Научная статья на тему 'Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов'

Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ИННОВАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна

В статье рассматривается междисциплинарная интеграция подготовки аспирантов на основе контекстного подхода, ориентирующего в условиях высшей школы на формы активного обучения, реализуемые посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Показаны пути реализации междисциплинарной интеграции на примере разработанного и адаптированного методологического семинара «Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств» с учетом рассмотрения особенностей исследований в социокультурной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов»

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013 Н.Р. ТУРАВЕЦ

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ АСПИРАНТОВ

Туравец Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается междисциплинарная интеграция подготовки аспирантов на основе контекстного подхода, ориентирующего в условиях высшей школы на формы активного обучения, реализуемые посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Показаны пути реализации междисциплинарной интеграции на примере разработанного и адаптированного методологического семинара «Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств» с учетом рассмотрения особенностей исследований в социокультурной сфере.

Ключевые слова: интеграция, междисциплинарность, профессиональный контекст, инновация, прак-тико-ориентированная подготовка аспирантов.

UDC 37.013 N.R. TURAVETS

CONTEXTUAL APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING OF THE GRADUATE STUDENTS

Turavets Natalya Romanovna, Full PhD (pedagogical sciences), Full professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy, 33), [email protected]

Abstract. The article examines the integration of interdisciplinary training of graduate students on the basis of the contextual approach, orienting in a high school in the form of active learning, implemented through system use professional context, the gradual saturation of the educational process whith the elements of professional activity. The ways of realization of interdisciplinary integration on the example of developed and adapted methodological seminar "Innovative activity in professional and pedagogical field" with regard to the consideration of the features of research in the social and cultural sphere are shown.

Keywords: integration, interdisciplinarity, professional context, innovation, practice-oriented training of the graduate students.

Приоритетным направлением подготовки кадров новой формации, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин, является междисциплинарная интеграция, заложенная в дидактическую концепцию нового поколения государственных образовательных стандартов. Интеграция содержания образования проецируется в формируемые компетенции (универсальные, общепрофессиональные), представленные системой построения учебных дисциплин, которые ориентированы на целостное изучение фундаментальных закономерностей развития науки, ее связей и отношений, обусловивших междисциплинарные связи подготовки всех уровней обучаемых, включая и аспирантуру.

№ 1 (68), 2018

"Культура и образование"

В стандарте нового поколения указано, что профессиональные компетенции формируются на основе стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемым к выпускникам на рынке труда, осмысления мировых тенденций, направленности на сферу деятельности.

Междисциплинарная интеграция в контексте формирования универсальных компетенций призвана обеспечить не только решение образовательных задач, но и формирование мировоззренческих знаний и ценностных ориентаций.

Подготовка аспирантов, как это хорошо известно, представляет собой интеграцию двух компонент. Первая - научная, основанная на изучении истории и теории проблемы, овладении исследовательскими навыками, приемами, способами, методами и технологиями постижения научной истины. Вторая - педагогическая и педагогико-методи-ческая, способствующая практическому освоению соответствующей отрасли знаний, ориентированной на преподавательскую деятельность. Поэтому преподаватель высшей школы должен обладать глубокими теоретическими знаниями не только по узкой специальности, но и владеть современными методами различных смежных профессиональных проблем в «профессиональном контексте» (А.А. Вербицкий).

Одним из перспективных подходов, в рамках которого представлено теоретическое обоснование рационального и комплексного использования междисциплинарной интеграции в вузе, является контекстный подход. Согласно этому подходу, обоснованному и представленному в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого, подтверждается тенденция к сближению учебного процесса с реальной жизнью, что свидетельствует о необходимости формирования интегративных знаний у аспирантов, необходимых им в практической профессиональной деятельности. Контекстный подход ориентирует на применение в высшей школе активного обучения, реализуемого посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности [2]. Основой контекстного обучения является контекст, отражающий условия будущей профессиональной деятельности в прак-тико-ориентированной подготовке аспирантов [1, с. 35]. Следовательно, единицей содержания образования выступает междисциплинарная проблемная ситуация, решение которой требует от аспирантов привлечения знаний из разных областей, что создает органичную интеграцию взаимодействия дисциплин при выполнении учебного плана.

