Научная статья на тему 'Приоритетные задачи подготовки современного учителя музыки'

Приоритетные задачи подготовки современного учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / МУЗЫКАНТ-УНИВЕРСАЛ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сраджев В. П., Карачаров И. Н.

В данной статье актуализируется вопросы качественной профессиональной подготовки учителей музыки, организация процесса обучения которых в вузе искусств и культуры отвечала бы современным требованиям. Приоритетными, по мнению авторов, являются деятельностный и творческий подходы к обучению студентов, а также сближение теоретического обучения с практикой на основе дуального обучения, способствующего подготовке музыканта-универсала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные задачи подготовки современного учителя музыки»

172 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Ш Серия Философия. Социология. Право.

I I 2014. № 22 (193). Выпуск 30

УДК 371, 372

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В данной статье актуализируется вопросы качественной профессиональной подготовки учителей музыки, организация процесса обучения которых в вузе искусств и культуры отвечала бы современным требованиям. Приоритетными, по мнению авторов, являются дея-тельностный и творческий подходы к обучению студентов, а также сближение теоретического обучения с практикой на основе дуального обучения, способствующего подготовке музыканта-универсала.

Ключевые слова: учитель музыки, процесс обучения, приоритетные задачи, качество подготовки, музыкант-универсал, дуальное обучение.

В. П. СРАДЖЕВ11 И. Н. КАРАЧАРОВ21

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1) e-mail [email protected]

e-mail [email protected]

По распространенному и не лишенному оснований мнению, личность учителя музыки в общеобразовательной школе во многом определяет результаты музыкального обучения. В самом деле, несмотря на общность условий, достижения талантливых преподавателей ярко выделяются на фоне безрадостного накопления знаний о музыке, характерного для большинства общеобразовательных школ. Но талантливый педагог — это человек не только с богатой интуицией, но и «знающий, умеющий». Поэтому воспитание квалифицированных учителей музыки, способных эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, всегда было важнейшей задачей музыкального профессионального обучения.

В 60-70-х годах прошлого столетия эта проблема рассматривалась в несколько ином ключе. В стране остро ощущался недостаток в дипломированных кадрах — учителях музыки. Часто уроки велись преподавателями, не имеющими специального музыкально-педагогического образования.

Прошли годы. Многочисленные музыкально-педагогические училища и музыкальные факультеты педагогических вузов сегодня систематически выпускают учителей музыки для работы в общеобразовательных школах. В результате, за многие десятилетия кадровая проблема, по формальным признакам, можно сказать, решена. В больших городах учитель музыки, как правило, имеет высшее специальное образование. А если бы все выпускники музыкальных учебных заведений работали по специальности, то эта проблема, возможно, была бы решена и в сельской местности.

Но можно ли быть уверенным, что армия специалистов — выпускников музыкально-педагогических факультетов различных музыкальных учебных заведений — сегодня «сняла» проблему музыкально-эстетического развития детей? Вряд ли. Дипломированных специалистов стало, не в пример 60-х годам, больше, а результаты их работы оказываются непропорционально скромными. Не кроется ли причина этого явления в недостатках самой подготовки учителей музыки? Вопрос этот далеко не простой. Ведь подготовка учителей зависит не только от качества усвоенных ими в учебном заведении профессиональных знаний и умений, но и от того, насколько приобретенные знания и умения востребованы жизнью, насколько они способствуют выполнению сложнейших музыкальных и воспитательных задач, возникших в реалиях сегодняшнего дня. Именно эта сторона вопроса традиционно оставалась в тени, но в последнее время все чаще становится предметом обсуждения на различных научно-практических конференциях.

Как известно, подготовка современных учителей музыки определяется Федеральными государственными образовательными стандартами. Они, в свою очередь, ориентируются на стандарты основного общего образования, а последние генетически связаны с созданной более 30 лет назад научным коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского концепцией: «...воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры»1. Но если нужно воспитывать музыкальную культуру у ребенка, то требования стандарта к уровню подготовки учеников школы представляется весьма логичными.

