Научная статья на тему 'Угрозы экономической и финансовой безопасности формирования инновационной сферы в России в условиях мировой экономической глобализации'

Угрозы экономической и финансовой безопасности формирования инновационной сферы в России в условиях мировой экономической глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9434
746
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / FINANCIAL SECURITY / INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / THE DYNAMICS OF ECONOMIC ACTIVITY / INTERNAL THREATS / WORLD ECONOMIC GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имамов Марсель Мукаддинович

Сегодня для современной экономической системы России характерен ряд факторов обуславливающих накопление внутренних угроз в сочетании с неспособностью стимулирования внутреннего спроса на продукцию инновационных отраслей экономики, что приводит к большей зависимости экономики от импорта, от конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS OF ECONOMIC AND FINANCIAL SECURITY OF FORMING INNOVATIONS IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF WORLD ECONOMIC GLOBALIZATION

Nowadays, the modern economic system in Russia is characterized by a number of factors causing the accumulation of internal threats, combined with the inability to stimulate internal demand for innovative industries, which leads to greater economic dependence on imports from the external market for its goods and financial sectors.

Текст научной работы на тему «Угрозы экономической и финансовой безопасности формирования инновационной сферы в России в условиях мировой экономической глобализации»

14.2. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Имамов Марсель Мукаддинович, докторант, Академия экономической безопасности МВД России Контакты автора: light_01@mail.ru

Аннотация. Сегодня для современной экономической системы России характерен ряд факторов обуславливающих накопление внутренних угроз в сочетании с неспособностью стимулирования внутреннего спроса на продукцию инновационных отраслей экономики, что приводит к большей зависимости экономики от импорта, от конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах. Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, инновационный путь развития, динамика экономической деятельности, внутренние угрозы, мировая экономическая глобализация

THREATS OF ECONOMIC AND FINANCIAL SECURITY OF FORMING INNOVATIONS IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF WORLD ECONOMIC GLOBALIZATION

Imamov Marsel Mukaddinovich, the doctoral candidate of Academy economic, Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation: Nowadays, the modern economic system in Russia is characterized by a number of factors causing the accumulation of internal threats, combined with the inability to stimulate internal demand for innovative industries, which leads to greater economic dependence on imports from the external market for its goods and financial sectors.

Keywords: economic security, financial security, innovative way of development, the dynamics of economic activity, internal threats, World Economic Globalization

Оценка кризисных ситуаций в финансовоэкономической сфере связана с выявлением и анализом реальных и потенциальных угроз безопасности экономики в различных ее сегментах при реализации процесса модернизации и формирования инновационной сферы. Многие деструктивные процессы в финансово-экономических отношениях имеют многофакторный характер и связаны как функционально, так и структурно со многими макро- и микропроцессами развития экономики страны, что затрудняет выявление и

локализацию угроз безопасности именно в финансовой и экономической в целом сфере.

Угрозой экономической или финансовой безопасности реализации процесса перехода экономики на инновационный путь развития следует считать наступление такого состояния (внешнего и внутреннего) экономической (финансовой) сферы и ее элементов, которое может препятствовать нормальному развитию и достижению поставленных целей инновационного развития, а также дестабилизация управления и нарушение устойчивости протекания соответствующих экономических процессов.

Концептуально формирование эффективной системы экономической (финансовой) безопасности перехода национальной экономики на инновационный путь развития, как и любого другого объекта экономической (финансовой) безопасности должно опираться на создание системы комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансовых процессов в стране. Очевидная сложность заключается и в разработке точных критериев и уровней экономической (финансовой) безопасности рассматриваемого объекта.

В общем случае на динамику экономической (финансовой) деятельности оказывает влияние комплекс негативных факторов, относящихся к внутренним и внешним угрозам. При этом наибольшую опасность реформирования и модернизации национальной экономики представляют, прежде всего, ее внутренние угрозы, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с внешними угрозами. Положение о взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних и внешних угроз экономической (финансовой) безопасности может иметь следующее теоретическое обоснование.

Финансово-экономическая слабость государства превращает национальную экономику в «заложницу» международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, а порой выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, иные социальные выплаты, не говоря уже о финансировании инновационных отраслей экономики. В данном случае может иметь место и мультипликативный эффект, т.к. необходимость во внешних заимствованиях не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и напротив ведет к увеличению бюджетных расходов на обслуживание внешнего долга.

