Педагогика
УДК: 378.2
преподаватель Трояк Евгений Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск); кандидат педагогических наук Лагунов Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск); кандидат технических наук, доцент Пожаркова Ирина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (НИД); раскрыто содержание понятия «готовность курсантов МЧС России к НИД»; представлена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в условиях профессиональной подготовки и раскрыто ее содержание.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность курсантов МЧС России, модель, структурно-функциональная модель.
Annotation. In the article the problem of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activity is actualized; the content of the concept «readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activity is actualized» is opened; the structural and functional model of process of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activity in the conditions of professional training is presented and its contents is opened.
Keywords: research activity, readiness of cadets of EMERCOM of Russia, model, structural and functional model.
Введение. В настоящее время перед системой высшего профессионального образования, в том числе вузами системы МЧС России, стоит задача подготовки специалиста, способного к непрерывному развитию творческого потенциала, к постоянному профессиональному саморазвитию, готового не только к получению новых знаний в той или иной области, но и к их применению в своей профессиональной деятельности. Одним из важных аспектов решения обозначенной задачи является формирование готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности (далее НИД).
Готовность курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности мы определяем как интегративную характеристику личности, включающую систему методологических знаний, знаний о науке в целом, об организации научно-исследовательской деятельности; исследовательские умения, позволяющие продуктивно решать научно-исследовательские профессиональные задачи; осознание значимости научно-исследовательской деятельности для личного и профессионального саморазвития.
Изложение основного материала статьи. Эффективность процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в условиях профессиональной подготовки зависит от его тщательного планирования и организации. Для этого целесообразно обратиться к разработке структурно-функциональной модели формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности.
Модель - это искусственно созданный объект, вспомогательное средство, позволяющее дать новую информацию об основном объекте изучения [1].
Как замечает И.П. Подласый, научная модель выступает воображаемой или материально реализованной системой, отображающей предмет исследования, свойства и характеристики изучаемого объекта и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте, следовательно изучение объекта происходит через сконструированную модель [2]. Поэтому модель может заменить объект в рамках целей моделирования [3].
Таким образом, в нашей работе использование модели выступает средством исследования изучаемого объекта - процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности, позволяет так же расширить представления об изучаемом предмете как целостном явлении для более глубоко изучения его сущности. Целью разработанной модели выступает наглядное отображение процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки. Таким образом, можно заключить, что представленная модель является своеобразным образцом, ориентиром для организации образовательного процесса курсантов МЧС России в логике предпринятого исследования.
Структурно-функциональная модель (см. рисунок) включает следующие блоки: нормативно-целевой, теоретико-методологический, диагностический, содержательный, организационно-методический, результативно-корректирующий, которые раскрывают единство и взаимосвязь исследуемого процесса с позиции ценностно-мотивационного, информационного, деятельностного и рефлексивного подходов, и обладают соответственно направляющей, смыслообразующей, организующей, преобразующей функциями.
Нормативно-целевой блок
Нормативная составляющая
Целевая составляющая
Федеральные законы
Концепции развития образования
Федеральный государственный стандарт высшего образования
Государственный заказ
Цель: Формирование готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности
Задачи
Формирование значимого отношения к НИД
^ Овладение комплексом знаний организации НИД
^ Формирование умения самоуправления и самоорганизации НИД
Стадии формирования
I.«Хочу и ценю» (адаптивно-адаптационная)
II. «Знаю» (когнитивная)
III.«Умею» (научно-исследовательская, самореализации)
Теоретико-методологический блок
Подходы Принципы
^ Ценностно-мотивационный ^ Информационно-деягельностный ^ Рефлексивный 1. Принцип мотивированной научно-исследовательской самореализации 2. Принцип полисубъектного взаимодействия 3. Принцип преемственности и последовательности 4. Принцип единства научно-исследовательского пространства 5. Принцип интенсификации профессиональной подготовки 6. Принцип научно-исследовательской рефлексии
Диагностический блок
1. Уровни ^ высокий
средний ^ низкий
2. Критерии мотив ационный когнитивный
организационно-деятельностный оценочно-рефлексивный
3. Показатели
Содержательный блок Организационно-методический блок
Основная профессиональная образовательная программа Учебно-методический комплекс дисциплин Спецкурс Организ ационно педагог ические условия Методическое обеспечение
Организация процесса Формы Методы Средства
Результативно-корректирующий блок
Результат Коррекция
Повышение уровня сформированности готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности Самоуправление научно-исследовательской пеятеттьттолти Управление научно-исследовательской деятельностью при недостаточном уровне сформированности готовности научно-исследовательской деятельности
Рисунок. Структурно-функциональная модель формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности
Раскроем содержание каждого из обозначенных блоков структурно-функциональной модели формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки.
