Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ'

МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
288
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ПЕСНЯ / БАРДЫ / МОЛОДЕЖЬ / ФЕСТИВАЛЬ / CULTURE / HUMANIZATION / COMMUNICATION / MODERNIZATION / MODERNITY / SPIRITUALITY / VALUE / SONG / BARDS / YOUTH / FESTIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филатова Елена Владимировна, Карнаухова Вероника Александровна

Авторы статьи обращаются к проблемам существования бардовской песни в современной молодежной среде, рассматривая бардовскую песню как один из эстетических ориентиров в системе музыкальных предпочтений юношества. Феномен бардовской песни рассматривается и как культурологическая категория, анализируются особенности бардовской песни как жанра массовой культуры, его связь с традициями любительского музицирования, укорененными в русском обществе. Отдельным вопросом, к которому апеллируют авторы, становятся духовные ценности, которые несет бардовская песня, в том числе ценность человеческого общения, диалога поколений. В качестве механизма трансляции ценностей авторы рассматривают молодежный фестиваль авторской песни как культурно-образовательный проект (на примере нижегородского фестиваля авторской туристической песни «Круг друзей»)The authors of the article address the problems of the existence of the bard song in the modern youth environment, considering the bard song as one of the aesthetic guidelines in the system of musical preferences of youth. The phenomenon of bard song is also considered as a cultural category. the author analyzes the features of bard song as a genre of mass culture, its connection with the traditions of Amateur music making, rooted in Russian society. A separate issue that the authors appeal to is the spiritual values that the bard's pen carries, including the value of human communication and the dialogue of generations. As a mechanism for transmitting values, the authors consider the youth festival of author's song as a cultural and educational project (for example, the Nizhny Novgorod festival of author's tourist song "Circle of friends")

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Можно сказать, что все постулаты-назидания состоят из трех составляющих: обращение к детям и двух основных частей, первая из которых - требование, указание, пожелание взрослых к детям, которые имеют нравственно-поведенческое содержание - условие изречения. Вторая часть - следствие - одобрение, если выполняется условие; угрозы, наказания в случае невыполнения условия изречения.

В нашем примере условие - это хранение в душе ребенка наставлений отца и матери, это первая часть постулата-назидания; вторая часть связана с Богом, что особенно было значимо в воспитании детей в прошлом. В подсознание ребенка поступает мысль о том, что если он не будет помнить слова родителей, то Бог его обязательно накажет и, конечно же, не будет любить. Бог в представлении детей обладет такой могучей силой, которой невозможно было даже попытаться противостоять. В те времена в детях воспитывали поклонение и служение Всевышнему, формируя модель хорошего, послушного, богобоязненного ученика.

2. «Атагын хорматлäгäн баланын телäге кабул була тей» (У ребенка, почитавшего отца, исполнятся все желания).

3. «Ата-äсäгенä йаман гуз äйткäн кеше, ахиратта хур булар тей» (Человек, сквернословящий родителям, попадет в ад).

4. «Ата фатихагы балаларынын öйенä бäрäкäт бира, инä каргышы балаларынын нигезен корота тейлäр» (Отцовское благословение облагораживает дом детей, материнсое проклятие разрушает фундамент дома детей).

Выводы. Таким образом, содержание учебника, в рамках рассматриваемой нами проблемы, выраженное в рассказах, постулатах-назиданиях, нравоучениях, убеждениях, подобрано с учетом этнопедагогического подхода к воспитанию подрастающего поколения. Простые, доступные для детей народные изречения являют собой материал, способный вызвать и закрепить у каждого ребенка искреннее чувство уважения к родителям, почитания взрослых людей через определение иерархической лестницы Ребенок - Родитель -Бог. Букварь показывает нам, что автор был не только тонким психологом, хорошо разбирающимся в возрастных особенностях детей, опытным методистом-дидактом, учитывающим принципы и закономерности обучения, но и то, каким знатоком был В.В. Катаринский башкирского языка, с каким уважением относился он к башкирскому народу, его национальной самобытности, культуре, обычаям, традициям.

Литература:

1. Катаринский В.В. Букварь для башкир. Оренбуржская Типо-Литография Б.А. Бреслина, 1892, 58 с.

2. Коменский Я.А. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) - М.: Карапуз, 2008, 288 с.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Приводится по изданию: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 с.

4. Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939. (Педагогичесмкие сочинения в восьми томах) -М.: Директ-Медиа, 2014, 566 с.

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР 1952, 653 с.

6. Файзуллина Л.Р. Правила доброй жизни в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского. Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып.60. - Ч.3 - С. 339-342.

