Научная статья на тему 'Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов'

Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
608
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRINCIPLES / PREREQUISITES / VOCAL AND PERFORMING POTENTIAL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРИНЦИПЫ / ПРЕДПОСЫЛКИ / ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петелин А.С., Петелина Е.А., Лу Х.

В статье детально рассматриваются и обосновываются педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза. Авторы на основе ряда методологических принципов выделяют и анализируют наиболее значимые условия: опора на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства; формирование системы идеомоторных ощущений вокалиста в процессе создания музыкально-художественного образа, который способствует более выразительному интонированию, восприятию и пониманию музыкального образа и указывает на наличие музыкально-исполнительского дарования; продуктивная совместная деятельность студента, концертмейстера и преподавателя качественный ансамбль певца-студента, концертмейстера-аккомпаниатора и педагога способствует созданию музыкально-художественного образа вокального сочинения и его исполнительской интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF VOCAL AND PERFORMING ARTS AMONG CHINESE STUDENTS

The article examines in detail and substantiates the pedagogical conditions for the development of vocal and performing potential of Chinese students in the musical and educational process of pedagogical university. The authors on the basis of a number of methodological principles identify and analyze the most significant conditions: reliance on national musical values and ethno-cultural traditions of Chinese art; formation of the system of ideomotor feelings of the vocalist in the process of creating a musical and artistic image; the developed ideomotor complex of the vocalist promotes more expressive intonation, perception and understanding of the musical image and indicates the presence of musical and performing talent; productive joint activity of the student, concertmaster and teacher a quality ensemble of the singer student, accompanist and teacher contributes to the creation of musical and artistic image of the vocal composition and its performing interpretation.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов»

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 года № 851. ГАРАНТ [сайт]. Available at: http://base. garant.ru/71196318/#ixzz5OKOD2tuS

5. Слуев В.И., Ванюшкин В.П., Крылов А.Н. О роли физики при подготовке инженеров МЧС России. Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2011; 2: 31 - 36.

6. О концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Приказ МЧС России от 29. 12. 2006 № 804. ГАРАНТ [сайт]. Available at: http://base.garant.ru/55184073/

References

1. Senator S.Yu. Sovremennye trebovaniya k podgotovke studentov vuza. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2010; 1: 70 - 77.

2. Prohodimova E.M., Zuev A.V. Trebovaniya, pred'yavlyaemye k professional'no vazhnym kachestvam vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij MChS Rossii dlya 'effektivnogo vypolneniya zadach po prednaznacheniyu. Nauchnoe mnenie. 2014; 4: 231 - 233.

3. Ovsyanik A.I., Baskakov S.V., Bituev B.Zh. Sravnitel'nyj analiz soderzhaniya i struktury gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya po podgotovke specialistov pozharnoj bezopasnosti. Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvraschenie i likvidaciya. 2009; 2: 127 - 135.

4. Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya po special'nosti 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost'(uroven' specialiteta), utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 avgusta 2015 goda № 851. GARANT [sajt]. Available at: http://base.garant.ru/71196318/#ixzz5OKOD2tuS

5. Sluev V.l., Vanyushkin V.P., Krylov A.N. O roli fiziki pri podgotovke inzhenerov MChS Rossii. Pozhary i chrezvychajnye situacii: preduprezhdenie i likvidaciya. 2011; 2: 31 - 36.

6. O koncepcii sozdaniya edinoj sistemy gosudarstvennyh nadzorov v oblasti pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony i zaschity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij. Prikaz MChS Rossii ot 29. 12. 2006 № 804. GARANT [sajt]. Available at: http://base.garant.ru/55184073/

Статья поступила в редакцию 13.02.19

УДК 378

Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: pasprofi@mail.ru

Petelina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: Lemononline@gmail.ru

Lou H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: 1348392947@QQ.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF VOCAL AND PERFORMING ARTS AMONG CHINESE STUDENTS. The article examines in detail and substantiates the pedagogical conditions for the development of vocal and performing potential of Chinese students in the musical and educational process of pedagogical university. The authors on the basis of a number of methodological principles identify and analyze the most significant conditions: reliance on national musical values and ethno-cultural traditions of Chinese art; formation of the system of ideomotor feelings of the vocalist in the process of creating a musical and artistic image; the developed ideomotor complex of the vocalist promotes more expressive intonation, perception and understanding of the musical image and indicates the presence of musical and performing talent; productive joint activity of the student, concertmaster and teacher - a quality ensemble of the singer - student, accompanist and teacher contributes to the creation of musical and artistic image of the vocal composition and its performing interpretation.

