Научная статья на тему 'О реализации задач воспитания гражданственности в содержании «Букваря для башкир» В. В. Катаринского'

О реализации задач воспитания гражданственности в содержании «Букваря для башкир» В. В. Катаринского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКВАРЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ABC / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллина Л. Р., Латыпова Р. М., Аминев Ф. Г.

Статья представляет собой продолжение исследования проблем реализации задач духовно-нравственного воспитания в букварях для башкир, составленных в ХIХ веке. В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного содержания букварягражданское воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзуллина Л. Р., Латыпова Р. М., Аминев Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EDUCATION TASKS’ REALIZATION OF THE CIVILITY IN THE CONTENT OF "THE SCHOOL PRIMER FOR BASHKIRS" BY V. KATARINSKI

The article is a study continuation of the realization of spiritual and moral education problems in the school primer for Bashkirs, compiled in the nineteenth century. As an object of research, we have chosen one of the aspects of spiritual and moral content of ABC – civil education.

Текст научной работы на тему «О реализации задач воспитания гражданственности в содержании «Букваря для башкир» В. В. Катаринского»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.028

Файзуллина Л.Р.1, Латыпова Р.М.2, Аминев Ф.Г.3

1 Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2ORCID: 0000-0002-0415-3894, кандидат филологических наук, доцент, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

3Кандидат педагогических наук, доцент, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ «БУКВАРЯ

ДЛЯ БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация

Статья представляет собой продолжение исследования проблем реализации задач духовно-нравственного воспитания в букварях для башкир, составленных в XIX веке. В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного содержания букваря - гражданское воспитание.

Ключевые слова: букварь, духовно-нравственное развитие, гражданское воспитание.

Fajzullina L.R.1, Latypova R.M.2, Aminev F.G.3

1PhD in Pedagogy, head of the Department of preschool and primary General education,

The Sibay institute of Bashkir State University, 2PhD in Philology, associate professor, The Sibay institute of Bashkir State University, 3PhD in Pedagogy, associate professor, The Sibay institute of Bashkir State University ABOUT THE EDUCATION TASKS' REALIZATION OF THE CIVILITY IN THE CONTENT OF "THE

SCHOOL PRIMER FOR BASHKIRS" BY V. KATARINSKI

Abstract

The article is a study continuation of the realization of spiritual and moral education problems in the school primer for Bashkirs, compiled in the nineteenth century. As an object of research, we have chosen one of the aspects of spiritual and moral content of ABC - civil education.

Keywords: ABC, spiritual and moral development, civil education.

Духовно-нравственное воспитание ребенка, определяемое как часть многогранного, но целостного процесса формирования личности, является на сегодняшний день одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой, обществом и государством в целом. Одним из основных средств, определяющих эффективность выполнения главнейшей из миссий школы - воспитание подрастающего поколения, - является учебник как методическая категория.

Область наших интересов представляет духовно-нравственное содержание букварей для башкир, изданных в конце XIX - начале XX веков.

XIX век в мировой истории является периодом активного распространения русской мысли, литературы и культуры как внутри России, так и за ее пределами. В Башкирии этот процесс стал активизироваться вследствие массовых переселений сюда русского и других народов. Сложившиеся условия явились благодатной почвой для развития общественной мысли и просветительства среди коренного населения.

В эпоху развития капитализма первостепенной задачей государства становится задача подготовки образованных граждан и полезных для государства деятелей. Буржуазные реформы, происходящие в XIX веке, естественно, коснулись и системы образования. Отличительной чертой школьных преобразований становится провозглашение равенства граждан на получение образования независимо от национальности, происхождения и религиозных убеждений. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года дало возможность открыть национальные училища на окраинах России - среди башкир, татар, казахов и других национальностей. Открывающиеся училища находились в ведении Министерства народного просвещения, т.е. государства.

26 марта 1870 года Министерство просвещения принимает правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», где четко написано, что цель обучения «инородцев» - обрусение и слияние с русским народом. При этом царизм ставил еще одну практическую цель: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, и лишь затем «распространять первоначальные политические знания» [13, 41]. Таким образом, школа превращалась в орудие политико-идеологической борьбы.

