Научная статья на тему '«От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”» (по следам международного форума – к 80-летию Сергея Михайловича Слонимского – Санкт-Петербург, 4 – 7 апреля 2012 года)'

«От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”» (по следам международного форума – к 80-летию Сергея Михайловича Слонимского – Санкт-Петербург, 4 – 7 апреля 2012 года) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
326
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / КОНФЕРЕНЦИЯ / КОНЦЕРТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / FORUM / CONFERENCE / CONCERT / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Девятова О. Л.

В статье представлена информация о Международном форуме «От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”» (к 80-летию выдающегося композитора современной музыкальной культуры Сергея Михайловича Слонимского) в Санкт-Петербурге (4 – 7 апреля 2012 г.), описанная его участницей; дана характеристика различных мероприятий Форума (научно-практическая конференция «Музыкальная речь неисчерпаема, как и сама душа человеческая», Фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Играем Слонимского», концерты). Особое внимание уделено Авторскому концерту С. М. Слонимского, с огромным успехом прошедшему в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича (8 апреля 2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FROM RUSSIAN "SILVER AGE" TO “THE NEW TO THE RENAISSANCE”» (IN THE WAKE OF THE INTERNATIONAL FORUM – TO SERGEY MIKHAYLOVICH'S 80 ANNIVERSARY SLONIMSKY – ST. PETERSBURG, on April, 4–7, 2012)

In article information on the International forum «From Russian "Silver age" to “the New Renaissance”» (to the 80 anniversary of the outstanding composer of modern musical culture of Sergey Mikhaylovich Slonimsky) in St. Petersburg (on April 4-7, 2012), described by his participant is presented; the characteristic of various events of the Forum (scientific and practical conference «Musical speech is inexhaustible, as well as soul human», a mastery Festival competition «We Play Slonimsky», concerts) is given. The special attention is given to the Author's concert of Page of M Slonimsky, with tremendous success passed in the Big hall of the St. Petersburg state philharmonic society of D. D. Shostakovich (on April 8, 2012).

Текст научной работы на тему ««От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”» (по следам международного форума – к 80-летию Сергея Михайловича Слонимского – Санкт-Петербург, 4 – 7 апреля 2012 года)»

УДК GG9 ГСНТИ 13.11.25 Код ВАК 24.GG.G1

О. Л. Девятова

Екатеринбург

«ОТ РУССКОГО “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” К “НОВОМУ РЕНЕССАНСУ”» (ПО СЛЕДАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА - К 80-ЛЕТИЮ СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА СЛОНИМСКОГО - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

4 - 7 апреля 2012 года)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: форум; конференция; концерт; музыкальная культура АННОТАЦИЯ: В статье представлена информация о Международном форуме «От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”» (к 80-летию выдающегося композитора современной музыкальной культуры Сергея Михайловича Слонимского) в Санкт-Петербурге (4 - 7 апреля 2012 г.), описанная его участницей; дана характеристика различных мероприятий Форума (научно-практическая конференция «Музыкальная речь неисчерпаема, как и сама душа человеческая», Фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Играем Слонимского», концерты). Особое внимание уделено Авторскому концерту С. М. Слонимского, с огромным успехом прошедшему в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича (8 апреля 2012 г.).

O. L. Devyatova

Yekaterinburg

«FROM RUSSIAN "SILVER AGE” TO “THE NEW TO THE RENAISSANCE”» (IN THE WAKE OF THE INTERNATIONAL FORUM - TO SERGEY MIKHAYLOVICH’S 80 ANNIVERSARY SLONIMSKY - ST. PETERSBURG,

on April, 4-7, 2012)

KEY WORDS: forum; conference; concert; musical culture

ABSTRACT: In article information on the International forum «From Russian "Silver age" to “the New Renaissance”» (to the 80 anniversary of the outstanding composer of modern musical culture of Sergey Mikhaylovich Slonimsky) in St. Petersburg (on April 4-7, 2012), described by his participant is presented; the characteristic of various events of the Forum (scientific and practical conference «Musical speech is inexhaustible, as well as soul human», a mastery Festival competition «We Play Slonimsky», concerts) is given. The special attention is given to the Author's concert of Page of M Slonimsky, with tremendous success passed in the Big hall of the St. Petersburg state philharmonic society of D. D. Shostakovich (on April 8, 2012).

