Научная статья на тему 'Технология сравнительного музыкослушания в поисковом проекте «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ)'

Технология сравнительного музыкослушания в поисковом проекте «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕЛОДИЯ / МНОГОМЕРНОСТЬ / АРАНЖИРОВКА / АНТОЛОГИЯ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКОСЛУШАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ / PROJECT / MELODY / MULTIDIMENSIONALITY / ARRANGEMENTS / ANTHOLOGY / COMPARATIVE MUSICOLOGY / AESTHETIC CONTRAST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Штейнберг Валерий Эмануилович, Манько Наталия Николаевна

Обширный музыкальный аудиоконтент, ставший доступным благодаря Интернету и международным культурным коммуникациям, предполагает более совершенные методы обращения с ним и реализации его культурологического потенциала. В статье предлагается подход к организации аудиотеки, основанный на использовании технологии сравнительного музыкослушания, принципов многомерности и рекурсивности при составлении сборников музыкальных произведений. Показаны особенности поискового некоммерческого Проекта «Жизнь замечательных мелодий» («ЖЗМ»), выполненного Креативной студией «ЖЗМ» при Научной лаборатории дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Академии профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Штейнберг Валерий Эмануилович, Манько Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF COMPARATIVE MUSICOLOGY IN THE SEARCH PROJECT “LIFE OF WONDERFUL MELODIES” (GSM)

The Extensive musical content, which became available thanks to the Internet and international cultural communications, suggests improved methods of handling and implementation of its cultural potential. The paper proposes an approach to the organization of one’s own music based on the use of technology comparative musicologie, principles of multidimensionality and recursively in the preparation of musical works. The features search non-profit Project “Life of wonderful melodies” (“GSM”), made by Creative Studio “ISM” at the Scientific laboratory of the didactic design of the Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla and the Academy of professional education.

Текст научной работы на тему «Технология сравнительного музыкослушания в поисковом проекте «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ)»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО

В.Э. Штейнберг

Н.Н. Манько

УДК 37.022

Технология сравнительного музыкослушания в поисковом проекте «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ)1

Обширный музыкальный аудиоконтент, ставший доступным благодаря Интернету и международным культурным коммуникациям, предполагает более совершенные методы обращения с ним и реализации его культурологического потенциала. В статье предлагается подход к организации аудиотеки, основанный на использовании технологии сравнительного музыкослушания, принципов многомерности и рекурсивности при составлении сборников музыкальных произведений. Показаны особенности поискового некоммерческого Проекта «Жизнь замечательных мелодий» («ЖЗМ»), выполненного Креативной студией «ЖЗМ» при Научной лаборатории дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Академии профессионального образования.

Ключевые слова: проект, мелодия, многомерность, аранжировка, антология, сравнительное музыкослушание, эстетический контраст.

Появление бытовых магнитофонов в 70-х годах прошлого столетия позволило любителям музыки создавать на катушках, а позже — на кассетах, музыкальные подборки, используя единственно доступный источник — виниловые пластинки. Благодаря этому пополнялись ряды меломанов-коллекционеров, а с производством компакт-дисков и приходом доступного Интернета музыкальное коллекционирование приобрело массовый характер; объем музыкальных копилок меломанов рос, вступая в противоречие с возможностями прослушивания. Сегодня плотный поток современной информации, непрерывно поступающий по визуальному и аудиальному

1 Проект «Жизнь замечательных мелодий» является некоммерческим научным проектом в области технологии дидактического дизайна и сравнительного музыкослушания, то есть в нем используются звукозаписи учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ-2014 Об авторском и смежных правах), он не тиражируется и не поступает в продажу.

© Штейнберг В.Э., Манько Н.Н., 2016

каналам восприятия человека, не оставляет времени на спокойное осмысление, вынуждает сознание все чаще обращаться к научной, художественной или иной информации в малоформатной упаковке. Под воздействием компьютерных игровых программ и мультимедийных средств массовой культуры формируется особый тип мышления — так называемое клиповое сознание. Ему присущи манипулирование образами, калейдоскопичность впечатлений, поверхностное информирование, отсутствие четкой логики и рациональных оснований, восприимчивость к иррациональной и мистической информации. Следствия данной ситуации — недостаток музыкально-слушательского опыта; неразвитость способностей восприятия, переживания и эстетической оценки; стремление к облегченному потреблению музыки; а в итоге — низкий уровень эстетической культуры большой части слушателей музыки. Наследие, аккумулирующее традиционные и современные формы музыкального искусства, все более отдаляется от молодого поколения и становится прерогативой «избранных» — профессионалов и элитарных меломанов.

