Научная статья на тему 'О МОДЕЛИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ'

О МОДЕЛИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-БИЛИНГВЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ СРЕДА / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / BILINGUAL STUDENTS / MODELING / FOREIGN LANGUAGE ENVIRONMENT / SPEECH SITUATION / SPEECH COMMUNICATION / SPEECH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Земфира Борисовна, Козлова Людмила Юрьевна

В статье описываются некоторые методические подходы к моделированию речевых ситуаций при обучении русскому языку; предлагаются способы построения коммуникативно-речевых ситуаций, в первую очередь, с использованием передовых педагогических технологий, в числе которых и основанные на принципе ролевых игрThe article describes some methodological approaches to modeling speech situations when teaching the Russian language; ways of constructing communicative-speech situations are proposed, primarily using advanced pedagogical technologies, including those based on the principle of role-playing games

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МОДЕЛИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ»

Литература:

1. Бывшева М., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. - 2016. - №3 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/249 (дата обращения 20.03.2020)

2. Джо Стивенс. Программа раннего вмешательства при расстройствах аутистического спектра «Ранняя пташка» Фонда «Обнаженные сердца» Пособие для родителей // Национальное общество аутизма (NAS), Великобритания. - 2018. - 71 с.

3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. - СПб.: Сеанс, 2018. - 202 с.

4. Козловская Г.В. Нарушение игровой деятельности у детей с расстройством аутистического спектра // Психиатрия и психофармакотерапия. -2016. - №18(5). - С. 42-47.

5. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. - Нижний Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. - 21 с.

6. Смирнова Я.К. Атипичная детекция направления взгляда в эпизодах совместного внимания у дошкольников // Вестник Мининского университета. -2019. - Том 7. - №4 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1039

7. Тихонова И.В. Развитие игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях - Кострома: Изд. Костромской государственный технологический университет, 2017. - С. 371-377

8. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. №3. С. 152-155.

9. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2012. - № 1. - С. 1-16.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Урусова Земфира Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Козлова Людмила Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

О МОДЕЛИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ

Аннотация. В статье описываются некоторые методические подходы к моделированию речевых ситуаций при обучении русскому языку; предлагаются способы построения коммуникативно-речевых ситуаций, в первую очередь, с использованием передовых педагогических технологий, в числе которых и основанные на принципе ролевых игр.

Ключевые слова: студенты-билингвы, моделирование, иноязычная среда, речевая ситуация, речевое общение, речевые умения и навыки.

Annotation. The article describes some methodological approaches to modeling speech situations when teaching the Russian language; ways of constructing communicative-speech situations are proposed, primarily using advanced pedagogical technologies, including those based on the principle of role-playing games.

Keywords: bilingual students, modeling, foreign language environment, speech situation, speech communication, speech skills.

Введение. В педагогической науке в настоящее время происходит обновление не только содержания обучения, но и форм организации образовательного процесса. Возросший ныне интерес к языкам как основному коммуникативному средству основан на процессах глобализации, интегрирования материальных и духовных ценностей народов мира. В этих условиях происходит ориентация на условия полилингвального социума, предполагающего, в числе прочих, поиск наиболее оптимальных путей решения проблем обучения языкам, разработку и внедрение в процесс обучения способов формирования билингвальной и полилингвальной языковой личности. Находящиеся в различных стадиях сформированности новые концепции образования нацелены на формирование продуктивного билингвизма, который вызван к жизни как социальный заказ высшей и средней школ. В Карачаево-Черкесской республике, как и во многих регионах России, превалирующим традиционно считается национально-русское двуязычие. Несомненно, что в условиях полилингвального языкового сообщества, конечной целью обучения студентов-билингвов, является формирование продуктивного билингвизма, и как следствие, билингвальной языковой личности, свободно владеющей как минимум двумя языками - родным и неродным в процессе коммуникации. Следует отметить, что успешное решение этой задачи зависит от степени владения и родным языком.

