Научная статья на тему 'О сравнительном музыкослушании комментарий к статье В. Э. Штейнберга и Н. Н. Манько «Технологии сравнительного музыкослушания в поисковом проекте “Жизнь замечательных мелодий” (ЖЗМ)»'

О сравнительном музыкослушании комментарий к статье В. Э. Штейнберга и Н. Н. Манько «Технологии сравнительного музыкослушания в поисковом проекте “Жизнь замечательных мелодий” (ЖЗМ)» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сравнительном музыкослушании комментарий к статье В. Э. Штейнберга и Н. Н. Манько «Технологии сравнительного музыкослушания в поисковом проекте “Жизнь замечательных мелодий” (ЖЗМ)»»

7. Штейнберг В.Э. «Семантические фракталы Штейнберга» для технологий обучения // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 204—210.

8. Яковлева Е.Л., Зайченко М.А. Рекурсия и искусство // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 4—2 (11). 2013. С. 65—68. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rekursiya-i-iskusstvo (дата обращения: 24.04.2016).

9. Corballis M.C. The Recursive Mind: The Origins of Human Language, Thought, and Civilization [text] / M.C. Corballis. Precenton: Precenton University Press, 2014. 304 p.

Е.В. Ткаченко

О сравнительном музыкослушании

Комментарий к статье В.Э. Штейнберга и Н.Н. Манько «Технологии сравнительного музыкослушания в поисковом проекте "Жизнь замечательных мелодий" (ЖЗМ)»

Название журнала — «Ценности и смыслы»— обязывает. Обязывает связать содержание комментария с целеполаганием журнала. В начале XXI века в нашей стране пропагандировалась идея «от конкурентоспособности специалиста — к конкурентоспособности государства». Призыв лишь частично полезный — вследствие своей технократичности. Ибо при настойчивом продвижении этого призыва как приоритетного отсутствовала духовно-нравственная составляющая, отсутствовал призыв к высшим ценностям развивающегося общества. Стране нужны не только блестяще образованные специалисты, не только технократы, финансисты, бизнесмены. В свою очередь бизнес должен быть социально ориентированным, нам необходимы новые Третьяковы, Морозовы, Татищевы, Демидовы, много сделавшие для развития как экономики и промышленности, так и культуры России и, кстати, проживавшие в своем Отечестве. В нашем современном Отечестве сформировалось такое количество конкурентоспособных специалистов, бизнесменов, собственников, из которых даже уже сложился слой коррупционеров, высшей ценностью и смыслом которых стало только обогащение и сверхобогащение, сопровождаемое вывозом капиталов за рубеж. О духовных ценностях этой категории соотечественников говорить бессмысленно. Но нельзя не отметить, что сверхобогащение этой прослойки общества сопровождается обнищанием другой части общества, с одновременным падением потенциала и качества нашего образования, науки, культуры.

На одном из Советов по культуре и искусству Президент России В.В. Путин отмечал, что мы все чаще сталкиваемся с культурной нищетой, с «фастфудом» от культуры. Действительно, более половины учащихся

системы профтехобразования России в качестве одной из причин желания родиться и жить за рубежом называли низкий уровень культуры нашего общества. Подчеркиваю, что это мнение высказали дети на 80% из неполных и/или неблагополучных семей (результаты социологических исследований более 50 тысяч респондентов в 52 регионах России в 2000—2010 гг.)

Одним из реальных направлений приобщения молодежи к культуре могла бы быть активная пропаганда, например, культуры музыкальной. Однако и здесь не все благополучно. Нас буквально оглушают музыкальные масс-медиа, где превалирует поп-культура в различных проявлениях, которая проповедует в основном низменные чувства и примитивизм человеческих отношений. На телевидении очень мало достойных произведений, именно отсюда на массового слушателя идет тотальный «фаст-фуд». И даже там, где встречаются отличные примеры красивых и полезнейших передач, не все благополучно с образцами ценностей и смыслов в части культуры и воспитания. Например, по первому каналу ТВ идет отличная по содержанию программа «Голос». Наконец-то мы можем видеть новые таланты, которыми так богата наша страна, которыми уже сейчас можно гордиться. Но одновременно с этим вопрос — а как и кто ведет эту программу? Д. Нагиев. Неужели без его пошлых намеков и развязности передача утратила бы своих почитателей? Если пользоваться категориями «ценности» и «смыслы», то можно твердо сказать, в чем ценность передачи «Голос», это всем понятно. Но смысл-то этой передачи миллионам зрителей трактует Нагиев и ему подобные!

