Научная статья на тему 'Изучение состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки'

Изучение состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К НИД / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / КУРСАНТ МЧС РОССИИ / RESEARCH ACTIVITY / READINESS / READINESS OF MILITARY STUDENTS FROM RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY / CRITERIA FOR READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY / METHODS OF EVALUATION / REFLECTIVE SHEET / MILITARY STUDENT / RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трояк Евгений Юрьевич

В статье исследуется проблема готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (НИД): раскрыто содержание понятия «готовность курсантов МЧС России к НИД», обозначены уровневые и критериальные характеристики готовности курсантов МЧС России к НИД, предложен комплекс методов оценки уровня сформированности готовности курсантов МЧС России к НИД по каждому из представленных критериев, а также представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трояк Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE STATE OF READINESS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS CADETS FOR RESEARCH ACTIVITIES IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The article analyzes and formulates the problems of readiness of the Russian Ministry of emergency situations cadets for research activities. Also the content of notion "readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activities designated criteria level and the characteristic of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to the research activities, the proposed complex of methods of estimation of level of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activities for each of the presented criteria.

Текст научной работы на тему «Изучение состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки»

молодого поколения распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год и совместный план мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по делам молодёжи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «развитие образования» являются очень актуальными, востребованными и основополагающими в развитии профориентации молодого поколения. И профессионально и качественно могут быть частично реализованы благодаря образовательным программам на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Смена». Что в свою очередь несомненно, поможет в самоопределении, становлении и ориентировании личности молодого поколения в мире профессий.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.

2. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в США / С.С. Гриншпун // Педагогика. -2005. - №9. - с. 65-72.

3. Гуткин М.С. использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников / М.С. Гуткин // Психология. - 1999 - №3 - с. 114-121.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. Изд-во «Академия». 2012. 304 с.

5. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования.6-е из. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.

6. Зеер Э.Ф. Конфликтующие реальности профессионального самоопределения и пути их преодоления // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: м-лы Всеросс. Науч.-практич. конф. 25-26 марта 2010 года. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2010. - с. 25-34.

7. Шасмутдинова И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г.Шасмутдинова, О.И.Павлова // Педагогика. - 2007. - №4. - с. 101-111.

8. Мухамедова Э.В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в РФ и США: дис. ...канд.пед.наук:13.00.01 / Э.В. Мухамедова. - Пятигорск, 2005. - 232 л.

9. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru/news/education/25670/

10. Электронная библиотека МГППУ: Левинская. Интерактивная модель профориентации для старшеклассников: Автореферат магистерской диссертации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychlib.rU/mgppu/studworks/LevinskayaED_2014/LIm-ma-009.htm#Sp1

Педагогика

УДК: 378

преподаватель Трояк Евгений Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск)

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье исследуется проблема готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (НИД): раскрыто содержание понятия «готовность курсантов МЧС России к НИД», обозначены уровневые и критериальные характеристики готовности курсантов МЧС России к НИД, предложен комплекс методов оценки уровня сформированности готовности курсантов МЧС России к НИД по каждому из представленных критериев, а также представлены результаты исследования.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность, готовность курсантов МЧС России, критерии готовности к НИД, методы оценки, курсант МЧС России.

Annotation. The article analyzes and formulates the problems of readiness of the Russian Ministry of emergency situations cadets for research activities. Also the content of notion "readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activities designated criteria level and the characteristic of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to the research activities, the proposed complex of methods of estimation of level of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activities for each of the presented criteria.

Keywords: research activity, readiness, readiness of military students from Russian Emergency Situations Ministry, criteria for readiness for research activity, methods of evaluation, reflective sheet, military student, Russian Emergency Situations Ministry.

Введение. В настоящее время перед системой высшего профессионального образования, в том числе вузами системы МЧС России, стоит задача подготовки специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию, готового к осуществлению научно-исследовательской деятельности в той или иной области знаний. Одним из важных аспектов решения обозначенной задачи является комплексная оценка уровня готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности.

