Научная статья на тему 'О современном понятии Вкуса еды. IV. Можно ли трансформировать Вкусовые предпочтения людей?'

О современном понятии Вкуса еды. IV. Можно ли трансформировать Вкусовые предпочтения людей? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация Вкуса / сознание / реклама / моральное воздействие / фискальные нагрузки / влияние стресса / эмоциональная атмосфера / материальное окружение / Taste transformation / consciousness / advertising / moral impact / fiscal stress / stress / emotional atmosphere / material environment

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штерман Сергей Валерьевич, Сидоренко Михаил Юрьевич, Штерман Валерий Соломонович, Сидоренко Юрий Ильич, Чеботарева Наталья Ивановна

На основе данных современной науки о поведении человека ответ на поставленный в заглавии статьи вопрос должен быть дан в целом положительный. Следует признать, что процесс трансформации ощущения Вкуса еды может быть медленным, консервативным, но считать его полностью безнадежным нельзя. При этом приходится считаться с тем, что пока нельзя трансформировать генетический код человека таким образом, чтобы можно было изменять параметры чувствительности и другие характеристики пищевых рецепторов человека. В связи с этим в качестве наиболее перспективной можно рассматривать установление связи проблемы трансформации с теми Вкусовыми предпочтениями, которые формируются с активным участием сознания человека и базируются на рациональных основах его жизненного опыта. Опыты, проведенные с парами близнецов, привели к выводу, что Вкусовые предпочтения людей являются совместным продуктом генетического наследия и влияния, оказываемого на них окружающим миром. Было показано, что вклад каждого из этих факторов в формирование Вкуса можно рассматривать как примерно равноценный. Это позволяет прийти к выводу о принципиальной возможности трансформации Вкусовых предпочтений человека за счет воздействия внешнего информационного, социального и культурного окружения. Целью такого воздействия может быть ориентирование пищевого поведения людей в сторону соблюдения принципов здорового питания. В работе рассмотрен ряд современных способов трансформации Вкусовых предпочтений людей в этом направлении. Особую роль в этом вопросе следует отводить действию факторов социального и морального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Штерман Сергей Валерьевич, Сидоренко Михаил Юрьевич, Штерман Валерий Соломонович, Сидоренко Юрий Ильич, Чеботарева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the modern concept of Taste of food. IV. Is it possible to tr ansform the Taste preferences of people?

On the basis of modern science data on human behavior, the answer to the question posed in the title of the article should be given, in general, as positive. It should be recognized that the process of transforming the sensation of Taste of food can be slow, conservative, but it cannot be considered completely hopeless. At the same time, one has to reckon with the fact that it is not yet possible to transform the human genetic code so that it is possible to change the sensitivity parameters and other characteristics of human receptors. In this regard, the establishment of a connection between the transformation problem and those Taste preferences that are formed with the active participation of a person’s consciousness and are based on the rational experience of his life should be considered the most promising. Experiments conducted with pairs of twins led to the conclusion that Taste preferences of people are a joint product of the genetic heritage and the influence exerted on them by the world around them. It was shown that the contribution of each of these factors to the formation of Taste can be regarded as approximately equivalent. This allows us to conclude that it is possible in principle to transform the Taste preferences of a person due to the influence of the external informational, social and cultural environment. The purpose of this effect may be to orient people's eating behavior towards the principles of healthy eating. The paper considers a number of modern ways of transforming Taste preferences of people in this direction. A special role in this matter should be assigned to the action of social and moral factors.

Текст научной работы на тему «О современном понятии Вкуса еды. IV. Можно ли трансформировать Вкусовые предпочтения людей?»