Нормативно-целевой блок в предложенной модели является ее управляющим элементом, определяющим дальнейшую разработку содержательного, организационно-методического, результативно-корректирующего блоков и определения структурно-функциональных связей между ними.
Нормативно-целевой блок модели формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности представлен нормативной и целевой составляющими.
Нормативная составляющая отражает социальный заказ общества, требования к развитию системы высшего профессионального образования, представленных положениями федеральных нормативно-правовых документов, определяющих необходимость формирования готовности обучающихся к НИД.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в Федеральном законе «Об образовании» (ст. 72) указано, что одним из ведущих условий развития высшего профессионального образования является вовлеченность субъектов образовательного процесса (обучающихся и преподавательского состава) в фундаментальные научные исследования [4]. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, «Национальной доктрине образования РФ на период до 2025 года одним из приоритетных направлений является инновационное развитие фундаментальной и прикладной науки и образования [5]. Требования владения курсантами МЧС России достаточным уровнем готовности к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки так же продиктованы и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», по направлениям подготовки бакалавров (20.03.01 «Техносферная безопасность») и магистров (20.04.01 «Техносферная безопасность»), нормативными документами МЧС России [6] и локальными актами ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (далее Академия) [7, 12].
Целевая составляющая отражает сопоставление ведущих идей, отраженных в вышеназванных документах - нормативной базе исследования, позволило выявить и сформулировать цель данной модели: формирование готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки. Таким образом, в основу постановки цели исследования положен эталон, отражающий конечный результат.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования, которые соотносятся со стадиями процесса формирования готовности курсантов МЧС России к НИД: адаптивно-мотивационной (адаптация курсантов МЧС России к новым условиям научно-исследовательской среды, формирование положительных мотивов осуществления НИД); когнитивной (освоение знаний об организации НИД); практической включенности в НИД (научно-исследовательской самореализации).
При определении данных этапов мы руководствовались разработанной И.Ю. Степановой, В.А. Адольфом [8] формулой готовности личности к деятельности: готовность = желание + знание + умение или
готов = хочу + знаю + умею
и анализом идеи В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой [9] о становления деятельности субъекта на основе аксиологической триады:
ценностное отношение ^ ценностное знание ^ ценностное поведение.
Стадии и соответствующие задачи процесса формирования готовности курсантов МЧС России к НИД в условиях профессиональной подготовки представлены в таблице.
Таблица
Стадии процесса формирования готовности курсантов МЧС России к НИД в условиях профессиональной подготовки
Стадии Задачи
«умею» III стадия. Формирование умений самоуправления научно-
Д (научно- исследовательской деятельностью
§ исследовательской
К самореализации)
Л Т «знаю» II стадия. Овладение знаниями организации и
о о (когнитивная) осуществления научно-исследовательской
к деятельности
т О «хочу и I стадия. Формирование значимого отношения к научно-
н ценю» (адаптивно- исследовательской деятельности
О 1ч мотивационная)
Теоретико-методологический блок выступает теоретическим основанием структурно-функциональной модели формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности и отражает методологическую базу данного исследования в совокупности ряда научных подходов. На основе теоретического анализа существующих подходов, можно сделать вывод о том, что наиболее продуктивными для формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки выступают ценностно-мотивационный (формирование положительного отношения к НИД), информационный (информация о НИД), деятельностный (как показатель сформированности готовности к НИД) и рефлексивный (инициирование рефлексивной позиции) подходы.
