Научная статья на тему 'О трудовом воспитании детей в "букваре для башкир" В. В. Катаринского'

О трудовом воспитании детей в "букваре для башкир" В. В. Катаринского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БУКВАРЬ ДЛЯ БАШКИР" / "РУССКАЯ АЗБУКА" / АЛФАВИТ / ALPHABET / БАШКИРСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / THE BASHKIR WRITING SYSTEM / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOUR EDUCATION / "THE ABC-BOOK FOR BASHKIRS" / "THE RUSSIAN ABC"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллина Лилия Радифовна

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена. В России во второй половине ХIХ века встает проблема просветительства населения, для чего по всей стране, в том числе и в Башкирии, организуются различные образовательные учреждения. Одним из основных средств, определяющих эффективность выполнения главнейшей из миссий школы воспитание подрастающего поколения, является учебник как методическая категория. Область наших интересов представляет духовно-нравственное содержание букварей для башкир, изданных в конце XIX начале XX веков. Первый «Букварь для башкир» был написан просветителем ХIХ века В. В. Катаринским и издан в 1892 году в типографии г. Оренбурга. Данная статья представляет собой продолжение исследования воспитательного потенциала образовательного материала «Букваря для башкир» В. В. Катаринского и посвящается изучению одного из основных аспектов духовно-нравственного развития и становления личности трудовому воспитанию. Первый букварь состоит из двух частей, но данная тема проанализирована только в рамках второй, называемой «Русская азбука», в которой автором преследовалась, на наш взгляд, цель не только, а может быть и не столько, научить детей читать и писать, сколько заложить основы нравственного, в том числе и трудового воспитания подрастающего поколения, в соответствии с требованиями эпохи. В статье сделана попытка систематизации подборок текстов, рассказов, пословиц, поговорок, отдельных предложений, стихов о труде, используемых автором для решения задач духовно-нравственного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзуллина Лилия Радифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the labour education of children in "The abc-book for bashkirs" by V.V. Katarinsky

The matters of spiritual and moral development of a person have always interested the society. In the second half of the 19th century in Russia appeared the necessity of the people’s education. As the result, there appeared many educational institutions around the country, including Bashkiria. One of the basic means, defining the effectiveness of performing the school’s main mission the education of the coming generation is a textbook as the methodic notion. The sphere of our interests presents the spiritual and moral content of ABC-books for Bashkirs, published in the end of the 19th and in the beginning of the 20th centuries. The first “ABC-book for Bashkirs” was written by the 19th century educator V.V. Katarinsky and published in 1892 in Orenburg. The article presents the results of further investigation of educational value of the material, used in “The ABC-book for Bashkirs” by V.V. Katarinsky and is devoted to the study of one of the basic aspects of spiritual and moral development and personality becoming the labour education. The first book consists of two parts, but the analysed matter is regarded only in the second part, titled “The Russian ABC”. To our opinion, the author’s aim here was not only to teach children writing and reading, but to lay the basis for the moral education of the coming generation, including it’s labour aspect, according to the call of the times. The article reflects the attempt to systematize of the collections of texts, stories, proverbs, sayings, separate sentences, poems about the labour, used by the author to solve the problems of spiritual and moral education of children.

Текст научной работы на тему «О трудовом воспитании детей в "букваре для башкир" В. В. Катаринского»

незначительному числу обучающихся. Анализируя полученные данные, следует отметить, что наибольшее количество младших школьников находится на интуитивном уровне. Поэтому полученные результаты подтверждают необходимость разработки методики работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Данилов, М. А. Воспитание выразительного чтения у школьников [Текст] / Данилов М. А.// Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 89-73.

3. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] // Начальная школа - 2008. - № 11.- С. 43-45.

4. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 10-17.

5. Шкуричева, Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный университет» (г. Сибай)

О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В. В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация. Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена.

В России во второй половине XIX века встает проблема просветительства населения, для чего по всей стране, в том числе и в Башкирии, организуются различные образовательные учреждения.

