Научная статья на тему 'О современных тенденциях развития экономической безопасности государства: проблема противодействия экономической и налоговой преступности'

О современных тенденциях развития экономической безопасности государства: проблема противодействия экономической и налоговой преступности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC CRIMINALITY / ECONOMIC SAFETY / NATIONAL SECURITY / CRITERIA OF ECONOMIC SAFETY / THREAT OF ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадаев А. Г.

Рассмотрены вопросы борьбы с экономической преступностью, ее классификации, а также влияние роста экономических преступлений на национальную безопасность Российской Федерации; проанализированы причины криминализации экономической сферы российского общества; предложены адекватные сложившейся криминологической ситуации стратегия, тактика и основные направления сдерживания и противодействия угрозам, которые несет в себе экономическая преступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE: PROBLEMS OF COUNTERACTION OF ECONOMIC AND TAX CRIME

The article considers questions of struggle against economic criminality, its classification, and also influence of growth of economic crimes on national security of the Russian Federation. The article analyses the reasons of criminalization of economic sphere of the Russian society. The authors offer adequate efficacious strategy, tactics and the basic directions of restraint and counteraction to threats of economic criminality.

Текст научной работы на тему «О современных тенденциях развития экономической безопасности государства: проблема противодействия экономической и налоговой преступности»

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

А.Г. БАДАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий инженер по научно-технической информации научно-исследовательского отдела Управления организации научной иредакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

E-mail: aleksandr_badaev_62@mail.ru Рецензент: кандидат экономических наук, доцент А. С. Лошаков

Аннотация. Рассмотрены вопросы борьбы с экономической преступностью, ее классификации, а также влияние роста экономических преступлений на национальную безопасность Российской Федерации; проанализированы причины криминализации экономической сферы российского общества; предложены адекватные сложившейся криминологической ситуации стратегия, тактика и основные направления сдерживания и противодействия угрозам, которые несет в себе экономическая преступность.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, национальная безопасность, критерии экономической безопасности, угроза экономической безопасности.

ABOUT CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE: PROBLEMS OF COUNTERACTION OF ECONOMIC AND TAX CRIME

A.G. BADAEV,

the leading engineer of scientific and technical information of research department of Management of the organization of scientific and editorial-and-publishing activity of Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article considers questions of struggle against economic criminality, its classification, and also influence of growth of economic crimes on national security of the Russian Federation. The article analyses the reasons of criminalization of economic sphere of the Russian society. The authors offer adequate efficacious strategy, tactics and the basic directions of restraint and counteraction to threats of economic criminality.

Keywords: economic criminality, economic safety, national security, criteria of economic safety, threat of economic safety.

Экономическая безопасность на современном этапе непосредственно связана с обеспечением национальных интересов.

Эта проблема в условиях трансформации российской экономики и реформирования государственной системы управления приобретает новые черты. Ведется поиск наиболее эффективных подходов к решению задач по устойчивому развитию экономики в условиях глобализации мирового хозяйства, интеграции в мировые, европейские и евроазиатские объединения.

Система национальных интересов была определена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24. Национальные интересы рассматривались как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах.

В целях обеспечения национальных интересов, согласно Конституции Российской Федерации, необходимы меры по постоянному укреплению экономической базы государства, созданию единого экономического пространства за счет свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, по обеспечению конкуренции и свободы экономической деятельности, признанию и равной защите всех форм собственности.

Реализация национальных интересов вполне правомерна, исходя из того, что Россия обладает огромным природно-ресурсным потенциалом — общая площадь 1/7 всей суши, 19% мировых ресурсов леса, 22% запасов пресных вод, 16% всех минерально-сырьевых ресурсов мира1. Другой вопрос: как государство способно эффективно использовать природно-производственный потенциал, проводить

1 Данные Госкомстата Российской Федерации.

политику накопления и распределения ресурсов, прежде всего, финансовых.

В настоящее время Россия располагая 2,3% населения мира, производит около 1% мирового ВВП. Доля российского экспорта в мировой торговле составляет не более 2%2.

