Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений'

Проблемы правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ / LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES / THE RUSSIAN MINISTRY OF THE INTERIOR TERRITORIAL OFFICES AT THE REGIONAL LEVEL / TAX CRIMES / THEIR IDENTIFICATION AND DETECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов П.И., Лобанов М.А., Ребров А.А.

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of legal regulation of identification and detection of tax crimes

Some problems of legal regulation of the activities of territorial bodies of the Russian Ministry of the Interior concerning the identification and detection of tax crimes at the regional level are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений»

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

70

2. Аврутин Ю.Е. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). СПб., 1998.

3. Берекашвили Л.Ш. Проблемы оценки эффектив-

ности деятельности органов внутренних дел. М., 1981.

4. Воронов А.М., Кожуханов Н.М. Общественное мнение как критерий оценки эффективности

деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // Российский следователь. 2005. № 7, 8.

5. Ипакян А.П. Методологические основы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. М., 1976.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

П.И. ИВАНОВ,

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

(Академия управления МВД России) М.А. ЛОБАНОВ,

* о

соискатель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности

(Академия управления МВД России) А.А. РЕБРОВ,

начальник отдела обслуживания объектов производства и оборота нефтепродуктов

Управления по налоговым преступлениям (УМВД России по Рязанской области)

Проблемы правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.

правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности; территориальные органы МВД России регионального уровня; налоговые преступления, их выявление и раскрытие.

гл

—жа последние три года законодательство Российской Федерации о налогах и сбо-^^^рах изменилось существенным образом, что не могло не сказаться на деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня, в частности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.

Изменения и дополнения, внесенные в действующие законодательные акты в области налогообложения, напрямую связаны с модернизацией уголовного законодательства в экономической сфере1. Суть модернизации сво-

* Ранее — начальник отдела по оперативному обслуживанию объектов промышленности и агропромышленного комплекса Управления по налоговым преступлениям УВД по Рязанской области.

1 По поручению Президента Российской Федерации разработана Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере.

дится к дальнейшей либерализации уголовного законодательства, включая ответственность за налоговые преступления.

Исследуя процесс выявления и раскрытия налоговых преступлений, мы исходим из того, что в условиях совершенствования законодательства первоочередными для данной сферы являются проблемы правового характера.

Существенное изменение нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию налоговых преступлений было внесено Федеральным законом «О полиции» [2], а также некоторыми другими законами [3, 4]. Анализ правоприменительной практики показывает, что их вступление в силу наряду с позитивными процессами привело к немалым проблемам в осуществлении территориальными органами МВД России регионального уровня функций по выявлению и раскрытию налоговых преступлений [8].

Так, в Федеральном законе «О полиции» есть нормы, применение которых на практике иногда просто может парализовать рассматриваемую деятельность. В частности, указанный Закон в п. 4 ст. 13 предоставляет право полиции запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных лиц полиции от государственных и

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию2 в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях, об административных правонарушениях [2, п. 4 ч. 1 ст. 13].

При применении данной нормы на практике сразу возникает вопрос: распространяется ли она на сотрудников оперативных подразделений при запрашивании и получении ими необходимой гласной информации? На наш взгляд, безусловно распространяется. Что же касается конфиденциальной информации, то для ее получения существует специальный порядок, установленный Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [5]. Как видим, в редакции Федерального закона «О полиции» реализация указанного права законодателем поставлена в зависимость от соблюдения процессуальных норм.

Указанные условия получения сведений и документов для многих сотрудников оперативных подразделений, и в первую очередь служб экономической безопасности3, являются неприемлемыми. Выявление экономических и налоговых преступлений, как правило, связано с получением и дальнейшим исследованием различного рода финансово-хозяйственных и иных документов и сведений, которые сотрудники названных подразделений чаще всего получают посредством осуществления оперативно-разыскной деятельности4, т. е. в рамках внепроцессуальных форм5, в частности по мотивированному запросу при проведении такого оперативно-разыскного мероприятия (ОРМ), как наведение справок. При этом вполне возможны трудности в получении уполномоченными сотрудниками полиции документов и сведений, обусловленных, с одной стороны, отсутствием законодательного определения содержания понятия «наведение справок», с другой — закреплением в Федеральном законе «О полиции» исчерпывающего перечня условий получения таких сведений. Даже по этим при-

2 Здесь речь идет о получении гласной (официальной) информации.