Key words: principles, prerequisites, vocal and performing potential, pedagogical conditions.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: pasprofi@mail.ru

Е.А. Петелина, канд. пед. наук, доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: lemononline@mail.ru

Х. Лу, аспирант, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: 1348392947@QQ.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В статье детально рассматриваются и обосновываются педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза. Авторы на основе ряда методологических принципов выделяют и анализируют наиболее значимые условия: опора на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства; формирование системы идеомоторных ощущений вокалиста в процессе создания музыкально-художественного образа, который способствует более выразительному интонированию, восприятию и пониманию музыкального образа и указывает на наличие музыкально-исполнительского дарования; продуктивная совместная деятельность студента, концертмейстера и преподавателя - качественный ансамбль певца-студента, концертмейстера-аккомпаниатора и педагога способствует созданию музыкально-художественного образа вокального сочинения и его исполнительской интерпретации.

Ключевые слова: принципы, предпосылки, вокально-исполнительский потенциал, педагогические условия.

Современное общество характеризуется глобальными сдвигами в области музыкального образования. Перед педагогами ставятся задачи поиска и разработки инновационных методик и технологий обучения, выявления и обоснования педагогических условий, направленных на становление и развитие интеллектуального и музыкально-творческого потенциала личности студента и его музыкально-исполнительских качеств и самореализации в профессионально-музыкальной деятельности.

Определяя и обосновывая совокупность педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов, мы опирались на ряд методологических подходов:

- системный подход (С.И. Архангельский, Ван Синчэн, Чень Чжи, Э.П Юдин и др.), позволивший изучить развитие вокально-исполнительского потенциала студента как системы и обеспечить целостность музыкально-образовательного процесса;

- личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Цзинь Вэй, И.С. Якиманская и др.), обеспечивающий раскрытие самобытных способностей в ходе развития вокально-исполнительского потенциала;

- индивидуальный (Л.В. Вахтель, Ли Юйлун, ПМ. Цыпин, М.Н. Юрьева и др.), способствующий выработке индивидуального стиля творческой деятельности;

- технологический (В.П. Беспалько, В.И. Лещинский, Ли Кэдун, Н.Е. Щур-кова и др.), позволивший разработать комплекс развивающих методов обучения вокалу

Вышеприведенные методологические подходы создали возможность обосновать совокупность педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в музыкально-образовательном процессе вуза.

Наиболее значимым педагогическим условием, определяющим развитие вокально-исполнительского потенциала китайских студентов является опора на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства.

Китайская музыка, обладая многовековыми традициями, с давних времен выполняла весьма значимую роль в воспитании человека. Конфуций в «прекрасной» музыке видел воплощение великого Космоса. В его понимании китайская музыка выполняет сугубо практическую функцию: оказывает воздействие на морально-нравственную сферу человека, формирует его характер, способствует гармоничному государственному устройству китайского общества.

В китайской музыкальной культуре в течение нескольких тысячелетий сложились основные музыкальные традиционные жанры: песни, музыка народных сказов, инструментальная музыка, танцевальная музыка, музыка китайских традиционных опер.

В созданных китайским народом обрядовых, лирических, бытовых, земледельческих, городских песнях, песнях кули, лодочников, ремесленников отражается труд, быт, жизнь, семейные отношения людей. Своеобразие китайской музыки ярко выражено в гармоничном единстве поэзии и музыки; в целостном представлении танца, жеста, пластики и музыки; в полифонической взаимосвязи

вокальной музыки и фонетики китайской речи. Тесная взаимосвязь музыки и слова обусловила гораздо большую значимость вокальной музыки для китайского общества по сравнению с инструментальной.