Сконструированная модель базируется на принципах (мотивированной научно-исследовательской самореализации, полисубъектного взаимодействия, преемственности и последовательности, единства научно-исследовательского пространства, интенсификации профессиональной подготовки, научно-исследовательской рефлексивности), служащих основанием для функционирования названных подходов и позволяющих обеспечить процесс формирования готовности курсантов МЧС России к НИД в комплексе и единстве.
Диагностический блок модели отражает актуальное состояние готовности курсантов МЧС России к НИД (до и после осуществления опытно-экспериментальной работы). С этой целью разработан и представлен соответствующий диагностический инструментарий на основе выявленных показателей и критериальных характеристик уровней готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности.
Содержательный блок структурно-функциональной модели формирования готовности курсанта МЧС России к НИД определяется требованиями основной образовательной программы (ООП), учебно-методическими комплексами дисциплин (УМКД, рабочими программами курсов) релевантных формированию готовности курсантов к НИД.
При разработке содержательного блока модели произведено допустимое структурирование содержания дисциплин «Пожарная безопасность технологических процессов», «Физико-химические основы развития и
тушения пожаров», «Теория горения и взрыва», определено место каждой дисциплины с учётом её значения и роли в процессе достижения общей цели; внесены изменения в вариативную часть учебного плана по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, посредством введения спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности курсанта МЧС России». Изучение данного курса способствует формированию у курсантов МЧС России знаний о методологии научного исследования, овладению знаниями о логической структуре организации научного исследования и его научном аппарате; о процедурах и основных характеристиках научного эксперимента, о логике доказательств в ходе эксперимента; развитию исследовательских умений посредством решения комплекса научно-исследовательских задач.
Организационно-методический блок представлен организационно-педагогическими условиями формирования готовности курсантов МЧС России к НИД, а так же методической составляющей, отражающей средства, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности курсантов МЧС России в процессе профессиональной подготовки.
К организационно-педагогическим условиям формирования готовности курсантов МЧС России к НИД в процессе профессиональной подготовки относим: создание ситуации успеха с целью формирования у курсантов МЧС России значимого отношения к НИД; систематизацию знаний об организации НИД посредством интерактивного взаимодействия; освоение курсантами МЧС России умений самоуправления научно-исследовательской деятельностью в процессе решения научно-исследовательских задач.
Методическая составляющая модели предусматривает внедрение в процесс профессиональной подготовки курсантов МЧС России наиболее оптимальных форм, методов, средств с целью реализации обозначенных организационно-педагогических условий, в т.ч. персонификацию процесса с учетом психофизиологических особенностей обучаемого, уровня начальных знаний, индивидуальных целей обучения, профориентации [10].
В процессе профессиональной подготовки курсантов МЧС России с целью формирования у них готовности к НИД мы использовали учебные и внеучебные формы организации образовательного процесса. В качестве учебных форм организации образовательного процесса применялись проблематизирующие слайд-лекции [11], практические занятия в форме «научно-исследовательской игры», учебно-исследовательские лабораторные (практикумы), семинары-«научные дискуссии» и другие. Внеучебными формами включения курсантов МЧС России в НИД являлись: научно-практические конференции различных уровней, научные семинары, совещания-брифинги; конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу обучающихся, предметные олимпиады и викторины различных уровней; привлечение курсантов МЧС России к выполнению госбюджетных и коммерческих (договорных) НИР по плану кафедр и отделов.