3 Подразделения, осуществляющие функции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.

4 Например, при проверке сведений, полученных от лиц, указанных в ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

5 Процессуальные формы четко определены Федеральным за-

коном «О полиции» как расследование уголовных дел, произ-

водство дел об административных правонарушениях, проверка зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях.

чинам государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации, должностные лица и граждане, на наш взгляд, могут отказать в предоставлении требуемых сотрудникам полиции сведений и документов.

Рассмотрим другую проблему, которая непосредственно касается реализации сотрудником полиции права вызова в установленном порядке граждан и должностных лиц. В настоящее время законодатель управомочивает это делать лишь «по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [2, п. 3 ч. 1 ст. 13]. Иными словами, строго определены случаи, когда можно вызвать в полицию гражданина либо должностное лицо, и их несоблюдение, по мнению авторов, может быть расценено как неправомерное действие со стороны сотрудников полиции. В данном контексте усматривается некая «усе-ченность» полномочий сотрудников полиции, которая может привести к фактической невозможности реализации данного права на этапе доследственной проверки материалов.

Принятая Федеральным законом «О полиции» [2, п. 3 ст. 13] норма создает определенные трудности в своевременном получении сотрудниками подразделений экономической безопасности копий необходимых сведений и документов, объяснений и иной информации, необходимой в целях выявления и раскрытия налоговых преступлений.

Существует множество вариантов решения названных вопросов. Решение данных проблем мы видим во внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О полиции». В частности, считаем целесообразным закрепить право полиции на получение сведений и документов, например, в рамках осуществления оперативно-разыскной деятельности, а также право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по делам и материалам, находящимся в производстве полиции.

Кроме того, объективно назрела потребность в принятии в новой редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»6, где наряду с другими вопросами целесообразно было бы раскрыть содержание каждого из оперативно-разыскных мероприятий. Ряд республик бывшего СССР пошли по этому пути7.

6 На это неоднократно обращалось внимание учеными в области теории ОРД [11, с. 7-30].

7 Так, например, в законах Республик Беларусь, Казахстан, Литва, Таджикистан об оперативно-разыскной (оперативной) деятельности содержатся законодательные определения понятий каждого из ОРМ.

71

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

72

Среди научной общественности и практических работников [10, с. 10—13; 12, с. 26—32; 13, с. 20—21] большой резонанс получило следующее толкование положения одного из вышеназванных законов, изменившего п. 3 ст. 108 НК РФ [4, п. 4 ст. 1]: основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в законную силу.

На практике это привело к тому, что в ряде субъектов Российской Федерации возбуждение уголовных дел по статьям 198—199.1 УК РФ осуществляется только при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа. Решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятое на основании лишь материалов проверки, полученных в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», признается необоснованным.

Мы полагаем, что нельзя согласиться с таким подходом и придерживаемся иной точки зрения, исходя из того, что органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством могут выявлять правонарушения в сфере налогообложения как путем участия в совместных с налоговым органом проверках, так и в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности [2, п. 10 ч. 1 ст. 13], при этом приемлемые формы и методы осуществления деятельности по выявлению и пресечению налоговых преступлений ими определяются самостоятельно. Это — прерогатива оперативных подразделений.

Следует отметить, что в соответствии с законом результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела [5, ч. 2 ст. 11] в случае, когда передаются следователю с составлением соответствующего постановления [9], содержащего сведения о проведенных оперативно-разыскных мероприятиях, указанных в Федеральном законе [5, ч. 1 ст. 6]. При документировании налоговых преступлений особое место занимает исследование предметов, принадлежащих налогоплательщику, и его документов, которое проводится подразделением документальных проверок и ревизий службы экономической безопасности и противодействия коррупции органа внутренних дел. Результатом проведения таких проверок является установление суммы уклонения от уплаты налогов.