УДК 664:611.2 DOI 10.24411/0235-2486-2020-10149

о современном понятии вкуса еды

IV. можно ли трансформировать вкусовые предпочтения людей?

С.В. Штерман*, д-р техн. наук; М.Ю. Сидоренко, д-р техн. наук ооо «ГЕон»

В.С. Штерман, канд. хим. наук

московский государственный университет пищевых производств Ю.И. Сидоренко, д-р техн. наук, профессор

московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. разумовского (ПКУ) Н.И. Чеботарева

московский государственный университет им. м.в. ломоносова

Дата поступления в редакцию 15.07.2020 * [email protected]

Дата принятия в печать 30.11.2020 © Штерман С.В., Сидоренко М.С., Штерман В.С., Сидоренко Ю.И., Чеботарева Н.И., 2020

Реферат

На основе данных современной науки о поведении человека ответ на поставленный в заглавии статьи вопрос должен быть дан в целом положительный. Следует признать, что процесс трансформации ощущения Вкуса еды может быть медленным, консервативным, но считать его полностью безнадежным нельзя. При этом приходится считаться с тем, что пока нельзя трансформировать генетический код человека таким образом, чтобы можно было изменять параметры чувствительности и другие характеристики пищевых рецепторов человека. В связи с этим в качестве наиболее перспективной можно рассматривать установление связи проблемы трансформации с теми Вкусовыми предпочтениями, которые формируются с активным участием сознания человека и базируются на рациональных основах его жизненного опыта. Опыты, проведенные с парами близнецов, привели к выводу, что Вкусовые предпочтения людей являются совместным продуктом генетического наследия и влияния, оказываемого на них окружающим миром. Было показано, что вклад каждого из этих факторов в формирование Вкуса можно рассматривать как примерно равноценный. Это позволяет прийти к выводу о принципиальной возможности трансформации Вкусовых предпочтений человека за счет воздействия внешнего информационного, социального и культурного окружения. Целью такого воздействия может быть ориентирование пищевого поведения людей в сторону соблюдения принципов здорового питания. В работе рассмотрен ряд современных способов трансформации Вкусовых предпочтений людей в этом направлении. Особую роль в этом вопросе следует отводить действию факторов социального и морального характера.

Ключевые слова

трансформация Вкуса, сознание, реклама, моральное воздействие, фискальные нагрузки, влияние стресса, эмоциональная атмосфера, материальное окружение

Для цитирования

Штерман С.В., Сидоренко М.Ю., Штерман В.С., Сидоренко Ю.И., Чеботарева Н.И. (2020) О современном понятии Вкуса еды. IV. Можно ли трансформировать Вкусовые предпочтения людей? // Пищевая промышленность. 2020. № 12. С. 82-85.

About the modern concept of Taste of food

IV. Is it possible to tr ansform the Taste preferences of people?

S.V. Shterman*, Doctor of Technical Sciences; M.Yu. Sidorenko, Doctor of Technical Sciences LCL «GEON»

V.S. Shterman, Candidate of Chemical Sciences Moscow State University of food Production Yu.I. Sidorenko

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and management N.I. Chebotareva

M.V. Lomonosov Moscow State University

Received:July 15, 2020 * [email protected]

Accepted: November 30, 2020 © Shterman S.V., Sidorenko M.Yu., Shterman V.S., Sidorenko Yu.I., Chebotareva N.I., 2020

Abstract

On the basis of modern science data on human behavior, the answer to the question posed in the title of the article should be given, in general, as positive. It should be recognized that the process of transforming the sensation of Taste of food can be slow, conservative, but it cannot be considered completely hopeless. At the same time, one has to reckon with the fact that it is not yet possible to transform the human genetic code so that it is possible to change the sensitivity parameters and other characteristics of human receptors. In this regard, the establishment of a connection between the transformation problem and those Taste preferences that are formed with the active participation of a person's consciousness and are based on the rational experience of his life should be considered the most promising. Experiments conducted with pairs of twins led to the conclusion that Taste preferences of people are a joint product of the genetic heritage and the influence exerted on them by the world around them. It was shown that the contribution of each of these factors to the formation of Taste can be regarded as approximately equivalent. This allows us to conclude that it is possible in principle to transform the Taste preferences of a person due to the influence of the external informational, social and cultural environment. The purpose of this effect may be to orient people's eating behavior towards the principles of healthy eating. The paper considers a number of modern ways of transforming Taste preferences of people in this direction. A special role in this matter should be assigned to the action of social and moral factors.

