математические и прикладные аспекты). № 3 (23) / 2017. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. - С. 59-66.
12. «Положение о научном обществе обучающихся ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», утверждено приказом Академии от 31.10.2016 №744.
13. Орлов, В.И. О системе средств обучения / В.И. Орлов // Среднее профессиональное образование. № 12 / 2010. - М.: АНО «Редакция журнала Среднее профессиональное образование», 2010. - С. 2-7.
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук, профессор Туравец Наталья Романовна
Краснодарский государственный университет культуры (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Тупичкина Елена Александровна Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); доктор педагогических наук, профессор Курганский Сергей Иванович Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород); доктор философских наук, профессор Лях Валентина Ивановна Краснодарский государственный университет культуры (г. Краснодар)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ- ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с подготовкой специалистов «третьего уровня» - аспирантуры с позиции писка новых инновационных направлений, ориентированных на междисциплинарную интеграцию и интенсификации образовательного процесса; предлагается в качестве интегративного курса методологический семинар для аспирантов ««Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств», его направленность на приобретение универсальных компетенций; рассмотрены типы интеграции, использованные при его разработки (тематическая, проблемная, концептуальная, диалектическая).
Ключевые слова: междисциплинарность, интенсификация, инновационность, аспирантура.
Annotation. The article deals with topical issues related to the training of specialists of the "third level" -postgraduate studies from the perspective of the squeak of new innovative directions focused on interdisciplinary integration and intensification of the educational process; it is proposed as an integrative course methodological seminar for graduate students "Innovative activities in the field of culture and arts", its focus on the acquisition of universal competencies; the types of integration used in its development (thematic, problem, conceptual, dialectical).
Keywords: interdisciplinary, intensification, innovation, postgraduate studies.
Введение. Необходимость внедрению междисциплинарной интеграции в современную систему подготовки специалистов продиктована стремлением к интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе структурирования содержания образования. В настоящее время возрастает потребность в специалистах музыкального профиля владеющих в совершенстве своей профессией, имеющих междисциплинарный уровень гуманитарной подготовки, умеющих работать интенсивно не в ущерб качеству, решать нестандартные профессиональные задачи, ибо «интеграция создает условия как для обеспечения гностической радости обучаемого, связанной с соприкосновением с открытиями в междисциплинарных масштабах, так и удовлетворения творческого порыва, потребности в общении с представителями различных дискурсов, осознании трансдисциплинарных ценностей, потребности в восстановлении человеческой целостности» [7, С. 75]. Данная проблема затрагивает, в первую очередь, подготовку аспирантов в условиях самостоятельного «третьего уровня» высшего образования.
Болонская конвенция в настоящее время полностью закреплена Законом «Об образовании в РФ» в котором определен переход аспирантуры из сферы постдипломного образования в третью ступень высшего образования. Непрерывная система подготовки обучающихся в вузе выглядит как «бакалавриат -магистратура - аспирантура». В европейских странах такая структура соответствует полному циклу завершения высшего образования и присуждением степени доктора философии (PhD). Обучение осуществляется в соответствии с ФГОС аспирантуры на основе учебного плана, способствующего формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В рамках «третьего уровня» высшего образования аспиранты проходят итоговую аттестацию (сдача государственного междисциплинарного экзамена, защита выпускной квалификационной работы), позволяющую получить диплом с присвоением образовательной квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь». Вместе с тем, о результативности аспирантуры свидетельствуют показатели целенаправленного научного воспитания аспиранта в научной среде вуза с развитой системой профессиональных коммуникаций [6], способствующих установлению постоянного контакта с ученых в рамках международных конференций, в процессе стажировки в научных центрах России. В процессе подготовки аспирант должен овладеть такими профессиональными навыками, как публичное представление научных результатов. Важнейшей компетенцией аспиранта является доведения полученных научных результатов к защите кандидатской диссертации. Оценки эффективности деятельности аспирантуры определяется на основе, завершенной в срок и защищенной диссертации. Данный показатель снижается из года в год и на современном этапе общий показатель по стране снизился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. [2].
Цель статьи. Расширение потенциального спектра профессиональной образовательной деятельности выпускников аспирантуры (в творческих вузах - ассистентура-стажировка), не может ограничивающихся только научно-образовательной сферой: возрастающие масштабы педагогических инноваций и профессионально-творческого совершенствования музыкантов-исполнителей требуют помимо узкопрофессиональных знаний еще и навыков научно-исследовательской, информационно-аналитической и инновационно-педагогической деятельности, способности мобильно ориентироваться в новых ситуациях, что «требует обновления содержания образования за счет расширения и углубления общегуманитарной
подготовки, актуализации и освоения технологий познавательной деятельности, самообразования и др.» [5, С. 931. В связи с изменением содержания аспирантской подготовки меняются и ее цели, которые направлены на написание диссертации и получение новой квалификации, то есть на выходе должен быть готов к преподавательской деятельности, к проектированию и решению задач собственного профессионально-личностного развития и саморазвития. Анализ литературы по проблеме междисциплинарной интеграции и интенсификации образовательного процесса не оставляет сомнений в необходимости рассмотрения подготовки аспирантов на основе взаимодействия науки, образования и практической деятельности, которые необходимо рассматривать не как последовательные явления, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.