Формулировка цели статьи. Благодаря совершенствованию организационно-педагогических условий повышается уровень профессиональной подготовки курсантов и их готовность к научной деятельности. Поэтому, цель статьи: представить анализ результатов исследования уровня готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Готовность как условие успешного выполнения деятельности характеризуется избирательной активностью, настраивающей личность на будущую деятельность. В научных исследованиях выделяются следующие виды готовности: общая, специальная, временная, долговременная, психологическая, практическая, функциональная, личностная и другие. Такое количество разновидностей готовности говорит о сложности данного феномена. Готовность человека к любой деятельности можно

выразить формулой: готовность=желание+знание+умение или готов=хочу+знаю+умею (И.Ю. Степанова, В.А. Адольф) [4].

Опираясь на мнение исследователей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В. А. Сластёнин и др.) готовность должна определяться сформированными качествами личности, устойчивыми ее характеристиками, необходимыми для достижения поставленных целей деятельности. Таким образом, готовность определяется как устойчивая структурированная характеристика личности, отражающая ее способность применять знания, умения и навыки для достижения намеченного результата.

С учетом данных положений, а так же современных подходов к определению сущности научно-исследовательской деятельности было сформулировано определение готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности под которой понимается интегративная характеристика их личности, определяющая способность к научно-исследовательской деятельности, включающая систему методологических знаний и знаний основных компонентов этой деятельности, и умения их реализовать, осознание ее значимости для решения научно-исследовательских и профессиональных задач.

Опишем структурные компоненты готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности и критерии, позволяющие определить уровни ее сформированности.

Так, в результате теоретического анализа изучения готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности выделены мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты и соответствующие критерии: мотивационный (наличие мотивов, побуждающих к НИД; проявление интереса к научно-исследовательской деятельности, к участию в научных проектах, конференциях; проявление познавательной активности; осознание значимости НИД для профессионального саморазвития), когнитивный (знания о науке, об организации научно-исследовательской деятельности), организационно-деятельностный (владение научно-исследовательскими умениями, публикационная активность), оценочно-рефлексивный (способность анализировать, давать оценку и осуществлять рефлексию собственной научно-исследовательской деятельности; корректировать и планировать собственные действия в научном познании), сформированность которых, в совокупности, является показателем уровня готовности курсанта МЧС России к НИД. Поэтому, одной из задач опытно-экспериментальной работы было выявление уровня готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности по каждому из названных критериев.

В соответствии с вышеобозначенными критериями были определены следующие критериальные характеристики, отражающие трехуровневое проявление готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (высокий, средний, низкий) (Таблица 1).

Таблица 1

Уровневые характеристики готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской

деятельности

Критерии Уровни и критериальные характеристики

готовности к НИД Высокий Средний Низкий

Проявляет высокую Умеренно проявляет Не проявляет

познавательную познавательную познавательной активности,

активность; среди активность, в состав в состав мотивов,

мотивов, побуждающих к мотивов, побуждающих побуждающих к НИД

НИД преобладают такие заниматься НИД, могут входят только прагматичные

как «интересно», «желание входить прагматичные и принуждающие мотивы:

найти решение», мотивы такие как «получить зачет», «по

«профессиональный рост» «получить зачет», принуждению

и т.д. «карьера» и др. преподавателя»;

Проявляет глубокий проявляет слабый интерес проявляет фрагментарный

интерес к научно- к научно- интерес к

л исследовательской исследовательской исследовательской

НН деятельности, к участию в деятельности, к участию в деятельности, не участвует в

О научных проектах, научных проектах, научных проектах,

д конференциях; конференциях; конференциях;

ВА осознает значимость НИД частично осознает не осознает значимость

ВИ для профессионального значимость НИД для НИД для

Т О саморазвития профессионального профессионального

саморазвития саморазвития

« Владеет Владеет основными Обладает фрагментарными,

систематизированными знаниями о науке и об бессистемными знаниями о

К знаниями о науке и об осуществлении, науке, отрывочными

§ осуществлении, организации научно- представлениями об

н организации научно- исследовательской осуществлении и

ИН исследовательской деятельности организации научно-

Г п О деятельности исследовательской

« деятельности.

