Научная статья на тему 'Развитие структуры правосознания студентов в образовательном процессе вуза'

Развитие структуры правосознания студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1212
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕН ПРАВОСОЗНАНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ / РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / LEGAL AWARENESS / PSYCHOLOGICAL AND LEGAL APPROACH / PHENOMENON OF LEGAL AWARENESS / FUNCTIONAL STRUCTURE OF LEGAL AWARENESS / DEVELOPMENT OF LEGAL AWARENESS / FORMATION OF LEGAL AWARENESS / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евстафеева Евгения Александровна

Рассматривается проблема развития правосознания студентов вуза. Уточняется сущность структуры правосознания студента. Применяется психологоправовой подход к изучению и развитию правосознания студентов в образовательном процессе вуза. Выстроена технология формирования правового сознания у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ LEGAL AWARENESS STRUCTURE IN UNIVERSITY EDUCATION PROCESS

The problem of university students’ legal awareness development is reviewed. The essence of student’s legal awareness structure is specified. Psychological and legal approach to the study and development of students’ legal awareness in university education process is applied. The techniques of forming university students’ legal awareness are build up.

Текст научной работы на тему «Развитие структуры правосознания студентов в образовательном процессе вуза»

УДК 378.01+340.11 ББК Ч448.02

РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА*

Е.А. Евстафеева

Челябинский государственный университет

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ LEGAL AWARENESS STRUCTURE IN UNIVERSITY EDUCATION PROCESS

E. Evstafeeva Chelyabinsk State University

Рассматривается проблема развития правосознания студентов вуза. Уточняется сущность структуры правосознания студента. Применяется психологоправовой подход к изучению и развитию правосознания студентов в образовательном процессе вуза. Выстроена технология формирования правового сознания у студентов вуза.

Ключевые слова: правосознание, психолого-правовой подход, феномен правосознания, функциональная структура правосознания, развитие правосознания, формирование правосознания, технология.

The problem of university students’ legal awareness development is reviewed. The essence of student’s legal awareness structure is specified. Psychological and legal approach to the study and development of students’ legal awareness in university education process is applied. The techniques of forming university students’ legal awareness are build up.

Keywords: legal awareness, psychological and legal approach, phenomenon of legal awareness, functional structure of legal awareness, development of legal awareness, formation of legal awareness, techniques.

Правовое государство, к которому стремится современная Россия, невозможно вне контекста развития правосознания населения. Недостаток юридических знаний и неумение ими пользоваться приводят к снижению уровня правового развития и правовой культуры общества.

Сегодня изучение проблемы правосознания актуально не только для правовой науки, но и для системы высшего образования, выдвинувшей новую цель в образовательном процессе - ориентацию на личность, для которой ценностью становятся не знания как таковые, а ее самореализация благодаря полученным знаниям. Изучение правосознания студентов открывает возможность применения новых данных для построения нового образовательного процесса, нацеленного на соз-

дание правовой культуры студентов, накопление правовых знаний у молодежи.

Понимание всех составляющих правового сознания является основой на пути к его эффективному формированию у специалистов различных направлений. Это понимание прежде должно сформироваться у педагогов и преподавателей высшей школы. Только в этом случае, в связи с другими социализирующими факторами, формирование и развитие правовой культуры у студентов будут осуществляться успешно. Педагог должен быть готовым к участию в формировании правовой культуры студента, созданию особого правового пространства развития его личности, защищающей свои права и свободы без ущемления прав других лиц.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта «Исследование когнитивного компонента правосознания субъекта», проект РФФИ № 12-06-90811-мол_рф_нр.

Теория и методика профессионального образования

От качественного решения задачи развития правосознания у студентов высших учебных заведений напрямую зависит развитие правового общества в целом. Студент, обладающий развитым правосознанием на уровне всех его структурных элементов, способен стать активным носителем правовой культуры, идей права, справедливости, участвовать в укреплении законности, повышении правовой культуры населения. Поэтому данные, полученные при изучении структурных компонентов правосознания студентов, имеют высокую практическую ценность для педагогов, преподавателей высшей школы, занимающих активную социально-правовую позицию при становлении и развитии правосознания у студентов высших учебных заведений.

Проблеме правосознания посвящено значительное количество исследовательских работ философов, психологов, педагогов и социологов. Педагогические исследования посвящены изучению лишь узких вопросов правового образования, правового воспитания, правовой культуры студентов отдельных специальностей [2, 4, 9]. В педагогических научных работах понятие правосознания чаще всего основывается на определениях теории права без учета психологического компонента феномена [2, 4, 9].

Наибольший интерес для изучения и развития правосознания студентов представляет психолого-правовой подход, яркими представителями которого являются Е.О. Голынчик, О.А. Гулевич, Г.Х. Ефремова, А.Р. Ратинов, Л.А. Ясюкова и др. Сделаем попытку проанализировать понятие правосознания и его структуру в рамках указанного подхода.

У человека в процессе жизни, общения, обучения складывается система объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через их соотношение с этими знаниями [7]. Это процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя.