Накопление внутренних угроз в сочетании с неспособностью стимулирования внутреннего спроса на продукцию инновационных отраслей экономики приводит к большей зависимости экономики от импорта, от конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. Если государство не справляется с внутренними угрозами, то оно лишается возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, стимулировать экспорт конкурентоспособной продукции, осуществлять самостоятельную экономическую и финансовую экспансию на новых рынках. При ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе государство лишено и реальной возможности влиять на политику международных финансовых организаций.

Уровень угроз экономической (финансовой) безопасности не является величиной постоянной. Он изменяется с изменением общеэкономической ситуации. При этом действие отдельных угроз финансовой безопасности может ослабевать или совсем прекращаться, а действие других - усиливаться, также могут возникать новые угрозы. Необходимо постоянное отслеживание таких изменений и соответствующая корректировка (согласование) экономической, бюджетной и налоговой политики государства.

Сложность и физическое многообразие угроз экономической (финансовой) безопасности перехода национальной экономики на инновационный путь развития, необходимость организации и упорядочивания соответствующих мер противодействия обусловливает целесообразность классификации рассматриваемых угроз по различным основаниям (Пример классификации приведен в табл. 4).

В основу приведенной классификации угроз экономической (финансовой) безопасности положены не только распределение их по группам в зависимости от различных признаков, но и соподчиненность этих групп по их значимости для развития экономики. Данный подход позволяет выделить угрозы, представляющие наибольшую опасность для финансово-экономической системы. Использование предложенной классификации позволяет осуществлять ранжирование угроз, что имеет большое практическое значение для субъектов экономической (финансовой) безопасности и органов управления с позиций выявления и устранения причин наиболее опасных угроз. Предложенная классификационная система не является исчерпывающей, она может быть расширена и конкретизирована путем введения иных классификационных признаков и выделения других групп угроз, например, внешних и внутренних, кратковременных и долговременных и др.

Таблица 1

Классификации угроз экономической (финансовой) безопасности перехода национальной экономики на инновационный путь развития

Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности оценки угроз и их последствий для экономической (финансовой) безопасности государства может

основываться на следующих теоретических принципах:

- комплексности, т.е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой и территориальной, социальной, технической и экологической составляющих);

- системности, т.е. учете как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента экономического пространства более высокого уровня;

- вариантности (альтернативности), т.е. выявления и обоснованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации, с одной стороны, расчета траекторий социально-экономического развития в постста-билизационный период, с другой стороны;

- безусловного примата экономической безопасности как важнейшего элемента качества жизни и социального прогресса, т.е. приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержания нормальных условий его существования;

- приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных пределов, направленных на защиту человека в рыночной среде, и недопущение преодоления

~ 1

пороговых ситуаций .

Угрозы экономической (финансовой) безопасности могут длительное время не проявляться в открытой и острой форме, что не должно ослаблять внимания к решению конкретных проблем, которые в виде сигналов поступают от индикатора экономической (финансовой) безопасности. Перерастание угроз в кризис происходи из-за неэффективности управленческих решений и в связи с увеличением негативных последствий от их проявления. При этом, больше интенсивность возникающих угроз экономической (финансовой) безопасности, тем больше возрастает вероятность кризисного состояния экономики. Другой существенный фактор снижения уровня экономической (финансовой) безопасности - усиление угроз вследствие их положительного взаимодействие (наличия положительной обратной связи между угрозами).

На основе результатов анализа функционирования финансово-экономического механизма государства можно выделить следующие уязвимые элементы в российской экономике, которые при определенных обстоятельствах могут представлять угрозы инновационному развитию России:

- слабая координация приоритетных национальных проектов и программ;

- высокий уровень теневой составляющей в национальной экономике;

- большая зависимость кредитно-финансовой системы России от иностранной валюты;

- преобладание сырьедобывающей составляющей в российской экономике и, соответственно, низкий уровень перерабатывающей и производственной составляющих;

- слабая координация отдельных финансовых и денежно-кредитных инструментов между собой;

- слабая способность российской финансовокредитной системы обеспечивать денежными средствами нормальный воспроизводственный процесс;

1 Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. № 1.- с. 55-69.

№ п/п Основание Классификационный признак

1. Сфера проявления бюджетно-налоговая

кредитно-банковская

и т.д.