Актуальность статьи заключается в акцентировании внимания на разработке и реализации моделей развития речевой культуры студентов, упорядочении и совершенствовании коммуникативных знаний, умений и навыков. В настоящее время в актив современной дидактики внедрено использование структурных моделей коммуникативно-речевых ситуаций, целью которых является упорядочение и наглядное представление взаимосвязей, неизбежно возникающих в процессе взаимодействия субъектов образовательной среды. Одним из таких средств следует считать применение метода моделирования в обучении студентов-билингвов, и это, безусловно, перспективное направление в решении проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода, в рамках которого осуществляется формирование полилингвальной языковой личности.

Изложение основного материала статьи. Как само определение речевой ситуации, так и способы ее презентации, ее моделирования являются предметом анализа как научно-методической литературы, так и практики преподавания родных языков и русского языка как неродного.

Понятие «ситуация» характеризуется множеством признаков, в силу чего допускает самые различные толкования. В «Словаре лингвистических терминов» под редакцией О.С. Ахмановой ситуация определяется как «... контекст речи, то есть те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание... Ситуация речевая (ситуация речи), в которой осуществляется речевое общение» [1, с. 413].

Что касается понятия «речевая ситуация», то оно, как известно, представляет собой одно из базовых понятий лингвопрагматики - науки, изучающей использование языка как средства воздействия на адресата (воспринимающего речь) в процессе речевого общения.

«Речевая ситуация, - по мнению Е.И. Пассова, - это совокупность обстоятельств, в которых совершается коммуникация, и отношений между предметами и явлениями действительности, находящими свое отражение в высказываниях». Далее он отмечает: «... речевая ситуация - это динамическая, ограниченная пределами акта общения система взаимодействующих конкретных факторов объективного и субъективного плана [8, с. 178].

По утверждению Н.Д. Гальсковой: «Учебно-речевая ситуация представляет собой совокупность условий, побуждающих к выражению мыслей и использованию при этом определенного речевого материала» [3, с. 194].

Немаловажным в решении обозначенной проблемы является выявление причин специфичности речевого поведения личности. Как оказалось, оно [индивидуальное речевое поведение] зависит от многих причин и факторов, совокупность которых и называется речевой ситуацией. Основными компонентами, ее формирующими, являются следующие компоненты: внешние и внутренние условия общения, участники общения и отношения между ними.

В пределах речевой ситуации предполагается и осуществляется использование образцов и моделей реального общения, формируется речевое поведение студентов, акцентируется их внимание на узловых моментах, развивается воображение, что вносит живость и возбуждает интерес к процессу обучения в целом. Обозначенные особенности ситуации как коммуникативного упражнения в полной мере правомочны в рамках профессионально ориентированного обучения, поскольку именно через призму моделирования процесса общения, адекватного коммуникативным ситуациям, возможно воссоздание будущей профессиональной деятельности студентов-билингвов и осознание многогранности ее смысла. Краеугольным камнем речевой ситуации является определенная проблема, заключенная в коммуникативном задании, которое, в свою очередь, позволяет эффективно направить речевое поведение студентов в нужное русло, и как результат, на достижение цели общения.

В этом ключе необходимо рассмотреть вопрос о важных условиях процесса порождения речи, которыми, как считает Т.Н. Никулина, являются следующие:

- определение темы беседы;

- наличие стимула (заинтересованности вести беседу на данную тему) и определенных коммуникативных целей достижения результата (проинформировать, опровергнуть чью-либо точку зрения, отстоять свою, узнать о чем-либо и т.д.);

- владение речевым материалом для участия в беседе [7, с. 186].

Введение метода моделирования общения в процесс обучения студентов-билингвов позволяет найти ответы на важнейший вопрос: кто, с кем и о чем говорит; при каких обстоятельствах осуществляется общение, каковы социальные роли и позиции участников процесса коммуникации.

Под моделированием речевых ситуаций на занятиях понимается технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении русского языка. Она может применяться на различных этапах обучения языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор обучающихся.

