А. В. Дербина*
К ВОПРОСУ О ПРАВОСОЗНАНИИ КАК ФАКТОРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: теория права, право, правотворчество, правопорядок, законность, правотворческий процесс, правосознание, правовой менталитет, субъект правотворчества, правовая социализация, правовые отношения, правовое поведение, правовая позиция, государство. Аннотация: в работе рассмотрены теретико-правовые вопросы связанные с понятием, сущностью и категориями социально-правовой жизни общества - правосознания; показана ключевая роль которую выполняет правосознание в механизме формирования правовой позиции субъекта правотворческого процесса в современной Российской Федерации.
Key words:legal theory, law, lawmaking, law enforcement, law, law-making process of justice, legal awareness, legal mentality, subject of lawmaker, legal socialization, the legal relations, legal behavior, legal position, state. Summary: The article reveals theoretical and legal issues connected with the notion, meaning and categories of the social and legal life of the society -legal awareness. The article emphasizes the key role of legal awareness in the mechanism of formation of the legal position of the law maker in the modern Russian Federation.
Современная правовая система Российской Федерации сегодня страдает от избыточности и несогласованности нормативного материала, что объясняется частичным несовершенством правотворческого процесса и недостаточным уровнем правосознания субъектов занимающихся правотворческой деятельностью. Об этом свидетельствуют факты принятия законов, других нормативно-правовых актов, страдающих излишней декларативностью и определенной неопределённостью.
Особо остро эта проблема стоит в современном российском обществе, где традиционные сознание и правосознание не являются «правовыми» категориями в строгом смысле этого слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать законопослушным. Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан; не укомплектованно-
* Заместитель декана юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
стью юридического корпуса; недостаточной информированностью о своих правах и обязанностях; недостаточно высокой профессиональной правовой позицией субъектов правотворчества; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; правовым нигилизмом у части населения, правовом лоббированием, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной системы.1
В условиях, когда нормативное поле не до конца сформировано, законодательный процесс бывает противоречив, а правила социального экономического и политического взаимодействия периодически «переустанавливаются» заново в юридическом порядке, правосознание становится ключевым фактором, который может обеспечить: либо поддержание определенного формального правопорядка, либо хаотический «беспредел » противоправных отношений. Как справедливо замечает в этой связи В. М. Сырых: «Право действует, осуществляет все свои социальные функции только в органической взаимосвязи с правосознанием. Вне правовосозна-ния, способного понять нормы права, перевести их на уровень конкретных правовых решений, а затем и юридически значимых действий, право лишается своего социального значения, превращаясь в «мертвое» право».2 Р. С. Байниязов отмечает, что «правосознание, обладая собственным культурным статусом в социуме, есть реальный фактор изменения правовой действительности. Нельзя недооценивать его позитивное или негативное влияние на правовую сферу общества, его фундаментальное значение в правовой системе страны. Правосознание выступает положительным фактором в случае его духовно-культурной и ментальной развитости. Но далеко не всякое правосознание отвечает подобного рода характеристикам. Нередко ему присущи нигилистические настроения в отношении идеи и чувства права, что затрудняет процесс правового воздействия на общественные отношения. Поэтому столь важно вывести правосознание из «тени» объективного права, придать ему ту социальную и юридическую роль, которая бы отразила его исходный истинный смысл».3
Правосознание возникает и развивается вместе с правом, когда по-
1 Каландаришвили З. Н. Деформация правовой культуры молодежи. СПб., 2010. С.
47 - 48.
2 Сырых В. М. Социология права. М., 2001. С. 78.
3 Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России: введение в общую теорию. Саратов, 2001. С. 6 - 7.
