ПРАВО
LAW
УДК 16
Толпыкин Виктор Егорович Tolpykin Victor Egorovich
кандидат философских наук, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета тел.: (861) 265-08-02
ПРАВОСОЗНАНИЕ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН
Candidate of Philosophy, professor of the chair of philosophy, Kuban State University tel.: (861) 265-08-02
LEGAL AWARENESS AS SOCIAL-AND-CULTURAL PHENOMENON
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу важнейшей философско-правовой категории, каковой является категория правосознание. Подчеркивается, что правосознание является формой осознания права как специфического явления социальной действительности. Показаны истоки происхождения и развития правосознания, раскрывается структура правосознания и показаны ее место и роль в сфере философского знания и юриспруденции.
Ключевые слова:
правосознание, правовая идеология, правовая психология, индивидуальное правосознание, общественное правосознание, правовые отношения, правовая культура.
The summary:
This article analyzes the most important philosophical and legal category, which is the category of legal awareness. It is emphasized that the legal awareness is a form of awareness of law as a specific phenomenon of social reality. There are shown the sources of origin and development of legal awareness, revealed the structure of justice and shown its place and role in the field of philosophical knowledge, and jurisprudence.
Keywords:
legal awareness, legal ideology, legal psychology, individual legal awareness, social legal awareness, legal relations, legal culture.
Как и право, правосознание является атрибутом, составной частью правовой жизни общества и важнейшей категорией философии права. Право и правосознание - явления, находящиеся в неразрывной связи. Как право немыслимо без правосознания, так и правосознание немыслимо без права, которое является для него базой и отправной точкой. Право и правосознание - корреляты. Опираясь на право и являясь его коррелятом, правосознание выступает формой осознания права как специфического явления социальной действительности.
Определяясь уровнем развития общественного бытия, экономическими отношениями, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми правовыми взглядами (оправдание эксплуатации человека человеком, социальное неравенство, классовое и сословное деление населения, идеи народовластия, свободы личности и т. д.).
Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания: с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями; отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к пожизненному заключению, смертной казни, формам собственности, к взаимоотношению полномочий парламента и президента и др.).
Правосознание следует также рассматривать не только как часть единого целого общественного сознания, но и как одну из его форм, представляющую собой совокупность чувств, мнений, идей, теорий, выражающих отношение людей к праву, законности. При этом следует подчеркнуть, что оно дуалистично по своей природе, по внутренней сути. Будучи процессом отражения права в сознании людей, правосознание одновременно является результатом этого отражения. Отсюда многоуровневость сфер его воплоще-
ния, включающих не только правовые знания и правовые оценки, но и конкретноисторическую практику формирующихся в обществе правовых отношений. Как и любая форма общественного сознания, правосознание складывается из правовой психологии и правовой идеологии, что в гносеологическом плане соответствует обыденному и теоретическому уровням правового сознания.
Правовая психология представляет собой совокупность чувств, умонастроений, эмоций, переживаний, навыков, привычек, посредством которых как различные социальные группы, так и отдельные личности выражают свое отношение к различным правовым явлениям. Таковы, например, чувство справедливости, отношение к произволу, беззаконию, преступности и т. д. Правовая психология как обыденный уровень правового сознания формируется стихийно, под влиянием непосредственного жизненного опыта людей, реальной практики правовых отношений, возникающих при неизбежном соприкосновении с правовыми явлениями. Правовые знания, приобретаемые на этом уровне, неорганизованны и бессистемны.
Правовая идеология, соответствующая теоретическому уровню правосознания, -это система правовых идей, взглядов, теорий, в которых либо обосновывается необходимость определенных норм права, либо доказывается их неправомерность. Речь здесь идет не о различных, стихийно возникающих знаниях, а об их ценностной системе, дающей возможность проникнуть в сущность правовых явлений, раскрыть внутренний механизм правового регулирования. На этом уровне формируется комплекс юридических наук, разрабатываются научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам.
Разграничение правовой психологии и идеологии существует лишь в абстракции. В действительности ни правовой психологии, ни правовой идеологии не существует в чистом, рафинированном виде. Подобно тому, как чувства и разум едины и неразделимы, точно так же и формирующиеся на их основе структурные элементы правосознания внутренне диалектически взаимосвязаны. При этом способы такой взаимосвязи многократно варьируются, возможности сочетания и взаимодействия характеризуются бесконечным разнообразием. Исторически правовая психология предшествует правовой идеологии. В гносеологическом же плане правовая психология в совокупности правовых чувств, эмоций, правовых навыков и привычек создает на уровне обыденного познания предпосылки для формирования правовой идеологии. В свою очередь, сформировавшись, правовая идеология оказывает абстрактное влияние на правовую психологию, преодолевая свойственную ей стихийность и придавая ей более планомерный, целенаправленный характер.
