Научная статья на тему 'Функциональное значение правовой культуры младшего школьника'

Функциональное значение правовой культуры младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИКИ / ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИИ / CULTURE / LEGAL CULTURE / PUPILS / UPBRINGING / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Широ Станислав Викторович, Левковская Наталья Гачайевна

Проанализированы особенности формирования правовой культуры младшего школьника. Рассмотрены функции правовой культуры учащихся начальной школы и их социальнопедагогическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное значение правовой культуры младшего школьника»

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. М. : Ось-89, 2006. 480 с.

5. Семенова Н.А. Развитие исследовательских умений младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2005.

Development of research skills of primary school pupils by means of learning projects completion

The project method is an effective method of research skills development at primary school pupils. Completion of learning projects by primary school pupils lays down the foundation of learning activities forming, creates favourable conditions for pupils’ desire for learning, cognitive activity, gives the opportunity to comprehend and assess their own thoughts and actions.

Key words: research skills, learning project, readiness to carry out research, pupils’ motivation, creativity and independence display.

с.в. широ, н.г. левковская

(волгоград)

функциональное значение правовой культуры младшего школьника

Проанализированы особенности формирования правовой культуры младшего школьника. Рассмотрены функции правовой культуры учащихся начальной школы и их социальнопедагогическое значение.

Ключевые слова: культура, правовая культура, школьники, воспитание, функции.

В развитии каждого общества особое значение имеет культурная преемственность. Но «передача культуры» - это лишь внешняя сторона воспитания [8]. В современных социокультурных условиях собственно воспитательное отношение - это создание личностноразвивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъективирования, т. е. выработку своего (личностного) знания, объективного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), персонального стиля, собственной

структуры деятельности. Воспитание в точном значении этого слова - процесс личностно образующий, отличный от процедуры создания «винтика» государственно-бюрократического механизма [1].

Анализ научной литературы показал, что правовая культура - это явление духовного порядка, ориентированное обществом на формирование и развитие правосознания людей, их духовно-правовой составляющей и ценностно-нормативного комплекса личности, а тем самым - поведения и деятельности в социальной сфере. В концентрированном виде она должна соединять в себе правовые знания, взгляды и установки личности, а также правовую активность, умение оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующих законов, выбирать для достижения поставленных целей только законные средства. На наш взгляд, под правовой культурой следует понимать правовую сферу жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем и характеризующуюся достигнутым уровнем юридической деятельности, правосознания личности и в целом правового развития граждан. Основными компонентами правовой культуры как духовной системы являются общественное правосознание, субъекты правовой сферы общества, юридическая деятельность и ее культурно-правовая продукция. Каждый из них имеет собственные состав и структуру.

В процессе формирования правовой культуры следует исходить из его обобщенных характеристик как субъекта деятельности [6]: способность не только воспринимать юридические идеи, но и совершенствовать их, созидать новые; осознание и самостоятельное принятие правовых установок деятельности на всех ее этапах; умение защищать свой юридический статус; понимание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления социальной действительности, способность к нравственному выбору в ситуациях юридических коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего Я; способность к правовой рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, осознанием пределов собственной несвободы - с другой; интегративная активность, предпола-

© Широ С.В., Левковская Н.Г., 2010

гающая активную позицию личности - от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и необходимой корректировки деятельности; стремление инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать правовые ситуации; направленность на самовоспитание, самооценку, самоопределение и самодетерминацию; внутренняя независимость от нигилистического «внешнего мира» в смысле устойчивости собственных правовых убеждений.

Правовая культура личности вбирает те элементы, которые можно использовать для создания ее нового формата, соответствующего требованиям времени. По мнению Н.М. Бо-рытко, «средством формирования социальных сил личности и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с которой личность можно рассматривать в трех важнейших отношениях: личность усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности; личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, она отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает ее бытие; личность создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сама субъектом культурного творчества» [2].

Правовая культура учащегося начальных классов в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую и коммуникативную. основная цель формирования данной культуры сводится прежде всего к сохранению и развитию духовно-правовых ценностей, передаче соответствующего опыта подрастающему поколению, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания российского народа и его влияния на жизненно важные сферы общественной деятельности. Для продуктивного функционирования правовой культуры школьника необходима соответствующая среда. Здесь следует сказать об одном важном педагогическом аспекте, который отметила еще Е. В. Бондаревская: «Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где будут осуществляться развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей» [3].

