Научная статья на тему 'Исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников'

Исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНО-ОПЕРАЦИОННЫЙ / COGNITIVE-OPERATIONAL / РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ / PERSONAL-MOTIVATIONAL / COMMUNICATIVE-ACTIVITY / REFLEXIVE-CREATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Ление Аметовна, Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения обусловил необходимость проведения экспериментального исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усманова Ление Аметовна, Вовк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the consideration of the problem of the formation of communicative universal educational actions of junior schoolchildren at the lessons of literary reading, necessitating an experimental study of the level of the formation of communicative universal educational activities for students of primary general education.

Текст научной работы на тему «Исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»

Педагогика

УДК 371

студентка Усманова Ление Аметовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения обусловил необходимость проведения экспериментального исследования уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, личностно-мотивационный, когнитивно-операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the problem of the formation of communicative universal educational actions of junior schoolchildren at the lessons of literary reading, necessitating an experimental study of the level of the formation of communicative universal educational activities for students of primary general education.

Keywords: communicative universal educational activities, personal-motivational, cognitive-operational, communicative-activity, reflexive-creative.

Введение. Конкретизации сущности базового понятия исследования «коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников», выделены и охарактеризованы критерии формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: личностно-мотивационный, когнитивно-операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий; в разработке методики работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Л.С. Выготский [1], H.A. Шкуричева [5], Л.В. Гпишена [3]. Подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся активно рассматриваются М.А. Даниловым [2], И.М. Осмаловской [4].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является разработка и экспериментальная проверка методики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

Изложение основного материала статьи. Материалы и методика исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций на уровне начального общего и основного общего образования, а также образовательных организаций дополнительного образования. Материалы исследования особо актуальны для успешной реализации задач начального общего образования, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акимовская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым. В экспериментальном исследовании приняли участие 4 класс 17 обучающихся.

Внедрение разработанной методики осуществлялось в естественных условиях в три этапа. На первом констатирующем этапе, нами была определены цели, задачи и уровни сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий каждого обучающегося.

В ходе экспериментального исследования были реализованы следующие задачи:

1) определение и характеристика критериев, показателей и уровней сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования;

2) подбор диагностического инструментария к каждому критерию и показателю сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

3) определение уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования;

4) структурирование и апробация системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

Для решения поставленных задач констатирующего этапа исследования были использованы следующие методы, которые позволили получить многомерную характеристику личности обучающегося начального общего образования: наблюдение за коммуникативной деятельностью детей младшего школьного возраста (урочное и внеурочное общение); анкетирование, тестирование, диагностирование с целью определения уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в исследуемом классе; метод математической обработки полученных данных и сравнительный анализ полученных результатов исследования; разработка творческих заданий для выявления исходного уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников по следующим критериям: личностно-мотивационный, когнитивно-операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий.

Каждый критерий сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников включал по три показателя, к каждому показателю подобраны и разработаны диагностические методики. Раскроем сущность каждого из них.

Когнитивно-операционный подразумевает достижение предметных результатов учебного предмета «Литературное чтение» включает такие показатели: знание жанров фольклора (пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, былины, народные песни); жанры художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, сказки, пьесы, произведения древнерусской литературы (история, жизнь)); уметь охарактеризовать героя произведения, давать оценку поступкам; установить взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; уметь сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

Коммуникативно-деятельностный критерий включает: умение младшего школьника осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - устанавливать проблему, основную идею, назначение текста (в пределах изученного); участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, правильно и обоснованно выражать собственное мнение); составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику.

Рефлексивно-творческий критерий характеризуется такими показателями как: способность создавать развёрнутое утверждение в устной и письменной форме на основе прочитанного; способность применять в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного; умение создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации).

На основании выделенных критериев и показателей охарактеризованы уровни сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы: творческий, достаточный, начальный, интуитивный. Раскроем сущность каждого из них.