1 Кабалевский, Д.Б. Программы по музыке (1—3, 4—7 классы) / Д.Б. Кабалевский. — М., 1988.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

В частности, после окончания начальной школы, «в результате изучения музыки ученик должен:

знать / понимать:

— слова и мелодию Гимна России;

— смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

— названия изученных жанров и форм музыки;

— народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

— названия изученных произведений и их авторов;

— наиболее популярные в России музыкальные инструменты;

— певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

— узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

— определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

— определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

— передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

— исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

— исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

— восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

— исполнения знакомых песен;

— участия в коллективном пении;

— музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

— передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.»2.

Совершенно очевидно, что, ориентируясь на эти требования, учитель музыки сам должен много знать и уметь внедрять эти знания в головы учеников. Отсюда и высочайшие требования, предъявляемые к уровню подготовки будущего учителя музыки по музыкально-теоретическим дисциплинам, по основному музыкальному инструменту.

Концертно-исполнительское направление, издавна утвердившееся во многих музыкальных учебных заведениях, сегодня перестает отвечать интересам общества. Подобная узкопрофессиональная направленность в обучении характерна, как известно, не только для консерваторий и институтов искусств, но и для музыкальных факультетов педагогических вузов, что делает затруднительным их дальнейшее трудоустройство.

Современной школе требуется музыкант-универсал, обладающий педагогическими знаниями на уровне выпускника высшего педагогического учебного заведения. А на первый план в музыкальном образовании выдвигается создание условий, которые порождали бы у школьников возникающий через влечение интерес, трансформирующийся далее в убеждение и составляющий часть его мировоззрения. А важнейшими принципами обучения должны стать деятельностный и творческий подходы. Среди видов деятельности в связи с этим будут преобладать те, которые устремлены к творчеству, ибо творчество всегда вызывало и вызывает неподдельный интерес. К ним можно отнести музыкально-исполнительскую деятельность (вокальную, хоровую, инструментальную, игру по слуху, импровизацию, музицирование), а также активное использование музыкально-компьютерных технологий.

Мы убеждены, что подготовка такого универсала должна базироваться на вокально-хоровой, музыкально-теоретической и инструментальной подготовке, которую должны осуществлять высокопрофессиональные педагогические кадры. Чтобы сделать уроки музыки интересными, увлекательными, учителя сами должны быть погружены в мир му-

2 Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М. : Академия, 2004. -336 с.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

зыки. Они обязаны уверенно играть как по нотам, там и по слуху любые песни, которые хотят петь ученики, свободно владеть синтезатором, уметь писать фонограммы, аранжировки и т.д.

Инструментальная подготовка студентов должна быть сосредоточена не только на дальнейшем совершенствовании навыков игры на традиционных инструментах, но и на новых, таких, как, например, цифровое пианино и синтезатор. Электронные музыкальные инструменты получают все более широкое распространение и в профессиональной, и в любительской среде, потому необходимость внедрения в учебный процесс дисциплин по их изучению не вызывает сомнений. Ведь их технические возможности (тембральные, акустические, ритмостилевые), функции автотранспонирования, наконец - поддержание чистоты настройки, компактность и легкость корпуса не только во многом облегчат труд будущих педагогов, но и создадут положительную мотивацию к занятиям музыкой у их учеников.

По нашему мнению, учебным планом должно быть предусмотрено, наряду с академическим вокалом, знакомство студентов с основами эстрадного пения, особенно популярного в молодежной среде.

Большой, часто неразрешимой проблемой для преподавателей музыки становится музыкальное оформление различных школьных праздников, где есть необходимость использования современного песенного репертуара. Большинство таких произведений требуют соответственного аккомпанемента, который не всегда можно сыграть «вживую», нужна «минусовая» фонограмма. Решению этой и многих других творческих задач могут помочь такие предметы в процессе подготовки учителей музыки в вузе, как «Аранжировка музыки на персональном компьютере, синтезаторе», «Музыкально-компьютерные технологии».

