Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция и интенсификация процесса подготовки будущих педагогов- исследователей в области музыкального образования'

Междисциплинарная интеграция и интенсификация процесса подготовки будущих педагогов- исследователей в области музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / АСПИРАНТУРА / INTERDISCIPLINARY / INTENSIFICATION / INNOVATION / POSTGRADUATE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Тупичкина Елена Александровна, Курганский Сергей Иванович, Лях Валентина Ивановна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с подготовкой специалистов «третьего уровня» аспирантуры с позиции писка новых инновационных направлений, ориентированных на междисциплинарную интеграцию и интенсификации образовательного процесса; предлагается в качестве интегративного курса методологический семинар для аспирантов ««Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств», его направленность на приобретение универсальных компетенций; рассмотрены типы интеграции, использованные при его разработки (тематическая, проблемная, концептуальная, диалектическая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Тупичкина Елена Александровна, Курганский Сергей Иванович, Лях Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION AND INTENSIFICATION OF PROCESS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS - RESEARCHERS IN THE FIELD OF MUSIC EDUCATION

The article deals with topical issues related to the training of specialists of the "third level" postgraduate studies from the perspective of the squeak of new innovative directions focused on interdisciplinary integration and intensification of the educational process; it is proposed as an integrative course methodological seminar for graduate students "Innovative activities in the field of culture and arts", its focus on the acquisition of universal competencies; the types of integration used in its development (thematic, problem, conceptual, dialectical).

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция и интенсификация процесса подготовки будущих педагогов- исследователей в области музыкального образования»

математические и прикладные аспекты). № 3 (23) / 2017. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. - С. 59-66.

12. «Положение о научном обществе обучающихся ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», утверждено приказом Академии от 31.10.2016 №744.

13. Орлов, В.И. О системе средств обучения / В.И. Орлов // Среднее профессиональное образование. № 12 / 2010. - М.: АНО «Редакция журнала Среднее профессиональное образование», 2010. - С. 2-7.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор Туравец Наталья Романовна

Краснодарский государственный университет культуры (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Тупичкина Елена Александровна Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); доктор педагогических наук, профессор Курганский Сергей Иванович Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород); доктор философских наук, профессор Лях Валентина Ивановна Краснодарский государственный университет культуры (г. Краснодар)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ- ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с подготовкой специалистов «третьего уровня» - аспирантуры с позиции писка новых инновационных направлений, ориентированных на междисциплинарную интеграцию и интенсификации образовательного процесса; предлагается в качестве интегративного курса методологический семинар для аспирантов ««Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств», его направленность на приобретение универсальных компетенций; рассмотрены типы интеграции, использованные при его разработки (тематическая, проблемная, концептуальная, диалектическая).

Ключевые слова: междисциплинарность, интенсификация, инновационность, аспирантура.

Annotation. The article deals with topical issues related to the training of specialists of the "third level" -postgraduate studies from the perspective of the squeak of new innovative directions focused on interdisciplinary integration and intensification of the educational process; it is proposed as an integrative course methodological seminar for graduate students "Innovative activities in the field of culture and arts", its focus on the acquisition of universal competencies; the types of integration used in its development (thematic, problem, conceptual, dialectical).

Keywords: interdisciplinary, intensification, innovation, postgraduate studies.

Введение. Необходимость внедрению междисциплинарной интеграции в современную систему подготовки специалистов продиктована стремлением к интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе структурирования содержания образования. В настоящее время возрастает потребность в специалистах музыкального профиля владеющих в совершенстве своей профессией, имеющих междисциплинарный уровень гуманитарной подготовки, умеющих работать интенсивно не в ущерб качеству, решать нестандартные профессиональные задачи, ибо «интеграция создает условия как для обеспечения гностической радости обучаемого, связанной с соприкосновением с открытиями в междисциплинарных масштабах, так и удовлетворения творческого порыва, потребности в общении с представителями различных дискурсов, осознании трансдисциплинарных ценностей, потребности в восстановлении человеческой целостности» [7, С. 75]. Данная проблема затрагивает, в первую очередь, подготовку аспирантов в условиях самостоятельного «третьего уровня» высшего образования.