Творческий уровень характеризуется наглядно проявленной необходимостью обучающихся в общении. Обучающийся на высоком уровне понимают жанры фольклора, могут охарактеризовать героя произведения, давать оценку поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; активно участвует в диалоге, умеет соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение); может создавать развёрнутое утверждение в устной и письменной форме на основе прочитанного.

На достаточном уровне обучающийся знает жанры фольклора, жанры художественной литературы (рассказы, легенды, стихотворения, сказки, пьесы, произведения древнерусской литературы (историю, жизнь)); может охарактеризовать героя произведения, давать оценку действиям; определять связь между действиями, идеями, эмоциями героев; умеет сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям.

Начальный уровень проявляется в знании жанров фольклора (поговорки, загадки, считалки, сказки, небылицы о животных, волшебные и бытовые сказки, былины, народные песни). С помощью систем вопросов обучающийся способен определить жанры художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, сказки, пьесы, произведения древнерусской литературы (история, жизнь)); может охарактеризовать героя произведения, давать оценку поступкам.

Интуитивный уровень характеризуется неполным (или полным) отсутствием знаний о жанрах фольклора (поговорки, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, былины, народные песни); жанрах художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, сказки, пьесы, произведения древнерусской литературы (истории, жизни)). Не могут устанавливать связь между действиями, идеями, эмоциями героев; не умеет сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям.

Раскроем сущность диагностики уровня сформированное™ показатели коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Личностно-мотивационньш критерий

Показатель: восприятие литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи моральных ценностей и обычаев.

Критерии оценивания: творческий уровень - 4 балла, достаточный уровень - 3 балла, начальный уровень - 2 балла, интуитивный уровень - от 1 до 0 баллов.

Коллаж «Библиотека моей семьи»

Цель: раскрыть литературоведческий потенциал семейной библиотеки, как средства сохранения и передачи моральных ценностей и обычаев.

Оборудование: ватман, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, двухсторонний скотч, заранее заготовленные родителями мини иллюстрации или фотокопии имеющихся книг в семейной библиотеке.

Ход проведения: В первую очередь учитель рассказывает родителям о том, что при проведении этой работы обучающимся нужна будет их помощь. Она заключается в том, что родителям необходимо подготовить мини иллюстрации или фотокопии имеющихся книг в семейной библиотеке. После того как иллюстрации подготовлены можно приступать к работе с учащимися. Им необходимо представить книги, имеющиеся в их домашней библиотеке, на ватмане. Оформить работу так, чтоб им было удобно представить коллаж одноклассникам и учителю. Затем, всем вместе проанализировать и сделать вывод, о том, какую литературу предпочитают младшие школьники и их родители.

Показатель: осознание значимости чтения дая личного развития. Таким образом, анализ данных позволил сделать вывод о том, что обучающиеся заинтересованы в читательской деятельности, однако остается большой процент испытуемых, у которых имеется частичное (или полное) отсутствие потребности в чтении книг, воспроизведении прочитанного, высказывании личного отношения к той или иной книге.

На основании количественного и качественного анализа результатов выполнения диагностических методик по личностно-мотивационному критерию определен уровень сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

На творческом уровне состоят 8,9 % младших школьников экспериментальной и 9,2% респондентов контрольной групп. Достаточный уровень выявлен у 28,9% респондентов экспериментальной и 27,8% обучающихся контрольной групп. На начальном уровне пребывают 31,1% обучающихся как экспериментальной, так и контрольной групп. На интуитивном уровне зафиксировано 31,1% респондентов экспериментальной и 31,5% младших школьников контрольной групп. Таким образом, анализ данных

позволил сделать вывод о том, что обучающиеся заинтересованы в читательской деятельности, однако остается большой процент испытуемых, у которых имеется частичное (или полное) отсутствие потребности в чтении книг, воспроизведении прочитанного, высказывании личного отношения к той или иной книге.

Когнитивно-операционный критерий

Показатель: наличие умений строить несложные монологические высказывания о произведении (герой, отношение автора к герою, собственное отношение к герою).

