Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры молодежи'

Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5313
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE / ПРАВО / LAW / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PRACTICE OF LAW / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенов В. Е.

Анализируются вопросы формирования правосознания и правовой культуры молодежи, последовательно и аргументировано раскрываются различные аспекты формирования правосознания с учетом особенностей этого процесса для такой категории населения нашей страны как молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical problems in the theory of the youth's legal awareness and legal culture

The problems of the youth's legal awareness and legal culture formation are analyzed. Different aspects of legal awareness formation subject to the peculiarities of this process for the Russian youth are successively revealed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры молодежи»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

МОЛОДЕЖИ

В.Е. Семенов

TOPICAL PROBLEMS IN THE THEORY OF THE YOUTH'S LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE

Semenov V.E.

The problems of the youth's legal awareness and legal culture formation are analyzed. Different aspects of legal awareness formation subject to the peculiarities of this process for the Russian youth are successively revealed.

Анализируются вопросы формирования правосознания и правовой культурыi молодежи, последовательно и аргументировано раскры/ваются различные аспектыi формирования правосознания с учетом особенностей этого процесса для такой категории населения нашей страныi как молодежи.

УДК 340.114

Вопросы изучения правосознания в нынешний период развития России имеют несомненно актуальное значение. В современной науке уже разработаны основы общей теории правосознания и правового воспитания. Среди них необходимо выделить работы следующих авторов: Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лу-кашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, В.С. Нерсесянца, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова. И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Т.М. Шам-ба, В.А. Щегорцева, А.С. Явича.

Правосознание выступает одной из форм общественного сознания. П.П. Баранов определяет правосознание «как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан Российской Федерации как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям (1). При его изучении выделяют гносеологический и социологический аспекты, которые несмотря на различия дополняют друг друга.

Правосознание - это внутренний, личный регулятор юридически значимого поведения, характеризующий многосложные и динамичные процессы, происходящие в нашем обществе. Они требуют переоценки

многих теоретических постулатов, необходимости большого использования научного наследия российских юристов в решении сегодняшних проблем, в том числе вопросов форм, методов и систем правового воспитания и правосознания. Итак, молодежь - это социальный объект, способный к инициативе и обратному воздействию на общество. Вот простая истина, которую нужно учитывать в подходах к воспитанию в целом, и к правовому в частности. Поэтому важно рассмотреть вопрос о том, каковы факторы, детерминирующие правосознание молодого человека, а также каково влияние новейших тенденций, изменяющих его, какие есть эффективные нормы, средства и методы правовоспитательной работы с молодыми гражданами. Правосознание молодежи - сложный идеологический и психологический комплекс, отражающий разнообразные элементы социально-правовой реальности. Это правовые взгляды и представления, правовые знания, правовые потребности, интересы и установки, а также государственно-правовые идеалы молодого поколения.

Для того, чтобы решить проблему повышения правосознания как части правовой культуры молодежи, необходимо уделить большое внимание проблеме эффективности и качества правового воспитания. Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих. общественных организаций и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания молодежи. Следует более подробно расшифровать представленный тезис о правовом воспитании, оно (правовое воспитание) реализуется за счет правового обучения, юридической практики, самовоспитания. Самовоспитание заключается в формировании у каждого молодого человека глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и в личной практике.

Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для молодых юристов-профессионалов есть способ профилактики

деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.

Существенную роль в правовом воспитании и обучении молодежи играет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Еще Монтескье писал, что для человечества нет ничего важнее, чем правосудие. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде являются компонентом в содержании устойчиво-положительного отношения к практике реализации права.