Изложение основного материала статьи. Решая проблемы интеграции и интенсификации обучения, аспирантура ведет подготовку кадров для достаточно широкого спектра профессиональной деятельности, на основе владения такими универсальными компетенциями, как «способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2)» и др.2
Обеспечение междисциплинарной интеграции при подготовке аспирантов на современном этапе становится объективная потребность образовательной системы, объединяющей философско-гуманитарную, общепрофессиональную и технологическую направленность обучения. Поиску путей осуществления интегративного подхода и исследования значимости междисциплинарных связей посвящены работы отечественных ученых (Б.И. Бедный, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В. Каган, Н.Р. Туравец и др.), в работах которых предлагаются методологически обоснованные подходы, выбор объектов и системообразующих факторов для интеграции, способы реализации их сообразности [1].
В основе системообразующего фактора интеграции выступает функциональный уровень профессиональной деятельности, связанный с решением характерных профессиональных проблем на основе использования сложившихся идей, теорий и концепции из сферы дисциплин, составляющих основу интеграции. Современные госстандарты значительно диверсифицировали отношение к междисциплинарной интеграции, что потребовало пересмотра традиционных дисциплин и введение новых, к которым относится, например, введенный в систему подготовки аспирантов методологический семинар «Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств». Введенная дисциплина, интегрирует знания философско-методологических основ профессиональной деятельности в сфере культуры и искусств, методы, способствующие мотивации к освоению научно-исследовательской компетентности.
Взаимосвязанные тенденции междисциплинарной интеграции предопределены, с одной стороны -стремлением аспирантов к освоению новых форм программ подготовки, а с другой - необходимостью расширения и углубления содержательной насыщенности образовательных программ, так как «междисциплинарная интеграция, в контексте формирования универсальных компетенций, призвана обеспечить решение не только образовательных задач, но и формирования мировоззренческих знаний и ценностных ориентаций. Подготовка аспирантов, как это хорошо известно, представляет собой интеграцию двух компонент. Первая - научная, основанная на изучении истории и теории проблемы, овладении исследовательскими навыками, приемами, способами, методами и технологиями постижения научной истины. Вторая - педагогическая и педагогико-методическая, способствующая практическому освоению соответствующей отрасли знаний, ориентированной на преподавательскую деятельность» [8].
Методологический семинар основан на вариативных блок-модулях, ориентированных на приобретение универсальных и специальных профессиональных компетенций, учитывающих ряд функций: гноселогическую (выявление значимых детерминант эволюции и развития закономерностей в междисциплинарной организации знаний); рефлексивную (интеграция в изучении дисциплин не только в рамках педагогических законов и понятий); проектную (совершенствование стратегии отбора содержания соответствующих задачам развития преподавателя-исследователя в современных условиях образования, предполагающего заданные результаты, проектирование и реализация методов, направленных на развитие интеллектуального потенциала аспирантов, умений работать самостоятельно); интенсифицирующую (выстраивание иерархии приобретения знаний на основе сложности дисциплины и акцентом на информационную нагрузку дисциплины, определяющую направление поиска новых закономерностей в рамках своего объекта, нацеленную на последующую проекцию развития дифференциации дисциплин); компенсирующую (систематизация и дифференциация на интегративной основе разобщенных, автономных знаний).
Сущностная характеристика интеграции находит отражение в тематических блок-модулях, осваиваемых ассистентами-стажерами: «Классификация культур с точки зрения типов музыкальной деятельности -«композитор, исполнитель, слушатель»; «Ценностные ориентации в системе традиционного мировосприятия», «Основные направления социально-культурного развития на современном этапе», «Сущность и функции традиционной культуры в распространении и использовании новаций», «Креативная культура: основы творческого взаимодействия», «Культура потребления: происхождение, сущность, современное состояние», «Экстраполяция, интерпретация и заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания», «Социокультурное проектирование и инновации в сфере культуры и искусств», «Тенденции усложнения языковых средств в современном музыкальном искусстве: цитатная полистилистика» и др.