является частная собственность и государство. К числу главных компонентов правосознания относятся правовые понятия, составляющие отдельные элементы механизма правового регулирования, нормативный акт, правомерное поведение, правонарушения, юридическая ответственность и т.д.4
Правосознание появляется лишь тогда, когда субъект начинает осознавать себя в качестве индивидуального, автономного, самоценного субъекта, выделенного из общинной или иной формы коллективности. Самосознание же зарождается на базе индивидуализирующейся собственности, противостоящей коллективным формам социально- экономического бытия.5
Основная же масса ученых рассматривает право и правосознание как разные явления социально-правовой жизни, но среди них существуют разногласия относительно формы и степени их взаимодействия. С учетом этого условно можно выделить несколько основных позиций исследователей по этой важной проблеме.
Право, полагает С. С. Алексеев, «это такой инструмент регулирования общественных отношений, который действует через сознание и волю людей».6 Е. А. Лукашева, имея в виду назначение и функции права и правосознания, возражает против резкого разделения нормативного влияния правосознания на поведение людей и регулятивного воздействия на него правовых норм, считая, что в механизмах воздействия на поведение личности у права и правосознания есть много общего.7
К. С. Бельский, обосновывая свою позицию, состоящую в том, что сводить правосознание к праву неверно, пишет, что «правосознание не является правом, точно также как право нельзя считать тождественным правосознанию. Если признать всякое правосознание (общественное или индивидуальное) правом, то на самом деле ни какого права в обществе существовать не будет. В таком случае органы государства руководствовались бы не строгими предписаниями, а своими правовыми усмотрениями».8
4 Сапун В. А. Социалистическое правовое сознание и реализация советского права. Владивосток, 1979. С. 6 - 7.
5 Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (Проблемы теории и методологии): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 13.
6 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966. С. 62.
7 ЛукашеваЕ. В.Социалистическое правосознание и законность. М. 1973. С. 95.
8 Бельский К. С. Социалистическое правосознание. Диалектика формирования и развития. Ярославль, 1979. С. 19.
Правосознание по своему содержанию не совпадает с правом, оно, по мнению автора, значительно шире его. Он считает, что правосознание представляет собой единую систему, где основными элементами являются правовые нормы, правовая идеология, правовая психология, правовая теория и иные формы ее проявления.9
Думается, взгляд на проблему соотношения права и правосознания зависит, прежде всего, от правосознания того или иного автора. Различные правовые школы и направления по-разному рассматривают проблему соотношения права и правосознания как явлений социально- правовой жизни.
Автору наиболее близка по данной проблеме концепция И. Л. Чест-нова, по мнению которого, «производство права - это процесс, который существует не в сознании общества (и тем более не в сознании граждан или индивидов), а совершающийся в жизнедеятельности людей. Оно означает, прежде всего, кристаллизацию их отношений (связей, взаимозависимостей) определенного рода, формирование сопутствующих притязаний у субъектов (сторон) этих отношений. Субъект, который начинает их игнорировать, перестает сообразовывать с ними собственные поступки, просто выпадает из сферы права, как бы автоматически выбывает из круга участников правового общения... Добавление к праву в виде норм, закрепленных в официально признанной форме, правоотношений и правосознания не на много продвигает вперед в прояснении природы права, так как само понимание норм права, не ставится под сомнение... Право в таком смысле - это диалог между общественными отношениями и нормой, благодаря которому оно воспроизводится... Право - это механизм воспроизводства, функционирующий как диалог между идеальным и материальным его началами».10
Думается, что правосознание представляет собой не конкретную часть права, а его момент, определенную его сторону, т.к. само право как более широкое явление, чем правосознание и включает в себя формы внешнего выражения норм права, их реализацию в правовом поведении и их отражение (восприятие) в правосознании.
Право и правосознание неразрывны, ибо не могут существовать
9 Там же. С. 21.
10 Честное И. Л. Право как диалог: К формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000. С. 67 - 72.
одно без другого. Право представляет собой необходимый материал для правосознания. Именно правовая действительность, правовые нормы, отношения и другие факты правовой реальности в идеальной форме составляют «материю» правосознания, его главное содержание. Правосознание же, со своей стороны, выступает субъективным каналом реализации права. Связь правосознания и права носит характер взаимодействия и взаимодополнения, взаимопересечения и взаимопроникновения, т.е. такого соотношения, где между этими явлениями, прежде всего, возникает встречная зависимость и обусловленность, когда при реконструкции права происходят закономерные изменения в правосознании и наоборот.