Владеет совокупностью Частично обладает Не владеет отдельными

научно-исследовательских совокупностью умениями

умений (организационных, исследовательских исследовательскими

методологических, умений умениями

о3Ш информационно- (организационных, (организационными,

аналитических, методологических, коммуникативными).

ШЙ конструктивно- рефлексивных, Отсутствуют факты

проектировочных, коммуникативных). оглашения результатов

АН 04 Л рефлексивных, Умеренная научных исследований.

коммуникативных). публикационная

в м о ? Высокая публикационная активность результатов

активность результатов исследований (доклады,

исследований (доклады, статьи, тезисы и т.д.)

статьи, тезисы и т.д.)

Способен анализировать, Частично проявляет Не способен анализировать,

давать оценку и способность давать оценку и

осуществлять рефлексию анализировать, давать осуществлять рефлексию

собственной научно- оценку и осуществлять собственной научно-

исследовательской рефлексию собственной исследовательской

н-Ц гЛ Н деятельности; научно-исследовательской деятельности; дальнейшая

ОИ НС о! корректировать и деятельности; дальнейшая исследовательская

планировать свои действия исследовательская деятельность не

^ ш к В в научном познании. деятельность если и корректируется.

&§ О Е корректируется, то не в

полном объеме.

Показателями степени готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности выступают целостность и мера проявления ее основных критериев: мотивационного, когнитивного, организационно-деятельностного и оценочно-рефлексивного.

Диагностика сформированности готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности на основе обозначенных критериев требует комплексных методов оценки.

В нашем исследовании мы предлагаем комплекс методов оценки уровня готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности, который применялся нами для их диагностики в ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. В качестве экспериментальной и контрольной группы выступали курсанты по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 171 курсант и 7 человек профессорско-преподавательского состава.

Комплекс методов изучения состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности представлен в таблице 2.

Таблица 2

Методы изучения состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской

деятельности

Критерии Диагностические методы, инструменты измерения показателей

Мотивационный Анкета «Исследование мотивации к научно-исследовательской деятельности» (самооценка); Методика «Степень проявления познавательной активности и интереса» (Е. М. Раздульева) (оценка преподавателями)

Когнитивный Тест «Выявление комплексных представлений о науке и об осуществлении научно-исследовательской деятельности» (Ю.А. Чехонадская); опросник «Осведомленность студентов об исследовательской деятельности»; В. В. Горшкова, Т. А. Загривная

Организационно-деятельностный Методика «Владение исследовательскими умениями» (И.А. Александрова) - 3 этапа: самооценка, оценка обучающимися друг друга, оценка преподавателями; Изучение публикационной активности

Оценочно-рефлексивный Опросник «Диагностика рефлексивности» (А.В Карпов); Рефлексивный лист (самооценка осуществленной научно-исследовательской деятельности)

Рассмотрим более подробно каждый из представленных критериев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В изучении готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности по мотивационному критерию обучающимся была предложена анкета «Исследование мотивации к научно-исследовательской деятельности», где в основной части методики им требовалось выбрать мотивы, лежащие в основе их отношения к исследовательской деятельности, а в дополнительной части предлагалось проградуировать мотивы следующим образом: 0 - мотивация отсутствует; 1 -слабая мотивация; 2 - средняя мотивация; 3 - сильная мотивация. Например, в основной части анкеты были представлены такие мотивы как «Интерес к научному поиску», «Желание приобрести собственные исследовательские умения», «Необходимо для продолжения непрерывного образования», «Стремление глубоко разобраться в изучаемой проблеме», «В дальнейшем грамотно выстроить свою профессиональную деятельность», «Вынужден заниматься научно-исследовательской деятельностью по настоянию преподавателей», «Желание участвовать в исследовательских проектах, научных семинарах, конференциях» и другие. Анализ полученных данных по результатам данной методики показал, что большинство курсантов МЧС России - 68 % и 70 % экспериментальной и контрольной групп соответственно не проявляют интереса к научно-исследовательской деятельности, не осознают значимость научно-исследовательской деятельности для личностного и

профессионального саморазвития. Обучающиеся проявляют лишь незначительный интерес к легким научно-исследовательским заданиям, но отсутствие настойчивости и активности не позволяет им достичь необходимых результатов в данной деятельности. Данная группа курсантов не проявляет интереса к участию в исследовательских проектах и конференциях.