2. Величина ущерба незначительный

значительный

предельный

3. Уровень вероятности возникновения маловероятные

вероятные

весьма вероятные

4. Характер причин возникновения стихийные

преднамеренные

5. Характер ущерба материальные

финансовые

6. Взаимосвязь с объектом безопасности внутренние

внешние

7. Степень реализации реальные

потенциальные

8. Масштаб действия глобальные

общефедеральные

региональные

локальные

- разбалансированность платежно-расчетной системы в результате отрыва движения товарных потоков от финансовых;

- активизация процесса замещения национальной валюты иностранной в сфере денежного обращения и накопления;

- усиление деструктивной трансформации капитала российской экономики преимущественно в финансовый капитал;

- сокращение инвестиционного потенциала экономики и обострение тенденций, связанных с технологическим катастрофами;

- кризисные явления в национальной банковской системе и т.д2.

Для выработки эффективных мер, направленных на остановку нарастания угроз переходу экономики Российской Федерации на инновационный путь развития со стороны продолжающихся процессов дестабилизации финансово-экономической системы требуется оценка масштабов таких процессов, а также внутренних и внешних факторов, влияющих на них, и выработки мер по снижению уровня угроз экономической (финансовой) безопасности страны. Угрозы финансовой безопасности национальной экономики в условиях ее модернизации многочисленны и многоплановы, что требует их определенной самостоятельной упорядоченности с целью установления действенного контроля за возможностью превращения этих угроз из потенциальных в реальные и принятия мер по предотвращению такого превращения. Если положить в основу классификации соответствующий элемент финансовой сферы, то целесообразно в развитие вышеизложенной классификации использовать следующие дополнительные классификационные основания угроз финансовой безопасности перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития.

1. Основные угрозы в бюджетно-налоговой сфере:

- критический дефицит бюджета;

- кризис обслуживания внешнего долга;

- низкая эффективность налогового администрирования;

- уклонение от уплаты налогов;

- сокрытие объектов налогообложения;

- бюджетно-региональный сепаратизм;

- низкая доходная база бюджета;

- неисполнение бюджета;

- неэффективность внутренних заимствований.

2. Основные угрозы в кредитно-банковской сфере:

- нестабильность финансовых институтов, банкротство банков;

- фиктивный характер уставных капиталов;

- преобладание спекулятивных операций;

- рискованная кредитная политика;

- слабость госконтроля и надзора за банками;

- отсутствие системы страхования депозитов;

- низкая ликвидность банковских активов;

- низкая эффективность работы многих банковских структур;

- низкий уровень кредитоспособности предприятий реального сектора экономики;

- несоответствие российских банков международным стандартам.

3. Угрозы в сфере финансово-денежного обращения:

- рост неплатежей;

- ухудшение структуры платежных средств;

2 Арсентьев М. Финансовая безопасность России. // Обозреватель. - 2009. - №8.

- ограничение денежной массы в обращении;

- ценовые дисбалансы;

- увеличение доли «нерегистрируемого оборота»;

- «долларизация» экономики;

- заниженный курс национальной валюты.

4. Угрозы в инвестиционной сфере и в сфере функционирования фондового рынка:

- кризис инвестиционной сферы;

- «бегство» капитала;

- преобладание портфельных инвестиций по сравнению с прямыми;

- слабое использование инвестиционного потенциала сбережений;

- проблемы рынка государственных заимствований, связанные с высокой ценой заимствования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- структурный кризис фондового рынка;

- высокий уровень зависимости от иностранных инвесторов;

- низкий уровень привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора экономики;

- слабый контроль за деятельностью финансовых компаний;

- нерегулируемость вексельного обращения;

- отвлечение инвестиционных ресурсов на обслуживание внутреннего государственного долга;

- криминализация рынка ценных бумаг;

- слабое развитие инфраструктуры фондового рынка и т.д.

Ключевой проблемой обеспечения устойчивого состояния финансовой сферы модернизируемой экономики, является создание надежной организационноправовой основы продуктивного и эффективного функционирования финансовых инструментов. Это требует перехода от простого регулирования финансовых отношений к выработке и реализации финансовой политики на основе долгосрочной стратегии и строгого законодательно-правового регулирования. В настоящее время негативное влияние на инновационное развитие национальной экономики оказывает дисбаланс уровней развития различных сегментов, составляющих финансовый рынок, и взаимодействия этих сегментов, а также нарушение баланса интересов участников каждого из сегментов. Вследствие того, что финансовый рынок незамедлительно реагирует на каждое изменение собственных внутренних пропорций, на изменение доли отдельных сегментов, характера взаимосвязей, например, когда один сегмент ускоренно развивается в ущерб остальным, можно говорить о нарушении баланса интересов различных участников рынка. То же самое происходит, когда отдельный сегмент по каким-либо причинам не может полностью реализовать свои функции.

