Научная статья на тему 'Н. И. Привалов и солистка его Величества М. И. Горленко-Долина'

Н. И. Привалов и солистка его Величества М. И. Горленко-Долина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Акулович Виктор Ильич, Брунцев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. И. Привалов и солистка его Величества М. И. Горленко-Долина»

В. И. Акулович, В. А. Брунцев

Н. И. Привалов и солистка Его Величества М. И. Горленко-Долина

Яркой страницей творческой биографии Н. И. Привалова было сотрудничество с известной русской певицей - знаменитой примой Императорского театра, солисткой Его Величества - Марией Ивановной Горленко-Долиной (1867-1919).

Имя этой выдающейся певицы должно стоять в одном ряду с лучшими представительницами русской вокальной школы Д. М. Леоновой (1834-1896), Е. А. Лавровской (1845-1919), М. А. Олениной-Д’Альгейм (1869-1970), которые внесли огромный вклад в пропаганду национального искусства в России и за рубежом. В отличие от других исполнителей, М. И. Долина сама организовывала концерты, в том числе и из произведений русских композиторов, проводила в Париже целые серии концертов, которые во французских газетах называли «Фестиваль русской музыки».

К числу грандиозных творческих проектов певицы мы можем отнести циклы концертов «Русской песни» (1907-1908), «Славянской» (19091912), «Европейской песни» (1912), «Патриотические концерты» (19141916), которые с большим размахом были проведены в Санкт-Петербурге и других городах. В них самое деятельное участие принимал Н. И. Привалов. В их подготовке и проведении проявился его многогранный талант. Он выступал в роли научного консультанта по репертуару и составителя развернутых аннотированных концертных программ, как дирижер, аранжировщик, композитор, исследователь народной музыки.

На наш взгляд эти масштабные концерты должны рассматриваться, как особо значимые в области национальной культуры начала ХХ века. Их успех и общественный резонанс, которые они вызвали, позволяют нам утверждать, что это были концерты, которыми в русской музыкальной культуре мы можем гордиться так же, как «Историческими симфоническими концертами» или лекциями-концертами А. Рубинштейна, когда им было исполнено 877 пьес 57 композиторов. А «Фестиваль русской музыки» в Париже М. И. Долиной предшествовал Дягилевским сезонам, когда зрителям Европы были представлены достижения русского балета, русских художников и композиторов. Таковы по размаху и циклы М. И. Долиной, когда слушателем прошла ретроспектива из сотен произведений русской, славянской, европейской музыкальной культуры XII-XX веков.

Деятельность М. И. Долиной была достойно оценена современниками, но отъезд певицы за рубеж после октябрьских событий вычеркнул ее имя из музыкальной истории России ХХ века. Ее творческие достижения

еще должны найти исследователей, которые определят ей достойное место в ряду деятелей русской национальной культуры.

Формат нашей статьи обозначен названием «Привалов и Долина», поэтому мы только отметим основные вехи творческой биографии певицы, о которой в советское время публикаций вообще не было. Мы проанализируем работу Привалова в этих совместных творческих проектах, которые вызвали огромный слушательский интерес и стали значительным явлением в области русской национальной музыкальной культуры.

Долина (псевдоним, настоящая фамилия - Саюшкина), по мужу Горленко, Мария Ивановна родилась 17. 02. (01. 03) 1867 г. (по другим источникам 1(13) апреля 1868 г.) в Нижегородской губернии. Умерла -

02. 12. 1919 г. в Париже. Русская певица (контральто). Обучалась пению у З. П. Гренинг-Вильде, у К. Ферни-Джиральдони на частных музыкально-драматических курсах Е. П. Рапгофа и совершенствовалась в Милане и Неаполе у Б. Карелли.

21 апреля 1886 г. дебютировала в роли Вани в опере М. Глинки «Жизнь за царя» на сцене Мариинского театра. В ее дебюте деятельное участие приняли режиссер театра Г. П. Кондратьев и главный дирижер

3. Ф. Направник. Партия Вани стала ее коронной ролью. Она спела ее в театре более ста раз. Оценивая заслуги М. И. Горленко-Долиной как оперной певицы, сошлемся только на один документ - письмо сестры М. И. Г линки Людмилы Ивановны Шестаковой: «Милостивая Государыня Мария Ивановна. Вчера я была очень обрадована, получив Ваш портрет в роли Вани, и надеюсь, что Вы ничего не будете иметь против, ежели я, отделав его в раму, помещу в Музей Глинки. Вы такой прелестный «Ваня», что не оставить Ваше изображение в этой роли потомству было бы непростительно. Прошу Вас принять искреннюю признательность от уважающей Вас Л. Шестаковой-Глинки. 28-ое ноября 1896»73.

На сцене Мариинского театра она пела почти двадцать лет с 1886 по 1904 гг. В оперном репертуаре певицы 41 партия. Гастролировала в оперных театрах Киева, Одессы, Харькова, Москвы.

Партнерами по сцене певицы были А. Давыдов, Ф. Стравинский, Т. Руфо, Ф. Шаляпин. Она пела с такими дирижерами как Э. Направник, П. Чайковский, Р. Дриго и др.

С 1901 г. солистка Его Величества - такие сведения находим мы

74

о певице в различных справочниках74.

В личной жизни М. И. Долиной был счастливый брак: в 1894 г. она вышла замуж за Илидора Владимировича Горленко (впоследствии пол-

73 РНБ., ф. 615, оп. I, ед. хр. 1457, л. 1.

74 Труванский А. М. Оперные певцы. М., 1991. С. 151.

ковника жандармерии Царскосельской ж. д.), который постоянно поддерживал творческие начинания супруги.

Необычайно широка география гастролей М. И. Долиной. В России она выступила более чем в 180-ти городах с 800-ми концертами. Ее партнерами в концертах были известные музыканты - профессора Петербургской консерватории: виолончелист А. В. Вержбилович, знаменитый скрипач Л. А. Ауэр, пианист А. Миклашевский. Сотни гастрольных концертов она провела с певицами Е. К. Мравиной и М. А. Михайловой, талантливой скрипачкой М. Н. Гамовецкой.

С 1894 г. М. И. Долина проводила ежегодные благотворительные симфонические концерты в Петербурге, в зале Дворянского собрания и Консерватории с участием оркестра и хора Мариинского театра, с приглашением иностранных дирижеров и солистов. Например, в концерте 2 марта 1897 г. дирижировал директор Московской консерватории В. И. Сафонов, а в концерте 1900 играл всемирно известный пианист Иосиф Гофман.

М. И. Долина помимо артистического дара обладала талантом организатора. Имея влияние в обществе, она много сил и энергии отдавала благотворительной деятельности. Она выступила более 500 раз в спектаклях и концертах в пользу разных благотворительных и просветительных учреждений. К числу таких крупных благотворительных акций отнесем ее концерты 1904 г. (во время русско-японской войны), когда в общество «Красного Креста» было передано 15 тысяч рублей собранных на концертах.

Успешными были выступления М. И. Долиной в концертах симфонического и камерного собрания Музыкального и Филармонического общества, а в сезоне 1904 г. она была Художественным руководителем концертов Павловского вокзала (тогда было проведено 143 музыкальных вечера)75.

С 1897 г. она начала успешно выступать за рубежом: с оркестром филармонии в Берлине, в Париже в концертах оркестра «Ламуре» с исполнением произведений зарубежных и русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Чайковского. Она исполняла отрывки из опер на русском языке. Ее выступления имели большой успех. В рецензиях отмечалось артистическое дарование певицы, мягкое звучание ее голоса, красивого и ровного в разных регистрах. Французские газеты называли М. И. Горленко-Долину «королевой русских певиц». Успех певицы был так велик, что она организовала в 1899 г. в Париже с оркестром «Ламуре» три концерта русской музыки, пригласив для участия знаменитого скрипача Л. Ауэра и дирижера Г. Казаченко. Газеты называли эти концерты «Русским фестивалем». Газета «Новое

75 РНБ., ф. 615, ед. хр. 1281, л. 66.

время» писала: «Успех Долиной-Горленко в Париже очень большой и небывалый для русской артистки. Она является в полном смысле героиней сезона. Только покойный Чайковский и в его лице русская музыка удостоились таких почестей, какие выпали на долю этой несравненной артистки»76.

«Русский фестиваль» М. И. Долиной прошел в Париже в 1898, 1899 и 1902 гг., познакомил французов с русской музыкой, а успех самой солистки немало способствовал интересу к концертам. «Долина сразу завоевала симпатии нашей публики своим восхитительным и редким по красоте тембра контральто. «Песни Леля» из оп. «Снегурочка» она передала с таким жаром и чувством, указывавшими на всю гибкость ее таланта» - писал «Journal»77.

Имя М. И. Долиной становится популярным, и ее концерты прошли в столицах Европы. В Берлине (1900), где она пела во дворце Императора Вильгельма по его приглашению. В 1902 и 1903 гг. в Вене, 1902 г. -в Софии и Белграде, 1903 г. - в Риме, Будапеште, Бухаресте. В 1902 г. М. Долина, Л. Ауэр, А. Миклашевский успешно выступили в Константинополе78. Эти концерты принесли ей славу известной европейской певицы. Своими концертами она подготовила почву для широкого распространения русского музыкального искусства за рубежом.