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры ребенка включает приобретение и применение правовых знаний, которые позволяют ученику предупреждать возможные ошибки, правильно оценивать конкретную жизненную ситуацию, приводят к желаемым для общества поступкам. Первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - образовательные учреждения, государство, социальные объединения и другие индивиды. Правовое обучение необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, т.к. уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственноправовые качества личности, эмоции и поведение. Следует согласиться с позицией С. Б. Ду-мова, который придает особое значение семье как воспитательному институту. По его мнению, «важность семейного воспитания заключается в том, что именно в семье формируются не только социально значимые функции личности, но и свойственные ей оценочные критерии, эмоциональная инфраструктура, первооснова личностных функций индивида» [4].

Все правовые знания строятся постепенно на основе юридического опыта, который может влиять на приобретение знаний как положительно, так и отрицательно. В первом случае опыт ускоряет понимание воспринимаемого материала, во втором, если не переосмыслить ранее неправильно сформированные понятия и установки, новые знания не обретут прочной основы. Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение юридических знаний о правовых категориях, нормах, законах, традициях, обычаях и т.д., а также на правильное применение на практике полученного багажа знаний. Ведь правовые знания имеют смысл, только если они помогают решать определенные юридические задачи. Они позволяют школьнику верно себя ориентировать в правовой ситуации, исходя из избранного ориентира поведения. Это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические стереотипы взрослых, оказывающих негативное влияние на ребенка, а с другой - появилась реальная угроза нарушений закона под прикрытием демагогических рассуждений о свободе личности, порочную суть которых младшему школьнику трудно распознать. Данная функция выступает своего рода правовой памятью учащегося, которая проявляется через интел-

лектуальную и мыслительную, теоретическую и организаторскую деятельность, направленную на осознание сложных процессов строительства правового государства и обеспечения становления гражданского общества. Она способствует интеграции общественных, групповых и личных интересов. Эта функция призвана поставить ребенка в центр общественного развития, обеспечить ему достойное существование, соответствующие условия жизни и труда, нравственную справедливость, возможность его всестороннего развития и в будущем - политическую свободу.

Праворегулятивная функция правовой культуры младшего школьника направлена на обеспечение его правового поведения и целостности коммуникативных связей с правовой системой социума, под которой следует понимать прежде всего совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, образующих целостное правовое пространство. Эта совокупность обладает специфическими системными, интеграционными качествами и признаками самоуправляе-мости, имеет юридическое воздействие на общественную жизнь. Правовая система сегодня является основной силой, регулирующей общественные отношения, которая осуществляет свои функции на основе социальноэкономических, политических и духовных принципов, существующих в обществе на конкретной стадии его развития. Она необходима для устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования общества. Праворегулятивная функция - это приведение реального поведения личностей (в том числе и младших школьников), коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан. Данная функция правовой культуры ребенка помогает обеспечивать устойчивое и динамичное проявление всех элементов правовой системы, в которую он включен. Она упорядочивает отношения между самими учащимися, между ними и миром взрослых людей, поскольку определенным образом их нормирует, а значит, непосредственно влияет на выбор правового поведения в зависимости от сложившейся ситуации. Эта функция выступает посредником между нормами и поведением ученика, очерчивает социальные контуры. Регулятивная функция правовой культуры выражается в том, что, во-первых, при непосредственном воздействии правовой культуры соблюдаются

юридические нормы; во-вторых, каждый ученик, обладающий соответствующим уровнем правовой культуры, определяет конкретный вариант своего поведения с учетом позитивного права; в-третьих, в случае незнания норм права школьник может формировать свое поведение, исходя из усвоенных им ценностей правовой культуры, интуитивно выбирая правильный путь; в-четвертых, правовое регулирование координируется с иными видами социальных регуляторов.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры учащегося начальной школы реализуется на основе системы правовых ценностей. Эта функция дает возможность ребенку оценивать многие общественные явления и процессы, сами правовые нормы и другие элементы, составляющие в совокупности уровень правовой культуры конкретного общества по специфическим правовым критериям оценки. Ведь духовно-правовые ценности являются основой правовой культуры, которая становится регулятором взаимоотношений людей. Они помогают объединять их в одно целое -общество. Поэтому правовая культура характеризуется как важнейшая субстанция, которая проникает фактически повсюду и проявляется в самых различных формах. Основной задачей данной функции является введение младшего школьника в систему ценностносмысловых и нормативно-регулятивных категорий современных сообществ. Здесь следует согласиться с мнением В.В. Серикова, что «построение учебно-воспитательного процесса сообразно законам становления и бытия человека означает выявление некой социальной самоценности, устойчивости этого процесса, недопустимости политического манипулирования образовательной сферой» [7].

