Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (ЧАСТЬ II)'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (ЧАСТЬ II) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ОРГАНЫ ЧУВСТВ / СЛУХ / СОЗНАНИЕ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Штерман Сергей Валерьевич, Сидоренко Михаил Юрьевич, Штерман Валерий Соломонович, Сидоренко Юрий Ильич, Чеботарева Наталья Ивановна

Одним из вариантов вкусо-зрительной синестезии является существование у достаточно большого количества людей устойчивых ассоциаций между вкусом пищи и формой предметов. Психологами, например, установлено, что люди имеют врожденную или рано приобретаемую склонность проводить параллель между круглыми или сферическими предметами и сладким вкусом, а предметы, имеющие квадратную или кубическую форму сопоставлять с кислым. К числу видов синестезии, связанных со вкусом пищи, относится также вкусо-звуковая, когда ощущаемый во рту вкус оказывается ассоциативно связан со звуками музыкальных инструментов или теми звуками, которые возникают при потреблении пищи. Было, например, обнаружено, что сладкий и терпкий вкус пищи ассоциируются у многих людей с медленной, мелодичной и мягкой музыкой, в которой преобладают высокие тона; горький - с музыкой с низкими тонами, соленый - когда в мелодии музыки присутствуют паузы, а кислый - когда звучит диссонансная и быстрая музыка. Было также установлено, что, когда люди при поедании картофельных чипсов слышали более громкий хруст или повышенную интенсивность звука в высокочастотном диапазоне его спектра, то их оценка степени свежести и хрусткости продукта оказывалась на 15% выше по сравнению со случаем, когда они слышали более тихий звук. К числу известных видов синестезии относится также способность некоторых людей испытывать вкусовые ощущения, когда они слышат или прочитывают определенные слова. Этот факт оказывается важным в процессе создания названий новых видов продуктов питания. Выбор названий должен проводиться поэтому с учетом возможности возникновения ассоциативных связей между словами и вызываемыми ими вкусовыми ощущениями (лексико-вкусовая синестезия) или звуками при их произношении и вкусом (фонемно-вкусовая синестезия). Приемы использования синестезии в рекламных презентациях помогают лексическими средствами связать в сознании потребителя ощущения, вызываемые практически всеми органами чувств, а также сочетать их с положительными по своей эмоциональной окраске впечатлениями. Можно отметить, что разрабатываемые на основе синестетических ассоциаций продукты питания могут отличаться большой оригинальностью состава и характеризоваться весьма необычным сочетанием пищевых ингредиентов. В целом можно сделать вывод, что феномен синестезии существенно раздвигает пределы восприятия пищи человеком, что позволяет говорить о нем как о важном факторе при проектировании продуктов питания, с целью использования его для достижения более полного удовлетворения даже не вполне осознаваемых ими потребностей потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Штерман Сергей Валерьевич, Сидоренко Михаил Юрьевич, Штерман Валерий Соломонович, Сидоренко Юрий Ильич, Чеботарева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF THE PHENOMENON OF SYNESTHESIA IN THE DESIGN OF FOOD PRODUCTS (PART II)

One of the variants of gustatory-visual synesthesia is the existence in a sufficiently large number of people of stable associations between the taste of food and the shape of objects. Psychologists, for example, have found that people have an innate or early acquired tendency to draw a parallel between round or spherical objects and a sweet taste, and having a square or cubic one compare with sour. The types of synesthesia associated with the taste of food also include taste and sound, when the taste felt in the mouth is associated with the sounds of musical instruments or those sounds that occur when food is consumed. For example, it has been found that many people associate the sweet and tart taste of food with slow, melodic and soft music in which high tones predominate; bitter - with music with low tones, salty - when there are pauses in the melody of the music, and sour - when dissonant and fast music sounds. It was also found that when people, while eating potato chips, heard a louder crunch or an increased sound intensity in the high frequency range of its spectrum, their assessment of the degree of freshness and crunchiness of the product turned out to be 15% higher than when they heard a quieter sound. Known types of synesthesia also include the ability of some people to taste when they hear or read certain words. This fact turns out to be important in the process of creating names for new types of food. The choice of names should therefore be carried out taking into account the possibility of the occurrence of associative connections between words and the gustatory sensations they cause (lexical-gustatory synesthesia) or sounds during their pronunciation and taste (phonemic-gustatory synesthesia). The techniques of using synesthesia in advertising presentations help by lexical means to connect in the consumer's mind the sensations evoked by almost all senses, as well as combine them with impressions that are positive in their emotional coloring. It can be further noted that food products developed on the basis of synesthetic associations can be distinguished by a great originality of composition and be characterized by a very unusual combination of food ingredients. In general, we can conclude that the phenomenon of synesthesia significantly pushes the limits of human perception of food, and allows us to speak of it as an important factor in the design of food products, in order to use it to achieve more complete satisfaction of even not fully aware the needs of consumers.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (ЧАСТЬ II)»