Для башкир, татар, казахов, исповедующих ислам, рекомендовалось обучение начинать на родном языке, подготовленными учителями из людей местной национальности, затем перейти на русский язык обучения. Программа русско-башкирских, русско-татарских и русско-казахских школ включала русский язык, чистописание, арифметику и мусульманское вероучение. Преподавание должно было вестись по учебникам, специально изданным русским шрифтом, чтобы «Совершенно отторгнуть башкир, татар, казахов от мусульманской... письменности» [10].

Открытие в Башкортостане в 70-х годах XIX столетия в большом количестве русско-башкирских школ приводит к необходимости составления букварей для детей башкир [6, 250]. Предпринимаются попытки создать письменность современного башкирского языка, приспособленную к его фонематическому строю, как на основе русской графики, так и на основе существовавшего арабского письма [7, 169].

В этот период В.В. Катаринским, кандидатом богословия, выпускником Казанской духовной Академии, утвержденным инспектором для контроля башкирских, татарских и казахских школ, издается, составленный на основе русской графики, первый букварь для башкир [2], явившийся необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной и воспитательной политики государства.

Как и все буквари того периода, букварь В. Катаринского представляет собой подборку религиозных текстов, ориентированных на формирование религиозного сознания детей, и, в то же время, служивших освоению навыков чтения. Он состоит из 58 страниц, где 18 страниц отведено изучению башкирского алфавита, 18 страниц - текстам для чтения («Башкирский отдел») и 22 страницы - русскому алфавиту с текстами для чтения на русском языке («Русская азбука) [12, 170].

Проанализируем вторую часть «Букваря для башкир» - «Русская азбука». «Русская азбука» начинается с русского алфавита на 37 странице, и в ней нами определяются несколько блоков:

1 - «Элементарный» - слова и предложения для чтения, включающие изучаемые буквы;

2 - «Тренировочный» - 17 подборок предложений, не соединенных по смыслу и направленных на расширение словарного запаса;

3 - «Текстовый», объединяющий в себе 12 текстов;

4 - «Стихотворный», состоящий из 10 стихотворений;

5 - «Правила доброй жизни», вобравший в себя 20 наставлений-нравоучений.

В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного содержания букваря -гражданское воспитание.

В предыдущих исследованиях нами отмечалось, что в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского методика формирования нравственных ориентиров в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственном идеале и развитии ценностного отношения к нему как к духовному наследию. То же самое мы можем сказать и о русской части букваря: автор преследовал цель не только, а может быть и не столько, научить детей читать и писать, сколько заложить основы нравственного воспитания подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи.

Если в первой части (башкирской) букваря буквально все тексты для чтения были о Боге (Аллах - АллаК), принципах этики и морали мусульман, то во второй части картина несколько меняется: больше слов, предложений и текстов посвящается Родине, труду, учебе, добру и злу, богатству и бедности, хорошему и «плохому».

Возьмем, к примеру, тему «Родина» - одну из ведущих тем букваря и рассмотрим ее с точки зрения содержательного материала. В букваре написано: «Моя родина - Росйя, и я очень счастлив, что живу въ Россш. Русское государство называется Росаей». Дети-башкиры знали только одну родину - Башкортостан, а что у них есть еще единая Родина -Россия они узнают из букваря. Дальше учитель объясняет детям, что Башкортостан - это малая Родина, а Россия -большая Родина. (Однозначно, что учитель непременно должен быть достаточно образованным и грамотным, знать в совершенстве два языка - русский и башкирский, т.к. во второй русской части букваря учебный материал - слова, отдельные предложения и связные тексты даны только на русском языке. К слову сказать, В.В. Катаринский особое внимание уделял профессиональной подготовленности будущих учителей: они должны были свободно владеть двумя языками, быть преданными современным идеям и достойными распространять в крае идеи прогрессивной культуры и тем самым способствовать росту просветительского движения среди башкир и пробуждения национального самосознания. Учителей готовили в семинариях, в Бирской инородческой учительской школе, в Оренбургской учительской школе. О социальном статусе учителей в ту эпоху говорят следующие цифры: учителям назначались довольно высокие оклады - 300-500 рублей, а богословы, муллы получали только 60-90 рублей [6].