Человеческое сознание складывается из специфики отражаемых объектов и сфер общественной жизни. Одной из важнейших сфер общественной жизни является право. Таким образом, сознание испытывает регулирующее воздействие всех явлений правовой действительности и направлено на их усвоение, образуя соответствующую форму сознания - правосознание. Как любая другая сфера

человеческого сознания, правосознание формируется на соответствующей реальной основе и является относительно самостоятельным образованием и выполняет только ему присущие функции. Правосознание является непосредственным проводником права в общественную деятельность. Следовательно, правомерное и отклоняющееся поведение - это результат определенной совокупности компонентов правового сознания [6]. И здесь особый интерес для развития правовой культуры студентов представляет функциональная структура правосознания Г.Х. Ефремовой и А. Р. Ратинова, которая включает в себя когнитивный, аффективный и волевой компоненты, служащие основанием для установления трех основных функций правового сознания: познавательной, оценочной и регулятивной [6]. Каждая из функций имеет свои определенные основные компоненты. В соответствии с принципом единства сознания и деятельности ученые отмечают, что структура правосознания может рассматриваться только по результатам функционирования его конечных продуктов [5, 8].

Познавательная функция выражает когнитивный компонент правосознания, показателями которого в деятельности являются юридические знания и умения субъекта. Оценочная функция правосознания субъекта отражает когнитивно-эмоциональный компонент и выражается в деятельности оценочными мнениями к праву и практике его использования. Интеллектуально-эмоционально-волевой компонент отражается в регулятивной функции правосознания, которая характеризуется правовыми установками и ориентациями.

Следует отметить, что когнитивная функция правосознания людей не выражается только приобретением юридических знаний. Как совершенно верно замечает А.Р. Ратинов, обозначая специфику данной функции, можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. Поэтому совершенно необходимо учитывать практический опыт использования юридических знаний субъекта. Правовые знания и умения через правовую практику включаются в личный опыт субъекта деятельности. Затем познаваемые им правовые явления соотносятся с его потребностями, интересами, целями и, естественно, вызывают к себе определенные отношения. Значимые для личности правовые явления приобретают определенный смысл, становясь ценностью. И здесь оценочное отношение к правовым объектам позна-

ния и практической деятельности приобретает интеллектуально-эмоциональную окраску [6].

Однако система оценочных отношений может никогда не реализоваться в практике без необходимых пусковых механизмов активности субъекта в правовой деятельности. Роль пускового механизма в данном случае осуществляет волевой компонент сознания личности, формирующий готовность действовать определенным образом в юридически значимой ситуации. Появление данного компонента приводит к образованию социальноправовых установок, когда объектом установки являются различные правовые ценности. Система ценностных ориентаций представляет совокупность правовых установок.

Таким образом, посредством правовых установок и ориентаций осуществляется регулятивная функция правосознания, стабилизирующая правовую активность личности.

Другой психологический подход к определению функций правосознания с позиций сфер жизнедеятельности личности предлагает Л.А. Ясюкова. Она выделяет три относительно самостоятельные сферы функционирования правосознания: бытовую, профессионально-деловую и социально-гражданскую. Предлагаемая модель строится на представлениях об обыденном правосознании. По сути, она позволяет нам обнаружить обыденные представления отдельных социальных общностей и российских студентов в отношении не только правового регулирования, но и различных менталитетов, верований, этических норм. Функциональная модель Л.А. Ясюковой позволяет нам обнаружить степень сформиро-ванности обыденного правосознания у студента в той или иной сфере жизнедеятельности. Как отмечает автор, правосознание может быть не полностью развитым во всех сферах сразу. Оно может регулировать поведение человека только в одной-двух сферах [10].

В отечественной психологии также изучаются отдельные компоненты правосознания: аттитюды (социальные установки) по отношению людей к любым объектам, связанным с правовой сферой (аттитюды к закону, преступлениям и преступникам, наказанию и работникам профессиональных правовых институтов) [3]. Каждая из них включает в себя три компонента - когнитивный (содержательный и оценочный), аффективный (чувства по отношению к объекту восприятия), поведенческий (готовность или намерения

вести себя определенным образом в правовой ситуации) [3].

Таким образом, под правосознанием понимается сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [6].

В западной психологии придерживаются мнения о том, что правовое поведение человека можно предсказать на основании его намерений, которые складываются под влиянием ряда факторов, одними из которых являются когнитивный и аффективный компоненты установок, социальные нормы, поведенческие привычки, ожидание от совершения или несовершения правового поступка [11].

Для решения проблемы противоправного поведения западные коллеги используют различные поведенческие подходы: теорию бихевиоризма (Б.Ф. Скиннер, Дж. Уотсон); теорию ожиданий Дж. Роттера, согласно которой будут ли осуществляться определенные противоправные действия, зависит от наших ожиданий и от того, какую ценность мы придаем вероятным результатам нашего поведения (Дж. Роттер, У. Мишель); моделирование в процессе социального научения (А. Бандура); принцип дифференциальной ассоциации (Р. Акерс, Р. Бюргес, Д. Крейсси, Э. Сазерленд); теорию нонконформизма, которая утверждает, что правонарушения имеют место тогда, когда тяготение человека к общепринятому порядку или нормативным стандартам ослабевает или в значительной степени отсутствует, то есть процесс правовой социализации остается незавершенным или становится деформированным (Т. Хирши); а также теория индуцированного фрустрацией противоправного поведения (Л. Берковитз) и др. [1].