УДК 664:611.2 DOI 10.24412/0235-2486-2021-2-0016

об использовании явления синестезии при проектировании продуктов питания

Часть II

С.В. Штерман*, д-р техн. наук, М.Ю. Сидоренко, д-р техн. наук ооо «ГЕон»

В.С. Штерман, канд. хим. наук

московский государственный университет пищевых производств Ю.И. Сидоренко, д-р техн. наук

московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. разумовского (ПКУ) Н.И. Чеботарева

московский государственный университет им. м.в. ломоносова

Дата поступления в редакцию 14.09.2020 * info@farmamed.ru

Дата принятия в печать 02.02.2021 © Штерман С.В., Сидоренко М.С., Штерман В.С., Сидоренко Ю.И., Чеботарева Н.И.,2021

Реферат

Одним из вариантов вкусо-зрительной синестезии является существование у достаточно большого количества людей устойчивых ассоциаций между вкусом пищи и формой предметов. Психологами, например, установлено, что люди имеют врожденную или рано приобретаемую склонность проводить параллель между круглыми или сферическими предметами и сладким вкусом, а предметы, имеющие квадратную или кубическую форму сопоставлять с кислым. К числу видов синестезии, связанных со вкусом пищи, относится также вкусо-звуковая, когда ощущаемый во рту вкус оказывается ассоциативно связан со звуками музыкальных инструментов или теми звуками, которые возникают при потреблении пищи. Было, например, обнаружено, что сладкий и терпкий вкус пищи ассоциируются у многих людей с медленной, мелодичной и мягкой музыкой, в которой преобладают высокие тона; горький - с музыкой с низкими тонами, соленый - когда в мелодии музыки присутствуют паузы, а кислый - когда звучит диссонансная и быстрая музыка. Было также установлено, что, когда люди при поедании картофельных чипсов слышали более громкий хруст или повышенную интенсивность звука в высокочастотном диапазоне его спектра, то их оценка степени свежести и хрусткости продукта оказывалась на 15 % выше по сравнению со случаем, когда они слышали более тихий звук. К числу известных видов синестезии относится также способность некоторых людей испытывать вкусовые ощущения, когда они слышат или прочитывают определенные слова. Этот факт оказывается важным в процессе создания названий новых видов продуктов питания. Выбор названий должен проводиться поэтому с учетом возможности возникновения ассоциативных связей между словами и вызываемыми ими вкусовыми ощущениями (лексико-вкусовая синестезия) или звуками при их произношении и вкусом (фонемно-вкусовая синестезия). Приемы использования синестезии в рекламных презентациях помогают лексическими средствами связать в сознании потребителя ощущения, вызываемые практически всеми органами чувств, а также сочетать их с положительными по своей эмоциональной окраске впечатлениями. Можно отметить, что разрабатываемые на основе синестетических ассоциаций продукты питания могут отличаться большой оригинальностью состава и характеризоваться весьма необычным сочетанием пищевых ингредиентов. В целом можно сделать вывод, что феномен синестезии существенно раздвигает пределы восприятия пищи человеком, что позволяет говорить о нем как о важном факторе при проектировании продуктов питания, с целью использования его для достижения более полного удовлетворения даже не вполне осознаваемых ими потребностей потребителей.

Ключевые слова

синестезия, продукты питания, органы чувств, слух, сознание, реклама Для цитирования

Штерман С.В., Сидоренко М.Ю., Штерман В.С., Сидоренко Ю.И., Чеботарева Н.И. (2021) Об использовании явления синестезии при проектировании продуктов питания (Часть II) // Пищевая промышленность. 2021. № 2. С. 40-43.