Далее в букваре учитель сообщает, что во главе Русского государства - единой Родины - стоит Государь, которого нужно уважать и любить. Об этом в букваре читаем следующее: «Государя почитай, как отъ Бога установленную власть, и повинуйся всЬмъ законам Его. Онъ, как отецъ, заботится о насъ, о всЬхъ своихъ поданныхъ и хранитъ нас отъ враговъ нашихъ. Молись Богу за Царя, о его здоровьЬ и благополучномъ царствованш. Государя нашего зовутъ Государь Императоръ Николай Александровичу Государыню зовутъ Государыня Императрица Александра веодоровна, Матерь Государя Государыня Императрица Мар1я веодоровна, НаслЬдникъ Цесаревичъ Великш князь Георгш Александровича». И дальше: «Народ тело, Царь - голова... Царица - супруга царя. Безъ Бога свЬтъ не строить, без царя земля не правится. Без хозяина домъ сирота, без царя народъ сирота. Богъ на небе, царь на земле.». Политическая установка на результаты образования и воспитания была ориентирована, прежде всего, на воспитание у подрастающего поколения почитания государства, уважения к верховной власти и к тем вековым духовно-нравственным основам, которые волей исторических судеб она призвана была защищать [3, 10].

Идея букваря В.В.Катаринского созвучна мысли выдающегося педагога К.Д.Ушинского, который первостепенной задачей воспитания считал нравственное воспитание и видел содержание его в таких качествах как любовь к своей Родине и к своему народу, чуткость к людям, гуманное к ним отношение, честность и стремление к полезной деятельности. Связующим моментом в нравственном воспитании Ушинский считал религию, которая понималась, прежде всего, как носитель нравственной чистоты [4, 229].

Что касается религии у башкир, мы знаем, что народные национальные традиции передавались, в первую очередь, через ислам и потому особое внимание уделялось воспитанию детей по законам шариата. Ислам не был официально запрещен в России. Более того, поскольку идеологические устои Российской империи были основаны на вере в Бога, любые тексты религиозного характера цензура не запрещала [1, 254]. В целом, букварь В.В. Катаринского религиозного содержания. Так же, как и в букварях для русских детей соответствующего периода грамматический материал здесь соединен с подборкой религиозных текстов, которые служили формированию религиозного сознания детей-башкир.

В букваре читаем:

Боже, царя храни!

Сильный, державный, царствуй на славу, на славу намъ,

Царствуй на страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

В исследуемом периоде в государственной образовательной политике становится актуальной задача воспитания нравственности в духе служения престолу и отечеству с опорой на общечеловеческие ценности и религиозно-нравственные догмы. В.В. Катаринский в своем букваре восхваляет русского царя и призывает детей молиться за его здоровье и бессмертие:

Славься, славься, наш русский царь!

Господом данный намъ царь-Государь!

Да будетъ безсмертенъ Твой-царскш родъ,

Да ихъ благоденствуйетъ русский народъ.

Слава нашему Царю! Ура! Ура! Ура!

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что «Букварь для башкир» В. В. Катаринского был не только обучающим изданием, по которому ученики впервые учились читать и писать на родном башкирском и русском языках, но и имел огромное значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Автор создал этот уникальный учебник, хорошо зная народные национальные традиции и быт башкир, и детям, в соответствии с их менталитетом, в доступной форме дается определенный объем знаний о боге, религии, этики и морали. Материал букваря ориентирован на формирование послушного, богобоязненного ученика, который беспрекословно поклоняется и служит Всевышнему, одновременно, исходя из целенаправленной образовательной политики, требований и уровня эпохи, призван воспитывать гражданина, отвечающего государственным потребностям, полезного Отечеству, а также человека, уверенного в своем духовно-нравственном самоопределении.