Характерной чертой китайской народной музыки является гилозоизм - воспевание неодухотворенных картин природы как чувственного одушевленного живого организма, что присуще китайскому менталитету

Мелодика народной музыки Китая чрезвычайно богата, самобытна, уникальна, многообразна. Ей свойственно одноголосие и гетерофония с использованием различных средств музыкальной выразительности: интонационные (поступенно-мерные, сдержанные интервалы, широкие, орнаментальные попев-ки, иногда зеркально отраженные и др.), ритмические (повторяющиеся ритмы, свободные, синкопированные и пунктирные, изменяющиеся четные, нечетные, сложные размеры), тембровые (фальцет, горловая окраска звука, быстрый переход с низкого регистра на высокий и наоборот), инструментальные (китайский инструментарий включает более ста музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные). Своеобразием китайской музыки является преобладание высокого светло-яркого регистра.

Фонетика китайского языка оказывает глубокое внутреннее влияние на вокальную музыку Прямая взаимосвязь и взаимозависимость языка и вокальной музыки обусловлена тем, что фонетика китайского языка основана на характерном для Китая четырехтоновом строе. «Особенностью интонационного строя китайской музыки является преимущественно семантический (смысловой) характер интонирования (в отличие от европейского, в котором доминирует эмоциональная интонация), что связано с природой китайского языка..., обладающего четырьмя типами семантического интонирования» [1, с. 809]. Смысловое значение произнесенного слова или фразы может принципиально измениться в зависимости от интонации говорящего. В вокальной музыке данная специфическая особенность фонетики значительно усиливается, поэтому в одноголосной мелодической линии, которая преобладает в китайской музыке, эмоционально-экспрессивное образно-смысловое интонирование поэтического текста позволяет передать мельчайшие смысловые оттенки фразировки содержания музыки. Роль музыкального инструмента в вокальной музыке сведена к минимуму. Инструмент, как правило, воспроизводит мелодию, создает музыкальный фон, поддерживающий мелодию.

Древнейшей музыкально-культурной ценностью Китая является китайская национальная опера. Тысячелетняя история китайской оперы выработала жестко установленные приемы художественно-сценического оформления спектакля, выраженные в актерском мастерстве исполнителей. Самобытной специфической особенностью китайской национальной оперы является синкретизм различных искусств: поэзии, музыки, хореографии, драмы и др. Китайская опера строится на высочайшем активном мастерстве актеров с включением элементов пантомимы, декламации, акробатики, боевых национальных видов искусств.

Такое богатое музыкально-культурное наследие Китая является существенной опорой, мощным фундаментом развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов с целью вхождения в мировую музыкальную культуру и овладения искусством исполнения вокальных произведений разных стилей, композиторских школ, направлений и жанров.

Следующим педагогическим условием, способствующим развитию вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в образовательном процессе вуза, является формирование системы идеомоторных ощущений вокалиста в процессе создания музыкально-художественного образа.

В процессе музыкально-творческой деятельности в условиях творческой активности у музыканта-исполнителя формируется индивидуальная система идеомоторных ощущений, соответствующих двигательной задаче [2]. Процесс формирования идеомоторики вокалиста связан с ясным представлением в сознании музыканта тех движений и действий, которые влияют на качество создаваемого музыкального образа. Представляя мысленно идеомотор-ные движения, музыкант тренирует микросокращения и микрорасслабления мышц. Это особенно важно для технически сложного фрагмента музыкального сочинения.

Академик И.П. Павлов [3] отмечал, что психические структуры, связанные с какими-либо ощущениями, могут вступить и вступают в контакт с такими другими психическими структурами как слуховыми, осязательными, кинестезически-ми, зрительными и т. д. Создаваемые музыкальные образы при их восприятии опосредованы мышечными ощущениями, тем самым образуют глубокие связи между чувственным движением и музыкальным образом.