On the use of synesthesia in food design

Part II

S.V. Shterman*, Doctor of Technical Sciences, M.Yu. Sidorenko, Doctor of Technical Sciences LCL «GEON»

V.S. Shterman, Candidate of Technical Sciences

Moscow State University of food Production

Yu.I. Sidorenko, Doctor of Technical Sciences

K.G. Razumoskiy Moscow State University of Technologies and Management

N.I. Chebotareva

M.V. Lomonosov Moscow State University

Received: September 14, 2020 * info@farmamed.ru

Accepted: February2, 2021 © Shterman S.V., Sidorenko M.Yu., Shterman V.S., Sidorenko Yu.I., Chebotareva N.I., 2021

Abstract

One of the variants of gustatory-visual synesthesia is the existence in a sufficiently large number of people of stable associations between the taste of food and the shape of objects. Psychologists, for example, have found that people have an innate or early acquired tendency to draw a parallel between round or spherical objects and a sweet taste, and having a square or cubic one compare with sour. The types of synesthesia associated with the taste of food also include taste and sound, when the taste felt in the mouth is associated with the sounds of musical instruments or those sounds that occur when food is consumed. For example, it has been found that many people associate the sweet and tart taste of food with slow, melodic and soft music in which high tones predominate; bitter - with music with low tones, salty - when there are pauses in the melody of the music, and sour - when dissonant and fast music sounds. It was also found that when people, while eating potato chips, heard a louder crunch or an increased sound intensity in the high frequency range of its spectrum, their assessment of the degree of freshness and crunchiness of the product turned out to be 15% higher than when they heard a quieter sound. Known types of synesthesia also include the ability of some people to taste when they hear or read certain words. This fact turns out to be important in the process of creating names for new types of food. The choice of names should therefore be carried out taking into account the possibility of the occurrence of associative connections between words and the gustatory sensations they cause (lexical-gustatory synesthesia) or sounds during their pronunciation and taste (phonemic-gustatory synesthesia). The techniques of using synesthesia in advertising presentations help by lexical means to connect in the consumer's mind the sensations evoked by almost all senses, as well as combine them with impressions that are positive in their emotional coloring. It can be further noted that food products developed on the basis of synesthetic associations can be distinguished by a great originality of composition and be characterized by a very unusual combination of food ingredients. In general, we can conclude that the phenomenon of synesthesia significantly pushes the limits of human perception of food, and allows us to speak of it as an important factor in the design of food products, in order to use it to achieve more complete satisfaction of even not fully aware the needs of consumers.

Key words

synesthesia, food, sensory organs, pitch, consciousness, advertising For citation

Shterman S.V., Sidorenko M.Yu., Shterman V.S., Sidorenko Yu.I., Chebotareva N.I. (2021) On the use of the phenomenon of synesthesia in the design of food products (Part II) // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2021. No. 2. P. 40-43.

40 2/2021 пищевая промышленность issn 0235-2486

FUNCTiONAL NUTRiTiON

Введение. Одним из вариантов вкусо-зрительной синестезии является существование у достаточно большого количества людей устойчивой ассоциации между вкусом продуктов питания и формой предметов.

Для доказательства этого факта обычно используют результаты так называемого «буба-кики» теста. Он был предложен еще в 1926 г. эстонским психологом В. Кёхлером [1].

Для проведения этого теста участникам показывают изображения двух объектов, один из которых имеет угловатую, заостренную форму, а другой представляет собой нечто обтекаемое, не имеющее острых граней. Затем у испытуемых спрашивают, с каким словом - «буба» или «кики» - ассоциируются у них показанные им изображения. Следует отметить, что сами эти слова не имеют никакого смысла ни на одном из известных языков.

Результаты опытов показывают, что около 95 % людей связывают слово «буба» с предметами, имеющими округлую форму, а слово «кики» с угловатыми, имеющими острую форму.

Далее был сделан вывод, что слова «буба» и «кики» могут создавать такие же ассоциации в отношении не только формы предметов, но и вкусов продуктов питания. Безалкогольные напитки с газом, горький темный шоколад, острый сыр и сорта пива с высоким содержанием хмелевого экстракта будут рассматриваться потребителями как продукты типа «кики», а такие как молочный шоколад или мягкий сыр, как принадлежащие к варианту «буба».

Этот перечень можно расширить. в группу «кики», очевидно, будут входить острый перец, лимоны и имбирь, а в класс «буба» войдет, например, картофельное пюре.

Психологи из Эдинбургского университета установили, что люди имеют врожденную или рано приобретаемую склонность проводить параллель между круглыми или сферическими предметы со сладким вкусом, а между квадратными или кубическими - с кислым.

