Научная статья на тему 'О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ВДОЛЬ "ОДНОГО ПОЯСА, ОДНОГО ПУТИ" НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"'

О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ВДОЛЬ "ОДНОГО ПОЯСА, ОДНОГО ПУТИ" НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕФОРМА / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лян Иньчжао, Чжан Сяолин

В условиях пандемии COVID-19 все труднее поддерживать открытость и сотрудничество в области образования в различных странах. Однако, изменения, вызванные пандемией, дают возможность изучить новые способы международного сотрудничества в области образования, содействуют реформированию способов международного обмена и сотрудничества, а также помогают найти способы повышения устойчивости международного сотрудничества к рискам. В качестве ответных мер на нестабильную ситуацию в мире образовательные учреждения в странах, расположенных вдоль маршрута «Одного пояса, одного пути», должны укреплять взаимопонимание, предвидеть предстоящие изменения и приспосабливаться к меняющимся условиям, руководствуясь стратегией, основанной на понятии «сообщества единой судьбы человечества». Кроме того, необходимо совместно работать над созданием более открытого, равноправного и взаимовыгодного образовательного сообщества «Один пояс, один путь». Создание образовательного сообщества «Один пояс, один путь» отвечает текущим потребностям сотрудничества в области международного образования. Такая стратегия обладает передовыми научными идеями, может полагаться на существующие механизмы сотрудничества, способствует обновлению и модернизации способов сотрудничества, открывает абсолютно новые модели сотрудничества и интегрирует образовательные ресурсы для стран, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути». Кроме того, данное сообщество повышает способность образовательной системы противостоять рискам, что имеет огромное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF AN EDUCATIONAL COMMUNITY ALONG “ONE BELT, ONE ROAD” BASED ON THE CONCEPT OF “COMMUNITY WITH SHARED FUTURE FOR MANKIND”

In the context of the COVID-19 pandemic, it is increasingly challenging to maintain openness and cooperation in the field of education in various countries. However, the changes brought about by the pandemic provide us with opportunities to explore new ways of international cooperation in education, help reform the way of international exchange and cooperation, and find ways to make international cooperation ready for risks. In response to the volatility of the situation, educational institutions in the countries along the Belt and Road initiative should strengthen mutual understanding, anticipate the upcoming changes and adapt to the quickly changing environment, guided by the concept of “Community with shared future for mankind”. In addition, it is essentially important to cooperate on creation of an open, equal and mutually beneficial Belt and Road educational community. The creation of the Belt and Road educational community meets the current needs of cooperation in the field of international education. It possesses advanced scientific ideas, relies on the existing mechanisms of cooperation, promotes innovation and modernization of cooperation methods, reveals new models of cooperation and integrates educational resources for countries located along the Belt and Road Initiative. In addition, this community enhances the educational system’s ability to withstand risk, thus playing a vital role.

Текст научной работы на тему «О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ВДОЛЬ "ОДНОГО ПОЯСА, ОДНОГО ПУТИ" НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"»

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-130-137

Creation of an Educational Community Along "One Belt, One Road" Based on the Concept of "Community with Shared Future for Mankind"

Liang Yingchao1, a ©, Zhang Xiaoling2, b ©

1 Jiaotong International Cooperation Service Center (JICSC) under the Ministry of Transport of People's Republic of China, Beijing, China

2 School of Languages and Cultures of Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. In the context of the COVID-19 pandemic, it is increasingly challenging to maintain openness and cooperation in the field of education in various countries. However, the changes brought about by the pandemic provide us with opportunities to explore new ways of international cooperation in education, help reform the way of international exchange and cooperation, and find ways to make international cooperation ready for risks. In response to the volatility of the situation, educational institutions in the countries along the Belt and Road initiative should strengthen mutual understanding, anticipate the upcoming changes and adapt to the quickly changing environment, guided by the concept of "Community with shared future for mankind". In addition, it is essentially important to cooperate on creation of an open, equal and mutually beneficial Belt and Road educational community. The creation of the Belt and Road educational community meets the current needs of cooperation in the field of international education. It possesses advanced scientific ideas, relies on the existing mechanisms of cooperation, promotes innovation and modernization of cooperation methods, reveals new models of cooperation and integrates educational resources for countries located along the Belt and Road Initiative. In addition, this community enhances the educational system's ability to withstand risk, thus playing a vital role.

Key words: community with shared future for mankind, "One Belt, One Road", educational community, reform, cooperation

Acknowledgments. This article was published with the support of the SCO International Legal Training and Cooperation Center Foundation (China), project no. CNSCO17039, CNSCO17037, and Shanghai University of Political Sciences and Law for Young Scientists", project no. 2021XQN21.