Key words

Taste transformation, consciousness, advertising, moral impact, fiscal stress, stress, emotional atmosphere, material environment For citation

Shterman S.V., Sidorenko M.Yu., Shterman V.S., Sidorenko Yu.I., Chebotareva N.I. (2020) On the modern concept of Taste of food. IV. Is it possible to transform the Taste preferences of people? // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2020. No. 12. P. 82-85.

82 12/2020 пищевая промышленность issn 0235-2486

FUNCTiONAL NUTRiTiON

Введение. Правильное питание населения рассматривается в настоящее время как мощный фактор позитивного воздействия на здоровье нации, особенно в связи с уже реально достигнутыми успехами в области профилактики многих тяжелых заболеваний.

Далее возникает вопрос, можно ли сознательно изменить уже сложившиеся у человека Вкусовые предпочтения, и если да, то сразу возникают два следующих: куда же нам следует двигаться и каким путем?

Дело в том, что люди склонны к стабильности и привычности Вкусовых ощущений - результат их эволюционного опыта. Это здоровая осторожность, так как одна из главных функций Вкусового восприятия пищи - помочь человеку избежать вредной или испорченной еды. Поэтому большинство людей негативно реагирует на новые или непривычные вкусы, ароматы и другие характеристики еды, особенно если они их не ожидают.

Тем не менее исходя из данных современной науки о реакции человека на поставленный выше принципиальный вопрос о возможности изменения его Вкусовых предпочтений ответ должен быть в целом положительным. Следует признать, что этот процесс может быть медленным, консервативным, но его нельзя считать полностью безнадежным.

Целью работы являлось рассмотрение основных методов и способов, которые могут быть использованы для трансформации Вкусовых предпочтений людей в направлении принципов здорового питания.

Прежде всего нужно признать наличие объективно существующих ограничений в этом вопросе.

В попытках изменить пищевые предпочтения человека не следует касаться того, что входит в чувствительные для него области, или обращаться с ними крайне осмотрительно.

Особое внимание следует проявлять в отношении тех видов пищи, которую люди считают для себя неприемлемой по религиозным или каким-то другим морально-этическим соображениям.

Не стоит, например, бороться с неприятием блюд, в которых могут находиться отдельные части свинины, проявляемым, например, семитами - потомками ветхозаветного Авраама, являющимися ныне правоверными евреями и арабами, или же с отвращением к мясной пище вообще, являющимся характерной чертой сторонников индуизма.

Некоторые люди в случае таких попыток будут готовы отдать даже свою жизнь за соблюдение тех гастрономических принципов, которые они исповедуют!

Наиболее разумной поэтому представляется позиция, которая формулируется в тексте молитвы - ее часто цитируют многие политики - и которая гласит: «Господи! Дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне терпение признать то, что изменить нельзя, и дай мне разум отличить одно от другого!»

Мы пока не можем трансформировать генетический код человека таким образом, чтобы изменять по своему усмотрению чувствительность и другие характеристики рецепторов отдельных людей, например, увеличивать или снижать вкусовую или обонятельную чувствительность по отношению к определенным компонентам пищи, влиять на способность различать цветовые оттенки, ослаблять или усиливать способность улавливать отдельные тона в слышимом звуковом спектре и т. д.

В связи с этим целесообразно возложить основные надежды на те Вкусовые предпочтения, которые формируются с активным участием сознания человека и базируются на вполне рациональных основах.

Определенную уверенность в возможности достижения поставленных целей дают результаты опытов по выявлению Вкусовых предпочтений, которые проводились с парами однояйцевых близнецов [1].