Выдающееся сценическое дарование, яркий драматический темперамент в сочетании с высоким вокальным мастерством, позволил стать ей в числе самых известных певиц России начала ХХ века.

Первое документальное подтверждение о совместных проектах М. И. Долиной и Н. И. Привалова мы находим в телеграмме от 11 января 1897 г. В ней сообщалось об участии Великорусского оркестра Н. И. Привалова в концерте с М. И. Долиной в Ораниенбауме. В том же Ораниенбауме, 12 июля 1897 г. оркестр балалаек Н. И. Привалова играл в серии благотворительных концертов М. И. Долиной - находим мы в отчете на страницах газеты «Новое время». Следующий документ от 5 июля 1908 г. - приглашение для оркестра Н. И. Привалова выступить целым отделением в саду Павловского вокзала. И с этого времени М. И. Долина приглашает Н. И. Привалова для участия во всех ее значимых концертных проектах.

Как организатор концертов, М. И. Долина поражала масштабностью и грандиозностью своих замыслов. Таким был и цикл концертов, посвященных истории русской вокальной камерной музыки, который она задумала провести в 1907 г. в Санкт-Петербурге и Москве.

Из «Биографического очерка» мы узнаем:

76 Новое время. - 1899. - 2 марта.

77 Каменев И. А. Биографический очерк. СПб., 1912. С. 43.

78 Труванский А. М. Оперные певцы. М., 1991. С. 151.

«Для осуществления своей поистине грандиозной задачи, Мария Ивановна пригласила в сотрудники известного музыкального критика Н. Д. Берштейна, библиографа по славянской музыке Н. Н. Бахтина (Но-вич) и известного знатока и разностороннего деятеля в области русской народной музыки Н. И. Привалова и, заручившись их ценным любезным согласием помочь ей, объявила в сезоне 1907-1908 гг. целую серию абонементных вечеров и утр «Русские песни». В программу их входили русские народные песни, былины в сопровождении великорусского оркестра Н. И. Привалова и художественные вокальные произведения русских

79

авторов по хронологическому порядку их появления в свет»79.

Для концертов были отобраны 188 песен 123 русских авторов, а также 31 народная песня и былина. Впервые в исполнительской практике были так широко представлены российские композиторы. Казалось, что солистке удалось охватить творчество большинства авторов, серьезно работавших в этой области. Этот грандиозный замысел - показать историю русской песни в четырех концертах, так оценивала газета «Театр и искусство»: «М. И. Долина задумала, не более и не менее, как продемонстрировать русскую песню в ее постепенном генезисе от первых проявлений бессознательности до современной художественной песни. Задача поистине грандиозная и историческая»80.

Для участия в своих концертах М. И. Долина пригласила известных исполнителей и целые коллективы, которые внесли достойную лепту в успешное их проведение. В концертах приняли участие оперные певцы А. Л. Каченовский (бас) и И. В. Садов (тенор), преподаватель Петербургской консерватории Н. Н. Кедров (баритон), известные музыканты, партнеры М. И. Долиной по камерным концертам - профессор Петербургской консерватории А. В. Вержбилович (виолончель), М. Н. Гамовецкая (скрипка), а также, мужской вокальный квартет (М. А. Гольтисон, Н. Е. Добров, К. К. Иванов, Н. В. Троицкий) и Смешанный хор под управлением М. П. Речкунова. Великорусский оркестр Н. И. Привалова аккомпанировал в концертах солистке Д. М. Лазаревой (фортепиано).

Четыре концерта цикла «Русская песня» были задуманы как абонементные в зале Петербургской консерватории и в зале Калашниковской хлебной биржи. Но когда было объявлено о дне продажи абонементов, они стали раскупаться с такой быстротой, что организаторы решили дополнительно провести серии концертов в Зрительном зале цирка Чини-зелли и дневных концертов для молодежи в Большом зале консерватории. Таким образом, только в Петербурге с 14 ноября 1907 г. по 23 февраля 1908 г. проведено 20 вечеров и утр цикла «Русская песня».

79 Каменев И. А. Биографический очерк. СПб., 1912. - С. 148.

80 Театр и искусство. - 1907 - № 49.

В планах были еще концерты в Большом зале Благородного собрания в Москве с 3 по 13 марта 1908 г.

На первый концерт 14 ноября 1907 г., который прошел в зале Петербургской консерватории с огромным успехом, с редким единодушием откликнулись все петербургские газеты. Авторы рецензий отмечали грандиозность проекта, его национальное значение, новаторство и новизну.

В газете «Новое время» отмечалось: «Вечера «Русской песни», открывшиеся 14 ноября, представляют нечто новое в нашем вокальном искусстве: сознательное отношение к музыке и к ее истории. Если мы знали г-жу Долину, как смелую организаторшу заграничных концертов, теперь для нас раскрылись ее интеллигентность, ее желание широких, исторических концертов в духе Рубинштейна. Задача обнять в четырех вечерах все развитие русского романса - действительно грандиозна... Как дивно прозвучали вчера духовные стихи и былина «Василий Окульевич!»»81.

Музыкальный критик А. П. Коптяев писал: «Я, не колеблясь, назову это предприятие высоко национальным, не имеющим себе равного в нашей серой музыкальной жизни.», и далее, «Русской народной песне уже давно сложены дифирамбы такими крупными европейскими художниками, как Берлиоз и Бюлов, а если вспомнить, что титан Бетховен пользовался ею для своих сонат и квартетов, то вполне понятно, мы должны гордиться этим художественным алмазом, легшим в основу всей нашей школы»82.

Основная часть концертной программы шла в сопровождении рояля. М. Долиной аккомпанировала пианистка Д. М. Лазарева. На М. Долину ложилась огромная вокальная нагрузка. В каждом концерте она исполняла до тридцати произведений, и при этом все наизусть. Только благодаря своему артистическому таланту и великолепной вокальной школе ей удавалось находиться постоянно в творческой форме.

Интересен отзыв музыканта-коллеги, участника концертов цикла, который поделился своими впечатлениями от искусства М. Долиной. Руководитель мужского вокального квартета Михаил Гольтисон так писал о вокальном мастерстве солистки: «Невозможно передать то неотразимое впечатление, которое производит пение нашей солистки. Какой удивительный голос, какая красота, сочность тембра! Какой в душу льющийся поток чистых, как слеза, серебристых, полных, то неизъяснимой неги, то мягкой вдумчивости, то бездонной скорби звуков. Долина поет, и все слушают ее с затаенным дыханием, боясь проронить хотя бы одно слово, один слог этой прекрасной певицы»83.

81 Новое время. - 1907. - 16 нояб.

82 Биржевые ведомости. - 1907. - 15 нояб.

83 Музыка и пение. - 1907 - № 2. - С. 6.

Самое деятельное участие в подготовке цикла «Русская песня» принял Н. И. Привалов со своим Великорусским оркестром. Участие в концертах шло в общем русле его исследований о русской песне. Последние два года Привалов активно работал над подготовкой курса лекций «Русское народное песнетворчество» для Археологического института. На концертах цикла он вновь встретился с хоровым дирижером М. П. Речкуновым, который в 1905 г. проводил со своим хором цикл «Три исторических концерта», где по его приглашению оркестр Привалова исполнял древние былины XI века и старинные народные песни.

Специально для «долинских» концертов Н. И. Приваловым были отобраны более тридцати произведений, взятых из широко известных сборников народных песен М. А. Балакирева, И. В. Некрасова, Т. И. Филиппова, А. Прохорова, Г. О. Дютша, А. и В. Железновых. Помимо народных песен он включил в программу совместного выступления былины, образцы духовного стиха, старинные напевы. Самый живой, восторженный отклик слушателей вызывали исполнение М. И. Долиной с Великорусским оркестром былины «Василий Окульевич» (Олонецкой губернии из сб. М. Балакирева), «Ванюша-ключник» (из сб. Т. И. Филиппова), Духовный стих «Помышляйте вы, христиане» (из сб. И. В. Некрасова), «Взирай с прилежанием, тленный человек» и «Сон Богородицы» (Зап. Г. О. Дютш и Ф. М. Истомин), «Егорий Храбрый» (напев Ржевской). Эти старинные песни придавали концертам особый оттенок, возрождая древние звуки национальной музыкальной культуры. Недаром многие рецензии отмечали, что эти старинные напевы несли духовный заряд, трогали душу.

«Высокопоучительное значение в историческом и художественном смысле имеет серия вечеров «Русской песни». Уже на первом вечере перед нами прошла целая эпоха развития нашей художественной песни. Обширнейшая программа состояла из произведений русских композиторов, начиная с XVIII столетия и почти до наших дней. Так и веяло стариной и, как бы слышались голоса наших прапрабабушек, когда раздавались звуки песен «Стонет сизый голубочек» Ф. Дитца, «Колыбельная песня» А. Титова, «Лучинушка» Д. Кашина, «Старый муж, грозный муж» А. Верстовского, а также песни А. Алябьева, А. Варламова,

А. Гурилева и др. Долина воскрешала русскую душу, проникала вглубь ее и заставляла восхищаться нашей родной песней, даже и той, которой не коснулось еще искусство композиторской обработки. но зато было больше души, теплоты, поэзии и, пожалуй, вдохновения»84.