В апрельские дни 2012 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный форум «От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”», посвященный грядущему юбилею - 80-летию выдающегося композитора современности Сергея Михайловича Слоним-

ского, народного артиста России, лауреата Государственных премий РФ, кавалера российского ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша, академика Российской академии образования, профессора Санкт-

Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс композиции). Организаторами этого грандиозного события стали - один из старейших вузов нашей страны Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет музыки, кафедра музыкального воспитания и образования) и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Символично, что для обоих вузов этот год также является юбилейным: РГПУ им. А.И. Герцена исполняется 215 лет (основан в 1797 году) и СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова - 150 лет (основана в 1862 году).

Этот форум стал настоящим праздником «Большой музыки», «Большой науки» и яркого исполнительского искусства. В нем приняли участие представители 18 российских городов (в их числе Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Владивосток и др.), а также 9 стран (Россия, Латвия, Германия, США, Израиль, Корея, Мальта, Иран и др.). В рамках форума прошли несколько масштабных мероприятий: развернутая научно-

практическая конференция «Музыкальная речь неисчерпаема, как и сама душа человеческая», творческая встреча с выдающимся художником Михаилом Шемякиным, фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Играем Слонимского», фортепианные мастер-классы «Вольное искусство музыки», которые проводили: лауреат Международных

конкурсов и фестивалей Василий Федорович Щербаков (доцент Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского) и Раффи Испирович Хараджанян, профессор Рижской академии музыки им. Я. Витола, доктор искусствоведения, заслуженный артист Латвии.

Каждый день форума завершался концертом из произведений С.М. Слонимского. Концерты проходили в пре-

красных залах Санкт-Петербурга (Колонный зал РГПУ им. А.И. Герцена, залы -Камерный и Малый им. А.К. Глазунова -Санкт-Петербургской государственной

консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Концертный зал музея-усадьбы Г.Р. Державина).

Директором форума была декан факультета музыки, заведующая кафедрой музыкально-инструментальной подготовки РГПУ им. А.И. Герцена И.С. Ав-рамкова. Художественным руководителем, инициатором и вдохновителем форума была Р.Н. Слонимская - гранд доктор философии в области музыкологии и культурологии международного университета обучения, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, профессор кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научным руководителем фестиваля была заведующая кафедрой музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат искусствоведения, профессор Р.Г. Шитикова.

Торжественное открытие Форума состоялось в Зимнем саду фундаментальной государственной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны (РГПУ им. А.И. Герцена, набережная реки Мойки, 48).

Участников и гостей Форума, а также самого «виновника торжества» С.М. Слонимского приветствовали ректор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор В.П. Соломин; ректор СПБГК им. Н.А. Римского -Корсакова, народный артист РФ, профессор М.Х. Гантварг, проректор по научной работе СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор Н.И. Дегтярева; проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор К.В. Зенкин.

В пленарном заседании научнопрактической конференции «Композитор

- Личность - Музыкант» были представ-

лены интересные, содержательные доклады, посвященные проблемам современной музыкальной культуры (восприятие музыки ХХ века, взаимодействие поэзии и музыки, проблема «композитор

- исполнитель - слушатель - критик» и др.), а также личности и творчеству С.М. Слонимского. Актуальные проблемы современной музыки и ее бытия в культуре были посвящены доклады доктора искусствоведения К.В. Зенкина; композитора, кандидата искусствоведения, доцента СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова А.Ю. Радвиловича. Выразительной музыкально-поэтической нотой прозвучал доклад выдающегося поэта наших дней А.С. Кушнера, который с воодушевлением говорил о своем восприятии музыки С.М. Слонимского и той радости, которую она ему приносит. Украшением доклада стало музыкальное по интонации чтение им своих замечательных стихов. Интересны были размышления известного писателя, историка и драматурга Я.А. Гордина о Борисе Пастернаке и его культурных связях с Кавказом. В докладах, посвященных С.М. Слонимскому, раскрывались разные грани его личности. Так, профессор СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова Л.Е. Гаккель в докладе, названном «Необходимость Слонимского», верно подчеркнул такие характерные черты личностного облика композитора как нонконформизм, непредсказуемость, сопротивление потоку поп-музыки, внимание к исполнителям и др.). Проблема «Слонимский и Петербург» была затронута в интересном докладе С. Волкова («С.М. Слонимский и петербургский миф»), который был зачитан профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения Е.Б. Долинской. В программу пленарного заседания вошли также интересные доклады кандидата искусствоведения С.Л. Черноморской о литературной деятельности С.М. Слонимского, доктора искусствоведения