Одним из основных средств, определяющих эффективность выполнения главнейшей из миссий школы -воспитание подрастающего поколения, - является учебник как методическая категория. Область наших интересов представляет духовно-нравственное содержание букварей для башкир, изданных в конце XIX -начале XX веков.

Первый «Букварь для башкир» был написан просветителем XIX века В. В. Катаринским и издан в 1892 году в типографии г. Оренбурга.

Данная статья представляет собой продолжение исследования воспитательного потенциала образовательного материала «Букваря для башкир» В. В. Катаринского и посвящается изучению одного из основных аспектов духовно-нравственного развития и становления личности - трудовому воспитанию. Первый букварь состоит из двух частей, но данная тема проанализирована только в рамках второй, называемой «Русская азбука», в которой автором преследовалась, на наш взгляд, цель не только, а может быть и не столько, научить детей читать и писать, сколько заложить основы нравственного, в том числе и трудового воспитания подрастающего поколения, в соответствии с требованиями эпохи.

В статье сделана попытка систематизации подборок текстов, рассказов, пословиц, поговорок, отдельных предложений, стихов о труде, используемых автором для решения задач духовно-нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», «Русская азбука», алфавит, башкирская письменность, духовно-нравственное развитие и воспитание, трудовое воспитание.

Annotation. The matters of spiritual and moral development of a person have always interested the society. In the second half of the 19th century in Russia appeared the necessity of the people's education. As the result, there appeared many educational institutions around the country, including Bashkiria.

One of the basic means, defining the effectiveness of performing the school's main mission - the education of the coming generation - is a textbook as the methodic notion. The sphere of our interests presents the spiritual and moral content of ABC-books for Bashkirs, published in the end of the 19th and in the beginning of the 20th centuries.

The first "ABC-book for Bashkirs" was written by the 19th century educator V.V. Katarinsky and published in 1892 in Orenburg.

The article presents the results of further investigation of educational value of the material, used in "The ABCbook for Bashkirs" by V.V. Katarinsky and is devoted to the study of one of the basic aspects of spiritual and moral development and personality becoming - the labour education. The first book consists of two parts, but the analysed matter is regarded only in the second part, titled "The Russian ABC". To our opinion, the author's aim here was not only to teach children writing and reading, but to lay the basis for the moral education of the coming generation, including it's labour aspect, according to the call of the times.

The article reflects the attempt to systematize of the collections of texts, stories, proverbs, sayings, separate sentences, poems about the labour, used by the author to solve the problems of spiritual and moral education of children.

Keywords: "The ABC-book for Bashkirs", "The Russian ABC", alphabet, the Bashkir writing system, spiritual and moral development and education, labour education.

Введение. Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания во второй части «Букваря для башкир» В.В. Катаринского -«Русская азбука».

Духовно-нравственное воспитание детей - ключевая проблема, стоящая перед семьей, обществом и государством в целом. Важной педагогической задачей формирования личности во все времена является выработка у неё активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного воспитания - трудовое воспитание.

Изложение основного материала статьи. «Труд - постоянное и основное условие человеческого существования, важнейшая для формирования личности целенаправленная деятельность» [3, 6].

Трудовому воспитанию народ издревле уделял самое серьезное внимание, потому что труд - основа жизни. Все, чем мы питаемся, во что одеваемся, в чем отдыхаем, чем украшаем наше жилье и самих себя, добывается трудом. Без труда народ не представлял себе жизни и хотел, чтобы и дети учились жить своим трудом.

«К.Д. Ушинский рассматривал труд как счастье жизни, как наилучшее удовлетворение глубоко присущего человеку стремления к активности. Без труда человек может легко погрузиться в состояние скуки и апатии, унизив своё человеческое достоинство» [4, 178].