Следовательно, на стадии возбуждения уголовных дел по статьям 198—199.1 УК РФ наличие вступившего в законную силу решения налогового органа вовсе не обязательно. Вместе с тем на стадии привлечения лица к уголовной ответственности без данного решения в ряде слу-

чаев обойтись достаточно трудно. Так, в случае применения нормы, закрепленной в статье 28.1 УПК РФ, налогоплательщику необходимо уплатить недоимку, а также соответствующие пени и штрафы в размере, определяемом в соответствии с НК РФ, т. е. сумму, указанную в решении о привлечении к налоговой ответственности, вступившем в законную силу.

Однако от стадии назначения выездной налоговой проверки до вступления в законную силу решения налогового органа проходит длительное время. Более того, если в текущем календарном году уже была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по тем же налогам и за тот же период, которая не выявила нарушений, установленных подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел, то в соответствии с НК РФ [1, ч. 2 ст. 89] назначение выездной налоговой проверки в указанном календарном году представляется проблематичным.

Поскольку действующее законодательство о налогах и сборах не исключает возможность привлечения налогоплательщиков к ответственности за их неуплату в результате камеральной налоговой проверки, в случае если подозреваемый, обвиняемый по уголовному делу по статьям 198—199.1 УК РФ заявляют о применении к ним нормы статьи 28.1 УПК РФ, мы полагаем, что они самостоятельно имеют право представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с учетом установленной налоговой экспертизой суммы неуплаты налогов.

После представления уточненной налоговой декларации налоговым органом в соответствии с НК РФ [1, ч. 2 ст. 88] должна быть проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой может быть вынесено решение о привлечении к ответственности. При этом если норма, закрепленная в ст. 28.1 УПК РФ, является одной из разновидностей нормы деятельного раскаяния, предусмотренного ст. 28 УПК РФ, то факт предоставления уточненной налоговой декларации в налоговый орган будет подтверждать раскаяние налогоплательщика.

Более того, на наш взгляд, на законодательном уровне необходимо установить обязанность предоставления уточненных налоговых деклараций в качестве одного из условий для применения к лицу нормы ст. 28.1 УПК РФ.

Подтверждением нашей позиции о возможности возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям без наличия вступившего в законную силу решения налогового органа является также то, что в случае возбуждения уголовных дел по статьям 198—199.1 УК РФ только при наличии вступившего в законную силу указанного решения возникает другая юридическая проблема.

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

В соответствии с НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) [1, ст. 113]. Этим же периодом ограничиваются и действия по налоговому контролю в отношении налогоплательщика, направленные на установление налогового правонарушения [1, ч. 4 ст. 89], что не позволяет налоговому органу назначить проведение налоговой проверки за период, предшествующий трем годам до дня принятия решения о проведении таковой.

Вместе с тем, например, в соответствии с п. 4 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ, относится к категории тяжких. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло 10 лет после совершения тяжкого преступления.

Думается, практика решений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 199 УК РФ, сложившаяся только по материалам налоговых проверок, приведет к невозможности возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, совершенным в период более чем три года с момента их выявления. Иными словами, складывается парадоксальная ситуация: если ст. 113 НК РФ «освобождает» лицо от ответственности, то ч. 2 ст. 199 УК РФ устанавливает уголовную ответственность, с тем чтобы достичь цели восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений [6, ч. 2 ст. 43].

Указанная ситуация в какой-то мере приводит к «ущемлению» интересов государства в сфере пополнения бюджета путем уплаты налогов, неуплаченных в установленном порядке лицами в результате их противоправной деятельности в период, выходящий за пределы сроков давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Поэтому выявление преступлений, с момента совершения которых прошло более трех лет, возможно исключительно в рамках осуществления подразделениями по налоговым преступлениям оперативно-разыскной деятельности.

