Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ"'

АНАЛИЗ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ" / КИТАЙ И РОССИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / BELT AND ROAD / CHINA AND RUSSIA / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Юнья

Строительство «Один пояс и один путь» является основной стратегией, выдвинутой Генеральным секретарем Си Цзиньпином, чтобы глубоко задуматься о будущем, судьбе человечества и тенденциях развития Китая и всего мира, а также содействовать общему процветанию мира и формированию сообщества общей судьбы, что определяет актуальность статьи. В новую эпоху сотрудничества между Китаем и Россией строительство «Один пояс и один путь» имеет не только важное стратегическое значение для развития двух стран, но и оказывает определенное влияние на процесс развития международного образца. С предложением о продвижении инициативы «Один пояс и один путь» расширяются формы сотрудничества между Китаем и Россией, и углубляются обмены между двумя державами в политической, экономической, культурной и образовательной сферах. Китайско-российское сотрудничество в области образования постоянно расширяется, модель школьного обучения становится все более разнообразной, а модели образования в двух странах постоянно совершенствуются, и это имеет большое практическое и актуальное значение для воспитания людей, культурного общения и экономического развития в Китае и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHINA-RUSSIAN EDUCATIONAL COOPERATION AND DEVELOPMENT IN THE BACKDROP OF THE CONSTRUCTION OF "THE BELT AND ROAD"

The construction of the “The Belt and Road” initiative is a major strategy proposed by General Secretary Xi Jinping to think deeply about the future and destiny of mankind and the development trends of China and the world, and to promote the common prosperity of the world and build a community of shared destiny. The construction of the “The Belt and Road” in the new era, cooperation between China and Russia not only has important strategic significance for the development of the two countries, but also has a certain impact on the development process of the international pattern. With the proposal and promotion of the "The Belt and Road" initiative, the forms of cooperation between China and Russia are increasing, and the exchange between China and Russia in political, economic, cultural, and educational fields are deepening. Among them, in the field of education, China-Russian education cooperation is continuously deepening, the school training model is becoming increasingly diverse, and the educational models of the two countries are constantly improving, which has great practical significance for the students’ upbringing, cultural communication, and economic development in China and Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ"»

УДК 378

Анализ китайско-российского образовательного сотрудничества и развития в контексте строительства «Один пояс и один путь»

Analysis of China-Russian educational cooperation and development in the backdrop of the construction of "the Belt and Road"

Ян Юнья, Шэньсийский Педагогический Университет (КНР), yunya626ya@163.com Yang Yunya, Shaanxi Normal University (China), yunya626ya@163.com DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.009

Ключевые слова: «Один пояс и один путь», Китай и Россия, образование.

Keywords: The Belt and Road, China and Russia, Education.

Аннотация. Строительство «Один пояс и один путь» является основной стратегией, выдвинутой Генеральным секретарем Си Цзиньпином, чтобы глубоко задуматься о будущем, судьбе человечества и тенденциях развития Китая и всего мира, а также содействовать общему процветанию мира и формированию сообщества общей судьбы, что определяет актуальность статьи. В новую эпоху сотрудничества между Китаем и Россией строительство «Один пояс и один путь» имеет не только важное стратегическое значение для развития двух стран, но и оказывает определенное влияние на процесс развития международного образца. С предложением о продвижении инициативы «Один пояс и один путь» расширяются формы сотрудничества между Китаем и Россией, и углубляются обмены между двумя державами в политической, экономической, культурной и образовательной сферах. Китайско-российское сотрудничество в области образования постоянно расширяется, модель школьного обучения становится все более разнообразной, а модели образования в двух странах постоянно совершенствуются, и это имеет большое практическое и актуальное значение для воспитания людей, культурного общения и экономического развития в Китае и России.

Abstract. The construction of the "The Belt and Road" initiative is a major strategy proposed by General Secretary Xi Jinping to think deeply about the future and destiny of mankind and the development trends of China and the world, and to promote the common prosperity of the world and build a community of shared destiny. The construction of the "The Belt and Road" in the new era, cooperation between China and Russia not only has important strategic significance for the development of the two countries, but also has a certain impact on the development process of the international pattern. With the proposal and promotion of the "The Belt and Road" initiative, the forms of cooperation between China and Russia are increasing, and the exchange between China and Russia in political, economic, cultural, and educational fields are deepening. Among them, in the field of education, China-Russian education cooperation is continuously deepening, the school training model is becoming increasingly diverse, and the educational models of the two countries are constantly improving, which has great practical significance for the students' upbringing, cultural communication, and economic development in China and Russia.