Валовой внутренний продукт на душу населения России по паритету покупательной способности составляет около 7300 долл. США. Необходимо отметить, что ВВП на душу населения в США по паритету покупательной способности превышал российский показатель более чем в 5,5 раз, в Германии — в 4 раза, в Испании — в 3 раза, в Южной Кореи — в 2 раза3, что характеризует необходимость роста темпов экономического развития в России.

Не менее важными показателями обеспечения национальных интересов является уровень и качество жизни населения, которые в настоящее время остаются низкими и далеки от стандартов развитых стран, не соответствуют требованиям устойчивого развития экономики России.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется влиянием процессов глобализации и интеграции на экономические процессы стран и их сообществ. По существу осуществляется переход от индустриального типа развития к инновационному, характерному для высокоразвитых стран, товары и услуги которых доминируют на мировых рынках, активно заполняют ниши национальных рынков.

В настоящее время российская экономика, по существу функционируя в системе мировой экономики, слабо защищена от транснациональной и иной преступности. В этих условиях возникают новые экономические вызовы и угрозы, источником которых является, в определенной степени, противоречивость результатов глобализации.

Ключевым фактором развития становится не только экономический потенциал страны, но и его способность к обновлению, гибкому реагированию на разнообразные внешние угрозы и вызовы, к устойчивости в условиях растущей неопределенности, а также степень защищенности экономических систем государства, корпораций, предпринимателей.

В решении указанных задач основополагающую роль, наряду с политическими, дипломатическими и иными мерами, играют меры правоохранительного характера. Именно эти направления приняты за основу при административном реформировании, вхож-

дении России в международное сообщество путем присоединения к международным конвенциям по борьбе с доходами, полученными преступным путем, с коррупцией, с транснациональной преступностью и финансированием терроризма.

Правоохранительные органы призваны обеспечить национальные интересы государства в сфере обеспечения экономической безопасности. В этих целях формируется общая система защиты экономических систем, экономических интересов личности, общества, государства. Построение такой системы предполагает разработку методологических основ и конкретных методических рекомендаций и предложений по формированию институтов и механизмов правоохранительных органов в области экономического обеспечения национальной безопасности государства.

Для решения этих задач необходимо раскрыть национальные интересы России в современных условиях, обосновать основные факторы экономического обеспечения национальных интересов в новых условиях, дать оценку сложившейся системе правоохранительных органов, деятельность которых непосредственно связана с экономической безопасностью.

Все это позволит выявить особенности правоохранительной деятельности в области экономического обеспечения национальной безопасности, раскрыть формы и методы борьбы с экономической и налоговой преступностью в целях защиты экономических интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная и экономическая безопасность входят в число постоянно действующих факторов, влияющих на политическую, экономическую и социальную стратегию государственной политики. Эти факторы воздействуют на выбор целей, приоритетов, социально-экономической политики, финансовой стратегии, сценариев экономического развития государства. От эффективности институтов обеспечения экономической безопасности во многом зависит и качество финансовой стратегии. Ориентирами развития национальной и ее основополагающей базы — экономической безопасности в современных условиях являются:

♦ создание сильного, дееспособного государства;

♦ интеграция в международные объединения и финансово-экономические институты;

2 Данные Госкомстата Российской Федерации.

3 Из материалов экспертной комиссии Всемирной торговой ассоциации по вступлению России в ВТО.

♦ формирование с учетом реальных факторов единого экономического пространства в рамках СНГ;

♦ становление института экономической дипломатии;

♦ закрепление позитивных тенденций экономического роста;

♦ возрождение российского оборонно-промышленного комплекса не только как фундамента военно-экономической безопасности, но и как генератора новейших научно-технических разработок и технологий;

♦ восстановление агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольственной безопасности за счет преимущественно собственного производства продовольствия;

♦ углубление экономических, структурных и иных реформ.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдаются принципиально новые явления в системе международной безопасности. Борьба за обладание территориями сменилась соперничеством за контроль над важнейшими ресурсами мировой экономики. Все это предполагает совершенно новые подходы к обеспечению экономической безопасности.