Исходя из изложенного и располагая некоторым опытом общения с музыкой, авторами в 2000 году была предложена идея поискового проекта по созданию аудиотеки, в которой презентация ярких, популярных (замечательных) мелодий опиралась бы на разнообразие талантливых аранжировок исходной мелодии. При этом главной задачей поискового Проекта «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ) была просветительская — ознакомление с замечательными эстрадными и классическими мелодиями, пополнение культурного багажа педагога (и не только). Составление томов-сборников музыкальных произведений в проекте основывалось на технологии дидактического дизайна [4].

В основу Проекта «ЖЗМ» положены идеи многомерного подхода и технологии сравнительного музыкослушания, что обусловило проявление принципов рекурсивности и фрактальности в процессе создания многомерных основных сборников — моноантологий существенно различных аранжировок и исполнений (известно, объект считается рекурсивным, если он содержит сам себя или определен с помощью самого себя). Другими словами, моноантологии обладают признаками рекурсивных объектов, так как содержат один исходный музыкальный образ, который в каждой из аранжировок условно и частично «определяется» через самого себя. Совокупность же аранжировок образует некий фрактал, подобие частей которого обусловлено единым музыкальным образом и исполнительскими особенностями (инструментальный состав, вокалисты и т. д.), а различия характеризуются жанровыми и стилевыми особенностями. Заметим, рекурсия представляет собой удивительное явление: фракталы и рекурсии пронизывают окружающие нас материальный и абстрактный миры, связывая целое и его части, хаос и порядок. Примеры рекурсивных объектов приведены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Рекурсивный треугольник Серпинского

Рис. 2. Рекурсивный демотиватор

Связь музыки со структурами мозга человека и ее особенности с алгоритмической точки зрения рассмотрены А.В. Анисимовым [1], который показал, что язык музыки рекурсивно-параллельный. Он единственный среди всех языков искусств — в музыкальном произведении некоторые темы могут существовать одновременно, копироваться, рекурсивно погружаться друг в друга, взаимодействовать между собой. Язык музыки интерпретируется на схемном уровне: у музыкальных тем нет имен, каждый волен давать им свои имена, например, в пятой симфонии Л. ван Бетховена первые четыре ноты задают развитие всего произведения (в интерпретации самого автора: «Так судьба стучится в дверь!»). Язык музыки дискретно-непрерывен: дискретен звукоряд, непрерывность проявляется в возможности плавных переходов одного звука в другой; известны, например, «Шесть фуг на тему Bach для органа ор. 60» Р. Шумана, «Фантазия и фуга на тему Bach для органа» Ф. Листа, «Шесть вариаций на тему Bach для фортепиано ор. 10» И.А. Римского-Корсакова, «Вальс-импровизация на тему Bach для фортепиано ор. 62» Ф. Пуленка, «Коллаж на тему Bach» А. Пярта и другие.

Известно также, что в процессе мышления образуются особые психологические новообразования, аналогичные структурам музыки, для описания которых применяют диаграммы (3. Фрейд), алгебру (Ж. Пиаже) или марковские цепи (А.А. Марков). Многомерность окружающего мира, его

рекурсивность и параллельность, дискретность и непрерывность предопределяют тяготение к музыке многих ученых, как «физиков», так и «лириков». Рекурсия — образ понимания мира и способности человека его изучать: «Я мыслю, значит, я существую» (философ XVII века Рене Декарт); М. Корбаллис утверждает, что «...рекурсия позволила нашим предшественникам мыслить во времени, оценивая настоящее, вспоминая прошлое и задумываясь о будущем; что именно рекурсия ответственна за то, что у нас есть фантазия: мы можем смешивать реальное и вымышленное. Это и отличает нас, ведь только человек может рассказывать истории, писать картины, сочинять музыку» [9]; В.Л. Владимиров: «Объект называется рекурсивным, если он определен с помощью самого себя. Рекурсия — это функция, которая вызывает саму себя. Процесс повторения чего-либо самоподобным способом. Смысл жизни — в достижении ее цели, цель жизни — в наполнении ее смыслом» [2]. Рассматривая аранжировки как интепретации, Е.Л. Яковлева и М.А. Зайченко утверждают, что «сама интерпретация представляет собой воплощение рекурсивного принципа, потому что она направляет рефлексию назад, на повторение и осмысление уже сказанного (написанного, изображенного), на движение мысли вглубь себя в поисках смысла, ее самовоспроизведение и усложнение благодаря одновременному существованию единого во многом и многого в едином. Процесс интерпретации как рекурсии включает в себя сложное взаимодействие множества факторов (культурно-исторической среды, реальных событий, обстоятельств и отношений, чувств и представлений автора, связанных с содержанием текста, зависимости от смысла и контекста, многозначности слов, внутренних связей и перекличек в содержании, личных особенностей автора-интерпретатора, его интеллектуального "горизонта" и т. п.)» [8].