Хотя проблема определения правосознания и его структуры до сих пор не разрешена, в науке существует необходимый задел к изучению правосознания студентов вуза и его дальнейшего развития [3, 6, 10].

Вопрос развития правосознания остается недостаточно разработанным. В отечественной психологии и педагогике ведущим фактором развития личности является социальный процесс (социализация) [2, 4, 5, 8, 9]. Не является исключением и правосознание, кото-

Теория и методика профессионального образования

рое формируется в едином процессе социализации личности. Многие авторы соглашаются с тем, что основы развития правосознания закладываются в процессе социализации [2, 6, 10]. Процесс формирования правосознания осуществляется в рамках включения субъекта в основные социальные институты. На формирование правосознания наряду с социальноправовыми институтами оказывает влияние собственное самостоятельное поведение субъекта в сфере права [2]. Развитие правосознания оказывает влияние на принятие новой социально-правовой роли (например, участие в работе коллегии присяжных), ответственности, изменение рамок восприятия правовой информации и ситуации, опыт принятия правовых решений.

В процессе взросления человек, включаясь в более сложные виды деятельности, коммуникации, обогащает и развивает правовую сферу сознания. В этот период влияние на правовую социализацию оказывают социальные учреждения, в которые включена личность (школа, колледж, техникум, высшая школа, организации досуга молодежи и др.). Правовая социализация определяется А.Р. Ра-тиновым как «процесс овладения субъектом правовой практикой и правовым опытом для приобретения и использования навыков правомерного поведения, для правильной оценки поведения окружающих и содействия нормальному функционированию правовой системы, благодаря чему в конечном счете обеспечивается возможность удовлетворять законные притязания субъекта на необходимую меру правовой защиты и реальную для него возможность пользоваться своими субъективными правами» [6].

На основании психо лого-правового подхода мы предлагаем следующую технологию развития структуры правосознания студента в образовательном процессе при подготовке не только юридических кадров с высоким уровнем правового развития, но и бакалавров, и специалистов других направлений подготовки. Мы предлагаем начать с процесса решения правовых задач студентами вуза. Решение правовых задач, содержащих конкретные правовые факты, выступит условием развития познавательной активности студентов, позволит проследить у них формирование правовых знаний, оценочных суждений и моделей поведения. Такой процесс позволит педагогу целенаправленно руководить процессом формирования компонентов правосознания.

Следующим этапом развития правосознания может стать принятие новой социальноправовой роли студентами вуза (участие в правозащитных организациях, коллегии присяжных и др.) с целью укрепления сформировавшейся модели правового поведения. Принятие новой роли приведет к развитию новых правозначимых качеств: ответственности, решительности; изменению рамок восприятия правовой информации и ситуации. Такой опыт принятия правовых решений приведет к развитию самостоятельности субъекта в юридически значимых ситуациях. Моделирование как психолого-педагогический метод формирования структуры правосознания студентов станет условием становления у них целостного правосознания, а также качеств, способствующих правовому развитию (инициативности, самостоятельности и др.).

Поскольку именно правосознание является источником правовой активности будущих специалистов и внутренним регулятором их юридически значимого поведения, развитие правосознания студентов является одним из приоритетных направлений педагогической работы.

Таким образом, научная новизна работы заключается в том, что уточняется сущность структуры правосознания студента; представляется подход к изучению и развитию правосознания студентов в образовательном процессе вуза; определена технология формирования правового сознания у студентов вуза.

Литература

1. Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2004. - 352 с.

2. Бибарсова, Г.Ш. Формирование гражданско-правового сознания студентов-юрис-тов: дис. ... канд. пед. наук/Г.Ш. Бибарсова. -Ставрополь, 2006. - 183 с.

3. Гулевич, О.А. Поведение в правовой сфере и социальные установки (на примере участия в работе коллегии присяжных) / О.А. Гулевич // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - № 3. - С. 129-136.

4. Занданова, О. В. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе вуза: дис. . канд. пед. наук / О. В. Занданова. -Улан-Удэ, 2010. - 163 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Ратинов, А.Р. Правовая психология и преступное поведение: теория и методология исследования / А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1988. - 253 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.

9. Фаттахова, Г.Р. Формирование когни-

тивных составляющих правосознания студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук /Г.Р. Фаттахова. - Уфа, 2007. - 221 с.

10. Ясюкова, Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития / Л.А. Ясюкова // Прикладная психология. - 2000. - № 4. -С. 1-13.

11. Sheeran, P. Mediator of Moderators: Temporal Stability of Intention and the Intention-Behavior Relation / P. Sheeran, C. Abraham // Personality and Social Psychology. - 2002. -Vol. 13. - P. 293-323.

Поступила в редакцию 26 августа 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.