Научная статья на тему 'Правила доброй жизни в "Букваре для башкир" В. В. Катаринского'

Правила доброй жизни в "Букваре для башкир" В. В. Катаринского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БУКВАРЬ ДЛЯ БАШКИР" / "ПРАВИЛА ДОБРОЙ ЖИЗНИ" / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВОУЧЕНИЯ / ПОСТУЛАТЫ-НАЗИДАНИЯ / НАСТАВЛЕНИЯ / THE ABC-BOOK FOR BASHKIRS" / "THE GOOD LIFE RULES" / SPIRITUAL EDUCATION / MORAL TEACHING / POSTULATE INSTUCTIONS / ADMONITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллина Лилия Радифовна

Статья представляет собой продолжение исследования воспитывающего потенциала содержания «Букваря для башкир» В.В. Катаринского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RULES OF GOOD LIFE IN THE “ABC-BOOK FOR BASHKIRS” BY V.V. KATARINSKY

The article presents the continuation of the educative potential research in the “ABC-book for Bashkirs” by V.V. Katarinsky.

Текст научной работы на тему «Правила доброй жизни в "Букваре для башкир" В. В. Катаринского»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный университет» (г. Сибай)

ПРАВИЛА ДОБРОЙ ЖИЗНИ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В. В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация. Статья представляет собой продолжение исследования воспитывающего потенциала содержания «Букваря для башкир» В.В. Катаринского.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», «Правила доброй жизни», духовно-нравственное воспитание, нравоучения, постулаты-назидания, наставления.

Annotation. The article presents the continuation of the educative potential research in the "ABC-book for Bashkirs" by V.V. Katarinsky.

Keywords: The ABC-book for Bashkirs", "The Good Life Rules", spiritual education, moral teaching, postulate instuctions, admonitions.

Введение. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, в целом, является сложным, многоплановым процессом. Они неотделимы от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [5, 168].

Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского.

В качестве предмета исследования мы выбрали раздел букваря «Правила доброй жизни», вобравший в себя достаточно большое количество наставлений - нравоучений, постулатов-назиданий, через которые учитель и родители учат ребенка установившимся культурным, трудовым, поведенческим правилам, а также проявляют заботу о будущем ребенка, о формировании его благородных качеств.

Изложение основного материала статьи. Какую же роль играют в этом сложном процессе воспитания такие средства народной педагогики как нравоучения, постулаты-назидания, наставления? Почему В.В. Катаринский так масштабно использовал их как в «Башкирском», так и в «Русском» отделах своего уникального «Букваря для башкир»?

В.В. Катаринский, являясь истинно народным педагогом, работая долгие годы инспектором башкирских, татарских, киргизских и казахских школ Оренбургского учебного округа, хорошо зная жизнь этих народов, в т.ч. обычаи и традиции башкирского народа, в первом «Букваре для башкир», изданном в типографии г. Оренбурга в 1892 году, для решения воспитательных задач использовал свои знания, жизненный опыт, народную мудрость, историю, культуру, религию - одна из характерных черт педагогических отношений того времени. В предыдущих исследованиях мы пришли к выводу, что для рассматриваемого периода конца XIX - начала XX веков букварь В.В. Катаринского являлся необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной и воспитательной политики государства. Автор преследовал не только цель научить детей башкир читать и писать, а поставил на первое место нравственное воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи [5, 375].

Нравственной доминантой педагогических культур всех народов является идея семьи. Зарождаясь в ней, человек растет для создания новой семьи, и все свои надежды на благополучное будущее, стремление к лучшей жизни связывает и осуществляет через семью. Отсюда формулируется важный принцип духовно-нравственного воспитания - раннее начало обучения и воспитания в семье. Чем раньше начато серьезное воспитание, тем оно эффективнее.

Каждый народ уникален и вносит что-то свое - посильное и неповторимое - в развитие цивилизации. Но традиции воспитания, как часть и источник общей культуры, нельзя воспринимать как простую совокупность накопленных обществом ценностей [2, 37].

Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира [4, 87].

В «Букваре для башкир» мы находим народно-педагогические ценности, характерные для культур всех народов, в т. ч. и для башкир, которые автор стремился сделать доступными и понимаемыми для детей. «Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нём его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли» - подчеркивал Д.И. Писарев в одной из своих статей, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения [3, 285].