«Полезные советы»

Цель: на основе интерпретации художественного произведения выявить уровень коммуникативных умений обучающихся создавать свои собственные мини произведения.

Оборудование: листы А4, карандаши, фломастеры, ластик, линейка.

Ход проведения: Обучающимся необходимо на основе произведения Г. Остера « Вредные советы» написать несколько своих полезных советов.

Представить классу, совместно выбрать лучшие полезные советы и проиллюстрировать их.

На основании количественного и качественного анализа результатов выполнения диагностических методик когнитивно-операционного критерия определен уровень коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. На творческом уровне пребывают 11,1% респондентов экспериментальной и контрольной групп. Достаточный уровень выявлен у 31,1% младших школьников экспериментальной и 29,6% обучающихся контрольной групп. На начальном уровне определено 28,9% респондентов экспериментальной и 29,6% контрольной групп. Интуитивный уровень зафиксирован у 28,9% обучающихся экспериментальной и 29,7% респондентов контрольной групп.

Таким образом, анализ данных позволил прийти к выводу о том, что младшие школьники знают жанры фольклора и художественной литературы, чётко определяют их вид, однако полную характеристику героев могут дать только по наводящим вопросам учителя, возникают сложности при установлении связи между поступками, мыслями, эмоциями героев.

Коммуникативно-деятельностный критерий

Показатель: наличие умений использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

«Знаете ли вы, что...»

Цель: выявить исходный уровень умений обучающихся использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного, совершенствовать навыки чтения через анализ произведения, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление.

Материал: оборудование для показа презентаций, листы формата А4, карандаши, фломастеры.

Порядок исследования: каждому обучающемуся предлагалось подготовить сообщение о пяти интересных фактах. Учитель предложил такие темы: технический прогресс, мир вокруг нас, история моей семьи, история моего города. Обучающиеся представили свои интересные факты в виде презентаций.

На основании количественного и качественного анализа результатов выполнения диагностических методик в рамках коммуникативно-деятельностного критерия определен уровень сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования.

Творческому уровню соответствует 11,1% обучающихся экспериментальной и 12,9% младших школьников контрольной групп. Достаточный и начальный уровни, имеющие единые показатели, определены у 26,7% респондентов экспериментальной и 27,8% обучающихся контрольной групп. На интуитивном уровне зафиксировано 35,5% респондентов экспериментальной и 31,5% младших школьников контрольной групп.

Таким образом, анализ данных позволил прийти к выводу о том, что большая часть обучающихся младшего школьного возраста испытуемых групп характеризуется недостаточным стремлением вступать в речевую деятельность по заданной теме учителя, не могут аргументировано высказать свое мнение. Возникают сложности в правильной формулировке, составлении предложений при составлении текстов (описание, повествование, рассуждение).

Рефлексивно-творческий критерий

Показатель: наличие умений строить развёрнутое высказывание в устной и письменной форме на основе прочитанного; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

«Фантастическая феерия»

Цель: определение умений обучающихся строить развёрнутое высказывание в устной и письменной форме на основе прочитанного, пользоваться разными видами чтения, правильно переносить текст на современный лад, понимать роль чтения.

Материал: народные сказки и иллюстрации к ним.

Порядок исследования: учитель предлагает обучающимся реальную ситуацию заменить фантастической, перенести литературного героя, ситуацию на современный лад. Для проведения этой работы, была выбрана русская народная сказка «По щучьему веленью». Детям предлагались ситуации из сказки, которые они переносили на современный лад.