В масштабе всей экономики России главная угроза ее экономической безопасности заключается в катастрофическом сужении воспроизводственного процесса ввиду низкого уровня объемов производства и гипертрофированного перелива капитала из реального сектора в финансовый. Результатом этого является возникновение своего рода дефицита денежного капитала как отражения негативов перераспределительных процессов и слабого воздействия государства на движение финансовых потоков. Данное обстоятельство в полной мере относится и к оттоку капиталов за рубеж.

Организация эффективного противодействия угрозам финансовой безопасности перехода национальной экономики на инновационный путь развития невозможна без учета того, что периодические финансо-

вые кризисы являются естественным проявлением политики ускоренного перераспределения собственности и капитала. Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает и ограниченная интегрированность финансового рынка в общую экономическую систему страны. Можно сказать, что в России в настоящий момент финансовый рынок и реальный сектор экономики фактически существуют автономно друг от друга. Операции, происходящие на финансовом рынке, в основном обеспечивают реализацию интересов самих участников этого рынка, финансовые ресурсы циркулируют в основном в замкнутом круге, практически не доходя до реального сектора3.

К серьезным угрозам безопасности процесса формирования инновационной сферы в национальной экономике относится снижение инвестиционной активности и отсутствие принципиальных решений по преодолению этой негативной тенденции. Практически вопрос стоит не о развитии или стабилизации инвестиционного процесса, а о необходимости восстановления и создания заново инвестиционного комплекса страны.

Отсутствие серьезных инвестиций в реальный сектор экономики обусловило обострение негативной тенденции старения и выбытия основных производственных фондов, что является предвестником возможных технологических катастроф в стране. В этой связи угрозой финансовой безопасности инновационного развития экономики является отсутствие у финансовокредитной системы страны возможностей преодоления кризисной ситуации, как в связи с ее маломощностью, так и деструктивностью организации и схем взаимодействия основных финансовых механизмов и институтов.

В связи с вышеизложенными факторами роль финансовой безопасности в инновационном развитии российской экономики трудно переоценить. Обобщая результаты анализа бюджетной и денежно-кредитной политики, можно в концентрированном виде сформулировать следующий комплекс мер по снижению уровня угроз финансовой безопасности процесса перехода экономики России на инновационный путь развития:

- усиление роли государственных финансов в содействии социально-экономическому росту, прежде всего, путем бюджетного инвестирования в реальную экономику и инновационную сферу в виде целевых кредитов и долевого участия государства в реализации инвестиционных кредитов;

- ускорение внедрения мер по снижению налогового бремени, минимизации издержек исполнения и администрирования налогового законодательства для предприятий инновационной сферы;

- выравнивание условии всех регионов в межбюд-жетных отношениях;

- усиление роль Банка России в стимулировании мероприятий по льготному кредитованию предприятий инновационной сферы.

Комплексное и взаимоувязанное осуществление вышеуказанных мер позволит создать необходимые финансовые предпосылки для обеспечения эффективности перехода российской экономики на инновационный путь развития и ее финансовой безопасности, основными из которых являются:

3 Дмитриева М.Ю. Безопасность финансового рынка России. / 18-я Международная конференция. - Тез. докл. - М.: Институт проблем управления РАН. - 2009.

- обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей и поддержания на достаточном уровне политической и военной стабильности государства;

- завоевание технико-экономической независимости, расширения экономической самостоятельности и укрепления устойчивости государства к воздействию внешних и внутренних угроз;

- создание надежной защиты экономических интересов России на внутреннем и внешних рынках инноваций, вне зависимости от трансформации внутренних и внешних угроз.

Отмеченные подходы к безопасности перехода российской экономики на инновационный путь развития не исчерпывают всей сложности данного понятия. Тем не менее, они отражают основные грани этого комплексного явления и могут рассматриваться в качестве различных составляющих экономической безопасности России. К составляющим экономической и финансовой безопасности перехода российской экономики на инновационный путь развития также можно отнести:

-финансовую безопасность в условиях конкурентной борьбы;

-антикризисную финансовую безопасность;

-финансовую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с другим государством (государствами).

