Научная статья на тему 'Организация начальником территориального органа МВД России на районном уровне приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях'

Организация начальником территориального органа МВД России на районном уровне приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
744
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНИК / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МВД РОССИИ / TERRITORIAL BODY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ / THE REPORT ON CRIMES / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / CHIEF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валов С. В.

В статье изложена логико-структурная схема полномочий начальника территориального органа МВД России на районном уровне по организации приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization by the Chief of the territorial body of the Ministry of the Interior of Russia at the regional level of reception and registration of reports concerning crimes

The logical-block diagram of the powers of the chief of territorial body of the Ministry of the Interior of Russia at the regional level concerning the organization of reception, registration of reports on crimes is presented.

Текст научной работы на тему «Организация начальником территориального органа МВД России на районном уровне приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

С.В. ВАЛОВ,

заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Организация начальником территориального органа МВД России на районном уровне приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях

В статье изложена логико-структурная схема полномочий начальника территориального органа МВД России на районном уровне по организации приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Начальник, территориальный орган МВД России, сообщения о преступлениях, организация.

Территориальные органы МВД России в общегосударственной системе приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в Российской Федерации занимают особое место, что определяется рядом факторов, а именно: круглосуточным режимом работы, наличием их органов (подразделений полиции) практически в каждом административно-территориальном образовании; объемами выполняемой работы (ими рассматривается 87—88 % всех сообщений о преступлениях, ежегодно поступающих в компетентные органы государства) [1]. Решение по абсолютному большинству из них принимается должностными лицами территориальных органов МВД России на районном уровне.

Система приема, регистрации и разрешения территориальными органами МВД России сообщений о преступлениях может быть представлена в виде взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих между собой компонентов, в совокупности образующих единое целое, обладающее набором специфических качеств, отличающих ее от иных функциональных подсистем, созданных в МВД России.

По нашему мнению, компонентами (элементами) названной системы выступают следующие части:

1) правовые модели общественно опасных деяний, признаваемых преступными в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

2) виды информации о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях (устные и письменные заявления, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления; протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение об ином преступлении);

3) совокупность органов, подразделений и должностных лиц, уполномоченных совершать от имени государства властные действия в связи с поступлением информации о преступлении;

4) комплекс действий, которые совершают в связи с поступлением информации о преступлении (прием, регистрация, проверка, разрешение, учет) соответствующие субъекты, уполномоченные на то государством;

5) совокупность правовых норм, закрепляющих состав уполномоченных субъектов, а также определяющих виды, порядок и последовательность выполняемых ими действий.

Вышеназванные элементы системы в различных сочетаниях образуют в ее составе несколько функциональных подсистем, отличающихся друг от друга по ряду существенных признаков.

Так, по признаку различия форм предстоящего предварительного расследования предлагается выделить две подсистемы разрешения сообщений о преступлениях: по

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

уголовным делам, о которых производство предварительного следствия обязательно, и по уголовным делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно. Доля сообщений о преступлениях того или иного вида в общей массе сведений, поступающих в орган внутренних дел за определенный период времени, влияет на состав и виды дежурных следственно-оперативных групп [2, п. 7.1, 17.1.9, 16.3].

По признаку источника информации о преступлении выделяются подсистемы поступления сообщений от граждан (совершивших преступления, пострадавших, очевидцев) и юридических лиц. Информация о преступлениях может быть результатом оперативно-разыскной деятельности или поступать от контрольно-надзорных органов. Каждый канал поступления информации организован и функционирует в соответствии с определенными правилами, что предопределяет состав взаимодействующих субъектов.

По видам общественно опасных деяний различаются подсистемы проверки сообщений о преступлениях против личности [3, п. 5 ч. 4 ст. 13; 4], преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [5, 6], о преступлениях экономической направленности (налоговых [7, ч. 11 ст. 140], фальшивомонетничестве [8] и др.).

В свою очередь система рассмотрения сообщений о преступлениях является функциональной подсистемой государственной системы рассмотрения сообщений о происшествиях. Анализ статистических данных за 2007—2010 гг. показывает, что доля сообщений о преступлениях в общей массе рассмотренной территориальными органами МВД России информации о происшествиях неуклонно снижалась с 54,3 до 44 %, по итогам 2011 г. составила 46,3 %.

Рассматриваемая нами система только в том случае будет способна выполнять свое функциональное назначение, если все связи между составляющими ее компонентами и подсистемами будут упорядочены, приведены в соответствие с предъявляемыми к ним требованиями. Указанная задача целиком и полностью возлагается на начальника территориального органа МВД России на районном уровне [9, п. 6; 10, п. 39].