Для совместных выступлений с оркестром солисткой и ее помощниками были отобраны народные песни разных областей России - «Взвейся, сизый голубочек» (Ярославской губернии), «Я на камушке сижу»

84 Театральная газета. - 1907. - 17 нояб.

(Московской губернии), «Русальская» (Рязанской губернии), «Уличная» (Московской губернии). Песни разных жанров: протяжная «Уж ты поле мое», плясовая «Я вечор млада во пиру была», хороводная «Заиграй, моя волынка». Дуэт М. Долина и С. Садов (тенор) с оркестром исполнял песню «Ах, ты душечка», а былина «Добрыня Никитич» звучала в исполнении хора под управлением М. П. Речкунова и Великорусского оркестра.

Все концерты вечеров открывал Великорусский оркестр, погружая слушателей в мир народной музыки. Звучали «Старинный сказ про Илью Муромца» (разработка былины, спетой И. Т. Рябининым), популярные народные песни: «Что пониже города Саратова», «Научить ли тя, Ванюша», «Как на горе калина», песни уральских казаков (из сб. А. и В. Же-лезновых), а также былина «Сон Стеньки Разина», «Ой, не вечор, то не вечор», любовная «Вечор ко мне девице», веселая «Посажу ль я калинушку» (номер со свирелями и гуслями звончатыми), разбойничья «Как по морю-морюшку», две танцевальных «Уральский казачок» и плясовая «Полянка». Были и несколько пьес, исполненных оркестром в инструментовке известного музыканта В. Т. Насонова - «Ничто в поле не колышется» (пастушья, Тверской губернии), «Стояли кони убранные», «Посею лебеду на берегу».

Среди этого океана русской лирической вокальной музыки, кроме оркестра Н. Привалова, инструментальной музыке был отдан один единственный инструментальный номер - это была пьеса А. К. Глазунова «Песня трубадура», построенная на интонациях народной песни в исполнении знаменитого виолончелиста А. В. Вержбиловича.

К каждому из четырех концертов цикла была выпущена художественно оформленная развернутая аннотация в виде книжки-буклета объемом до сорока страниц. На обложке портрет М. И. Долиной в театральном костюме Леля с рожком в руках. Н. И. Привалов серьезно потрудился над созданием буклетов. В них были помещены: развернутая аннотированная программа, тексты песен, звучащих в концерте, очерки по истории русской песни за подписью «Реми»85, краткие биографии композиторов, высказывания о музыке, а со второго концерта отзывы петербургской прессы о цикле «Русская песня», библиографический указатель литературы, музыкальные объявления. К программе второго вечера краткий очерк под названием «Русский романс» поместил Ц. Кюи. Буклеты к концертам «Русской песни» весьма информативны, многие сведения, помещенные в них, на наш взгляд, и сегодня интересны. Они пользовались спросом, и вероятно, поэтому в буклете второго вечера мы находим ремарку, что тираж издания - 15000 экземпляров. Они же были представлены и на концертах в Москве.

85 В архиве Н. Привалова в одном из буклетов вычеркнуто «Реми» и его рукой написано «Привалов».

Концерты «Русской песни» имели широкий резонанс в музыкальной жизни двух столиц. Свидетельство этому реклама на страницах буклета. Музыкальные магазины известных издателей А. Иогансена и Ю. Юрген-сона сообщали, что все ноты романсов, исполняемых на вечерах «Русской песни», вы можете приобрести в их магазинах.

Успеху цикла способствовали участвующие в нем известные музыканты и коллективы. Их участие было значительным: 5-6 произведений в концерте было у смешанного хора М. П. Речкунова, столько же у мужского вокального квартета М. А. Гольтисона. Исполнение в один вечер пятидесяти произведений подталкивало организаторов к поиску разнообразных форм - от сольного пения к хоровому, от ансамблевого к оркестровому. Поэтому вместе с М. И. Долиной участвовали ее давние партнеры по многочисленными концертным турне по России и за рубежом. Блистательно исполнялось несколько вокальных произведений М. И. Долиной в ансамбле со знаменитым виолончелистом А. В. Вер-жбиловичем. Это популярные - «Сомнение» М. Глинки, «Молись» Г. Вилламова, «Слеза дрожит» П. Чайковского. Они вызывали восторг публики. Украшением концерта было и исполнение «Песня рыбки» Ост-роглазова на сл. М. Лермонтова, когда к дуэту подключалась известная петербургская скрипачка М. Н. Гамовецкая. Этот номер заключал первое отделение концерта.

После 20-ти концертов в Санкт-Петербурге, цикл был повторен в Москве, куда М. И. Долина вывезла за свой счет всех участников концертов на десять дней. Отметим, что только в Великорусском оркестре

Н. И. Привалова было 30 исполнителей. Вот как сама Мария Ивановна вспоминает: «В нашей первопрестольной «Матушке Москве», где после большого успеха вечеров «Русской песни» в Петербурге я решилась повторить мои четыре вечера с огромными затратами, так как привезла хор, Великорусский оркестр Привалова и солистов из Санкт-Петербурга, меня встретили почти враждебно: публики сперва было мало, музыкальный мир... отсутствовал; мои концерты были объявлены «черносотенными», им приписывалась цель политическая. Левые газеты, или замалчивали, или бранились, правые возмущались, например, что я пела «На старом кургане», что хор исполнял: «Не плачьте над трупами павших бойцов». Никому только не пришло в голову одного, что я никакой политикой не занималась и не умею заниматься. Несмотря на все эти подвохи, успех вечеров «Русской песни» в Москве увеличивался, и после последнего москвичи устроили мне горячие овации. Зал был переполнен, и даже просили повторить эти концерты»86.

86 Каменев И. А. Солистка Его Величества М. И. Горленко-Долина. Краткий биографический очерк. - СПб., 1912. - С. 141.

68

Отзывы прессы на концерты цикла «Русская песня» в большинстве были положительные. Но были и достаточно резкие отзывы в адрес Великорусского оркестра Н. Привалова, отмечая невысокий уровень обработок народных песен, звучащих в цикле. Но к числу скандальных можно отнести отзыв, помещенный на первый вечер цикла, состоявшийся в Москве. Обратимся к критическим высказываниям в адрес оркестра: «В небольших биографиях, предпосланных петербургской программе, о Привалове говорится, как об образованном музыканте, но это все так мало гармонирует с тем, что мы слышали. Введение Великорусского оркестра в вечер «Русской песни» создало атмосферу чего-то несерьезного, а эпизод Великорусского оркестра с виртуозом на. кухонных ложках, да притом плохая техника виртуоза и дикие приемы (сломал ложку, бросив ее в зрительный зал), совершенно выбили нас из настроения, свойственной художественной аудитории.

. Привалов со своим отношением к «Русской песне» создает атмосферу садового характера города Пошехонья.»87.

Привалов в газете «Раннее утро» 7 марта ответил «Письмом в редакцию» и высказался о применении игры на ложках, имеющих давние традиции в народном музицировании, о великорусских оркестрах, которые уже доказали свою жизнеспособность.

Трудно удержаться, чтобы не привести и иную точку зрения об оркестре, высказанную в другой газете: «На концертах М. И. Долиной играл и аккомпанировал Великорусский оркестр Н. И. Привалова. Народные инструменты гармонировали с национальной песней. Под серебристые дрожащие звуки домр, балалаек, гуслей, пела как соловушко, русская певица. . До чего усовершенствовалась наша балалайка - заслушаться можно этих звуков, как волна, перебегающих из конца в конец оркестра. Начнет тонкая домра, точно тенор-запевало, подхватит хор балалаек, гудят басы - шире льется могучая песня»88.

Многочисленные рецензии в газетах все же не могли обойти огромного успеха, отмечая воспитательное, патриотическое, национальное значение концертов «Русской песни». Хотя историзм представленного материала, группировка его и последовательность в историческом времени, т. е. место произведения в программе по году его появления, выбор отдельных сочинений вызывали критику рецензентов. Они писали, что отсутствие серьезной научной базы по истории русской народной песни и романса ставили организаторов концертов перед выбором своей системы по последовательности и группировке огромного музыкального материала.

87 Голос Москвы. - 1908. - 5 марта.

88 Волынская жизнь. - 1908. - 1 марта.

Пресса была единодушна в оценке значимости концертов «Русской песни». «... Эта картина показала, какие шаги сделал русский романс. Его развитие заставляет нас не только смотреть с надеждою на будущее русского искусства, но позволяет также с законной гордостью оглянуться

89

и на прошлое»89.

«Нечего говорить, что затея сама по себе колоссальна: она первый в своем роде вокальный tour de force и имеет громадное музыкальновоспитательное значение не только для широкой публики, но и для спе-

90

циалистов»90.