Болонская конвенция в настоящее время полностью закреплена Законом «Об образовании в РФ» в котором определен переход аспирантуры из сферы постдипломного образования в третью ступень высшего образования. Непрерывная система подготовки обучающихся в вузе выглядит как «бакалавриат -магистратура - аспирантура». В европейских странах такая структура соответствует полному циклу завершения высшего образования и присуждением степени доктора философии (PhD). Обучение осуществляется в соответствии с ФГОС аспирантуры на основе учебного плана, способствующего формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В рамках «третьего уровня» высшего образования аспиранты проходят итоговую аттестацию (сдача государственного междисциплинарного экзамена, защита выпускной квалификационной работы), позволяющую получить диплом с присвоением образовательной квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь». Вместе с тем, о результативности аспирантуры свидетельствуют показатели целенаправленного научного воспитания аспиранта в научной среде вуза с развитой системой профессиональных коммуникаций [6], способствующих установлению постоянного контакта с ученых в рамках международных конференций, в процессе стажировки в научных центрах России. В процессе подготовки аспирант должен овладеть такими профессиональными навыками, как публичное представление научных результатов. Важнейшей компетенцией аспиранта является доведения полученных научных результатов к защите кандидатской диссертации. Оценки эффективности деятельности аспирантуры определяется на основе, завершенной в срок и защищенной диссертации. Данный показатель снижается из года в год и на современном этапе общий показатель по стране снизился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. [2].

Цель статьи. Расширение потенциального спектра профессиональной образовательной деятельности выпускников аспирантуры (в творческих вузах - ассистентура-стажировка), не может ограничивающихся только научно-образовательной сферой: возрастающие масштабы педагогических инноваций и профессионально-творческого совершенствования музыкантов-исполнителей требуют помимо узкопрофессиональных знаний еще и навыков научно-исследовательской, информационно-аналитической и инновационно-педагогической деятельности, способности мобильно ориентироваться в новых ситуациях, что «требует обновления содержания образования за счет расширения и углубления общегуманитарной

подготовки, актуализации и освоения технологий познавательной деятельности, самообразования и др.» [5, С. 931. В связи с изменением содержания аспирантской подготовки меняются и ее цели, которые направлены на написание диссертации и получение новой квалификации, то есть на выходе должен быть готов к преподавательской деятельности, к проектированию и решению задач собственного профессионально-личностного развития и саморазвития. Анализ литературы по проблеме междисциплинарной интеграции и интенсификации образовательного процесса не оставляет сомнений в необходимости рассмотрения подготовки аспирантов на основе взаимодействия науки, образования и практической деятельности, которые необходимо рассматривать не как последовательные явления, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.

Изложение основного материала статьи. Решая проблемы интеграции и интенсификации обучения, аспирантура ведет подготовку кадров для достаточно широкого спектра профессиональной деятельности, на основе владения такими универсальными компетенциями, как «способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2)» и др.2

Обеспечение междисциплинарной интеграции при подготовке аспирантов на современном этапе становится объективная потребность образовательной системы, объединяющей философско-гуманитарную, общепрофессиональную и технологическую направленность обучения. Поиску путей осуществления интегративного подхода и исследования значимости междисциплинарных связей посвящены работы отечественных ученых (Б.И. Бедный, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В. Каган, Н.Р. Туравец и др.), в работах которых предлагаются методологически обоснованные подходы, выбор объектов и системообразующих факторов для интеграции, способы реализации их сообразности [1].

В основе системообразующего фактора интеграции выступает функциональный уровень профессиональной деятельности, связанный с решением характерных профессиональных проблем на основе использования сложившихся идей, теорий и концепции из сферы дисциплин, составляющих основу интеграции. Современные госстандарты значительно диверсифицировали отношение к междисциплинарной интеграции, что потребовало пересмотра традиционных дисциплин и введение новых, к которым относится, например, введенный в систему подготовки аспирантов методологический семинар «Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств». Введенная дисциплина, интегрирует знания философско-методологических основ профессиональной деятельности в сфере культуры и искусств, методы, способствующие мотивации к освоению научно-исследовательской компетентности.