Как и всякое важное для жизни качество, трудолюбие народ начинал формировать с самого раннего возраста. Дети, не приученные к трудовым усилиям, к систематичному труду, волевому напряжению в достижении цели, малоусидчивы, быстро устают, внимание у них рассеянное, поэтому они слабо учатся, считают занятия в школе тяжелой обузой. Если с детства не прививать трудолюбие, человек не сможет достичь больших успехов в жизни, вечно он не будет успевать, проявлять несобранность. «Любая личность через трудолюбие прокладывает путь и в глубины науки, и в мир прекрасного, и в нравственную суть человеческих отношений, и к вершинам физического совершенства» [1, 57].

Как же решается проблема трудового воспитания подрастающего поколения во второй (русской) части букваря В.В. Катаринского «Русская азбука».

В первой половине XIX века, вследствие массовых переселений русского и других народов в Башкирию, активно начинает проникать в край русская культура, которая сыграла огромную роль в формировании нравственных ориентиров в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной (башкирской) словесности с одновременным изучением русского языка [8, 87].

О том, как учились башкирские юноши в русских учебных заведениях можно судить по высказываниям И. Казанцева: «В настоящее время башкирские дети во многих городах обучаются по-русски с большим успехом не только в низких, но и в высших учебных заведениях и многие из них по понятливости, прилежанию и хорошей нравственности имеют первенство пред русскими детьми» [5]. А. Калачев писал: «Башкиры способны к самому упорному труду, к образованию, к высшей культуре» [6, 284].

В последней четверти XIX века всеобщее движение обновления в Башкортостане, выразившееся в общих чертах как борьба против средневековой схоластики, феодальных пережитков, косности и религиозного фанатизма, начинает приобретать довольно ярко различимые контуры системности. Заслуживает внимания в этом отношении поэзия Гайси Расулева, Гали Сокороя, особенно Мифтахетдина Акмуллы и Мухаметсалима Уметбаева, в которой они призывали народные массы к просвещению, развитию ремесел и национальной культуры [9, 113].

В рассматриваемый период букварь В.В. Катаринского является необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной и воспитательной политики государства. Автор преследовал не только цель научить детей башкир читать и писать, а поставил на первое место нравственное воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи.

Русская часть букваря, так же как и башкирская, начинается с изучения алфавита - русской азбуки, в которой насчитывается 37 букв, больше чем в современном алфавите русского языка, так как русский алфавит В.В. Катаринского отражал в письме некоторые специфические фонетические особенности разговорного башкирского языка. На второй странице учебника автором даны слова на каждую букву алфавита, с которыми учащиеся знакомятся устно со слов учителя с их последующим чтением и письмом, а также переводом на башкирский язык. В какой степени такое обучение было доступным детям - башкирам, которые не знали ни одного слова по-русски, мы не считаем необходимым обсуждать это в данной статье и делать какие-либо выводы в методическом плане. Наша же задача заключается в анализе учебного материала букваря, посредством которого автор прививает маленьким гражданам чувство трудолюбия, уважения к труду взрослых и детей, к трудовой деятельности человека как ведущего фактора развития личности.

Так как букварь В.В. Катаринского, как и другие буквари того периода, был в основном религиозного содержания, совершенно естественно, что и трудовое воспитание осуществлялось посредством использования отдельных предложений, маленьких текстов, пословиц, поговорок, изречений, нравоучений, посвященных труду, трудолюбию, трудовой деятельности человека с Божьей помощью, что способствовало привитию любви к Всевышнему.

На первой же странице букваря «Русская азбука» после знакомства с алфавитом автор использует в качестве грамматического примера на местоимение «он» в единственном числе такое предложение: «Бог труды любит». И на следующих страницах находим много поучительных и полезных изречений о Боге, о труде. Например:

- Дал Бог человеку руки для работы;

- Трудолюбие угодно Богу и полезно тебе;

- Праздность есть мать всех пороков и великий пред Богом грех.

После этого, как уже дети-башкиры понемногу начали понимать русскую речь и разговаривать на ней, в учебнике появляются более сложные понятия, связанные с Богом и трудом.