Педагогика

УДК 371.8

магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблемам существования бардовской песни в современной молодежной среде, рассматривая бардовскую песню как один из эстетических ориентиров в системе музыкальных предпочтений юношества. Феномен бардовской песни рассматривается и как культурологическая категория, анализируются особенности бардовской песни как жанра массовой культуры, его связь с традициями любительского музицирования, укорененными в русском обществе. Отдельным вопросом, к которому апеллируют авторы, становятся духовные ценности, которые несет бардовская песня, в том числе ценность человеческого общения, диалога поколений. В качестве механизма трансляции ценностей авторы рассматривают молодежный фестиваль авторской песни как культурно-образовательный проект (на примере нижегородского фестиваля авторской туристической песни «Круг друзей»).

Ключевые слова: культура, гуманизация, коммуникация, модернизация, современность, духовность, ценность, песня, барды, молодежь, фестиваль.

Annotation. The authors of the article address the problems of the existence of the bard song in the modern youth environment, considering the bard song as one of the aesthetic guidelines in the system of musical preferences of youth. The phenomenon of bard song is also considered as a cultural category. the author analyzes the features of bard song as a genre of mass culture, its connection with the traditions of Amateur music making, rooted in Russian society. A separate issue that the authors appeal to is the spiritual values that the bard's pen carries, including the value of human communication and the dialogue of generations. As a mechanism for transmitting values, the authors consider the youth festival of author's song as a cultural and educational project (for example, the Nizhny Novgorod festival of author's tourist song "Circle of friends").

Keywords: culture, humanization, communication, modernization, modernity, spirituality, value, song, bards, youth, festival.

Введение. Актуальность обращения авторов к данной теме обусловлена тем обстоятельством, что сегодня остро ощущается роль человека в культуре, проблема гуманизации культуры. Авторская песня, рожденная как форма доверительного общения людей, лирико-философский монолог, духовное наследие советских бардов - то, что в современном трансформированном мире для многих становится духовной опорой. В нем изменилась не только сама форма, но и существование авторской песни в контексте диалога поколений. При этом бытие бардовской песни в современной молодежной культуре - вопрос, заслуживающий отдельного внимания. Попробуем понять, чем обусловлена важность обращения молодежи к такому виду творчества, как авторская песня:

1. культурными доминантами сегодняшнего социума, а именно - наличием в нем разнонаправленных векторов культурной динамики, с одной стороны, тенденцией к модернизации, с другой - ретроспекцией, стремлением удержать в памяти все лучшее из накопленного предшественниками;

2. музыкальными приоритетами молодых, в эстетической палитре которых, по наблюдениям социологов, авторская песня и рок-музыка если и не занимают первого места, то все-таки пока присутствуют;

3. спецификой трансформированного под влиянием коммерциализации феномена массовой музыкальной культуры.

Актуальность затронутой темы объясняется непосредственно и особенностями бардовской песни, требующей исполнения в дружеской компании, кругу единомышленников, что выводит исследование на проблемы современного межличностного общения, человеческой коммуникации посредством музыкального творчества. Кроме того, песня всегда объединяла членов семьи - института, наиболее сильно подверженного сегодня процессам трансформации. Проблемы семейных связей и благополучия ребенка поднимаются сегодня многими исследователями. Так, например, Е.А. Бурина и А.Е. Кудинова указывают, что «...психологическое благополучие ребенка зависит не от состава семьи, а от используемых стратегий воспитания и эмоционального климата» [1]. Последние события в мире, охваченном пандемией, заставляет в очередной раз задуматься о ценностях подобного рода.

Исследуя каналы трансляции традиций бардовского творчества в молодежной среде, авторы опирались на комплексный подход, применяя методы, используемые в социологии, музыкознании, культурно-образовательном менеджменте, в частности, проектной деятельности [2, 6].