Взаимосвязанные тенденции междисциплинарной интеграции предопределены, с одной стороны -стремлением аспирантов к освоению новых форм программ подготовки, а с другой - необходимостью расширения и углубления содержательной насыщенности образовательных программ, так как «междисциплинарная интеграция, в контексте формирования универсальных компетенций, призвана обеспечить решение не только образовательных задач, но и формирования мировоззренческих знаний и ценностных ориентаций. Подготовка аспирантов, как это хорошо известно, представляет собой интеграцию двух компонент. Первая - научная, основанная на изучении истории и теории проблемы, овладении исследовательскими навыками, приемами, способами, методами и технологиями постижения научной истины. Вторая - педагогическая и педагогико-методическая, способствующая практическому освоению соответствующей отрасли знаний, ориентированной на преподавательскую деятельность» [8].

Методологический семинар основан на вариативных блок-модулях, ориентированных на приобретение универсальных и специальных профессиональных компетенций, учитывающих ряд функций: гноселогическую (выявление значимых детерминант эволюции и развития закономерностей в междисциплинарной организации знаний); рефлексивную (интеграция в изучении дисциплин не только в рамках педагогических законов и понятий); проектную (совершенствование стратегии отбора содержания соответствующих задачам развития преподавателя-исследователя в современных условиях образования, предполагающего заданные результаты, проектирование и реализация методов, направленных на развитие интеллектуального потенциала аспирантов, умений работать самостоятельно); интенсифицирующую (выстраивание иерархии приобретения знаний на основе сложности дисциплины и акцентом на информационную нагрузку дисциплины, определяющую направление поиска новых закономерностей в рамках своего объекта, нацеленную на последующую проекцию развития дифференциации дисциплин); компенсирующую (систематизация и дифференциация на интегративной основе разобщенных, автономных знаний).

Сущностная характеристика интеграции находит отражение в тематических блок-модулях, осваиваемых ассистентами-стажерами: «Классификация культур с точки зрения типов музыкальной деятельности -«композитор, исполнитель, слушатель»; «Ценностные ориентации в системе традиционного мировосприятия», «Основные направления социально-культурного развития на современном этапе», «Сущность и функции традиционной культуры в распространении и использовании новаций», «Креативная культура: основы творческого взаимодействия», «Культура потребления: происхождение, сущность, современное состояние», «Экстраполяция, интерпретация и заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания», «Социокультурное проектирование и инновации в сфере культуры и искусств», «Тенденции усложнения языковых средств в современном музыкальном искусстве: цитатная полистилистика» и др.

Междисциплинарная интеграция в подготовке аспирантов - требование времени. На современном этапе развития образования, количество и качество знаний будет содействовать постепенному стиранию границ в рамках различных направлений науки, и сосредотачивать внимание на конкретных проблемах, которые

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (в ред. Приказа Минобрнауки России от 30.04.2015 N 464)

сегодня невозможно решить с позиции одной области знаний. Вместе с тем интеграция предопределяет не механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и на основе которых исследователь может действовать систематически. Существуют различные основания осуществления междисциплинарной интеграции (вертикальная, горизонтальная). На условиях осуществления горизонтальной интеграции объединяется сходный материал нескольких научных направлений. В рамках методологического семинара привлекаются факты философии педагогики, психологии, социологии, культурологии, музыкознания, позволяющие представить целостную картину мира, и наконец, получить полноценное представление об инновационных процессах, происходящих в сфере культуры и искусств, ускорить обучающий процесс на основе интенсификации.