Введение. «Один пояс и один путь» (англ.: The Belt and Road, сокращенно B & R) - это сокращение от полного названия «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь 21-го века». «Один пояс и один путь» - это концепция и инициатива совместного развития, которая будет опираться на существующую и эффективную платформу регионального сотрудничества и на двусторонние и многосторонние механизмы между Китаем и другими странами.

1. Практическая значимость и необходимость образовательного

сотрудничества Китая и России.

Инициатива «Один пояс и один путь» является конкретным действием Китая по активному участию и совершенствованию глобальной системы управления, и она получила широкое признание со стороны международного сообщества. «Являясь крупнейшим соседом Китая и важным стратегическим партнером, Россия выступает активным сторонником и участником строительства инициативы «Один пояс и один путь»» [12]. По словам Рушанина и Гревцевы, «В условиях современной социокультурной ситуации повышение внимания к опыту сотрудничества России и Китая в сфере культуры и образования имеет исторически

закономерный и педагогически целесообразный характер» [6]. И также можно отметить, что в рамках инициативы «Один пояс и один путь», Китай и Россия продолжают углублять сотрудничество и стремиться к общему развитию, что соответствует потребностям развития времени и общей тенденции: «Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях» [5].

Во-первых, по мере продвижения китайской инициативы «Один пояс и один путь», китайско-российское сотрудничество в области экономики, торговли, финансов, науки и техники углубилось. В условиях современности для обеих стран будет крайне необходимо углублять сотрудничество в области образования, обогащать стили сотрудничества и расширять его содержание.

Во-вторых, инициатива «Один пояс и один путь» вывела китайско-российские отношения на новый уровень. «От китайских партнеров по сотрудничеству до конструктивных партнеров, а затем от партнеров по стратегическому сотрудничеству до партнеров по всеобъемлющему стратегическому

сотрудничеству китайско-российские отношения постепенно развивались и стабилизировались на разных этапах развития и стали сегодня образцом государственных отношений в мире» [12]. Непрерывная оптимизация китайско-российских отношений в существующих рамках также заложила хорошую основу для двух стран для углубления сотрудничества в области образования и расширения его пространства.

И снова инициатива «Один пояс и один путь» открывает новые возможности для китайско-российского сотрудничества и развития в сфере образования. Например, «4 ноября 2017 года были официально учреждены «Альянс по образованию учителей Шелкового пути», «Альянс гуманитарных и социальных наук Шелкового пути» и «Альянс по изданию книг и архивов Шелкового пути», инициированный Шэньсийским Педагогическим Университетом. Представители ряда университетов и научно-исследовательских учреждений приняли участие в первом заседании альянса. Три альянса являются важными платформами для строительства образовательного и гуманитарного сообщества «Шелковый путь»; они создадут прочный мост и связующее звено для всестороннего развития политического, экономического и культурного развития стран и регионов вдоль «Шелкового пути»» [7]. «В 2017 г. первых студентов принял российско-китайский

университет в г. Шэньчжэне (КНР), созданный на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета согласно меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством образования и науки России и Министерством образования Китая от 20 мая 2014 г» [2].

Сотрудничество в области гуманитарных наук открыло новую дверь. 21 - 24 октября 2018 года - дальнейший путь в качестве платформы сотрудничества для педагогического образования в странах и регионах вдоль Великого шелкового пути, построенной «Альянсом педагогического образования Шелкового пути», с целью повышения качества подготовки учителей базового образования в Китае и России и улучшения педагогического образования. На исследовательском уровне в Сиане (Шэньси), был проведен высококачественный форум преподавателей высшего образования в Китае и России, организованный Шэньсийским педагогическим университетом и Московским государственным университетом. «Проведение этой серии связанных форумов в значительной степени способствовало быстрому развитию китайско-российского педагогического

образования путем на основе обмена идеями между экспертами из Китая и России и определило пик китайско-российского сотрудничества в области образования» [7]. Сотрудничество между Россией и другими странами и регионами по инициативе «Один пояс и один путь» в области образования и гуманитарных наук полностью реализовало взаимовыгодное развитие образования между Китаем и Россией.