Этот вывод был подтвержден экспериментами, когда конфеты, обладавшие одинаковой сладостью, казались потребителям более кислыми, если их форма изменялась от близкой к сферической на кубическую.

Ряд исследователей пришли к выводу, что на вкус еды может оказывать влияние даже такой фактор, как форма тарелок, на которых эта еда сервируется.

Так, было показано, что еда воспринималась более сладкой, когда она по-

давалась на тарелках круглой формы по сравнению с квадратными или иной формы, имеющей острые грани. Наоборот, острые блюда, содержащие большое количество чеснока или японского хрена -васаби, воспринимались людьми еще пикантнее, если они сервировались на тарелках формы «кики», то есть с острыми углами.

Психологи пришли к заключению, что сервировка стола не должна восприниматься людьми только как инструмент для того, чтобы с ее помощью положить еду в рот. Ее следует рассматривать как непосредственное продолжение тела человека, которая должна возбуждать его органы чувств еще до того, как первый кусочек еды попадет в рот.

Ранее было показано, что восприятие пищи носит мультисенсорный характер и в процессе формирования ее Вкуса принимают участие все органы чувств человека [2, 3].

К числу видов синестезии, связанных со вкусом пищи, относится также вкусо-звуковая, когда ощущаемый во рту вкус оказывается ассоциативно связан со звуками музыкальных инструментов или теми звуками, которые возникают при потреблении пищи, включая те, что связаны с ее упаковкой. Не следует при этом забывать, что около трети всех продуктов питания потребляется в настоящее время непосредственно из упаковки.

Приводятся примеры, когда звуки скрипки создавали во рту у человека вкус лимона, виолончели - апельсинового сока, а духовых инструментов - вкус мяты и т. п.

В других экспериментах было обнаружено, что, например, сладкий и терпкий вкус пищи ассоциируются у многих людей с медленной, мелодичной и мягкой музыкой, в которой преобладают высокие тона; горький - с музыкой с низкими тонами, соленый - когда в мелодии есть паузы, а кислый - когда звучит диссо-нансная и быстрая музыка [4].

Все это в определенной степени позволяет предсказывать воздействие музыкального сопровождения на вкусовые ощущения людей.

В одном из исследований, которое проводилось с группой студентов, изучалось влияние темпа музыки на ощущение вкуса такого напитка, как кофе с сахаром. В результате этих опытов было установлено, что ощущаемое человеком чувство сладости кофе усиливалось, если участники эксперимента слышали во время потребления кофе медленную джазовую музыку, а ощущение его горечи возрастало при звучании быстрых ритмичных мелодий.

Быстрая музыка в ходе этих опытов увеличивала также число тех людей, которые начинали ощущать во вкусе кофе его как бы кислый и соленый привкус, при том что компоненты с таким вкусовым восприятием в него специально не вводились.

Исследования показывают, что фоновая музыка вообще может оказывать значительное влияние на вкусовые ощущения людей. Они, например, позволили, в частности, обнаружить, что медленная музыка приводит к увеличению времени, проводимому человеком за столом. то же самое можно сказать и о том, когда он слышит музыку, которая ему нравится, по сравнению с той, которая симпатий у него не вызывает.

С другой стороны, быстрая музыка заставляет человека есть быстрее, и ее рекомендуют чаще использовать в тех точках быстрого питания, куда люди приходят, чтобы просто наскоро перекусить.

Было также обнаружено, что если в качестве звукового фона используется классическая музыка, то люди склонны тратить на еду больше денег. Это оказалось верным во всех случаях - платит ли человек за еду, которую подают в студенческом кафетерии, или тратит деньги в ресторане. Средний чек при этом практически всегда возрастает на 10 %.

Эти эксперименты еще раз подтверждают тот факт, что связь между слышимыми звуками и вкусом пищи существует не только для синестетиков, но и для обычных людей.

Другим уже ставшим классическим примером является обнаруженный в ходе специальных экспериментов факт, что вызываемый картофельными чипсами хруст оказывается одним из ключевых элементов при формировании их положительного восприятия потребителями.

Было показано, что, когда участники эксперимента слышали при потреблении чипсов более громкий хруст или повышенную интенсивность этого звука в высокочастотном диапазоне его спектра, они оценивали степень свежести и хрусткости чипсов на 15 % выше, чем тогда, когда слышали более тихий звук.