В.В. Катаринский, на наш взгляд, был именно таким учителем, который заботился о личности ребенка, о её разностороннем развитии и подготовке юного человека к активной и счастливой жизни [7, 170].

«Правила доброй жизни» - раздел букваря, занимающий всего несколько страниц в конце учебника, представляет собой перечень определенных нравоучений, назиданий, наставлений, являющихся «народной педагогической технологией формирования у детей веры в доброе начало в человеке: веры в его стремление выглядеть в глазах людей хорошим, в милосердие его души, в его созидательные и конструктивные силы и возможности, в его справедливый выбор, стремление к гармонии и справедливости - одним словом, отношение к человеку с положительными социальными ожиданиями» [1, 94].

Автор учебника выделил всего двадцать правил, которые, подводя некий итог беседе с детьми, как мы понимаем, являются основополагающими, по мнению В.В Катаринского, в воспитании личности ребенка:

1) Въруй въ Бога и люби Его всей душой твоей и всъмъ сердцемъ твоимъ.

2) Помни, что Богъ смотритъ не только на дъла твои, но и на мысли и намърешя; что Онъ даровалъ тебъ жизнь и хранить ее, и что ты имъешь, все это ты отъ Него получилъ.

3) Люби ближняго (всякаго человъка) какъ самаго себя.

4) Государя почитай, какъ отъ Бога установленную власть, и повинуйся всъмь законамъ Его.

Государя нашего зовутъ Государь Императоръ Николай Александровичъ, Государыню зовутъ

Государыня Императрица Александра веодоровна, Матерь Государя Государыня Императрица Марiя веодоровна, Наслъдникъ Цесаровичъ Великш Князь Георгш Александровичъ.

Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу намъ,

Царствуй га страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Славься, славься, нашь русскш царь!

Господомъ данный намъ царь-Государь!

Да будеъ безсмертенъ Твой-царскш родъ,

Да инъ благоденствуетъ русскш народъ.

Слава нашему Царю! Ура! Ура! Ура!

5) Отца твоего матерь, начальниковъ, учителей и всъхъ добрыхъ людей почитай и слъдуй полезнымъ ихъ наставлешямъ.

6) Старыхъ людей уважай, ко всъмъ сьаршимъ будь почтителенъ, съ равными обходителенъ, къ низшимъ привътливъ.

7) Оскорблялъ-ли кто тебя, прости ему.

8) Оскорбилъ ли ты кого, помирись съ нимъ.

9) Берегись не только худыхъ дълъ, но даже и худыхъ словъ.

10) Не всякому слуху върь.

11) Не всего, что видишь, желай.

12) Будь осторожень на слова. За всякое пустое слово дашь отвътъ Богу.

13) Избъгай злыхъ и порочныхъ людей: они могутъ научить тебя злу.

14) Что взялъ взаймы, отдай.

15) Что объщалъ, исполни.

16) Трудолюбе угодно Богу и полезно тебъ.

17) Праздность есть мать всъхъ пороковъ и великш предъ Богомъ гръхъ.

18) Просящему дай, ежели имъешь.

19) Бъдному помогай, какъ можешь.

20) Говори всегда правду, никогда не лги.

Однако мы можем сказать, что фактически все воспитывающее содержание книги построено на правилах правильной, доброй духовной жизни человека. Автор на страницах своего учебника создает определенную педагогическую среду, ведя постоянный поучительный разговор с детьми, обращаясь к ним с просьбами, советами, наставлениями в виде диалогизации текстов.

Педагогические отношения между членами общества и естественно возникающая в общении педагогическая среда всегда помогают старшему поколению в воспитании детей, в условиях же ее отсутствия они порой оказываются беспомощными в разрешении многих сложных проблем формирования личности ребенка. Действительно, некоторые родители не обладают достаточным терпением, настойчивостью, последовательностью в требованиях, необходимым запасом убеждений, умением поощрять и наказывать, и дети растут неряшливыми, ленивыми, неаккуратными. При существовании педагогической среды общество усмешками, сравнениями, примером, поучением, показом, требованием помогает мягкотелым, безъязыким родителям [1, 123].

И здесь следует подчеркнуть неоценимую роль в подготовке человека к взрослой жизни «Правил доброй жизни», закладывающих в сознание ребенка понимание судьбоносности каждого дела, каждого действия, формируя чувство ответственности за собственные поступки, становясь путеводной звездой для маленьких граждан-башкир, впервые открывших книгу под названием «Букварь» с загадочным миром букв и звуков,

Автор умело устанавливает каналы духовной связи с учеником, используя притяжательные местоимения во втором лице единственного числа, затем приглашает его к размышлению, призывает к благим поступкам. Именно в диалоге с взрослыми, которые знают жизнь, происходит, как правило, поиск смысла жизни [7, 170].

