Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России: финансово-кредитные аспекты'

Экономическая безопасность России: финансово-кредитные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Екатерина Анатольевна

В статье отражен комплекс современных проблем формирования основ экономической безопасности России, раскрыты основные направления стабилизации экономической безопасности государства в финансово-кредитной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: ASPECTS OF FINANCE AND CREDIT

The paper identifi es a number of current problems in building the foundations of economic security of Russia and reveals main ways of stabilizing economic security of the state in the fi nancial sphere.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России: финансово-кредитные аспекты»

Bor'ba s organizovaimoy prestupnost'yu v sfere ekonomiki: infonnatsionnyy aspekt [Combating Organized Crime in the Economic Sphere: information aspect] // ВогЪа s organizovaimoy prestupnost'yu. Minsk: MVD BSSR; CherkasovV.N. (1992) Komp'yuterizatsiya i ekonomicheskaya prestupnost' / [monografiya] [Computerization and Economic Crime / [monograph]. ]. Moscow: Akademiya MVD RF; CherkasovV.N. (1995) Osnovnyye tendentsii vozdeystviya protsessa informatizatsii na prestupnost' v sfere ekonomiki [Major Aspects of the Impact of the Informatization Process on Economic Crime] // Áktual'nyye problemy bor'by s korruptsiyey i organizovaimoy prestupnost'yu v sfere ekonomiki. Mate-rialy nauclmo-prakticheskoykonferentsii. V\ p. 1. Moscow: NliRIO Mosk. in-ta MVD Rossii.

3. Черкасов B.H. Методологические и правовые проблемы информатизации. Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing, 2013.; Быков B.M., Черкасов B.H. Преступления в сфере компьютерной информации: криминологические, уголовно-правовые и криминалистические проблемы. М.: Юрлитинформ, 2015.

Cherkasov V.N. (2013) Metodologicheskiye i pravovyye problemy informatizatsii [Methodological and Legal Aspects of Informatization]. Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing.; BykovV.M., CherkasovV.N. (2015) Prestupleniya v sfere komp'yuternoy informatsii: kriminologicheskiye, ugolovno-pravovyye i kriminalisticheskiye problem [Cybercrime: Criminal, Legal and Forensic Aspects]. Moscow: Yurlitinform.

4. Черкасов B.H. Рабочая программа по дисциплине «Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности» для специальности 010200 (спецкурс по специализации 220600 - Организация и технология защиты информации). Саратов : СГУ, 2006.

Cherkasov V.N. (2006) Rabochaya programma po distsipline «Organizatsioimo-pravovoye obespecheniye infor-matsionnoybezopasnosti» dlya spetsial'nosti 010200 (spetskurs po spetsializatsii 220600 - Organizatsiya i tekhnologi-ya zashcliity informatsii) [Course Guide "Organizational and Legal Support of Information Security" for Students of 010200 Program (Special Couse for 220600 - Management and Information Security Technology)]. Saratov: SSU.

5. Черкасов B.H. Экспертная профилактика правонарушений в сфере компьютерных преступлений // Материалы X международной конференции «ИПС-2001». М. : Академия управления МВД РФ, 2001; Черкасов В.Н. Системный подход к классификации компьютерных экспертиз и объектов // Труды международной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». М. : Академия управления МВД России, 2003.

CherkasovV.N. (2001) Ekspertnayaprofilaktika pravonarusheniyvsfere komp'yuternykh prestupleniy [Effective Ways of Preventing Computer Crime]// Materialy X mezhdunarodnoy konferentsii «IPS-2001». Moscow : Akademiya upravleniya MVD RF; Cherkasov V.N. (2003) Sistenmyy podkhod k klassifikatsii komp'yuternykh ekspertiz i ob'yektov [A Systematic Approach to the Classification of Computer Forensics and their Facilities] / / Trudy mezhdunarodnoy konferentsii «Informatizatsiya i informatsionnaya bezopasnost' pravookliranitel'nykli organov». Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii.