То же самое можно отнести и к упаковке чипсов. Проведенное в связи с этим дополнительное исследование показало, что чем громче шуршит упаковка, тем более хрустящими кажутся людям чипсы. Эффект, конечно, не настолько велик, как это происходит при изменении звука хруста самих чипсов, но он все равно оказывается достаточно значительным. Именно поэтому чипсы

практически всегда продают в шуршащих пакетах.

Другим ярким примером использования звуков во время еды можно считать попытки ряда современных рестораторов использовать для повышения популярности предлагаемых ими блюд так называемые «звуковые приправы».

Одним из первых успешных примеров реализации этой идеи было предлагавшееся посетителям блюдо из морепродуктов, к которому дополнительно подавалась большая морская раковина, из которой через наушники потребителю транслировались звуки морского прибоя и крики чаек.

Это блюдо и аналогичные ему по своей концепции виды еды пользуются неизменным успехом у посетителей ряда авангардных ресторанов до сих пор. Они утверждают, что устрицы кажутся им вкуснее, когда их потребление происходит на фоне звучания накатывающих на берег морских волн и шума ветра.

Поэтому вопросам подбора соответствующего звукового сопровождения еды для возможного повышения ее привлекательности в настоящее время уделяется самое пристальное внимание.

Одним из видов синестезии является способность человека испытывать определенные вкусовые ощущения, когда он слышит или прочитывает определенные слова. В своей ярко выраженной форме это явление встречается достаточно редко, но исследователи полагают, что и обычные люди в определенной степени обладают способностью соединять свои вкусовые ощущения со словами, относящимися к еде [5].

важным с практической точки зрения, например, при создании названий продуктов питания может быть наличие ассоциативных связей между словами и вызываемыми ими вкусовыми ощущениями (лексико-вкусовая синестезия) или звуками при их произношении и вкусом (фонемно-вкусовая синестезия). В этом случае органом, который создает ощущение вкуса, является мозг, а не сигналы рецепторов языка, глаз, носа и т. д.

К примеру, слово «микроскоп» может заставлять человека почувствовать вкус моркови, а слово «кризис» - вкус кофе. Это происходит, когда человек произносит, слышит или читает это слово.

Возникновение этого вида синестезии также связывают с близостью областей мозга, отвечающих за распознавание речи и вкуса еды. Наличие таких возможных ассоциаций, которые могут нести как положительную, так и отрицательную коннотацию, заставляет очень внима-

тельно подходить к формированию названий продуктов питания.

Недаром в этом случае часто цитируют фразу персонажа из известного мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»: «Как судно назовешь, так оно и поплывет».

Многим людям в связи с этим до сих пор кажется, что имя человека или предмета несет в себе отражение присущей им, но возможно, непостижимой для нас сущности.

В связи с этим маркетологам, выступающим в роли ономатетов (др.-греч. создатель или творец наименований) следует очень внимательно относиться к выбору названий, продвигаемых ими на рынке продуктов питания.

Им не следует утешать себя словами русского поэта Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...», так как предложенное ими неудачное наименование может сразу свести на нет усилия большой группы людей, принимавших участие в создании продукта. Недаром ранее полагали, что роль оно-матета может принадлежать только Богу.

В этой области деятельности, однако, не все так просто и прямолинейно. Так, фонемы, связанные с названием цветов и вызываемые синестезией их ощущения могут сильно отличаться. Слово «красный», как набор звуков, может вызывать представление синего цвета и т. д.

Лингвисты с этой точки зрения объясняют, например, описанный выше «кики-буба» эффект тем, что в первом слове преобладают передние гласные, а во втором - задние. Проведенные за последние 100 лет исследования свидетельствуют, по их мнению, о том, что передние гласные во многих языках ассоциируются с небольшими по размеру, тонкими и легкими предметами, а задние - с большими, жирными и тяжелыми.

Этот факт уже сегодня активно используется в названиях продуктов питания. Так, один из видов крекера имеет наименование «Ритц» (явный «кики»-термин), а сливочная помадка - «Ласка» («буба»-название).

Можно отметить, что люди объединяют, например, восприятие слова «резкость», когда речь идет об остром вкусе и вместе с этим с обонянием, когда чувствуют резкий запах. Это же слово используется, когда они видят или ощущают резкие грани предметов, и тогда, когда слышат резкие звуки.