Учитывая имеющиеся противоречия положений об установлении УК РФ сроков давности привлечения к уголовной ответственности и установленных НК РФ максимально возможных периодов налоговой проверки, на наш взгляд, необходимо внести изменения в НК РФ, предусмотрев обязанность налогового органа на

проведение налоговой проверки при наличии возбужденного уголовного дела по ст. 198-199.1 УК РФ за период в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности по указанным составам преступления.

В условиях отсутствия четких пониманий норм, регулирующих деятельность по выявлению и раскрытию налоговых преступлений территориальных органов МВД России регионального уровня, в интересах повышения ее эффективности, думается, целесообразно провести комплекс следующих мероприятий:

- в целях организации совместной работы по пополнению доходной части бюджета, выявления нарушений налогового законодательства создать рабочие группы на уровне субъектов Российской Федерации между территориальным органом МВД России регионального уровня и управлением ФНС по субъекту РФ;

- для повышения эффективности совместной деятельности, разработать межведомственное положение об организации взаимодействия территориального органа МВД России регионального уровня и Следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ.8

В указанных документах должна быть закреплена процедура легализации результатов оперативно-разыскной деятельности на стадии возбуждения уголовных дел по ст. 198-199.1 УК РФ, которая, на наш взгляд, должна представлять следующую модель.

Подразделение экономической безопасности территориального органа МВД России регионального уровня, получив в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности сведения о признаках преступления данной категории, обязано зарегистрировать рапорт об обнаружении признаков преступления [7, п. 4 ч. 1 ст. 140], вынести соответствующие постановления о передаче результатов оперативно-разыскной деятельности и об рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, после чего в соответствии со ст. 151 УПК РФ направить указанные материалы в территориальный орган Следственного комитета России для принятия решения в порядке, установленном ст. 144, 145 УПК РФ. При этом в десятидневный срок названные подразделения полиции направляют необходимые материалы в территориальный орган ФНС России для проведения налоговой проверки по выявленным

Следует отметить, что в Рязанской области совместным приказом Управления МВД России по Рязанской области и Управления ФНС РФ по Рязанской области создана указанная постоянно действующая рабочая группа, а также разработан проект Положения об организации взаимодействия Следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области и Управления МВД России по Рязанской области при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях, что дает положительные результаты.

73

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

74

фактам уклонения от уплаты налогов с указанием необходимости участия в проведении налоговой проверки сотрудника полиции [2, п. 34 ст. 12]. Далее в ходе осуществления деятельности вышеуказанной рабочей группы должны осуществляться учет и контроль проводимых совместных налоговых проверок, а также отслеживаться сроки вступления в законную силу решений налогового органа.

Данный алгоритм действий, на наш взгляд, позволит, в частности, также решить проблемы применения измененной ст. 90 УПК РФ, которая устанавливает, что решения арбитражных судов имеют обязательную силу без какой-либо дополнительной поверки. Так, после предоставления следователю результатов оперативно-разыскной деятельности, включая рассекреченные сведения, сотрудник полиции, участвующий в проведении налоговой проверки, может использовать полученные материалы для доказывания нарушения законодательства о налогах и сборах в рамках выездной налоговой проверки, результаты которой будут отражены в решении налогового органа.

Указанная доказательная база будет учитываться арбитражными судами при рассмотрении дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах, и, как следствие, арбитражные суды будут выносить судебные решения на основании объективных данных с учетом имеющихся результатов оперативно-разыскной деятельности.

Таким образом, своевременное решение проблем правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений создает необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня в данной сфере.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (в ред. от 28 декабря 2010 г.) № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 2 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде-

рации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2009 г. № 383—ф3 // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 4.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6248.

5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144— ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

8. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

9. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/ 481/32/184/97/147.

10. Абрамочкин В.В. Особенности возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений: сб. материал. всероссийской науч.-практ. конф. М., 2011.

11. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Труды Академии управления МВД России. М., 2001.

12. Баранов П.А. Проблемы взаимодействия при выявлении и раскрытии налоговых преступлений // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений: сб. материал. всероссийской науч.-практ. конф. М., 2011.

13. Груздев В.С. Обвинение в неуплате налогов в отсутствие решения инспекции — это саботаж закона // Уголовный процесс. 2011. № 2.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.