МБЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
И.Ю. ЗАХВАТОВ,
доцент кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Д.В. КИШКИН,
преподаватель кафедры управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)
О современных подходах к проблеме повышения эффективности деятельности подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России на региональном уровне
В статье рассматриваются проблемы функционирования подразделений собственной безопасности, входящих в структуру территориальных органов МВД России на региональном уровне.
Подразделение собственной безопасности, территориальный орган МВД России на региональном уровне, противоправное посягательство, управленческая функция.
Органы внутренних дел более уязвимы, чем многие другие государственные структуры в плане обеспечения собственной безопасности, тем не менее обладают высоким внутренним потенциалом противодействия потенциально опасным факторам.
Из числа угроз подобного рода следует отметить несанкционированный доступ к различным видам служебной информации, возможность ее неправомерного распространения; попытки поступления на службу в органы внутренних дел лиц, преследующих заведомо противоправные цели; нарушение законности со стороны действующих сотрудников и работников системы МВД России; угрозы защиты зданий и сооружений органов внутренних дел; преступные посягательства в отношении сотрудников органов внутренних дел и т. д.
Мерой адекватного противодействия названным угрозам стало создание в 1995 г. подразделений собственной безопасности (ПСБ) [4]. Первоначально их деятельность была направлена на выявление, пресечение и профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых как сотрудниками (работниками) органов внутренних дел, так и в отношении них. Одновременно с оргштатными и организационными мероприятиями прини-
мались меры по формированию необходимых банков данных, накоплению материально-технических ресурсов, используемых в деятельности ПСБ, и т. д.
Как представляется, образование в России полиции и обновление законодательства, регулирующего деятельность органов внутренних дел, должно послужить основой для формирования новых качественных форм и методов функционирования службы собственной безопасности исходя из принципов открытости, взаимодействия с институтами гражданского общества, учета в работе показателей общественного доверия полиции и ее поддержки гражданами, осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, ее отдельных должностных лиц и подразделений. Должны быть качественно обновлены и как следствие — укреплены оперативные позиции ПСБ во вновь образованных или подвергшихся реорганизации органах внутренних дел и подразделений МВД России. Этот процесс, как видится, необходимо строить исходя из принципиального анализа качества кадров самой службы собственной безопасности, руководители которой обязаны иметь опыт практической работы в органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
Особая роль в реализации поставленных перед службой задач принадлежит подразделениям собственной безопасности, входящим в структуру территориальных органов внутренних дел на региональном уровне [2], поскольку оперативно-разыскная деятельность полиции в интересах обеспечения собственной безопасности получила законодательное закрепление [1] и сами подразделения сохранили свое место в числе оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность [9].
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
Вместе с тем остается не ясным, в каком виде ПСБ территориальных органов МВД России регионального уровня (для которых установлена организационно-штатная форма оперативно-разыскной части [8]) будут решать поставленные перед ними задачи, какими качествами и объемом компетенции они должна обладать, насколько полно они способны удовлетворить потребности органов внутренних дел регионального и районного уровней в вопросах безопасности. Вызывает сомнение и решение о возложении на ПСБ, включенные в структуру территориальных органов МВД России регионального уровня, исключительно оперативно--разыскных функций. Думается, необходимо привести функциональное содержание их деятельности в соответствие со всеми требованиями, присущими управленческим структурам.
Даже в ситуации постоянного совершенствования систем собственной безопасности органы внутренних дел не будут избавлены от возможных противоправных посягательств, следовательно, будут оставаться уязвимыми (в частности, в связи с проблемами ресурсного обеспечения).
Требование п. 6 ст. 6 Федерального закона РФ «О полиции» в части обеспечения ведомственного контроля за законностью решений и действий должностных лиц полиции также должно иметь отношение к наделению службы собственной безопасности интегрирующими инфраструктурными функциями по формированию специальной информационной системы мониторинга деструктивных процессов в органах и подразделениях внутренних дел, которые прямо или косвенно влияют на показатели уязвимости курируемых объектов. Это особенно важно для отслеживания возможных процессов криминализации служебной деятельности.
Полагаем, что использование результатов деятельности вышеназванных систем невозможно без сохранения у службы собственной безопасности управленческой функции, реализуемой посредством четкого определения ее положения среди иных подразделений территориальных органов МВД России регионального уровня.