Н.И. Дегтяревой о замечательной работе композитора и музыковеда об оркестровой полифонии в симфонии Г. Малера «Песнь о земле», а также кандидата ис-

кусствоведения Е.В. Васильевой, раскрывшей специфику педагогической, исполнительской, литературной и общественной деятельности русского композитора в ХУ11 веке.

Мне также посчастливилось выступить на пленарном заседании в первый день Форума с докладом на тему «Культурфилософские универсалии творчества С. Слонимского: архетип

“фаустианства”», в котором творчество Слонимского и его Двадцать первая симфония «Из “Фауста” Гете» (2009) были представлены в свете концепции фаустовской культуры Освальда Шпенглера. Благодарна устроителям за возможность проиллюстрировать мой доклад музыкальным фрагментом из 1 -й части симфонии (под названием «Фауст»).

С большим успехом прошла в этот день творческая встреча с замечательным художником и скульптором М.М. Шемякиным, лауреатом Государственной премии РФ и Президентской премии, кавалером ордена Дружбы, почетным доктором Университета Сан-Франциско, основателем Института философии и психологии творчества в городе Хадсон (США). М.Шемякин рассказал о своей творческой дружбе с Сергеем Слонимским и их совместной работе над балетом «Волшебный орех» (по Гофману). Он выразил свое восприятие и понимание самобытного, оригинального стиля музыки Слонимского, отметил ее созвучие современной эпохе. В ответах на вопросы художник рассказал кратко о своей дружбе с В. Высоцким и пригласил зрителей в Строгановский дворец на выставку, посвященную этой теме, а также упомянул о многолетней деятельности «Фонда М. Шемякина».

Кульминацией первого дня Форума стали: торжественное открытие Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского» (представление жюри) и концерт ансамбля «Студия новой музыки» (художественный руководитель, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Тарнопольский). Эти мероприятия

прошли в красивом старинном Колонном зале РГПУ им. А.И. Герцена. В программе концерта исполнялись сочинения С.Слонимского разных лет, среди них: драматические, остро-экспрессивные мемориальные опусы: «Трио» для скрипки, виолончели и фортепиано (2000), памяти Бориса Клюзнера - замечательного ленинградского композитора, к таланту которого С. Слонимский всегда относился с большим уважением и почтением, и Ьашеп1;о Шгюбо для скрипки, кларнета и фортепиано (1997), памяти Эдисона Денисова - известного композитора-авангардиста, большого друга С.Слонимского. В этих сочинениях с поразительной силой и глубиной выражена глубокая скорбь композитора в связи с утратой больших, выдающихся музыкантов ХХ века. Неменьшей экспрессией и драматизмом была наполнена и Соната для скрипки и фортепиано(1986), которую выразительно исполнили Станислав Малышев (скрипка) и Мона Хаба (фортепиано). Прекрасно прозвучал в концерте знаменитый квартет «Антифоны»(1968), в котором композитор использовал приемы инструментального театра, где каждый инструмент выступает своеобразным актером, а исполнители свободно перемещаются в сценическом пространстве, чем достигается особый акустический эффект музыкального диалога и полилога голосов.

Вокальная музыка С.Слонимского была представлена в концерте авангардными «Польскими строфами» для меццо-сопрано и флейты на слова поэта Антония Слонимского (1963) и остроумными «Веселыми песнями» на стихи Даниила Хармса для сопрано, флейты пикколо, тубы и ударных (1971). Оба сочинения успешно исполнила не профессиональная певица, а известный ученый-музыковед, доктор искусствоведения Светлана Са-венко. Такой замечательный концерт дал достойный старт Международному форуму, который успешно продолжался в последующие дни.