Под организацией начальником территориального органа МВД России на районном уровне приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях предлагается понимать реализацию соответствующим должностным лицом предоставленных ему процессуальных и служебных полномочий в целях упорядочения всех элементов системы

приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, управленческих решений вышестоящих субъектов управления и оперативной обстановкой, складывающейся на обслуживаемой территории.

Следует заметить, что в силу неоднородности состава субъектов, уполномоченных принимать, проверять и разрешать сообщения о преступлениях, начальник территориального органа МВД России на районном уровне обладает различным объемом полномочий в отношении сотрудников органов предварительного следствия и дознания: организуя деятельность следователей, начальник использует только служебные полномочия [11, п. 6.1; 2, п. 17.1.7, 42.1.4, 42.1.5]; в отношении должностных лиц органа дознания он вправе применять и процессуальные, и служебные полномочия.

Отметим, что начальник территориального органа МВД России на районном уровне в своей правоприменительной деятельности обязан учитывать юридическую силу и сферу применения того или иного нормативного правового акта. Например, Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, как следует из названия, имеет по отношению к Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях более узкую сферу правового регулирования, но большую юридическую силу в части определения порядка рассмотрения сообщений о преступлениях [12, п. 5.2; 9, п. 3].

В целях систематизации полномочий начальника территориального органа МВД России на районном уровне по организации рассмотрения сообщений о преступлениях выделим несколько этапов, а именно:

1) организационно-распорядительный (или предшествующий);

2) основной, подразделяемый на подэтапы организации приема, регистрации, проверки, разрешения сообщений о преступлениях, а также учета результатов работы;

3) последующий.

Основная задача организационно-распорядительного этапа состоит в том, чтобы обеспечить готовность территориального органа МВД России на районном уровне к приему, регистрации и разрешению всех поступающих сообщений о преступлениях.

Для решения указанной задачи начальник территориального органа МВД России на районном уровне осуществляет следующее:

1) принимает управленческое решение о возложении полномочий по приему, регистрации, проверке и разрешению сообщений о преступлениях на конкретных должностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания. Заметим, что данное решение не должно приниматься в отношении следователей и дознавателей, т. к. эти должностные лица в силу закона правомочны выполнять указанные выше действия [9, п. 3, 7-10, 17, 18, 27; 10, п. 3];

2) определяет количество и порядок деятельности дежурных следственно--оперативных групп (штатных или сформированных из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда по утвержденному графику) [13, п. 3.2; 2, п. 7.1];

3) назначает ответственных от руководящего состава территориального органа МВД России на районном уровне для осуществления ежедневного оперативного контроля [13, п. 3.3];

4) организует размещение на стендах или в иных местах административных зданий территориального органа МВД России на районном уровне (управлений, отделов, отделений, пунктов полиции) необходимой документации, определяющей порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях [9, п. 15; 10, п. 6];

5) создает комиссию по контролю за соблюдением законности и учетно-регист-рационной дисциплины при рассмотрении сообщений о преступлениях, определяет своим приказом ее персональный состав, утверждает обязанности членов комиссии, планы работы на полугодие, периодичность проверок полноты регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях и результатов их разрешения, сверки различных источников информации (но не реже одного раза в полугодие) [10, п. 40, 41, 42];

6) организует ресурсное обеспечение данной деятельности;

7) организует и непосредственно осуществляет подготовку должностных лиц, правомочных или им уполномоченных принимать, регистрировать и разрешать сообщения о преступлениях.

Задача начальника территориального органа МВД России на районном уровне при организации основного этапа является комплексной и включает обеспечение круглосуточного приема сообщений о преступлениях; своевременность и полноту регистрации сообщений о преступлениях; всесторонность, полноту, объективность проверки зарегистрированных сообщений в установленные законом сроки; законность принимаемых решений по

сообщениям; полноту и правильность учета результатов работы с сообщениями о преступлениях.