Потенциал малых музыкальных форм (так называемый «эстрадный формат» размером 3—5 минут) реализуется как культурологическая функция Проекта «ЖЗМ» в ходе презентации музыкальных шедевров, включенных авторами в проект, и может обеспечивать:

— «возвращение» высокохудожественных мелодий в культурный багаж педагога, психолога, инженера, юриста и т. п.;

— раскрытие образно-художественного потенциала мелодий благо -даря использованным авторами аранжировок (каверов, ремиксов и т. д.) различным способам, приемам и средствам музыкальной выразительности (вариационные, драматургические, композиционные и другие);

— появление навыков сравнительного/компаративистского музыко-слушания и, как следствие, приобщение к сравнительному музыковедению;

— развитие у слушателя аналитических навыков сравнительного анализа, востребованного в различных предметных областях и сферах профессиональной деятельности.

Для этого, как упоминалось, выполнен поиск принципов нового подхода к созданию базы музыкальных произведений и отбору аранжировок мелодий с требуемыми характеристиками; определены правила отбора и расстановки аранжировок в моноантологиях проекта; разработан соответствующий дизайн оформления компакт-дисков. Так, удалось перейти от коллекционной «копилки» аранжировок к дизайн-проекту авторских интерпретаций исходного музыкального произведения: не столько презентации интонационного феномена — мелодии, сколько экспликации разных граней ее эмоционального строя; не столько сохранения смысла музыкального образа, сколько «расцвечивания», обогащения музыкальной идеи мелодии с помощью условного сюжетирования в процессе выстраивания сборки ярких по колориту аранжировок [5]. Последнее подразумевает определенную структуру моноантологии, направленную на целостное восприятие содержания и формы музыкального образа (в музыкальном искусстве можно привести множество примеров «многочастного» развития и малых и крупных форм, от сюит до симфоний). Для этого могут использоваться приемы состязания, соревнования аранжировок и исполнительских интерпретаций, чередования инструментального и вокального (мужского и женского) исполнения и т. п.

Важно, что аналоги феномена аранжирования существуют в различных областях искусства и художественного творчества, включая, в частности, и профессиональное педагогическое творчество. Талантливые аранжировки, интерпретации исполнителей позволяют открывать новые смысловые грани музыкального образа. Прослушивание же лишь одной или нескольких аранжировок, словно стробоскопический эффект, затрудняет создание многомерного, объемного представления о музыкальном образе шедевра. Поэтому моноантологии — композиции Проекта «ЖЗМ» — можно рассматривать как результат творческого акта сопоставления искусства и жизни, бесконечного постижения произведения искусства. Но в то же время и как процесс осознания и раскрытия музыкального феномена; результат, зависящий от музыкального опыта, личностных ценностей и культуры музыкальных дизайн-редакторов и, конечно, слушателя. Иными словами, проект представляет собой нетривиальный и неочевидный авторский взгляд музыкальных дизайн-редакторов на известные всему миру шедевры музыкального инструментального и вокального искусства, например, такие, как «Summertime», «Petite Fleur», «Bessame Mucho», «Black Orfey», «Torna A Surriento», «Pearl Fishers», «For Elise», «Очи черные», «Подмосковные вечера» и множество других всемирно известных эстрадных и классических произведений в эстрадном формате, составивших Проект «ЖЗМ».

Заметим также, что в противоположность джазовой импровизации, для построения которой достаточно «зерна — интонации», обладающего энергией, смыслом и ярким выражением, «букет» многомерных моноанто-

логий воспринимается целостно, если тема характеризуется развитой мелодией в четко воспринимаемой форме, популярностью и высокой частотой исполнения, достаточным техническим качеством фонограмм. То есть если в вариации исходной мелодии не изобилуют нарочито «далекие» гармонические модуляции, к примеру, третьей степени родства, и музыкально-технические ухищрения. Именно при значительном стилевом различии или даже контрасте аранжировок усиливается эстетический эффект восприятия и проявляется потенциал вариативности исходного музыкального образа. В моноантологиях мелодия как связующее звено, объединяющее различные аранжировки, служит основой эстетического контраста при сопоставлении различных содержательно-языковых приемов, метроритмических, гармонических и тембровых «сущностей» аранжировок. Контраст проявляется при сопоставлении прослушиваемой и предыдущей аранжировок, он формируется во внутреннем плане слушателя и инициирует эмоционально-образный эстетический эффект при переживании. Данный эффект усиливается, если мелодия предварительно знакома, положительно окрашена и нравится слушателю, то есть активизируется ви-тагенный опыт слушателя [3].