УДК 336

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ АСПЕКТЫ

ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: ASPECTS OF FINANCE AND CREDIT

Нестеренко Екатерина Анатольевна

Nesterenko Yekaterina Anatolyevna

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

PhD (Economics), professor, head of the department of finance, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: nesterenko.67@bk.ru

В статье отражен комплекс современных проблем формирования основ экономической безопасности России, раскрыты основные направления стабилизации экономической безопасности государства в финансово-кредитной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая система, финансово-кредитная сфера, финансовые риски, финансовый мониторинг.

The paper identifies a number of current problems in building the foundations of economic security of Russia and reveals main ways of stabilizing economic security of the state in the financial sphere.

Keywords: economic security, financial system, financial-credit sector] financial risks, financial monitoring.

В современном мире трудно переоценить влияние экономической безопасности стран на уровень их суверенитета и в конечном итоге территориальной целостности.

Проводимые странами денежно-кредитная политика, валютное и налоговое регулирование составляют основу финансовой системы государства. Можно ли серьезно рассуждать о независимости и суверенитете стран, не контролирующих свою финансовую систему? Риторический вопрос для профессионалов. Тем не менее, многие действительно недопонимают значение независимости в области финансов. Рассуждения о глобальности мира и мировых финансов не отменяют, а лишний раз подчеркивают значение финансовой системы для защиты национальных интересов страны.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин отметил: «в мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

В условиях трансформации мировой финансовой архитектуры и обострения глобальной конкуренции Россия испытывает новые финансово-экономические шоки, вызывающие разбалансирование стрессоустойчивости национальной безопасности и стабильного развития России.

Результаты осуществления социально-экономических реформ в России убедительно свидетельствуют о наличии серьезных проблем в экономическом развитии государства начиная с 1990-х гг. Это обуславливает необходимость комплексной организации противодействия росту угроз и новых вызовов экономической и финансовой безопасности России. Негативные явления в национальной экономике и, в первую очередь, в ее финансовом секторе не позволяют достичь необходимого уровня экономического развития и выступают фактором-блокатором осуществления реформ в сфере экономики, а также инвестиционной, торговой и внешнеэкономической деятельности России.

Экономическая безопасность в финансово-кредитной сфере рассматривается как сложная

категория, составляющие которой также могут и должны являться предметом специальных исследований.

К данным составляющим следует отнести: бюджетную безопасность, налоговую безопасность, банковскую безопасность, безопасность денежной системы, безопасность фондового рынка страны и ряд других составляющих.

Нарастающие опасности, сопровождающиеся увеличением связанного ущерба финансовой системе и сфере социально-экономического развития страны, требуют анализа финансовых угроз с двух позиций:

- во-первых, как факторы, создающие опасность, наносящие ущерб финансовой системе и разрушающие ее как систему;

- во-вторых, как факторы продуцируемые самой финансовой системой и наносящие ущерб сфере социально-экономического развития России.

Ключевым фактором формирования действенного механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия теневым и криминальным процессам в финансово-кредитной сфере является модернизация существующей финансовой системы и системы денежного обращения РФ. Нормативно-правовое и институциональное совершенствование данной сферы лежит в основе эффективной организации управления всей экономикой и снижения уровня ее негативных составляющих - теневого и криминального секторов.

Питательной средой развития теневого и криминально-коррупционного сектора экономики являются, прежде всего, потоки наличных денег, движение которых в силу их природы - практически ненаблюдаемый процесс, что и является ключевым условием функционирования рассматриваемого сектора экономики. Вместе с тем рациональная организация безналичного обращения позволяет сохранять достаточно полный и эффективный контроль над движением денежных средств и, как следствие, над осуществляемой экономической деятельностью.

Реализация современных экономических реформ и приоритетных национальных проектов на основе инновационной экономики прямо и непосредственно зависит от решения финансовых проблем в этой сфере. Общей проблемой в области финансирования инно-

Научно-практическгш журнал. ISSN 1995-5731

вационной составляющей российской экономики в настоящее время является сокращение удельного веса в инвестициях потребительского и инновационно-инвестиционного секторов, в том числе машиностроения, продукция которого вытеснялась с рынка импортными аналогами. За последние годы произошло снижение инвестиционного потока в высокотехнологичный сектор из-за оттока капитала в добывающий сектор. По данным Росстата России, удельный вес инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики только за последние годы упал на 6 %, при этом удельный вес инвестиций в сырьедобывающий сектор вырос на 5 % [1].