Воспитывающий материал второй части букваря не ограничивается только названной темой, здесь помещены поговорки, пословицы, загадки, стихотворения, отдельные тексты, связанные с Богом, трудом, богатством и бедностью, добром и злом, и просто с жизнью.

Какие бы задачи не ставились государством перед автором учебника, мы уверены, что в первую очередь В.В. Катаринский преследовал цель реальной помощи детям-башкирам и их родителям в преодолении безграмотности, отсталости. Он ратовал за то, чтобы каждый ученик смог проникнуться истинной любовью к русскому языку, русскому народу, с которым бок о бок живет его народ уже многие тысячелетия и учился воспринимать интересы России как свои, а не чужие.

Исследуя тему гражданско-патриотического воспитания в содержании букваря для башкир, мы приходим к выводу, что формирование гражданской позиции у подрастающего поколения, в основе которой лежали бы святость слова Родина и гордое щемящее чувство принадлежности к великой стране России, актуально до сегодняшнего дня.

Литература

1. Арапова Д. Ислам в архивных материалах высших государственных учреждений Российской империи. -Казань: Ab Imperio, 2008. - 544 с.

2. Букварь для башкир. - Оренбург, 1892 (II изд. - 1898). - 58 с.

3. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Махмутов Ю.М. Этнопедагогические аспекты патриотического воспитания в образовательном процессе. - Уфа: Гилем, 2008. - 137 с.

4. Джуринский А.Н.. Педагогика: история педагогический идей: учебное пособие. - М.: Пед.общество России, 2000. - 229 с.

5. Ильтенбаев А. Русско-башкирские народные училища //Учитель Башкортостана. - Уфа, 2003. - № 5. - С. 91.

6. Калачев А. Очерк современного экономического положения башкирской уфимской губернии //Живая старина. Вып.3. - СПб., 1899. - С. 329.

7. Латыпова Р.М., Галина Р.А. Из истории развития башкирской букваристики //European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5. Том 2. - С.249-254.

8. Латыпова Р.М. Письменные источники конца IX - начала XX веков и их влияние на формирование башкирского литературного языка (на основе русской и латинской график): автореф. дисс. ... на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Уфа, 2005. - 24 с.

9. Латыпова Р.М. XIX быуат азагы - XX быуат башындагы язма сыганактар hэм уларзыц башкорт эзэби теленец формалашыуына йогонто^ (урыд hэм латин графикалы язма сыганактар буйынса) /Письменные источники конца IX - начала XX веков и их влияние на формирование башкирского литературного языка (на основе русской и латинской график): монография. - Сибай, 2013. - 208 с.

10. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1871. - Т.3.

11. Файзуллина Л.Р. Методика формирования башкирской речи у русскоязычных учащихся в первом классе общеобразовательных учреждений Республики Башкростостан: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -Москва, 2005. - 208 с.

12. Файзуллина Л.Р., Латыпова Р.М., Аминев Ф.Г. Особенности воспитательного материала «Букваря для башкир»

B.В. Катаринского //European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. - № 5. - Том 2. -

C.167-173.

13. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период, 60-90 годы XIX века. - М., 1994. - 224 с.

References

1. Arapova D. Islam v arhivnyih materialah vyisshih gosudarstvennyih uchrezhdeniy Rossiyskoy imperii. - Kazan: Ab Imperio, 2008. - 544 s.

2. Bukvar dlya bashkir. - Orenburg, 1892 (II izd. - 1898). - 58 s.

3. Valeev A.S., Valeeva G.H., Mahmutov Yu.M. Etnopedagogicheskie aspektyi patrioticheskogo vospitaniya v obrazovatelnom protsesse. - Ufa: Gilem, 2008. - 137 s.

4. Dzhurinskiy A.N.. Pedagogika: istoriya pedagogicheskiy idey: uchebnoe posobie. - M.: Ped.obschestvo Rossii, 2000. -229 s.

5. Iltenbaev A. Russko-bashkirskie narodnyie uchilischa //Uchitel Bashkortostana. -Ufa, 2003. - № 5. - S. 91.

6. Kalachev A. Ocherk sovremennogo ekonomicheskogo polozheniya bashkirskoy ufimskoy gubernii //Zhivaya starina. Vyip.3. - SPb., 1899. - S.329.