В этих экспериментах было установлено, что генетическая близость и совместное воспитание в домашних условиях оказывают заметное влияние на сохранение их общих Вкусовых предпочтений при переходе от раннего детства к более зрелым годам жизни [1].

Было обнаружено, однако, что в достаточно взрослом возрасте только примерно половина Вкусовых предпочтений у изучаемых близнецов сохранялась общей. В то же время другая их часть зависела уже от их личного, приобретенного в процессе жизни опыта [2].

Различия, которые возникли позднее, являлись следствием того специфического влияния, которое оказала на них окружавшая их физическая и социальная среда [1].

Эти и другие исследования привели к выводу, что Вкусовые предпочтения людей являются совместным продуктом генетического наследия и уникального влияния, оказываемого на человека окружающим его миром. Вклад каждого из этих факторов в целом ряде исследований был оценен как примерно равнозначный [1, 2].

В свою очередь, это позволяет прийти к важному заключению о существовании принципиальной возможности оказания влияния на формирование и трансформацию Вкусовых предпочтений человека за счет его внешнего информационного, социального и культурного окружения [3-5].

Целью такого воздействия может быть, например, ориентирование пищевого поведения людей в направлении соблюдения принципов здорового питания [6].

Можно отметить, что значительное воздействие в настоящее время имеет грамотная реклама пищевых продуктов.

В такой рекламе искусно сконструированные сюжеты привлекают наше внимание образами, неявно обещающими определенную награду (здоровье, хорошее настроение, приятные ощущения и т. п.). И эти образы могут затем плавно и без особых усилий оказываться в нашем внутреннем хранилище ощущений и переживаний [5].

Примером могут служить рекламные слоганы типа «этот стейк только для настоящих мужчин» или «наш аромат только для настоящих красавиц».

Мы все по своей глубинной человеческой природе всегда стремимся войти в категорию избранных, и это неосознанное желание превращается далее в императив типа: «выбираем обязательно то, что мы видели в рекламе». Впоследствии это может начать ошибочно восприниматься нами как наше собственное внутреннее желание.

Такая реклама может, однако, выполнять и положительную функцию. При ее умелом использовании она будет побуждать людей активно переходить в число приверженцев здоровой еды и соответствующего образа жизни.

Не следует забывать и про роль, которую играет название продукта в формировании ощущения его Вкуса [3]. Недаром в этом случае часто цитируют фразу из известного мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»: «Как судно назовешь, так оно и поплывет».

Многим людям до сих пор кажется, что имя человека или предмета несет в себе отражение присущей им, но, возможно, непонятной нам сущности.

Поэтому маркетологам, выступающим в роли ономатета (в переводе с древне-греч. создатель или творец наименований), следует внимательно относиться к выбору названий, продвигаемых ими на рынке продуктов питания.

им не следует утешать себя словами русского поэта Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...», так как неудачное наименование может сразу свести на нет усилия большой группы людей, принимавших участие в создании продукта. Недаром ранее роль ономатета отводилась только Богу.

В качестве примера активного привлечения сознания при формировании Вкуса пищевых продуктов может быть приведено использование в рекламных целях смысловых ассоциаций, связанных с эмоционально положительно окрашенными объектами.

Геркулес - это имя одного из персонажей древнеримской мифологии, который, согласно легендам, отличался необычайной физической мощью. Имя этого героя, используемое в названии овсяных хлопьев «Геркулес», - это намек на ту чрезвычайную физическую и умственную силу, которая может быть достигнута в результате потребления продукта с таким названием.

Дети по этой же причине лучше потребляют сорт моркови под названием «Орлиный глаз».

Вкусовые предпочтения людей, которые в обществе на основе рекомендаций ученых считаются нездоровыми, в настоящее время пытаются трансформировать с помощью специальных программ, которые можно назвать контрмаркетингом.