Длительное время правосознание молодежи изучалось исключительно с помощью абстрактно-теоретических методов. В результате односторонней ориентации науки оказались неразработанными многие важные аспекты этого явления. Рассмотрим, например, проблемы правовой пропаганды и ее эффективности среди молодежи. Еще в советское время поднимался вопрос о необходимости разработки целостной концепции использования печати и средств массовой информации в целом как основного средства формирования правовой культуры молодежи и целевых программ данного вида деятельности. В 1998 году такая работа началась. Отрадно, что основными разработчиками законопроекта стали молодые юристы. Социальное и финансово-экономическое обоснование законопроекта вытекает из концептуальной направленности молодежной политики на развитие личности молодого гражданина, поощрение его творческого труда. Задачи правовой пропаганды и правового воспитания являются одними из приоритетных для правоохранительных органов, внутренних дел. Сегодня, к сожалению, участие юристов в пропаганде права и правовом воспитании не носит столь массовый характер как во второй XX века, этому явлению есть множество причин: это социально-экономический и морально-психологический кризис, это возросшие потребности в юристах в различных областях права.

В настоящее время в сфере правового воспитания и в правовой пропаганде все

большую роль играют объединения юристов и особенно молодых, формирование ассоциаций юристов. За последние годы в России в десятки раз увеличилось число юридических факультетов. Профессия юриста становится одной из самых популярных. Думается, что роль ассоциации российских юристов, продолжателей дела юридических обществ, будет более весомой, особенно в практическом изучении правосознания населения, а также в правовом воспитании граждан России. В настоящее время вопросы правосознания, правового воспитания и пропагандирование права юристами освещаются в основном средствами массовой информации, а также через систему специализированных юридических изданий. Но все же здесь наблюдается характерная тенденция. Значительно снизились тиражи газет и журналов правовой направленности, а появившиеся в последнее время новые юридические специализированные и популярные правовые издания в силу их молотиражно-сти не оказывают существенного воздействия на правосознание российских граждан. Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что общество остро и постоянно нуждается в развитии правовой культуры граждан для своего прогресса.

Структура правосознания, рассматриваемая в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием правовой действительности, выступает начальной эмпирической степенью правосознания. Коренным отличием правовой идеологии является то обстоятельство, что она представляет более высокий концептуальный уровень правосознания. Правовая идеология и правовая психология находится в органической связи и взаимосвязи, но при этом в существенной степени отличаются друг от друга. Ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей. При социологическом аспекте анализа правосознания выделяются три компонента: познавательное, оценочное и практическое правосознание. В современной

литературе при рассмотрении вопроса о функциях правосознания называют гносеологическую, регулирующую функции и функции правового моделирования. В.В. Лапаева выделяет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивную функции (2). Особое значение имеет определение правовой идеологии. Автор полностью разделяет мысль Синюкова В.Н. о том, что основой этой идеологии должна быть идея общенациональной демократической правовой государственности. Ее развитие необходимо увязать с перспективами правовой политики и культурно исторически ориентированного государства (3). А.Б. Венгеров дает следующее определение правосознания: «Это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания в правовой сфере, ее изменения, определяющая, что считать правомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания» (4). А у С. А. Комарова находим следующее определение: «Правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни» (5). С.А. Комаров дает также следующее определение правосознания: «Это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоен-ность навыков положительного правового поведения» (6). В ряде других работ можно найти различные определения правосознания. Так, например, в Энциклопедическом юридическом словаре дано следующее определение правосознания: «категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного группового и индивидуального сознания, связанную с отражением правозначимых явлений и обусловленную правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного порядка» (7).

На наш взгляд, целесообразно определить правосознание как сферу общественного, группового, индивидуального сознания,

выражающую не только знание права, но и уважения к нему как к социальной ценности, и усвоенность навыков положительного поведения в соответствии с нормами общества.

При анализе правосознания мы исходим из того, что в его структуре выделяются и уровни правосознания: обыденный, профессиональный, научный. Особое значение приобретают видовые характеристики правосознания: индивидуального, группового и массового.

Правосознание органически связано с правовой культурой. Последняя опирается на правосознание, но является самостоятельной категорией.

В настоящее время ученые не могут найти единый подход к оценке правовой культуры. Существует множество подходов и определений, их около 250. Так, например, Н.Е. Соколов дает следующее определение: «Правовая культура - совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества». В научной литературе правовая культура характеризуется как система ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями; совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм позитивного права и правовой системы в целом; достигнутый уровень накопления, владения и пользования информацией (8).