Для решения вышеуказанной задачи начальник территориального органа МВД России на районном уровне использует предоставленные ему процессуальные и служебные полномочия, а именно:

1) непосредственно организует прием сообщений, в частности, посредством осуществления личного приема граждан [9, п. 6; 14, п. 55, 68.7, 72];

2) направляет в дежурную часть для немедленной регистрации сообщения о преступлениях, поступившие в подразделения делопроизводства и режима [10, п. 8; 14, п. 73];

3) контролирует незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о преступлениях, принимает доклады оперативного дежурного и руководителя дежурной следственно-оперативной группы, дает соответствующие полученной информации и складывающейся обстановке указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) [2, п. 16.4, 18.1.1, 42.1.1];

4) осуществляет постоянный контроль за полнотой состава и своевременностью выездов дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий [2, п. 42.1.2]; рассматривает не более чем в течение 24 часов доклады должностных лиц о принятых мерах неотложного реагирования на сообщения о преступлениях и достигнутых результатах для организации дальнейшей проверки [9, п. 30];

5) с учетом нагрузки поручает должностным лицам органа дознания проверку заявления и материалы, обязательно письменно определив исполнителя, сроки и порядок их разрешения [15, п. 16.2; 10, п. 27];

6) принимает меры по организации проверок сведений, содержащихся в сообщениях о преступлениях, и вынесению по ним процессуальных решений не позднее трех суток со дня их поступления; дает должностным лицам органа дознания конкретные указания о выяснении обстоятельств, имеющих значение для полноты и принятия законного решения [9, п. 25; 16, п. 2.1, 2.2];

7) принимает решение о приобщении двух и более сообщений об одном происшествии к первому зарегистрированному сообщению [10, п. 32];

8) организует исполнение письменных поручений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-разыскных мероприятий для проверки сообщения о преступлении [7, ч. 1 ст. 144; 17, п. 9-15];

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

9) осуществляет ежедневный контроль за соблюдением сроков разрешения сообщений о преступлениях; рассматривает ежедневные письменные рапорты оперативных дежурных о нарушениях должностными лицами сроков рассмотрения поступивших сообщений [10, п. 38, 39];

10) рассматривает мотивированное ходатайство дознавателя и при наличии оснований принимает решение о продлении до 10 суток срока проверки сообщения о преступлении, в обязательном порядке дает письменные указания о выяснении обстоятельств, имеющих значение для дальнейшей проверки сообщения [7, ч. 3 ст. 144];

11) тщательно изучает не менее чем за трое суток до принятия процессуального решения материалы, по которым им ранее продлялся срок проверки; получает объяснения от заявителей, изменивших свою первоначальную позицию [16, п. 2.2];

12) решает вопрос о приобщении материалов проверки сообщений о происшествиях, в которых отсутствуют признаки правонарушения, в специальное номенклатурное дело, а также о направлении в секретариат письменных обращений, не содержащих сообщений о происшествии, для рассмотрения их в установленном порядке [10, п. 27, 36];

13) принимает решение о предоставлении сообщений о преступлениях, материалов их проверки и учетных документов в суд, прокурорам и иным должностным лицам в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами [9, п. 30]. Проверки исполнения требований законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) должны проводиться надзирающими прокурорами в органах внутренних дел не реже одного раза в месяц [18, п. 1.1];

14) организует учет результатов рассмотрения сообщений о происшествиях; контролирует правильность составления документов первичного учета, ведения Книги учета сообщений о происшествиях и другой учетной документации;

15) контролирует достоверность сведений, включаемых в формы статистического наблюдения по объектам учета (по итогам полугодия подаются отчеты по форме 2-Е (МВД) [19]; ежемесячно — отчеты по форме 4-Е [20]).

На последующем этапе начальник территориального органа МВД России на районном уровне решает следующие задачи:

1) рассматривает постановление прокурора об отмене постановления дознавателя, органа дознания об отказе в возбуждении уголовного

дела и организует выполнение его указаний [7, ч. 6 ст. 148];

2) организует в органе дознания исполнение постановления судьи о признании отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным [7, ч. 7 ст. 148];

3) рассматривает рапорты о выявленных членами комиссии преступлениях и необоснованных постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела для решения вопроса о направлении их в вышестоящий орган прокуратуры с целью проверки обоснованности и законности принятых решений [10, п. 43];

4) принимает безотлагательные меры по устранению нарушений установленного порядка приема и регистрации сообщения о преступлениях и привлечении виновных лиц к ответственности [10, п. 46]. При этом начальники территориальных органов МВД России на районном уровне должны соблюдать особый порядок назначения служебных проверок в отношении следователей [21, п. 3, 17];

5) утверждает акт сверки полноты регистрации и разрешения сообщений о происшествиях [10, прил. № 9];

6) ежемесячно оценивает деятельность подчиненных, организует подготовку и принимает (утверждает) управленческие решения, направленные на совершенствование организации приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Из вышеизложенного следует, что начальник территориального органа МВД России на районном уровне обладает достаточно широкими и разнообразными процессуальными и служебными полномочиями для организации и обеспечения соблюдения единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, установленного в Российской Федерации.

