Научная статья на тему 'О современном понимании и содержании категории «Правовая культура»'

О современном понимании и содержании категории «Правовая культура» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ / THE RIGHT / CULTURE / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломтев Валентин Владимирович

В статье на основе современных методов научного исследования предпринята попытка категориального и содержательного анализа научных представлений и взглядов относительно понятия «правовая культура», являющегося важным индикатором правового здоровья общества в условиях формирования правового государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the current understanding of the content and the category of «legal culture»

In offered article the author on the basis of modern methods of scientific research has made an attempt категориального and the substantial analysis of scientific representations and sights concerning concept «legal culture», legal health of a society being the important indicator in the conditions of formation of a lawful state and a civil society.

Текст научной работы на тему «О современном понимании и содержании категории «Правовая культура»»

Масштаб представлений о коррумпированности и извращенности правовых норм и институтов на сегодняшний день сложно переоценить. В настоящее время российское общество и государство переживают сложный, неоднозначный период, который, возможно, в будущем определит их дальнейшее развитие. И одним из основополагающих факторов должно стать формирование у населения высокого уровня правовой культуры, призванной обеспечить максимальное соблюдение законов при минимальной задействованности государственного аппарата в надзоре за их реализацией.

Актуальность проблемы, связанной с совершенствованием уровня правовой культуры российского населения в современных условиях, значительно возросла в связи с принятием в 2011 г. Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, где указано, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [1]. Данными основами определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В частности, были поставлены следующие задачи: формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения; преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию Российской Федерации как современного цивилизованного государства.

Следует отметить, что данная государственная политика ориентирована на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан.

Для более глубокого понимания и изучения поставленной проблемы следует рассмотреть, что же представляет собой в категориальном и содержательном аспектах современная правовая культура.

Понятие правовой культуры остается одним из дискуссионных вопросов современности. Само же словосочетание «правовая культура» отсылает нас к таким широким и многоплановым понятиям, как «культура» и «право». Необходимо отметить, что этимология данных слов и их лексическое значение зависят от тех исторических реалий и контекстов, в которых они употребляются.

Слово «культура» несет свое происхождение из латинского языка. Однако имеется несколько истолкований данного термина. Большая советская энциклопедия отсылает нас к латинскому термину «cultura» (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) и определяет понятие культуры как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [2]. Однако в последнее время все крепче занимает свои позиции мнение, что слово «культура» произошло от латинского «colere» (населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д.) [3, с. 414].

Необходимо отметить, что не существует единого определения культуры. Это обусловлено, во-первых, многоплановостью использования данного термина, во-вторых, культура является предметом исследований различных областей познания (юриспруденция, культурология, философия, социология, антропология и ряд других). В связи с этим вполне обоснованным является мнение В.П. Сальникова, Н.И. Матузова и А.В. Малько о том, что научные взгляды о культуре можно свести к трем группам: антропологические, социологические и философские [4, с. 626].

Антропологическая система взглядов представляет культуру как выражение натуры человека, сложившейся в процессе эволюции человеческой природы и представляющей собой систему ценностей, созданных человеком.

Социологический подход рассматривает культуру как один из способов организации общества, где культура выступает корректирующим фактором пути развития общества сообразно выработанным устоям и традициям.

В отечественной философии исторически сложились три основных подхода к понятию культуры. Сторонниками первого являются такие философы, как Г.Г. Карпов, А.Г. Спиркин и Д.И. Чесноков, которые трактуют культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся

результатом общественно-исторической трудовой деятельности человека. Под совокупностью материальных и духовных ценностей здесь понимаются достижения науки и техники, произведения литературы и искусства, общественные идеи и теории, а также степень распространения знаний среди населения, образовательный уровень народа [5, с. 390].