Изложение основного материала статьи. Традиция существования бардовской песни затрагивает историко-культурный аспект. Песенное и романсовое искусство в отечественной культуре всегда служило средством коммуницирования, интеграции людей, каналом межпоколенной трансляции духовных и этических ценностей. Этому способствовала, в частности, традиция совместного музицирования, некогда глубоко и прочно укорененная в русской культуре. Традиции домашних концертов, пения и игры на музыкальных инструментах в кругу семьи, а также пения под гитару хранилась в России и передавалась от старших к младшим. Многие из этих феноменов описаны в мемуарной литературе. Домашний музыкальный быт воспитывал слух творцов музыки, композиторов и исполнителей, академическое творчество крепкими узами было связано с ним. Однако, по свидетельствам социологов, сегодня в обществе заметна утрата ценностей семейного и дружеского общения. Вместе с ними уходит в тень интерес к лирическим литературным и музыкальным жанрам - песне, романсу, бардовскому творчеству, а значит - к человеку и гуманистическим ориентирам. Это признают и видные отечественные музыканты, педагоги, исполнители. Так, например, в одной из программ телеканала «Спас», «Парсуна» крупный отечественный дирижер Владимир Федосеев констатировал, что романс уходит из русской жизни, из музыкальной повседневности [3]. Динамизм сегодняшней жизни проявился в отказе от камерности и доверительности человеческого общения, но именно их утрата обществом стимулирует и желание их возродить и сделать достоянием молодежи.

Согласно опросу, проведенному методом анкетирования (N-300) нижегородскими социологами в 2019 г. на базе исследовательской лаборатории по проблемам семьи НГПУ им. К. Минина (руководитель О.А. Немова), музыкальные вкусы молодежи не взыскательны, большинство (65,3%) предпочитает поп-музыку, эстраду (она звучит в доме, её слышат на концертах и музыкальных шоу). Классика не пользуется популярностью, на дальние позиции отступил не только джаз (2,7%), мюзикл (театры оперетты и представления мюзиклов посещают 7%), но и традиционно любимая молодежью рок-музыка (6,3%). На самом последнем месте оказывается фольклор, народная музыка, из чего можно сделать вывод, что даже популяризация народных мотивов современными поп-звездами (такими, например, как Пелагея) кардинально ситуации не меняют. Из указанных в анкете форм музицирования (пение под гитару, исполнение народных песен, а также детских, застольных, караоке) наибольшее количество голосов получило пение в караоке. На фоне ярко выраженной позитивной оценки пения как формы творчества, это выглядит вполне резонно и оправданно: большинство избирает караоке как массовый, доступный сегодня вид музицирования. Диссонанс в ситуацию вносит тот факт, что иные, некогда весьма востребованные формы музицирования, в том числе пени под гитару, остаются «за кадром». Парадоксально то, что это происходит при наличии у многих опрашиваемых музыкальных инструментов дома (кроме гитары респонденты упоминали существование электронных музыкальных инструментов), а также при насыщенности звукового и информационного пространства, а значит - расширении возможностей поиска творческой реализации, при подтвержденном в результате анкетирования желании молодых обучаться музыке и заниматься любительским музыкальным творчеством. Все это наводит на мысль о том, что общество, по-видимому, должно вовремя замечать и адекватно реагировать на эстетические потребности и стремления молодежи, однако, по факту, этого зачастую либо не происходит, либо отодвигается на второй план в пользу решения насущных проблем.

В свете данной проблематики представляется важным обратиться непосредственно к жанровой специфике бардовской песни. Это необходимо затем, чтобы понять, чем бардовская песня сегодня может привлечь молодежь, какие ценности она несет? Обратимся к некоторым источникам. Бардовская песня стала особым явлением в контексте массово-бытовой культуры советского общества времен оттепели и последующих лет. Связанная с культурой интеллектуалов-шестидесятников, романтиков-интеллигентов, рефлексирующих по поводу судеб человечества, она стала противовесом музыкальному ширпотребу. По мнению музыковедов, так называемый «третий пласт», вбирающий в себя бардовскую песню, развивается

«"поперек" традиционных стилевых и жанровых схем» [5, с. 516], подчас сближаясь с эстрадой, а также с аутсайдерами по отношению к официальной культуре - шансоном и роком. Основу жанра неизменно составляет романс, заметный «...от А. Галича и Б. Окуджавы до Никитиных и «Иваси» ... Теплота и задушевность романса чрезвычайно близки традициям русского искусства. Меняются поколения, молодые люди становятся родителями, у них появляются дети и внуки, которые, как и их предки, любят петь эти удивительно живые мелодии в компаниях, на улице под гитару, и такая живучесть жанра удивляет» [5, с. 521]. В этом высказывании следует подчеркнуть одно важное понятие - теплота - то, чего не хватает в нашем рациональном мире модернизации и цифровизации. Не хватает этого и молодым, ищущим опоры. Именно о таких опорах - дружбе, любви, преданности - размышляли в своих песнях Юрий Визбор, Юрий Кукин, Олег Митяев и др. Стремление раскрыть в песне суть человеческой души, смысл бытия отличало Булата Окуджаву, не случайно Юрий Рост в программе «Сати. Нескучная классика» сравнил его с духовным поводырем, сказав, что «.он странствовал по времени, по миру, по воздуху» [4].