Во время их проведения потенциальным потребителям показывают информацию, которая закрепляет негативную ассоциа-

цию между рассматриваемым в качестве нежелательного продуктом и неприятными впечатлениями, создаваемыми их визуальными или иными образами.

Цель заключается в том, чтобы создать атмосферу, в которой сознательный мозг и бессознательные ощущения работали бы сообща и не позволяли нам потреблять избыточное количество калорий [7].

Проводившиеся исследования говорят о том, что в наш век информационных технологий такая контрреклама может, хотя бы частично, достигать своей цели.

Человек по своей природе является существом общественным, поэтому он чутко реагирует на поведение других людей по отношению к продуктам питания.

Определенную помощь в формировании здоровых Вкусовых предпочтений может оказать реакция других членов общества на ту или иную еду. Она часто становится менее привлекательной для нас в том случае, если люди, находящиеся рядом с нами, выражают негативное к ней отношение.

Это может происходить путем прямых отрицательных высказываний на эту тему или даже на невербальном уровне - путем демонстрации соответствующего выражения лица, нарочитого отодвигания от себя тарелки с едой и другими подобными способами.

В другом случае еда может понравиться нам больше, если окружающие тем или иным способом выражают свое одобрительное отношение к ней. Нам, например, всегда приятно кушать рядом с человеком, который проявляет завидный аппетит и всем своим видом одобряет то, что попадает к нему рот. И наоборот, мы стараемся избегать компании людей, которые постоянно брюзжат, а затем оставляют большую часть своей еды на тарелке.

Этот факт может сознательно использоваться, например, родителями при формировании здоровых Вкусовых привычек у детей.

С целью осуществления воздействия на пищевое поведение людей и уменьшения доли потребления опасных для их здоровья в избыточном количестве продуктов питания общество может прибегать и к мерам фискального характера, используя для этой цели повышение налагаемых на их производство и реализацию прямых и косвенных налогов.

Такие меры, как показывает известный опыт их применения, дают определенный, хотя и ограниченный, эффект. Это происходит за счет внесения определенной негативной когнитивной ноты при формировании Вкуса таких продуктов в результате повышения их стоимости, сокращая тем самым число их потенциальных покупателей [8].

Однако такие действия властей вызывают, как правило, отчетливую отрицательную реакцию в обществе. и такую позицию людей можно вполне понять. Они хотят сами управлять своей жизнью и считают справедливым предоставить каждому человеку решать, что ему следует есть и пить.

Поэтому попытки, связанные с повышением налогов на отдельные виды продуктов питания типа безалкогольных напитков с большим содержанием сахара, предпринимаются пока только в небольшом числе стран.

При формировании здоровых пищевых предпочтений важным является вопрос, связанный с влиянием энергетической плотности пищи. Этот фактор отражается на возникновении чувства насыщения после еды, которое по одному из механизмов его возникновения зависит от степени заполнения желудка.

Наблюдаемая здесь закономерность может восприниматься как парадоксальная. Так, чем ниже плотность энергетических калорий, то есть их количество, приходящееся на единицу объема еды, тем выше будет чувство насыщения после такой еды. В случае если в желудке оказался большой объем пищи, человек почувствует себя насытившимся, даже если поглощенная еда и не обладала высокой калорийностью.

С другой стороны, быстроусвояемые углеводы, и особенно жиры, в смысле достижения ощущения чувства насыщения не являются привлекательной пищей, так как они снабжают организм большим количеством калорий, но занимают при этом мало места в желудке. Продукты с высокой энергетической плотностью, доля потребления которых постоянно растет во всем мире, в настоящее время рассматриваются как одна из основных причин распространения эпидемии ожирения.

Противоположными жирам и сахарам свойствами обладают продукты с большим содержанием воды. Овощи и фрукты в качестве источников пищи благодаря этому имеют низкую энергетическую плотность. В связи с этим диетологи обращают пристальное внимание на необходимость расширения масштабов их потребления, поскольку овощи и фрукты занимают в желудке большой объем и легко создают в мозге чувство насыщения.

