Научная статья на тему 'Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования'

Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
36
0
Поделиться
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сраджев Виктор Пулатович, Игнатова Ирина Борисовна, Туравец Наталья Романовна

В статье рассматриваются современные тенденции подготовки студентов-музыкантов вуза: общепрофессиональная подготовка, предусматривающая сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов содержания с ориентацией на формирование целостного представления о профессиональной деятельности; индивидуализация обучения, предусматривающая осознание особенностей каждого студента, его специфичность, неповторимость, задатки, склонности; информатизация, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную работу по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Сраджев Виктор Пулатович, Игнатова Ирина Борисовна, Туравец Наталья Романовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования»

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 78 (079)

В.П. СРАДЖЕВ, И.Б. ИГНАТОВА, Н.Р. ТУРАВЕЦ

ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сраджев Виктор Пулатович, доктор искусствоведения, профессор Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), bgiik@bgiik.ru

Игнатова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), bgiik@bgiik.ru

Туравец Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), kafedra.mk@mail

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции подготовки студентов-музыкантов вуза: общепрофессиональная подготовка, предусматривающая сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов содержания с ориентацией на формирование целостного представления о профессиональной деятельности; индивидуализация обучения, предусматривающая осознание особенностей каждого студента, его специфичность, неповторимость, задатки, склонности; информатизация, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную работу по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Ключевые слова: тенденции, музыкальное образование, гуманитаризация, индивидуализация, информатизация.

UDC 78 (079)

V.P. SRADZHEV, I.B. IGNATOVA, N.R. TURAVETS

THE LEADING TENDENCIES OF TRAINING OF SPECIALISTS IN SYSTEM OF THE HIGHER MUSIC EDUCATION

Sradzhev Victor Pulatovich, Full PhD (art), professor of the Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), bgiik@bgiik.ru

Ignatova Irina Borisovna, Full PhD (pedagogical), professor, rector of the Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), bgiik@bgiik.ru

Turavets Natalya Romanovna, Full PhD (pedagogical), professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), kafedra.mk@mail

Abstract. In article the current trends of training of students musicians higher education institution are considered: the all-vocational training providing a combination of fundamental theoretical and application-oriented aspects of contents to orientation to formation of integral idea of professional activity; the training individualization providing realization of features of each student, its specificity, originality, inclinations, tendencies; the informatization ensuring purposeful independent functioning on satisfaction of personal information needs.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: tendencies, music education, humanitarization, individualization, informatization.

В настоящее время возрастает потребность в специалистах музыкального профиля (музыканты-исполнители, музыковеды, вокалисты, композиторы, дирижеры), не только владеющих своей профессией, но и ориентирующихся в гуманитарных проблемах, способных принимать адекватные времени решения, работать интенсивно не в ущерб качеству,

№ 2 (65), 2017

"Культура и образование"'

решать нестандартные профессиональные задачи. Говоря о конкурентоспособности музыканта, следует иметь в виду факторы его профессионального самосовершенствования и личностного саморазвития, а также основательность и актуальность вузовской подготовки [1].

Значимой тенденцией является гуманитаризация образования, предусматривающая сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов содержания подготовки музыкантов с ориентацией на формирование целостного представления о профессиональной деятельности. Это требует обновления содержания образования за счет расширения и углубления общегуманитарной подготовки, актуализации и освоения технологий познавательной деятельности, самообразования и др. Студент, выбравший карьеру музыканта, в своей практической деятельности сталкивается с множеством психологических задач, которые носят специфический характер. Лишь в последние годы стал подниматься вопрос о значимости психодиагностик и психологического тренинга в практической деятельности музыканта. Формирование психолого-педагогической компетентности музыкантов способствует решению проблем саморегуляции личности, формирует способность преодолевать объективные трудности и неуверенность в собственном профессионально-личностном будущем.

Результатом переосмысления основных тенденций этого процесса должен стать выпускник - инструменталист, вокалист, музыковед, композитор, дирижер - готовый к работе в современных условиях, компетентный не только в своей узкоспециальной сфере, но и обладающий качествами, позволяющими в полной мере реализовать свой потенциал, свои задатки и способности. Признавая тот факт, что современный музыкант не может и не должен быть «узким специалистом», социально-гуманитарные дисциплины способствуют расширению кругозора и позволяют сократить срок профессиональной адаптации выпускника по завершении обучения в вузе.

На сегодняшний день прослеживается тенденция использования в подготовке студентов-музыкантов разнообразных подходов, способствующих процессу индивидуализации развития творческих способностей, одаренности, профессионального мастерства [2]. В контексте учета данной тенденции основополагающим становится индивидуально-творческий подход, способствующий созданию условий, направленных на выявление и формирование творческой индивидуальности студентов-музыкантов.

Система занятий в вузе культуры и искусств на основе индивидуального подхода исторически является основной формой организации учебного процесса по развитию творческого потенциала и мастерства. Индивидуализация обучения в музыкальной педагогике и практике предусматривает осознание отличительных особенностей каждого студента, его специфичности, неповторимости, задатков, склонностей. Индивидуальность студента-музыканта проявляется в его творческой деятельности и находит отражение в художественной интерпретации исполняемых и в реализации его авторских произведений, в исследовательской деятельности. Следует учитывать, что индивидуальность студента проявляется в особенностях его мышления, музыкальных способностях (слух, память, быстрота реакции, активность, стремление к новизне, ассоциативность мышления и т.д.), ибо «конкретное сочетание мыслей, чувств, мотивов и желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей личности» [3, с. 105]. Индивидуализация обучения предполагает: учет индивидуальных траекторий музыкального развития студентов на основе диверсификации моделей подготовки; ориентацию на индивидуальность студента (индивидуальные особенности, задатки, чувства, эмоции, познавательная активность и др.); учет уровня предшествующего этапа музыкальной подготовки и музыкального развития; установку на возрастающие трудности процесса достижения мастерства; устойчивую профессиональную направленность.