FOR CITATION: Liang Yingchao, Zhang Xiaoling. Creation of an Educational Community Along "One Belt, One Road" Based on the Concept of "Community with Shared Future for Mankind". Sociopolitical Sciences. 2021. Vol. 11. No. 5. Pp. 130-137. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-130-137

V_J

INTRODUCTION

Since the COVID-19 pandemic started, it has reshaped the way we live, work and communicate. It also had a great impact on primary and secondary education, as well as the ways of cooperation in the field of international education. In the context of the pandemic, an accelerated transformation of international cooperation took place over the year, thereby confirming the important statement ofChina's PresidentXiJinpingthat"the worldisexperiencing a huge change, happening once in one hundred years." Along with this, necessity and importance of Xi's initiative to create a community with shared future for mankind is self-explicable. The impact of globalization can be seen anywhere, whether it is culture, economy or education. Thus, globalization of education in modern international community is an irreversible trend. Chinese government has always adhered to the idea of open cooperation, made efforts to strengthen mutual understanding with

the international community, and made its significant contribution to humanitarian education development. All educational institutions in the country focus on education and deepening international educational cooperation.

THE IMPORTANCE OF CREATING

AN EDUCATIONAL COMMUNITY "ONE BELT, ONE ROAD"

BASED ON THE CONCEPT

OF "COMMUNITY OF SHARED FUTURE FOR MANKIND"

Deng Xiaoping, the founder of China's Reform and Opening Up policy, said: "Education is the foundation of our [China's] long-term program." Education is the basis of the development of any nation. It is the strongest foundation for building prosperous, wealthy, strong and intelligent society. Education is also one of the most perspective areas of international cooperation. Born around 2000 years ago, the Great Silk Road boosted

Liang Yingchao, ZhangXiaoling -

the development of trade and cultural ties between people and statehoods along the way. Countries involved in "One Belt, One Road" (OBOR) have a long history and broad space of educational cooperation. Strengthening educational cooperation in these states is a significant step towards building OBOR community. In addition, it will serve as a basis for humanitarian education in the region.

In July 2016, the Chinese Ministry of Education published a document proposing the creation of "OBOR Education Community" with the aim of "collaborating in politics, education, languages and national traditions" among the countries involved in the initiative [1]. The Belt and Road Community will provide support for highly qualified professionals, intellectual services and cultural understanding for the construction of OBOR educational community. First, the creation of OBOR educational community will help countries to speed up the process of educational internationalization (including attracting foreign partners). Second, the community will promote international exchange among young people in the field of culture and religion, as well as encourage tolerance, mutual trust and establishment of new social ties. Third, training of professionals and associated skills will contribute to the creation of such community.

PERSPECTIVES FOR CREATION OF AN EDUCATIONAL COMMUNITY "ONE BELT, ONE ROAD" BASED ON THE CONCEPT OF "COMMUNITY WITH SHARED FUTURE FOR MANKIND"

1. There are theoretical frameworks for creating an educational community "One Belt, One Road" based on the concept of "community with shared future for mankind"

• Concept of "community with shared future for mankind"

Humanity only has one planet, and all countries, nations and civilizations exist on one planet and are closely connected with each other. The 2008 Olympic Games in Beijing were held under the slogan "One World, One Dream". In 2013, China's President Xi Jinping first proposed the concept of a "community with shared future for mankind". In October 2017, the 19th CPC National Congress incorporated the Belt and Road Initiative into CPC Constitution. In March 2018, the constitutional amendment of CPC Constitution added a sentence that promoted the building of a community with a shared future for mankind [2]. This is very significant for active promotion of OBOR, and great contribution to the peaceful development of the humanity. Therefore, it is essential to promote the educational community along the countries engaged in OBOR. This community is built on the basis of the concept of "community with shared future for mankind".

• The concepts of "educational community" and "common educational space"

Educational community is an educational work group based on shared beliefs to achieve common goals. Creation of an educational community will ensure the sharing of resources and balanced development of educational institutions, which will ultimately allow more students to access high-quality educational resources. Common Educational Space is based on a unified curriculum,

assessment system, teaching materials and training program for highly qualified specialists. These concepts provide guidance for building the Belt and Road educational community.

• The concept of education without borders

Every country has borders, but education knows no borders. The experience of human society tells us that education should never become a victim of the struggle of interests of different countries. Many contradictions in the modern international community cannot be resolved primarily due to a lack of understanding, tolerance and reconciliation. By implementing the strategy of Education without Borders, we can promote high-quality education, spread the right message, and nurture outstanding youth. The development of science and technology based on Internet technologies has given a boost to the development of distance education. Currently, the concept of "education without borders" is practiced in many countries. For example, the Shanghai Cooperation Organization holds a week of Education without Borders events every year, and the UK has a monitoring organization for this project.