Люди созданы природой так, чтобы ощущать общность с теми, с кем они разделяют трапезу. Вот почему выражение «делить хлеб-соль» указывает на значительную степень близости между людьми. Исследованиями психологов экспериментально доказана зависимость нашего пищевого поведения от мнения других членов группы, в составе которой мы в данный момент оказались.

Было, в частности, обнаружено, что мы стараемся есть меньше, если знаем, что за нами кто-то наблюдает. В особенности это относится к тем случаям, если этот наблюдатель противоположного пола. люди, которые питаются в составе группы, потребляют пищи в среднем на 30-40 % меньше, чем тогда, когда они едят в одиночестве.

Вероятно, это связано с нашим инстинктивным желанием произвести на окружающих хорошее впечатление. Такая линия поведения может восходить к временам существования ограниченного до-

ступа к пище: «Я хороший(ая), потому что мне нужно совсем немного еды».

Определенный резерв в выработке отрицательной когнитивной составляющей по отношению к вредным для здоровья компонентам продуктов питания заключается в использовании моральных факторов, то есть в оказании воздействия на внутренний мир человека с целью преодоления эффекта, который психологи называют «дисконтированием будущего». Это означает пренебрежение человеком своего будущего ради достижения сиюминутного удовольствия.

Человек может потреблять вредную, но вкусную для него еду, при этом отчетливо осознавая возможность наступления негативных последствий для его здоровья в будущем. При этом такие люди считают, что когда речь заходит о будущем, то говорится о каком-то очень отдаленном событии, которое к тому же, возможно, вообще никогда не наступит. Однако на самом деле в нашей жизни все совсем не так, и будущее всегда приходит, при этом иногда даже слишком быстро.

В такой ситуации человеку для осуществления надлежащей коррекции своего поведения уже сейчас полезно представить себе весьма неприятный разговор, который может произойти с ним самим в недалеком будущем. В нем он сам в виде его будущего «Я», может потребовать от «Я» сегодняшнего серьезных объяснений по поводу его нынешнего поведения.

К сожалению, многие люди искренне верят, что такой разговор никогда не состоится, поэтому они могут вести себя сегодня так, как им хочется в данную минуту. Степень потенциального влияния такого возможного разговора с самим собой в будущем, безусловно, не следует переоценивать, но и отрицать необходимость напоминать человеку о том, что такое с ним может произойти, также полностью игнорировать не стоит.

Определенную помощь в борьбе с перееданием путем настойчивого использования отрицательной когнитивной компоненты Вкуса может оказать сознательное создание препятствий для быстрого доступа к еде [3]. Было обнаружено, что легкая доступность еды, например, находящейся в поле зрения человека, ведет к увеличению количества ее потребления. Продукты питания, освобожденные от упаковки, привлекают к себе больше внимания, чем находящиеся в ней. Большие запасы провизии, постоянно находящиеся в холодильнике, также способствуют заметному росту ее потребления.

Не давайте себе легко съедать вредные продукты, и вскоре вы действительно будете меньше хотеть их съесть. Об этом русская пословица говорит так: «В подполье лежит пирог с морковью, есть хочется, да лезть не хочется».

На восприятие Вкуса еды значительное влияние может оказывать материальное окружение человека в момент ее потребления, то есть всего того, что получило

84 12/2020 пищевая промышленность ^ 0235-2486

FuNcTioNAL NuTRiTioN

наименование «off-plate», то есть факторов «вне тарелки».

В ряде экспериментов было, например, обнаружено, что цветовой оттенок освещения может оказывать влияние на ощущение Вкуса еды. К примеру, было доказано, что желтый свет увеличивает аппетит, а красное и синее освещение его снижают. Когда цвет продукта и освещение сочетаются, кажется, что Вкус еды усиливается, в то время как цветовой диссонанс его подавляет [4].