Автор учебника В.В. Катаринский, хорошо разбираясь в жизни башкир, татар, казахов, киргизов как-то по-отечески заботливо относился к детям этих народов, желая обучать их не только чтению и письму, но и необходимым доступным понятиям духовно-нравственного воспитания, связанного, конечно же, с Богом. И вот в учебнике появляются: «Правила доброй жизни»:

1) Веруй в Бога и люби Его всей душой твоей и всем сердцем твоим.

2) Помни, что бог смотрит не только на дела твои, но и на мысли и намерения, что Он даровал тебе жизнь и хранит её, и что ты имеешь, все это ты от Него получил. Люби ближнего (всякого человека) как самого себя.

«Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нём его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли» - подчеркивал Д.П. Писарев в одной из своих статей, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения [2, 285].

В.В. Катаринский, на наш взгляд, был именно таким учителем, который заботился о личности ребенка, о её разностороннем развитии и подготовке юного человека к активной и счастливой жизни.

Нет сомнения в том, что дети-башкиры с ранних лет приучались к посильному физическому труду, они видели трудовую деятельность взрослых, родителей, старших братьев, сестер и у них рано появлялась потребность помогать в их труде. Дети, приученные дома к определенному виду деятельности, не только наблюдающие за работой взрослых, но и принимающие в ней участие, часто обнаруживают к этому виду труда большие способности. И задача учителя заключалась в том, чтобы дети учились добиваться определенной цели в жизни, доводить начатое дело до конца, не лениться, воспитывать силу воли, ведь «лень, отсутствие трудолюбия является выражением слабоволия» [4, 382]. И автор учебника, с присущим ему уважительным отношением к маленьким гражданам, обращается к ним с призывом и советом в тексте «Приглашение к труду» следующим образом:

Дети! Надобно трудиться: Бог вас создал для труда. Ах! От праздности родится много горя и стыда. Тот, кто хочет доброй славы, должен хлеб свой в поте есть, не за игры и забавы достается людям честь. Дети, дети, не ленитесь! Труд всегда приносит плод: будешь смолоду трудиться - встретишь старость без забот.

В большинстве случаев праздные, ленивые ученики бывают склонны к дурным поступкам, нарушают дисциплину и плохо учатся. Приведем из букваря изречения на эту тему:

- Ленивому всегда праздник;

- Прилежный ученик старается, ленивый ленится;

- Если будешь лениться смолоду, так будешь под старость умирать с голоду;

- Кто много лежит, у того и бок болит;

- Лень-мать всех пороков;

- Маленькое дело лучше большого безделья;

-Честный труд - святое дело. Грех и жить-то без работы, на грехи наводит лень. Поработай до субботы, отдохни на воскресный день.

Своеобразное благожелательное, можно сказать душевное, отношение автора учебника к детям наблюдается и в стихотворении: «Приглашение в школу» Дети, в школу собирайтесь! Петушок пропел давно. Попроворней одевайтесь! Смотрит солнышко в окно. Человек, и зверь, и пташка -Все берется за дела; С ношей тащится букашка, За медком летит пчела. Ясно поле, весел луг; Лес проснулся и шумит: Дятел носом тук да тук! Звонко иволга кричит Рыбаки уж тащут сети; На лугу коса звенит... Помолясь, за книгу, дети! Бог лениться не велит.

У каждого человека имеется потребность в общении, которая реализуется и оформляется в трудовых отношениях людей. Воспитание любви к умственному труду осуществляется в школе, куда автор учебника любезно приглашает детей - башкир, которые до сих пор никогда не посещали учебные заведения. Ведь «необходимым жизненным условием развития личности любого ребенка является коллектив, в котором развивающийся ребенок научается рассматривать себя и свою деятельность как члена коллектива, вступать в разнообразные общественные отношения, приобретать навыки общественной работы» [4, 254]. И надо сказать, что башкирские дети никогда не подводили свой коллектив, своих учителей, и с большим успехом обучались не только в низких, но и в высших учебных заведениях, как нами уже было отмечено выше.

