О. Ю. Солопанова
феномен педагогического интонирования в совершенствовании профессионального...
УДК 371.1
Феномен педагогического интонирования в совершенствовании профессионального мастерства педагога
О. Ю. Солопанова
ЧИППКРО
The phenomenon of pedagogical intoning in improvement of professional skill of the teacher
O. Yu. Solopanova
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимопонимания и взаимопроникновения таких научных областей познания, как педагогика и искусство. В таком логическом ходе высвечивается важное понятие - научно-художественная организация образовательного процесса. Архитектоника образовательного процесса с позиции педагогического интонирования рассматривается нами как универсальный по функции феномен, характеризующий представления педагога о логико-конструктивных и художественно-выразительных сторонах данного процесса. Исследовательский материал определил форму образовательного процесса и позициональные установки (в нашем случае - педагогическое интонирование). Педагогическое интонирование характеризует профессиональное мастерство педагога, выступает важным его элементом, интегрирующим в своем содержании тесно взаимосвязанные между собой эмотивные свойства личности педагога, позволяющим по новому осмыслить сложившиеся знания и представления о теоретических и методических основах организации образовательного процесса. Педагогическое мастерство немыслимо без педагогического интонирования, так как в «живом» образовательном процессе профессиональное начало педагога выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями его личности, что подтверждает необходимость достижения в этом процессе единства профессиональной и гуманитарной культуры педагога.
Abstract. The article discusses the issue of understanding and interpenetration of such scientific areas of learning as pedagogy and art. The author highlights the important concept "scientific and artistic organization of the educational process".
The architectonics of the educational process from the perspective of pedagogical intoning are considered as cross functional phenomenon which characterizes teacher's ideas about logical-constructive and artistic-expressive sides of this process. Research material has identified the form of the educational process and positional attitudes, in our case, pedagogical intoning. Pedagogical intoning characterizes professional skill of the teacher, is an important element which integrates in its content closely interconnected emotive personality traits of the teacher and allows to rethink the existing knowledge and understanding of theoretical and methodological foundations of the educational process. Pedagogical skills is unthinkable without pedagogical intoning, because in «live» educational process teacher's professionalism acts in unity with cultural and socio-moral manifestations o f his personality, what confirms the need to achieve in this process the unity of professional and humanitarian culture of the teacher.
Ключевые слова: педагогика, искусство, научно-художественная организация образовательного процесса, педагогическое интонирование, педагог, профессиональное мастерство.
Key words: pedagogy, art, scientific and artistic organization of the educational process, pedagogical intoning, teacher, professional skills.
По утверждению передовой научно-педагогической мысли, образовательный процесс не может осуществляться при отторжении личности человека, не учитывать духовную специфику человеческой природы (В. В. Давыдов, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, А. Б. Орлов, В. А. Слас-тенин, Е. Н. Шиянов и др.). Вот почему основным методологическим ориентиром современной педа-
Научно-теоретический журнал
53
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Научные сообщения
гогической науки выступают идеи и принципы гуманизма, гуманитаризации образовательного процесса. Это, в свою очередь, требует более обстоятельного научного осмысления специфики самой педагогики как гуманитарной науки, ее понятийно-терминологического аппарата, отражающего ее гуманитарную специфику.
Педагогика, являясь самостоятельной наукой, по мнению Г. П. Щедровицкого, Д. И. Фельд-штейна и других, вбирает в себя опыт других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие, в том числе опыт искусства, особенно значимый для решения практических педагогических задач в сфере воспитания духовно-нравственных качеств личности. В этом плане мы усматриваем близость функций педагогики и искусства и с этих позиций понимаем произнесенное еще К. Д. Ушинским выражение о том, что педагогика - это и наука, и искусство.
В этом контексте высвечивается важное понятие, такое как научно-художественная организация образовательного процесса. Что мы понимаем под этим понятием?
Научно-художественную организацию образовательного процесса мы связываем, прежде всего, с повышением вероятности проявления чувств и смыслов в этом процессе субъектами, с созданием ситуаций, делающих возможным и подготавливающих состояния сопереживания, внедрение переживания субъектами образовательного процесса в собственное духовное пространство. При этом не менее важной остается задача достижения взаимосвязи интуитивных, эмоциональных и рационально-логических сторон в действиях и поведении субъектов данного процесса. Научно-художественной мы определяем организацию образовательного процесса именно в силу того, что в идеале он должен гармонично сочетать в себе «строгий расчет» и «вдохновенье».
Что же выступает в качестве формы организации образовательного процесса? Мы считаем -архитектоника. Почему именно это понятие?
