Научная статья на тему ' угрозы экономической безопасности в системе национальной безопасности России'

угрозы экономической безопасности в системе национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6889
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / экономическая безопасность / угрозы экономической безопасности / принципы обеспечения экономической безопасности / критерии и показатели экономической безопасности. / national security / economic security / threats to economic security / principles of economic security / criteria and indicators of economic security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Д. Асеев

В статье рассматриваются вопросы экономической безопасности России. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Негативное воздействие на экономическую безопасность наряду с угрозами внутреннего порядка оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности теплои энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе – дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

The article deals with the economic security of Russia. The strategic objectives of ensuring national security are the development of the country's economy, ensuring economic security and creating conditions for the development of the individual, the transition of the economy to a new level of technological development, Russia's entry into the number of leading countries in terms of gross domestic product and successful confrontation with the influence of internal and external threats. The negative impact on economic security, along with threats to the internal order, is caused by the restrictive economic measures imposed against the Russian Federation, global and regional economic crises, the strengthening of unfair competition, the illegal use of legal means, the violation of the stability of heat and energy supply to the subjects of the national economy, and in the future will also have a shortage of mineral, water and biological resources.

Текст научной работы на тему « угрозы экономической безопасности в системе национальной безопасности России»

УДК 327.8

А. Д. Асеев

кандидат философских наук, профессор; профессор кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления; e-maiL: sanmich55@gmaiL.com

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы экономической безопасности России. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Негативное воздействие на экономическую безопасность наряду с угрозами внутреннего порядка оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе - дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.

Ключевые слова: национальная безопасность; экономическая безопасность; угрозы экономической безопасности; принципы обеспечения экономической безопасности; критерии и показатели экономической безопасности.

A. D. Aseev

candidate of phiLosophy, Professor; Professor pubLic administration and political technoLogy State University of management; e-maiL: sanmich55@gmaiL.com

THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

The articLe deaLs with the economic security of Russia. The strategic objectives of ensuring nationaL security are the deveLopment of the country's economy, ensuring economic security and creating conditions for the deveLopment of the individuaL, the transition of the economy to a new LeveL of technoLogicaL deveLopment, Russia's entry into the number of Leading countries in terms of gross domestic product and successfuL confrontation with the infLuence of internaL and externaL threats. The negative impact on economic security, aLong with threats to the internaL order, is caused by the restrictive economic measures imposed against the Russian Federation, gLobaL and regionaL economic crises, the strengthening of unfair competition, the iLLegaL use of LegaL means, the vioLation of the stabiLity of

heat and energy suppLy to the subjects of the national, economy, and in the future wiLL aLso have a shortage of mineraL, water and bioLogicaL resources.

Key words: nationaL security; economic security; threats to economic security; principLes of economic security; criteria and indicators of economic security.

Экономическая безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз является одним из главных компонентов системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

Исходя из определений и сущностных характеристик экономической безопасности, одной из ключевых задач в процессе ее обеспечения является локализация угроз, причем как реально существующих, так и потенциальных, ожидаемых в будущем. Особой характеристикой видов экономической безопасности является их многообразие [Доценко, Круглов 2013].

Содержание угрозы определяется:

- затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;

- обстоятельствами (собственной уязвимостью - степени защищенности от данной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;

- местом и временем проявления негативных факторов и условий;

- возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

Ранее среди основных видов экономической безопасности отмечались: финансовая, энергетическая, оборонно-промышленная и продовольственная. В последние годы к перечисленным видам добавились: инвестиционная, инновационная, бюджетно-налоговая, денежно-кредитная безопасность. Немалую роль в обеспечении экономической безопасности играют обеспечение стабильности существующих рынков и защита прав собственности, в том числе и интеллектуальной. По оценкам некоторых экспертов ежегодные потери федерального бюджета России от нарушений законодательства в области охраны интеллектуальной собственности

сопоставимы с доходами в нефтяной отрасли. Немалую угрозу национальной и экономической безопасности нашей страны играет нейтрализация последствий деградации в социальной сфере.