В.В. Катаринский составил свой учебник для детей-башкир 7-8-летнего возраста, которые впервые перешагнули порог школы в ожидании чуда, имея колоссальный потенциал к обучению. Именно к этому возрасту, по утверждению педагогов и психологов, у детей формируются достаточно устойчивый интерес к познанию и способность переживать социальную значимость учения.

Важным моментом в развитии личности младших школьников является и то, что этот период становится существенным в формировании у них привычек, в том числе и нравственных. С.Л. Рубинштейн утверждал, что привычные способы нравственного поведения, превращаясь в привычки, становятся «второй натурой» человека» [5, 206].

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности, которые очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения [4, 377].

Одним из методов формирования сознания личности, используемый в учебнике В.В. Катаринского, является метод убеждения, который стимулирует поступки детей к готовности активно включаться в предусмотренную деятельность.

В качестве методов убеждения в воспитательном процессе в старой школе первой половины XIX века применялись назидательные истории, постулаты-назидания, нравоучения, наставления, внушения, притчи, басни, рассказы на этические темы и другие непрямые способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами ученики.

Возвращаясь к написанному о важнейших принципах воспитания в народной педагогике, отметим, что в «Букваре для башкир» особое место уделяется воспитанию уважения к старшим, старикам, престарелым родителям, младшим сестрам и братьям. Например, на двадцатой странице читаем: «Карт кешене хурлама, узенда картаиргын», что означает «Не оскорбляй старых людей, сам тоже состаришься» или «Карт кешеларде кадерла, узендан йяше олканнарде хорматла, узендан кеселарга гойкемле бул, кесе баилле бул» -«Старых людей уважай, ко всем старшим будь почтителен, с равными обходителен, с младшими приветлив».

Приведем в пример рассказы, являющиеся, на наш взгляд, очень содержательными и эффективными, заставляющими задумываться и делать выводы самих учеников.

Например, на странице 45 русского отдела дается следующий рассказ: «ДЪдъ сталъ старъ. Разъ онъ лЪзъ на печку и не могъ. Внукъ былъ въ избЪ. Ему стало смЪшно. Стыдно, внукъ! Не то дурно, что дЪдъ старъ и слабъ, а то дурно, что внукъ молодъ и глупъ».

Или рассказ из башкирского отдела «Ике баланын тозалеуе» - «Исправление двух мальчиков»:

«Бер кешенен ике улы булган: бераге уникела, бераге дуртта. Бер рат ул кешега куршеге килеб айткан: гинен балаларын бер картты мыскыллаб ана колоб мазакланылар тиб. Ул кеше уланнарын оготлаб айткан: карт кешеларде мыскылламанез, конаг була тиб. Бер аззан гун алар атагына бирган уагадагын онытыб, узларена килган бер картты мыскыллаб колешканнар: бокре карт! бокре карт! бокре карт! тиб. шунан гун алардын атагы, балаларзы кайлайтыб тозалтам тиб уйга калган.

Бер-аз кондан гун алардын атагынын тыуган коне йеткан, баллары килеб ана озак гомер телаб котлаганнар. Ул аларга айткан: эй балларым! Минен озак йяшагем килмай, мин картайгам, йаман балалар минала карт тиб колерлар, бер конке геззен анау картты мыскыл итканез шикеле, минен ананда тизулеуемде телагез, тиб. Шунда баллары ней эшларен белмай ойалыб, мынан тубан арыу буларбыз тиб таубаитканнар, шунан гун картларга берда мыскыл итеб колмаганнар. Картлардын эргагенан уткандааларга хормат итеб салам биреп утканнар» - «У одного человека было двое сыновей: одному - 12, другому - 14 лет. Однажды зашел сосед и заявил: «Твои сыновья издевались над одним стариком, смеялись над ним». Отец внушал мальчикам: «Над старшими людьми не смейтесь, не издевайтесь. Это грех!». Через некоторое время, позабыв данное отцу слово больше не смеяться, не издеваться над старыми людьми, мальчики снова кричали: «Горбатый старик! Горбатый старик!». Отец долго думал над тем, как же исправить их поведение. Через несколько дней наступил день его рождения и дети поздравляли отца с пожеланием долгих лет жизни, на что он сказал им: «Ах, дети! Я не хочу долго жить, я состарюсь и злые дети будут надо мной издеваться и высмеивать меня, как вы того старика, лучше пожелайте мне скорой смерти!». Детям было очень стыдно, они не знали, что сказать! С тех пор они, проходя мимо старых людей, всегда приветствовали их, показывая свое уважение к ним».

