Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 г.'

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10172
858
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная стратегия / экономическая безопасность / угрозы и вызовы в экономической сфере / обеспечение экономической безопасности / state strategy of economic security / threats and challenges in the economic sphere / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Викторовна Филатова

Рассматриваются основные положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. Автор определяет ключевые вызовы и угрозы в российской экономики, а также меры обеспечения экономической безопасности в рамках реализации обновленной Стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ирина Викторовна Филатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and threats to the economic security Strategy the economic security of the Russian Federation until 2030

The article examines the main provisions of the Strategy of economic security of the Russian Federation until 2030. The author identifies the key challenges and threats in the Russian economy, as well as measures to ensure economic security within the framework of the implementation of the updated Strategy

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 г.»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.16 ББК 65.9

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 г.

ИРИНА ВИКТОРОВНА ФИЛАТОВА,

кандидат экономических наук Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

(экономическая безопасность) E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. Автор определяет ключевые вызовы и угрозы в российской экономики, а также меры обеспечения экономической безопасности в рамках реализации обновленной Стратегии.

Ключевые слова: государственная стратегия, экономическая безопасность, угрозы и вызовы в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности.

Annotation. The article examines the main provisions of the Strategy of economic security of the Russian Federation until 2030. The author identifies the key challenges and threats in the Russian economy, as well as measures to ensure economic security within the framework of the implementation of the updated Strategy.

Keywords: state strategy of economic security, threats and challenges in the economic sphere, economic security.

На современном этапе развития России, когда сохраняется низкая восприимчивость большинства отраслей отечественной экономики к инновациям и высокая зависимость от иностранных технологий, назрела необходимость разработки современных подходов к обеспечению экономической безопасности. Сегодня к числу основных внутренних угроз национальной экономике относятся преступность, коррупция и теневая экономика. Перечисленные проблемы снижают инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность России на международной арене. Страна находится на пороге уже второго десятилетия стагнации и кризисов с почти нулевым среднего довым приростом ВВП. Это отбрасывает Россию на обочину мировой экономики. Реальные доходы населения падают четвертый год подряд, что создает внутреннюю угрозу стабильности государства. Инвестиции в основной капитал сокращаются пятый год подряд, причем инвестиционный спад начался до введения антироссийских санкций и до падения нефтяных цен.

Для решения вышеперечисленных проблем в мае 2017 г. была утверждена Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г.1.

В силу того, что экономические интересы России стали основной мишенью в эпоху глобализации в принятом документе одной из приоритетных задач государства является обеспечение экономической безопасности. В связи с этим, защита национального суверенитета в экономической сфере включена в понятие «экономической безопасности» и представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов.

1 Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL:// http ://-www.pravo.gov.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

По опубликованному документу может показаться, что основная причина всех бед России скорее внешняя, чем внутренняя. Преамбулой к списку угроз стали такие рассуждения:

«На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции...

Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей».

Видимо, именно поэтому первые в списке угроз (именно, по важности) такие, как: «стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий. в качестве инструмента глобальной конкуренции», «использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов России», «повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации» и т.п.

Важнейшими из 25 основных угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере), обозначенных в Стратегии, являются высокий уровень криминализации и коррупции, а также сохранение значительной доли теневой экономики. Для их минимизации предлагается не допускать избирательного правоприменения в отношении предпринимателей, предупреждать рейдерские захваты, преднамеренные банкротства и другие преступления в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе совершаемые с помощью правоохранительных и контролирующих органов, а также предотвращать появление коррупционных схем.

В стратегии среди основных факторов риска названы, в частности, дискриминация в отношении ключевых секторов российской экономики, а также отсутствие среди мировых лидеров несырьевых компаний из Российской Федерации, а в числе главных угроз перечислены, в частности, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям, а также банковские риски.

Среди основных задач по реализации устойчивого развития национальной финансовой системы названы снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках; снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции, а также «развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики».

Одной из ключевых задач является развитие инфраструктуры национального финансового рышка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений.

Кроме того, стратегия ставит задачи развития внутренних источников долгосрочных финансовых ресурсов, механизмов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предписывает совершенствование поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, управления государственными финансовыми активами и регулирования деятельности финансовых организаций.

Среди целей стратегии также выделено противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных средств и легализации доходов.

Для достижения снижения уровня бедности и имущественного неравенства населения в стратегии упоминаются улучшение инвестиционного климата, деофшоризация экономики, совершенствование механизма ответных мер в случае применения санкций, оптимизация налоговой нагрузки на бизнес, повышение эффективности бюджетных расходов, преодоление зависимости от импортных поставок сложного оборудования и предотвращение рейдерских захватов, а также постановка притока трудовых мигрантов в России в зависимость от потребностей экономики.

Однако в предложенных мерах прослеживается одна особенность: государство продолжает считать бедными тех, чей доход ниже прожиточного минимума, в то время как прожиточный минимум уже не покрывает даже минимума потребностей. При такой формулировке игнорируется не только проблема нищих, но и уровень жизни основных народных масс, которые по формальным признакам не относятся к

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

бедным, а фактически едва сводят концы с концами. И пока в целевых показателях экономической безопасности будут стоять параметры «доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» и децильный коэффициент, уровень жизни населения улучшаться не будет.