Играет роль и форма продуктов питания. Так, округлые формы ассоциируются со сладостью. Эти представления восходят еще к древним грекам, которые полагали, что молекулы веществ, вызывающие сладость, имеют округлые формы, а острый вкус - колючие.

Определенное влияние на впечатление от еды оказывают ощущение в руке столовых приборов и зрительное впечатление, производимое их дизайном. Было установлено, что чем массивнее кажутся столовые приборы, которыми мы пользуемся, тем большего насыщения мы ожидаем от еды [3]. В целом сервировка еды - это не просто эстетический изыск, а способ сделать ее более Вкусной.

Также было обнаружено, что увеличение размера банки с напитком, упаковки шоколада или размера стакана, в котором нам подают йогурт, заставляют людей оценивать находящееся в них содержимое заметно выше.

Более широкое распространение в будущем приобретет и настойчивый поиск новых мультисенсорных впечатлений, и использование приемов синестезии при проектировании продуктов питания, основанных на использовании взаимного, временами причудливого, влияния органов чувств друг на друга.

В ходе экспериментов подобного рода было, к примеру, обнаружено, что сладкий вкус многими людьми воспринимается как ассоциирующийся с высокими звуковыми тонами, это хорошо сочетается с розовато-красным цветом и окружающими предметами, имеющими округлую форму. именно такие часто удивительные ассоциации позволяют создавать мульти-сенсорные ощущения, по-настоящему интригующие потребителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для разработки новых видов продуктов питания в настоящее время могут привлекаться современные компьютерные технологии, позволяющие осуществлять обработку больших массивов данных [9]. Оценка такого подхода в качестве перспективного базируется на том, что

за свою историю человечество накопило огромный объем данных, относящихся к рецептам той пищи, которую люди потребляли на протяжении многих тысячелетий. Предполагается, что анализ этой информации позволит выявить те скрытые движущие мотивы Вкусовых предпочтений, которыми руководствуются люди, но которые могут ускользать от нас при беглом анализе ситуации.

Первые результаты экспериментов по анализу древних индийских рецептов приготовления пищи указали на возможность использования ряда, на первый взгляд, никак не сочетающихся между собой комбинаций пищевых компонентов. Тем не менее они могут быть использованы для приготовления новых видов увлекательных по своим вкусовым ощущениям блюд [3].

Интерес вызывает также все расширяющаяся практика, когда посетителям предлагается попробовать так называемое дегустационное меню. В этом случае гостям кафе или ресторанов предлагается большой набор блюд, дегустация которых может происходить даже в разных помещениях. Смена блюд может сопровождаться изменением интерьера зала, созданных в нем аромата, звучащей музыки, дизайна используемой посуды и столовых приборов и т. п. [3, 5]

Целый ряд авангардных ресторанов есть уже в настоящее время - это более чем наполовину театр. В ближайшие годы мы будем наблюдать за стирающимися границами между театральными и кулинарными впечатлениями.

В заключение следует отметить, что одной из целей этой серии публикаций являлось расширение наших представлений о Вкусе еды, как о сложном и комплексном явлении. Его следует рассматривать в качестве одного из основополагающих и системных факторов при разработке и производстве продуктов питания.

Не следует забывать, что еда принадлежит к тем немногим сторонам в нашей жизни, которые делают наше повседневное существование не просто «выносимым», но и неизменно приятным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Smith, A.D. Genetic and environmental influences on food preferences in adolescence / A.D. Smith, A. Fildes, L. Cooke [et aL] // American Journal of Clinical Nutrition. - 2016. - Vol. 104. -No. 2. - P. 446- 453.

2. Kral, T.E. Eating behaviors of children in the context of their family environment / T.E. KraL

E.M. Rauh // Physiological Behavior. - 2010. -Vol. 100. - P. 567-573.

3. Спенс, Ч. Гастрофизика. Новая наука о питании / перевод с английского Е. Зайцевой. -М.: Азбука Аттикус, 2017. - 308 с.