Вне правосознания немыслимо ни создание, ни реализация права. Ибо право, правовые общественные отношения - это отношения, функционирование которых всецело сопряжено с волей и сознанием субъектов правоотношений. В конечном счете, без достижения достаточного уровня правосознания субъектов, невозможно функционирование права как самого действенного и самого необходимого в настоящее время регулятора общественных отношений. Правопорядок, законность, правотворческий процесс, правовое поведение и т.п. требуют обязательного включения в них структурных элементов правосознания. Право, законность, правопорядок, правотворчество, правовое поведение соответствуют правовым взглядам не как чему-то внешнему, эти взгляды функционируют как сама деятельность этих правовых феноменов.
Полагаем, праву и правовым отношениям обязательно предшествует правосознание как некое духовное образование. Именно в процессе духовной, т.е. идеальной деятельности происходит формирование правосознания и внутренней самостоятельности субъекта. Ведь, то или иное поведение субъекта определяется не самими правовыми нормами и содержащимися в них предписаниями, а представлениями об этих нормах и предписаниях, то есть правосознанием субъекта, и чем выше уровень правосознания, тем крепче правовые убеждения субъекта, тем в большей степени оно регулирует поведение субъекта права.
Проанализировав взаимосвязь права и правосознания, следует отметить, что правосознание представляет собой относительно самостоятельное явление, представляющую духовную основу правовой системы. В нем содержатся многовековые идеальные установки общества, которые применительно к российскому государству изначально представляли со-
бой идеи о справедливости, приоритете общесоциальных интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощь, тесную связь с религией. Именно благодаря такой основе общество в целом даже в эпоху переходного периода способно развиваться относительно стабильно, не испытывая на себе многочисленные потрясения от осуществляемых нововведений в обществе.
Несмотря на то, что правосознание представляется довольно сложным социоправовым явлением, складывающимся под воздействием различных факторов, это вовсе не означает, что на процесс формирования правосознания субъектов правотворчества нельзя воздействовать целенаправленно. В этой связи огромная роль, прежде всего, должна принадлежать государству и его институтам.
Действительно, все, что составляет содержание общественного правосознания, возникает и существует в составе индивидуального правосознания. Однако общественное правосознание не может рассматриваться в виде простой суммы индивидуальных «сознаний» так же, как индивидуальное - его простой частичкой. Вбирая в себя то общее, что характерно для той или иной общности, общественное правосознание, по мнению Г. С. Остроумова, отвлекается, абстрагируется от частностей, присущих индивидуальному правосознанию.11
В этой связи, на наш взгляд, неточным представляется утверждение, согласно которому, «правосознание в целом как форма общественного сознания по своему объему не может быть ничем иным, как совокупностью всех индивидуальных правовых взглядов».12 К общественному правосознанию следует отнести только те правовые представления, оценочные отношения, установки, которые типичны, существенны для рассматриваемой общности людей. При этом общность может быть представлена либо всем обществом, либо определенной социальной, юридически значимой группой.
Считаем целесообразным согласиться с тем, что «конкретное общественное правосознание в своей действительности выступает только как исторически и культурно определенное. Поэтому вопрос о сущности правосознания должен решаться посредством выявления именно таким
11 Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1969. С. 104.
12 Остроумов Г. С. правосознание и общественное мнение в общенародном государстве.// Советское государство и право. 1963. № 11. С. 15.
образом определенных основных смысловых единиц». Эти «смысловые единицы», в свою очередь, являются доминантами духовности, некими системообразующими идеями.13
Действительно, выделение практического уровня применительно к правосознанию вполне оправдано. Это вытекает, в конечном счете, из самой природы права, отражающего реальную действительность более непосредственно, чем другие субъективные факторы и более прямо ориентированного на свою реализацию в ней.