В изучении готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности по мотивационному критерию нас также интересовала оценка преподавателей степени проявления познавательной активности, интереса курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности (методика Е. М. Раздульевой) [3]. Преподавателям было предложено заполнить бланки наблюдений по следующим показателям: проявляет интерес к научному исследованию; задает вопросы по содержанию научного исследования и стремится к разрешению проблемной ситуации в ходе научного поиска и исследовательской работы; способен к установлению причинно-следственных связей методологических характеристик исследования; проявляет настойчивость в усвоении и осмыслении научных знаний; стремится к самостоятельному получению дополнительной информации, использует современные источники научной и справочной литературы, энциклопедии; способен к правильным, глубоким, логическим суждениям и выводам, анализу, синтезу, обобщению, индукции, дедукции и т.д.).

Степень проявления стремления к научно-исследовательской деятельности и познавательной активности оценивалась по 3-х балльной системе (3 б. - да, 2 б. - иногда, 1 б. - нет). Для подсчета результатов наблюдения фиксировалось среднее значение набранных баллов. Анализ результатов наблюдения показал, что 41% опрошенных курсантов МЧС России экспериментальной и 48 % контрольной групп не стремится к самостоятельному получению дополнительной информации, демонстрируя эпизодический интерес к новинкам научной литературы и инновационным разработкам современности. Согласно проведенной диагностике, научно-иследовательской деятельностью с интересом занимаются лишь 32,7% опрошенных экспериментальной и 35 % контрольной групп; не испытывают самостоятельной потребности заниматься исследовательской деятельностью 57,2% респондентов экспериментальной и 59 % контрольной групп, для этого требуется внешний стимул.

С целью изучения уровня готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности по когнитивному критерию, нами выделены следующие его показатели: знания о науке, методологии научных исследований и организации научно-исследовательской деятельности. Наш подход развивается в рамках идей А. М. Новикова, констатирующего значимость развития у современного обучающегося системы общенаучных методологических знаний, синтезирующих мировоззренческие аспекты научных идей, взглядов, дефиниций и философское толкование явлений, знаний о методах научного познания, о методологии, об организации и планировании научного исследования для формирования самоэффективности выпускника в реалиях информационного общества [2].

С целью диагностики сформированности готовности курсанта МЧС России к научно-исследовательской деятельности по когнитивному критерию мы использовали тест «Выявление комплексных представлений о науке и об осуществлении научно-исследовательской деятельности». Данный тест представляет собой комплекс неоконченных предложений, затрагивающих определенную область научно-исследовательской деятельности (категориальный строй науки в целом, уровни, виды, формы научно-исследовательской деятельности), что позволяет проверить расширение диапазона научно-методологических знаний, проследить оптимальное применение их на практике и вносить коррективы в формирование готовности у курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности. На начальном этапе опытно-экспериментальной работы результаты исследования позволили констатировать, что высокий уровень комплексных представлений о научно-исследовательской деятельности (знания о науке, о методологических характеристиках организации научного исследования) продемонстрировали 11 % опрошенных экспериментальной и 10 % контрольной групп.

По мнению многих исследователей (Н.Д. Брагина, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Т.Е. Климова и др.) одной из базовых составляющих эффективности любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, выступает осуществление рефлексии. Акт рефлексии стимулирует активность и самостоятельность личности в научно-исследовательской деятельности, опосредует формирование соответствующих внутренних мотивов, обеспечивает их устойчивость, активизируя и направляя научно-исследовательскую деятельность (Н.Д. Брагина). Поэтому при изучении уровня готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности было необходимым и значимым оценить в ее содержании рефлексивную составляющую (по оценочно-рефлексивному критерию).

В нашем исследовании показателями оценочно-рефлексивного критерия изучения уровня готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности выступают: способность анализировать, давать оценку и осуществлять рефлексию собственной научно-исследовательской деятельности; корректировать и планировать свои действия в научном познании.

Для оценки вышеназванных показателей обучающимся был предложен опросник диагностики рефлексивности А.В Карпова [1].

