамках рассматриваемой нами проблемы, выраженное в рассказах, постулатах-назиданиях, нравоучениях, убеждениях, подобрано с учетом этнопедагогического подхода к воспитанию подрастающего поколения. Простые, доступные для детей народные изречения являют собой материал, способный вызвать и закрепить у каждого ребенка искреннее чувство уважения к родителям, почитания взрослых людей через определение иерархической лестницы Ребенок - Родитель -Бог. Букварь показывает нам, что автор был не только тонким психологом, хорошо разбирающимся в возрастных особенностях детей, опытным методистом-дидактом, учитывающим принципы и закономерности обучения, но и то, каким знатоком был В.В. Катаринский башкирского языка, с каким уважением относился он к башкирскому народу, его национальной самобытности, культуре, обычаям, традициям.

Литература:

1. Катаринский В.В. Букварь для башкир. Оренбуржская Типо-Литография Б.А. Бреслина, 1892, 58 с.

2. Коменский Я.А. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) - М.: Карапуз, 2008, 288 с.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Приводится по изданию: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 с.

4. Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939. (Педагогичесмкие сочинения в восьми томах) -М.: Директ-Медиа, 2014, 566 с.

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР 1952, 653 с.

6. Файзуллина Л.Р. Правила доброй жизни в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского. Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып.60. - Ч.3 - С. 339-342.

Педагогика

УДК 371.8

магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблемам существования бардовской песни в современной молодежной среде, рассматривая бардовскую песню как один из эстетических ориентиров в системе музыкальных предпочтений юношества. Феномен бардовской песни рассматривается и как культурологическая категория, анализируются особенности бардовской песни как жанра массовой культуры, его связь с традициями любительского музицирования, укорененными в русском обществе. Отдельным вопросом, к которому апеллируют авторы, становятся духовные ценности, которые несет бардовская песня, в том числе ценность человеческого общения, диалога поколений. В качестве механизма трансляции ценностей авторы рассматривают молодежный фестиваль авторской песни как культурно-образовательный проект (на примере нижегородского фестиваля авторской туристической песни «Круг друзей»).

Ключевые слова: культура, гуманизация, коммуникация, модернизация, современность, духовность, ценность, песня, барды, молодежь, фестиваль.

Annotation. The authors of the article address the problems of the existence of the bard song in the modern youth environment, considering the bard song as one of the aesthetic guidelines in the system of musical preferences of youth. The phenomenon of bard song is also considered as a cultural category. the author analyzes the features of bard song as a genre of mass culture, its connection with the traditions of Amateur music making, rooted in Russian society. A separate issue that the authors appeal to is the spiritual values that the bard's pen carries, including the value of human communication and the dialogue of generations. As a mechanism for transmitting values, the authors consider the youth festival of author's song as a cultural and educational project (for example, the Nizhny Novgorod festival of author's tourist song "Circle of friends").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.