Междисциплинарная интеграция в подготовке аспирантов - требование времени. На современном этапе развития образования, количество и качество знаний будет содействовать постепенному стиранию границ в рамках различных направлений науки, и сосредотачивать внимание на конкретных проблемах, которые
2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (в ред. Приказа Минобрнауки России от 30.04.2015 N 464)
сегодня невозможно решить с позиции одной области знаний. Вместе с тем интеграция предопределяет не механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и на основе которых исследователь может действовать систематически. Существуют различные основания осуществления междисциплинарной интеграции (вертикальная, горизонтальная). На условиях осуществления горизонтальной интеграции объединяется сходный материал нескольких научных направлений. В рамках методологического семинара привлекаются факты философии педагогики, психологии, социологии, культурологии, музыкознания, позволяющие представить целостную картину мира, и наконец, получить полноценное представление об инновационных процессах, происходящих в сфере культуры и искусств, ускорить обучающий процесс на основе интенсификации.
Как отмечают в своих работах С.И. Курганский [3], Е.А. Малянов [4] и др., принципы инновационной деятельности активно внедряется в сферу культуры и искусства, и рассматриваются как факторы развития. С внедрением в образовательную деятельность подготовки аспирантов междисциплинарной интеграции, интенсификация определяется рядом обстоятельств, среди которых: введение новых учебных дисциплин, требующих постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения, сокращающих продолжительность образовательного процесса; ориентация на самостоятельность преподавателя в выборе технологического сопровождения педагогической деятельности, введения спецкурсов, курсов по выбору или экспериментальных методик, требующих рационального использования времени; введение организационно-управленческих механизмов в образовательную деятельность, способствующих вхождению вузов в ситуации, ориентированные на подготовку аспирантов на конкурентной основе [9]. Идентификация по своей сути, представляет собой взаимодействие науки, высшего образования и практической деятельности и включает: проведение вузами исследований с использованием средств грантов; привлечение вузами специалистов отрасли (в вузах культуры и искусств к работе с ассистентами- стажерами привлекаются известные деятельной культуры и искусства); осуществление вузами совместных научных и образовательных проектов.
Говоря об интенсификации процесса подготовки аспирантов, следует иметь в виду изменение времени, необходимого для приобретения той или иной компетенции, достижения совершенного состояния в условиях сокращения времени освоения программы. Необходимость целенаправленной деятельности по интенсификации развития учебно-воспитательной работы в вузе обусловлена наличием условий, способствующих «повышению качества образования и темпов преобразований на основе инноваций и экспериментальной работы, стимулирования творческой активности субъектов образовательной деятельности, максимального использования возможностей образовательного учреждения и внешнего окружения» [3].
Выводы. Достижение междисциплинарной интеграции и интенсификации должно быть созвучно современным требованиям подготовки аспирантов, способствовать их развитию, дальнейшей самореализации на основе:
- тематической интеграция (привлечение знаний нескольких предметов, способствующих раскрытию одной темы);
- проблемной интеграция (рассмотрение проблемы, являющейся объектов различных дисциплин);
- концептуальной интеграция (рассмотрение определенной темы на основе методов и средств, характерных для иных дисциплин);
- диалектическая интеграция (использование принципов и понятий, относящихся к различным областям знаний).
Литература:
1. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 8-89.
2. Капшутарь М.А. Качество подготовки аспирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 132-136.
3. Курганский С.И. Интенсификация учебно-воспитательной работы вуза: системный подход // Культурная жизнь Юга России. 2012. Т. 4. № 47. С. 49-52.
4. Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в пространстве современной культуры // Вестн. Челяб. акад. культуры и искусств. 2009. № 4. С. 97-106.
5. Сраджев В.П., Игнатова И.Б., Туравец Н.Р. Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования / «Культурная жизнь Юга России». 2017. № 2 (65). С. 92-95.
6. Стронгин Р.Г., Бедный Б.И., Максимов Г.А., Миронос А.А. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 45-51.
7. Титовец Т.Е., Функции междисциплинарной интеграции в развитии образования как системы / Журнал Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. №2. С. 73-77.
8. Туравец Н.Р. Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов / Культурная жизнь Юга России. 2018. №1.
9. Туравец Н.Р. Междисциплинарная интеграция подготовки будущих педагогов-музыкантов в контексте модернизации образования // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития: Материалы Международная науч.-практич. конфер. В 2 частях. Часть 2. Краснодар, КГУКИ, 2014. С. 240-247.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный университет» (г. Сибай)
ПРАВИЛА ДОБРОЙ ЖИЗНИ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В. В. КАТАРИНСКОГО
Аннотация. Статья представляет собой продолжение исследования воспитывающего потенциала содержания «Букваря для башкир» В.В. Катаринского.