В энциклопедии «Общая теория права» под редакцией В.К. Бабаева, В.М. Барановым дано следующее определение правовой культуры общества: «Правовая культура общества - обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом свободы поведения личности в единстве ответственности перед обществом». Иными словами, правовая культура общества - совокупность норм,

ценностей, юридических институтов, процессов, состояний и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации) (9). А правовая культура личности - знание, понимание и сознательное выполнение требований права в жизнедеятельности человека (индивида) (10). У Венгерова дано следующее определение правовой культуры: «... характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которую опирается исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она интенсивностью убеждений ценности права» (11).

Правовая культура находится в тесной взаимосвязи с законностью, пронизывает процесс укрепления законности. Правовая культура возникает в процессе общественно-правовой деятельности людей, отражает мировоззренческие элементы общественного сознания и идейную сущность правовой системы. Исследования правовой культуры должны опираться на научное знание законов развитие государства и права. При анализе состояния правовой культуры молодежи необходимо выделить уровень развития и процесс развития правовой культуры в тесной связи с уровнем социально-экономического развития общества. Правовая культура является одной из категорий общечеловеческих ценностей и выступает как важнейший критерий становления российской государственности.

Правовая культура является основной частью духовной культуры общества. В нее входят такие элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их применения, формированием определенных вариантов поведения граждан в обществе. Правовая культура определяет принципы поведения каждого индивидуума, систему правовых ценностей, идеалов общества. Однако по этому вопросу нет пока единства мнений. Так, например, В.Б. Сальников считает, что элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность

субъектов (12). А.П. Семитко подчеркивает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния следующих компонентов системы правовой жизни общества:

1) правовые тексты;

2) правовая деятельность;

3) правовое сознание;

4) субъект - носитель правовой культуры.

В.П. Сальников приводит следующее определение правовой культуры: «Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, составляющей все ценности, которые созданы людьми в области права» (13).

В публикациях 90-х гг. по проблемам молодежи наметились тенденции формирования целостного представления о молодежи.

Актуальность изучения правового воспитания молодежи в современных условиях не вызывает сомнения. В ходе реформирования России произошла коренная переоценка ценностей. Сегодня она протекает в условиях острой борьбы, выступает основной частью поисков исторического пути развития демократической России. Проблема правосознания в переходный период многоаспектна, налицо и позитивные, и негативные тенденции его развития.

С одной стороны, модно констатировать уже при сопоставлении Конституции 1993 г. с ранее действующими основными законами страны значительную гуманизацию закона, ориентированную на человека. Такая посылка закреплена в ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание и соблюдение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Наиболее характерными примерами гуманизации закона, его ориентации на человека можно назвать снятие запретов на инакомыслие, проведение забастовок, демонстраций, митингов, мораторий на смертную казнь, признание государством не толь-

ко политической, но и юридической ответственности перед гражданами. Вместе с тем заметна и другая трансформация, соотношение элементов правовой регуляции и саморегуляции субъектов права в пользу последнего. Это связано с общей гуманизацией права, его ориентированностью на человека и как следствие - расширением свободы субъектов права в качестве необходимого условия функционирования правового демократического государства.

С другой стороны, выявляются существенные дефекты законодательной деятельности в переходный период, связанные с недостаточной ориентацией законодателя на глубинные закономерности регулируемых законом отношений. Это проявляется, например, в желании максимально быстро перейти к рыночным отношениям, ограничиться в принимаемых законах и подзаконных актах чисто рыночным правовым механизмом в сфере экономики и социальной жизни, не принимая в расчет монополизма производителя, слабого контроля за выполнением законов, уровнем правосознания и правовой культуры населения.

По данным социологических исследований, проведенных по заказу российского фонда правовых реформ, подавляющее большинство граждан страны (68%) ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах, из них 26% вообще не слышали о том, что такие законы существуют, и только 5,3% граждан назвали право участвовать в выборах в числе главных необходимых прав, которые должно гарантировать государство.