• The concept of "educational equality"

Promoting equality in education is a great initiative of human society. Based on Mao Zedong's new ideas of socialist education, Deng Xiaoping's modern educational ideas, Jiang Zemin's course to rejuvenate the country through science and technology, and Hu Jintao's strategy to strengthen the country with the help of human resources, China's President Xi Jinpingput forward the idea of promoting equality in education. The 19th CPC National Congress Report pointed out the need for equality in education [3]. The essence ofXi Jinping's concept of "equality in education" is to achieve intercultural, interethnic and interracial education. Thus, young people from different countries, regions and nations will have the opportunity to receive equal education. The concept of "equity in education" is an important element in promoting the development of the Belt and Road education community. The Belt and Road Education Community, in turn, will also contribute to the implementation of the concept of "educational equality".

2. There are basic platforms for promoting the creation

of an educational community "One Belt, One Road"

through the concept of a "community with shared

future for mankind"

Mechanisms and platforms of various forms and levels of cooperation exist between the countries involved in OBOR. These mechanisms and platforms provide a framework to build OBOR educational community.

• The University of the Shanghai Cooperation Organization (University of SCO)

The University of the Shanghai Cooperation Organization was established by the initiative of the President of Russia V. Putin and officially started its work in 2009. SCO University plays an active role in the development of cooperation of education among the member states, and is an important platform for cooperation in the field of education between China, Russia and Central Asian states along the Belt and Road.

Today, more than 70 educational institutions of member states are participating in the project of the University of the SCO. Beijing Foreign Studies University is also one of the Chinese universities involved in the project. Few friends of mine took part at Moscow State Institute of International Relations exchange program, based on the cooperation agreement within the framework of the SCO University.

• Common educational space in the Community of Independent States (CIS)

In 1997, states involved in CIS by the time (Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Russia, Moldova, Azerbaijan and Armenia) signed the document on the creation of a common educational space in the CIS, after which an agreement on cooperation for creation of a common educational space among CIS member states was signed. Residents of the CIS countries have equal rights when choosing an educational institution within the CIS space. In addition, the joint creation of educational institutions and branches between the CIS countries is an important initiative for the exchange of educational resources. As an example, the Russian-Kyrgyz Slavic University was opened in Bishkek in 1993, the Russian-Tajik University in Dushanbe was established in 1996, the Russian-Armenian University started its work in 1999, and the Russian-Belarusian University - in 2003.

• Confucius Institute, Russian World Foundation, National Center for Culture and Education

There are 137 Confucius Institutes and over 130 Confucius classes in primary and secondary schools in 65 countries along the Belt and Road. Russia has more Confucius Institutes than any other country (18).

On the occasion of the 60th anniversary of the establishment of diplomatic relations between China and Russia in 2009, presidents of China and Russia reached an agreement to jointly hold the Year of Language. Russian language training centers have also opened in China (the Russian World Foundation). They will provide an opportunity to create a broader platform for Chinese-Russian educational exchanges and maintain educational cooperation between two countries. Russian language centers are an important foundation for teaching, researching and promoting Russian language and Russian culture outside of Russia. A number of Russian language centers have been opened in other countries along the Belt and Road.

In addition, Chinese and Russian state and cultural centers have opened in China and Russia. Chinese cultural centers were opened in national libraries of Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tajikistan. Since 2016, Kazakh and Kyrgyz cultural centers, Institute for the Cultural Studies of Turkmenistan, Armenian Center for Cultural Research got open in China too. Moreover, other cultural institutions opened in Chinese universities. All of these centers play an important role in advancing the construction of the OBOR educational community.

• Council of Ministers, University Rectors' Forum, University Union, Belt and Road Association of Universities and other education forums

At present, a mechanism of regular meetings of education ministers exists within the framework of the SCO and the CIS. There are many bilateral

and multilateral educational associations within the framework of OBOR, such as university rectors' forums and educational forums. These are some of the forums: China and ASEAN; League of Arab States; Forum on Higher Education in South Asia and Central and Eastern Europe; Forum of Rectors of Sino-Arab Universities; China-Africa University Cooperation Program "20 + 20"; Committee for the Promotion of Exchange and Cooperation among the Universities of China, Japan and South Korea; Dialogue Model in Higher Education among China, Singapore and India; Belt and Road Council of Education Ministers; Association of Universities "One Belt, One Road", and other associations of higher educational institutions. There are 11 university unions between Chinese and Russian universities alone. The Union of Multidisciplinary Universities, the Union of Polytechnic Universities, the Union of Higher Educational Institutions of Arts, the Union of Cultural Universities, the Union of Medical Universities, the Union of Economics Universities, the Union of Pedagogical Education Universities, the Union of Cooperation and Management Universities of Russia and China are some of them. Forum of University Rectors' in "One Belt, One Road", Forum of Higher Education of China, India and Egypt, the Russian-Chinese Forum on Higher Education, the Forum of University Rectors, the Russian-Chinese Union of Secondary Educational Institutions are some of the existing forums.