Вспомогательным методом исследования уровня готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности по оценочно-рефлексивному критерию выступила самооценка обучающимися результатов собственной научно-исследовательской деятельности. С этой целью был разработан и предложен курсантам МЧС России рефлексивный лист, который им требовалось заполнить после выполнения творческой научно-исследовательской работы

Рефлексивный лист, заполняемый курсантами МЧС России при выполнения научно-

исследовательской работы

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Достаточно ли Вам знаний и умений для логического и эффективного осуществления научно-исследовательской работы?

2. Испытывали ли вы затруднения при организации и проведении научно-исследовательской работы? Если да, то удалось ли выявлять причины затруднений?

3. Находили ли Вы недостатки или ошибки в собственной научно-исследовательской работе?

4. Удалось ли вам достичь результатов в соответствии с поставленными целями научно-исследовательской работы?

5. Удалось ли Вам сделать выводы из экспериментальных результатов?

6. Удалось ли Вам скорректировать/спланировать дальнейшую научно-исследовательскую работу на основе полученных экспериментальных результатов?

7. Сложно ли Вам было письменно изложить результаты научно-исследовательской работы?

Анализ полученных результатов исследования по изучению готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности показал, что лишь 6% курсантов МЧС России экспериментальной и 9 % контрольной групп имеют высокий уровень сформированности оценочно-рефлексивного критерия.

Для изучения готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности по организационно-деятельностному критерию была использована методика «Владение исследовательскими умениями» И.А. Александровой. Данная методика значима для нашего исследования тем, что предназначена для комплексной оценки научно-исследовательских умений как самими курсантами МЧС России (самооценка), оценки их преподавателями, так и обучающимися друг друга, что в итоге позволило получить наиболее объективные результаты.

Таким образом, анализ результатов диагностики организационно-деятельностного критерия в экспериментальной и контрольной группах показал, что у респондентов научно-исследовательские умения сформированы недостаточно. Самые низкие показатели были получены при оценке преподавателями сформированности научно-исследовательских умений у курсантов МЧС России. Мы провели письменное анкетирование 7 преподавателей с использованием вышеназванной методики и пришли к выводу, что, исходя из оценки преподавательским составом, у курсантов МЧС России превалирует низкий уровень сформированности научно-исследовательских умений, что проявляется в значительных затруднениях при организации и осуществлении научно-исследовательской деятельности, прогнозировании хода научно-исследовательской работы, внедрении ее результатов в практическую деятельность. Особенные затруднения обучающиеся испытывали при определении объекта, предмета, целей и задач исследования, подготовке докладов по результатам научно-исследовательской работы. Так низкий уровень был констатирован у 65 обучающихся экспериментальной группы и у 83 курсантов МЧС России контрольной группы (82% и 89% соответственно).

Исследование результатов самооценки показало, что высокий уровень сформированности научно-исследовательских умений продемонстрировали 70 курсантов МЧС России экспериментальной группы и 83 курсанта МЧС России контрольной группы (90 % и 89% соответственно). При оценке курсантами МЧС друг друга высокий уровень сформированности научно-исследовательских умений был выявлен лишь у 7 (9%) обучающихся экспериментальной группы и 8 (9%) контрольной группы. Итоговый результат подсчитывался целостной композитной оценкой, и показал общий уровень владения курсантами МЧС научно-исследовательскими умениями (высокий уровень научно-исследовательских умений продемонстрировали 8 (10 %) опрошенных курсантов МЧС России в экспериментальной и 8 (9%) в контрольной группах; средний уровень — 49 (63%) и 64 (69%) в экспериментальной и контрольной группах соответственно; низкий уровень выявлен у 21 (27%) респондента экспериментальной и 20 курсантов МЧС России (22%) контрольной группы).

Так же при изучении готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (по организационно-деятельностному критерию) исследовался такой показатель как публикационная активность результатов исследований, представленных в виде научных докладов, статей, тезисов в различных научных журналах и сборниках конференций различного уровня (региональных, всероссийских, международных). Так, курсанты МЧС России, имеющие более 5 научных публикаций, имели, по нашему мнению, высокую публикационную активность и были отнесены к высокому уровню проявления данного показателя; обучающиеся, имеющие до 5 опубликованных исследований, проявляли фрагментарную публикационную активность и были отнесены к среднему уровню исследуемого показателя; респонденты, не предоставившие доказательные факты наличия опубликованных работ, составили группу испытуемых с низким уровнем публикационной активности.