Интересно и плодотворно шла работа научно-практической конференции, заседания которой проводились в Камерном зале консерватории и в Конференц-

зале Факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Тематика докладов была широка и многоаспектна, она затрагивала самый разнообразный спектр вопросов и проблем, которые актуализирует своим творчеством С.М. Слонимский. Одна из центральных - проблема «Фольклор и композиторское творчество». В этом ключе был интересен доклад Г.В. Лобковой (кандидата искусствоведения, зав. кафедрой этномузыкологии СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова): «Фольклорные истоки профессиональной музыки: история и современность», в котором были представлены интересные фрагменты выступления С.М. Слонимского на фольклорном концерте (1996), где он пел частушки, записанные в Великолужской экспедиции (1963), и показал голосом особенности интонирования нетемперированной музыки. Интересным было также сравнение в докладе песни «Печальное сердце мое» в трех интерпретациях - в хоре С.Слонимского, песне В. Гаврилина и в оригинале, исполненном крестьянкой. Очень интересен был также доклад Т.С. Молчановой (ст. преподаватель кафедры русского народного песенного искусства СПБГУКИ): «Клиросное пение и народная традиция: по лужским записям С.М. Слонимского». Автор доклада подчеркнула значительный вклад С.М. Слонимского в дело фиксации уникальных записей, в которых запечатлен сам дух и характер народной культуры и народного исполнительства. В докладе были подчеркнуты связи духовной певческой (клиросной) традиции и собственно фольклора, приведены сравнения стиля обиходных песнопений и свадебных, лирических песен и др. Кульминацией в обсуждении проблемы «Фольклор и композитор» стал доклад композитора, певицы, кандидата искусствоведения Е.Ю. Иготи «Фольклор в вокальном творчестве Сергея Слонимского», которая обратила внимание на особую трактовку голоса в вокальных сочинениях Слонимского, где голос нередко используется как уникальный инструмент. Автор подчеркнула, что в каждом новом сочинении

композитор «изобретает» новый интонационный строй, новый лад, учитывая природу фольклора и народного исполнительства, когда каждый исполнитель выделяет голосом тот устой, какой хочет. Все эти особенности фольклорного стиля композитора Е.Ю. Иготи продемонстрировала на примере вокальной сцены «Прощание с другом» для высокого голоса и фортепиано (из эпоса о Гильгамеше). Певица прекрасно исполнила это экспрессивно-напряженное сочинение, написанное в жанре плача, убедительно передав голосом неимоверные страдания человека, испытывающего невероятную боль, страх смерти, и трагически осознающего невозвратимость утраты. Это был поистине крик души, особенно в кульминационных фразах «Друг мой, Энкиду, стал землею!».

Многие доклады были посвящены исследованию произведений

С. Слонимского, которые являются знаковыми в его обширнейшем творчестве. Это - Десятая симфония «Круги ада» (по Данте, 1992), «Реквием» (2003), «Квинтет» (2008), опера «Виринея» (1965 -1967), «Концерт-буфф» (1964) и др. О каждом из названных сочинений было высказано немало ценных, научно перспективных идей и мыслей. Так, представил интерес доклад доктора искусствоведения, профессора РГПУ им. А.И. Герцена Г.П. Овсянкиной «О семантических истоках Симфонии № 10 «Круги Ада» С. Слонимского», в котором была глубоко осмыслена философская и музыкально-интонационная семантика музыки. Убедительным был доклад и доктора искусствоведения профессора Т.А. Зайцевой на тему «Русский реквием: Балакирев

- Слонимский», в котором автор раскрыла связи ненаписанного, но сохранившегося в материалах как уникальный замысел, Реквиема М. Балакирева и созданного на «стыке» европейских и русских традиций Реквиема С. Слонимского.

Большой интерес вызвали и доклады, посвященные разным граням деятельности С.М. Слонимского. Прежде всего, отмечу доклад Г.А. Праздникова

(профессора, заведующего кафедрой философии и истории Санкт-Петербургской академии театрального искусства, почетного работника высшего профессионального образования РФ, действительного члена академии гуманитарных наук) на тему «С. Слонимский о художнике и творчестве». Автор заострил особое внимание на вопросе этического измерения музыкального искусства и этосе жизненной и творческой позиции композитора, смыслах его педагогики, заключенных в «самосозидании таланта».

Значительный интерес в осмыслении личности С.М. Слонимского представил доклад кандидата искусствоведения М.В. Мжельской о многолетних творческих контактах композитора с Самарой, которые автор раскрыла на примере уникальных материалов «Самарского альбома Сергея Слонимского» (2003), отражающего разные грани этих контактов (премьеры опер «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного» и др. ; выступления в Самарском педагогическом университете, сочинения в виде эпиграмм, дарственных дифирамбов и т.д.).