Выразительность движений вокалиста, скоординированность лицевых, губных мышц, движений языка, тела образуют музыкально-смысловую конструкцию выразительной звуковой материи, которая воссоздает задуманный композитором музыкальный образ, понятный и воспринятый слушателем.

Музыкально-сценическая выразительность, по мысли К.С. Станиславского, зависит в огромной степени от совокупного единства слова, музыки и действия певца на сцене: «Действие на сцене, как и само слово, должно быть музыкальным... Темп и ритм действия должны быть в соответствии с музыкой. Большинство певцов поет в одном темпе и ритме, ходит - в другом, машет руками - в третьем, чувствует - в четвертом. Может ли эта пестрота создать гармонию, без которой нет музыки и которая требует прежде всего порядка. Чтобы привести музыку, пение, слово и действие к единству, нужен не внешний, физический тем-

поритм, а внутренний, духовный. Его нужно чувствовать в звуке, в слове, в действии, в тексте и походке, во всем произведении» [4, с. 24].

Вокальная моторика достаточно сложно осознается. Она скорее прикреплена к моторике губ, глаз, языку уху гортани, руке и телу чем к образу. Можно выделить пять элементов двигательных стереотипных представлений идеомоторных действий вокалиста:

- предварительное осмысление идеомоторных движений певческого аппарата;

- вербализированное программирование возникающих соответствующих ощущений посредством двигательной активности;

- получение конкретного музыкально-художественного образа, возникающего при воссоздании и восприятии вокального сочинения и связанных с этим ощущений;

- формирование идеомоторных ощущений на основе конкретных представлений о движении в виде зрительных образов;

- коррекция идеомоторных ощущений для получения адекватного музыкально-художественного образа при исполнении вокального сочинения.

В процессе использования идеомоторных действий были выделены два блока идеомоторных представлений.

Первый блок - «ухо, гортань» - способствует координации работы фонационного (вокально-артикуляционного, включающего дыхательную систему) аппарата и работы слуха исполнителя. В результате формируются идеомоторные умения певческого звукообразования и голосоведения, самоорганизуется психологическая составляющая вокального интонирования, развивается музыкальное мышление.

Тонус певца, голосовой аппарат, мимика синхронно откликаются на все музыкальные действия, на музыкальное сознание. И наоборот внутренние слуховые музыкальные образы вызываются даже самыми слабыми движениями мышц голоса, дыхания, мимики и др.

Второй идеомоторный блок - «ухо, гортань, мышечная система всего тела» -способствует созданию художественного образа музыкального сочинения. К связке слуха и певческой моторике добавляется моторика движений рук и всего тела. Вокально-артикуляционные звуковые ощущения певца непосредственно передаются в первую очередь рукам и далее всему телу Любая зажатость и напряженность в теле откликается в зажатости гортани и не способствует (препятствует) развитию внутреннего слуха, чистой интонации, уверенному звукообразованию.

Развитый идеомоторный комплекс вокалиста способствует более выразительному и аккуратному интонированию, восприятию и пониманию музыкального образа и указывает на наличие музыкально-исполнительного дарования.

Еще одним педагогическим условием, обеспечивающим развитие вокально-исполнительского потенциала китайских студентов, является продуктивная совместная деятельность студента, концертмейстера и преподавателя.

Вокал - это исполнительское искусство, конечной целью которого является представление исполнителем собственной оригинальной интерпретации вокального произведения на сцене. Вокальная музыка требует не только певца с прекрасными вокальными данными, красивым тембром и широким диапазоном, владеющего всем спектром вокально-технических навыков, трогательного художественного выражения красивого спектакля, чтобы идеально передать всю красоту вокального искусства, но и квалифицированного творчески работающего концертмейстера, чутко улавливающего все тонкости певческого мастерства исполнителя-вокалиста и органично контактирующего с певцом и публикой.