Актуализация научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке курсантов МЧС России требует внедрения эффективных, современных форм организации научно-исследовательской деятельности. С данной целью на базе ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России создано научное общество обучающихся (НОО). Деятельность НОО направлена на повышение качества подготовки и воспитания высококвалифицированных специалистов, формирование у них навыков научно-исследовательской работы, творческого отношения к учебному процессу и выполнению служебных обязанностей, оказание содействия научно-педагогическому составу кафедр (отделов) Академии в выполнении планов научной деятельности. Основными задачами НОО являются:
- привлечение курсантов МЧС России к активному участию в научно-исследовательской работе;
- содействие в организации и проведении конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов МЧС России, олимпиад и викторин по изучаемым дисциплинам;
- организация и проведение ежегодной итоговой научной конференции обучающихся;
- распространение передового опыта и достижений научного творчества обучающихся.
Так же одной из значимых форм организации научно-исследовательской деятельности курсантов МЧС России выступают научные кружки обучающихся (НКО). В научных кружках курсанты МЧС России осуществляют следующие виды научно-исследовательской деятельности: подготовка обзоров новой научной литературы, правовых аспектов, связанных с конкретной исследуемой научной задачей; выполняют индивидуальные научные исследования, в которых курсант МЧС России последовательно осваивает и углубляет постановку и решение определенной научной задачи под руководством одного преподавателя Академии (наставника). Работа НКО так же предполагает периодическое проведение заседаний, на которых анализируются результаты научно-исследовательской деятельности курсантов МЧС России; изучается информация о новых локальных правовых актах, регламентирующих научно-исследовательскую деятельность Академии и других подразделений МЧС России; обсуждаются приоритетные направления развития науки, техники и технологий в системе МЧС России, приоритетные направления деятельности Сибирского регионального центра МЧС России; проходят встречи с учеными и представителями научного сообщества; просматриваются видеоматериалы, кинофильмы по профилю научной деятельности НКО. Так же в рамках работы научных кружков курсанты организовано посещают научно-исследовательские институты, предприятия, научные учреждения, тематические выставки, научно-образовательные площадки, связанные с проблематикой научных исследований обучающихся [12].
Исходя из обозначенных форм организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, целей и содержания их профессиональной подготовки, мы определили методы формирования готовности курсантов МЧС России к названной деятельности.
В организации научно-исследовательской деятельности курсантов МЧС России мы использовали симбиоз интерактивных, проблемных и научно-исследовательских методов обучения: метод полисубъектного взаимодействия (совместная работа в микрогруппах, работа с наставниками, с представителями научного сообщества и другими), метод проблематизации, метод проблемно-мотивационных ситуаций (деловые и методические опытно-исследовательские игры: «Научная дискуссия», «Искусство публичного выступления», «Мои шаги к исследованию»), исследовательский WEB-квест, методы схематизации и систематизации материала («Бортовой журнал»), выполнение комплекса проектных научно-исследовательских заданий и т.д. Каждый из названных методов ориентирован на решение определенных научно-исследовательских задач, призван стимулировать научно-исследовательскую самостоятельность и творческую активность курсантов МЧС России.
В качестве средств формирования готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности
в данном исследовании мы предлагаем использовать орудия деятельности преподавателя и курсантов МЧС России, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлеченные в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности [13].
Используемые в исследовании средства формирования готовности курсантов МЧС России к НИД нами объединены в четыре смысловые группы:
- информационные средства (информационные ресурсы глобальных и локальных сетей на базе Информационного ресурсного центра Академии, компьютерные справочные системы и энциклопедии, специальная литература, библиотеки (в том числе и online библиотеки) и другие;
- методические средства (методическое обеспечение процесса формирования готовности курсантов МЧС России к НИД в русле их профессиональной подготовки: методические пособия (по подготовке и защите научно-исследовательской работы), программа спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности курсанта МЧС России», программы практики, научно-методические консультации и другие);
- обучающие (комплексы научно-исследовательских задач и заданий, самообразовательные online программы, курсы обучающих тренингов и другие);
- стимулирующие (создание банка научно-исследовательских работ обучающихся; рейтинг публикационной активности курсантов МЧС России; публикация научных достижений курсантов МЧС России на сайте Академии и в социальных сетях).