Основной компетенцией, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, является способность к коммуникации в устной и письменной форме для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Предполагаемые речевые ситуации должны быть интересны обучающимся с учетом их языковых возможностей и жизненного опыта. Эффективность предъявления ситуации определяется объемом описания ситуации и мотивацией к созданию собственных высказываний. Немаловажным моментом является формулировка условий и целей речевых действий обучающихся.

Немаловажным моментом является формулировка условий и целей речевых действий обучающихся. Основными параметрами моделирования речевых ситуаций является необходимость действий в определенных условиях, их целеполагание, особенность, спонтанность в момент коммуникации с использованием различных способов и приемов речевой деятельности. Названные параметры позволяют изменять ситуативные отношения и связи, при которых каждый участник коммуникации может выступать в любой роли и обстановке.

При выборе темы следует учитывать различные подходы, а также наличие дискуссионных положений в ее освещении. Тематика речевых ситуаций может быть самой разнообразной. Среди них можно назвать, например, «Первый день в университете» (возможны вопросы: какое впечатление возникло? Что поразило? Что понравилось? Что не понравилось?), «Мой новый друг» (вопросы: как зовут друга? Почему именно на него обращено внимание?), «Мои однокурсники», «Скоро8 Марта» (открытка-поздравление), «Любите ли вы читать?» (вопросы: какую книгу вы сейчас читаете? О чем она? Чем вызван интерес именно к этой книге?), «Были ли вы в театре?», «Посещение картинной галереи» (вопросы: что больше всего поразило? Какое впечатление произвело?).

В традиционном учебнике русского языка в 6 классе предлагается упражнение по развитию речи: написание сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень». В этом случае речевая ситуация может быть обозначена как «Цветы для мамы». Известно, что цветы могут вызывать различные чувства: быть любимыми или нелюбимыми. Например, А.П. Чехов не любил георгины, считая их холодными, надменными цветами. Безусловно, цветы могут напоминать нам о каких-то ярких, милых сердцу моментах и, наоборот, вызывать неприятные ощущения.

Одним из продуктивных направлений обучения любому языку на основе моделирования речевых ситуаций в языковой среде является принцип игровых ролей.

Феномен ролевой игры состоит в том, что она, являясь развлечением, отдыхом, в процессе общения способствует моделированию различных типов речевых ситуаций, что немаловажно для процесса обучения русскому языку.

Речевая ситуация при ролевой игре может создаваться с помощью игровых приемов и способов как на уроках, так и внеурочной деятельности. Это может быть урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-аукцион, Лингвистический КВН. Использование ролевой игры стимулирует учебную деятельность, вызывает интерес, побуждает к действию. Характерной особенностью таких игр является освоение новых правил общения и поведения участников игры, приобретение умений и навыков совместной деятельности, накопление культурных традиций.

Каждый участник игры в зависимости от речевой ситуации придерживается определенных правил и норм речевого поведения. В ролевой игре имеет место условность и импровизация в зависимости от целей, условий речевого общения и распределенных ролей участников. Например, «Картина заговорила», «Разговор с художником» (после посещения выставки репродукций картин), «Мои первые ученики».

Такие речевые упражнения, как игры-упражнения (кроссворд, ребус, викторина), игры-соревнования, способствуют повышению мотивации к изучению родного языка и делают процесс обучения интересным и плодотворным. В условиях групповой деятельности активнее формируются умения описывать ситуацию и выражать свои интенции, используя языковые средства в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Как считает Е.Е. Ларина, через ролевую игру коммуникативно-познавательная деятельность проявляется в виде:

- методов и способов обучения только какому-либо языку, но и культуре;

- взаимосвязи и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- создания мотивации, необходимости использования метапредметной связи;

- умения планировать, стимулировать свое речевое поведение;

- общения, как основного метода обучения языку, и использования реальных ситуаций [6, с. 50].

В процессе обучения выделяют два вида коммуникативных ситуаций:

- естественные, которые имеют мотивацию к речи и способствуют развитию иноязычной речи, но при этом не могут обеспечить планомерную работу по развитию коммуникативной компетенции на основе языкового и речевого материала, соответствующего сферам иноязычного общения;

- учебные, которые в отличие от естественных являются воображаемыми и имеют ряд отличительных особенностей.