Мировой опыт финансирования инновационной деятельности показывает, что инновационный процесс может успешно развиваться за счет как частного, так и государственного финансирования, в связи с этим особая роль в организации механизма финансирования инноваций должна принадлежать такой форме, как государственно-частное партнерство.

Реальной угрозой финансовой безопасности социально-экономического развития страны является недостаточный уровень качества планирования и эффективности выполнения доходной части бюджета.

Серьезные угрозы финансовой безопасности государства, источник которой находится в финансово-бюджетной сфере, создают сохраняющиеся в настоящее время следующие негативные явления:

- уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Налоговые преступления представляют собой специфическую форму казнокрадства и выводят эту проблему в разряд острейших не только налоговых, но и социально-экономических и политических;

- сохранение широкой зоны теневой и криминальной экономики, «освобождающей» себя от налогообложения посредством разработки и реализации изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационно-технических мероприятий и технологий [5];

- широкие масштабы укрытия капиталов, прибылей и финансовых оборотов не только от налоговых органов, но и от трудовых коллективов, являющихся одним из собственников средств производства, трудом которых создаются доходы, а также широкой массы акционеров, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц.

В силу того, что проводимая государством денежно-кредитная политика лежит в основе финансовой системы страны, вопрос о безо-

пасности в финансово-кредитной сфере в настоящее время встает наиболее остро.

Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов, развивающегося национального рынка. Она представляет собой объект, весьма уязвимый со стороны его использования преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов в России в ущерб ее социально-экономическим и национальным интересам.

Национальная финансово-кредитная система в современном ее состоянии, к сожалению, не обеспечивает достаточным объемом денежных средств не только расширенное, но и простое воспроизводство. Следует отметить, что финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Так, размеры денежной массы, необходимой для обращения, определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце календарного года. Бюджетная политика, особенно в части долгосрочного стратегического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под собой базовой основы в виде прогнозных значений объема денежной массы.

Наиболее существенные аспекты экономической безопасности в финансово-кредитной сфере - это, в первую очередь, проблемы отмывания денег, полученных преступным путем.

Термин «отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные.

Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, которые затем маскируются так, чтобы казаться имеющими законное происхождение.

Правовой основой, регулирующей сферу противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма на международном уровне составляют:

- Страссбургская Конвенция об отмывании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.);

- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.);

- Конвенция ООН (1988 г.) «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».

Все они ратифицированы федеральными законами.

Проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма остается в XXI в. одной из трудноразрешимых. Противодействие многочисленным схемам отмывания «грязных» денег стало одним из важнейших условий обеспечения целостности и устойчивости национальной финансовой системы.

Важным этапом в борьбе с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем, стало создание в РФ эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Ключевым звеном этой системы является Федеральная служба по финансовому мониторингу. В ходе повседневной деятельности сотрудники Росфинмониторинга и правоохранительных органов встречаются с довольно сложными изощренными способами отмывания преступных доходов.

В выявлении признаков преступления, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, состоит главная задача сотрудников Росфинмониторинга или, как ее еще называют, финансовая разведка. Сотрудники Росфинмониторинга, а также правоохранительных органов должны четко представлять механизм (этапы, методы) легализации преступных доходов, источники и каналы финансирования терроризма.

К важнейшим целям противоправной деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

- сокрытие следов происхождения доходов;

- создание видимости законности получения доходов;

- сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;

- уклонение от уплаты налогов;

- обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для их безопасного использования;

- создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Для предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма необходимо сочетание усилий правоохранительных органов, финансово-кредитных институтов и компетентных государственных органов.

В 2001 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3], однако в современных реалиях наблюдается явный недостаток информационно-аналитической базы, раскрывающей специфику финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) незаконно полученных денежных средств.

В настоящее время финансово-кредитная система является крайне привлекательной для нелегального капитала, а коммерческие банки и небанковские кредитные организации активно используются в схемах легализации преступных доходов.

Благодаря совместным усилиям Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу в Российской Федерации создана национальная «антиотмывочная» система, которая включает в себя три базовых блока:

- «регулирование»;

- «профилактика»;

- «пресечение».