Отметим, что реализация ПСБ профилактических мероприятий, которые не должны выполняться изолированно от других управленческих структур органа внутренних дел, предполагает «координацию совместных усилий всех звеньев управления» [10, с. 83].
Данный подход соотносим с выбором верного направления противодействия противоправным посягательствам с использованием административно-правовых средств
в качестве приоритетных [11, с. 15]. Это позволит эффективно трансформировать результаты оперативно-разыскной деятельности службы собственной безопасности в информационный массив, максимально доступный для уголовно-процессуальной оценки.
Следует заметить, что ПСБ по своему предназначению являются подразделениями, которые выполняют оперативно-разыскные функции, совмещенные с решением задач по согласованию кандидатур сотрудников, выдвигаемых на вышестоящие должности, и проверке граждан — кандидатов на службу в органы внутренних дел.
Однако ряд нормативных правовых актов МВД России подключает ПСБ к управлению органами внутренних дел, что также дает основание отнести их к управленческим подразделениям. В качестве примеров можно привести Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в п. 85 которого предусмотрено, что подразделения собственной безопасности в рамках своей компетенции участвуют в проведении работы с личным составом по укреплению служебной дисциплины и законности [6], приказ МВД России № 24—2011. обязывает подразделения собственной безопасности оценивать состояние защищенности объектов органов внутренних дел от преступных посягательств [7], а приказ МВД России № 303—2006. предусматривает участие сотрудников ПСБ в составе конкурсных и аукционных комиссий [5] и т. д.
Следующая, на наш взгляд, принципиально важная задача — расстановка подразделений собственной безопасности в штатных расписаниях территориальных органов МВД России регионального уровня, их прямая подчиненность руководителю такого органа интегрируют полномочия безопасности в общую совокупность полномочий органа внутренних дел. Данное обстоятельство, а не особый статус и специфика деятельности возводит подразделения собственной безопасности в ранг самостоятельного управленческого звена. Подтверждением тому служит типовое Положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации [3], в п. 37 которого говорится об обеспечении собственной безопасности как об отдельном виде полномочий.
Представляется, что поиск ответов на обозначенные выше вопросы позволит оценить и спрогнозировать роль и место службы собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в последующие периоды его реформирования.
ISBSiNJ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7352.
2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. Указа Президента России от 19 сентября 2011 г. № 1204) // СЗ РФ. 2011. № 39. Ст. 5453.
3. Об утверждении Типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 249 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1335.
4. Об объявлении Дня подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 28 сентября 2000 г. № 998.
5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России: приказ МВД России от 25 апреля 2006 г. № 303.
6. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации:
приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.
7. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств: приказ МВД России от 18 января 2011 г. № 24.
8. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 (в ред. приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167).
9. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 938.
10. Верещагин В.А. Профилактика правонарушений подразделениями собственной безопасности МВД России: учеб. пособие. М., 2008.
11. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // Полицейская деятельность (Вестник ВИПК МВД России). 2011. № 1.
E-mail: [email protected] [email protected]
В.Ф. МАКАРОВ,
профессор кафедры информационных технологий управления органов внутренних дел,
доктор технических наук, профессор (Академия управления МВД России)
Б.А. ТОРОПОВ,
преподаватель кафедры информационных технологий управления органов внутренних дел,
кандидат технических наук (Академия управления МВД России)
Вопросы внедрения систем электронного документооборота в деятельность органов внутренних дел. Область применения электронных документов
В статье рассматриваются организационные и юридические вопросы, возникающие в процессе внедрения систем электронного документооборота в деятельность органов внутренних дел. Авторы отмечают несоответствие некоторых положений законодательства современному уровню развития информационных технологий.
Аутентификация, документооборот, информационная система, электронный документ, электронная подпись.
С
овременный этап развития общества характеризуется внедрением во все сферы жизни сетевых коммуникационных структур, и если в повседневной деятельности человека обмен информацией с использованием электронных технологий стал нормой, вытесняя традиционное почтовое сообщение, то в сфере государственного управления внедрение такого процесса сталкивается с рядом препятствий.
Перевод документооборота организации, учреждения, предприятия в сферу электрон-
63