Целесообразно, на наш взгляд, создание на занятиях коммуникативной ситуации, являющейся одним из действенных инструментов управления общением. К основным преимуществам такой ситуации следует отнести умственную и эмоциональную активность обучающихся, атмосферу доверия и взаимопонимания, которые в управляемом общении достигаются введением специальных приемов и игр в соответствии с социально-личностными особенностями студентов, адекватным ситуации общения коммуникативным поведением участников , включая преподавателя.

Квалифицируя модели речевых ситуаций, необходимо учитывать их специфические признаки, на основании которых осуществляется их объединение в типы в речевой деятельности.

Стандартные речевые ситуации в общей теории коммуникации принято группировать в соответствии со следующими аспектами характеристики:1) цели коммуникации, 2) ее предмету, 3) роли и функциям использования участниками общения. В соответствии с первым критерием- целью коммуникации- речевые ситуации характеризуются направленностью сознания студентов-билингвов, их чувствами, волеизъявлениями, в числе которых одобрение, утверждение, порицание, требование, побуждение. В процессе общения с участием представителей разных языковых культур происходит развитие и обогащение поликультурной личности на всех уровнях ее организации. Результатом взаимодействия когнитивных структур родного и изучаемого языков является расширение ментальных границ языкового сознания обучающихся.

Учеными выделяются различные функции речевых ситуаций в зависимости от того, что положено в основу классификации. Так, Е.И. Пассов выделяет следующие функции:

1) первая и основная функция речевых ситуаций - формирование речевых навыков обучающихся;

2) вторая функция заключается в необходимости мотивации речевой деятельности;

3) третья функция способствует развитию речевых умений и навыков обучающихся;

4) четвертая функция - ситуация служит способом преподнесения материала: обозначая слова, употребляя те или иные грамматические структуры, мы составляем высказывания, ситуативные по характеру [9, с. 136].

По мнению И.А. Зимней и А.А. Леонтьева, немотивированное обучение лишено психологического содержания, так как является обучением ради формы.

Речевые ситуации являются эффективной основой организации речевого материала, поскольку процесс общения представляет собой непрерывный поток сменяющих друг друга ситуаций, т.е. ситуация является основой процесса коммуникации. Для создания учебно-речевой ситуации необходимо отобрать и организовать материал таким образом, чтобы он соответствовал и структурной, и содержательной стороне.

Выводы. Важно себе ясно представлять не только коммуникативную задачу, стоящую перед обучаемыми, но и прогнозировать результаты речевых намерений студентов. Поэтому на современном этапе еще более значимым остается становится создание на занятиях обучения языку оптимальных условий и постановка в соответствии с ними коммуникативных задач, которые бы мотивировали студентов к сознательному усвоению знаний и способствовали творческому применению приобретенных умений и навыков, что возможно лишь при моделировании проблемных ситуаций. Лишь при таких обстоятельствах студенты будут развивать свое мышление, тренировать память, мобилизовывать свой творческий и профессиональный потенциал, что значимо в контексте профессиональной ориентации будущих специалистов. Этим обусловлена необходимость моделирования коммуникативных ситуаций и реализация их в форме ролевых и деловых игр, что дает возможность студентам в учебном процессе оценить процессуальный и содержательный аспекты профессионально-ориентированного общения, реализовать свою творческую индивидуальность, демонстрируя свои коммуникативные и организационные возможности.

Литература:

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - Москва: КомКнига, 2005. - 576 с.

2. Габдуллина, М.В. К вопросу о применении структурного моделирования как метода обучения социально-гуманитарным дисциплинам в школе // Инновационные стратегии преподавания гуманитарных дисциплин в вузе и школе. - Тюмень: Экспресс, 2011. - С. 106-112.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения родным языкам: Лингводидактика и методика. - Москва: Академия, 2008. - С. 190-215.

4. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на родном языке. - Москва.: МПСИ, 2004. - 448 с.

5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность, 4-е изд. - Москва: УРСС, 2010. - 264 с.