4. MacQuaaid, J. Tasty. The art and science of what we eat. - New York: Scribner, 2015. - 291 p.

5. Холмс, Б. Вкус: наука о самом малоизученном человеческом чувстве / перевод с английского. 2-е издание. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 348 с.

6. Штерман, С.В. Жиросжигатели / С.В. Штер-ман, М.Ю. Сидоренко. - М.: ИПЦ «Маска», 2018. - 152 с.

7. Линден, Д. Мозг и удовольствия /перевод с английского. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.

8. Штерман, С.В. О современном понимании категорий полезности и качества в товароведении / С.В. Штерман, Ю.И. Сидоренко // Товаровед продовольственных товаров. - 2011. -№ 3. - С. 55-62.

9. Ahnert, S.E. Network analysis and data mining in food science: The emergence of computational gastronomy // Flavour. - 2013. -No. 2 (4).

REFERENCES

1. Smith AD, Fildes A, Cooke L et aL Genetic and environmental influences on food preferences in adolescence. American Journal of Clinical Nutrition. 2016. Vol. 104. No. 2. P. 446-453.

2. Kral TE, Rauh EM. Eating behaviors of children in the context of their family environment. Physiological Behavior. 2010. Vol. 100. P. 567573.

3. Spens Ch. Gastrofizika. Novaya nauka o pitanii [New nutritional Science] / English translation of E. Zajceva. Moscow: Azbuka Attikus, 2017. 308 p. (In Rus.)

4. MacQuaaid J. Tasty. The art and science of what we eat. New York: Scribner, 2015. 291 p.

5. Holms B. Vkus: Nauka o samom maloizuchennom chelovecheskom chuvstve [Taste: The Science of the least studied human feeling] / English translation. 2nd edition. Moscow: Al'pina Pablisher, 2018. 348 p. (In Rus.)

6. Shterman SV, Sidorenko MYu. Zhiroszhigateli [Fat burners]. Moscow: IPC «Maska», 2018. 152 p. (In Rus.)

7. Linden D. Mozg i udovol'stviya [Brain and pleasure] / English translation. Moscow: Eksmo, 2012. 288 p. (In Rus.)

8. Shterman SV, Sidorenko Yul. 0 sovremennom ponimanii kategorij poleznosti i kachestva v tovarovedenii [On the modern understanding of categories of utility and quality in commodity science]. Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. 2011. No. 3. P. 55-62 (In Rus.).

9. Ahnert SE. Network analysis and data mining in food science: The emergence of computational gastronomy. Flavour. 2013. No. 2 (4).

Авторы

Штерман Сергей Валерьевич, д-р техн. наук,

Сидоренко Михаил Юрьевич, д-р техн. наук

ООО «ГЕОН», 142273, Московская обл., Серпуховской р-н,

п. г. т. Оболенск, Оболенское шоссе, стр. 1, [email protected]

Штерман Валерий Соломонович, канд. хим. наук

Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, [email protected] Сидоренко Юрий Ильич, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ), 109004, Москва, ул. Земляной Вал, д. 73 [email protected] Чеботарева Наталья Ивановна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, chebot.provisormai1.ru

Authors

Sergey ^; V. Shterman, Doctor of Technical of Sciences, Mikhail Yu. Sidorenko, Doctor of Technical Sciences

LLC «GEON», building 1, Obolenskoe highway, urban settlement Obolensk, Serpukhov district, Moscow region, 142273, [email protected] Valeriy S. Shterman, Candidate of Chemical Sciences

Moscow State University of Food products, 11, Volokolamskoe highway, Moscow, 125080, [email protected]

Yuriy I. Sidorenko., Doctor of Technical of Sciences, Professor

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and

Management (PKU), 73, Zemlyanoy Val str., Moscow, 109004,

[email protected]

Natalya I. Chebotareva

M. V. Lomonosov Moscow State University, 1, Lenin Hills, Moscow, 119991, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.