Отличительной чертой второго подхода является понимание культуры в широком и узком смыслах. Представителем данного подхода является В.М. Межуев [6]. Культура в широком смысле понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся результатом общественно-исторической трудовой деятельности человека. В узком смысле между понятием культуры и духовной культуры ставится знак равенства и в дальнейшем, при рассмотрении их как синонимов, под ними понимаются производство, распределение и потребление духовных ценностей. Как пишет В.М. Межуев, «...она (культура) является единым процессом созидания и освоения всего духовного богатства общества» [7, с. 33].

В третьем подходе культура определяется как процесс творческой деятельности людей, проявляющийся в определенных результатах этой деятельности.

В современной философии была сделана довольно удачная попытка на основе вышеуказанных трех подходов составить единое определение культуры, состоящее из пяти основных характеристик:

1. Особая форма и сфера деятельности, связанная с мышлением, занятием художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.

2. Общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от «дикости к цивилизованности».

3. Сумма общественных движений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации.

4. Специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого, способствующая его интеграции и придающая ему самобытность.

5. Духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности [8, с. 34-35].

Теперь необходимо обратиться к определению понятия «право», а также определить взаимосвязь между культурой и правом. Само слово «право» является общеславянским и образовано на основе слова «правь» (правый, т.е. правильный, верный, истинный) [9].

Понятие «право» характеризуется такой же многоаспектностью и широтой содержания, как и культура, поэтому мы сталкиваемся с аналогичными проблемами, что и при исследовании понятия «культура». Так, М.Н. Марченко в своем учебнике пишет, что юридическая литература, как отечественная, так и зарубежная, не дает «единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен» [10, с. 81].

В юридической науке различными учеными выделялись множество подходов к пониманию права. А.Б. Венгеров в своей работе описал два основных подхода к понятию права. Первый подход заключался в определении права как системы правил поведения, что получило название узкого, монистического понимания права. Во втором - право понимается как мера свободы личности или так называемое плюралистическое, широкое понимание права [11, с. 378]. Необходимо отметить, что именно при первом подходе возникает возможность определить социальную роль и степень важности права в обществе, поскольку право как система правил поведения выполняют регулятивную функцию и взаимодействует с такими понятиями, как «справедливость» и «свобода».

Здесь нужно обратиться к В.К. Бабаеву, который определял право как систему нормативных установок, опирающихся на общественно принятые принципы свободы и справедливости. Он выделял три основных подхода к определению понятия права: 1) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права); 2) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; 3) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости [12, с. 112113].

Переходя к вопросу о понятии правовой культуры, мы проанализируем его с точки зрения аксиологического подхода, т.е. с точки зрения той ценностной базы, которую она представляет собой по отношению ко всему обществу, а точнее - совокупности достижений правовой мысли,

юридической техники, практики, а также правовых идеалов и норм, которые отражены в научных трудах, в общественных нормах поведения и умах индивидов.

Юридической наукой, в основном, выделяются три уровня правовой культуры: обыденный, профессиональный и научно-теоретический.

Обыденный, или бытовой, уровень правовой культуры характерен для большинства населения, не имеющего глубокого понимания и знания права. Поскольку обыденный уровень присущ большинству населения, то он несет несомненную ценность в формировании правомерного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры характерен для лиц, непосредственно занятых в сферах деятельности, связанной с применением права. По сравнению с обыденным уровнем правовой культуры для данного уровня характерна более высокая степень знания и понимания правовых институтов.

Научно-теоретический уровень правовой культуры характерен для лиц, занимающихся научной деятельностью в области права, а также философии, социологии. Развитие научно-теоретического уровня правовой культуры находится в непосредственной связи с научной деятельностью ученых в области права.

Также в науке принято выделять составляющие, формирующие правовую культуру личности: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства и творческая деятельность индивида в правовой сфере [4, с. 626].

Под идейно-теоретическими правовыми представлениями мы понимаем систему взглядов на действующее или желаемое право, правовые явления, на правовую жизнь в целом.

Позитивные правовые чувства представляют собой настроение, отношения, привычки и традиции в области права, которые и составляют в единстве так называемую правовую психологию.