It is also worth noting that the OBOR university alliance, established in 2015 with the support of the People's Government of Gansu Province and the University of Lanzhou Province, provides an effective mechanism for dialogue, and is a great civil basis for creating an educational community of "One Belt, One Road". As of the end of 2020, the alliance had 173 members from 27 countries in Asia, Europe and Africa. The university alliance provides a platform for dialogue and exchange between educational institutions in the countries. Moreover, the university alliance has made a significant contribution to the development of the OBOR educational community.

In the near future, countries along OBOR will be able to fully use the above-mentioned platforms and mechanisms, thus improving existing resources and adapting to new conditions, and ultimately forming a common platform for the Belt and Road education community. Countries in the region need to ensure that communication channels are properly functioning and promote joint development of the region by activating existing resources.

ASSISTANCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT OF THE EDUCATIONAL COMMUNITY "ONE BELT, ONE ROAD" BASED ON THE CONCEPT OF "COMMUNITY WITH SHARED FUTURE FOR MANKIND"

The concept of building OBOR educational community meets the requirements of our time. This initiative is able to accelerate the pace of community development in the face of the coronavirus pandemic. In terms of measures and ways to create the educational community, countries and educational institutions need to focus on finding consensus and transforming a cooperation model in education.

First of all, countries along OBOR need to work on a common policy, show empathy, strive to achieve consensus, expand the concept of cooperation in education, strengthen dialogue on cooperation in education, strengthen mutual understanding and deepen cultural tolerance.

Second, countries need to develop unified standards and norms of the educational community. These norms will contribute to creating a foundation for boosting the development of a unified training program and assessment system. Such system meets the requirements of each country in the region.

Third, integration of existing cooperation resources, acceleration of creation of an efficient functioning mechanism, creation of a highly effective new platform, and promotion of joint use of educational resources are a guarantee of creation of OBOR educational community.

Fourth, it is important to strengthen cooperation in training ofyoungprofessionals and teachers, development of the curriculum, and exchange of research and innovations among educational institutions of different levels.

Fifth, countries should also strengthen cooperation in the field of vocational education, guided by needs of the labor market.

Sixth, states need to accelerate the process of informatization of education, promote the concept of intellectual education, and improve digital educational resources. Countries should pay attention to researching a hybrid education model (online + offline), make full

use of existing educational resources and multimedia platforms (such as Internet), create MOOCs (Massive Open Online Course) database and develop other platforms for all students from OBOR region.

Seventh, in the context of a pandemic, countries should develop and promote flexible, rational, friendly and open systems for the recruitment of foreign teachers to facilitate the international flow of specialists. Thus, countries and educational institutions will develop international cooperation of education.

CONCLUSION

An old Chinese proverb says: "If you want to go fast, go by yourself. But if you want to go far, go together." Further expansion, strengthening exchanges and cooperation is the best strategy for countries in OBOR. Thus, plenty of opportunities will be created for OBOR educational community and promotion of equality in education. Creation of a regional educational community is an inevitable choice for OBOR countries, as well as an important measure for integrating educational resources, responding to unprecedented crisis and promoting high-quality education and cooperation. In the future, OBOR states should strengthen cooperation and mutual understanding, work on cooperation in education, expand cultural contacts with the help of student exchange, and promote shared prosperity.

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-130-137

0 создании образовательного сообщества вдоль «Одного пояса, одного пути»

на основе концепции

«Сообщества единой судьбы человечества»

Лян Инчжао1, a ©, Чжан Сяолин2, b ©

1 Сервисный центр по делам транспортного международного сотрудничества при Министерстве транспорта КНР,

г. Пекин, Китай

2 Институт языков и культуры Шанхайского политико-юридического университета, г. Шанхай, Китай

a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]

Аннотация. В условиях пандемии COVID-19 все труднее поддерживать открытость и сотрудничество в области образования в различных странах. Однако, изменения, вызванные пандемией, дают возможность изучить новые способы международного сотрудничества в области образования, содействуют реформированию способов международного обмена и сотрудничества, а также помогают найти способы повышения устойчивости международного сотрудничества к рискам. В качестве ответных мер на нестабильную ситуацию в мире образовательные учреждения в странах, расположенных вдоль маршрута «Одного пояса, одного пути», должны укреплять взаимопонимание, предвидеть предстоящие изменения и приспосабливаться к меняющимся условиям, руководствуясь стратегией, основанной на понятии «сообщества единой судьбы человечества». Кроме того, необходимо совместно работать над созданием более открытого, равноправного и взаимовыгодного образовательного сообщества «Один пояс, один путь». Создание образовательного сообщества «Один пояс, один путь» отвечает текущим потребностям сотрудничества в области международного образования. Такая стратегия обладает передовыми научными идеями, может полагаться

на существующие механизмы сотрудничества, способствует обновлению и модернизации способов сотрудничества, открывает абсолютно новые модели сотрудничества и интегрирует образовательные ресурсы для стран, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути». Кроме того, данное сообщество повышает способность образовательной системы противостоять рискам, что имеет огромное значение.