Полагаем что, правосознание - это сфера индивидуального, группового и общественного сознания, отображающая объективно существующую правовую действительность в виде правовых знаний, правовых ценностей, оценок действующего права, а также социально-правовых установок и ориентиров, выполняющих роль саморегулятора поведенческого акта в достижении определенной значимой цели в сфере действия права.
Носителем общественного правосознания выступает общество в целом, а также социальные общности (нации, социальные группы и т.д.). Общественное правосознание предстает в виде системы взглядов, идей, теорий, конструкций и правовых чувств (чувства законности, ответственности и т.д.) о действующем или желаемом праве, иных конститутивных правовых явлениях, образующих правовую систему общества.14
В обобщенном виде общественное правосознание находит выражение в действующем законодательстве и иных юридических источниках.
В реальной действительности общественное правосознание находит проявление и конкретизируется в правосознании различных социальных общностей и групп или групповом правовом сознании как относительно самостоятельном элементе структуры правового сознания.
Групповое правосознание - это коллективные представления и чувства о праве и иных правовых явлениях, поведении и деятельности в сфере правового регулирования, которые выражают отношение и оценку правовых явлений со стороны социальных групп, коллективов и иных социальных образований.
Общественное и групповое правосознание непосредственно проявляются через правосознание индивидов. Поэтому индивидуальное пра-
13 Малахов В. П. Природа, содержание и логика правосознания: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М. 2001. С. 12.
14 Маркевич В. Н. Состояние общественного сознания и факторы его определяющие // Общественное сознание и проблемы социальной активности. М.,1990. С. 5 - 6.
восознание так же следует отнести к видам правосознания.
Удовлетворение потребностей в сфере правотворчества и правового регулирования, успешная реализация субъективных прав и юридических обязанностей порождают положительные правовые эмоции. Без правовых эмоций правовой реальности не бывает. Каждый индивидуальный субъект права и в том числе субъект правотворчества - это одушевленное лицо, имеющее определенное эмоционально-психологическое отношение к правовой действительности. Регулирующее воздействие правосознания обязательно предполагает включенность в данный процесс правовых чувств, настроений и переживаний личности. Созиданию эффективного правотворчества активно способствует и правовое воображение субъектов правотворче ства.
Правосознанию необходимо иметь сильную правовую волю, которая предполагает его постоянную нацеленность на выработку нужных обществу законов, на практическую реализацию данных актов в форме применения, использования, исполнения и соблюдения права. 15 На наш взгляд, наиболее важным элементом, наиболее выходящем на практическую сторону правотворческой деятельности является правовая воля.
В представлении автора, правовая воля в структуре правосознания занимает особое положение, определяет его сущность и внешнее выражение. Все остальные его элементы - информированность, взгляды, переживания, установки субъекта правотворчества существуют только в психической сфере, что само по себе имеет второстепенное значение для правовой науки, так как может быть материализовано только через правовую волю.
Правовая воля всегда представляет собой регулятор поведения субъекта правоотношения, ибо всякое волевое действие является целенаправленным со стороны субъекта.16
Взаимодействия основных элементов структуры правосознания складываются в его уровни, характеризующие структуру правосознания в целом с точки зрения глубины познания правовых явлений, с целью их использования субъектами в практической деятельности в сфере правового регулирования.
Предметная деятельность субъектов в той или иной области право-
15 БайниязовР. С. Правосознание и правовой менталитет в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 30 - 31.
16 РарогА. И. Комментарии к Уголовному кодексу РФ. М., 2006. С. 37.