Соответственно, творческая деятельность индивида в правовой сфере представляет собой внешнее выражение к праву. Сюда можно отнести и нормотворческую деятельность, научные исследования, учебники, комментарии к законодательству и т.д.

Чаще всего в науке функциями правовой культуры называют познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую.

Познавательно-преобразовательская функция подразумевает под собой деятельность в рамках института правовой культуры, направленную на накопление теоретических знаний и организацию деятельности по формированию правового государства и гражданского общества.

Праворегулятивная функция правовой культуры означает осуществление правовой культурой возможностей по обеспечению эффективного функционирования правовой системы общества.

Ценностно-нормативная функция состоит в оценке права и правовых институтов с позиций аксиологического подхода, что позволяет составить систему, отражающую культурную ценность институтов права, как для общества в целом, так и для отдельного индивида.

Правосоциализаторская функция подразумевает осуществление правового воспитания личности и ликвидацию правовой безграмотности, таким образом, являясь одной из важнейших функций правовой культуры.

Мы считаем вполне оправданным мнение о возможности выделения в развитии правовой культуры трех стадий: стадии традиционной правовой культуры, стадии правовой культуры модерна и стадии правовой культуры постмодерна.

Характеристика данных стадий формирования правовой культуры была дана в работах М.Ю. Осипова, согласно которому: «В основе традиционной правовой культуры лежит традиция, заложенная тысячелетия назад, господство авторитета, социально-правовая иерархия. Данный тип правовой культуры является монопольным. Плюрализм правовых культур не допускается.

Правовая культура модерна базируется на идее человека как устроителя Вселенной, поэтому в ее основе лежит идея прав человека, свободы индивидуума, справедливости, а посему происходит отрицание системы иерархических привилегий, признание формального равенства людей.

Правовая культура постмодерна пока только формируется. Для нее характерен правовой плюрализм и признание необходимой свободы индивидуума, многообразия правовых культур, концепций, течений. Правовая культура постмодерна напоминает ризому, т.е. множественность правовых культур в одном обществе, утрату иллюзий универсальности правового развития, отказ от

идей правовых универсалий, преувеличения роли случая в детерминации правовых процессов» [13, с. 75-81].

Указанное мнение перекликается с формационным подходом, который связывает эволюцию в обществе с развитием производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений. По нашему мнению, данное сходство не случайно, а вполне закономерно и оправданно, т.к. правовая культура общества не может оставаться в стороне от процессов эволюционного изменения производственных и иных отношений в обществе. Из чего мы можем сделать вывод, что правовая культура не статичная структура внутри общества, служащая для определения законопослушности среднего индивида, а динамичная, развивающаяся часть общественной культуры.

Таким образом, правовая культура представляет собой общественное явление, основывающееся на общечеловеческих правовых ценностях и отражающее качественный уровень правового воспитания, правового сознания, правового менталитета и правового нигилизма в обществе. Важнейшее место в структуре правовой культуры составляет правовая культура личности, ее правосознание, оценка личностью правовых явлений в обществе и деятельность индивида в правовой сфере.

В целом же, как справедливо отмечает В.Е. Толпыкин: «Правовая культура, использующая все ценное, которое имеется как в отечественном, так и в мировом цивилизованных правотворческих процессах, будет способствовать успешному проведению реформ и реализации приоритетных национальных проектов России» [14, с. 37]. В связи с этим можно сделать общий вывод о том, что правовая культура является важной составляющей построения правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Литература

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля.

2. Большая советская энциклопедия // URL: http://slovari.yandex.ru/

3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Сальников В.П. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2008.

5. Чесноков Д.И. Исторический материализм. М., 1965.

6. Культура. Творчество. Человек. М., 1970.

7. Межуев В.М. Понятие культуры // Коммунизм и культура. М., 1966.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 3-е изд. М., 1998.

9. Этимологический словарь Крылова // URL: http://www.slovopedia.com

10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2006.

11. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2002.

12. Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

13. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2012. № 1.

14. Толпыкин В.Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права // Философия права. 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.