Слава Богу, на ТВ комментируют и работают специалисты высокой культуры. Великолепных образцов и традиций русской культуры вообще и музыкальной, в частности, в России, казалось бы, более чем достаточно. Гордостью России являются наши современники — великие музыканты и художники. У нас работают прекрасные образовательные учреждения культуры (консерватории, театральные вузы, академии танца и мн.др.). Но этого крайне мало. Как правило, это возможности для избранных, для интеллектуальной элиты, прежде всего в больших городах, но не для большинства народа. Имеет место расхожее мнение, что талант всегда пробьет себе дорогу, но мы же не знаем, сколько талантов из глубинки такой дороги не нашли.

Что же делать, чтобы уйти от распространяющейся культурной нищеты и «фастфуда» от культуры?

Педагогической науке известно, как воспитывать культурные навыки и формировать ценности у подрастающего поколения. Главное — в практике применения известных педагогических постулатов. Надо начинать с системной работы, начиная с детства, с семьи, со школы. И такое есть. Однако это должно быть массовым явлением, а не осуществляться в отдельных элитных школах, только в крупных городах. В этом случае было бы полезно обратиться к опыту массовой советской школы и вспомнить, что

даже в военное время в школе работали учителя музыки. Скажу о себе. В 1950 (!) году после 8-го класса поселковой школы № 55 учитель пения повез нас в г. Омск на гастроли Пермского оперного театра. Ставили «Царскую невесту». Учитель предупредил, что опера сложная, нам может и не понравиться, но мы должны иметь собственное мнение о таком — оперном — направлении музыкального искусства. Спектаклем я был потрясен. Результат? Подросток из сложной послевоенной семьи (пятеро детей без отца, я — единственный, получивший высшее образование), навсегда полюбивший оперную, классическую музыку. Разве этого мало?

Везение на хороших людей — очень важное в жизни — продолжалось. Будучи аспирантом физтеха Уральского политехнического института, я получил совет от уважаемого коллеги — любителя музыки — посетить филармонию, где известные пианисты страны давали концерты. Мне снова повезло. В 1962 году буквально в течение месяца «Лунную сонату» Бетховена исполняли Зарицкая, Башкиров, Нейгауз. По впечатлению это были три почти разные произведения. Мягкое, почти нежное, утонченное звучание мелодии у Зарицкой и мощное, почти «штормовое» исполнение Баш-кирова (во время исполнения пальцами сдвинувшего рояль!) и, наконец, академичная, виртуозная, практически идеальная подача произведения великим мэтром Нейгаузом. Прошло более 50 лет, а счастливая возможность этого сравнительного музыкослушания сопровождает меня всю жизнь. Это был урок, показавший, что даже бессмертные, великие произведения могут звучать совершенно по-разному, вызывать при этом красивые и глубокие чувства, сопереживание, размышления, стремление сравнивать, анализировать, понять не только внешнюю красоту мелодии. Примеры эти я привел только для того, чтобы показать, как много может сделать школа и окружающий социум для развития человека. Очевидно, что школа, семья, самодеятельные коллективы, артисты-энтузиасты и просто любители прекрасного и музыки в особенности, могут очень много сделать для развития отдельной личности и культурного просвещения общества в целом, хотя бы в своем социокультурном пространстве.

В этом смысле мне снова повезло, так как более 15 лет назад я познакомился, а затем и стал сотрудничать с коллективом энтузиастов, талантливых ценителей музыкального искусства, организаторов содержательного сравнительного музыкослушания, активно действующих в Башкирском государственном педагогическом университете. Ими создан и активно развивается проект «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ).