Порадовали на конференции выступления молодых талантливых ученых (от студентов до кандидатов наук). В их числе: О. С. Бальцевич (студентка 4 курса Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), которая выступила с замечательным докладом на тему «Фортепианный квинтет Слонимского в контексте развития жанра», Н.Д. Свиридовская (кандидат искусствоведения, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), представившая очень интересное сообщение на тему: «”Сила любви и волшебства” - кукольный спектакль

Ю. Слонимской и П. Сазонова», в котором ярко раскрыла природу куклы и ку-кольности в контексте культуры Серебряного века (на примере спектакля, созданного Юлией Леонидовной Слонимской - тетей композитора); Н.А. Хрущева (аспирантка, преподаватель СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова, СПБГУ кино и телевидения, лауреат международных и

всероссийских конкурсов и фестивалей), которая сделала доклад на тему «Между порядком и хаосом: контролируемая

алеаторика в “Колористической фантазии” С. Слонимского» и блестяще исполнила это оригинальное произведение. К сожалению, нет возможности охарактеризовать все интересные, талантливые доклады (а их было более 60), посвященные как творчеству С.М. Слонимского, так и другим явлениям современной музыкальной культуры. В целом, отмечу очень высокий профессиональный научный уровень всех выступлений, которые мне довелось услышать (некоторые доклады не слушала, в связи с посещением интересных прослушиваний шедшего параллельно Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского).

Украсили конференцию и выступления Детского музыкального театра «Вокруг рояля» Охтинского центра эстетического воспитания. Дети с удовольствием исполнили Мини-оперу «Красная Шапочка» на музыку, созданную самими участниками спектакля в стиле В.А. Моцарта (руководитель - Л.М. Борухзон, заслуженный работник культуры РФ, заведующая фортепианным отделением Охтинского центра эстетического воспитания Санкт Петербурга). Эта работа продемонстрировала широкие возможности детского музыкального, эстетического и общекультурного воспитания, которое развивает как музыкальные, так и культурно-стилевые навыки восприятия, создания и исполнения музыки, способствующие формированию личности ребенка.

В заключении хочется кратко суммировать впечатления от замечательных концертов фестиваля, которые, как отмечалось, венчали каждый день Форума. Второй день завершился концертом (в Камерном зале СПБГК им. Римского-Корсакова), под названием «Комплимент маэстро», в котором прозвучала чудесная музыка из балета «Волшебный орех» (в транскрипции автора для фортепиано в 6 рук). Ее виртуозно исполнили мастера -пианисты: Ирина Аврамкова (заслужен-

ный работник культуры РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат международного конкурса, кандидат педагогических наук); Владимир Гуревич (почетный работник высшего образования РФ, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена); Раффи Хараджанян (заслуженный артист Латвии, доктор искусствоведения, профессор Рижской академии музыки им. Я. Витола). Исполнение трех пьес из балета вызвало заметное оживление в зале, ведь необычным был уже сам факт игры за одним роялем трех исполнителей. Яркой и увлекательной была и сама музыка, полная нежной лирики («Любовь юноши к принцессе»), юмора и озорства («Шутовской танец и полька») и неуемного веселья («Вакханалия в царстве веселья»). Причем, в процессе исполнения пианисты временами подпевали, играли на ударных инструментах и даже... танцевали. Все это произвело неизгладимое впечатление на слушателей и было вполне в духе Слонимского, с его искрометным чувством юмора и тонким умением воссоздать комическое в музыке.