Представляется, что экономическая безопасность содержит в своей основе принципы и методы, конкретные программные мероприятия и правовые основы защищенности экономики страны от негативного воздействия различных факторов внутреннего и внешнего порядка. Основными составляющими экономической безопасности являются институты и механизмы обеспечения равновесного состояния экономики страны. Наиболее действенными институтами являются правоохранительные органы, призванные обеспечивать даже в экстремальных условиях противодействие угрозам экономической безопасности, борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями.

В экономических системах их устойчивость, а, следовательно, безопасность, в основном определяется соотношением производственного и финансово-банковского капитала. В то же время, между устойчивостью экономической системы и безопасностью ее функционирования сущетсвуют тесные связи. Так, устойчивые экономические системы характеризуются показателями экономического роста, сбалансированностью производственного, финансового и других секторов экономики, включая правоохранительные системы, высоким уровнем состояния соци-

альных, экологических систем. В таких системах высокой степенью развития отличаются рыночная, научная и информационная инфраструктура.

В России эти условия экономической безопасности находятся в стадии становления. Так, в стадии неустойчивого развития находится кредитно-бан-ковская система, налоговая система постоянно совершенствуется, слабо развиты научно-информационные и рыночные системы.

Правовое поле обеспечения экономической безопасности также находится в состоянии постоянной трансформации. Проводится реформирование системы государственного управления.

Все это позволяет отметить тенденцию выхода экономики России из кризиса и перехода в неустойчивое состояние. В этих условиях велика роль защитных механизмов в обеспечении экономической безопасности, т.е. роль правоохранительных органов.

В целях наиболее полного выражения сущности и понятия экономической безопасности целесообразно определить те угрозы, которые на данном этапе создают экономически опасное состояние личности, общества, государства.

В основном угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние угрозы заключены в состоянии экономики, сложившемся уровне управления государством, во внешнеэкономической деятельности, воздействии других составляющих общество структур. Внешние угрозы зависят от воздействия и взаимодействия структур других государств, включая научно-технический, финансово-экономический и оборонный потенциал.

В странах индустриального типа развития (США и западной Европы) сложились устойчивые экономические системы с достаточно развитыми правовыми и рыночными механизмами. В России, как отмечалось, выше эти процессы находятся в стадии формирования. Все это требует своего изучения, включая все уровни хозяйственной деятельности. Это связано с необходимостью решения в основном вопросов банкротства, «недружественного поглощения» предприятий, вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов, вложения бюджетных средств.

Современные тенденции развития экономической безопасности находят свое выражение в расширении ее сфер и областей, в формировании различных уровней ее обеспечения, в создании новых и реформировании действующих институтов ее обеспечения.

Для выделения различных уровней обеспечения экономической безопасности предлагается использовать системный подход, в основе которого методы выявления комплекса экономических угроз различной локализации. При этом внутренняя экономическая безопасность государства определяется частично экономической безопасностью каждого уровня, т.е. экономическая безопасность сообщества стран складывается из экономической безопасности каждой страны; в свою очередь, безопасность государства зависит от экономической безопасности его хозяйствующих субъектов. В систему обеспечения экономической безопасности группы стран включаются те меры и мероприятия, которые подлежат совместному решению или исполнению правоохранительными и иными органами.

За основу построения системы обеспечения экономической безопасности целесообразно принять принцип превалирования экономических интересов государства, затем уже сообщества стран, где на макроуровне происходит согласование интересов нижестоящих уровней (стран) и на этой основе определяются стратегические направления обеспечения экономической безопасности более высокого уровня.

В этой связи необходимо отметить, что большинство однородных по своей сути факторов находят проявление на различных уровнях. Причем фактор, являющийся внешним для одного уровня, становится внутренним для более высокого уровня. Сочетание влияния различных факторов на каждом уровне объективно обусловливает выбор стратегии обеспечения экономической безопасности.

В наиболее общем виде может быть выделено два вектора стратегии обеспечения экономической безопасности правоохранительными органами: выявление экономических угроз (выявление) и обеспечение их своевременного предупреждения (пресечение).

В рамках экономической безопасности необходимо особо выделить финансовую безопасность, связанную с устойчивостью и эффективностью национальной финансовой системы.