Можно заметить, что «Между Россией и Китаем ведется давнее и плодотворное сотрудничество в области образования. На сегодняшний день функционирует ряд совместных проектов и программ в различных направлениях, регулярно проводятся

конференции, совещания, консультации» [4]. Китайско-российские обмены и сотрудничество в области образования реализовали интеграцию преимуществ образовательных ресурсов учителей в обеих странах и способствовали внедрению соответствующих механизмов обменов и сотрудничества в сфере образования между двумя странами. Они имеют большое значение для трансформации режима развития образования и социально-экономического развития двух стран. Это важная мера необходима для достижения общего развития и общего процветания двух стран.

2. Основные формы образовательного

сотрудничества между Китаем и Россией.

С предложением инициативы «Один пояс и один путь» и его всесторонним продвижением формы китайско-российского сотрудничества в сфере образования становятся все более разнообразными. «За последние годы значительно выросло количество совместных образовательных программ вузов России с вузами Китайской Народной Республики (КНР)» [1]. Основные формы сотрудничества можно рассмотреть в следующих категориях:

Во-первых, обмен за границей:

В последние годы благодаря предложению и продвижению инициативы «Один пояс и один путь» китайско-российское сотрудничество в сфере образования вступило в новую эру развития. Количество китайских и российских студентов, обучающихся за рубежом, год от года растет, а число студентов, обучающихся в обеих странах, год от года увеличивается. Среди них растет число зарубежных обучающихся из государственных школ двух стран, межшкольного сотрудничества и

самофинансируемого обучения за рубежом.

Во-вторых, сотрудничество между университетами:

1. Сотрудничество в управлении образованием благодаря уникальному географическому расположению Китая и России; эти две страны давно являются стратегическими партнерами, от политики до экономики, от культуры до образования, и всегда поддерживают тесные партнерские отношения друг с другом. В области образования сотрудничество в действующих школах является основным способом взаимодействия. В настоящее время китайско-российскую совместную модель управления школой можно условно разделить на три типа взаимодействия: «(1) описание соглашения между государствами, а затем создание школы в определенном месте, (2) сотрудничество между частными и государственными школами и университетами, (3) одобренные правительством и поддерживаемые департаментом управления образования две страны более тесно сотрудничают в управлении школами и университетами» [9].

2. Совместное обучение: «Примечательно, что идея создания совместных высших учебных заведений получает достаточно широкое распространение» [3]. Коалиционное обучение студентов является одной из важных форм китайско-российского сотрудничества в сфере образования. «В настоящее время основными методами обучения являются совместная работа

студентов 2 + 2, совместное обучение 3 + 1, краткосрочный обмен и создание совместной аспирантуры» [10].

3. Университетский проект ШОС: Университетский проект ШОС - это новая форма сотрудничества в области образования, которая предоставляет новые возможности и новые модели для сотрудничества в области образования между двумя странами. «Эксперты называют Университет ШОС примером транснациональной корпорации университетов международным университетским комплексом (МУК)» [11].

4. Межшкольные совместные исследования между Китаем и Россией и проводимые академические конференции также являются важными формами сотрудничества. Например, упоминавшийся «Альянс учителей Шелкового пути», инициированный Шэньсийским педагогическим университетом.

В-третьих, сотрудничество двух

правительств:

С предложением инициативы «Один пояс и один путь» стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией постоянно углубляется, улучшается, и правительства Китая и России также все больше придают значение культурному обмену и общению. «Спрос на китайские кадры в России становится все более востребованным, и изучение китайского языка постепенно становится важным преимуществом для молодых россиян при поиске работы» [10]. И количество институтов Конфуция, созданных в России, увеличивается, и число студентов, изучающих китайский язык, также растет. Курсы китайского языка предлагаются во многих начальных школах в Москве и других учебных учреждениях, «В частности, высшие учебные заведения Китая реализуют на территории РФ значительное количество образовательных программ, направленных на привлечение российских студентов в высшие учебные заведения КНР» [8]. В то же время русский язык все шире распространяется в Китае, правительство России создало центр русского языка в Китае, а Фонд «Русский мир» создал центры русского языка в Даляне, Чанчуне, Сиане и других китайских местах. Являясь важной преподавательской, исследовательской и пропагандистской базой для русской культуры, русский центр является основным популяризатором русской культуры и способствует культурному обмену между двумя государствами.