Заключительным аккордом концертов цикла «Русская песня» стало чествование М. И. Долиной по поводу двадцатилетия ее артистической деятельности. «Русское общество с редким, почти небывалым единодушием выразило свою признательность славной артистке. Ряд отдельных учреждений и отдельных лиц на Западе прислали свои приветствия (Прага, Париж, Берлин, Руан)»91.

Наконец в день последнего концерта в Санкт-Петербурге 23 февраля 1908 г. друзья и почитатели Марии Ивановны чествовали ее банкетом, на котором собралось около 300 человек общественных деятелей, литераторов, артистов, художников - сообщал журнал «Музыка и пение»92.

Есть сведения, что цикл «Русской песни» М. И. Долина повторила в Варшаве (без больших коллективов). В Петербурге он прошел еще раз на «Международной художественно-строительной ярмарке» в июле 1908 года.

Отдельные же концерты цикла с участием оркестра Н. И. Привалова и солистов прошли многократно. Таким был концерт 6 августа 1908 г. в Сестрорецке в Ермоловском театре, при участии артистов Русской оперы К. С. Исаченко (тенор) и И. О. Брик (виолончель).

Необычайный успех вечеров «Русской песни» побудил Марию Ивановну Долину в следующем сезоне провести новый цикл «Славянские концерты». В архиве Н. И. Привалова мы находим документ, раскрывающий идею задуманного: «В России мы мало знаем о музыкальном творчестве западных и южных славян. В виду этого идея дать славянские концерты, в которых перед петербургскими слушателями прошел бы ряд произведений славянского музыкального творчества, чрезвычайно уместна. Целые горы материала выписаны из Праги и других культурных центров славянства для этих концертов, и для исследователя открывается

89 Новое время. - 1907. - 15 дек.

90 Петербургская газета. - 1907.

91 Русское пение. - 1908. - № 5. - С. 4.

92 Музыка и пение. - 1908. - № 5.

почти совершенно новый мир искусства, океан прекрасной музыки - для

~ “93

нас новой и неизвестной93.

По замыслу организаторов, музыкальная идея концертов - духовное сближение славянских народов через искусство, музыку, народную песню. Полученный из Праги и других столиц огромный нотный материал потребовал серьезного изучения и обработки для предстоящих концертов. И здесь понадобились умения и знания ближайших сподвижников М. И. Долиной для отбора произведений, обработки, переложений и аранжировки его для исполнителей и коллективов и составлению концертных программ.

Самое деятельное участие в этой работе приняли хоровой дирижер И. А. Смолин, Н. И. Привалов, библиограф Н. Н. Бахтин. Последние написали очерки о славянской музыке в программах концертов. Художественное оформление буклетов было прекрасно выполнено академиком Н. К. Бондаревским.

Документы свидетельствуют, что Н. И. Привалов принимал самое деятельное участие в подготовке цикла: «Н. И. Приваловым экстренно было составлено, разучено и аранжировано более 30 пьес для пения и Великорусского оркестра. Н. И. Привалов проявил себя, как историк, композитор и дирижер, не зная буквально отдыха, и проявил поистине неукротимую энергию, за что ему и нельзя не принести самой глубокой благодарности»94.

К программам концерта по просьбе М. Долиной им был составлен обстоятельный список литературы по народной песне «Опыт библиографического указателя по литературе русских народных песен», материал, с которым он уже работал 13 лет в области исследования народной пес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

95

ни»95.

К трем «Славянским концертам», в общей сложности, было отобрано 150 произведений. Это были: польские, чешские, сербские, болгарские, словацкие, македонские, латышские, малорусские, великорусские, словенские, македонские, белорусские и другие народные мелодии. По решению организаторов, в программу концертов были включены произведения славянских композиторов, основу композиторского творчества которых составляли напевы их стран.

По сравнению с циклом «Русская песня» значительно расширился состав исполнителей и особенно больших коллективов. В концертах участвовали: хоры Русской оперы под управлением Кирикова и Циммермана, Смешанный хор под управлением И. А. Смолина, духовой оркестр

93 РНБ. Отдел рукописей, ф. 615, оп. 2, . ед. хр. 1453.

94 К славянским концертам М. И. Долиной. РНБ. Отдел рукописей, ф. 615, оп.

1, ед. хр. 1453, л. 39.

95 Там же, - л. 40.

Гвардейского экипажа под управлением солиста Его Величества

В. И. Главача, народный мужской квартет, Хор гусляров и жалейщиков О. У. Смоленского и Великорусский оркестр Н. И. Привалова. Большая работа была проведена руководителями инструментальных коллективов по аранжировке новых произведений для своих оркестров. Так руководитель духового оркестра В. И. Главач сделал переложение 9 славянских гимнов, отметим, что из сборника Н. И. Привалова (как указывается в программах). А вклад самого Н. И. Привалова был значителен. Он подготовил к концертным программам 41 произведение со своим оркестром, из их числа более 30 пьес для пения.

В концертах участвовали известные музыканты, такие как

А. В. Вержби-лович (виолончель), певцы А. М. Боровик, К. А. Петренко, Н. В. Андреев, П. С. Москалев, Н. В. Симбирский, В. В. Федорова, М. А. Мурина, Ванда Ломановская, В. В. Вавич.

Долина М. отобрала для своего выступления с оркестром русские песни из сборника А. Лядова: «По лужечку Маша гуляла», «Шел Ваня долиною», «Сидит дрема - сама дремлет», «А кто у нас моден»; из сборника С. Ляпунова - «Ай за тыном было за тыночком», «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки на зеленый луг» и др. Н. И. Привалов сделал аранжировки для солистки и оркестра песен славянских народов, латышских песен из сб. И. Витоля, сербских, боснийских, польских, украинских из сб. Н. Лысенко и А. Едличка, белорусских, словенских и др.

Рецензии в газетах на «Славянские концерты» отмечали достижения и недостатки Н. И. Привалова в ряде аранжировок. «Обратили на себя внимание, отлично спевшийся хор И. А. Смолина и Великорусский оркестр г-на Привалова. Последний, приобретший репутацию отличного аранжировщика русских песен, сказался не на высоте в роли гармониза-

96

тора народных мотивов.»96.

Заметим, что в рецензиях отмечали и «великолепно» прозвучавшие аранжировки Николая Ивановича для солистки и оркестра: «Характерно и внушительно прозвучала в исполнении М. И. Долиной Великорусская песня из сборника С. М. Ляпунова «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки, на зеленый луг». Г армония аккомпанемента (Н. Привалова) мало подходит к подобным песням. Зато латышские песни из сборника И. Витоля (орк. Н. Привалова) звучали великолепно, особенно «Колыбельная»97.

Программа Великорусского оркестра пополнилась и новыми партитурами, подготовленными руководителем специально для «Славянских концертов». Это Б. Сметана «Песня» из оп. «Проданная невеста»,

А. Стрелецки «Польская песня», оп. 89 № 2, Фантазия на украинские темы «Воспоминание о Малороссии» Н. Привалова, Оскар Колберг «Кул-

96 Слово. - 1909. - 31 янв.

97 Речь. - 1909. - 11 февр.

вяк». Особенностью этих концертов было исполнение многих славянских народных песен совместно солисткой с женским и смешанным хорами с оркестром. Это: малорусские «Ти не журь мене, мати», «Ой посіяв мужик та у полі ячмінь», белорусские - «Чаму ж мне ня пець», «Цы не дудка моя, уся!»; с женским хором «А кто у нас моден», «Сидит дрема - сама дремлет».

Особый колорит концертам придавало выступление Хора гусляров и жалейщиков О. У. Смоленского, который в своей программе исполнял старинные народные песни «Уж ты сад, ты мой сад» и плясовую «Из-под дуба, из-под вяза». А в финале концертов, совместно с Великорусским оркестром, звучали «Полянка» Н. Привалова и «Светит месяц», обозначенный в программе, как песня кубанских казаков из сборника А. Бигдая в собрании А. Соболевского.

В концертную программу вечеров Привалов включил также пьесы, получившие известность в исполнении его оркестра. Среди них - Хор запорожцев, плененных турками «Закувала та сива зозуля» из сцены «Вечорниці», из незаконченной оперы «Назар Стодоля» П. П. Нищинско-го (1832-1896), по пьесе Т. Шевченко, в аранжировке Н. Привалова98, а также, музыкальная картинка «В церкви» П. Чайковского (переложение Н. Привалова). Таким образом, мы видим, что из 150 произведений, прозвучавших в трех концертах «Славянских вечеров», 41 произведение было исполнено великорусским оркестром.