Учитывая видовые особенности экономической безопасности применительно к бюджетно-налоговым отношениям, специфику функций и задач правоохранительных органов, необходимо уточнить понятие бюджетно-налоговой безопасности, определить основные условия ее обеспечения. Для раскрытия содержания данного определения важно то, что налоги и вся налоговая система являются важнейшим инстру-

ментом мобилизации финансовых средств для защиты государством «жизненно важных интересов личности, общества и самого государства от внутренних и внешних угроз».

В более узком, прикладном плане бюджетно-налоговая безопасность рассматривается как обеспечение устойчивого, сбалансированного состояния федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации, его доходной и расходной части, способность бюджета обеспечивать государственные нужды, парировать внешние и внутренние возмущения, угрозы, опираясь на достаточность налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Бюджет и вся бюджетная система РФ также являются важнейшим инструментом аккумулирования доходов государства, получаемых преимущественно за счет налогов и сборов, и распределения этих доходов в интересах гарантируемых государством «обязательств, прав, интересов народа». Налоги и сборы, бюджет РФ выступают в качестве единого, общего инструмента государственной экономической политики, частью которой является обеспечение бюджетно-налоговой безопасности.

Существенную угрозу бюджетно-налоговой безопасности России представляет неучтенный, теневой наличный и безналичный оборот.

Мощным каналом ухода от налогообложения является использование организаций, зарегистрированных в оффшорных зонах, в целях проведения собственных открытых теневых операций.

Угрозы экономической безопасности в кредитно-банковской сфере

В качестве одной из основных причин возникновения угроз национальной безопасности в сфере экономики является многочисленные правонарушения в кредитно-банковской сфере.

Именно поэтому несовершенство банковской системы в системе национальной безопасности России выделено в качестве основного фактора угроз безопасности страны. Угрозы в кредитно-банковской системе находят свое проявление в:

♦ прямом разрушительном воздействии на ход экономической жизни страны;

♦ недостаточно качественном исполнении банковской системой своих основных функций, что наносит ущерб интересам других экономических субъектов и тормозит экономический рост;

♦ снижении способности банковского сектора сохранять свою устойчивость под воздействием внешних факторов и в увеличении зависимости состояния банковской системы от изменений конъюнктуры мировых денежных рынков, движения средств нерезидентов через отечественные банки;

♦ уязвимости банковского сектора в отношении криминогенных факторов.

Вместе с этим, не решены вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, использованию кредитно-банковских механизмов для сокрытия средств от налогообложения.

Решение этих задач предполагает изменение подходов к формированию системы экономической безопасности, к деятельности правоохранительных органов. Все большую значимость в организацион-ноуправленческом механизме приобретают функции координации и взаимодействия при выполнении совместных мероприятий по противодействию экономической преступности. Это также является тенденцией развития экономической безопасности и деятельности правоохранительных органов по ее обеспечению.

В результате анализа оперативной обстановки в банковской сфере был сделан вывод о том, что изначально, с момента преобразования ранее действующей банковской системы СССР в современную двухуровневую систему, возникла почва для развития деструктивных тенденций в работе банков, а, следовательно — возникновения многочисленных угроз стабильности банковской системы и экономической безопасности страны.

В настоящее время сформировалась экономическая среда, объективно ориентирующая банки на извлечение доходов не из кредитования предприятий и населения, а исключительно из спекулятивных операций.

Несмотря на то, что в 2000—2004 гг. значительно укрепилась законодательно-правовая база создания и функционирования кредитных организаций, остаются нерешенными многие важнейшие аспекты правовой защиты инвесторов и кредиторов, банковского надзора, связанные с правоприменением.

Банковский сектор по-прежнему содержит в своей основе угрозу экономической безопасности государства; сохраняются возможности проникновения криминальных элементов в банковские структуры.

В этой связи необходимо отметить, что в числе угроз экономической безопасности государства, свя-

занных с интеграцией России в мировое сообщество, можно выделить следующие.

1. Подверженность национального финансового рынка влиянию, как внутренних политических изменений, так и неблагоприятных внешних факторов, проникновению международного спекулятивного капитала. Одновременно происходило формирование банковской системы, фактически ориентированной на отток капитала из страны.