вого регулирования при решении юридических дел, вынесении индивидуально-властных предписаний требует, как считает Н.Я. Соколов, специализированного (профессионального) уровня правосознания, при помощи которого познаются и оцениваются правовые средства в целях их практического использования. В этом - основа особенности элементарного состава специализированного правового сознания и его места в практической деятельности субъектов. Оно формируется на основе специального правового воспитания (образования), юридической науки у лиц и социальных групп, специально занимающихся правоприменительной деятельностью.17
Профессиональное правосознание с точки зрения глубины познания правовых явлений представляет собой специализированные правовые знания, умения, навыки, убеждения, чувства, при помощи которых осуществляется предметная правоприменительная деятельность. Она отличается особым подходом к праву как «инструменту» правоприменительной деятельности.18
Как верно замечают Н. И. Матузов и А. В. Малько, «в современных обществах теоретическому (научному) правовому сознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства и политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают, прежде всего, ученые - правоведы».19
Таким образом, правосознание, его сущность, структура, уровни и виды, представляют собой достаточно сложное, многоаспектное интегральное явление, отражающие результаты процессов правовой социализации граждан, состояние законности, правопорядка и уровня культуры правотворчества в обществе и исполняет роль важнейшего элемента в структуре правовой культуры, правового поведения и в целом в правотворческом процессе общества.
Сегодня специфика правосознания заключается в особом нормативно-волевом отражении социально-правовой реальности со стороны субъектов правотворчества. Волевая компонента правосознания субъекта правотворчества должна быть ориентирована на освоение им своего социального статуса, регламентированного в контексте легитимных прав и
17 СоколовН. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. С. 19.
18 Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право. Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992. С. 17.
19 МатузовН. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.:, 2002. С. 520.
обязанностей при исполнении общественно значимых социальных ролей.
Определенные кризисные явления в сфере правосознания российского общества и субъектов правотворчества сегодня носят объективный, но не неизбежный характер. Они не могут быть преодолены только за счет системы мероприятий государственного характера. Они преодолеваются не на стадии правотворчества, а вследствие успешного претворения правотворческих усилий в массовую правовую практику.
Вместе с тем, кризис правосознания не является только отражением сущности правотворческого процесса и является одним из факторов, активизирующих правотворческую деятельность субъектов. Поэтому он имеет не только негативное, но и позитивное значение в плане конструирования и осуществления продуктивной государственной политики в области выстраивания правовой системы современного российского общества.
Итак, правосознание является в гражданском обществе одной из важнейших форм общественного сознания, порождая юридическое мировоззрение и программы совершенствования сложившихся правовых систем как в стабильных, так и в переходных обществах. Оно, по общему счету, способно как ускорить, так и отторгнуть внедрение юридических новаций. Поэтому для России проблема формирования правосознания, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность сохранять самобытность, но стать в то же время «открытым обществом» (демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой) является первостепенной. Без этого «хорошие» законы, принимаемые субъектами правотворчества не будут работать, а наиболее «деятельные» общественные субъекты будут постоянно уклоняться от выполнения закономерных требований и обязательств.
Правосознание оказывает многостороннее воздействие на общественные отношения: с одной стороны, является мобильным «индикатором» социальных процессов, а с другой - выступает в качестве социально - активной силы, способной оказывать существенное влияние на процессы сдерживания социальных и правовых деформаций в обществе и определяет в значительной степени правотворческий процесс в стране.
Не менее значимая роль правосознания кроется в нормальном функционировании правореализационной деятельности. Она обусловлена тем, что правосознание образует необходимый психологический и идеоло-
гический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний. Правосознание выполняет важную функцию в процессе формирования правовой позиции субъектов правотворчества, которые должны понять, уяснить, разобраться в когнитивном и аксиологическом смысле права, его требованиях и дозволениях. Без достаточного уровня правосознания у субъекта правотворчества сделать это невозможно.
Именно в процессе подготовки нормативного правового акта субъекту правотворчества под воздействием правосознания необходимо оценить концепцию разрабатываемого акта, определить предмет регулирования, структуру акта, форму подачи нормативного материала и «вписать» акт в систему действующего права. Одновременно, всё это позволит реально включить и широкие круги населения в правотворческий процесс в условиях реформирования России. Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что правосознание, как важнейшая социально-правовая категория, является ключевым фактором в процессе конструирования правовой позиции субъекта правотворчества.