Кроме того, планируется повысить контроль за государственным управлением государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием. Для того чтобы обеспечить предотвращение рейдерских захватов в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе, с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации.

Следующим приоритетом в Стратегии экономической безопасности является юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне.

Для преодоления внешних барьеров и повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества планируется расширение партнерского взаимодействия в рамках СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и других межгосударственных организаций. Еще одно направление работы — комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику.

Полностью исчезло из Стратегии такое важнейшее направление как зависимость экономики от импорта и программа импортозамещения. Среди вызовов в сфере экономической безопасности нет ни слова о критически высокой зависимости от импортной продукции. Хотя ни в сельском хозяйстве, ни в обрабатывающей промышленности страна не вышла на уровень высокой суверенности. Импортные товары в структуре потребления по ряду отраслей выше 50%, Россия просто не в состоянии предъявить конкурентоспособную (или хотя бы протекционистски поддержанную) альтернативу импортным товарам. Но этот вопрос почему-то не отнесен к экономической безопасности.

Таким образом, если сопоставить положения, зафиксированные в Стратегии-2017 с современными реалиями, то на сегодняшний день ключевыми угрозами экономической безопасности России по-прежнему остаются:

1. Увеличение количества и видов санкций против России. Основные страны вводившие санкции против России, это страны Европы и Северной Америки. Наличие и продолжение санкционного давления, которые нанесут дополнительный ущерб, причем не только двусторонним отношениям между странами, но и в плане глобальной экономики.

2. Продолжение оттока капитала за рубеж. По данным Банка России: в 2016 г. отток составил до 14 млрд долл., а в 2017 г. составит до 18 млрд долл.

3. Криминализация и коррупция. Масштабы российской теневой экономики обычно варьируются около 20—40% ВВП. Средняя сумма взятки составляет около 240 млн руб., если проанализировать самые громкие коррупционные дела за последние два года.

4. Деградация научно-технического потенциала страны. Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии по абсолютным затратам на науку, в 7 раз — Японии и в 17,5 — 100 раз — США.

5. Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ.

6. Отставание позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса. К 50-му месту Россия подошла в 2016 г. (51), а не в 2015 г., как было запланировано. В 2018 г. Россия должна была занять 20 место, но в 2017 г. она только на 40 строчке, а скачок в 20 пунктов за год маловероятен, учитывая, что до этого продвижение составляло по 10—12 п.

7. Низкая диверсификация и сохранение высокой зависимости от экспорта углеводородного сырья.

В этой связи системное противодействие экономической преступности и коррупции, а также сокращение объемов теневой экономики являются одним из ключевых факторов улучшения инвестиционного климата.

Надежду на изменение сложившейся ситуации дает не только принятие упомянутой Стратегии, но и своевременная корректировка отраслевого законодательства в целях устранения содержащихся в нем пробелов и коррупциогенных норм, а также надле-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

жащая реализация федеральных/региональных антикриминальных (антикоррупционных) программ.

Несмотря на положительные моменты, отмеченные в Стратегии, необходимо сказать, что в ней не уделено должное внимание на показатели состояния экономической безопасности. Среди параметров ВВП нет даже валовой добавленной стоимости по секторам. В случае отказа от сырьевой модели такой показатель как ВДС обрабатывающей промышленности должен был быть целевым, в то время как указан стандартный перечень — темп роста ВВП и ВВП на душу населения. Нет показателя доли несырьевого сектора, есть лишь доля машин и оборудования в несырьевом секторе, в то время как для несырьевой экономики показатель должен был бы звучать как доля машин и оборудования в экспорте. Данный набор параметров однозначно говорит, что экономическая модель страны останется такой же, как и была.

Также основным недостатком в Стратегии, на наш взгляд, является пункт, предусматривающий ее корректировку раз в шесть лет. Экономическая и геополитическая ситуация в стране и мире меняются быстрыми темпами. Есть риск того, что задокументированные цели перестанут соответствовать реальности. Более того, на законодательном уровне необходимо предусмотреть ответственность за неисполнение и игнорирование положений, указанных в Стратегии.

Тем не менее, в принятом документе, заложена хорошая база для структурных изменений в экономике, реализация которых будет зависеть от качества разработанных мер государством. Самое важное, что Стратегия экономической безопасности вообще была обновлена, так как она фактически действовала с 1996 г., т.е. морально устарела. При этом вызовы, как и положено, в Стратегии, отражены только общими чертами, поскольку прогнозировать что-либо в долгосрочном периоде сейчас просто невозможно.

. ' , Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Н.Д. Эриашвили

Финансовое

право Н■

Учебник Четвертое издание

Финансовое право: Учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили; 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Учтены изменения и дополнения, внесенные в законодательство России по состоянию на 1 сентября 2016 г.

Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.