Ключевые слова: «Букварь для башкир», «Правила доброй жизни», духовно-нравственное воспитание, нравоучения, постулаты-назидания, наставления.
Annotation. The article presents the continuation of the educative potential research in the "ABC-book for Bashkirs" by V.V. Katarinsky.
Keywords: The ABC-book for Bashkirs", "The Good Life Rules", spiritual education, moral teaching, postulate instuctions, admonitions.
Введение. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, в целом, является сложным, многоплановым процессом. Они неотделимы от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [5, 168].
Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского.
В качестве предмета исследования мы выбрали раздел букваря «Правила доброй жизни», вобравший в себя достаточно большое количество наставлений - нравоучений, постулатов-назиданий, через которые учитель и родители учат ребенка установившимся культурным, трудовым, поведенческим правилам, а также проявляют заботу о будущем ребенка, о формировании его благородных качеств.
Изложение основного материала статьи. Какую же роль играют в этом сложном процессе воспитания такие средства народной педагогики как нравоучения, постулаты-назидания, наставления? Почему В.В. Катаринский так масштабно использовал их как в «Башкирском», так и в «Русском» отделах своего уникального «Букваря для башкир»?
В.В. Катаринский, являясь истинно народным педагогом, работая долгие годы инспектором башкирских, татарских, киргизских и казахских школ Оренбургского учебного округа, хорошо зная жизнь этих народов, в т.ч. обычаи и традиции башкирского народа, в первом «Букваре для башкир», изданном в типографии г. Оренбурга в 1892 году, для решения воспитательных задач использовал свои знания, жизненный опыт, народную мудрость, историю, культуру, религию - одна из характерных черт педагогических отношений того времени. В предыдущих исследованиях мы пришли к выводу, что для рассматриваемого периода конца XIX - начала XX веков букварь В.В. Катаринского являлся необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной и воспитательной политики государства. Автор преследовал не только цель научить детей башкир читать и писать, а поставил на первое место нравственное воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи [5, 375].
Нравственной доминантой педагогических культур всех народов является идея семьи. Зарождаясь в ней, человек растет для создания новой семьи, и все свои надежды на благополучное будущее, стремление к лучшей жизни связывает и осуществляет через семью. Отсюда формулируется важный принцип духовно-нравственного воспитания - раннее начало обучения и воспитания в семье. Чем раньше начато серьезное воспитание, тем оно эффективнее.
Каждый народ уникален и вносит что-то свое - посильное и неповторимое - в развитие цивилизации. Но традиции воспитания, как часть и источник общей культуры, нельзя воспринимать как простую совокупность накопленных обществом ценностей [2, 37].
Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира [4, 87].
В «Букваре для башкир» мы находим народно-педагогические ценности, характерные для культур всех народов, в т. ч. и для башкир, которые автор стремился сделать доступными и понимаемыми для детей. «Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нём его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли» - подчеркивал Д.И. Писарев в одной из своих статей, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения [3, 285].
В.В. Катаринский, на наш взгляд, был именно таким учителем, который заботился о личности ребенка, о её разностороннем развитии и подготовке юного человека к активной и счастливой жизни [7, 170].
«Правила доброй жизни» - раздел букваря, занимающий всего несколько страниц в конце учебника, представляет собой перечень определенных нравоучений, назиданий, наставлений, являющихся «народной педагогической технологией формирования у детей веры в доброе начало в человеке: веры в его стремление выглядеть в глазах людей хорошим, в милосердие его души, в его созидательные и конструктивные силы и возможности, в его справедливый выбор, стремление к гармонии и справедливости - одним словом, отношение к человеку с положительными социальными ожиданиями» [1, 94].
Автор учебника выделил всего двадцать правил, которые, подводя некий итог беседе с детьми, как мы понимаем, являются основополагающими, по мнению В.В Катаринского, в воспитании личности ребенка:
1) Въруй въ Бога и люби Его всей душой твоей и всъмъ сердцемъ твоимъ.
2) Помни, что Богъ смотритъ не только на дъла твои, но и на мысли и намърешя; что Онъ даровалъ тебъ жизнь и хранить ее, и что ты имъешь, все это ты отъ Него получилъ.
3) Люби ближняго (всякаго человъка) какъ самаго себя.
4) Государя почитай, какъ отъ Бога установленную власть, и повинуйся всъмь законамъ Его.
Государя нашего зовутъ Государь Императоръ Николай Александровичъ, Государыню зовутъ
Государыня Императрица Александра веодоровна, Матерь Государя Государыня Императрица Марiя веодоровна, Наслъдникъ Цесаровичъ Великш Князь Георгш Александровичъ.