Классическая вокальная музыка, вокальные произведения современных композиторов, как правило, имеют развернутые фортепианные партии, в которых отражаются многообразные выразительные оттенки музыкального образа. Инструментальный аккомпанемент является необходимым и неизменным для концертных выступлений певца. Он играет важную роль в создании, выражении и донесении до слушателя и зрителя музыкально-художественного образа вокального сочинения. Аккомпанемент служит стимулом для эмоционального вдохновения певца. Продуктивная творческая деятельность певца, концертмейстера и преподавателя - это искусство взаимного сотрудничества, требующее от субъектов вокального обучения умений скоординированной работы над музыкальным произведением, что в конечном итоге позволяет создать целостный музыкально-художественный образ сочинения [5].

Тем не менее, довольно часто даже в концертном исполнении приходится встречаться с элементарными недостатками: отсутствием ансамбля, ритмической асинхронности, расхождением в темпах, раскоординации динамики вокальной и фортепианной партий. Безусловно, это мешает передаче красоты исполняемого вокального сочинения, а также влияет на восприятие публикой не только музыкального произведения, но и самого исполнителя, что в свою очередь оказывает негативное влияние на благоприятное восприятие концерта. Поэтому для достижения гармоничного сочетания вокальной и инструментальной партий в процессе исполнения преподавателю по классу вокала необходимо выбрать и подготовить высокопрофессионального концертмейстера для совместной работы.

Пианист, выступающий solo и концертмейстер - это достаточно разные специализации. Пианист-солист сам отвечает за свое выступление. Концертмейстер является опорой певца, углубляет художественное содержание музыкаль-

ного произведения. И даже тогда, когда аккомпанемент перерастает функцию сопровождения и преобразуется в равноправную партию наравне с вокальной, концертмейстер выступает в ансамблевом единстве с певцом.

Чтобы плодотворно работать в классе вокала, лучше понимать особенности певческой работы над вокальным произведением, концертмейстер обязан совершенствовать навыки аккомпанемента, иметь богатые знания в области музыкальной психологии, педагогики, методики обучения вокалу, разнообразный репертуар вокальных произведений, а также совершенствовать профессиональное музыкально-педагогическое мастерство.

Креативный концертмейстер помогает певцу в полной мере раскрыться и исполнить произведение в соответствии с замыслом композитора. В процессе репетиции складывается качественный ансамбль певца и аккомпаниатора: регулируется звукообразование, голосоведение; определяется темп, ритм, дыхание, динамика; вырабатывается дикция, агогика; выявляются выразительные средства, воплощающие содержание музыкального произведения, создается

Библиографический список

музыкально-художественный образ вокального сочинения и его исполнительская интерпретация.

Каждый субъект ансамбля несет ответственность за качество интерпретации музыкального сочинения. Слушательский контакт исполнителей с публикой - неотъемлемая составляющая концертного выступления. Только в этом случае, когда содержание исполняемого произведения и форма его выражения достигают гармонии, обретают гармоничное единство, только тогда исполнение произведения выходит на высокий творческий уровень, уровень искусства.

Таким образом, представленные и обоснованные педагогические условия - опора на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства; формирование системы идеомоторных ощущений вокалиста в процессе создания музыкально-художественного образа; продуктивная совместная деятельность студента, концертмейстера и преподавателя - будут в значительной степени способствовать развитию вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в образовательном процессе вуза.

1. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 2. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Москва: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974.

2. Петелин А.С., Лу Х., Лизунова Л.С. Идеомоторные ощущения вокалиста в процессе создания музыкального образа. Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы международной научно-практической конференции. 22 - 23 марта 2016 г Ч. 2. Воронеж: ВГУ 2016.

3. Павлов И.П. Полное собрание сочинений в 8 тт. Москва: МГУ 1989; Т. 2.

4. Станиславский - реформатор оперного искусства. Материалы и документы. сост. Г. Кристи, О. Соболевская; ред. Ю. Калашников. Москва: Музыка, 1983.