Приобретение правовых ценностей ориентировано на развитие и саморазвитие учащихся начальных классов, которое ведет к их самосовершенствованию путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей, усвоения правовых норм. Оценка характеризует реакцию сознания на право и выражается в виде эмоционального отношения: неприятия (правовой нигилизм) или одобрения права. Здесь важна эмоциональная составляющая. Эмоциональное отношение находит проявление в определении значимости полученных знаний и возможности их применения в настоящем или будущем. Ведь эмоционально окрашенные зна-

ния формируют предрасположенность личности (особенно ребенка) к определенному поведению. Оценочная деятельность состоит в сопоставлении фактов с соответствующими социально-правовыми ценностями (свобода, равенство, справедливость, гуманизм и т.д.). И здесь важно отметить, что «присвоение личностью универсальных гуманистических ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения» [5].

Правосоциализаторская функция правовой культуры ребенка необходима для его относительно бесконфликтного вхождения в общественные отношения. Эта функция заключается в уважительном отношении к нормам права, ведь если законы в определенной степени отвечают требованиям времени, то все члены сообщества, в том числе и дети, должны принимать их позитивно. Эта функция может быть реализована в полной мере лишь тогда, когда в обществе будут доминировать индивиды, имеющие высокие личностно-правовые качества. Нужна целенаправленная педагогическая работа в этом направлении, очень важны мероприятия по реализации соответствующих социально-педагогических программ и по активизации процессов самовоспитания личности уже на ранних этапах ее развития. Необходимо воспитывать гражданина, высококультурную личность, носителя развитого правосознания и правовой культуры, процесс формирования которых органично включен в общие процессы нравственного становления и правовой социализации.

Правосоциализаторская функция поможет осуществить надежную защиту детей против дестабилизирующего воздействия криминальных и асоциальных сообществ. Для этого необходимо, чтобы на уровне правосознания как системообразующего компонента правовой культуры каждого ребенка были закреплены нравственные и правовые ценности, отраженные в образе права. Тогда результаты предпринимаемых Российским государством правовых реформ станут необратимыми.

Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение младших школьников в социально-правовой сфере. Это важнейшее условие усвоения духовных ценностей, формирования и развития личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Оно может проявляться по-разному, поскольку многогранно. Одним из его проявлений можно назвать об-

мен правовыми ценностями и смыслами, это своего рода «общение правосознаний».

Таким образом, правовая культура учащихся начальных классов в реальном существовании выполняет одновременно несколько общественно важных функций. Их социально-педагогическое значение сводится, прежде всего, к приобретению ребенком необходимых морально-правовых ценностей, получению правового опыта от старшего поколения, поддержанию необходимого уровня правосознания российских граждан и его позитивного воздействия на жизненно важные сферы общественных взаимоотношений.

литература

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград, 2000. С. 29 - 30.

3. Бондаревская Е.В. Введение в тексты и ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д., 1995. С. 20.

4. Думов С.Б. Пространство семьи как фактор формирования девиантного поведения несовершеннолетних // Воспитание личности в пространстве социальных ценностей. Волгоград, 2005. С. 93.

5. Разбегаева Л.П. Ценностные отношения как интегральная характеристика личности // Воспитание личности в пространстве социальных ценностей (Макаренковские педагогические чтения) : материалы обл. науч.-практ. конф. Волгоград, 2005. С. 59.

6. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : дис. в виде науч. докл. . д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. С. 36 - 37.

7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998. С. 92.

8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. С. 165.

Functional meaning of legal culture of a primary school pupil

There are analyzed the peculiarities of legal culture of a primary school pupil. There are considered the functions of legal culture ofprimary school pupils and their social and pedagogical meaning.

Key words: culture, legal culture, pupils, upbringing, functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.