Программа концерта была построена на контрастах. После балетной сюиты звучали серьезные камерные сочинения С.Слонимского, романсы и инструментальные пьесы. Большое впечатление оставила певица Юлия Симонова (солистка Михайловского театра), проникновенно исполнившая Вечернюю

песню Марии из оперы «Мария Стюарт» в сопровождении арфы (партию арфы исполнила лауреат международных конкурсов Кристина Макарова). Страстно и драматично прозвучала Соната для скрипки и фортепиано в исполнении лауреатов международных конкурсов Чингиза Османова и Светланы Месхи. Удачным и вдохновенным было исполнение новых романсов Слонимского на стихи А. Толстого («Минула страсть» и «Пришла весна», 2011) заслуженной артисткой РФ, солисткой Мариинского театра Галиной Сидоренко (меццо-сопрано) и заслуженной артисткой РФ, профессором

СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова Ириной Шараповой (фортепиано). С тонким пониманием поэтического и музыкального стиля прозвучали два романса на стихи А. Кушнера («Пыль» из цикла 2000 г. и «Смерть Октавии» из цикла 1997 г., созданного в жанре старинной арии), которые исполнили лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра Екатерина Шиманович (сопрано), Мария Леншина (флейта) и Алексей Тихомиров (фортепиано). Кульминацией концерта стало исполнение двух романсов на стихи Осипа Мандельштама из цикла 1990 г. («За гремучую доблесть грядущих веков» и «Жил Александр Герцович») лауреатом международных конкурсов Сергеем Муравьевым (тенор) и Ириной Шараповой (фортепиано). Певец очень точно, интонационноосмысленно услышал и воплотил в пении характер музыки Слонимского, соответствующей духу поэзии Мандельштама. В завершении концерта блистательно прозвучала яркая, остроумная, полная изумительной изобретательности Американская рапсодия на тему О-И для двух фортепиано и клавесина. Ее исполнили Павел Егоров (народный артист РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова и РГПУ им.

А.И. Герцена, фортепиано). Алексей Глазков (лауреат международного конкурса, фортепиано), Энтони Бонамичи (лауреат международных конкурсов, клавесин).

Не меньшее впечатление оставил и концерт - Дифирамб - Приношение Мастеру участников Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского». Этот концерт проходил в очень красивом желтозолотистом Концертном зале музея-усадьбы Г.Р. Державина. Открылся концерт хоровыми лирическими миниатюрами С. Слонимского «Тучка золотая» на стихи М. Лермонтова и «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина (1997), которые проникновенно исполнила женская группа хора 1 курса дневного отделения Факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена

(художественный руководитель Т.Ф. Кучковская, концертмейстер Н.А. Ананьина). Затем прозвучали старинные русские канты во славу юбиляра. Впервые в этом концерте был исполнен интересный по стилистике вокальный цикл «Испанские эпиграммы», 2002 (Е. Залесская, Э. Тен). Ярко прозвучали также и романсы из цикла «Газели Надиры», 1988 («О солнце красы твоей!» и «Жизнь изведать сумей и уйди») в ансамбле В. Зиновьевой и А. Тимофеевой. Эмоционально и захватывающе вновь прозвучала ария «Смерть Октавии» на стихи А. Кушнера в исполнении О. Скрипниченко (сопрано), А. Приступа (флейта) и Л. Коноваловой (фортепиано). Убедителен был и баритон И.Сапунов, исполнивший два романса на стихи М. Лермонтова: «Как небеса твой взор блистает» и «Портрет» (из цикла 2009 г.).

Наряду с вокальной музыкой в концерте прозвучали и известные фортепианные пьесы Слонимского «Колокола» (1970), «Романтический вальс» (1982) из цикла «Воспоминания о XIX веке» (Регина Маркова), Прелюдия и фуга ё-шоН из цикла 24 прелюдии и фуги для фортепиано, 1994 (Ильза Ондар).

В последний день Международного форума состоялись мастер-классы

В.Ф. Щербакова и Р.И. Хараджаняна, а также заседание «Круглого стола» «Драгоценна свобода творчества», на котором обсуждались вопросы, связанные с пониманием современной (классической) музыки и ее бытия в системе медиакультуры и развития новых технологий. Участники «Круглого стола» обобщили также впечатления от Международного форума в целом и научно-практической конференции, сделав общий вывод о ее значительном научном вкладе как в музыкознание, так и в сферу общегуманитарнных наук (педагогики, культурологии и др.). Торжественное закрытие Форума состоялось в красивейшем белоснежном Малом зале им. А.К. Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В первом отделении прозвучали: хор С.М. Слоним-

ского «Упрямый ветер» из цикла «Северные пейзажи» на слова Вс. Рождественского (1969), который был исполнен Камерным хором Санкт-Петербургской

консерватории (художественный руководитель и дирижер Заслуженный деятель искусств России и Карелии, профессор Станислав Легков) и изумительный, романтический Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, наполненный красивым мелодизмом, виртуозным блеском и глубиной тонких лирических переживаний. Концерт с воодушевлением и пониманием содержания музыки и стиля Слонимского исполнила молодая пианистка, лауреат международных конкурсов Галина Жукова и молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова (художественный руководитель и дирижер Алексей Васильев).