Петербургская публика горячо откликнулась на концерты «Славянской песни», которые прошли 19 и 28 января, 7 февраля 1909 года в зале Дворянского собрания. Огромный концертный зал не мог вместить всех желающих. Концерты грандиозны по количеству участников, художественно-просветительской значимости, патриотическому пафосу и атмосфере. Слушателям была предоставлена широкая панорама славянской музыкальной культуры. В последнем концерте приняло участие около трехсот артистов. Особую атмосферу создавали не только славянские костюмы на сцене, но и часть публики в национальных костюмах, что представляло живописное зрелище, еще более подчеркивало отношение слушателей к происходящему, связывая исполнителей с аудиторией, которая восторженно реагировала на художественное воплощение близких сердцу национальных напевов. В финале заключительного концерта весь зал Дворянского собрания подхватил звучащий со сцены общеславянский гимн «Гей, славяне», перешедший в восторженные овации.

Приведем отклики прессы на эти концерты. Музыкальный критик

А. Коптяев дает оценку М. И. Долиной: «Я только что вернулся с концерта в Дворянском собрании, где славянское движение дало мощный музы-

98 Мы специально даем полное название этой пьесы - одной из самой исполняемой в его оркестре.

кальный толчок. Это, конечно, вечно ищущая, вечно совершенствующаяся М. И. Долина. Я все по-прежнему удивляюсь смелой инициативе и удивительной энергии М. И. Долиной. Грандиозные задачи она выполняет до конца, и как ни в чем не бывало, принимается за новые. Грандиозные цели не только ставятся артисткой, они выполняются с редкой музыкальностью, с редким вокальным талантом. Право - какой-то музыкальный фельдмаршал, которому все подчиняется!»99.

Критик В. Чеготт в «Нашей газете» отмечал труд сподвижников М. И. Долиной и в особенности Н. И. Привалова: «... По количеству вложенного труда и по исключительной компетентности пальма первенства в этой группе союзников Долиной принадлежит, безусловно, Привалову. Он не только снабдил Программу концерта руководящей статьей, передающей в сжатом изложении квинтэссенцию его обширных знаний в специфической области славянской народной музыки, но представил для этих концертов Великорусский народный оркестр, который его трудами доведен до замечательной ступени виртуозного совершенства. Программа вечеров Долиной указывает на обилие труда, вложенного Приваловым в литературу народного оркестра. Организатору этого оркестра пришлось также создавать и репертуар для него. Программа г. Долиной содержит около 40 партитур, составленных Приваловым.»100.

Цикл «Славянской песни» еще раз повторили через несколько лет в Петербурге, 20 октября и 14 ноября 1912 года. В числе солистов выступила болгарская певица Зора Николова.

В сезоне 1913-1914 гг. М. И. Долина осуществила свою новую концертную идею - познакомить слушателей с развитием музыкального искусства Европы, начиная с XII века и до наших дней, через вокальную и инструментальную миниатюру. В подготовке этой концертной программы большую помощь оказал Н. И. Привалов. Помимо репертуара и аннотации концертных номеров, им были написаны к каждому из четырех концертов развернутые очерки, где он изложил свой взгляд на развитие Европейской музыки, происхождение некоторых видов музыкальных инструментов, истории русской песни и романса. В рамках нашей статьи, мы, главным образом, рассмотрим взгляды Н. Привалова на историческое развитие европейской музыки, изложенные им в четырех статьях.

Итак, четыре концерта цикла «Европейской песни» прошли в Малом зале Петербургской консерватории: 22 октября, 1 и 29 декабря 1913 года и 29 января 1914 г. Для концертов были отобраны произведения 138 композиторов европейских стран. Основным принципом построения концертных программ, как и ранее, был принцип

99 Биржевые ведомости. - 1909. - 10 марта.

100 Наша газета. - 1909. - 10 февр.

хронологический - по дате рождения композитора, независимо от национальности и направленности музыкальных принципов авторов.

Первый вечер был посвящен западноевропейской музыкальной культуре (от XII века). Во втором вечере прозвучали миниатюры и русских композиторов «доглинкинской» поры. Третий вечер - первая половина XIX века - открывался музыкой М. Глинки, а четвертый - музыкой П. Чайковского, где уже значительное место уделялось российским композиторам (в трех концертах были исполнены произведения 41 русского композитора).

В своей оценке прозвучавших творений русских композиторов, Привалов не может удержаться от комплиментов в адрес М. И. Долиной: «Грандиозная по всей совокупности данная ею картина убеждает нас, как славен русский песнотворящий гений, как велик народ, порождающий творцов наших дивных песен. Мы убедились, как ярко сверкает бриллиант русской музыки на звездном фоне Европы»101.

Особенностью концертов «Европейской песни» было участие в них музыкантов из Европы и Америки. М. И. Долиной удалось пригласить интересных исполнителей. Это: органист Домского Собора (г. Рига) профессор Гаралд Крейбург, французский пианист Жан дю Шастен, английская скрипачка Беатрисс Хореберг, мандолинистка, окончившая Филадельфийскую консерваторию, Л. П. Черниговская, американки Наталия и Виктория Бошко (скрипка, фортепиано), известный гитарист

В. А. Иванов, тенор К. Д. Агренев-Славянский и др. Аккомпанировали солистам концертмейстеры М. И. Долиной - Н. П. Вельяшева и Л. В. Веселова.

В буклете ко второму концерту «Европейской песни», в своей статье под названием «Русская песня в цикле песни Европейской», Н. Привалов пишет о разных путях развития народной музыки в Европе и на Руси, размышляя по вопросу: «Почему в России испокон веку складывалось пренебрежительное отношение к своим национальным музыкальным инструментам и народной песне?». В статье изложены взгляды Н. И. Привалова на развитие национального музыкального искусства. Кроме буклета, статья не публиковалась и малоизвестна, поэтому мы позволили себе привести из нее развернутые цитаты:

«. Песня на Руси, - пишет Привалов - испытала совершенно иную судьбу, чем песни Запада: там, в народной своей форме, песня бережно собиралась и культивировалась трубадурами, искусство которых, основанное на этой песне, пользовалось величайшим уважением европейского общества. С другой стороны, европейская духовная песня находилась под покровительством церкви, пока, наконец, оба эти вида искусства не

101 Привалов Н. Итоги вечеров «Европейской песни». РНБ. ф. 615, оп. 1, ед. хр. 1279, л. 6.

соединились там в стенах католических храмов, где и продолжалось развитие светской музыки.

А у нас на Руси основа светской музыки - песня - сперва осуждалась, потом стала преследоваться. Церковь признавала только песню духовную, чуждую народу русскому, как пришедшую извне. Старцы - «Вещие Баянные» - представители высшего разряда народно-песенного искусства, должны были. смешаться с толпою простонародных потешников низшего разряда - скоморохов (потомков староевропейского сословия жонглеров). Эти последние были лишены покровительства законов, приравнены были к беглым людям, татям (ворам) и разбойникам». «Народ все-таки любил скоморохов, - замечает Привалов - как единственных, в продолжение более 8 веков, носителей его искусства.»

Далее Привалов приводит известные факты о запрете на Руси национальных инструментов, место которых заняли в культуре инструменты Западной Европы: «. В Москве в XVT-XVП столетиях: немецкая музыка гремела. Немецкое искусство процветало не только свободно, но и имело еще и ту привилегию, что им безнаказанно могли заниматься и русские люди: дворовые боярина А. С. Матвеева составляли оркестр, обучаясь и играя под руководством немцев на виолах, трубах и прочих «стрементах» Западной Европы. Только на русских инструментах нельзя было играть и тогда на Руси!»102 - с горечью восклицает Привалов.

Прогрессивные идеи Петра I для национальных инструментов оказались разрушительными. К этому времени они уже не могли соперничать с выдающимися достижениями итальянских скрипичных мастеров. Русские инструменты и русская песня стали предметом насмешек.

«. С эпохой Петра, признававшего в музыке могучее средство общественного культурного воздействия, хлынули на Русь иноземные музыканты со своими совершенными тогда инструментами, с музыкой уже установившейся, прекрасной.

Русское общество поголовно бросилось в это чужеземное искусство: над простонародной русской песней, прежде гонимой, теперь стали смеяться. Народные увеселители при дворе начала XVIII века - бандуристы и певцы - действуют тогда, скорее, в качестве шутов, обычай держать которых был у русской знати в ту эпоху .»103.

Далее Привалов пишет о времени Анны Иоанновны, когда в России появилась итальянская опера, у русских помещиков театры с крепостными актерами. Время Елизаветы и особенно Екатерины II, которая сама являлась автором «русских» пьес и оперных сюжетов, вроде «Начального управления Олега». Музыку к ним писали уже русские композиторы.

102 Там же. С. 4.

103 Там же. С. 4.

И здесь Привалов обращается к истокам зарождения так называемого «псевдорусского стиля», споры о котором идут в национальном искусстве и в нынешнем XXI веке. Он пишет, что русские мелодии, использованные в первых русских оперных сюжетах и пьесах, излагались согласно общепринятым правилам мажора-минора. Цитируем Привалова: «Так составлялись и первые сборники русских песен, начиная с изданного в 1790 г. сб. Прага и Львова. Сила народной мелодии брала свое, но придаваемая ей общая гармоническая одежда в сентиментальном духе XVIII столетия создавала особый стиль, который и принято было считать русским, но в сущности это был самый настоящий итальянский слащавый склад музыки, который правильно было бы назвать псевдорусским . Между тем настоящая народная русская школа музыки была у нас выработана уже к концу XVII века. Она установилась в области духовного пения. Пение божественных служб пришло к нам Византийское -или точнее, староболгарское, принятое от последователей славянских первоучителей христианской веры - св. Кирилла и Мефодия.»