Это обусловлено ускоренной интеграцией России в мировое экономическое и финансовое сообщество через посредство либерализации доступа иностранного капитала на внутренний финансовый рынок и предоставлением российским банкам, предприятиям и региональным администрациям широкого доступа на рынки внешних заимствований не подкрепленных созданием действенных механизмов контроля и защиты этих процессов.

2. Ограниченная способность российских банков использовать современные методы финансирования экспорта, что значительно снижает эффективность внешнеторговой деятельности большой части предприятий реального сектора.

Наиболее надежным обеспечением финансирования по торговым схемам, с точки зрения минимизации рисков, сегодня является экспортная выручка. Соответственно, предпочтением у иностранных банков пользуются экспортно-ориентированные предприятия. Возникает порочный круг — поскольку наш экспорт носит, преимущественно, сырьевой характер, то и кредитуются, в первую очередь, отрасли-экспортеры сырья.

Доступ финансовых ресурсов в обрабатывающие отрасли ограничен, несмотря на то, что необходимы средства на техническую реконструкцию и перевооружение. Эта ситуация создает непосредственную угрозу экономической безопасности в части закрепления сырьевого характера экспорта и торможения развития экспорта машин и оборудования.

В результате процессы хаотичной либерализации отношений отечественных банков с зарубежными контрагентами и финансовыми рынками породили гипертрофированную зависимость состояния банковской сферы и финансовых рынков от внешних факторов с одновременным обособлением от «сигналов» отечественной экономики и воздействия большей части инструментов денежно-кредитной политики.

Зарубежные займы стали одним из самых значимых источников средств банков. Характерно, что из всего объема зарубежных активов и пассивов прямые и портфельные инвестиции составляют не более 20%, остальное — прочие инвестиции, в составе которых основная доля приходится на наличные деньги, иностранную валюту и краткосрочные активы и обязательства. При этом ярко выраженный разрыв между объемами зарубежных активов и обязательств российских банков не только не ослабевает, а усиливается. Следовательно, усиливается тенденция трансформации привлеченных банками у российских экономических субъектов средств в иностранные активы спекулятивного характера.

Следует отметить, что иностранная валюта стала важнейшим альтернативным активом для кредитных учреждений. Результатом этого стало резкое снижение управляемости экономикой, ее чувствительности к влиянию каких бы то ни было экономических рычагов, кроме криминальных и «валютных».

Верхний уровень банковской системы — Банк России — оказался вовлеченным сам и вовлек второй уровень банковской системы (коммерческие банки) в деятельность, не соответствующую его фундаментальным задачам. Это связано с функциями, связанными с обслуживанием внутреннего и внешнего государственного долга.

При этом за пределы банковской политики регулирования было выведено регулирование исходных финансово-денежных потоков — рефинансирование кредитных организаций и активизация кредитования (эмиссии денег) реального сектора с последующим обеспечением своевременности платежей в бюджет. Это не только ухудшает финансовые результаты Банка России, но и повышает степень его зависимости от процессов, происходящих в правительственных кругах. А это напрямую противоречит Конституции России и препятствует полноценному выполнению Банком России своей прямой обязанности — укреплению национальной валюты.

Под влиянием государственной финансовой политики возник также целый ряд внутренних диспропорций в развитии банковской сферы, в числе которых следующие:

♦ превращение банковской системы в инструмент трансформации финансового потенциала реального сектора в текущие расходы государственных властей.

♦ сохранение высокого уровня кредитных рисков, препятствующих развитию взаимодействия банковского и реального секторов.

♦ сохранение существенного дисбаланса структуры активов и обязательств кредитных организаций по срокам. Дальнейшее повышение уровня трансформации может создать системную угрозу ликвидности банковского сектора.

♦ устойчивый существенный дисбаланс количества кредитных учреждений и аккумулируемых ими кредитных ресурсов в региональном разрезе.

Свыше 80% банковских активов Российской Федерации на всем протяжении реформ сконцентрировано в Москве и Московской области4.

Общий вывод по итогам рассмотрения основных угроз, возникших в развитии банковской системы России под влиянием приоритетов государственной финансовой политики таков:

♦ практически весь ход реформ в финансово-банковской сфере объективно формировал банковскую систему страны как инструмент абсорбции и перераспределения международного спекулятивного капитала, с одной стороны, и как инструмент откачки финансовых ресурсов страны за рубеж, с другой стороны;

♦ банковская система стала проводником таких негативных процессов, как перераспределение основной массы финансовых ресурсов из реальной экономики на финансовые и валютные рынки, уход капиталов из производственной сферы, долларизация российской экономики и т.п.