Таким образом, одно и то же слово может стимулировать взаимосвязанную по своей эмоциональной окраске реакцию разных органов чувств на потре-

бляемую пищу, что будет находить свое непосредственное отражение в процессе формировании ее Вкуса в расширенном понимании этого термина, предложенного ранее авторами [3].

Практической иллюстрацией этого положения может служить сопоставление вкуса продукта питания и эмоционального состояния человека. Такая связь между словами, обозначающими вкус, и соответствующими эмоциями существует во многих языках.

Так, горькое ощущение от какого- то события, связанного с болью, сожалением или разочарованием, может ассоциироваться с горьким послевкусием, остающимся на языке после глотка, например, настоя хмеля.

С этой точки зрения характеристику «горький» шоколад при его рекламной презентации все же лучше заменить, например, на слово «темный» шоколад, так как, по крайней мере, для части потребителей слово «горький» будет создавать отрицательную коннотацию.

При рекламном описании пищевых продуктов следует поэтому шире использовать приемы синестезии, связанные с переносом или наложением одних чувственных ощущений на другие, стимулирующие заведомо положительные ассоциации [6, 7].

Примером может служить использование таких эпитетов в описании новых видов продуктов питания, как вкусный цвет, обволакивающий шелковый вкус, темный загадочный вкус, доминирующее вкусовое ощущение, подавляющие избыточный вкусовой шум, аппетитный аромат и т. д.

Приемы синестезии в рекламных презентациях помогают лексическими средствами связать в сознании потребителя ощущения, вызываемые практически всеми органами чувств, а также сочетать их с положительными по своей эмоциональной окраске чувствами.

Высококлассных специалистов в области разработки продуктов питания часто называют кулинарными художниками. Для них создание новых видов еды может рассматриваться в качестве исследовательского путешествия, предпринимаемого для того, чтобы представить нам новые, необычные, удивительные связи между ощущениями и органами чувств, а еду как целостное художественное впечатление.

Среди них, однако, известно очень небольшое число синестетиков, применяющих свои уникальные способности в выбранной ими сфере деятельности на практике.

42

2/2021 пищевая промышленность ^ 0235-2486

FuNcTioNAL NuTRiTioN

Почему так происходит? Настоящий художник или истинный поэт представляет в созданных им произведениях свой внутренний мир. Если человек попытается сделать то же самое с едой, многие из нас могут просто от нее отвернуться. Вы можете создать кулинарные странности, но не изысканную еду.

Тем не менее эксперименты по приготовлению еды, с точки зрения достижения гармоничности достигаемых при ее потреблении сенсорных ощущений, но в другом, нежели обычном их вкусовом измерении, вызывают все большой интерес среди многих потребителей.

Такая еда может рассматриваться с позиций достижения ею цветовой или звуковой гармонии, которая ассоциируется далее с необычным взаимодействием возникающих при этом вкусовых ощущений. Так, речь может идти об обеде, приготовленном в голубой гармонии и в стиле танго.

Ряд попыток такого рода под названием синестетических блюд или синестети-ческих трапез были описаны в литературе [8]. Разработанные на основе синестетических ассоциаций рецепты приготовления пищи могут отличаться большой оригинальностью и характеризоваться очень необычным сочетанием пищевых ингредиентов.

Вместе с этим они, в силу своей возможной нетрадиционности, присущей им, но возможно, ускользающей от нас, их внутренней логики могут привлекать внимание большого числа потребителей.

Применение на практике синестетиче-ских приемов приготовления продуктов питания может, по-видимому, помочь создать интригующие и по-настоящему значимые произведения в этой важной области человеческого творчества.

Заключение. В целом можно сделать вывод, что феномен синестезии существенно раздвигает пределы восприятия пищи человеком, что позволяет говорить

о нем как о важном факторе при проектировании продуктов питания, с целью использования его достижений для более полного удовлетворения даже не вполне осознаваемых потребностей потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rupp, R. Kiki or buba: what is shape of your taste? - [Electronic resource]. - Mode of access: http//:www.nationalgeographic.com/ culture/food/the-plate/2015/06/26/kiki-or-buba-what-is-shape-of-your-taste/.

2. Spence, C. Multisensory flavor perception // Cell. - 2015. - Vol. 161. - No. 1. -P. 24-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Штерман, С.В. О современном понятии Вкуса еды. I. Многофакторный характер формирования Вкуса еды / С.В. Штерман, М. Ю. Сидоренко, В.С. Штерман [и др.] // Пищевая промышленность. - 2020. - № 8. -С. 32-35.