Выводы. В целом по уровням проявления критериев готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности обучающиеся экспериментальной и контрольной групп распределились следующим образом (Таблица 3).

Таблица 3

Уровни проявления критериев готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в экспериментальной и контрольной группах на начало опытно-экспериментальной

работы

Критерии Уровни

Высокий Средний Низкий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Мотивационный 6% 4,5% 21% 24,5% 73% 71%

Когнитивный 11% 10% 40% 43% 49% 47%

Организационно-деятельностный 7% 5% 36% 37% 57% 58%

Оценочно-рефлексивный 6% 9% 36% 31% 58% 60%

Общий: 7,5% 7,12% 33,25% 33,75% 59,25% 59%

В процессе осуществления диагностики мы исходили их того, что обобщение полученных по каждому критерию результатов позволит выявить целостную картину уровня готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности.

Анализ результатов, полученных в ходе диагностики, показал, что, по совокупности данных двух групп, порядка 59% курсантов МЧС России имеют низкий уровень готовности к организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности, 33% - средний и всего 7 % - высокий. Полученные данные дают основания для разработки и реализации организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки.

Литература:

1. Карпов, А.В. Рефлексийность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

2. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков. — М.: Либроком, 2009. — 280 с.

3. Раздульева, Е. М. Развитие исследовательских способностей студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Раздульева Елена Михайловна. — М., 2008. — 19 с.

4. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография. - Красноярск, 2013. - 368 с.

Педагогика

УДК-378.14

кандидат педагогических наук, доцент Узденова Лейля Хусеиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные нетрадиционные формы повышения эффективности проведения занятий. Исследованы формы проведения нетрадиционных занятий для активизации и мотивации студентов в обучении. Выявлены тренды возрастания и убывания активности, так при традиционной форме явно видно снижение активности почти по прямой, а при нетрадиционной форме деловой игры тренд идет в сторону повышения активности по изогнутой экспоненте, что показывает резкое повышение активности студентов на занятии. Из чего можно сделать вывод о большей эффективности нетрадиционных форм проведения занятий как средства повышения мотивации студентов к изучению программного предмета.

Ключевые слова: нетрадиционные формы, традиционные лекции, диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые деловые - игры, пресс-конференции, активизация, мотивация.

Annotation. The article considers current non-traditional forms of increasing the effectiveness of conducting lessons. The forms of conducting non-traditional classes for activating and motivating students in teaching are explored. Trends are revealed in the growth and decrease of activity, so in the traditional form, the activity decreases almost in a straight line, and in the case of a non-traditional form of the business game, the trend goes toward increasing activity in a curved exponent, which shows a sharp increase in the activity of students in the class. In consequence of which we can conclude that the effectiveness of non-traditional forms of conducting classes is more effective as a means of increasing the motivation of students to study a program subject.

Keywords: non-traditional forms, traditional lectures, debates, discussions, role-playing business games, press conferences, activization, motivation.

Введение. Современное развитие общества требует от человека значительных изменений, происходит смена модели культурно-исторического развития. Продолжительный период вся система Российского образования находится в процессе сложного, непрерывного реформирования. Однако насколько глубокие реформы не совершались бы в системе образования, в итоге они, концентрируются на фигуре педагога. Именно педагог является главным субъектом, проводником реализации на практике основных инноваций. И для успешного введения в практику различных нововведений, для реализации определённых для него задач, педагог обязан обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.

Очевидно, что в нестабильном, динамично развивающемся сообществе невозможно однозначно единожды достичь нужного законченного уровня квалификации. Существуют определенные государственные требования, к условиям осуществления основной общеобразовательной программы. Вбираются требования к степени квалификации педагогических работников образовательного учреждения по определенной специальности в соответствующие с квалификационной характеристикой. В список этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.