Особенностями указанных видов безопасности является то, что они реализуются с помощью различных, а в некоторых случаях и противоположных мер. Противоречивость и динамика изменения внешней и внутренней финансово-экономической ситуации обусловливает разноплановость систем обеспечения финансовой безопасности страны в целом и перехода российской экономики на инновационный путь развития в частности. К числу наиболее вероятных угроз экономической и финансовой безопасности рассматриваемого направления реформирования национальной экономики можно также отнести:

- сырьевая направленность российской экономики, которая активно поощряется из-за рубежа;

- высокий внешний долг перед международными финансовыми организациями и создаваемые зарубежными кредиторами препятствия по его списанию и реструктуризации;

- криминализация хозяйственной деятельности в стране, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;

- неравномерность социально-экономического развития регионов, порой искусственно поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;

- «бегство» капитала из страны, обеспеченное западными кредитно-финансовыми организациями и предлагаемыми инвестиционными условиями;

- неравноправное международное научно-техническое сотрудничество, сокращение научного задела, отток квалифицированных кадров;

- дискриминация в международной торговле со стороны лидеров мирового сообщества;

- зависимость страны от импорта технологий и продовольствия.

В настоящее время все основные факторы, негативно влияющие на состояние финансовой безопасности инновационного развития отечественной экономики, носят активный характер. В ближайшем будущем решающих позитивных изменений в этой сфере может не произойти, давление «Запада» на российскую эко-

номику будет нарастать и, возможно, тем сильнее, чем больших успехов будет добиваться Россия на пути модернизации своей экономики. В экономике страны в ближайшей перспективе, возможно, будут сохраняться, и сосуществовать параллельно с новым также и «пережитки» централизованной экономики, рыночные сегменты, смешанные структуры. Соответственно, и безопасность организации процесса функционирования такого сложного экономического конгломерата должна осуществляться разными способами и на различных уровнях, прежде всего, на федеральном уровне.

Одним из масштабных источников угроз инновационному развитию российской экономики является глобализация отношений на мировой арене, охватывающая все стороны жизнедеятельности не только государств и мирового сообщества, но и каждого его члена, оказывая на них комплексное воздействие. К числу наиболее эффективных каналов реализации указанного комплексного воздействия процесса глобализации относятся современные информационные технологии. Поэтому, наряду с ранее отмеченными особенностями обеспечения безопасности инновационного развития национальной экономики, следует обратить внимание, в частности, и на телекоммуникационную и информационно-техническую составляющую процесса глобализации. Эта составляющая из-за определенного отставания России в информатизации имеет большое значение, поскольку решение задач реформирования экономики государства осуществляется на фоне активного внедрения в повседневную деятельность зарубежных информационных технологий. Созданные интернет-технологии приобрели мировой масштаб.

Интеграция России в глобальные финансовоэкономические отношения осуществляется на основе импортных электронных вычислительных и телекоммуникационных средств хранения, обработки и передачи данных.

Наряду с целым рядом положительных сторон у этого явления имеются и недостатки, которые связаны с проблемой обеспечения финансовой безопасности инновационного развития российской экономики. Идет постепенный процесс установления информационного контроля ведущих мировых держав над другими государствами и Россией в том числе, над всеми сферами их деятельности, включая политику, экономику, финансы, управляющие структуры, средства массовой информации (СМИ) и др.

Отмеченная особенность оказывает заметное влияние на обеспечение экономической (финансовой) безопасности процесса перехода к инновационному принципу развития России на всех уровнях. Появление в стране высокопроизводительных электронных сетей позволит осуществлять оперативный доступ к широкому кругу информации политического, экономического, военного и другого содержания непосредственно из-за рубежа.

Наличие такой информации, ее обобщение и анализ дают возможность прогнозировать развитие ситуации в стране, а также разрабатывать конкретные меры внешнего политического и экономического давления на российское государство. Применение современных методов анализа позволяет выявить структурные элементы экономики, при воздействии на которые ограничивается эффективность функционирования всей системы в целом.

Для России это имеет большое значение, поскольку наше общество в современных условиях выходит по целому ряду параметров за допустимые пороговые значения. Среди них такие, как уровень жизни, безработица, уровень смертности, потребление алкоголя и др.