Актуальность этой темы объясняется и необходимостью системного изучения процесса правового воспитания молодежи в современных условиях. Нынешнее поколение будет определять будущее России в XXI веке. От того, какие позитивные качества заложили мы в сознание молодежи, зависит успех демократических преобразований в России. Развитие России как демократического и правового государства настоятельно требует формирования высокого уровня правосознания молодежи, воспитания у нее чувства ответственности за судьбу Родины,

гражданственности и патриотизма. Правовая культура, являясь частью духовной культуры, составляет ее важнейшую часть. Ныне этот процесс происходит в сложных условиях переходного периода.

Произошло существенное обновление всех отраслей права в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. Это обстоятельство с особой силой диктует необходимость совершенствования правового воспитания молодежи с учетом новых социально-экономических, политических и духовных реалий. Глубокие изменения происходят в российской правовой системе. Их всесторонний анализ позволит выяснить узловые точки этого процесса. Изменения, происходящие в правовой системе, отражают введение в право России норм международного права, международных стандартов.

Актуальность темы определяется и изменением ценностных ориентаций в постсоветский период. Переход к плюрализму в области политики и идеологии привел к размыванию привычных социальных оценок, в значительной степени осложнил процесс правового воспитания. Россия в XX веке пережила крупнейшие изменения в области государственного устройства и правовой системы. Происходящие ныне процессы требуют более глубокого и детального изучения.

Актуальность темы обуславливается и преобразованиями в экономике страны, признанием многообразия форм собственности.

Необходимость более глубокого исследования темы определяется также задачами социального управления процессами, происходящими в правовой культуре молодежи в целях предотвращения нежелательных вариантов развития, потребностями социального прогнозирования и научной оценке происходящих изменений.

Теория правового воспитания разрабатывается учеными, представителями различных наук: юристами, философами, социологами, педагогами, психологами.

В работах ряда ученых рассматриваются различные аспекты правового воспитания вообще и молодежи в частности. Эти вопросы рассматривались в различных ас-

пектах в трудах ученых П.П. Баранова, М.В. Баранова, В.П. Сальникова, С.Н. Комарова, А.Г. Бережнова, Е.В. Татаринцевой, В.А. Щегорцева и ряда других. В ходе исследования автор опирался на работы С.Н. Кожевникова, И.И. Матузова, Р.Е. Лившица, П. Новгородцева, И.М. Кейзерова, В.Н. Кудрявцева, Г.В. Мальцева, В.П. Тугаринова. Значительный вклад в разработку проблем правового воспитания внесли ученые, представители социологической, философской, педагогической, психологической науки. В своей работе автор использовал ряд социологических исследований, проведенных учеными института социологии Российской Академии наук, Московского государственного университета и ряда других.

Автором в течение ряда лет проводилось собственное исследование по данной проблеме. Особый интерес представляют научные разработки, проведенные Институтом социологии РАН, в контексте выявления качественных изменений жизненных притязаний и стратегий различных групп молодежи. В связи с изменением целостных ориен-таций автор опирался на работы Ю.А. Красина, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Пригожина, А. Ахиедера, А. Уткиной, В. Комаровского, Н. Нерсесянца, В. Ильина, А. Панарина, П. Симуша, В. Согрина.

Перечисленные проблемы неоднократно становились предметом обсуждения научной общественности. В этой связи обращают на себя внимание материалы ряда конференций: «Россия и Запад: взаимодействие культур», «Советское общество и советский человек - точка зрения Александра Зиновьева», «Российская ментальность» и другие. Несмотря на бесспорность выводов и результативность этих исследований, отметим, что они рассматривают лишь отдельные аспекты правового воспитания молодежи или рассматривают ее в изоляции от проблем изменения ценностных ориентаций молодежи. К сожалению, пока отсутствуют работы, посвященные исследованию правового воспитания молодежи с точки зрения новых методологических подходов.