В контексте нашего докторского исследования архитектоника образовательного процесса с позиции педагогического интонирования рассматривается как универсальный по функции феномен, характеризующий представления педагога о логико-конструктивных и художественно-выразительных сторонах данного процесса. Обращение к данному понятию в нашем исследовании обусловливается философским и общенауч-
ным пониманием формы вообще и образовательного процесса в частности, как способа организации его пространства, которое, согласно выводам В. П. Зинченко, структурируется не столько тематическим содержанием, сколько свернутыми в нем энергиями, возникающими всякий раз, как результат определенного по характеру эмоционально-ценностного взаимодействия субъектов этого процесса.
Для измерения энергийной сферы (если мы берем отечественную традицию психологи [1; 2]) вводилось понятие «единица анализа той или иной реальности».
В нашем случае такой единицей является интонирование. Интонирование - это единица анализа, которую вы предложили для изучения чувственного общения, духовно-ценностного общения, смысловых аспектов общения. Это очень удачный инструмент, своеобразная клеточка для междисциплинарного взаимодействия. И интонирование очень удачное понятие для того, чтобы связывать различные сферы научного поиска.
Исходим из философской и общенаучной трактовки интонирования как феномена культуры, способа бытия эмоционально-ценностного отношения в жизнетворчестве человека, особого сплава выражаемых его душой усилий эмоционально-волевого, интеллектуального и деятельностного характера. В этом плане примечательны суждения Аристоксена (философа-музыканта, ученика Аристотеля), который связывал представления о душе человека с особой «напряженностью», «ритмической настроенностью телесных вибраций», с таким духовным «органом», в координатах которого происходит слияние внутреннего мира человека с внешним миром [3, с. 256].
В нашем понимании педагогическое интонирование характеризует профессиональное мастерство педагога, выступает важным его элементом, интегрирующим в своем содержании тесно взаимосвязанные между собой эмотивные свойства личности педагога, позволяющим по новому осмыслить сложившиеся знания и представления о теоретических и методических основах организации образовательного процесса.
Включая педагогическое интонирование в реестр научно-педагогических понятий, мы руководствовались требованием современной педагогики о том, что оно не должно противоре-
О. Ю. Солопанова
феномен педагогического интонирования в совершенствовании профессионального...
чить сложившейся в педагогике научно-терминологический системе [4].
Сущностной особенностью педагогического интонирования является то, что на его основе педагог моделирует эмоционально-ценностные взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, которые в высшем своем проявлении обретают «музыкальное» выражение, поскольку организация этих отношений в реальности всегда наделяется метроритмическими, динамическими, ладо-тональными и другими, близкими природе музыки соотношениями. Таким образом, образовательный процесс, организованный с учетом специфических закономерностей музыки, становится инвариантом художественного произведения, поскольку приобретает не только научно-педагогическую, но и художественную направленность, воплощает в себе духовно-энергийную сущность искусства.
В осмыслении педагогического интонирования необходимо, как мы полагаем, остановиться на вопросе о том, что представляет по содержанию педагогическое мастерство, в чем заключается его специфика, в каком соотношении оно находится с профессиональной компетентностью?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос в свое время дали выдающиеся представители отечественной педагогики (А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский и др.), которые напрочь отвергали утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными чертами, задатками и доказали обратное: его обусловленность уровнем профессиональной компетентности [5]. По их мнению, педагогическое мастерство, основанное на квалификации - это, прежде всего, знание педагогического процесса, умение его выстроить, привести в движение. К сожалению, и сегодня педагогическое мастерство иногда сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как она выступает лишь одним из компонентов мастерства [6].
В современной педагогике утвердилось понятие «педагогическое мастерство», которое одновременно отражает в своем содержании признаки науки и искусства. Данное понятие основывается на общем понимании мастерства как «высокого искусства в какой-нибудь области». В обобщенной форме педагогическое мастерство трактуется как «функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения
и воспитания», как «выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью».
В работах современных ученых-педагогов отмечается, что профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание «педагогической культуры» - понятия, которое в последние годы все шире употребляется и разрабатывается в педагогической науке (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин и др.). Вместе с тем, как указывают специалисты, профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не могут гарантировать необходимого высокого качества в осуществлении педагогической деятельности. В «живом» образовательном процессе профессиональное начало педагога выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями его личности, что подтверждает необходимость достижения в этом процессе единства профессиональной и гуманитарной культуры педагога.
В работах многих мыслителей особое место отводится понятию «интонация красоты» (в музыке, поэзии, в жизни), которая есть по сути целостная энергия, затрагивающая всю совокупность духовных сил, что и дает основание сравнивать ее с великой и совершенной любовью, только «видимой извне» [7; 8; 9; 10].
Последние десятилетия в культуре интонация жесткости, рассудочно-волевого усилия постепенно уступает место интонации затаенно-вдумчивой, пронизанной бережной любовью к миру, пытающейся проникнуть в смысл жизни (хотя об этом можно пока говорить лишь как о характерных тенденциях, а не о «норме» художественно-творческой практики). Подобное наблюдается не только в музыке, живописи, литературе, но и в естественных науках: изменение интонации здесь происходит в сторону большей пластичности, гибкости. Обобщая сказанное, можно подчеркнуть, что общехудожественный фонд интонаций - важнейшее условие связей в системе культуры.