В блок «регулирование» входят основные нормативно-правовые акты, направленные на создание правовых условий минимизации рисков отмывания денежных средств и финансирования терроризма, такие как:

- ФЗ от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- ФЗ от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;

- ФЗ от 28 апреля 2014 г. № 173-Ф3 «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

- ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и др.

Блок «профилактика» включает в себя реализацию мероприятий по своевременному информированию ЦБ России и органов государственной власти, а также рассмотрение вопросов на заседаниях специальных комиссий, экспертных групп федерального и регионального уровней.

Деятельность блока «Пресечение» заключается в приостановке функционирования площадок по обналичиванию денежных средств и замораживанию счетов и активов лиц, имеющих отношение к терроризму.

На базе Федеральной службы по финансовому мониторингу создан и активно действует

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Национальный Центр оценки рисков. Функциональное наполнение Центра - выявление, анализ, оценка рисков, возникающих в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, распространения оружия массового уничтожения, а также разработка мер по устранению выявленных рисков и оценка эффективности принятых мер.

По мнению экспертов, основными секторальными рисками на сегодняшний день являются: международно-правовые риски; риски деятельности финансово-кредитных институтов; бюджетные риски; риски в отраслях экономики; региональные риски; риски финансирования терроризма и экстремизма.

Благодаря формированию регулярных «Риск-отчетов» сотрудников Центра по различным секторам и отраслям российской экономики в настоящее время существует возможность выявления основных рисков, требующих минимизации в ближайшее время, а именно: риски снижения стабильности финансово-банковской системы и усиления спекуляции на валютном рынке; риски вовлечения финансовых институтов в незаконные финансовые операции и их криминализация; риски нецелевого расходования государственного бюджета, в том числе направленные на обеспе-

чение финансовой устойчивости в условиях кризиса; отраслевые, секторальные, региональные риски; риски срыва реализации налоговой амнистии и возврата капитала.

Тесное взаимодействие ЦБ РФ с Федеральной службой финансового мониторинга имеет цель минимизации рисков и угроз, связанных с отмыванием денежных средств на основе использования многочисленных нелегальных схем. В них могут вовлекаться как коммерческие банки, так и различные микрокредитные организации. Зачастую используемые схемы носят названия по месту их географического применения. Например, эксперты выделяют «дагестанскую» или «молдавскую» схемы, а также те схемы, которые вовлекают в механизм легализации и вывода денежных средств за пределы государства систему микрокредитных организаций и биржевую торговлю ценными бумагами.

Таким образом, для стабилизации положения в финансово-кредитной сфере, на наш взгляд, необходимо объединить усилия научного сообщества, академической и отраслевой науки, специалистов Финансового мониторинга, работников Следственного комитета и оперативные службы ФСБ и МВД в целях противостояния подрыву нашего финансового суверенитета и независимой экономической политики России.

Библиографический список (References)

1. Башарова Р.А. Экономическая безопасность и криминализация экономики в Российской Федерации. М., 2009.

Basharova R.A. (2009) Ekonomicheskaya bezopasnost' i kriminalizatsiya ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii [Economic Security and Criminalization of the Economy in the Russian Federation]. Moscow.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям : федер. закон РФ от 28 июня 2013 г. № 134~ФЗ-

О vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti protivodeystviya neza-konnym finansovym operatsiyam : feder. zakon RF ot 28 iyunya 2013 g. № 134-F3 [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Concerning Combating Illegal Financial Transactions: Federal Law of the Russian Federation June 28, 2013 № 134].

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон РФ от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ.

О protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu ter-rorizma : feder. zakon RF ot 07 avgusta 2001 g. № 115-FZ [On Combating Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and Financing Terrorism: Federal Law of the Russian Federation August 7, 2001 № 115].

4. О Следственном комитете Российской Федерации : федер. закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 4°3~ф3-О Sledstvennom komitete Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon RF ot 28 dekabrya 2010 g. № 403-F3 [On the

Investigative Committee of Russia: Federal Law of the Russian Federation December 28, 2010 № 403].

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru. Ofilsial'nyy sa_\ I Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [The Official Website of the Federal Service of

State Statistics.]. URL: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.