Внедрение современных электронных информационных систем потенциально позволяет установить контроль за финансово-экономической деятельностью каждого гражданина, предприятия и организации. В целом, использование глобальных информационных сетей создает необходимые условия для реализации целого комплекса мер скрытного воздействия на экономику, обеспечивая при этом существенные трудности в идентификации источника угрозы и момента начала агрессивных действий.

Распространение автоматизированных информационных сетей в Российской Федерации вызовет интенсивный рост преступности в рассматриваемой сфере, которая будет способна нанести заметный экономический ущерб не только зарубежным, но и отечественным предприятиям и организациям. Получит интенсивное развитие специальная профессия «взломщиков» компьютерных систем, в основном в финансовой области, а также в области передовых технологий. Во взаимодействии с международной преступностью они способны нанести заметный экономический ущерб нашему государству.

Негативные тенденции, сопровождающие развитие информатизации, во многом сдерживаются определенным отставанием в оснащении отечественных предприятий и организаций электронновычислительной техникой, современными средствами связи, а также слабой согласованностью информационных систем, как с зарубежными, так и между собой. На фоне набирающего силу процесса глобализации появляется определенный резерв времени для решения указанных задач с учетом отмеченных в настоящем разделе особенностей.

Другим масштабным источником угроз инновационному развитию российской экономики безусловно являются последствия мирового финансового кризиса. Результаты анализа истории развития мирового финансового рынка позволяют говорить о том, что в периоды устойчивого развития преобладает либеральный подход к организации механизмов функционирования экономики и финансов, а в периоды кризисов и рецессий отдается предпочтение методам государственного регулирования, в частности, на основе предложений Дж. Милля (19 в.) и Дж. Кейнса (1930-40-ые гг.), а также их последователей - неоклассиков и неокейнсианцев. Этот вывод подтверждает современная история: национализация в сентябре 2008 г. крупнейших американских ипотечных компаний Fannie Mac и Freddie Mac (т. н. федеральная опека), после которой правительство США стало контролировать 42% американского ипотечного рынка; 85 млрд. долл. в сентябре 2008 г. и 40 млрд. долл. в марте 2009 г. вливаний в American International Group (AIG), крупнейшую страховую компанию США; 8 октября 2008 г. государственная компания РЖД (Российские железные дороги) купила банк КИТ Финанс за 100 млрд. рублей, а 15 октября близкий к банкротству Собинбанк был куплен государственным Газэнергопромбанком; 24 ноября правительство США предприняло попытку спасти через национализацию и государственные гарантии крупнейший американский коммерческий банк Citigroup, предложив в обмен на 7,8% акций помощь в

размере 20 млрд. долл. и госгарантии на 306 млрд. долл.4 Однако эта программа не была реализована, а сам банк фактически обанкротился в январе 2009 г.

Для России можно выделить ряд важных обстоятельств современного кризиса: происходят базисные (в английской экономической литературе их называют тектонические)5 сдвиги в строении мирового финансового рынка; несмотря на очень хорошую макроэкономическую ситуацию в России летом 2008 г. (двойной профицит: бюджета и платежного баланса, российский рынок оказался наиболее пострадавшим в ходе нынешнего кризиса (как и китайский ) принцип «приватизация прибылей и национализация убытков» - хорошо известная ловушка, в которую угодили и российская экономика, и российский финансовый рынок.

Для понимания современного финансового кризиса, как элемента финансовой глобализации целесообразно учитывать специфику глобализации. В последние годы была выдвинута концепция «инновационноинвестиционной природы» глобализации, в рамках которой утверждается следующее: объективная составляющая глобализации связана с тем, что:

- резко выросли темпы научно-технического прогресса (увеличиваются вдвое каждые пять лет), что порождает необходимость в инновационной деятельности и связанных с ней масштабных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств;

- для обеспечения прибыльности инноваций - инвестиций, обладающих все увеличивающейся ресурсо-емкостью, необходимо увеличение объемов продаж, расширение границ рынка, трансформация рынка из категории местного (локального) в категорию регионального и глобального;

- обостряется глобальный характер конкуренции в вопросах возможности мобилизации и обладания ресурсами и доступа на глобальные рынки;

- неопределенность исхода и неравномерность развития инновационного процесса являются основными факторами риска, связанного с ускорением структурных преобразований в национальной экономике, ростом числа слияний и поглощений. В подтверждение этого тезиса можно привести ряд примеров, которые иллюстрируют тот факт, что накануне глобального финансового кризиса все большее значение в структурной перестройке капитала играли слияния и поглощения. Так, в Бельгии из 20 коммерческих банков в 1995 г. к 2005 г. сохранился один, а из 500 крупнейших корпорация в США в 1995 г. сохранилось только 707.