Рассказ на этическую тему, который используется в младших классах - яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

В последнем из приведенных нами рассказов, особо чувственным, на наш взгляд, является то, что в нем говорится о жизни и смерти человека: дети всегда сильно переживают смерть не только человека, но и даже маленькой букашки, чем-то очень понравившейся им и, конечно же, сила воздействия повествования всегда будет зависеть от мастерства педагога: профессионального умения эмоционально и интонационно верно прочитать рассказ, мотивировать детей к внимательному прослушиванию текста, подведения их к размышлениям над сюжетом. Далее дети сделают для себя правильный вывод из прочитанного, обогатят личный нравственный опыт опытом других и сохранят надолго впечатление от прочитанного рассказа.

Приведем примеры убеждений, касающихся родителей:

1. "Атанны казырла, куштанын тынла" - "Отца почитай и следуй его наставлениям".

2. " Атанды картайган гайын кадыр ит, гоморен буена аны гис бер раньетма" - "Чем старее становится отец, тем больше его почитай, никогда его не обижай".

3. "Ата-инан кун табыб, фатиха алаем тиган, аларга йакшы эш эшлаб, арыу гуз гойлаб казыр ит" - "Если хочешь угодить родителям, получить их благословение, почитай их добрыми делами и добрыми словами".

4. "Ысын кунелен белан атанды макта, асанден гинен осон курган аурыуларен онотма. Алардан тыуганынды исенда тотоб, алардын гина иткан йакшылыгын нисек кайтарыргын" - "От всей души хвали отца, не забывай о страданиях твоей матери из-за тебя. Не забывай о том, что они тебе дали жизнь и думай о том, как ты их отблагодаришь за все хорошее, что они сделали для тебя".

5. "Балалар! Ата-асагеззен гузларен кунлегеза тотонызлар. Ходай шуны бик йарата тей." - "Дети! Помните и никогда не забывайте то, что говорят вам родители. Бог это любит".

Выводы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, обществом и государством в целом. Важной педагогической задачей формирования личности во все времена является выработка у неё активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. «Букварь для башкир» В.В. Катаринского был нацелен на воспитание детей в духе ответственности за свое поведение, дисциплину. Давая правила доброй жизни, он призывал к размышлениям, поиску смысла жизни, требуя делать важные для дальнейшей жизни выводы, развивал стремление быть полезным родным, окружающим, Отечеству.

Литература:

1. Атангулов У.Ш. - Этнопедагогика: курс лекций - Сибай. - 2004 г. - 157 с.

2. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Махмутов Ю.М. Этнопедагогические аспекты патриотического воспитания в образовательном процессе. - Уфа: Гилем, 2008. - 140 с.

3. Джуринский А.Н. - История педагогики. - Москва, 1996 г. - 431 с.

4. Подласый И.П. - Педагогика:100 вопросов - 100 ответов. М.: Изд-во Владос - Пресс, 2004. - 368 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 488 с.

6. Файзуллина Л.Р., Латыпова Р.М., Аминев Ф.Г. Особенности воспитательного материала «Букваря для башкир» В.В.Катаринского // Европейский журнал социальных наук. Москва. - 2015 г. - С. 167-173.

7. Файзуллина Л. Р. О трудовом воспитании детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып.59. - Ч.2 - С. 374-378.

Педагогика

УДК:378.4

доктор философских наук, профессор Фёдоров Александр Александрович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

Аннотация. Современное образование переживает период радикальных изменений: происходит не только серьезное обновление содержания - меняются подходы к самой системе образования, ставятся новые задачи перед образовательными организациями, меняется роль вуза в обществе.

В работе раскрываются ключевые вызовы современного общества, описываются ведущие проблемы региональной системы образования: технологическая революция, кризис поколенческих ценностей, демографические проблемы, разбалансированность региональных экосистем. Рассмотрение глобальной образовательной повестки и наиболее значимых угроз развития образования приводят нас к пониманию роли вуза как центра образовательной экосистемы региона.