Привалов рассуждает: что в домашнем обиходе церковь предложила благочестивому русскому обывателю византийский апокриф - духовный стих, нечто среднее между песнопением церкви и народа. А далее приходит к выводу, что напевы духовного стиха и сюжеты былин ближе к древнему язычеству солнечного культа и в них отразились древние напевы языческого обряда! Если следовать логике Привалова, то духовный стих несет в себе напевы дохристианской Руси, то есть напевы Руси времен язычества. Привалов далее пишет о «партесном» (многоголосном) пении, которое вошло в употребление вместо одноголосного, традиционного в России, во всех церквях Москвы в числе прочих реформ патриарха Никона.

«.В Москве действовали штатные хоры «Государевых и Патриарших Певчих Дьяков». В среде певчих дьяков появились и свои мастера контрапункта, создававшие церковные пьесы из тем чисто русского характера. От композиций Певчих Дьяков XVII и начала XVIII столетия стала вырабатываться русская национальная музыкальная школа. Работами же псевдорусского стиля, хотя и выдающимися, были Фомин, Алябьев, Титов, Верстовский, Жилин, Варламов, Гурилев», - пишет Привалов.

В статье Привалов отдает должное еще одному талантливому композитору и дирижеру, имя которого незаслуженно вычеркнуто из русской истории ХХ века, потому что он являлся автором русского гимна «Боже, царя храни» на сл. А. Жуковского (1833 г.). Он пишет, что среди «. творцов русской музыки надо отметить А. Ф. Львова (1798-1870), одного из величайших деятелей нашего искусства. Он является первым основателем симфонических русских концертов, камерных вечеров и вообще музыкального образования на Руси, благодаря чему впоследствии

явилась и речь о русской консерватории». И далее итоги XIX века: «Музыкальным гением Глинкой была создана основа для национальной русской музыкальной школы», «. основы отечественного искусства были выработаны деятелями кружка музыкантов, сгруппировавшихся вокруг М. А. Балакирева, членами «Могучей кучки».

Такие исследовательские материалы Привалова о русской песне были предложены слушателям цикла «Европейской песни». В программе другого концерта не менее интересный очерк Привалова о путях зарождения и распространения музыкальных инструментов, ставших национальными в разных странах Европы, таких как гитара, мандолина и др. Привалову удалось в обобщенной, краткой форме изложить свои взгляды на развитие национальной музыки, инструментальной культуры.

Концерты имели успех, но музыкальная критика не была единодушна в их оценке. Так критик В. Г. Каратыгин пишет после второго концерта: «Голос артистки сравнительно мало поддался влиянию времени. Он и поныне способен пленять слушателей своей силой, ровностью, гибкостью. Вместе с тем, однако, сама основа долинских концертов, соответствие между общим их планом и условиями его практического выполнения большею частью представляются несуразными, невыдержанными, неуравновешенными, и это обстоятельство обыкновенно мешает признать в концертных предприятиях г-жи Долиной наличие абсолютной серьезности, на которую они, по-видимому, рассчитаны артисткой.» Рецензент приводит свои аргументы: 1) «Никак невозможно вогнать всю историю романса в 4 вечера»; 2) «Хронологический метод дает полное попрание действительных музыкально-генетических отношений.». И еще: «Во вступительной статье Привалова есть прямое сопоставление имен Стравинского и третьестепенного салонного сочинителя Траилина, деятельность г-жи Долиной сравнивается с деятельностью Олениной Д’Альгейм и Славянского. Что общего между Олениной и Славянским? Оленина - артистка высококультурная. Художественная ценность аранжированных и исполненных русских песен Славянским совершенно ничтожна»104.

Рецензию эту мы нашли в архиве Привалова. Безусловно, он с ней знаком. Вероятно, читала ее и Долина. Авторитет музыкального критика

В. Г. Каратыгина очень высок. Но когда мы стали вникать в аргументы критикующего и обратились к тексту, то нашли место в аннотации, которое вызывало раздражение В. Г. Каратыгина. Мы нашли для себя объяснение и логику изложения автора. Привалов, горячо любящий творчество Агренева-Славянского, в полемическом запале не корректно поставил это имя выше других деятелей российской культуры. И в этом же абзаце композитор С. А. Траилин идет в одном ряду с именами Рахманинова

104 Речь. - 1913. - 4 дек. - Фонд Привалова, ед. хр. 1473.

и Стравинского. Это тоже оплошность в тексте для журналиста, пишущего о музыке.

Музыковеды, говоря о циклах Долиной, указывали о том, что хронологический метод не лучший при демонстрации музыкального материала. Лучше по странам, школам, направлениям.

Теоретически, наверно бесспорно, да. Но практически, при наличии 200 произведений в цикле, как должна поступить исполнительница? Она во всех своих циклах взяла один принцип: дата рождения композитора ложилась в основу хронологического метода, и организаторы во всех концертах его придерживались.

Не смотря на то, что во время долинских концертов у Привалова не было оркестра, его помощь в проведении цикла «Европейской песни» была оценена солисткой на последнем вечере. «. Сама Долина публично передала венок г. Привалову в благодарность за сотрудничество по составлению программы концертов.», - узнаем мы из газет105.

Созданный и удачно исполненный репертуар из русских славянских песен в переложении для Великорусского оркестра в аранжировках Н. И. Привалова стал активно звучать в различных концертах, продолжив совместное творческое сотрудничество с М. И. Долиной. И таких примеров множество: это и концерт 5 сентября 1909 г. в Народном доме в бенефисе оперного оркестра, и Общедоступный ежегодный концерт оркестра Привалова 31 января 1910 г., и череда юбилейных концертов; «Музыкальный праздник» в зале Дворянского собрания в честь 50-летия музыкальной деятельности Цезаря Кюи, состоявшийся 24 января 1910 г., где оркестр Привалова играл совместно с симфоническим оркестром, М. И. Долиной и А. В. Вержбиловичем. Юбилейный концерт самой М. И. Долиной, прошедший 19 февраля 1911 г. в Большом зале консерватории, где участвовал сводный Великорусский оркестр под управлением Привалова, состоящий из 90 участников. Концерт 6 марта 1911 г., посвященный 15-летию оркестра Н. И. Привалова, прошедший в зале Петровского коммерческого училища при самом деятельном участии М. И. Долиной. Концерт в декабре 1912 г., посвященный юбилею О. У. Смоленского. Такое множество творческих выступлений и программ Н. И. Привалова и М. И. Долиной позволяет нам утверждать о серьезном и долгосрочном творческом альянсе двух музыкантов.

Начало первой мировой войны вызвало у деятелей русской культуры патриотический подъем, желание оказать помощь русским воинам и их семьям. Так в театре Суворина (Фонтанка, 65), А. А. Суворина 15 и 31 августа 1914 г. провела «Патриотические спектакли», участие в которых было отмечено такими известными именами, как

В. Э. Мейерхольд, Солисты Его Величества - М. Ф. Кшесинская,

105 Биржевой день. - 1914. - 30 янв.

О. И. Преображенская, И. В. Ершов, популярный певец Ю. Морфесси. В этих концертах принял участие и Соединенный хор Смоленского и Голосова под управлением Н. И. Привалова.

Откликнулась на военные события и М. И. Долина. Со своими известными коллегами - Н. И. Приваловым, хормейстером И. А. Смолиным, военными капельмейстерами проф. А. Б. Гордоном и Ф. Ф. Шолларом, она задумала провести «Патриотические концерты» для сбора средств по оказанию помощи пострадавшим на войне воинам и их семьям.

М. И. Долина обратилась к артистам, известным солистам-певцам, желающим безвозмездно участвовать в концертах, а также к композиторам, имеющим произведения на патриотические темы, готовых к созданию новых, которые возможно использовать в концертных программах.

М. И. Долина обратилась к командованию Петербургского гарнизона предоставить для концертов военных музыкантов. Специально для концертов организовала Большой Патриотический хор, доходивший до 100 участников, на участие в котором откликнулись хористы Императорской оперы, театра музыкальной драмы, участники полковых хоров, учащиеся бесплатных музыкально-хоровых классов Народного дома, частные лица (необходимым условием для участия было свободное чтение нот и знакомство с хоровым пением).

Это начинание М. И. Длиной нашло отклик в разных слоях общества и уже на первой репетиции 17 августа 1914 г. Н. И. Привалов руководил оркестровой репетицией, в которой участвовало 200 военных музыкантов.

В первых концертах звучали отрывки из его сюиты «Картины русских сказок», которые исполняли Соединенный Великорусский оркестр Лейб-Гвардейского Конного, Гвардейского экипажа, 1-го Стрелкового полков под управлением автора.