«В 90-е годы XIX века задача ликвидации неграмотности посредством введения всеобщего образования была осознана как общенациональная, тесно связанная с развитием производительных сил страны. Общественно-социальные и просветительско-культурные процессы, характерные для XIX века, получают свое развитие и среди башкир: открываются медресе, начальные гарнизонные школы, а также школы с русским языком обучения» [7, 169].

В.В. Катаринский, работая инспектором башкирских, татарских, киргизских и казахских школ Оренбургского учебного округа, занимался приобщением нерусских народов края к русской культуре, организовывал школы, в которых народности Южного Урала могли обучаться русскому языку. В школах для этих народов рекомендовалось начинать учение на родном языке и переходить в последующем к обучению на русском языке. В «Букваре для башкир» В.В. Катаринского мы видим строгое соблюдение этой рекомендации: учебник состоит из 2 частей - башкирской и русской, где учебный материал дается на двух языках.

В «Русской азбуке» букваря автор использует большое количество слов, отдельных предложений, стихов, пословиц, поговорок на русском языке, для усвоения которых требовалось от учеников - башкир терпения, трудолюбия, серьезного умственного труда и волевых усилий. И здесь автор обращается довольно уместно к ученикам такими изречениями: «Не учась и лаптя не сплетешь»; «На деньги ума не купишь»; «Ум хорошо, а два ума лучше того».

Вторая половина XIX века характеризуется в России наиболее значительным развитием школьной системы, её перестройкой. В обществе широко распространяется взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни, «изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения» [2, 380].

Букварь В.В. Катаринского был составлен под влиянием педагогической мысли того периода и это не могло не отразиться в содержании учебника с использованием воспитательных материалов,

характеризующих взгляды сторонников школьных реформ. Что касается трудового воспитания, педагогическая мысль сходилась в одном: труд - это ведущий фактор развития личности, о чем мы подчеркнули выше.

Сторонники обновления школьной системы H.A. Добролюбов и К.Д Ушинский, исходя из принципа антропологизма (человек - «целое, нераздельное существо»), полагали, что умственное, физическое и нравственное воспитание никаким образом не следует обособлять друг от друга», так как обучение- это основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу - образовательную и воспитательную. «Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек», - писал Ушинский [1, 84]. И нам хочется, со своей стороны, добавить к этому - «счастливый человек».

В.В. Катаринский, разделяя точку зрения великих мыслителей, в «Русской азбуке» приводит маленький рассказ «Счастье в труде»:

«Скажи мне, батюшка, как счастья добиться? - сын спрашивает отца. А тот ему в ответ: «Дороги лучше нет, как телом и умом трудиться».

Воспитательное влияние трудовой деятельности на личность огромно. «Труд не только создатель всех благ, но и решающее средство совершенствования человека ... М. Горький однажды сказал, что никакая сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда!» [4, 211].

В «Русской азбуке» В.В. Катаринский использует стихи, поговорки, пословицы, сказки, содержание которых помогает развитию умственных способностей детей, направленных на трудовую деятельность. Возьмем сказку «Клад», которая написана простым, понятным русским языком, что легко читают и пересказывают башкирские дети, усваивая основную идею произведения, анализируют и делают выводы по -прочитанному:

«Отец пред смертью сказал своим сыновьям: «Я оставлю вам в наследство эту избу и поле, - накопайте поле хорошенько, там зарыт клад, потрудитесь и тогда найдете его». Умер старик. Дети усердно вскопали поле, искали золота или серебра; но не нашли ни того, ни другого. Зато поле дало такой урожай, какого они не видывали. Тогда они догадались, о каком кладе говорил отец, и сказали друг другу: да, труд - истинный клад!».