Как отмечают в своих работах С.И. Курганский [3], Е.А. Малянов [4] и др., принципы инновационной деятельности активно внедряется в сферу культуры и искусства, и рассматриваются как факторы развития. С внедрением в образовательную деятельность подготовки аспирантов междисциплинарной интеграции, интенсификация определяется рядом обстоятельств, среди которых: введение новых учебных дисциплин, требующих постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения, сокращающих продолжительность образовательного процесса; ориентация на самостоятельность преподавателя в выборе технологического сопровождения педагогической деятельности, введения спецкурсов, курсов по выбору или экспериментальных методик, требующих рационального использования времени; введение организационно-управленческих механизмов в образовательную деятельность, способствующих вхождению вузов в ситуации, ориентированные на подготовку аспирантов на конкурентной основе [9]. Идентификация по своей сути, представляет собой взаимодействие науки, высшего образования и практической деятельности и включает: проведение вузами исследований с использованием средств грантов; привлечение вузами специалистов отрасли (в вузах культуры и искусств к работе с ассистентами- стажерами привлекаются известные деятельной культуры и искусства); осуществление вузами совместных научных и образовательных проектов.

Говоря об интенсификации процесса подготовки аспирантов, следует иметь в виду изменение времени, необходимого для приобретения той или иной компетенции, достижения совершенного состояния в условиях сокращения времени освоения программы. Необходимость целенаправленной деятельности по интенсификации развития учебно-воспитательной работы в вузе обусловлена наличием условий, способствующих «повышению качества образования и темпов преобразований на основе инноваций и экспериментальной работы, стимулирования творческой активности субъектов образовательной деятельности, максимального использования возможностей образовательного учреждения и внешнего окружения» [3].

Выводы. Достижение междисциплинарной интеграции и интенсификации должно быть созвучно современным требованиям подготовки аспирантов, способствовать их развитию, дальнейшей самореализации на основе:

- тематической интеграция (привлечение знаний нескольких предметов, способствующих раскрытию одной темы);

- проблемной интеграция (рассмотрение проблемы, являющейся объектов различных дисциплин);

- концептуальной интеграция (рассмотрение определенной темы на основе методов и средств, характерных для иных дисциплин);

- диалектическая интеграция (использование принципов и понятий, относящихся к различным областям знаний).

Литература:

1. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 8-89.

2. Капшутарь М.А. Качество подготовки аспирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 132-136.

3. Курганский С.И. Интенсификация учебно-воспитательной работы вуза: системный подход // Культурная жизнь Юга России. 2012. Т. 4. № 47. С. 49-52.

4. Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в пространстве современной культуры // Вестн. Челяб. акад. культуры и искусств. 2009. № 4. С. 97-106.

5. Сраджев В.П., Игнатова И.Б., Туравец Н.Р. Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования / «Культурная жизнь Юга России». 2017. № 2 (65). С. 92-95.

6. Стронгин Р.Г., Бедный Б.И., Максимов Г.А., Миронос А.А. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 45-51.

7. Титовец Т.Е., Функции междисциплинарной интеграции в развитии образования как системы / Журнал Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. №2. С. 73-77.

8. Туравец Н.Р. Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов / Культурная жизнь Юга России. 2018. №1.

9. Туравец Н.Р. Междисциплинарная интеграция подготовки будущих педагогов-музыкантов в контексте модернизации образования // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития: Материалы Международная науч.-практич. конфер. В 2 частях. Часть 2. Краснодар, КГУКИ, 2014. С. 240-247.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный университет» (г. Сибай)

ПРАВИЛА ДОБРОЙ ЖИЗНИ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В. В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация. Статья представляет собой продолжение исследования воспитывающего потенциала содержания «Букваря для башкир» В.В. Катаринского.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», «Правила доброй жизни», духовно-нравственное воспитание, нравоучения, постулаты-назидания, наставления.

Annotation. The article presents the continuation of the educative potential research in the "ABC-book for Bashkirs" by V.V. Katarinsky.

Keywords: The ABC-book for Bashkirs", "The Good Life Rules", spiritual education, moral teaching, postulate instuctions, admonitions.

Введение. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, в целом, является сложным, многоплановым процессом. Они неотделимы от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [5, 168].

Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского.