Россия славится своей народной культурой, богатыми многовековыми традициями пения, инструментального исполнительства, народной хореографии. И не использовать это богатство было бы, по меньшей мере, неразумно. По нашему мнению, учитель музыки обязательно должен обладать знаниями в области традиционной народной культуры, ведь в ней заложен огромный воспитательный потенциал, есть механизмы, дающие возможность каждому ребенку выразить себя в песне, танце в соответствии с его уровнем способностей. Как показывает опыт, фольклор является своеобразной «вакциной», защищающей детей от влияния низкопробных произведений массовой культуры, которыми заполнены современное телевидение и радио. Знания народной музыки, традиционной культуры студенты могли бы получить, изучая такие предметы, как «Народное творчество», «Фольклорный ансамбль», «Народные музыкальные инструменты».

Концепция подготовки педагога, музыканта-универсала, основанная на вышеизложенных позициях, начала с 2007 года реализовываться на кафедре музыкального образования Белгородского государственного института искусств и культуры. Кафедра обладает огромным творческим потенциалом опытного педагогического коллектива, который активно и плодотворно занимается научно-методической и творческой деятельностью. В учебный процесс активно внедряются современные авторские методики обучения по сольному пению3, чтению нотных текстов с листа4, обучению в исполнительских классах в малой группе5. Результатом только за 2013-2014 учебный год можно считать подготовку силами кафедры 2 лауреатов всероссийского конкурса научных работ, 5 лауреатов международных творческих конкурсов.

Принципы дуальной, ориентированной на практическое применение знаний, подготовки, проводимой в вузе в целом и на кафедре музыкального образования, в частности, позволяют выпускать бакалавров и магистров, готовых к различным видам деятельности музыканта-педагога. Выпускники кафедры с успехом преподают не только в обще-

3 Сраджев, В.П. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения / В.П. Сраджев, О.В. Сраджева, Т.В. Коротнева. - М.: Прогресс, 2011. - 208 с.

4 Карачарова, Т.И. Вопросы теории и методики обучения чтению нот с листа / Т.И. Карачарова. -Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2006. - 152 с.

5 Хмельницкая, О.Н. Творческие возможности мелкогрупповых занятий в классе фортепиано / О.Н. Хмельницкая. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. - 151 с.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

образовательных, но и в музыкальных школах, работают в качестве исполнителей в творческих коллективах, создают и руководят хорами, ансамблями.

Как нам видится, реализация изложенной концепции подготовки педагога, музыканта-универсала в вузах искусств и культуры, даст возможность выпускать по-настоящему высококвалифицированные кадры, готовые к любому виду профессиональной деятельности, востребованные на современном рынке труда.

1. Кабалевский, Д.Б. Программы по музыке (1—3, 4—7 классы) / Д.Б. Кабалевский. — М.,

1988.

2. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М. : Академия, 2004. - 336 с.

3. Сраджев, В.П. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения / В.П. Сраджев, О.В. Сраджева, Т.В. Коротнева. - М. : Прогресс, 2011. - 208 с.

4. Карачарова, Т.И. Вопросы теории и методики обучения чтению нот с листа / Т.И. Карачарова. - Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2006. - 152 с.

5. Хмельницкая, О.Н. Творческие возможности мелкогрупповых занятий в классе фортепиано / О.Н. Хмельницкая. - Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. - 151 с.

Список литературы

PRIORITY TRAINING MODERN MUSIC TEACHER

Belgorod state Institute of arts and culture

V.P. SRADGIEV I.N. KARACHAROV21

1) e-mail [email protected]

This article is considered urgent issues of quality of professional training of music teachers, the organization of training process, which at the University of art and culture would meet modern requirements. Priority, according to the authors, are active and creative approaches to teaching students, as well as the convergence of theoretical education with practice on the basis of the dual training, contributing to the preparation of the musician-universal.

2) e-mail [email protected]

Key words: music teacher, the learning process, priorities, quality of training, musician-wagon, the dual training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.