Научной идеей проекта ЖЗМ является приложение принципа многомерности к феномену «музыкальный образ». Для этого систематизируются сотни аранжировок одной мелодии. В составе проекта десятки крупных разделов, в которых представлены направления систематизации. Например, в разделе «Моноантологии» одной мелодии представлены вариации таких мелодий как «Bésame mucho»,«Опавшие листья», «Ах, эти

черные глаза», «Ноктюрн Гарлема» и многие другие замечательные мелодии (всего 112 томов). В разделе «Полиантологии» представлены музыкальные сборники:«Золотой аккордеон», «Золотая гитара», «Золотой саксофон», «Золотая скрипка» и другие (7 томов). В разделе «Памяти великих» в 13 томов отобраны лучшие мелодии певцов и музыкальных коллективов: М. Магомаева, А. Герман, В. Высоцкого, АББА и других выдающихся исполнителей. Созданы и такие разделы, как «Вечера на ЖЗМ», «Современники на ЖЗМ», «Мелодии для отдыха», «Триады романса» и многие другие. Все отобранные произведения отличает высочайший профессионализм исполнителей и красивейшие аранжировки. Нужно отметить, однако, что этот проект создавался не для профессиональных музыкантов, он создан для наших друзей — для людей, не имеющих специального музыкального образования, для тех, кто любит музыку, в том числе и для работников системы образования, стремящихся и способных развивать не только свою внутреннюю культуру, но и окружающих.

Отметим и конкретный, адресный характер проекта: это проект культурологического прикладного характера, представляющий пользователю не только определенный объем избранного музыкального контента, но и технологию его организации и использования, что позволяет различным пользователям дополнять проект своими подборками. Говоря современным языком, это своеобразная база музыкальных данных, структурированная в соответствии с концепцией проекта и снабженная интерфейсом пользователя со скромным, но своеобразным дизайном оформленияи аудиоформатом.

Конечно, можно было бы в качестве замечания отметить, что «Жизнь замечательных мелодий»— не бесспорное название проекта. Наверное, название, «Калейдоскоп замечательных мелодий» было бы более подходящим, но избранное разработчиками название подкрепляется ассоциативно известным книжным брендом «Жизнь замечательных людей» и т.п. Также принятое название может быть оправдано и тем, что проект своеобразно демонстрирует жизнь замечательных мелодий в различных стилях, жанрах, инструментальных составах и исполнениях.

И еще. Существует много хорошей и очень хорошей музыки, которая не содержит концептуальных мелодий. Такая музыка не входит в мировой золотой список, просто красивой музыки много, но мелодий, которые исполнялись бы десятилетиями по всему миру в разных стилях и жанрах, очень мало. Таким в проекте отведено особое место. Иными словами, в проекте представлено не только многочисленное и популярное, но и редкое, очень ценное в плане выразительности музыкального образа. Если мы обратимся к репертуару известнейших оркестров и солистов за большой период, то увидим, что лишь немногие музыкальные произведения обрели бессмертие, статус эстрадных и джазовых «стандартов», продолжаются в многочисленных красивых аранжировках и исполнениях. Именно такие попадали в проект ЖЗМ.

Именно такие мелодии, редкие и ценные в плане выразительности музыкального образа, привели авторов проекта ЖЗМ к идее сбора аудио-библиотеки. При этом с помощью технологии сравнительного музыкослушания ими раскрывается потенциал талантливых и красивых мелодий с помощью «антологий одной мелодии». Такие моноантологии обладают неочевидным бинарным эффектом: повышенной эмоциональной реакцией при узнавании знакомой мелодии и некоторым удивлением при неожиданной или непривычной ее трактовке.

Что же можно сказать в итоге? Прежде всего, рассматриваемый проект «Жизнь замечательных мелодий» отличается великолепным, профессионально подобранным материалом. Он не связан с принципом обязательности (навязыванием), а напротив, ведет к осознанному выбору лучшего материала для каждого человека. Фактически потенциал музыкального воспитания, заложенный в проекте, связан с зоной ближайших интересов участников, слушателей, а опора на зону ближайших интересов может быть самым эффективным и полезным результатом деятельности. Не секрет, что эмоциональное, возвышенное состояние после общения с музыкой может влиять и на характер, и на поведение человека, в этом реализуется связь музыки с жизнью и деятельностью. В таких случаях в цепочке вопросов «что?», «как?», «зачем?» и «почему?»— ключевым становится вопрос «почему?».И ответ на него прекрасен — потому что соприкосновение человека с музыкой его облагораживает, возвышает, развивает, и, следовательно, способствует самовоспитанию. А такой человек оказывает самое благотворное влияние на окружающих. Может быть, в этом и заключается один из эффективных результатов проекта ЖЗМ, созданного талантливыми энтузиастами, бескорыстно пропагандирующими прекрасные образцы музыкальной культуры.

Примечание.

Для редакционного совета, редакционной коллегии, друзей журнала авторы проекта «Жизнь замечательных мелодий» подготовили новогодний подарок — диск «Новый год».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.