Если состояние правовой психологии выражает, образно говоря, уровень элементарной политической и правовой грамотности как на индивидуальном, так и на общесоциальном уровне, то правовая идеология - показатель правовой образности. А соответственно здесь значительно острее, реальнее, обнаженнее и жестче проявляется субъективный фактор, связанный с мировоззрением личности, системой ее ценностных ориентаций, составляющих основу как общей, так и, в частности, правовой культуры.
В современных исследованиях по философии права, по общей теории права и государства анализу правовой культуры и ее структурных элементов, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. Авторы многих работ, как правило, ограничиваются лишь общей характеристикой правовой культуры, рассмотрением ее как слагаемой, составной части общей культуры личности общества. При этом нередко правовая культура личности рассматривается лишь как своеобразная проекция правовой культуры общества. Методологическим истоком такого подхода является фактическое отождествление индивиду-
ального и общественного правосознания, недооценка или сознательное игнорирование качественного различия между ними.
Между тем учет не только единства, взаимосвязи, взаимообусловленности, но и различий между индивидуальными и общественными формами и проявлениями индивидуального правового сознания - залог успешной, плодотворной деятельности в сфере и юридической теории, и юридической практики. Ведь нельзя недооценивать этот факт, что индивидуальное правовое сознание - это сознание индивида, личности, находящейся в фокусе бесконечного многообразия пересекающихся между собой социальных, в том числе и правовых явлений. Их ассимиляция личностью наиболее полно выражает единство объективного и субъективного в процессе формирования правосознания и во многом определяется не только спектром объективных правовых реалий, но и особенностями психологического склада личности, ее эмоциональной и интеллектуальной восприимчивостью мировоззренческой позиции, системой ценностей, которыми личность руководствуется.
Правовое сознание различных социальных групп, а тем более правовое сознание общества в целом, хотя и складывается из правового сознания множества отдельных личностей и формируется на его основе, не может быть сведено к нему. Ибо на уровне общественных форм в правовом сознании отражаются условия не только индивидуальной жизнедеятельности, но и общественное бытие в целом.
Выяснение действительной взаимосвязи индивидуального и общественного правосознания в их единстве, взаимообусловленности - с непременным учетом глубоких качественных различий между ними - помогает раскрыть структуру правовой культуры, тенденции и закономерности ее развития.
Правосознание, являясь - наряду с правом, правовыми отношениями, законотворческой и правоприменительной деятельностью - важнейшим структурным элементом правовой культуры, во многом определяет ее не только гносеологический, но аксиологический статус. Правовая культура как ценность с полным основанием может рассматриваться в качестве своеобразной проекции культурно-исторического развития общества. Она представляет собой одно из величайших достижений человечества. И, безусловно, правовая культура характеризует достигнутый уровень в правовой организации - как на уровне отдельной личности, так и общества в целом. Являясь одним из видов духовной культуры, правовая культура охватывает все ценности, созданные деятельностью людей в области права: правосознание, степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения. Она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации в целом и отдельных групп населения. В таком понимании правовая культура есть качественное состояние правовой жизни общества.
Правовая культура выступает как следствие и показатель зрелости всей государственной системы и характеризует зрелость правосознания на уровне отдельной личности. Уважительное отношение к праву, правовая информированность о содержании правовых норм, знание, понимание и следование праву, а это невозможно сделать без организации системного и целенаправленного юридического всеобуча - таковы слагаемые, которые позволят искоренить правовой нигилизм в его многообразных проявлениях и формах на уровне всех ветвей государственной власти и отдельной личности.
И, наконец, следует особо подчеркнуть, что степень зрелости правовой культуры -важнейший показатель не только правовой, но и социально-нравственной ориентации личности и общества.
В заключение следует сделать следующие выводы: во-первых, правосознание как социокультурный феномен является формой осознания и познания права как специфиче-
ской сферы социальной действительности; во-вторых, в системе категорий философии права правосознание выполняет, по крайней мере, три важнейшие функции: гносеологическую, оценочную и регулятивную; в-третьих, правосознание - важная сфера правовой культуры, показатель развития правовой жизни общества; в-четвертых, правовая культура - важнейшее средство в искоренении правового нигилизма как на государственном уровне, так и на уровне отдельной личности; в-пятых, процесс формирования научнотеоретического правосознания и правовой культуры в целом требует системного, целенаправленного и в то же время дифференцированного подхода к правовому всеобучу граждан России.