Ключевые слова: сообщество единой судьбы человечества, «Один пояс, один путь», образовательное сообщество, реформа, сотрудничество

Благодарности. Эта статья опубликована при поддержке "Фонда Центра международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай), № проектов: СЫБС017039, СЫ5С017037", а также при поддержке "Фонда Шанхайского Политико-Юридического Университета для молодых ученных", № проекта: 2021ХОЫ21.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лян Инчжао, Чжан Сяолин. О создании образовательного сообщества вдоль «Одного пояса, одного пути» на основе концепции «Сообщества единой судьбы человечества» // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 5. С. 130-137. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-130-137 V_/

ВВЕДЕНИЕ

В начале 2020 года весь мир охватила эпидемия нового коронавируса, тем самым внезапно изменив наш образ жизни, привычную работу, общепринятую форму начального и среднего образования, а также способы сотрудничества в области международного образования. В связи с эпидемиологической ситуацией за год произошло ускоренное преобразование структуры международного сотрудничества, тем самым подтвердив важное утверждение председателя КНР Си Цзиньпина о том, что «мир переживает грандиозные, случающиеся раз в сто лет изменения». Наряду с этим подтверждается необходимость и важность его инициативы о создании «сообщества единой судьбы человечества». Очевидно, что в связи с развитием международного сообщества необратима не только экономическая глобализация, но и глобализация образования. Правительство Китая всегда придерживалось идеи открытого сотрудничества, прилагало усилия для укрепления взаимопонимания с международным сообществом и придавало большое значение поддержанию контакта в области гуманитарного образования. Все образовательные учреждения страны также придают большое значение укреплению международного сотрудничества и открытости системы образования.

ВАЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» НА ОСНОВЕ ПОНЯТИЯ «СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Дэн Сяопин, основатель политики реформ и открытости в Китае, сказал: «Образование - основа основ нашей долгосрочной программы». Образование - это основа для построения процветающего, богатого, сильного, гармоничного и интеллектуального общества в любой стране. Образование - одно из наиболее перспективных направлений международного сотрудничества. Еще 2000 лет назад Великий шелковый путь означал тесную связь между странами, расположенными вдоль этого маршрута. Страны, расположенные вдоль «Одного пояса, одного пути», имеют долгую историю сотрудничества в сфере образования и широкие перспективы для его продолжения. Укрепление сотрудничества в области образования в этих странах является

важной частью создания сообщества «Один пояс, один путь». Кроме того, это послужит основой для сотрудничества в области гуманитарных наук в регионе.

В июле 2016 г. Министерство образования Китая опубликовало документ о предложении создать образовательное сообщество «Один пояс, один путь» с целью «сотрудничества в области политики, образования, языков и народных традиций» [1]. Сообщество «Один пояс, один путь» обеспечит поддержку высококвалифицированных специалистов, интеллектуальных услуг и культурного взаимопонимания для строительства образовательного сообщества. Во-первых, создание образовательного сообщества «Один пояс, один путь» поможет странам в ускорении процесса интернационализации образования, включая привлечение иностранных партнеров. Во-вторых, создание образовательного сообщества «Один пояс, один путь» будет способствовать международному обмену среди молодежи в области культуры и религии, побуждать к толерантности, взаимному доверию и установлению новых общественных связей. В-третьих, развитие специальных навыков, соответствующих требованиям современного рынка, будет способствовать созданию данного сообщества.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОДЕЙСТВИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ

«СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

1. Существуют теоретические основы для создания образовательного сообщества «Один пояс, один путь» на основе концепции «сообщества единой судьбы человечества»

• Концепция «Сообщество единой судьбы

человечества» У человечества есть только одна Земля, и все страны, нации и цивилизации существуют на одной планете и связаны друг с другом. Олимпийские игры 2008 г. в Пекине прошли под лозунгом «Один мир - одна мечта». В 2013 г. генеральный секретарь Китая Си Цзиньпин впервые предложил концепцию «Сообщества единой судьбы человечества». В октябре 2017 г. 19-й национальный конгресс Коммунистической партии Китая включил инициативу «Один пояс, один путь»

в устав партии. В марте 2018 г. идея о содействии создания сообщества единой судьбы человечества была записана в преамбулу поправок к Конституции Китайской Народной Республики [2]. Что касается содействия созданию «Сообщества единой судьбы человечества», Китай считает, что это важный способ активного продвижения инициативы «Один пояс, один путь», а также огромный вклад в мир и развитие всего человечества. Следовательно, необходимо продвигать образовательное сообщество стран, расположенных вдоль территории «Одного пояса, одного пути», через концепцию «Сообщество единой судьбы человечества».