На основании количественного и качественного анализа результатов выполнения диагностических методик рефлексивно-творческого критерия определен уровень коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

На творческом уровне пребывают 13,3% младших школьников экспериментальной и 14,8% респондентов контрольной групп. Достаточный уровень выявлен у 20% обучающихся и 18,5% респондентов контрольной групп. Интуитивный уровень зафиксирован у 40% респондентов экспериментальной и 35,2% младших школьников контрольной групп. На основании анализа экспериментальных диагностических заданий по четырем критериям определен общий уровень сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Выводы. Итак, результаты диагностики предоставили возможность не только сравнить подгруппы обучающихся, но и выявить некоторые общие современные тенденции развития речевой деятельности и активности младших школьников. На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования установлено, что уровень сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников близок к достаточному и начальному. Творческий уровень характерен

незначительному числу обучающихся. Анализируя полученные данные, следует отметить, что наибольшее количество младших школьников находится на интуитивном уровне. Поэтому полученные результаты подтверждают необходимость разработки методики работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Данилов, М. А. Воспитание выразительного чтения у школьников [Текст] / Данилов М. А.// Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 89-73.

3. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] // Начальная школа - 2008. - № 11.- С. 43-45.

4. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 10-17.

5. Шкуричева, Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный университет» (г. Сибай)

О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ БАШКИР» В. В. КАТАРИИСКОГО

Аннотация. Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена.

В России во второй половине XIX века встает проблема просветительства населения, для чего по всей стране, в том числе и в Башкирии, организуются различные образовательные учреждения.

Одним из основных средств, определяющих эффективность выполнения главнейшей из миссий школы -воспитание подрастающего поколения, - является учебник как методическая категория. Область наших интересов представляет духовно-нравственное содержание букварей для башкир, изданных в конце XIX -начале XX веков.

Первый «Букварь для башкир» был написан просветителем XIX века В. В. Катаринским и издан в 1892 году в типографии г. Оренбурга.

Данная статья представляет собой продолжение исследования воспитательного потенциала образовательного материала «Букваря для башкир» В. В. Катаринского и посвящается изучению одного из основных аспектов духовно-нравственного развития и становления личности - трудовому воспитанию. Первый букварь состоит из двух частей, но данная тема проанализирована только в рамках второй, называемой «Русская азбука», в которой автором преследовалась, на наш взгляд, цель не только, а может быть и не столько, научить детей читать и писать, сколько заложить основы нравственного, в том числе и трудового воспитания подрастающего поколения, в соответствии с требованиями эпохи.

В статье сделана попытка систематизации подборок текстов, рассказов, пословиц, поговорок, отдельных предложений, стихов о труде, используемых автором для решения задач духовно-нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», «Русская азбука», алфавит, башкирская письменность, духовно-нравственное развитие и воспитание, трудовое воспитание.

Annotation. The matters of spiritual and moral development of a person have always interested the society. In the second half of the 19th century in Russia appeared the necessity of the people's education. As the result, there appeared many educational institutions around the country, including Bashkiria.

One of the basic means, defining the effectiveness of performing the school's main mission - the education of the coming generation - is a textbook as the methodic notion. The sphere of our interests presents the spiritual and moral content of ABC-books for Bashkirs, published in the end of the 19th and in the beginning of the 20th centuries.

The first "ABC-book for Bashkirs" was written by the 19th century educator V.V. Katarinsky and published in 1892 in Orenburg.

The article presents the results of further investigation of educational value of the material, used in "The ABCbook for Bashkirs" by V.V. Katarinsky and is devoted to the study of one of the basic aspects of spiritual and moral development and personality becoming - the labour education. The first book consists of two parts, but the analysed matter is regarded only in the second part, titled "The Russian ABC". To our opinion, the author's aim here was not only to teach children writing and reading, but to lay the basis for the moral education of the coming generation, including it's labour aspect, according to the call of the times.

The article reflects the attempt to systematize of the collections of texts, stories, proverbs, sayings, separate sentences, poems about the labour, used by the author to solve the problems of spiritual and moral education of children.

Keywords: "The ABC-book for Bashkirs", "The Russian ABC", alphabet, the Bashkir writing system, spiritual and moral development and education, labour education.

Введение. Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания во второй части «Букваря для башкир» В.В. Катаринского -«Русская азбука».

Духовно-нравственное воспитание детей - ключевая проблема, стоящая перед семьей, обществом и государством в целом. Важной педагогической задачей формирования личности во все времена является выработка у неё активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного воспитания - трудовое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.