В качестве предмета исследования мы выбрали раздел букваря «Правила доброй жизни», вобравший в себя достаточно большое количество наставлений - нравоучений, постулатов-назиданий, через которые учитель и родители учат ребенка установившимся культурным, трудовым, поведенческим правилам, а также проявляют заботу о будущем ребенка, о формировании его благородных качеств.

Изложение основного материала статьи. Какую же роль играют в этом сложном процессе воспитания такие средства народной педагогики как нравоучения, постулаты-назидания, наставления? Почему В.В. Катаринский так масштабно использовал их как в «Башкирском», так и в «Русском» отделах своего уникального «Букваря для башкир»?

В.В. Катаринский, являясь истинно народным педагогом, работая долгие годы инспектором башкирских, татарских, киргизских и казахских школ Оренбургского учебного округа, хорошо зная жизнь этих народов, в т.ч. обычаи и традиции башкирского народа, в первом «Букваре для башкир», изданном в типографии г. Оренбурга в 1892 году, для решения воспитательных задач использовал свои знания, жизненный опыт, народную мудрость, историю, культуру, религию - одна из характерных черт педагогических отношений того времени. В предыдущих исследованиях мы пришли к выводу, что для рассматриваемого периода конца XIX - начала XX веков букварь В.В. Катаринского являлся необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной и воспитательной политики государства. Автор преследовал не только цель научить детей башкир читать и писать, а поставил на первое место нравственное воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи [5, 375].

Нравственной доминантой педагогических культур всех народов является идея семьи. Зарождаясь в ней, человек растет для создания новой семьи, и все свои надежды на благополучное будущее, стремление к лучшей жизни связывает и осуществляет через семью. Отсюда формулируется важный принцип духовно-нравственного воспитания - раннее начало обучения и воспитания в семье. Чем раньше начато серьезное воспитание, тем оно эффективнее.

Каждый народ уникален и вносит что-то свое - посильное и неповторимое - в развитие цивилизации. Но традиции воспитания, как часть и источник общей культуры, нельзя воспринимать как простую совокупность накопленных обществом ценностей [2, 37].

Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира [4, 87].

В «Букваре для башкир» мы находим народно-педагогические ценности, характерные для культур всех народов, в т. ч. и для башкир, которые автор стремился сделать доступными и понимаемыми для детей. «Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нём его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли» - подчеркивал Д.И. Писарев в одной из своих статей, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения [3, 285].

В.В. Катаринский, на наш взгляд, был именно таким учителем, который заботился о личности ребенка, о её разностороннем развитии и подготовке юного человека к активной и счастливой жизни [7, 170].

«Правила доброй жизни» - раздел букваря, занимающий всего несколько страниц в конце учебника, представляет собой перечень определенных нравоучений, назиданий, наставлений, являющихся «народной педагогической технологией формирования у детей веры в доброе начало в человеке: веры в его стремление выглядеть в глазах людей хорошим, в милосердие его души, в его созидательные и конструктивные силы и возможности, в его справедливый выбор, стремление к гармонии и справедливости - одним словом, отношение к человеку с положительными социальными ожиданиями» [1, 94].

Автор учебника выделил всего двадцать правил, которые, подводя некий итог беседе с детьми, как мы понимаем, являются основополагающими, по мнению В.В Катаринского, в воспитании личности ребенка:

1) Въруй въ Бога и люби Его всей душой твоей и всъмъ сердцемъ твоимъ.

2) Помни, что Богъ смотритъ не только на дъла твои, но и на мысли и намърешя; что Онъ даровалъ тебъ жизнь и хранить ее, и что ты имъешь, все это ты отъ Него получилъ.

3) Люби ближняго (всякаго человъка) какъ самаго себя.

4) Государя почитай, какъ отъ Бога установленную власть, и повинуйся всъмь законамъ Его.

Государя нашего зовутъ Государь Императоръ Николай Александровичъ, Государыню зовутъ

Государыня Императрица Александра веодоровна, Матерь Государя Государыня Императрица Марiя веодоровна, Наслъдникъ Цесаровичъ Великш Князь Георгш Александровичъ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.