• Концепции «Образовательное сообщество» и «Единое образовательное пространство»

Образовательное сообщество - это образовательная рабочая группа, основанная на общих убеждениях для достижения общих целей. Формирование образовательного сообщества обеспечит совместное использование ресурсов и сбалансированное развитие учебных заведений, что в конечном итоге позволит большему количеству учащихся пользоваться высококачественными образовательными ресурсами. Как следует из названия, «Единое образовательное пространство» основано на единой учебной программе, системе оценки, учебных материалах и программе обучения высококвалифицированных специалистов. Эти концепции служат руководством для содействия созданию образовательного сообщества «Один пояс, один путь».

• Концепция «Образование без границ»

У любой страны есть границы, однако образование не имеет границ. Опыт человеческого общества подсказывает нам, что образование никогда не должно становиться жертвой борьбы интересов разных стран. Многие противоречия в современном международном сообществе не могут быть решены в первую очередь из-за отсутствия понимания, терпимости и примирения. Реализовав «образование без границ», мы сможем более эффективно продвигать высококачественное образование, распространять правильные идеи и способствовать воспитанию выдающейся молодежи. Развитие науки и техники на основе интернет-технологий дало толчок для развития дистанционного образования. В настоящее время во многих странах практикуется «образование без границ». Например, Шанхайская организация сотрудничества ежегодно проводит неделю мероприятий «Образование без границ», а в Великобритании действует организация по мониторингу данного проекта.

• Концепция «равенства в образовании»

Достижение равенства в образовании - прекрасная

инициатива человеческого общества. На основе новых идей социалистического образования Мао Цзэдуна, современных образовательных идей Дэн Сяопина, курса Цзян Цзэминя по омоложению страны с помощью науки и технологий, и стратегии Ху Цзиньтао по укреплению страны с помощью человеческих ресурсов, генеральный секретарь Китая Си Цзиньпин выдвинул идею содействия равенству в сфере образования. В отчете 19-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая четко говорится о необходимости равенства в образовании [3]. Смысл концепции Си Цзиньпина

о «равенстве в образовании» заключается в достижении межкультурного, межнационального и межрасового образования. Так молодые представители разных стран, регионов и наций будут иметь возможность получения равного образования. Концепция «равенства в образовании» является важным элементом содействия созданию образовательного сообщества «Один пояс, один путь». Образовательное сообщество «Один пояс, один путь», в свою очередь, также будет содействовать реализации концепции «равенства в образовании».

2. Действуют базовые платформы содействия созданию образовательного сообщества «Один пояс, один путь» через концепцию «Сообщество единой судьбы человечества»

Между странами, расположенными вдоль «Одного пояса, одного пути», существуют механизмы и платформы различных форм и уровней сотрудничества. Эти механизмы и платформы обеспечивают основу для содействия построению образовательного сообщества «Один пояс, один путь».

• Университет Шанхайской организации сотрудничества (Университет ШОС)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университет Шанхайской организации сотрудничества был создан по инициативе президента России В.В. Путина и официально начал свою работу в 2009 г. Университет ШОС играет активную роль в развитии сотрудничества в области образования между государствами-членами, и является важной платформой для сотрудничества в области образования между Китаем, Россией и странами Центральной Азии вдоль «Одного пояса, одного пути». Сегодня в проекте Университета Шанхайской организации сотрудничества принимают участие более 70 учебных заведений государств-членов. Пекинский университет иностранных языков, также является одним из китайских университетов-участников проекта. Многие мои друзья, воспользовавшись соглашением о сотрудничестве в рамках проекта Университета Шанхайской организации сотрудничества, были направлены на обучение в Московский институт международных отношений.

• Единое образовательное пространство СНГ

Еще в 1997 г. государства-участники, состоявшие на тот момент в СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия, Молдова, Азербайджан и Армения), подписали Концепцию формирования единого образовательного пространства в СНГ, после чего было разработано Соглашение о межгосударственном сотрудничестве в целях формирования единого образовательного пространства в государствах-участниках СНГ. Жители стран СНГ обладают равными правами при выборе учебного заведения в рамках пространства СНГ. Кроме того, совместное создание учебных заведений и филиалов между странами СНГ является важной инициативой по обмену образовательными ресурсами. Например, Российско-Кыргызский Славянский университет был открыт в Бишкеке в 1993 г., Российско-Таджикский университет в Душанбе - в 1996 г., Российско-Армянский университет - в 1999 г. и Российско-Белорусский университет - в 2003 г.

• Институт Конфуция, Фонд «Русский мир», Национальный центр культуры и образования

В 65 странах, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути» насчитывается 137 институтов Конфуция и более 130 классов Конфуция в начальных и средних школах. Среди них наибольшее количество Институтов Конфуция в России, их насчитывается 18.