Надо сказать, что банковская система России сегодня довольно успешно справляется с функцией обслуживания платежно-расчетных отношений. Однако, функции, связанные с перераспределением финансовых ресурсов и повышением тем самым эффективности отечественного производства, выполняются явно неадекватно реальным потребностям экономики.

Укреплению правовых основ банковской деятельности, безусловно, будет способствовать принятие ряда принципиальных поправок в действующее законодательство.

Отток капиталов из России как угроза экономической безопасности России

Эту угрозу характеризуют данные ЦентроБанка. Так, за девять месяцев 2011 г. резиденты Российской

4 Данные Центрального Банка Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федерации инвестировали в иностранные активы 19 млрд долл., что на 66% больше, чем за тот же период 2010 г. По этим же данным, приток иностранных инвестиций в страну составил 10,5 млрд долл5. Особенности статучета не позволяют напрямую сопоставить эти две цифры, но общая тенденция налицо — Россия остается мировым «нетто-инвестором».

Всего же за восемь последних лет страна инвестировала за границу 116 млрд долл., в то время как приток иностранных инвестиций составил лишь 89 млрд долл. Ситуация менялась лишь дважды — в 1997 и 1998 гг., когда наблюдался приток портфельных инвестиций, что было обусловлено чрезвычайно высокой доходностью по ГКО и фиксированным валютным курсом рубля6.

Однако, это не повлияло на динамику оттока капиталов; именно в 1997 г. из страны ушла рекордная сумма — более 22 млрд долл. В 2011 г. Россия к этому рекорду приблизилась7.

Главным инвестором за границу стали нефинансовые предприятия и домашние хозяйства, иностранные активы которых увеличились на 12,2 млрд долл.

Часть этих средств в виде реальных инвестиций российские компании размещали для расширения своего мирового бизнеса. По оценке ЦентроБанка, масштаб этой экспансии оценивается в 3,8 млрд долл., остальная большая часть представлена вывозом капитала из страны8.

Методы вывоза капитала не изменились. Они осуществляются по схеме невозврата валютной выручки по экспортным контрактам и непоступления товаров и услуг по импортным контрактам. Так, по расчетам ЦБ, за три квартала 2011 г. за границей осталось почти 11 млрд долл. по экспортным контрактам, что на 34% больше, чем за сопоставимые три квартала 2010 г.9. Если в РФ принято спорить относительно того, какие деньги уходят из России и почему это происходит, то в США, похоже, с этим уже определились. В Штатах давно подготовились к встрече с криминальными средствами, вывезенными из РФ.

На одном из семинаров, проводившемся Американской ассоциацией по противодействию отмыванию денег (ACAMS), участвовали представители крупнейших финансовых институтов США.

Американский консультант по финансовым преступлениям Кеннет Рижок отметил, что в последнее время наблюдается интенсивные попытки проникновения на американский финансовый рынок различ-

ных представителей российских олигархов. Они, как правило, действуют с территории Гибралтара и Британских Виргинских островов, используют сложные финансовые схемы для трансформации оффшорных фондов в консервативные инвестиции в США.

Господин Рижок — фигура в мире отмывания денег легендарная. Будучи адвокатом, в 1970— 1980-е гг. он перевозил чемоданы с наличными своих клиентов на острова Карибского моря. За что поплатился двумя годами свободы.

Сейчас бывший «отмыватель» помогает бороться со своими бывшими коллегами. Количество которых, по его мнению, постоянно пополняется за счет российских представителей. По мнению Рижока, на островах сформировалось уже целое сообщество российских специалистов по отмыванию, которые эффективно пользуются двойным гражданством.

В российском Комитете финансового мониторинга (КФМ) — государственной организации, созданной для противодействия отмыванию денег, пессимизм Кеннета Рижока не разделяют и ситуацию драматизировать не склонны. Мнение американского специалиста по российской экономической преступности можно считать необъективным и даже очень субъективным, если не принимать во внимание общее политическое настроение в США, которое значительно «похолодало». Суть этого поворота можно выразить одной короткой фразой — «нет оффшорам». И для этого поворота у американцев есть все основания.

