№ 2 (65), 2017
"Культура и образование"
2. Turavets N.R. Pedagogical technologies of development of musical endowments of children at the initial stage of training // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2011. No. 42. Pp. 85-87.
3. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2003. 528 p.
4. Obrazovatel'nye tehnologii [Educational technologies] / O.M. Pehota, A.Z. Kiktenko, A.N. Ljubarskaja. Kiev, 2000. 256 p.
5. Grechikhin A.A. Information culture (experience of definition and typological modeling // Problems of information culture: a collection of articles. Moscow, 1994. Pp. 12-38.
УДК 371.1
О.Ю. СОЛОПАНОВА, Б.М. ЦЕЛКОВНИКОВ
ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Солопанова Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), solopanova@rambler. ги
Целковников Борис Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблемность организации образовательного процесса, который по смыслу совпадает со многими лежащими в основе функционирования закономерностями музыкального искусства. По мнению авторов, успешное выполнение задач обеспечивается совокупностью интегративных действий педагога, которые составляют основу педагогического интонирования, определяемого нами в качестве важнейшего элемента его профессионального мастерства. Ключевые слова: интонирование, интонация, педагогическое мастерство, образовательный процесс.
UDC 371.1
O.JU. SOLOPANOVA, B.M. CELKOVNIKOV
THE PHENOMENON OF PEDAGOGICAL INTONATION IN THEORY AND PRACTICE OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS
Solopanova Olga Yurievna, Full PhD (pedagogical sciences), Full professor of chair of preschool pedagogy and psychology at the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaya str., 149), [email protected]
Tselkovnikov Boris Mikhailovich, Full PhD (pedagogical sciences), Full professor of department of social work, psychology and pedagogy of higher education at the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaya str., 149), [email protected]
Abstract. The article considers the problem of organization of educational process, which in meaning coincides with many underlying the functioning of the laws of musical art. The successful implementation of the tasks is provided by a set of integrative actions of a teacher that form the basis of pedagogical intonation, that we define as a critical element of its professional skills. Keywords, intonation, pedagogical skills, educational process.
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (65), 2017
Современная педагогическая наука, опираясь на предшествующий опыт осмысления данной проблемы, рассматривает образовательный процесс как динамичный феномен, располагающий своей спецификой и протекающий в определенных конкретных условиях социально-культурной и педагогической практики. В семиотическом пространстве образовательного процесса находят отражение и пересекаются разные педагогические идеи, концепции и технологии, эстетические и нравственные идеалы, эмоционально-ценностные отношения, которые складываются между субъектами данного процесса в ходе его практической реализации
В логико-содержательном плане любой образовательный процесс предстает как полиморфное многофункциональное, синергетическое по характеру взаимодействие его субъектов, обладающее целостной, континуальной природой. Современные специалисты [3] обращают внимание на то, что архитектоника образовательного процесса, понимаемая как взаимосвязь его содержательной и внешней конструктивной формы, так или иначе всегда наделена художественно-эстетическим началом, которое, как известно, является неизменным атрибутом искусства, в том числе музыки.
Многие категории музыки, по сути, изоморфны тем свойствам, которыми наделяется образовательный процесс. Например, понятие о музыкальном ладе вполне соотносится с представлениями об организационных особенностях внутренней структуры реального образовательного процесса - устойчивости и неустойчивости психологических состояний его субъектов, а такое явление в музыке, как чередование сильных и слабых долей, с полным основанием может быть отнесено к важному выразительно-смысловому элементу живой ритмики данного процесса.
Организация образовательного процесса так или иначе всегда сопряжена с категориями музыки, содержание которых отражает специфическую сущность данного искусства («время», «темп», «лад», «ритм» и т.п.). Построенный с учетом специфических закономерностей музыки образовательный процесс в высшем своем проявлении можно рассматривать как инвариант произведения искусства, воплощающего в себе художественно-эстетическую, духовно-энергийную его сущность.
Важной стержневой категорией, роднящей педагогику и музыкальное искусство, является исполнительство как непременный атрибут педагогического и музыкального творчества. По мнению Б.С. Гершунского, схожесть профессиональной деятельности педагога-практика и музыканта-исполнителя обусловливается тем, что творчество того и другого проявляется во взаимодействии с другими людьми и всякий раз требует выражения личностно-ценностного отношения к интерпретации конкретного произведения [2].
Несмотря на признание особой роли исполнительского творчества педагога в организации образовательного процесса, по-прежнему до конца не раскрыт главный вопрос: каким оно должно быть по качеству, чтобы создаваемый педагогом образовательный процесс обрел статус оригинального и убедительного по содержанию педагогического произведения. В поиске ответа на данный вопрос обратимся к сопоставлению характеризуемых сфер творчества.