5. Лу Х., Ломова Л.А. Взаимодействие пения и фортепианного аккомпанемента в процессе создания художественного образа. Педагогика и искусство. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015; Вып. 3.

References

1. Muzykal'naya 'enciklopediya: v 6 t. T. 2. Gl. red. Yu.V. Keldysh. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya: Sovetskij kompozitor, 1974.

2. Petelin A.S., Lu H., Lizunova L.S. Ideomotornye oschuscheniya vokalista v processe sozdaniya muzykal'nogo obraza. Razvitie lichnosti kak strategiya sovremennoj sistemy obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 22 - 23 marta 2016 g. Ch. 2. Voronezh: VGU, 2016.

3. Pavlov I.P. Polnoe sobranie sochinenij v 8 tt. Moskva: MGU, 1989; T. 2.

4. Stanislavskij-reformatoropernogoiskusstva. Materialy i dokumenty. sost. G. Kristi, O. Sobolevskaya; red. Yu. Kalashnikov. Moskva: Muzyka, 1983.

5. Lu H., Lomova L.A. Vzaimodejstvie peniya i fortepiannogo akkompanementa v processe sozdaniya hudozhestvennogo obraza. Pedagogika i iskusstvo. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2015; Vyp. 3.

Статья поступила в редакцию 18.03.19

УДК 378

Pavlova S.N., senior lecturer, Department of Translation, Institute of Modern Languages and Regional Studies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

(Yakutsk, Russia), E-mail: snpalova@mail.ru

EXERCISES, AIMED AT THE COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT, AMONG THE STUDENTS OF LINGUISTIC INSTITUTIONS - A MULTI-ETHNIC REGION-ORIENTED APPROACH. The tendencies in educational advancements given the social, political and economic circumstances in our country, the recent general requirements set by the Federal State Educational Standard for Higher Education indicate the necessity to increase the quality of prospective experts' professional training, including the language communication skills. The article presents special exercises designed for teaching a second foreign language to the students of linguistic institutions, who are representatives of the indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia). The exercises are designed taking into account the student features, which are distinguished in the process of holding experiments at the Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University". The total number of students who took part in the experiment amounts to 133 people studying in the Bachelor of Linguistics program (years 1-4).

Key words: students, linguistic institution, teaching methodology, set of exercises, second foreign language, indigenous peoples of Yakutia.

С.Н. Павлова, доц. каф. перевода, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск, E-mail: snpalova@mail.ru

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПОЗИЦИЙ РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Тенденции развития образования в общественно-политических и экономических условиях нашей страны, совокупность требований ФГОС ВО последнего поколения указывают на необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, включая владение языковой коммуникативной компетенцией. В статье представлены специально разработанные упражнения при обучении второму иностранному языку студентов языкового вуза из числа коренных народов Республики Саха (Якутия). Упражнения выполнены с учётом особенностей студентов регионального вуза, которые были выявлены в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Общую выборку испытуемых составили 133 студента I - IV курсов.

Ключевые слова: студенты, языковой вуз, методика обучения, комплекс упражнений, второй иностранный язык, коренные народы Якутии.

Предметом статьи является разработка упражнений, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия).

И.Л. Бим рассматривает упражнения как форму единения материала и действий с ним, заданных потенциально, и одновременно средство взаимодействия педагога и учеников, опосредуемого иноязычным учебным материалом [1]. Т.С. Серова трактует упражнение как единицу обучения всем видам речевой деятельности [2, с. 3]. Согласно Е.Н. Со-

лововой в ходе выполнения упражнения формируются, закрепляются и контролируются языковые навыки, лежащие в основе рецептивных и продуктивных речевых умений, как любую форму взаимодействия учителя с учащимися [3, с. 81]. Упражнение должно включать цель, задания, условия выполнения, результат (формируемые навыки и умения). Е.И. Пассов делит упражнения на языковые, условно-коммуникативные и речевые [4]. И.А. Зимняя распределяет упражнения во времени: 1) упражнение никогда «не сходит на нет»; 2) интервал между упражнениями по мере тре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.