На сегодняшний день важно и сохранение культурного пространства, в котором бытовала раньше и развивается теперь бардовская песня. Во времена оттепели она была частью дружеских бесед, а иногда дискуссий, позднее - неотъемлемым элементом походно-туристической романтики, с годами, обретая несвойственные масштабность и официальный статус, жанр вышел на концертную эстраду, захватив фестивальные площадки, оупен-эйры. Начиная от классических, традиционных Грушинского, Ильменского фестивалей, форума «Берег Грина» и др. до региональных, но уже освященных традицией, например, нижегородского бард-фестиваля «Музыка сердец».

Сегодня каналами, по которым распространяется культура бардов в юношеской, молодежной среде, все чаще становятся кружки и студии в системе дополнительного образования, а также организуемые педагогами и тьюторами этой сферы конкурсы и фестивали, адресованные непосредственно юношеству. Одному из таких фестивалей, проводимому на базе МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова», открытому городскому фестивалю авторской туристической песни «Круг друзей» г. Нижнего Новгорода, недавно исполнилось 25 лет. На его примере можно наблюдать, как за четверть существования в его орбиту вовлекалось все больше любителей и знатоков бардовской песни, прежде всего молодежи. Причем как знатоки (нижегородский барды, члены жюри), так и неофиты выступали в нем в качестве участников гала-концертов, обеспечивая живую связь поколений, их творческий диалог. Задуманный как форум, целью и задачами которого является «популяризация и развитие бардовской песни как самобытного песенного жанра России», «стимулирование авторского творчества молодежи», а также семейного творчества, патриотическое воспитание, «укрепление социокультурных связей между клубами самодеятельной песни, творческими объединениями», а главное - «утверждение в авторской песне гуманизма, духовности, искренности», фестиваль изначально был ориентирован прежде всего на юношество. В Положении о его проведении сказано, что его участниками «могут быть учащиеся общеобразовательных учреждений», «клубы самодеятельной песни», «семейные ансамбли» [Пол.]. Таким образом, туристическая авторская песня, рожденная и жившая в походных условиях, на лоне природы, у костров, в силу известных обстоятельств, осложняющих сегодня турпоходы и романтические встречи на лесных полянах, адаптировалась к новым условиям, продолжая служить укреплению человеческих связей и трансляции духовных ценностей. Причем исконный походный стиль авторской песни, как важный компонент традиции, не был утрачен, это - одно из условий, также зафиксированных в «Положении о проведении XXV Открытого фестиваля авторской туристической песни "Круг друзей"»: «Программа выступления участников на городском отборочном туре должна состоять из 2-х песен соответствующих стилю, под аккомпанемент любого инструмента, который может быть взят в турпоход». Живое звучание, без использования фонограммы - также обязательное условие для участников.

Выводы. Анализируя динамику развития фестиваля за последние годы, организаторы констатируют увеличение числа его участников и победителей в различных номинациях. Так, если в 2017-2018 году (фестиваль проводится осенью, отборочные туры, таким образом, рассчитаны на учебный год), общее количество организаций, представляющих на конкурс своих участников, было 55, то к 2019-2020 это значение выросло до 61. Однако, дело не только и не столько в количественных показателях. Гораздо более важным итогом можно считать обращение к бард-культуре молодежи, воспитание к ней стойкого интереса, увлечения авторской песней. Результатом можно считать то, что фестиваль обрел свои традиции, своих мэтров, опекающих молодежь, проводящих здесь мастер-классы, выступающих вместе с начинающими на одной площадке, то, что этот форум и в отношении репертуарной политики объединяет молодых и классиков жанра. Это - лучший и реальный пример того, что можно противопоставить современным процессам коммерциализации культуры и утраты традиционных ценностей.

Литература:

1. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. 2020. Т.8, № 1. С. 6.

2. Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 1.

3. Парсуна. Владимир Федосеев // Телеканал «Спас». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. spastv.ru>schows/parsuna/vladimir-fedossev/. - Дата обращения: 27.02.2020.

4. Сати. Нескучная классика с Ольгой Окуджавой. // Телеканал «Культура». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?film[d=9875016494526105299&text=сати%20нескучная%20классика%20с%20о льгой%20окуджавой%. - Дата обращения: 27.04.2020.

5. Сыров В.Н. Старые и новые реалии массовой культуры // История Отечественной музыки второй половины ХХ века / Отв. ред. Т.Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2005.

6. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Том. 7, № 4. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.