Произошедшие изменения, которые нанесли серьезный урон в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения в значительной степени подорвали интеллектуальный и, как следствие, экономический потенциал страны.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

- независимость национальной экономики. По причине всё большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно - необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволит ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

- стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

- устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации стратегическими внутренними угрозами национальной безопасности в области экономики являются [Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2015, п. 56]:

- ее низкая конкурентоспособность;

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

- отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

- незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;

- уязвимость ее информационной инфраструктуры;

- несбалансированность национальной бюджетной системы;

- регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;

- ухудшение состояния и истощение сырьевой базы;

- сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;

- прогрессирующая трудонедостаточность;

- сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;

- неравномерное развитие регионов;

- снижение устойчивости национальной системы расселения.

На нынешнем этапе развития наблюдаются отсталая и архаичная структура экономики, перекосы в развитии различных секторов экономики (например, огромная разница в развитии топливно-энергетического и промышленного секторов), недостаточно благоприятная инвестиционная среда, низкая эффективность внедрения и использования инвестиционных технологий, существенная деформация экспортного сектора.

Интегрирующим показателем результативности деятельности органов государственной власти являются уровень и качество жизни российских граждан. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет, что «угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг» [Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2015, п. 51].

Внешние угрозы - это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранными инвестициями), чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами, экономические санкции, наложенные на Россию государствами с развитой экономикой.

Экономика как наиболее сложная система имеет много показателей, характеризующих ее состояние. Для анализа экономической безопасности они условно названы индикаторами, которые взаимодействуют между собой. Накопление значений численных параметров такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.

Наиболее важными индикаторами состояния экономической безопасности являются:

- индекс физического объема валового внутреннего продукта;

- валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);

- доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;

- доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;

- степень износа основных фондов;

- индекс промышленного производства;

- индекс производительности труда;

- индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);

- уровень инфляции;

- внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг;

- внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг;

- чистый ввоз (вывоз) капитала;

- уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;

- коэффициент напряженности на рынке труда;

- энергоемкость валового внутреннего продукта;

- доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;

- доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;

- доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;

- доля организаций, осуществляющих технологические инновации;

- дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета;

- отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;

- индекс физического объема экспорта;

- индекс физического объема импорта;

- сальдо торгового баланса;

- доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;

- доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

- доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

- индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;

- доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;

- баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);

- индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств;

- дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;

- доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;

- доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;

- доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;

- оборот розничной торговли;

- распределение численности занятых в экономике по уровню образования;

- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения);

- доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

- уровень преступности в сфере экономики [Стратегия экономической безопасности Российской Федерации ... 2017, п. 27].

Важнейшей особенностью индикаторов экономической безопасности являются их параметры (пороговые значения индикаторов), выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Разработка системы индикаторов и их пороговых значений, которые вовремя сигнализируют о приближающейся угрозе, является одним из важнейших инструментов политики обеспечения экономической и социальной безопасности страны. Из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические точки в развитии экономики. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения. Пороговые значения - важный инструмент системного анализа, прогнозирования и индикативного социально-экономического планирования. С помощью этого инструмента тот или иной объект рассматривается с позиции соответствия тенденций развития экономики (внутри и во взаимодействии с экономикой других стран) национальным интересам страны [Овчинников 2014, с. 8-10].

Одна из сфер применения пороговых значений - экспертиза важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики с позиции экономической безопасности. Для этого необходимо, чтобы федеральные органы и органы государственной власти субъектов при внесении проектов нормативных актов и правительственных решений, подлежащих экспертизе с позиций экономической безопасности, представляли обоснование того, что в результате принятия этого проекта отношение

показателей социально-экономического развития к пороговым значениям не изменяются в худшую сторону. Необходимо с учетом геостратегических задач России, опыта осуществления государственной стратегии экономической безопасности переосмыслить классификацию национальных интересов России.