В процессе решения проблемной ситуации аспиранты включаются в активную деятельность, становясь ее субъектом, развивают собственные психические функции и способности, при этом «выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое» [1, с. 36].

Междисциплинарная интеграция на контекстной основе связана с пониманием единого планирования и осуществления на каждом из основных направлений учебной деятельности целого комплекса взаимодействия содержания дисциплин, ориентированных на гуманитаризацию образования [3; 4; 5].

Для реализации междисциплинарной интеграции в процессе подготовки аспирантов педагогического образования в вузе разработан и адаптирован методологический семинар «Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств». Инновационная деятельность в профессиональной сфере имеет всеобщий характер, а механизмы ее возникновения не могут найти полного объяснения в рамках специализированных форм знаний. Потребность в разработке указанного методологического семинара продиктована необходимостью системного охвата возможно большего числа педагогических проблем, относящихся к сфере профессионального образования. Рассмотрение таких вопросов, как «Инновации и инновационные процессы в социокультурной сфере», «Основы возникновения инноваций», «Распространение инноваций», «Инновации в художественном

образовании», «Инновационный потенциал», «Педагогическое проектирование инновационной деятельности», «Риски инновационной деятельности» и др., требует учета междисциплинарной интеграции на основе профессионального контекста. Применительно к рассматриваемому курсу было учтено, что междисциплинарная интеграция - это:

- взаимодействие знаний и практических действий, синтез всех форм и технологий, относящихся к конкретной цели;

- взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин (экономика, психология, музыкальная и социальная педагогика, иннова-тика) с целью направленного формирования у аспирантов диалектически взаимосвязанной системы научных представлений о тех или иных явлениях педагогической действительности;

- обоснование и разработка блока-модулей («Инновационные процессы в культуре»; «Инновационные методы в научном исследовании», «Инновационная деятельность педагогов в системе художественного образования» и др.) объединены целями, методами и средствами на основе значимых функций, формирующих у аспирантов целостную систему интегративного уровня познания;

- вертикальное и горизонтальное построение целостной системы на основе межпредметной интеграции, обеспечивающей эффективное использование их содержания;

- диалектическое сочетание гуманитарных и специальных областей знаний с применением современных коммуникационных технологий;

- интенсификация образовательного процесса за счет информационного насыщения получаемых компетенций.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что профессиональный контекст созвучен с идеями компетентностного подхода, предусматривающего формирование компетентно-стной личности, обладающей интегративными знаниями, сложившимся мировоззрением, владеющей инновационными технологиями, способствующими эффективной реализации исследовательского и педагогического потенциала личности.

Литература

1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

2. Гомбоева И.С. Контекстное обучение как средство реализации компетентност-ного подхода // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции. Ч. III. Новосибирск, 2011.

3. Туравец Н.Р. Межвузовская интеграция: социально-образовательный смысл и направления совместной деятельности / Н.Р. Туравец, Е.В. Шварев, С.А. Морозов, П.Е. Решетников // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 1 (35). С. 30-35.

4. Туравец Н.Р. Междисциплинарная интеграция подготовки будущих педагогов в контексте модернизации образования // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Краснодар, 2014. С. 240-247.

5. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Естественно-научная культура как необходимый элемент общей культуры специалиста // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 244-247.

References

1. Verbitskij A.A. Context-competence approach to the modernization of education // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 5. Pp. 32-37.

2. Gomboeva I.S. Contextual training as a means of realization of competence approach // Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: collection of articles based on the materials of the X International scientific-practical conference. Part III. Novosibirsk, 2011.

№ 1 (68), 2018

"Kynbmypa u oôpa3oeaHue"

- 143

3. Turavets N.R. Inter-University integration: socio-educational context and the direction of joint activities / N.R. Turavets, E.V. Shvarev, S.A. Morozov, P.E. Reshetnikov // Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. 2010. № 1 (35). Pp. 30-35.

4. Turavets N.R. Interdisciplinary integration of training of future teachers in the context of modernization of education // Modernization of Humanities and arts education: innovative development strategies: proceedings of the International scientific-practical conference. In 2 v. V. 2. Krasnodar, 2014. Pp. 240-247.

5. Frolova T.N., Shashurina G.V Natural-scientific culture as an essential element of general culture of a specialist // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 6. Pp. 244-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.