7. Latyipova R.M., Galina R.A. Iz istorii razvitiya bashkirskoy bukvaristiki //European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnyih nauk). - 2014. - № 5. - Tom 2. - S.249-254.

8. Latyipova R.M. Pismennyie istochniki kontsa IX - nachala XX vekov i ih vliyanie na formirovanie bashkirskogo literaturnogo yazyika (na osnove russkoy i latinskoy grafik): avtoref. diss. ... na soiskanie uchenoy stepeni kand. filol. nauk. -Ufa, 2005. - 24 s.

9. Latyipova R.M. Pismennyie istochniki kontsa IX - nachala XX vekov i ih vliyanie na formirovanie bashkirskogo literaturnogo yazyika (na osnove russkoy i latinskoy grafik): monografiya. - Sibay, 2013. - 208 s.

10. Sbornik postanovleniy po Ministerstvu narodnogo prosvescheniya. - SPb., 1871. - T.3.

11. Fayzullina L.R. Metodika formirovaniya bashkirskoy rechi u russkoyazychnykh uchashchikhsya v pervom klasse obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy Respubliki Bashkrostostan: diss. na soiskaniye uchenoy stepeni kand. ped. nauk. -Moskva. 2005. - 208 s.

12. Fayzullina L.R.. Latypova R.M.. Aminev F.G. Osobennosti vospitatelnogo materiala «Bukvarya dlya bashkir» V.V. Katarinskogo //European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnykh nauk). - 2014. - № 5. -Tom 2. - S.167-173.

13. Farkhshatov M.N. Narodnoye obrazovaniye v Bashkirii v poreformennyy period. 60-90 gody XIX veka. - M.. 1994. -224 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.006 Чистякова В.В.

Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры иностранных языков Череповецкий государственный университет УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА (НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации учебного проекта в техническом вузе и его возможности как средства интеграции в курс «Иностранный язык» комплекса заданий формирующих у студентов первого курса способность к самостоятельной учебной деятельности. Способность адекватно оценивать и планировать учебную деятельность - одно из требований к подготовке выпускника вуза. Выполнение этого требования подразумевает целенаправленную работу со стороны студента и преподавателя. Специфика проектной деятельности позволяет интегрировать комплекс упражнений для развития учебной компетенции в учебную деятельность с учетом профессиональной направленности обучения и без ущерба для его качества.

Ключевые слова: английский для специальных целей, коммуникативная компетенция, учебная компетенция , автономное обучение.

Chistyakova V.V.

PhD in Pedagogy, Associate Professor Department of foreign languages, Cherepovets State University PROJECT WORK AS MEANS OF LEARNER AUTONOMY OF FIRST YEAR STUDENTS (FOREIGN LANGUAGES FOR TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS)

Abstract

The article deals with the structure and characteristics of project work in technical university and the ways it may be used as means of learner autonomy maintenance. It proves that the characteristics ofproject work allow to combine successfully project work, language study and practicing skills important for learners autonomy due to the fact that stages ofproject work match the steps of cognition process. Learner autonomy maintenance needs goal-directed activity of the teacher and students though.

Keywords: ESP, communicative competence, educational competence, learner autonomy.

Введение

Последний ФГОС называет результатом иноязычной подготовки студентов технического направления должна быть способность свободно пользоваться одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач. Подобное требование предполагает, что содержание иноязычной подготовки студента с одной стороны учитывает его потребности как будущего специалиста, с другой - обеспечивает необходимым инструментарием для текущей самостоятельной учебной деятельности и дальнейшего профессионального роста. Соблюдение этих требований - гарантия того, что выпускник сумеет остаться профессионально востребованным в условиях постоянно развивающихся производственных технологий.

Вместе с тем, как показывает практика, уровень языковой подготовки студентов, обучающихся на первом курсе неязыковых направлений вуза, не соответствует предъявляемым программой требованиям. Помимо прочих факторов (нехватка времени, отсутствие желания и пр.) отставание на уровне школьной и университетской программы вызвано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.