Глубокие качественные преобразования, связанные со сменой политического

устройства, социально-экономических приоритетов на макроуровне, ценностных ори-ентаций различных групп молодежи предопределяют необходимость обновления методологического инструментария по предложенной проблематике при эффективном использовании уже привычных подходов.

В целом можно сказать, что проблема изучения особенностей правового воспитания молодежи остается малоисследованной.

В теории воспитания правовой культуры необходимо, с нашей точки зрения, выделить следующие направления:

1) пропаганда и изучение основных положений Конституции РФ 1993 г.;

2) наличие системы работы по формированию правовой культуры, учитывающей образовательный уровень, общую культуру молодого человека;

3) пропаганда демократических традиций мировой цивилизации, российского опыта, теоретическое и практическое изучение непосредственной и представительной демократии;

4) разъяснение значения политического и идеологического плюрализма;

5) обоснование значения многообразия форм собственности, свободы передвижения;

6) разъяснение и умелое воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, инакомыслию;

7) использование возможностей средств массовой информации в целях пропаганды достижений правовой культуры с использованием специальных передач, рассчитанных на молодежь.

Концепция воспитания правовой культуры молодежи должна быть направлена на переосмысление самого идеала этой культуры, в центре которой должна находиться идея прав и свобод каждой конкретной личности, каждого человека. Воспитание правовой культуры должно быть органически связано с вовлечением молодого человека в процесс непосредственного участия молодежи в управление делами нашего государства, местного самоуправления. Право молодежи участвовать в управлении делами нашего государства неразрывно связано с

принципом народовластия. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, вовлечение молодых людей в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Непосредственное участие молодых людей в управлении делами нашего государства осуществляется посредством волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия молодежи в работе органов, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Неотъемлемым элементом правовой культуры является социально-активная деятельность молодых людей. Социально-активная деятельность может выступать в качестве одного из показателей зрелости молодого человека. Она проявляется через его осознанное целенаправленное действие, связанное с соблюдением законов нашего общества.

При воспитании правовой культуры особое значение имеет взаимосвязь морали и права. Защита идеи верховенства права может быть осуществлена только через развитие его моральной значимости. В правосознании молодежи идея верховенства права не получила достаточного закрепления. Сегодня в правосознании молодежи можно наблюдать определенный вакуум, связанный с тем, что старая марксистско-ленинская идеология ушла в прошлое, а современная находится в процессе становления и развития. И сегодня как никогда актуален вопрос выработки новой правовой идеологии, которая обеспечила бы защиту прав и свобод каждого человека. Опыт развития мировой цивилизации показывает, что сила государства и права основывается не только на принуждении, сколько на убеждении. Ведь в основе убеждения лежат определенные идеи, понятия, которые приняты молодым человеком как руководство к его практической деятельности и его взаимоотношениями с другими людьми. В период кризисных явлений осуществляется острая потребность обращения общества к прочным морально-правовым основаниям. Путь к торжеству права лежит через нравственное воспитание молодого человека, воспитания в нем высоких гражданских чувств. Свобода, равенст-

во, справедливость - моральные идеи, на которых произрастает право. Это составляет фундамент теоретических концепций правовой системы. Особенностью нынешнего состояния правовой культуры молодежи является проявление правового нигилизма. Социологические исследования, проведенные в ряде регионов Краснодарского и Ставропольского краев, показали, что еще значительная часть молодежи проявляет элементы правового нигилизма.

В молодежной среде происходит нарастание негативных тенденций. Этот процесс связан со сложными экономическими, социальными, духовными, политическими причинами. Действует комплекс факторов, обуславливающих рост преступности. Высокими темпами растет преступность и среди молодежи. Происходят негативные изменения и в самой структуре молодежной преступности:

1) ее омоложение;

2) рост преступности среди девушек;

3) увеличение рецидивности преступности;

4) рост групповой преступности среди молодежи.