За общей риторикой о необходимости борьбы с отмыванием криминальных денег и усиления контроля за деятельностью финансовых гаваней стоит более фундаментальная проблема — налоговая. Несмотря на все попытки облегчения налогового бремени, «обычные» государства просто не выдерживают налоговой конкуренции с «островными». Не отягощенные бременем бюджетных расходов оффшорные зоны являют собой пример демпинга на мировом «налоговом рынке». За последние годы технологии подобного рода были настолько отшлифованы, что это привело к созданию массового розничного рынка,

5 Данные платежного баланса Центрального Банка Российской Федерации.

6 Статистика Комитет финансового мониторинга Минфина России.

7 Там же.

8 Там же.

9 Из отчета ЦБ РФ за 9 месяцев 2011 г.

на котором продается набор типовых услуг, организованный по типу «черного ящика» (клиент не знает финансовую механику и не вникает в нее).

Столкнувшись с кампанией массового налогового неповиновения, США намерены ситуацию изменить. На первом этапе здесь хотят заставить налоговых консультантов отказаться хотя бы от маркетингового продвижения подобной массовой «продукции».

Тем не менее, в США прекрасно понимают, что для полной и окончательной победы на оффшорном фронте необходимо вести тотальную войну в мировом масштабе. С идеологическим обоснованием все, кажется, ясно: еще немного усилий — и само слово «оффшор» окажется синонимом «торговли оружием и наркотиками», а уклонение от уплаты налогов окончательно утвердится в качестве тяжкого преступления. Но теперь дело стоит за глобальной координацией. И процесс такой координации, кажется, налаживается. Так, по признанию самих американских властей: «... начиная с 2002 г. представитель казначейства США оказывает регулярную помощь российским официаль-

ным лицам в деле борьбы с отмыванием денег». Налоговые процессы пошли. Но деньги пока тоже идут, а точнее, плывут — на острова.

Исходя из особенностей решения проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, складываются и современные тенденции обеспечения экономической безопасности; в данном случае экономическая преступность приобрела транснациональный характер, что определяет и усиление работы правоохранительных органов на международном канале.

В России эта проблема также требует своего решения. Работа в этом направлении ведется, но об эффективности говорить пока преждевременно. Формируется национальная стратегия противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с учетом тенденций развития экономической безопасности, особенностей российской экономики, правоохранительной практики, зарубежного опыта. В этой работе активное участие принимают ученые и сотрудники МВД России.

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТЫ

О.В. ИОНОВ,

соискатель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: Ionov@mail.ru

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Н.В. Артемьев Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Г.В. Щелоченкова

Аннотация. Годы, прошедшие с момента создания единой валюты показали, что европейская монетарная система стала необходимостью сегодняшнего дня и с ней уже нельзя не считаться. Однако, правительства многих стран-участниц Европейского союза обвиняют именно евро в финансовых проблемах, возникающих в их национальных экономиках. В последнее время, в связи с ухудшением мировой экономической ситуации, все чаще стали звучать разговоры о дальнейших перспективах единой валюты и целесообразности ее поддержания. Возможно, возврат к национальным валютам позволит стабилизировать ситуацию и улучшить положение в европейских странах.

Ключевые слова: экономический и валютный союз, Маастрихтский договор, Европейский союз, евро, денежная система, единая валюта, финансовый кризис.

HISTORY AND PROSPECTS OF THE EUROPEAN CURRENCY

O.V. IONOV,

competitor of economic security and the economy Department of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Past years, since the establishment of a common currency, have shown that the European monetary system has become a necessity today and it cannot be ignored longer. However, governments of many European Union member-countries indict euro in financial problems arising in their national economies. In recent years, due to the worsening global economic situation, talks about future prospects of the single currency and appropriateness of its maintenance became more frequent. Perhaps, a return to national currencies will stabilize and improve the situation in European countries.

Keywords: economic and monetary union, Maastricht treaty, European union, euro, monetary system, common currency, financial crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.