6. Ларина Е.Е. Игра и ее роль в развитии диалогических навыков. - М., 2010. - 68 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2005. - 293 с.

8. Никулина Т.Н. Ситуативно-тематический подход при обучении устной речи в неязыковом вузе // Вопросы методики и психологии обучения родным языкам (обучение иноязычной речевой деятельности). -М., 1976. - 252 с.

9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1999. - 276 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

О СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТЯХ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В «БУКВАРЕ ДЛЯ

БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация. Для каждого ребенка родители - кладезь опыта человечества и трансляторы его знаний, умений, культуры. Родительская семья является основой в воспитании у человека личностных качеств. Будет он трудолюбивым, вежливым, ласковым, приветливым, порядочным, целеустремленным и т.д. во многом определяется первоначальным окружением ребенка, являющимся безоговорочной моделью подражания. Но в основе всех людских добродетелей человеческих лежат уважение и почитание родителей! Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского. Автор учебника, являясь тонким педагогом и психологом, продолжателем идей Я.А. Коменского, четко понимал, что многие качества ребенку даются от природы, но некоторые необходимо «упражнять»! В статье сделана попытка систематизации подборок текстов, наставлений, назиданий, используемых автором для решения задач воспитания в детях почтительного и уважительного отношения к родителям.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», воспитание, семья, родители, нравоучения, убеждения, постулаты-назидания.

Annоtation. For every child, parents are a storehouse of human experience and translators of their knowledge, skills, and culture. The family is the basis for the upbringing of a personal qualities. He will be hardworking, polite, affectionate, friendly, decent, purposeful, etc. it depends of the initial environment by the child, which is an unconditional role model. But all human virtues are based on respect and reverence for parents! The article is a continuation of a series studying devoted to the implementation of the tasks such as spiritual and moral education of children in " The abc-book for bashkirs »" by V.V. Katarinsky. The author of the textbook, is being a fine teacher and psychologist, a follower of the ideas of Y.A. Komensky, clearly understood that many qualities are given to a child by nature, but some need to be "trained"! The article attempts to systematize the collections of texts, instructions, edifications used by the author to solve the tasks of raising a respectful and respectful attitude towards parents in children.

Keywords: " The abc-book for bashkirs »", education, family, parents, moralizing, beliefs, postulates-edification.

Введение. Современное общество сегодня, на наш взгляд, находится в состоянии полнейшего размытия и потери многих истинно человеческих качеств, таких как доброта, милосердие, послушание, вера, почитание и многих других. Но может ли социум быть благополучным и здоровым, если у людей нет элементарного уважения друг к другу? Почему молодое поколение не научено сегодня ценить тех, кто рядом? Почему разрушаются идеалы и авторитеты! Где и в чем допускается ошибка воспитателями и педагогами-наставниками, самой системой образования, вследствие которой нам вновь и вновь приходится говорить о появляющихся потерянных поколениях?

Целью нашего исследования было изучение содержательного потенциала «Букваря для башкир» В.В. Катаринского в вопросе воспитания у детей уважительного отношения к родителям. Мы полагаем, что изучая историю педагогики, мы, возможно, найдем новые старые пути эффективного воспитания детей!

Изложение основного материала статьи. В рассматриваемый нами период времени (конец XIX и начало XX вв.), в условиях слабо развитых производительных сил, жизнь человека характеризовалась как борьба за выживание, и семейное воспитание являлось господствующей воспитательной системой.

Воспитание детей-башкир в прошлом осуществлялось в основном в семье и преследовало одну цель -вырастить самостоятельную личность, владеющую всеми необходимыми навыками крестьянской жизни. Основным элементом воспитания у башкир было беспрекословное послушание родителям, авторитет которых должен был быть обязательно высоким, и уважение к взрослым вообще.

Ребенок с рождения, попадая в окружение родных людей, подсознательно впитывал в себя модель семейных отношений, выполняя современную ему социальную роль сына или дочери, примеряя отведенную ему социальную роль мужа или жены, отца или матери для благополучия будущего. «Семья - большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей», - писал Антон Семенович Макаренко [4, с. 112].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.