Рассматривая современное состояние существующих и тенденции формирования потенциальных угроз экономической безопасности необходимо иметь в виду, что в последние годы в значительной степени изменился состав, характер и качество угроз экономической безопасности. Прежде всего это связано с преодолением периодов экономического спада и стагнации 1990-х гг. и переходом к этапу устойчивого экономического роста. В связи с этим состав и качественные характеристики угроз экономической безопасности России на современном этапе во многом формируются под влиянием новых экономических реалий, таких как падение основных экономических показателей, сохраняющаяся ориентированность экономики на сырьевую составляющую, вола-тильностью цен на нефть и энергетические ресурсы, увеличение разрыва между нефтяной и газовой отраслями и другими секторами экономики.

Именно в негативном воздействии коррупционных процессов на состояние экономики, криминализации экономических отношений и отвлечении крупных финансово-денежных ресурсов в теневой сектор видится один из наиболее серьезных сдерживающих факторов для устойчивого поступательного и интенсивного развития экономики.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, глубокая поляризация благосостояния и дезинтеграция общества, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

- расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

- увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность;

- рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

- задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

В нашей стране ежегодно, по данным налогового ведомства России, число миллионеров оценивалось в сотни тысяч. Наряду с этим примерно треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Базой воспроизводства бедного населения является низкий уровень развития экономики. Поэтому для снижения уровня бедности необходимо повысить темпы экономического роста;

2) деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

- рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение [Федосов 2016, с. 7-8].

Эта угроза может быть снята на основе стратегии структурной перестройки экономики. Речь, разумеется, не идет о резком сокращении экспорта топлива и сырья в настоящее время, ибо это также резко снизит поступления средств в государственный бюджет;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

- нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

- ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Криминализация экономики - это процесс формирования экономики, в которой существенную роль играют преступные элементы и формы хозяйствования, мафиозные структуры, занимающиеся, например, вывозом за рубеж запрещенных веществ, подпольной добычей и торговлей драгоценными металлами и камнями, осуществляющие махинации и спекуляции на биржах, банках и т. п.

Опасность расширения криминальной и теневой экономики для общества состоит в том, что она значительно сокращает налогооблагаемую базу и сумму собираемых налогов. Для борьбы против криминализации экономики необходима эффективная законодательная база;

5) серьезной угрозой экономической безопасности является снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала. Известно, что без

значительных инвестиционных вложений в стратегические сферы и отрасли экономики нельзя обеспечить экономический рост и ускорить развитие наукоемких отраслей и производств, способствующих укреплению материально-технической базы организации науки. Между тем экономическая политика последнего десятилетия в нашей стране не только не создала условий для инвестиционного процесса, а наоборот, не способствовала восстановлению экономического потенциала.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Из внешних угроз экономической безопасности, наряду с постоянно вводимыми Западом санкциями, незаконным вывозом капитала за границу, стремлением Запада увеличить импортную зависимость по продовольствию и потребительским товарам, необходимо отметить «утечку мозгов», эмиграцию населения, как правило, его интеллектуального слоя, что ведет к сокращению интеллектуального потенциала, и, следовательно, к сдерживанию экономического роста [Мкртчян, Флоринская 2018, с. 15-18].

Основными причинами интеллектуальной эмиграции являются:

- крайне низкая оплата научного труда в стране выбытия;

- низкий уровень оснащенности научных исследований.

Перечисленные факторы негативного воздействия не только создают, дополнительную нагрузку для экономики страны, но и ухудшают деловой климат, снижают инвестиционную привлекательность России для иностранных партнеров, что в немалой степени способствует приближению ряда показателей экономической безопасности к критическим отметкам.

В сложившейся ситуации со стороны государственных структур необходим комплекс мер по переводу экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста на основе опережающего развития нового технологического уклада и полномасштабного

использования имеющегося научно-производственного потенциала [Глазьев 2015].

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глазьев С. Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад. М. : Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. 60 с. Доценко Д. В., Круглов В. Н. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 418-426.

Мкртчян Н., Флоринская Ю. Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 1 (62). С. 15-18. Овчинников А. И. Национальные интересы России: понятие и виды //

Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2. С. 8-10. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента РФ от 13 мая 2017. № 208.

Федосов П. Е. О деформированной структуре современной российской экономики // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 1 (22). С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.