Выводы. Таким образом, в рассматриваемый период, а именно во второй половине XIX века, букварь В.В. Катаринского являлся необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной политики государства. Автор преследовал не только цель научить детей башкир читать и писать, а поставил на первое место нравственное воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи.

Одним из аспектов духовно-нравсвтенного воспитания является трудовое воспитание, которому во второй части «Букваря для башкир» отводится большое количество дидактического материала - слова и предложения, пословицы, поговорки, стихи, сказки, басни о трудовой деятельности человека, усвоение которых требовало от башкирских детей, с одной стороны, терпения, трудолюбия, серьезного умственного труда и волевых усилий в чтении, письме и переводе на башкирский язык, с другой стороны, усвоение их смыслового содержания способствовало определению мотивов в труде, ценностного отношения к труду, накоплению знаний о трудовых действиях, т.е. в данном ракурсе исследования можно говорить о некоторой, созданной методистом В.В. Катаринским, структурной модели воспитания трудолюбия у школьников.

Рассмотрев основные направления трудового воспитания в русской части «Букваря для башкир» -«Русской азбуке», мы приходим к выводу, что В.В. Катаринский в своем учебнике стремился:

а) воспитывать детей как граждан, полезных государству и Отечеству, отвечающих государственным потребностям - трудолюбивых и послушных, богобоязненных и образованных;

б) давать детям-башкирам определенный объем знаний о русском языке, достаточного для общения, что, в свою очередь, должно было способствовать зарождению у них чувства принадлежности к Русскому государству, а также чувства родства народов на основе идей гражданственности, воспитании ценностного отношения к культурным традициям и образу жизни людей разных национальностей.

Литература:

1. Атангулов У.Ш. - Этнопедагогика: курс лекций - Сибай. - 2004 г. - С. 157.

2. Джуринский А.Н. - История педагогики. - Москва. 1996 г. - С. 431.

3. Левитов Н.Д. - Психология труда. Москва: Учпедгиз, - 1963. г. - С. 339

4. Левитов Н.Д. - Детская и педагогическая психология. Просвещение, 1964 г. - С. 478.

5. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: СПб. 1871, т. 3.

6. Калачев А. Очерк современного экономического положения башкирской уфимской губернии. -«Живая старина», вып. 3. СПб. 1899, с. 329.

7. Файзуллина Л.Р., Латыпова P.M., Аминев Ф.Г. Особенности воспитательного материала «Букваря для башкир» В.В.Катаринского // Европейский журнал социальных наук. Москва. - 2015 г. - с. 167-173.

8. Файзуллина Л.Р., Латыпова P.M., Аминев Ф.Г. О реализации задач воспитания гражданственности в содержании «Букваря для башкир» В.В.Катаринского// Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - №6-3(48). - с. 86-89.

9. Латыпова P.M., Файзуллина Л.Р., Аминев Ф.Г. Проблема воспитания в первом башкирском букваре // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной проблемам реализации резолюции IV Всемирного курултая Башкир.2016. - с. 112-114.

Педагогика

УДК 378.14

аспирант Федотова Евгения Андреевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ИЗМЕНЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ в

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В данной статье автор размышляет об изменениях, происходящих в виде спорта «спортивный туризм», а также в системе подготовки специалистов в нем. Автор анализирует программы Вузов, подведомственных спорткомитету РФ, осуществляющих подготовку специалистов для работы в спортивных учреждениях, приводит результаты исследования профессиональных затруднений у молодых и будущих специалистов по спортивному туризму.

Ключевые слова: спортивный туризм, подготовка специалистов.

Annotation. In this article, the author reflects on the changes taking place in the form of sport "sports tourism", as well as in the system of training specialists in it. The author analyzes the programs of universities that are subordinate to the sports committee of the Russian Federation, who train specialists for work in sports institutions, cites the results of a study of professional difficulties among young and future specialists in sports tourism.

Keywords: sports tourism, training of specialists.