Мы предположили, что использование обозначенных форм методов, средств, видов научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов МЧС России способствуют более эффективному формированию у них готовности к НИД при специально созданных организационно-педагогических условиях.
Результативно-корректирующий блок представленной модели обеспечивает получение необходимых данных об эффективности процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности, о затруднениях и достижениях обучающихся в овладении знаниями, развитии требуемых научно-исследовательских умений и навыков, а так же позволяет своевременно корректировать научно-исследовательскую деятельность курсантов МЧС России исходя из анализа ее результатов.
Результативно-корректирующий блок данной модели отражает характеристику динамики уровневых показателей сформированности готовности курсантов МЧС России к НИД (высокий, средний, низкий) по мотивационному, когнитивному, организационно-деятельностному, оценочно-рефлексивному критериям и соответствующим показателям.
Выводы. Подводя итог вышесказанному, особенностью разработки и реализации структурно-функциональной модели формирования готовности курсантов МЧС России к НИД в процессе профессиональной подготовки, сконструированной на основе положений ценностно-мотивационного, информационного, деятельностного и рефлексивного подходов, отображает совокупность взаимосвязанных блоков, соподчиненных уровневой иерархией (цель ^ задачи^ содержание ^ результат ^ коррекция) и функциональными связями в соответствии со стадиями формирования готовности курсантов МЧС России к НИД: адаптивно-мотивационной, когнитивной, научно-исследовательской самореализации, базируется на реализации принципов (мотивированной научно-исследовательской самореализации, полисубъектного взаимодействия, преемственности и последовательности, единства научно-исследовательского пространства, интенсификации профессиональной подготовки, научно-исследовательской рефлексивности), с целью реализации организационно-педагогических условий, что позволяет в совокупности спроектировать, изучить и совершенствовать процесс формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в условиях профессиональной подготовки.
Литература:
1. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С. А. Бешенков. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 336 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 464 с.
3. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке / И.Г. Герасимов. - М.: Мысль, 1985. - 215 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (Дата обращения 01.09.2018).
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (Дата обращения 01.09.2018).
6. Приказ МЧС России от 12.12.2017 №570 «Об утверждении Положения об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
7. «Положение о научной и научно-технической деятельности ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», утверждено приказом Академии от 31.10.2016 №744.
8. Степанова, И.Ю. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография / И. Ю. Степанова, В. А. Адольф. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2013. - 368 с.
9. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
10. Пожаркова, И.Н. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения / И.Н. Пожаркова, Е.Е. Носкова, Е.Ю. Трояк // Педагогический имидж. № 3 (39) / 2018. - Иркутск: ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», 2018. -С. 130-145.
11. Пожаркова, И.Н. Видеолекции в системе дистанционного обучения вузов мчс россии / И.Н. Пожаркова, А.Н. Лагунов, Е.Ю. Трояк, М.В. Гапоненко // Природные и техногенные риски (физико-
математические и прикладные аспекты). № 3 (23) / 2017. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. - С. 59-66.
12. «Положение о научном обществе обучающихся ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», утверждено приказом Академии от 31.10.2016 №744.
13. Орлов, В.И. О системе средств обучения / В.И. Орлов // Среднее профессиональное образование. № 12 / 2010. - М.: АНО «Редакция журнала Среднее профессиональное образование», 2010. - С. 2-7.