Указанная выше система полномочий начальников территориальных органов МВД России на районном уровне должна способствовать решению комплекса практических и дидактических задач. Во-первых, в ней представлены полномочия, установленные многочисленными нормативными правовыми актами различной юридической силы. Во-вторых, полномочия систематизированы в строго определенном порядке, соответствующем последовательности выполнения подчиненными сотрудниками (подразделениями) действий по приему, регистрации, проверке, разрешению и учету сообщений о преступлениях. В-третьих, логико-структурная схема изложения полномочий может быть использована для разработки типовых должностных обязанностей или алгоритмов действий дан-

ных руководителей в конкретных ситуациях. В-четвертых, знания о полномочиях могут быть использованы при проведении занятий с лицами, включенными в резерв для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел, в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей, а также при оценке полноты и правильности их действий по организации приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях.

Предложенная нами логико-структурная схема полномочий начальника территориального органа МВД России на районном уровне по организации приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях будет способствовать упорядочению всех элементов системы при условии поддержания ее в актуальном состоянии с учетом изменений законов, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов.

Список литературы

1. Сведения о рассмотрении органами внутренних дел сообщений о преступлении: отчет по форме 2-Е за 2007, 2008, 2009 гг. М., 20082010.

2. Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

4. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122.

5. О разъяснении порядка разрешения и регистрации материалов одорожно-транспортных происшествиях: письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 ноября 2004 г. № 16-14-03.

6. О мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования дорожно-транспортных происшествий: указание МВД России от 25 декабря 2004 г. № 1/8273.

7. Уголовно--процессуальный кодекс Российской Федерации.

8. Порядок взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в борьбе с фальшивомонетничеством: при-

каз МВД России, Банка России от 5 февраля 2009 г. № 102/ ОД-113 // СПС Консультант-Плюс.

9. Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях: прил. № 1 к приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития Российской Федерации и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

10. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: утв. приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333 (в ред. приказа МВД России от 17 мая 2011 г. № 386).

11. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422: приказ МВД России от 4 января 1999 г. № 1.

12. О едином учете преступлений: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития Российской Федерации и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.

13. О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174.

14. Административный регламент системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок: приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 // Рос. газ. 2012. 4 апр.

15. Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте: приказ МВД России от 20 сентября 1994 г. № 260 (в ред. приказа МВД России от 6 августа 2007 г. № 697).

16. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 12 сентября 2006 г. № 80/725.

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

17. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.

18. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 277 // Законность. 2011. № 12.

19. Об утверждении статистического инструментария для организации статистического

наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении: приказ Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 26 февраля 2009 г. № 34.

20. Об утверждении формы статистической отчетности № 4-Е: приказ МВД России от 9 января 2008 г. № 3 (в ред. приказа МВД России от 22 декабря 2010 г. № 876).

21. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140.

E-mail: [email protected]

А.В. ПАРФЕНОВ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности

(Академия управления МВД России)

К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан

В статье рассматриваются особенности раскрытия убийств и вопросы взаимодействия оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

Оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, органы внутренних дел, безвестное исчезновение граждан, разыскная работа, умышленное убийство.

Одной из основных задач полиции Российской Федерации является организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1, 2].

В современных условиях состояние разыскной деятельности органов внутренних дел оказывает существенное влияние на оперативную обстановку в России. Конечные результаты работы предопределяются степенью взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел и полнотой реализации нормативных актов, регламентирующих

организацию и тактику данного направления оперативно-служебной деятельности.

Ежегодно органами внутренних дел Российской Федерации разыскивается и идентифицируется около полумиллиона граждан [12, 13].

За последние годы количество неразыскан-ных без вести пропавших граждан значительно уменьшилось. Многие из граждан указанной категории стали жертвами преступных посягательств, среди которых наиболее распространены убийства. Поэтому установление судьбы лиц без вести пропавших имеет большое значение для обеспечения эффективной охраны личности от преступных посягательств и является гарантией соблюдения конституционных прав и свобод граждан.

Розыск лиц, пропавших без вести, — одна из задач оперативно-разыскной деятельности [2, ст. 2], решение которой возложено на подразделения уголовного розыска. Ежегодно в розыск объявляется более 60 тыс. граждан, пропавших без вести. В 12—15 % случаев в среднем по России обстоятельства их исчезновения квалифицируются как криминальные, в результате чего следует возбуждение уголовных дел. В 2010 г. с возбуждением уго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.