Именно в рамках инновационной гипотезы глобализации можно объяснить тот факт, почему этим процессом охвачено лишь 30% наиболее развитых государств, а государства, не имеющие важных достижений в инновационной сфере, выступают в качестве «периферии мировой глобализации».

В целом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что в сложившихся условиях к числу основных задачами деятельности органов государственной власти в области обеспечения экономической (финансо-

4 «Антикризисная книга». М., Коммерсант-Астрель, 2009, с. 923.

5 См. Valdez St. «international Capital Markets». London - New-York, Palgrave, 200S, pp. 25S-262.

6 В марте 2009 г. в КНР была принята программа государственного стимулирования национальной экономики на сумму в $600 млрд.

7 Глущенко В. В. «Финансовые риски в условиях глобализации». М., Финансы и кредит, № 19, 2006. - с. 19-25.

вой) безопасности инновационного развития отечественной экономики целесообразно отнести следующие:

- выявление и оценка внешних угроз финансовой и экономической безопасности и определение факторов, подрывающих устойчивость экономической системы государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- формирование стратегии обеспечения финансовой безопасности инновационного развития отечественной экономики и определение показателей, характеризующих состояние экономики, отвечающее требованиям ее инновационного развития;

- разработку комплекса правовых, экономических и административных мер, устраняющих или снижающих негативное воздействие выявленных угроз, создание эффективного механизма их нейтрализации и обеспечения финансовой безопасности инновационного развития отечественной экономики.

Для России, как федеративного многонационального государства, обладающего большой территорией и сложными социально-экономическими и природноклиматическими условиями, проблема трансформации экономики имеет во многом региональный характер и специфику. Так, переходный период в российской экономике от «догоняющей» к инновационной характеризуется сохранением опасности ее регионализации. Это может проявляться в разрыве традиционных экономических связей, кризисе общефедеральной транспортной и энергетической инфраструктур, кризисе взаиморасчетов, парализующем межрегиональные экономические связи и т.п. В результате может появляться тяготение экономических систем удаленных российских регионов к региональным центрам экономического влияния: Приморья и Хабаровского края - к Китаю, Японии, странам Юго-Восточной Азии; Калининградской области - к странам Балтии, Польше и Германии.

В перспективе возможна ситуация, когда степень интеграции этих регионов с экономическими системами зарубежных стран превысит их интеграционные связи с российской экономикой, что само по себе является значительным деструктивным фактором, который может оказать существенное негативное влияние, на процессы модернизации и развития инновационной сферы в России. Такой взгляд на проблему обусловлен тем фактом, что понятие инноваций тесно связано с понятием государственной и коммерческой тайны. В результате, в случае установления международных связей, которые будут носить более приоритетный характер, чем внутри государственные, Россия может столкнуться с проблемой и одновременно угрозой утечки не только научного потенциала, но и разработанных им прорывных технологий.

Кроме того, следует учитывать, что обеспечение перехода к инновационному типу развития будет осуществляться в условиях различных темпов экономических преобразований в регионах, сопровождаемых изменениями в решении проблемы бюджетного федерализма и особого статуса «договорных» территорий, которые зачастую используются транснациональной преступностью для «отмывания» денег и не приводят к реальным инвестициям в развитие территорий. Ранее уже отмечалось, что в условиях набирающего силу процесса глобализации наблюдается тенденция возрастания влияния на состояние национальной безопасности и ее составляющей финансовой безопасности субъективных факторов, имеющих внешнюю природу происхождения. Так, в связи с про-

теканием дезинтеграционных процессов в экономике бывших союзных республик заметны попытки зарубежных политических сил, прежде всего США и стран Западной Европы, подчинить экономики этих республик собственным политическим, экономическим и военным интересам. Подобные действия наносят прямой ущерб интересам России в сфере проведения политики модернизации экономики.

Отражение агрессии международных террористов на Северном Кавказе связанно не только с человеческими жертвами, но и с большими финансовыми и материальными затратами. Нормализация обстановки в указанном регионе связана с необходимостью решения целого комплекса проблем и будет носить затяжной характер. В немалой степени этому способствует проводимая «Западом» политика «двойных стандартов» и поступающая из-за рубежа финансовая поддержка сепаратистов.