3. Проблемы, существующие в российско-китайском образовательном сотрудничестве на фоне строительства «Один пояс и один путь».

1. Языковые проблемы.

Языковая проблема - главная проблема, которая препятствует китайско-российским образовательным обменам. Несмотря на то, что многие иностранные студенты с обеих сторон изучают иностранный язык, большинство из них находятся на теоретическом уровне, поэтому многие учащиеся по-прежнему испытывают значительную нехватку языковых практических навыков даже после того, как уезжают за границу. Это приводит к тому, что они не могут полностью адаптироваться к языковой среде.

2. Проблемы в кооперативном совместном обучении.

«Сотрудничество между Китаем и Россией в сфере среднего профессионального и высшего образования недолгое, и существуют нерешенные проблемы, такие как неравный уровень кооперативных колледжей, низкое качество обучения и узкие области специализации» [10]. При сотрудничестве между двумя странами в действующих школах правила и положения не очень надежны. Курсы, предлагаемые в рамках межшкольного сотрудничества, не полностью эквивалентны, и в передаче кредитов по-прежнему существуют недостатки. Что касается совместного обучения, многим студентам не назначают наставников за рубежом, поэтому они часто не могут принимать должного участия в предметном исследовании и не имеют возможности проводить углубленные академические исследования.

3. Проблемы учебной среды.

«Между Китаем и Россией существуют большие различия с точки зрения системы образования, методов школьного обучения и развития инновационного сознания учащихся» [10], по этой причине многим студентам часто трудно адаптироваться к учебной среде, они не проявляют достаточного интереса к учебе.

4. Иностранные студенты «собираются вместе» в больших городах.

Китайские студенты, обучающиеся в России, в основном распространены в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, в европейской части России. Огромное количество иностранцев в крупных городах, зачастую не способствует быстрому повышению уровня языка студентов. У нас даже нет хорошего понимания культурного происхождения языка страны, который мы изучаем. Это явление также характерно для многих российских студентов, изучающих китайский язык, например, многие люди предпочитают ездить в крупные города, такие как Пекин и Шанхай, а не в маленькие и средние города.

4. Перспективы образовательного сотрудничества Китая и России в контексте строительства «Один пояс и один путь».

Во-первых, китайско-российское

образовательное сотрудничество имеет общегосударственное стратегическое значение в контексте строительства «Один пояс и один путь». Китайско-российское сотрудничество в области образования может оказать поддержку талантливым специалистам в разработке стратегии «Один пояс и один путь», укрепить развитие высококачественных международных талантов и содействовать сотрудничеству между Китаем и Россией в области энергетики, экономики и торговли, которые имеют важное стратегическое значение для общего развития двух стран. Во-вторых, китайско-российское сотрудничество в области образования имеет большое новаторское значение на фоне строительства «Один пояс и один путь». Китайско-российское сотрудничество в области образования позволяет Китаю и России признавать образование друг друга и дополнять учебные дисциплины обеих сторон. И в-третьих, китайско-российское сотрудничество в области образования имеет большое значение для строительства и развития инициативы «Один пояс и один путь». Китайско-российское сотрудничество в области образования может не только способствовать обучению

профессионалов, но и укреплять подготовку двуязычных специалистов, углублению сотрудничества между Китаем и Россией, укреплению академических обменов,

культурного взаимодействия, экономических и торговых связей между Китаем и Россией и достижению взаимовыгодных результатов. Важно совместно развивать и продвигать строительство «Один пояс и один путь».

Заключение. Инициатива «Один пояс и один путь» предоставила хорошие возможности для международного сотрудничества в области образования между Китаем и Россией, а также обозначила требования и проблемы. Эти проблемы возникают не только вследствие трансформации методов развития образования, но и из-за изменений в экономическом и социальном развитии, а также быстрого развития науки и техники. Среди них важнейшим является международная тенденция развития образования в двух странах: международный поток человеческих ресурсов быстро увеличивается, между тем международный поток учителей ускоряется, трансграничный поток учебных ресурсов является важным, что отражается в углублении уровня сотрудничества между двумя сторонами.