Сравнение различных форм существования исходного, однажды услышанного музыкального образа позволяет, как отмечалось, прикоснуться к новому направлению — сравнительному музыкослушанию; непроизвольно возникающие сопоставления, сравнения разнохарактерных аранжировок — все это повышает познавательно-культурный потенциал «меломанского» опыта прослушивания музыки (и далее становится основой для погружения в сравнительное музыковедение). Какая из аранжировок найдет наибольший эмоционально-эстетический отклик у слушателя, предсказать невозможно — это область психофизиологии и субъективных предпочтений, но то, что прозвучавший музыкальный образ останется надолго в памяти слушателя, несомненно. Несомненно и то, что моноантологии Проекта «ЖЗМ» способствуют размышлению

и анализу музыкального содержа- г

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ

л

ния, побуждают к акцентированию тех или иных особенностей аранжировок, инициируют разномодальные ассоциации и усиливают, тем самым, личностное отношение к прозвучавшей музыке в особой системе координат (рис. 3). При этом моноантологии проекта могут рассматриваться, с некоторой условностью, как музыкальные фракталы (по аналогии с «семантическими фракталами Штейнберга» [7]).

V

стиль А и *АНР<-(«ЖЗМ»)->

Рис. 3. Логико-смысловая модель «Координаты восприятия ЖЗМ»

У

АССОЦИАЦИИ

- музыкальные

- витагенные

- цветовые

- ритмические

- тактильные

ИНСТРУМЕНТ ■СОЛИСТ

ВОКАЛИСТ -СОЛИСТ

Аудиобиблиотека Проекта «ЖЗМ» включает большое число многомерных моноантологий; их дополняют бинарные антологии, подбираемые по принципу ассоциативной взаимодополнительности, например, «Лунная антология»: «Лунная соната» (Л. Бетховен) + «Лунная серенада» (Г. Миллер); триадные антологии, например, «Триады романса» с тремя различными исполнениями каждого романса; полиантологии «Золотые инструменты» («Золотой аккордеон», «Золотой дудук» и другие). В аудиобиблиотеку входят пакеты «Памяти Великих», «Старые мастера и современники на ЖЗМ», «Вечера на ЖЗМ» и другие экспериментальные материалы. Дизайн-оформление библиотеки Проекта «ЖЗМ» показан на рисунках 4—7. По мере появления новых высокохудожественных аранжировок мелодий, включенных в проект, соответствующие его тома редактируются.

Рис. 4. Моноантология «Бесаме мучо»

Рис. 5. «Лунная биантология»

Рис. 6. Триантология «Триады романса» Рис. 7. Полиантология «Золотой аккордеон»

Многолетняя апробация Проекта «ЖЗМ» подтвердила актуальность и востребованность технологии сравнительного музыкослушания, а также реализованность культурологического потенциала музыкального контента. С проектом ознакомлены многочисленные преподаватели вузов и научные работники страны, педагоги общего среднего и среднего профессионального образования. В настоящее время завершается разработка перспективной электронной программы «ЖЗМ-Аутотьютор» для использования ау-диотеки «ЖЗМ» в учебных, познавательных и коллекционных целях.

В заключении отметим некоторые значимые итоги Проекта «ЖЗМ». Авторам удалось решить исходную культурологическую задачу — возвращение высокохудожественных мелодий в культурный багаж, прежде всего, педагога и работников других отраслей. Авторы смогли определиться с критериями отбора мелодий; с принципами отбора аранжировок и их расстановки (субсюжетирование) в сборках моно-, би- и полиантологий, что позволило раскрыть образно-художественного потенциал замечательных мелодий. И, что весьма важно, инициировать развитие у слушателей аналитических навыков сравнительного анализа, востребованных в различных предметных областях и сферах профессиональной деятельности, благодаря появляющимся навыкам сравнительного/компаративистского музыкос-лушания и, возможно, приобщения к сравнительному музыковедению.

Очевидно, что представленный проект имеет поисковый и, отчасти, субъективный характер; он не может одновременно удовлетворить пожеланиям и приземленных меломанов, и рафинированных профессионалов; слушателей, предпочитающих сольный инструменты, и слушателей, предпочитающих инструментальные составы; любителей музыкальных копилок больших форматов и так далее. Однако авторы совершенно удовлетворены тем, что прослушивание удавшихся томов проекта доставляет им удовольствие и что такое же удовольствие испытывают близкий круг их знакомых, сотрудников и научных партнеров. Что же касается замечаний, в том числе критических доброжелательных, то авторы благодарны им и аккуратно используют для совершенствования Проекта «ЖЗМ».