Введение. Кардинальные изменения в аттестации кадров в сфере спорта и педагогического образования: принятие профессиональных стандартов, подготовки специалистов и др., ориентирует учебные заведения на расширение образовательной деятельности ориентированной на уже работающих специалистов. В настоящее время происходят серьезные изменения в спортивном туризме, как в виде спорта: расширяется программа видов спортивного туризма в ДЮСШ и СДЮСШОР, изменяется программа соревнований, она соответствует правилам и регламенту вида спорта. Но на данный момент неизменным остается подготовка специалистов в этой сфере. Хотя с изменением подготовки спортсменов возрастают требования, предъявляемые к специалисту по спортивному туризму.

Формулировка целей статьи. Спортивный туризм как вид спорта переживает большие изменения. На данном этапе развития этот вид спорта делиться на две группы: «дисциплина дистанции» и «дисциплина маршрут». Разделение спортивного туризма на две группы дисциплин в 2006 году привело к изменению подготовки спортсменов даже в одном виде спортивного туризма. По мнению многих авторов, большое значение в решении проблем развития вила спорта: спортивный туризм, является формирования у населения устойчивого интереса к спортивному туризму за счет создания системы занятия спортом в разных возрастных категориях и уровень научных исследований, предполагающий разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Подготовка специалистов в области спортивного туризма имеет уже более чем 70-летнюю историю своего развития. Цель этой подготовки являлось в первую очередь получение специалистом таких знаний и умений, которые помогут группе пройти маршрут безопасно, не затрагивая в свою очередь подготовку специалистов занимающихся группой дисциплин дистанция. Имеющих огромное различие в целях и задачах дальнейшей профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В системе профессионального образования подготовка специалистов по спортивному-оздоровительному туризму, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту: в БГИФКе, ГЦОЛИФКе, ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта и других вузах были созданы учебные комиссии по спортивно-оздоровительному туризму, открыты специализации, подготовлен учебно-методический комплекс по подготовке специалистов (квалификация "Педагог-организатор по физкультурно -оздоровительной работе и туризму" - начало 80-х гг.) [2].

По итогам изучения статистики предоставленной Комитетом спорта с 2011 по 2017 года становиться ясно, что в области вида спорта спортивный туризм участвует большое количество учащихся. Только в системе дополнительного образования детей в туристко-краеведческой направленности участвует каждая вторая школа, открыто более 500 станций юных туристов. Ежегодно в РФ организуется 10000 профильных лагерей, осуществляющих свою деятельность в рамках летней оздоровительной компании и нестационарного отдыха детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11 000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или спортивного образования [2]. С введением новых федеральных стандартов, с разделением вида спорта на две группы дисциплин, изменились цели и задачи многих специалистов работающих в системе дополнительного образования детей.

Анализ подготовки специалистов в вузах физической культуры, институтах физической культуры и спорта и факультетах физической культуры показал, что, в настоящее время подготовка будущих специалистов ведется по направлению подготовки по спортивно оздоровительному и рекреационному туризму и не в полной мере захватывает стремительно развивающуюся группу дисциплин дистанция пешеходная. Именно в этой группе дисциплин необходимы квалифицированные специалисты, работающие с членами сборных команд и группами спортивного резерва. По мнению ряда профессионалов в области физкультурно-спортивного образования, сегодня, для осуществления процесса подготовки высококвалифицированных специалистов физической культуры и спорта требуется находить пути объединения программ подготовки спортсменов с образовательными программами профессиональной подготовки[1]. Этот процесс длительный и его итогом в нашем случае будет подготовка высококвалифицированного специалиста, компетентного в вопросах подготовки как к группе дисциплин дистанция, так и к дисциплине маршрут в спортивном туризме. Проанализировав программы ВУЗов подведомственных Министерству спорта, одной из целью, которых является, непосредственно, подготовка кадров для работы со спортсменами. Мы обратили внимание на отсутствие упоминания в программах о группе дисциплин дистанция для спортивного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.