Сквозь призму ведущих положений и категорий теории музыки расширяется и наполняется новым смыслом характер и направленность профессиональной деятельности педагога. В ней переплетаются научный и художественный подход к решению профессиональных задач, возрастает эмоционально-образное, ассоциативно-субъективное начало, преодолевается диспропорция между интеллектуальным и художественно-эстетическим аспектами организации образовательного процесса. Существенным образом расширяются функциональные возможности педагога, который одновременно выступает в роли автора и исполнителя-интерпретатора образовательного процесса.
Организованный по законам музыкального искусства образовательный процесс обретает событийный характер, поскольку вызывает в сознании и душе субъектов данного процесса гамму переживаний и раздумий, причем связанных как с освоением предметного содержания, так и с рефлексивным осмыслением собственного внутреннего мира, тех эмоциональных,
№ 2 (65), 2017
интеллектуальных и духовно-нравственных усилий, которые потребовались для выражения своего активного личностно-ценностного отношения друг к другу, окружающей действительности в целом.
Успешное выполнение этих задач обеспечивается совокупностью интегративных действий педагога, которые составляют основу педагогического интонирования, определяемого нами в качестве важнейшего элемента его профессионального мастерства.
Сущностной характеристикой педагогического интонирования выступает музыкальное начало, проявляющееся в личности и профессиональной деятельности педагога. В практике организации образовательного процесса педагогическое интонирование осуществляется посредством специальных способностей и действий педагога, которые в своей совокупности составляют специфический художественно-педагогический инструментарий данного феномена. С их помощью педагог выполняет целый круг действий: намечает сюжет-но-тематическое и эмоционально-смысловое развитие образовательного процесса; активизирует различные по направленности и интенсивности эмоциональные, нравственные переживания субъектов данного процесса, которые сопровождают интонационно-коммуникативное взаимодействие; рефлексирует и корректирует степень «погруженности» субъектов образовательного процесса в предмет интонационно-коммуникативного взаимодействия, определяет характер выражаемого ими эмоционально-ценностного отношения к его содержанию, друг к другу.
Важнейшим психологическим механизмом организации интонационно-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса выступает интонационное резонирование как реакция педагога на происходящие в данном процессе события, складывающуюся в нем эмоционально-психологическую атмосферу.
Особую роль в педагогическом интонировании выполняет профессионально-ориентированный (то есть интонационно-направленный) педагогический слух педагога, позволяющий целостно воспринимать и оценивать скрытые эмоционально-чувственные проявления субъектов образовательного процесса. Следует признать, что к данному моменту указанная способность еще не обрела строгого научного определения, но ее функционирование в практике наблюдается постоянно. Эта способность проявляется прежде всего в том, насколько чувствителен педагог к содержанию и архитектонике образовательного процесса, к его субъектам и к устанавливающимся между ними эмоционально-ценностным отношениям. Проявление педагогического слуха в реальной практике можно считать главным доказательством того, что принадлежащее Ш.А. Амонашвили выражение «звучащая педагогика» - не метафора [1]. Благодаря именно этой способности педагог в полной мере овладевает «звучащим» пространством реального образовательного процесса, устанавливает в нем гармоничные, ладотональные, ритмические и динамические соотношения, а главное - во всей полноте чувствует, осознает и оценивает все те психологические оттенки, которыми наделяется духовно-творческое взаимодействие его субъектов.
Изложенное выше позволяет заключить, что транспозиция ведущих понятий музыки, отражающих закономерности данного искусства, в научно-категориальный аппарат педагогики содействует существенному расширению и обогащению научно-педагогических знаний о сущности образовательного процесса и его организации на уровне педагогического произведения. Обозначенный нами особый статус и потенциал педагогического интонирования подтверждает необходимость его включения в реестр значимых и продуктивных феноменов современной теории и практики организации образовательного процесса.
Литература
1. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М., 2005. 384 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориен-тированных образовательных концепций). М., 1997. 697 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1988. 208 с.
"Культурная жизнь Юга России
№ 2 (65), 2017
References
1. Ostapenko A.A. Modelirovanie mnogomernoj pedagogicheskoj real'nosti: teorija i tehnologii [Multidimensional Modeling of educational reality: theory and technology]. Moskow, 2005. 384 p.
2. Gershunsky B.S. Filosofija obrazovanija dlja XXI v. (v poiskah praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij [Philosophy of education for XXI century (in search of practice-oriented educational concepts)]. Moskow, 1997.
3. Amonashvili Sh. A. Zdravstvujte, deti! [Hello, children!]. Moskow, 1988. 208 p.