Во втором отделении концерта мы вновь встретились с участниками Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского», которые выступили с лучшими программами уже в роли лауреатов, награждение которых состоялось по завершении концерта. Здесь в исполнении юных музыкантов прозвучали камерные инструментальные сочинения С.М. Слонимского: фортепианные пьесы «Колокола» (А.Болотин), «Полька» для фортепианного дуэта (Д. Шелаева, П. Гуменник), пьеса для скрипки и фортепиано «Звезда Востока» (С. Серебряков), сюита для фортепиано «Принцесса, не умевшая плакать» (К. Цепляева), прелюдия и фуга с-шо11, пьеса «Чертово колесо» (Чэнь цзи и), Пасмурный вечер (П. Мартыненко) и др. Музыканты более старшего возраста мастерски исполнили такие весьма сложные сочинения, как фортепианная пьеса «Проходящая красотка» (Г.Беляев), Мелодия для скрипки и фортепиано (В. Шу-ляковский и А. Королева) и др. Украсили концерт и вокалисты, исполнившие романсы и песни С.М. Слонимского из циклов на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Кушнера, А. Кольцова. Особенно удачным было выступление Ю. Симоновой, тонко спевшей романс «Летучая гря-

да» из цикла на стихи А. Кушнера, и Сергея Муравьева, трогательно и трепетно исполнившего романс на стихи А. Толстого «Ты не пой, соловей».

Международный форум завершился, но праздник прекрасной музыки С.М. Слонимского был продолжен грандиозным Авторским концертом Мастера, состоявшемся 8 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской государственной

филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В программе концерта были такие «знаковые» произведения 1980-х - 1990-х годов как «Славянский концерт» для органа и струнного оркестра (1988), «Петербургские видения» (1994) и сюита из оперы «Видения Иоанна Грозного» (1993 -1995). Эти сочинения были великолепно исполнены Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением дирижера, заслуженного артиста России Владимира Альтшулера. «Славянский концерт» философски глубоко и выразительно сыграл известный петербургский органист Олег Киняев, подчеркнув масштабность и значительность национальных славянских образов, облеченных композитором в барочную форму. В интерпретации «Петербургских видений» дирижеру и оркестру удалось передать «достоевскую» фантасмагорию, поразительно точно воссозданную в музыке. В сюите из оперы «Видения Иоанна Грозного» трагически мощно прозвучала Увертюра, раскрывающая жестокость и агрессивную наступательность темы Грозного и бесовских «кружений» его свиты в резком контрасте с нежной лирикой темы Анастасии, олицетворяющей образ страдающей под гнетом царя-ирода Руси - России. Образ Иоанна Грозного, одержимого страшными видениями и мучительно осознающего неотвратимость возмездия за свои злодеяния (в концертном исполнении) убедительно создал молодой певец Юрий Власов (бас). Выразительно прозвучала у солиста и хора Стихира, обращенная к Владимирской Богоматери (текст сочинен Иоанном Грозным), в которой композитор воссоздал стилистику древнерусских церковных

песнопений. Кульминацией сюиты стал Гимн Великому Новгороду, соединивший в себе традиции русских славлений и празднично-игровой культуры скоморошества.

Главным событием Авторского концерта стала мировая премьера новой симфонии С. М. Слонимского (№ 30), созданной в 2010 году, в которой композитор в современном драматической ключе развивает исконно русские традиции: былинного эпоса (1-я часть «Былина»), лирической песенности (2-я часть «Протяжная») и игрового танцевального фольклора (3-я часть «Плясовая»). Три-

дцатая симфония, как и все другие сочинения, превосходно исполненные оркестром под управлением В. Альтшулера, были встречены горячими аплодисментами благодарных слушателей, до отказа заполнивших исторически знаменитый Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Авторский концерт, как и Международный форум в целом, продемонстрировали масштаб и универсальную многогранность творчества С. М. Слонимского, которым он вносит серьезный и значительный вклад в отечественную и мировую культуру XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.