В работе раскрываются наиболее значимые дефициты в развитии региональной экосистемы, целевые ориентиры вуза нового типа и возможные организационные решения, обеспечивающие консолидацию образовательной системы региона, согласованность воздействий направленных на устойчивый рост, развитие и формирование принципиально новых, трансформирующих образование региона, воздействий.

В числе основных решений предлагаются: комплексное рассмотрение образовательной системы региона как системы взаимосвязанных элементов, характеризующихся взаимодействием и взаимным влиянием; создание регионального социально-образовательного кластера; формирование новой системы подготовки педагогических кадров и комплекса мер по сопровождению жизненного цикла педагогической профессии.

Ключевые слова: университет образования, развитие региона, проблемы современного образования, глобальная образовательная повестка.

Annotation. Modern education is undergoing a period of radical changes. Not only the serious updating of its content takes place but also the approaches to the education system are changing, new tasks are being set before the educational organizations, the role of the university is changing in the society.

The article reveals the key challenges from the modern society, describes the urgent problems of the regional education system such as the technological revolution, the crisis of generation values, demographic problems, the disbalance of regional ecosystems. Consideration of the global educational agenda and the most significant threats to the development of education lead us to understanding of the role of the university as the center of the educational ecosystem of the region.

The work discloses the most significant deficiencies in the development of the regional ecosystem, the target orientations of the university of a new type and possible organizational solutions that can ensure the consolidation of the educational system of the region, the coherence of the impacts aimed at sustainable growth, development and the formation of fundamentally new impacts that must transform the formation of the region.

The following solutions such as comprehensive review of the educational system of the region as a system of interrelated elements characterized by interaction and mutual influence; the creation of a regional social and educational cluster; the formation of a new system for the training of pedagogical personnel are proposed as well as a set of measures to support the life cycle of the pedagogical profession.

Keywords: University of education, regional development, problems of modern education, global educational agenda.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Глобальная образовательная повестка ставит новые проблемы, как для каждой образовательной организации, так и для региональных систем образования: формируются новые вызовы, требуется изменения в содержании образования и в самом образовательном процессе, новые подходы к взаимодействию педагога и обучающегося и к процессам подготовки педагогических кадров. Обозначим наиболее значимые ориентиры, обуславливающие формирование нового пространства образовательных трансформаций:

- технологическая революция (в терминологии К. Шваба - промышленная), которая формирует образ «проинвестированного» будущего и представление об эффекте «неизбежных технологических трендов» (К. Келли) [16]. Возникает конфигурация будущего и свойственных ему целевых ориентиров, которую игнорировать невозможно и следует рассматривать как область принятия оперативных решений. Как правило, они описываются терминами «цифровое обучение» или «цифровое образование». Принятой точкой зрения является характеристика ситуации как «периода радикальных изменений» в архитектуре не только процесса обучения, но образования вообще. Вызов, который формируется в этой позиции, двоякий: с одной стороны, очевидна необходимость существенных инвестиций в инфраструктуру образования; с другой -трансформация подготовки кадров для системы образования. Отсутствие реакции на этот вызов с плечом планирования 10-15 лет приведет к безвозвратному выходу из системы мирового образования [5];

- кризис поколенческих ценностей и новая занятость. При любом управленческом решении необходимо учитывать серьезный разрыв, возникший в периоде 10-15 прошедших лет, между доминирующим поколением и поколениями X и Y. Возникающая формация «решающих детей» (термин М. Серра) [14] представляет собой не только фундамент человеческого капитала в перспективе следующих 10-15 лет, но и серьезную угрозу для эффективного поколенческого взаимодействия;

- разобщенность - «отраслевой», «индустриальный» подход к системе; отсутствие системной кадровой политики; устаревшая система переподготовки, повышения квалификации и формирования управленческого резерва; отсутствие консолидированных логистик и всепроникающих сервисов [2];

- разбалансированность - явная и нарастающая диспропорция качества между «слабыми» и «сильными», «городскими» и «сельскими» образовательными системами; непрозрачное, неравномерное распределение ресурсов; отсутствие внимания к «медиане», массовому образовательному сегменту;

- нерефлексивность - отсутствие системных многогранных измерений, на основании которых появляется возможность строить прогнозы по развитию школ, особенностям взросления, когнитивным образам детства и принимать перспективные управленческие решения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.