Вышеперечисленное является следствием социальной экономической напряженности в российском обществе. Анализ показывает, что среди молодежи получили распространение преступления против личности, экономические преступления, преступления против военной службы.

Многие из них ассоциируют состояние современного правосознания с силой принуждения государства. На вопрос о роли государства 63% респондентов ответили, что оно должно развиваться по пути усиления его принудительной силы. Сочетание методов убеждения и принуждения в ответах соотносится как 1:2. Часть респондентов высказала негативные оценки по поводу принципиальных изменений в области расширения избирательных прав. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что демократическая тенденция медленно укореняется в правосознании молодых людей. Этот анализ заставляет серьезно заду-

маться над проблемами воспитания правовой культуры, совершенствования форм и методов этой работы. Реализация концепции правового воспитания требует серьезной теоретической разработки и самого процесса. Эта работа многоаспектна и сложна. Она должна строится с учетом менталитета молодежи и должна вбирать в себя исторический опыт, традиции и новые подходы. Особенности ментальности молодежи, естественно, определили главные направления этой работы, сам ее стиль.

Концепция формирования высокой правовой культуры рассматривает этот процесс как сложное демократическое явление, определяющее и зависимое от многих слагаемых. Особое внимание необходимо уделить воспитанию чувства толерантности, особого бережного отношения к другому мнению, бережному учету и отношению к иной точке зрения, выработке умения не только постараться ее понять, но и в случае полярного расхождения мнений уметь учитывать чужое мнение. Плюрализм мнений и подходов создает определенное поле трудностей в процессе этого воспитания. Оно требует тонкого, я бы сказал филигранного, подхода к мнению каждого молодого человека, учета особенностей его ментальности, своеобразия его мышления.

Глубокая всесторонняя разработка теории правового воспитания и ее методологической основы позволили бы боле глубоко и всесторонне решать многие практические вопросы, связанные с формированием высокой правовой культуры молодежи. Исследования процессов формирования правовой культуры молодежи позволяет выявить следующие закономерности.

Во-первых, в процессе развития общества происходит повышение уровня правовой культуры, но этот процесс не является однолинейным, и в отдельных пространственно-временных ситуациях происходят негативные процессы, характеризующие его развитие и даже движение вспять. В условиях сближения правовых систем различных стран, особенно в области провозглашения прав и свобод человека и гражданина, про-

блемы правового воспитания молодежи приобретает общепланетарный характер.

Во-вторых, развитие правовой культуры обязательно должно включать в себе научное прогнозирование возможного совершенствования процесса правового воспитания и состояния правосознания общества в целом. Процесс прогнозирования новых тенденций в воспитании правовой культуры должен базироваться на точном учете анализа состояния социально-экономического и политического развития общества.

В-третьих, для успешного формирования правовой культуры требуется такая предпосылка, как внутренняя готовность молодежи к восприятию соответствующих взаимодействующих перемен, идущих извне.

В-четвертых, для повышение эффективности правового воспитания молодежи особое значение имеет процесс разработки теоретических основ правосознания.

В-пятых, необходимо создание единой системы правового воспитания молодежи, органической составной части программы по работе с молодежью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород., 1993. - С. 474475.

2. Лапаева В.В. Конкретно-социологические функции в праве. -М., 1987. - С. 85.

3. Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов, 1994. - С 483-484.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. -М, 1998. - С. 573.

5. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М, 1998. - С. 326.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М, 1998. - С. 327.

7. Энциклопедический юридический словарь. -М, 1997. - С. 240.

8. Российская социологическая энциклопедия. - М, 1998. - С. 242-243.

9. Бабаев В.К., Баранов В.Н. Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1998. - С. 90-95.

10. Бабаев В.К., Баранов В.Н. Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1998. - С. 91.

11. Венгеров А. Б. Теория государства и права. -М, 1998. - С. 585.

12. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993. - С.502.

13. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993. - С. 500.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе

Семенов Виктор Егорович, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права Ставропольского государственного университета, автор 5 монографий. Сфера научных интересов - изучение проблем формирования правосознания правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.