Андрей Белый писал: « ритм и есть в нас интонация, предшествующая отбору слов и строк... Поэзия дана нам в интонационном звуке; ритм и есть печать внутренней интонации», ...строка - неделимое единство; меняя ее, я меняю и интонацию» [11, с. 358].
Научно-теоретический журнал
55
Научное обеспечение системы повышения -квалификации кадров
Научные сообщения
В интонационном поле культуры развитие происходит перманентно (включая категоризацию) и в нем размещаются самые разные энергии: энергия внутреннего света человеческой души и мира, их разная степень напряженности, темпоритмической возбужденности и т. д. Таким образом, интонация есть прямое воплощение смысловой энергии. Видимо этим можно объяснить тот факт, что от интонации не может «избавиться» даже изображение, поскольку используемые, например, в произведениях живописи линии и краски лишь отчасти изобразительны, а по сути - интонационно-энергийны.
Феномен интонирования оказывается значимым в ценностном плане для многих областей научного и художественного познания, включая педагогику, обладает своей «концептосферой» (термин Д. С. Лихачева), то есть определенной широтой охвата отраженной в нем реальности, прежде всего - человека, способов его взаимодействия с окружающим миром.
Библиографический список:
1. Выготский Л. С. Психология искусства. -Ростов н/Д. : Феникс, 1998.- 480 с.
2. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. - М. : МГУ, 1984. - 287 с.
3. Горский А. К. Огромный очерк. Путь. Альманах. - М. : 1993. - С. 256-258.
4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. - М. : Академия, 2006. - 394 с.
5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - М. : Педагогика, 1979. - 690 с.
6. Бережнова Д. Б. Педагогические возможности фонового знания в организации культурного контекста образования // Школьные технологии. - 2007. - № 6. - С. 14-18.
7. Гачев Г. Д. Музыка и световая цивилизация. 3-е изд. - М. : Вузовская книга, 2008.-200 с.
8. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. - М. : Прогресс-Традиция, 1998.- 413 с.
9. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.
10. Флоренский П. А. Анализ пространст-веннности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. - М. : Мысль, 2000. - С. 79-421.
11. Белый А. А. Ценностная компонента науки и становление оптики (от Августина до Леонардо да Винчи). Вопросы философии. -2001. - № 10. - С. 114-128.
References:
1. Vygotsky L. S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of the Art]. Rostov-on-Don, 1998. 480 p.
2. Rubinshteyn S. L. Emotions [Emotsii]. Psikhologiya emotsiy [Psychology of Emotions]. M., 1984.287 p.
3. Gorskiy A. K. Ogromnyy ocherk. Put'. Al'manakh [Huge essay. Path. The almanac]. M., 1993, pp. 256-258.
4. Kraevskiy V. V., Berezhnova E. V. Metodo-logiya pedagogiki: novyy etap [Methodology of Pedagogy: a New Stage]. M., 2006. 394 p.
5. Sukhomlinskiy V. A. Izbrannye pedagogi-cheskie sochineniya: V 3-kh t. [Selected Pedagogical Works: In 3 Volumes]. M., 1979. 690 p.
6. Berezhnova D. B. Pedagogical Possibilities of Background Knowledge in the Organization of the Cultural Context of Education [Pedagogi-cheskie vozmozhnosti fonovogo znaniya v organi-zatsii kul'turnogo konteksta obrazovaniya]. Shkol'nye tekhnologii [School Technologies]. 2007, № 6, pp. 14-18.
7. Gachev G. D. Muzyka i svetovaya tsivilizat-siya. 3-e izd [Music and Light Civilization. Third Edition]. M., 2008. 200 p.
8. Losskiy N. O. Mir kak osushchestvlenie kra-soty [World as the Implementation of Beauty]. M., 1998.413 p.
9. Medushevskiy V. V. Intonatsionnaya forma muzyki: Issledovanie [Intonational Form of Music: Study]. M., 1993. 262 p.
10. Florenskiy P. A. Analysis of the Spatiality and Temporality in Art-Graphic Works [Analiz prostranstvennnosti i vremeni v khudozhestvenno-izobrazitel'nykh proizvedeniyakh]. Stat'i i issledo-vaniya po istorii i filosofii iskusstva i arkheologii [Articles and Research on the History and Philosophy of Art and Archaeology]. M., 2000, pp. 79421.
11. Belyy A. A. Axiological Component of Science and the Emergence of Optics (from Augustine to Leonardo da Vinci) [Tsennostnaya komponenta nauki i stanovlenie optiki (ot Av-gustina do Leonardo da Vinchi)]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2001, № 10, pp.114-128.