Послучаю60-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией в 2009 г. главы государств Китая и России достигли соглашения о совместном проведении «Года языка». В Китае также открылись центры обучения русского языка (фонд «Русский Мир). Они дадут возможность для создания большей платформы для китайско-российских образовательных обменов и поддержания сотрудничества в сфере образования между двумя странами. Центр русского языка является важной базой для обучения, исследования и продвижения русского языка и русской культуры за пределами России. Помимо Китая, многие центры русского языка были открыты и в других странах.

Помимо этого, в Китае и России действуют государ -ственные и культурные центры (российские и китайские соответственно). Китайские культурные центры были открыты в национальных библиотеках Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. С 2016 г. в Китае были открыты казахские и киргизские культурные центры, Институт изучения культуры Туркменистана, Армянский центр культурных исследований. Другие центры также были открыты в университетах Китая. Все эти центры сыграют важную роль в продвижении создания образовательного сообщества вдоль маршрута «Один пояс, один путь».

• Совет министров, форум ректоров университетов, союз университетов, объединение университетов «Один пояс, один путь»

и другие образовательные форумы

На данном этапе в рамках ШОС и СНГ действует механизм регулярных встреч министров образования. В рамках проекта «Один пояс, один путь» существует множество двусторонних и многосторонних образовательных объединений, форумов ректоров университетов и образовательных форумов. Например: Китай и АСЕАН; Лига арабских государств; форум по вопросам высшего образования в Южной Азии и Центрально-Восточной Европе; Форум ректоров Китайско-арабских университетов; Программа сотрудничества Китайско-африканского университета «20 + 20»; Комитет по содействию обмену и сотрудничеству между университетами Китая, Японии и Южной Кореи; Механизм диалога между Китаем, Сингапуром и Индией в области высшего образования; Совет министров образования стран «Одного пояса, одного пути»; Объединение университетов «Один пояс, один путь», и разного рода объединения высших учебных заведений. Только между китайскими и российскими университетами существует 11 подобных университетских союзов. Союз многопрофильных университетов, Союз политехнических университетов, Союз высших учебных заведений искусств, Союз университетов культуры, Союз медицинских университетов, Союз университетов экономики, Союз университетов педагогического образования, Союз университетов кооперации и управления России и Китая - некоторые

из них. Более того, действуют Форум ректоров университетов «Один пояс, один путь», Форум высшего образования Китая, Индии и Египта, Российско-Китайский форум по вопросам высшего образования, Форум ректоров университетов, Российско-Китайский союз средних учебных заведений и другие.

Также стоит отметить, что университетский союз «Один пояс, один путь», созданный в 2015 г. при поддержке народного правительства провинции Ганьсуи Университета провинции Ланьчжоу, обеспечивает эффективный механизм диалога и гражданскую основу для создания образовательного сообщества «Один пояс, один путь».По состоянию на конец 2020 г., этот Союз насчитывает 173 члена из 27 стран Азии, Европы и Африки. Союз обеспечивает платформу для диалога и обменов между образовательными учреждениями в странах. Более того, университетский союз внес значительный вклад в развитие образовательного сообщества «Один пояс, один путь».

В будущем страны, расположенные вдоль «Одного пояса, одного пути», смогут в полной мере использовать вышеуказанные платформы и механизмы, усовершенствовать имеющиеся ресурсы и адаптироваться к новым, а также сформировать общую платформу для образовательного сообщества «Один пояс, один путь». В первую очередь странам в регионе необходимо обеспечить функционирование каналов связи и продвигать совместное развитие на основе активизации имеющихся ресурсов.

СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ

«СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Концепция построения образовательного сообщества «Одинпояс, одинпуть» соответствует требованиям современности. Данная инициатива способна ускорить темпы развития сообщества в условиях пандемии ко-ронавируса. Что касается методови мер для создания образовательного сообщества «Один пояс, один путь», странам и образовательным учреждениям необходимо сосредоточиться на достижении консенсуса и сосредоточиться на преобразовании модели сотрудничества в сфере образования.

Прежде всего, странам, расположенным вдоль «Одного пояса, одного пути» необходимо вести общую политику, проявлять эмпатию, стремиться к достижению консенсуса, расширять концепцию сотрудничества в образовании, укреплять диалог о сотрудничестве в сфере образования, укреплять взаимопонимание и культурную толерантность.

Во-вторых, необходимо как можно скорее разработать единые стандарты и нормы образовательного сообщества. Они станут основой для ускорения разработки единой программы подготовки специалистов и системы оценки, отвечающей условиям и потребностям каждой страны.

В-третьих, интеграция существующих ресурсов сотрудничества, ускорение создания целесообразного механизма функционирования, создание высокоэффективной новой платформы, содействие совместному использованию образовательных ресурсов являются

гарантией реализации создания образовательного сообщества «Один пояс, один путь».

В-четвертых, важным является укрепление сотрудничества в обучении молодых специалистов, подготовке учителей, разработке учебных программ, а также обмену научных исследований и инноваций между учебными заведениями на разных уровнях.