Это показывает, что Китай и Россия должны и дальше укреплять сотрудничество в области образования и в сфере гуманитарных наук, использовать платформу культурного обмена и сотрудничества «Один пояс и один путь», интегрировать важнейшие ресурсы, внедрять новаторские механизмы обмена и сотрудничества в сфере образования, а также осуществлять

различные формы сотрудничества. Постепенно решать общие проблемы, с которыми сталкиваются в образовании, содействовать гуманистическим обменам между народами, повысить культурные консенсусы и общение между людьми, и наконец, достичь общих и взаимовыгодных результатов развития.

Литература:

1. Баранова И.И. Международное сотрудничество в продвижении русского языка и русской культуры за рубежом / И.И. Баранова // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2018. - Т. 7. - № 26.

2. Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования / Л.И. Ефремова // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2017. - Т. 17. - № 4. - С. 857-865.

3. Медяник Е.И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в. / Е.И. Медяник // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2016. - Т. 16. - № 1.

4. Первый российский образовательный портал Яш^у [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rustudy.ru/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-oblasti-obrazovaniya/

5. РИА новости от 18.09.2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20190918/1558725587.html

6. Рушанин В.Я., Гревцева Г.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В.Я. Рушанин, Г.Я. Гревцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -

2015. - № 3(43). - 122 с.

7. Сеть Феникс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sn.ifeng.eom/a/20181022/6965354_0.shtml

8. Старыгина А.М. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних связей с Китаем / А.М. Старыгина // Гуманитарий юга России (Humanities of the Russia). - 2017. - № 2(6). - 287 e.

9. Чжао Сяобинь. Сопутствующие проблемы и практика китайско-российского совместного образования [J] / Чжао Сяобинь // Непрерывное исследование образования, 2007.

10. Чжу Ингли. Перспективы китайско-российского образовательного сотрудничества [J] / Чжу Ингли // Северная литература (вторая половина месяца), 2012.

11. Шитов С.Б. Мировая глобализация образовательного пространства как основа создания международных университетских комплексов (социально-философский анализ) / С.Б. Шитов // Теория практика общественного развития. - 2013. - № 1.

12. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.xinhuanet.eom/silkroad/2018-

09/06/c 129948287.htm

References:

1. Baranova I.I. International cooperation in promoting the Russian language and Russian culture abroad / I.I. Baranova // Questions of teaching methods in high school. -2018. - T. 7. - № 26.

2. Efremova L.I. On Russian-Chinese cooperation in the field of education / L.I. Efremova // Bulletin of the RUDN University. Series: International Relations. - 2017. -T. 17. - № 4. - S. 857-865.

3. Medyanik E.I. Joint projects in the field of education as an innovative form of cooperation between Russia and China in the XXI century. / E.I. Medyanik // Bulletin of the RUDN University. Series: International Relations. - 2016. -T. 16. - № 1.

4. The first Russian educational portal Rustudy [Electronic resource]. - Access mode: http://rustudy.ru/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-oblasti-obrazovaniya/

5. RIA news from 09/18/2019 [Electronic resource]. -Access mode: https://ria.ru/20190918/1558725587.html

6. Rushanin V.Ya., Grevtseva G.Ya. Russia and China: dialogue in the field of culture and education / V.Ya. Rushanin, G.Ya. Grevtseva // Bulletin of the Chelyabinsk

State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3(43). -122 p.

7. Phoenix Network [Electronic resource]. - Access Mode: http://sn.ifeng.com/a720181022/6965354_0.shtml

8. Starygina A.M. Internationalization of Higher Education in Russia in the Context of Bilateral Relations with China / A.M. Starygin // Humanities of the South of Russia (Humanities of the Russia). - 2017. - № 2 (6). - 287 c.

9. Zhao Xiaobin. Related problems and practice of Sino-Russian co-education [J] / Zhao Xiaobin // Continuing Education Research, 2007.

10. Zhu Engley. Prospects for Sino-Russian Educational Cooperation [J] / Zhu Engli // Northern Literature (second half of the month), 2012.

11. Shitov S.B. World globalization of the educational space as the basis for the creation of international university complexes (socio-philosophical analysis) / S.B. Shitov // Theory practice of social development. - 2013. - № 1.

12. Electronic resource. - Access mode: http://www.xinhuanet.com/silkroad/2018-09/06/c_129948

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.