М. И. Долина задумала эти концерты провести с большим размахом -три раза в неделю (дневные и вечерние) с количеством участников до 600 человек. Для проведения «Патриотических концертов» организаторам удалось бесплатно получить помещение Зрительного зала цирка Чинизелли.

И вот уже 24 августа 1914 г. состоялся первый концерт. Все без исключения периодические издания Санкт-Петербурга отмечали,

что на призывы Долиной «откликнулись артистические силы столицы, вокальные и инструментальные, создавшие во главе с превосходной артисткой разнообразную программу, удачно составленную и рассчитанную на широкие слои публики. Г-жа Долина не ошиблась. Столь всем

близкая цель и любопытная программа собрали в зрительный зал цирка Чинизелли огромную массу публики, переполнившую его.»106.

«Сама устроительница концертов, вложившая массу своего художественного умения в исполнение ряда произведений на соответственные концерту сюжеты. Вместе с г-жей Будкевич, Касторским и Лазаревым она спела квартет из оп. «Жизнь за царя» М. Г линки, причем ансамбль и звуковой строй получились безукоризненными. Увлек публику своим голосом и интерпретацией Касторский, неоднократно бисировавшихся «песней темного леса» А. Бородина, «Последний нонешний денечек» и «Хуторок».» «Отлично исполнили свое дело соединенные хоры гусляров Смоленского и Голосова под управлением Н. Привалова. Среди них выделился прекрасный исполнитель на жалейке. Прямо превосходен хор балалаечников и песенников 1-го железнодорожного полка под управлением Г. М. Остроглядова»107.

Организаторы много потрудились над режиссурой концертов. «Патриотические вечера» строились по единому сценарию. Концерты начинались с исполнения гимнов - российского, союзных и славянских гимнов. Затем публике зачитывались телеграммы с фронтов с обзором текущих военных событий, после чего исполнялись патриотические - сольные, хоровые, оркестровые музыкальные номера, читались стихи. На концертах использовался кинематограф, демонстрировались картины «Русской кинематографической ленты» (на текущие события Б. С. Глаголина).

Сама М. И. Долина участвовала во всех концертах. Обязательно звучал «Квартет из оп. М. Глинки «Жизнь за царя». В концерте обычно она исполняла еще несколько произведений: сочинения Ц. Кюи, М. Глинки, С. Танеева, М. Штейберга, С. Монюшко, Ф. Сметаны, Н. Соловьева, произведения французских композиторов, английские, сербские народные песни, специально написанные для концертов песни Н. Привалова, А. Таскина, С. Траилина и др.

Для «Патриотических вечеров» был подготовлен репертуар из произведений на военную тематику, гимны стран союзников - французский, английский, бельгийский, сербский, черногорский, японский. Исполнялись народные песни этих стран, исторические и военные песни.

Значительная нагрузка в концертах ложилась на военных музыкантов и их дирижеров. Во всех концертах с самым разнообразным репертуаром выступал Симфонический оркестр Лейб-Гвардейского Преображенского полка. В его репертуаре были произведения М. И. Глинки,

П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова. Была исполнена и требующая особого состава «Торжественная увертюра 1812 г.»

106 Петербургский листок. - 1914. - 19 сент.

107 Петроградский курьер. - 1914. - 10 сент. ; Биржевые ведомости. - 1914. -9 сент.

Дирижировал во всех концертах проф. А. Б. Гордон. И сводные духовые оркестры Гвардейского экипажа, Преображенского и Измайловских полков под управлением Солиста Его Величества В. Ф. Нимана, Ф. Д. Шол-лара. В финале объединялись оркестры и хоры, звучали Хор «Славься» М. Глинки, а в нескольких концертах «Казачья песня» Н. Привалова (дирижировал Ф. А. Ниман). Атмосфера концертов отмечалась в рецензиях петербургских газет. «Каждый раз громадное помещение цирка Чинизел-ли представляет одну и ту же красивую картину волнующего моря голов среди развивающихся флагов»108. Концерты нашли отклик в среде артистов и публики.

«Сама Долина говорит, что такого воодушевления среди артистов никогда не приходилось встречать. И публика это особенно ценит. И потому на концерты М. И. Долиной - валом валит»109.

Мы должны отдать должное исполнительнице, что ей удалось стать не только организатором концертов, но и иметь огромный успех у публики, которая откликнулась не ее благородное начинание и живо реагировала на действо в зале. «Свободных мест в зале не было. Во время исполнения гимнов в зале царило повышенное настроение, вылившееся в бурную, грандиозную, редкую по своей искренности и единодушию овацию.». Так откликнулся на концерты «Петербургский листок»110. О выступлениях самой М. И. Долиной мы читаем в «Биржевых ведомостях»: «Устроительница г-жа Долина, одетая в русский костюм, была центром самых искренних оваций. Знаменитое имя, талант и энергия сделали свое дело, доставив ей большой успех. Вместе с известными «Молитвой Вани» из оп. «Жизнь за царя» М. Г линки и красивым «О радость, вот пора настала» из «Корделии» Н. Ф. Соловьева, имевшими громадный успех, она превосходно исполнила, в первый раз, «Патриотическую песню» А. С. Танеева, которая произвела большое впечатление своим национальным складом, удачною темой и блестящей инструментовкой»111.

Публика откликнулась не только на патриотические цели концертов, но и на художественные. Она приходила на концерты, в которых принимали участие известные солисты Императорских театров - П. З. Андреев, И. В. Тартаков, Н. А. Большаков, М. Я. Будкевич, В. И. Касторский и др. артисты Русской оперы, Театра музыкальной драмы, поэты - Игорь Северянин, А. Кремлев, А. Виноградов и др. То, что в эти агит-концерты удалось привнести художественное, безусловно, заслуга артистов и организаторов.

108 Петроградский листок. - 1914. - 6 сент.

109 Земщина. - 1914. - 14 сент.

110 Петербургский листок. - 1914. - 19 сент.

111 Биржевые ведомости. - 1914. - 9 сент.

«В программе художественные цели стали проявляться в еще более яркой форме». Имя выдающейся артистки и ее широкие организаторские способности сделали свое глубоко симпатичное дело . г-жа Долина, спев произведения М. Глинки, А. С. Танеева, Н. Соловьева. О качестве исполнения можно не распространяться, так как оно, как всегда, было полно артистичности и законченности. хор песенников и балалаечников первого железнодорожного полка под управлением своего даровитого капельмейстера П. М. Остроглядова спел несколько произведений своего репертуара. Стройность ансамбля, точность интонации и обилие оттенков могли прямо поразить слушателя. Как они лихо обрывают куплет, как будто по образному выражению Льва Толстого «Они что-то бросают на землю»112.

Успеху способствовали сводные хоровые коллективы, специально организованные для «патриотических вечеров». Это «Большой Патриотический хор М. И. Долиной» под управлением И. А. Смолина и К. Д. Агренева-Славянского и Соединенный хор певчих Лейб-Гвардейских полков - Преображенского, Егерского, Гренадерского, Семеновского, Московского, Измайловского и Павловского полков.

Перечисляя исполнителей, коллективы даешься диву, как М. И. Долиной с ее помощниками удалось всколыхнуть такую массу людей, как многочисленных участников, так и публику, которая откликнулась в едином патриотическом порыве.

Успех начинания М. И. Долиной был огромен. Сбор с первого концерта составил 4 тысячи рублей. Сборы с концертов поступали «Обществу повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям». Особо в лазарет для раненых Лейб-Гвардии Преображенского полка (по 100 руб. с каждого концерта), санитарным поездам, госпиталям, в приюты детей офицеров, пострадавших на войне. Сумма пожертвований с каждого концерта публиковалась в печати. Отмечалось, что благотворительная деятельность Долиной, в который раз приносит свои плоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Не первый раз имя Долиной произносится с благодарностью. благотворительная деятельность этой певицы оценена обществом! Ныне приходится, однако, констатировать, что ее имя должно быть занесено на золотую доску за ту инициативу, которая проявлена ею в деле вспомоществования героям великой борьбы с наглым врагом»113.

Н. И. Привалов принял самое деятельное участие в проведении концертов как дирижер, композитор, аранжировщик. В первых десяти он дирижировал Сводным Великорусским оркестром (более 80 чел.), руководил Объединенным ансамблем гусляров О. Смоленского и Н. Голо-

112 Петроградский курьер. - 1914. - 10 сент.

113 Театр и музыка. - 1914. - 20 сент.

сова. Успешность этой деятельности была отмечена в газетах: «Прекрасное впечатление оставили «русские песни», переданные под энергичным управлением Н. Привалова (которому была устроена овация), соединен-

114

ными военными великорусскими оркестрами»114.

Анализируя программы «Патриотических вечеров» мы обратили внимание, что в большинстве концертов звучало одно или два произведения Николая Ивановича. Особой популярностью пользовалась его «Казачья песня» («Военная песня») на слова Н. Агнивцева, «Напутствие» слова Н. Старовой. Звучали в концертах его «Боевая песнь славян» (посвящена М. И. Долиной) на сл. Т. Соколовской, «Походный марш русского воинства» сл. П. Попова. В одном из концертов он сам читает юмористическую былину «Ловля филина», слова народные, музыка Н. Привалова.