В-пятых, страны также должны укреплять сотрудничество в области профессионального образования, руководствуясь потребностями рынка труда.

В-шестых, важно ускорить процесс информатизации образования, продвигать концепцию интеллектуального образования, совершенствовать цифровые образовательные ресурсы. Страны должны уделить внимание исследованию гибридной модели обучения (онлайн + оффлайн), в полной мере использовать существующие образовательные ресурсы и мультимедийные платформы (Интернет), разработать базу данных МООС (массовый открытый онлайн-курс) и использовать другие меры для создания университетского сообщества «Один пояс, один путь» для всех учащихся из региона.

В-седьмых, в условиях пандемии странам следует разработать гибкие, рациональные, дружественные и открытые системы по найму иностранных преподавателей для облегчения международного потока специалистов между странами в целях развития международного сотрудничества в области образования.

REFERENCES

1. Notice of the Ministry of Education on the release of the "Joint Creationof'One Belt andOne Road'Educationallnitiative." URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A20/s7068/201608/t20160 811_274679.html (data of accesses: 03.01.2021).

2. Amendments to the Constitution of the People's Republic of China (adopted at the first meeting of the 13th National People's Congress on March 11, 2018) URL: https://www. sohu.com/a/281203118_738743?_trans_=010001_grzy (data of accesses: 14.10.2020).

3. Liu Yandong. Deep study and implementation of the spirit of the 19th National Congress of the Communist Party of China, creating reform and development of education. URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2018-03/15/content_5274476. htm (data of accesses: 08.04.2021).

4. Lanzhou University established OBOR Research Center. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1590198681682494993&wfr =spider&for=pc. (data of accesses: 22.08.2020).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древняя китайская мудрость гласит: «Если хочешь идти быстро - иди один. Но если хочешь уйти далеко, иди вместе с кем-то». Дальнейшее расширение, укрепление обменов и сотрудничества является лучшей стратегией для стран, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути». Только так будут созданы возможности для образовательного сообщества «Один пояс, один путь» и содействия международному равенству в сфере образования. Создание регионального образовательного сообщества - это неизбежный выбор для стран, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути», а также важная мера для интеграции образовательных ресурсов, реагирования на непредсказуемые критические моменты и содействия качественному развитию образования и сотрудничества в странах. В будущем странам, расположенным вдоль «Одного пояса, одного пути», по-прежнему необходимо укреплять сотрудничество, укреплять взаимопонимание, объединять усилия посредством сотрудничества в образовании, расширять контакты в области культуры с помощью студенческого обмена, и содействовать общему процветанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сообщение Министерства образования о создании «Образовательной инициативы совместного создания образовательного пространства «Один пояс, один путь». URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A20/s7068/201608/t20160 811_274679.html (дата обращения: 03.01.2021).

2. Поправки к Конституции Китайской Народной Республики (приняты на первом заседании 13-го Всекитайского собрания народных представителей 11 марта 2018 г.). URL: https://Www.sohu.com/a/281203118_738743?_trans_=010001_ grzy (дата обращения: 14.10.2020).

3. Лю Яньдун: Углубленное изучение и реализация духа 19-го Национального Конгресса Коммунистической партии Китая, создание нового курса реформировании и развития образования. URL: http://www.gov.cn/ guowuyuan/2018-03/15/content_5274476.htm (дата обращения: 08.04.2021).

4. Ланьчжоуский университет открыл исследовательский центр «Один пояс, один путь». URL: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1590198681682494993&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 22.08.2020).

Статья проверена программой Антиплагиат

Р е ц е н з е н т: Юэ Ця, кандидат гуманитарных наук, старший преподаватель; научный сотрудник пост-докторской станции Восточно-китайского политико-юридического университета; заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС (Китай)

Статья поступила в редакцию 04.09.2021, принята к публикации 12.10.2021 The article was received on 04.09.2021, accepted for publication 12.10.2021

ABOUT THEAUTHORS

Liang Ymgchao, Dr. Sci. (Hum.); Dean at the Department oftheDevelopmentoftheJiaotonglnternationalCooperation Service Center (JICSC) under the Ministry of Transport People's Republic of China. Beijing, China. ORCID: 00000002-0822-3976; E-mail: [email protected]

Zhang Xiaoling, Dr. Sci. (Hum.); senior lecturer at the Department of Languages and Cultures of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-0002-6125-8246; E-mail: nishuideyu2266@ mail.ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лян Инчжао, доктор гуманитарных наук; директор Отдела развития Сервисного центра по делам транспортного международного сотрудничества при Министерстве транспорта КНР. Пекин, Китай. ORCID: 00000002-0822-3976; E-mail: [email protected]

Чжан Сяолин, доктор гуманитарных наук; старший преподаватель Института языков и культуры Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0002-6125-8246; E-mail: nishuideyu [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.