4. Crisimel, A.S. Implicit association between basic tastes and pitch / A.S. Crisimel, C. Spence // Neuroscience letters. - 2009. -Vol. 464. - P. 39-42.

5. Taste, text, and evetyday synaesthesia. https://scenesofeating.com/ 2015/07/22/ taste-text-and-evetyday-synaesthesia/.

6. Мэй, Цзылинь. Синестезия как прием суггестивного воздействия в рекламном тексте / Цзылинь Мэй, О.Н. Чарыкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». - 2016. - № 4. - С. 42-43.

7. Сидоров-Дорсо, А.Н. Синестезия: мнения и перспективы. / А.Н. Сидоров-Дорсо, Ш.Э. Дэй. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. -278 c.

8. Спенс, Ч. Гастрофизика. Новая наука о питании / перевод с англ. Е. Зайцевой. -М.: Азбука Аттикус, 2017. - 308 с.

REFERENCES

1. Rupp R. Kiki or buba: what is shape of your taste? [Electronic resource]. Mode of access: http//:www.nationalgeographic.com/ culture/food/the-plate/2015/06/26/ kiki-or-buba-what-is-shape-of-your-taste/.

2. Spence C. Multisensory flavor perception. Cell. 2015. Vol. 161. No. 1. P. 24-35.

3. Shterman SV, Sidorenko M Yu, Shter-man SV. O sovremennom ponyatii Vkusa edi. I. Mnogofaktorniy kharakter formirovaniya Vkusa edi [About the modern concept of food taste. The multifactorial nature of the formation of the Taste of food]. Pischevaya promyshlennost' [Food industry]. 2020. No. 8. P. 32-35 (In Russ.).

4. Crisimel AS, Spence C. Implicit association between basic tastes and pitch. Neuroscience letters. 2009. Vol. 464. P. 39-42.

5. Taste, text, and evetyday synaesthesia. https://scenesofeating.com/ 2015/07/22/ taste-text-and-evetyday-synaesthesia/.

6. Mej Czylin', Charykova ON. Sinesteziya kak priem suggestivnogo vozdejstviya v reklamnom tekste [Synesthesia as a method of suggestive influence in an advertising text]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filologiya. Zhurnalistika» [Bulletin of the Voronezh State University. Series «Philology. Journalism»]. 2016. No. 4. P. 42-43 (in Russ.).

7. Sidorov-Dorso AN, Dej Sh E. Sinesteziya: mneniya i perspektivy [Synesthesia: opinions and perspectives]. Moscow: FGBOU VO MGPPU, 2019. 278 p. (In Russ.)

8. Spens Ch. Gastrofizika. Novaya nauka o pitanii [Gastrofizika. The new science of nutrition]. Translate from English by Zajcevoj H. Moscow: Azbuka Attikus, 2017. 308 p. (In Russ.)

Авторы

Штерман Сергей Валерьевич, д-р техн. наук Сидоренко Михаил Юрьевич, д-р техн. наук ООО «ГЕОН», 142273, Московская обл., Серпуховской р-н, п.г.т. Оболенск, Оболенское ш., стр. 1, info@farmamed.ru Штерман Валерий Соломонович, канд. хим. наук

Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское ш., 11, shterbox@mail.ru Сидоренко Юрий Ильич, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 109004, Москва, ул. Земляной Вал, д. 73 sidorenkomgupp@yandex.ru Чеботарева Наталья Ивановна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 109004, Москва, Ленинские горы, д. 1, chebot.provisormail.ru

Authors

Sergey V. Shterman, Doctor of Technical Sciences Mikhail Yu. Sidorenko, Doctor of Technical Sciences

Limited liability company «GEON», building 1, Obolenskoe highway,

Obolensk, Serpukhov district, Moscow region, 142273, info@farmamed.ru

Valeriy S. Shterman, Candidate of Chemical Sciences

Moscow State University of Food productions, 11, Volokolamskoe

highway, Moscow, 125080, shterbox@mail.ru

Yuriy I. Sidorenko, Doctor of Technical Sciences, Professor

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management,

73, Zemlyanoy Val str., Moscow, 109004, sidorenkomgupp@yandex.ru

Natal'ya I. Chebotareva

M.V. Lomonosov Moscow State University, 1, Lenin Hills, Moscow, 109004, chebot.provisor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.