Используемые формы и методы творческого развития студентов в вузе, носят в основном репродуктивный характер. Решить проблемы можно лишь на основе новых педагогических технологий обучения, ибо «существует только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности» [4. с. 31] Педагогическая технология в вузе направлена на стимулирование интереса студентов к определенным проблемам и предусматривает ориентацию на практическое применение полученных в ходе обучения в вузе знаний. Она дает возможность совершенствовать познавательную, исполнительскую, эмоциональную и действенную сферы личности студента-музыканта, ориентирует на ситуацию успеха. Педагогическая технология, направленная на развитие потенциальных возможностей и способностей личности студента-музыканта, позволяет вовлекать каждого студента в процесс поиска знаний путем сотрудничества, в ходе которого формируются субъект-субъектные взаимоотношения, возникает творческое взаимопонимание, создается творческая атмосфера.

Значимой тенденцией является развитие результативных стратегий самообучения средствами информационных технологий, подразумевающих наличие у студента-музыканта определенного уровня информационной культуры [5]. Информационная культура личности музыканта обеспечивает целенаправленную самостоятельную работу по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей (ознакомление с сочинениями современных композиторов, изучение интерпретаций выдающихся исполнителей, освоение новых техник композиции и др.) с использованием новейших информационных технологий. Профессиональной компетенцией выпускника творческого вуза, обладающего информационной культурой, должны стать: осознание системности и неразрывности гуманитарной и информационной культур; готовность к достижению информационной грамотности; активное использование компьютерных технологий для удовлетворения своих профессионально-личностных потребностей; способность к осуществлению поиска и обработки полученной информации; готовность к обеспечению своей информационной безопасности. Следовательно, информационная культура музыканта представляет возможности свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, способствует осуществлению поиска, хранения и использования информации.

Таким образом, необходимым условием эффективной профессиональной подготовки музыканта становится совокупность интегративных тенденций, среди которых основополагающими являются: модернизация образования, стремление сформировать у выпускников профессиональные, общегуманитарные, психолого-педагогические, коммуникативные, информационные и другие компетенции; обеспечение опережающего характера образования на основе непрерывности и преемственности в системе «школа-училище-вуз»; индивидуализация и информатизация музыкального образования и др.

Литература

1. Игнатова И.Б. Инновационный путь развития: необходимость и актуальность в системе профессионального образования регионального вуза искусств и культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4(16). С. 144-148.

2. Туравец Н.Р. Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 42. С. 85-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. 528 с.

4. Образовательные технологии / О.М. Пехота, А.З. Киктенко, А.Н. Любарская и др. Киев: 2000. 256 с.

5. Гречихин А.А. Информационная культура (опыт определения и типологического моделирования // Проблемы информационной культуры: сб. ст. М., 1994. С. 12-38.

References

1. Ignatova I.B. Innovative way of development: need and relevance for system of professional education of regional higher education institution of arts and cultures// Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014. No. 4 (16). Pp. 144-148.

№ 2 (65), 2017

"Культура и образование"

2. Turavets N.R. Pedagogical technologies of development of musical endowments of children at the initial stage of training // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2011. No. 42. Pp. 85-87.

3. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2003. 528 p.

4. Obrazovatel'nye tehnologii [Educational technologies] / O.M. Pehota, A.Z. Kiktenko, A.N. Ljubarskaja. Kiev, 2000. 256 p.

5. Grechikhin A.A. Information culture (experience of definition and typological modeling // Problems of information culture: a collection of articles. Moscow, 1994. Pp. 12-38.

УДК 371.1

О.Ю. СОЛОПАНОВА, Б.М. ЦЕЛКОВНИКОВ

ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Солопанова Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), solopanova@rambler. ги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целковников Борис Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), solopanova@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблемность организации образовательного процесса, который по смыслу совпадает со многими лежащими в основе функционирования закономерностями музыкального искусства. По мнению авторов, успешное выполнение задач обеспечивается совокупностью интегративных действий педагога, которые составляют основу педагогического интонирования, определяемого нами в качестве важнейшего элемента его профессионального мастерства. Ключевые слова: интонирование, интонация, педагогическое мастерство, образовательный процесс.

UDC 371.1

O.JU. SOLOPANOVA, B.M. CELKOVNIKOV

THE PHENOMENON OF PEDAGOGICAL INTONATION IN THEORY AND PRACTICE OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Solopanova Olga Yurievna, Full PhD (pedagogical sciences), Full professor of chair of preschool pedagogy and psychology at the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaya str., 149), solopanova@rambler.ru

Tselkovnikov Boris Mikhailovich, Full PhD (pedagogical sciences), Full professor of department of social work, psychology and pedagogy of higher education at the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaya str., 149), solopanova@rambler.ru

Abstract. The article considers the problem of organization of educational process, which in meaning coincides with many underlying the functioning of the laws of musical art. The successful implementation of the tasks is provided by a set of integrative actions of a teacher that form the basis of pedagogical intonation, that we define as a critical element of its professional skills. Keywords, intonation, pedagogical skills, educational process.