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук, профессор Туравец Наталья Романовна
Краснодарский государственный университет культуры (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Тупичкина Елена Александровна Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); доктор педагогических наук, профессор Курганский Сергей Иванович Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород); доктор философских наук, профессор Лях Валентина Ивановна Краснодарский государственный университет культуры (г. Краснодар)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ- ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с подготовкой специалистов «третьего уровня» - аспирантуры с позиции писка новых инновационных направлений, ориентированных на междисциплинарную интеграцию и интенсификации образовательного процесса; предлагается в качестве интегративного курса методологический семинар для аспирантов ««Инновационная деятельность в сфере культуры и искусств», его направленность на приобретение универсальных компетенций; рассмотрены типы интеграции, использованные при его разработки (тематическая, проблемная, концептуальная, диалектическая).
Ключевые слова: междисциплинарность, интенсификация, инновационность, аспирантура.
Annotation. The article deals with topical issues related to the training of specialists of the "third level" -postgraduate studies from the perspective of the squeak of new innovative directions focused on interdisciplinary integration and intensification of the educational process; it is proposed as an integrative course methodological seminar for graduate students "Innovative activities in the field of culture and arts", its focus on the acquisition of universal competencies; the types of integration used in its development (thematic, problem, conceptual, dialectical).
Keywords: interdisciplinary, intensification, innovation, postgraduate studies.
Введение. Необходимость внедрению междисциплинарной интеграции в современную систему подготовки специалистов продиктована стремлением к интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе структурирования содержания образования. В настоящее время возрастает потребность в специалистах музыкального профиля владеющих в совершенстве своей профессией, имеющих междисциплинарный уровень гуманитарной подготовки, умеющих работать интенсивно не в ущерб качеству, решать нестандартные профессиональные задачи, ибо «интеграция создает условия как для обеспечения гностической радости обучаемого, связанной с соприкосновением с открытиями в междисциплинарных масштабах, так и удовлетворения творческого порыва, потребности в общении с представителями различных дискурсов, осознании трансдисциплинарных ценностей, потребности в восстановлении человеческой целостности» [7, С. 75]. Данная проблема затрагивает, в первую очередь, подготовку аспирантов в условиях самостоятельного «третьего уровня» высшего образования.
Болонская конвенция в настоящее время полностью закреплена Законом «Об образовании в РФ» в котором определен переход аспирантуры из сферы постдипломного образования в третью ступень высшего образования. Непрерывная система подготовки обучающихся в вузе выглядит как «бакалавриат -магистратура - аспирантура». В европейских странах такая структура соответствует полному циклу завершения высшего образования и присуждением степени доктора философии (PhD). Обучение осуществляется в соответствии с ФГОС аспирантуры на основе учебного плана, способствующего формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В рамках «третьего уровня» высшего образования аспиранты проходят итоговую аттестацию (сдача государственного междисциплинарного экзамена, защита выпускной квалификационной работы), позволяющую получить диплом с присвоением образовательной квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь». Вместе с тем, о результативности аспирантуры свидетельствуют показатели целенаправленного научного воспитания аспиранта в научной среде вуза с развитой системой профессиональных коммуникаций [6], способствующих установлению постоянного контакта с ученых в рамках международных конференций, в процессе стажировки в научных центрах России. В процессе подготовки аспирант должен овладеть такими профессиональными навыками, как публичное представление научных результатов. Важнейшей компетенцией аспиранта является доведения полученных научных результатов к защите кандидатской диссертации. Оценки эффективности деятельности аспирантуры определяется на основе, завершенной в срок и защищенной диссертации. Данный показатель снижается из года в год и на современном этапе общий показатель по стране снизился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. [2].
Цель статьи. Расширение потенциального спектра профессиональной образовательной деятельности выпускников аспирантуры (в творческих вузах - ассистентура-стажировка), не может ограничивающихся только научно-образовательной сферой: возрастающие масштабы педагогических инноваций и профессионально-творческого совершенствования музыкантов-исполнителей требуют помимо узкопрофессиональных знаний еще и навыков научно-исследовательской, информационно-аналитической и инновационно-педагогической деятельности, способности мобильно ориентироваться в новых ситуациях, что «требует обновления содержания образования за счет расширения и углубления общегуманитарной