Также следует иметь в виду, что страны «большой семерки» занесли Россию в число государств наиболее неблагополучных в плане борьбы с отмыванием преступных доходов. Ратификация Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности явилась важным шагом России в решении этой проблемы. С принятием закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, началась реализация практических мер по борьбе с правонарушениями в указанной сфере.

Вместе с тем, несогласованность российского законодательства с действующим в настоящее время законодательством других государств-участников Конвенции может приводить к ущемлению финансовоэкономических интересов Российской Федерации. Положенный в основу Конвенции принцип судебной экстерриториальности может вызывать волну арестов и изъятий имущества по решениям зарубежных органов юстиции, непосредственно затрагивающих наше государство. Кроме того, вводимые в действие международно-правовые механизмы могут быть использованы определенными кругами «Запада» для достижения иных целей.

В целом, рассмотренные выше основные задачи и особые условия обеспечения перехода российской экономики к инновационному типу развития носят стратегический характер и их можно отнести к макроуровню. Однако следует учитывать, что процесс глобализации отношений охватывает все стороны жизнедеятельности не только государства, общества, но и каждого его члена, оказывая на них комплексное воздействие.

Список литературы:

1. Арсентьев М. Финансовая безопасность России. // Обозреватель. - 2009. - №8.

2. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. № 1.- с. 55-69.

3. Глущенко В. В. «Финансовые риски в условиях глобализации». М., Финансы и кредит, № 19, 2006. - с. 19-25.

4. Дмитриева М.Ю. Безопасность финансового рынка России. / 18-я Международная конференция. - Тез. докл. - М.: Институт проблем управления РАН. - 2009.

5. «Антикризисная книга». М., Коммерсант-Астрель, 2009, с. 9-23.

6. Valdez St. «International Capital Markets». London - New-York, Palgrave, 2008, pp. 258-262.

Reference list:

1. M. Arsentev «The financial security of Russia» / / Browser, 2009, №8.

2. V.V. Burtsev «Factors of financial security of Russia» / / Management in Russia and abroad- 2001. № 1.- pp. 55-69.

3. V.V. Gluschenko «Financial risks in the context of globalization» // Finance and Credit, № 19, 2006. - pp. 19-25.

4. M.Y. Dmitrieva «Security of the Russian financial market» / 18-th International Conference. - Proc. Proceedings. - Moscow: Institute of Management Problems of Russian Academy of Sciences - 2009

5. «Anti-crisis book» - Moscow, Kommersant-Astrel - 2009, pp. 9-23

6. Valdez St. «International Capital Markets». London - New-York, Palgrave, 2008, pp. 258-262.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью М.М. Имамова «Угрозы экономич е-ской и финансовой безопасности формирования инновационной сферы в России в условиях мировой экономической глобализации»

Современное состояние национальной и экономической безопасности России характеризуется целым рядом негативных тенденций, появляются новые угрозы безопасности, связанные с активизацией международного терроризма, проникновением организованной преступности в легальный бизнес, расширением масштабов теневой экономики, разрастанием коррупции и пр. Наиболее тревожной тенденцией становится объединение различных угроз экономической и финансовой безопасности, в том числе в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития.

В этих условиях актуализируется потребность в создании эффективной системы мер, направленных на своевременное упреждение, действенную борьбу с внешними и внутренними угрозами и потенциальными вызовами системе национальной безопасности России.

Все эти аспекты рассматриваемой проблемы достаточно структурно и полно отражены автором в статье.

В ней убедительно обосновывается актуальность выбранной темы, а в центр внимания ставятся вопросы оценки угроз экономической безопасности и анализ функционирования финансово-экономического механизма государства в условиях современной Российской экономики.

Имамов М.М. рассматривает систему эффективных мер, направленных на предотвращение нарастания угроз переходу экономики нашего государства на инновационный путь развития со стороны продолжающихся процессов дестабилизации финансовоэкономической системы, предлагает отдельные критерии оценки масштабов таких процессов.

Особый интерес в работе представляет дифференциация угроз экономической безопасности в зависимости от сфер проявления: бюджетно-налоговой и кредитно-банковской; финансово-денежной и инвестиционной.

Старший научный сотрудник

Научно-исследовательского отдела

АЭБ МВД России

к.э.н., доцент А.Г.Бадаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.