Некоторые термины к статье

Антология — (греч. аnthologia — букв. — собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов (БСЭ).

Аранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов и ансамблей.

Вариативность исходного музыкального образа — совокупность свойств исходного музыкального образа, позволяющая реализовать высокохудожественные вариации произведения автора, которые обладают существенными эстетическими различиями и открывают возможности для дальнейшего развития образа (авт.).

Вариации (лат. variatio — изменение) — музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.

Импровизация (от лат. improvisus — непредвиденный, нечаянный) — творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.

Интерпретация — истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения (от латинского interpretatio — разъяснение, истолкование). В отличие от других видов искусств музыка непременно нуждается в исполнителе, истолкователе нотного текста.

Мелодия (греч. melodia — пение песни; от melos— песнь и ode — пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Многомерность — характеристика объекта или явления, образованная из разнородных элементов, сочетание системных объективных элементов и субъективных (авт.).

Многомерная моноантология — композиция избранных музыкальных художественных вариаций произведения одного автора, спроектированная на основе определенной концепции (авт.).

Эстетический контраст — контраст впечатлений при восприятии прослушиваемой и предыдущей аранжировок, формируемый во внутреннем плане слушателя, результатом которого является эффект эмоционально-образного переживания (авт.).

Литература

1. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. Киев: Наукова думка, 1988. 224 c.

2. Владимиров В.Л. Размышления о статье А.П. Стахова «Конструктивная (алгоритмическая) теория измерения, системы счисления с иррациональными основаниями и математика гармонии». [Электронный ресурс] URL: http:// www.trinitas.ru/rus/doc/0232/013a/2143-vld.pdf (дата обращения 24.04.2016).

3. Коновалова С.А., Коростелева Н.И. Актуализация витагенного опыта студента в классе вокала // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 11—14.

4. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Дидактический дизайн — инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 74—87; 2016. № 1(62). С. 50—65.

5. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Технология сравнительного музыкослушания // Практическая психология и логопедия. 2009. № 4 (39). С. 8—21.

6. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М.: Народное образование, 2015. 351 с.

7. Штейнберг В.Э. «Семантические фракталы Штейнберга» для технологий обучения // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 204—210.

8. Яковлева Е.Л., Зайченко М.А. Рекурсия и искусство // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 4—2 (11). 2013. С. 65—68. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ra/artide/n/rekursiya-i-iskusstvo (дата обращения: 24.04.2016).

9. Corballis M.C. The Recursive Mind: The Origins of Human Language, Thought, and Civilization [text] / M.C. Corballis. Precenton: Precenton University Press, 2014. 304 p.

Е.В. Ткаченко

О сравнительном музыкослушании

Комментарий к статье В.Э. Штейнберга и Н.Н. Манько «Технологии сравнительного музыкослушания в поисковом проекте "Жизнь замечательных мелодий" (ЖЗМ)»

Название журнала — «Ценности и смыслы»— обязывает. Обязывает связать содержание комментария с целеполаганием журнала. В начале XXI века в нашей стране пропагандировалась идея «от конкурентоспособности специалиста — к конкурентоспособности государства». Призыв лишь частично полезный — вследствие своей технократичности. Ибо при настойчивом продвижении этого призыва как приоритетного отсутствовала духовно-нравственная составляющая, отсутствовал призыв к высшим ценностям развивающегося общества. Стране нужны не только блестяще образованные специалисты, не только технократы, финансисты, бизнесмены. В свою очередь бизнес должен быть социально ориентированным, нам необходимы новые Третьяковы, Морозовы, Татищевы, Демидовы, много сделавшие для развития как экономики и промышленности, так и культуры России и, кстати, проживавшие в своем Отечестве. В нашем современном Отечестве сформировалось такое количество конкурентоспособных специалистов, бизнесменов, собственников, из которых даже уже сложился слой коррупционеров, высшей ценностью и смыслом которых стало только обогащение и сверхобогащение, сопровождаемое вывозом капиталов за рубеж. О духовных ценностях этой категории соотечественников говорить бессмысленно. Но нельзя не отметить, что сверхобогащение этой прослойки общества сопровождается обнищанием другой части общества, с одновременным падением потенциала и качества нашего образования, науки, культуры.

На одном из Советов по культуре и искусству Президент России В.В. Путин отмечал, что мы все чаще сталкиваемся с культурной нищетой, с «фастфудом» от культуры. Действительно, более половины учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.