19 октября 1914 г. в Патриотическом Бельгийском концерте была исполнена кантата Н. Привалова «Бельгии» на слова Богомолова (с аккомпанементом скрипки, гуслей, фортепиано и гармониума).

К концертам Н. Привалов сделал аранжировки русских песен для тенора М. П. Боровика с ансамблем гусляров и для Малороссийского вокального квартета. Организаторы концертов столкнулись со многими трудностями. Одна из них, что зал цирка Чинизелли неуютный, неудобный, но его достоинство, что он вмещает огромное количество народа. В таком зале - писали в газетах - возможно исполнять музыку несложную, громкую. Какие-то тонкие оттенки исполнения здесь немыслимы. Они не дойдут до слушателя. Но, тем не менее «в концертах следует отметить произведения, удовлетворяющие самым высоким художественным требованиям. Таких вещей было две: великолепная увертюра А. Бородина к оп. «Князь Игорь» и вдохновенный романс М. Мусоргского «Забытый»115.

После XXV «Патриотического концерта» 14 ноября 1914 г. были вручены памятные жетоны участникам концертов, А. Б. Гордону, Н. И. Привалову, И. А. Смолину, Ф. Шоллару, а от устроительницы были переданы лавровые венки. К этому концерту цифра чистых сборов достигла 100 тысяч рублей.

Устроители концертов меняли концертную программу после каждых десяти концертов. Прошли вечера, посвященные странам-союзникам, которые организовывались посольствами этих стран. Прошли тематические вечера - Морской, Казачий, Детский, вечера - Польский, Грузинский, Духовный патриотический концерт.

Были исполнены многие композиции, сочиненные для этих концертов. Так в одном из них в январе 1915 г. прозвучали «Парафразы на рус-

114 Биржевые ведомости. - 1914. - 25 сент.

115 Речь. - 1914. - 26 сент.

ский и союзные гимны» (для 2-х роялей) А. К. Глазунова в исполнении проф. А. М. Миклашевского и Артура Лембы. Концерты с тем же успехом шли сезон 1914 г. и продолжились с начала сезона 1915 г. до марта 1916 г.

Беспрецедентная благотворительная артистическая акция, состоящая из ста концертов, завершилась 27 марта 1916 г. Значимость ее была оценена в прессе:

«С редкой энергией и постоянством г-жа Долина и участники ее концертов довели грандиозное дело до результатов, выходящих из ряда. В течение полутора лет она дала 100 концертов, выступая приблизительно по два раза в неделю. Участие всех, начиная с самой г-жи Долиной, и кончая последним хористом или музыкантом оркестра, было совершенно безвозмездно. Участники отказывались даже от платы за проезд. Это позволило собрать на пользу раненых и жертв войны около 300 тысяч рублей. Ни одно из артистических учреждений, даже казенные театры, имеющие широкие средства, и столько свободного времени, не дали ничего подобного»116.

Завершилось еще одно грандиозное начинание М. И. Долиной. На заключительном, сотом концерте Мария Ивановна обратилась ко всем участникам и публике со словами благодарности. Этот момент приводит газета «Колокол»: «В простых и трогательных словах М. И. Долина, перекрестясь, благодарила Бога, посылавшего ей и сотрудникам силу вести доброе дело, и благодарила публику за неизменное сочувствие и под-держку»117.

Деяния участников «Патриотических вечеров» были оценены: от Государя Императора М. И. Долина получила браслет, усыпанный бриллиантами. Ей была увеличена на 1000 рублей пенсия. Орден Св. Анны 3-й степени получил ближайший соратник Н. И. Привалова, хормейстер Иван Смолен, орден Станислава 3-й степени - концертмейстер и композитор Алексей Таскин, медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте - Осип Устинович Смоленский. Золотые медали на Аннинской ленте получили устроительница концертов М. И. Долина и несколько десятков артистов, в их числе Н. И. Привалов.

Судя по документам в архиве, это был последний творческий проект М. И. Долиной и Привалова: шла война, затем наступил 1917 г. М. И. Долина уезжает с мужем в Париж, где умирает в декабре 1919 г.

Мы считаем, что заслуги М. И. Долиной должны получить оценку в трудах исследователей истории музыкальной культуры России, а подтверждение этому мы находим в стихах Н. И. Привалова, которые и заключают нашу статью:

116 Новое время. - 1916. - 23 марта.

117 Колокол. - 1916. - 30 марта.

Глубокоуважаемой и дорогой Марии Ивановне Долиной От ее старинного и горячего поклонника

Былых времен воспоминанья, Любимой родины преданья Во тьме веков нашли приют .

Молчат деянья прежней славы,

И только дикий мох, да травы На их развалинах растут!..

Но мощью голоса обильной Ты возрождаешь образ сильный: Былую славу тех времен!

Родная песня раздается,

Волной рокочущей несется Родимых гуслей вещий звон!

Кто вскормлен русскою землею,

Кто крепок русскою душою, -Челом тебе за это бьет!

Во славу родины любимой Пусть имя Долиной родимой На долготе веков живет!. . .

Н. Привалов

Приложение

Вокальный репертуар Великорусского оркестра, аранжированный Н. И. Приваловым для М. И. Г орленко-Долиной

1. Помышляйте вы крестьяне. Духовный стих из сб. И. В. Некрасова.

Гарм. А. Лядова.

2. Василий Окульевич. Былина (Олонецкой губ.) из сб. М. А. Балакирева.

3. Уж ты поле мое. Протяжная из сб. М. А. Балакирева.

4. Под яблонью зеленой. Уличная (Московской губ.) из сб. М. А. Балаки-

рева.

5. Взирай с прилежанием, тленный человече. Духовный стих (записан Г.

Дютшем и Ф. Истоминым в Олонецкой губ.).

6. Ванюша - ключник. Былина из сб. Т. И. Филиппова.

7. Гуленьки, гуленьки, прилетели гуленьки. Колыбельная (Ярославской

губ.) для солистки, хора и оркестра.

8. Я вечор млада во пиру была. Плясовая из сб. Т. И. Филиппова, для со-

листки, хора и оркестра, гармонизация П. Чайковского.

9. Ах ты, душечка. Для дуэта из сб. Я. Прохорова.

10. Духовная «Егорий Храбрый» (напев Ржевский).

11. Взвейся сизый голубочек (Ярославской губ.).

12. Я на камушке сижу (Московской губ.).

13. Ай, все кумушки домой. Русальская (Рязанской губ.) из сб. А. Лядова.

14. Духовная «Сон Богородицы» из сб. Г. О. Дютша.

15. Востоскуй моя сударушка. Из сб. Т. И. Филиппова.

16. Заиграй моя волынка. Хороводная из сб. М. А. Балакирева.

17. По лужечку Маша гуляла. Протяжная из сб. А. Лядова.

18. Шел Ваня долиною. Любовная (Владимирской губ.).

19. Сидит дрема - сама дремлет. Луговая для солистки, женского хора и оркестра, из сб. А. Лядова.

20. Ты не жур мене, маты. Из сб. Н. Лысенко для солистки, хора и оркестра.

21. Ой, посияв мужик да в поле ячмень. Из сб. А. Едлички для солистки, хора и оркестра.

22. Чаму ж мне ня пець. Белорусская из сб. О. Х. Агреневой- Славянской для хора и оркестра.

23. Циня дудка моя, ух я! Шуточная белорусская для хора и оркестра.

24. Солнце ярко, не сияешь равно. Сербская из сб. А. Д. Агренева-Славянского.

25. Что делать, что нету богатств у меня. Словенская для хора и оркестра.

26. Ай за тыном было, за тыночком. Вологодская их собр. С. Ляпунова.

27. Две латышские песни из сб. И. Витоля.

28. Нанка. Латышская из сб. Карла Доуша.

29. Шопен Ф. Желание (Если б я солнышком на небе сияла).

30. Ах, что моя нива затуманилась. Боснийская.

31. Один мелкий камень до камешка. Сербская.

32. Травка стелется, плетется. Воронежская, зап. М. Е. Пятницким.

33. Собирайтесь-ка братцы-ребятушки на зеленый луг. Из сб. С. Ляпунова, зап. от Федосовой.

34. Дивчына кохана, здорова була! Малорусская из сб. А. Едлички.

35. Баю-бай, спи сладким сном. Колыбельная латышская из сб. И. Витоля.

36. Быстро, быстро течет речка. Веселая из сб. И. Витоля.

37. Грустная пташка. Песня Лужицких сербов из сб. Коцуры.

38. Заведем кружок - коло. Из сб. Бехинских песен.

39. Прощай, девушка, прощай душа моя. Сербская.

40. А кто у нас моден. Для солистки, женского хора и оркестра.

41. Кюи Ц. Молебен. Сл. Н. Некрасова.

42. Кюи Ц. Царскосельская статуя. Сл. Н. Некрасова.

43. Кюи Ц. У людей - то в дому. Сл. Н. Некрасова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.