ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
2. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: монография. СПб., 2007.
3. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М., 2002.
4. Мудрик А. О коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. № 6.
5. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
6. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.-Y., 1993.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С. В. Мягкова
В статье рассматривается вопрос правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения. Автор на основе специально изученной литературы раскрывает структуру и функции правовой компетентности директора школы, обосновывается актуальность и значимость рассмотрения данного вопроса.
Ключевые слова: правовая компетентность, правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности.
Проблема эффективности совершенствования и повышения уровня правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения является актуальной для теории и практики управления. Значимость данной проблемы заключается в переосмыслении искомого вопроса для развития и формирования правовой компетентности директора школы. Высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности. На наш взгляд, правовую компетентность необходимо рассматривать как педагогическую проблему, поскольку право и педагогика являются продуктом общественного развития и основой их взаимосвязи.
В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального звена, так как компетентность «... объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую профессиональной квалификации; заложена идеология интерпретации содержания профессиональной подготовки в зависимости от планируемого результата; предполагает характеристику работника с позиций социально-личностной активности» (7; 8).
Ученые-исследователи рассматривают компетентность и как характеристику личности (3), и как реализацию функций (4), и как совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений личности (2).
На основе трудов таких ученых, как Е. В. Аграновская (1), Н. М. Кейзеров (5), С. Н. Саламаткин (9) и др., мы пришли к выводу о том, что структуру правовой компетентности составляют: правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности.
Новая образовательная ситуация предполагает новую структуру правовой компетентности директора школы в деятельности общеобразовательного учреждения (схема).
Схема
Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения
Первым структурным элементом правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения является правовое сознание.
Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях (6). Значит, правосознание директора школы должно предполагать: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими) ценностями.
Вторым структурным элементом является правовое мышление. Для того чтобы грамотно скоординировать свою деятельность, необходимо руководствоваться правовыми нормами и знаниями в области образовательного пространства деятельности школы, обладать правовым мышлением.
Мышление - это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в ходе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредованное отражение действительности (11, 15). Следовательно, правовое мышление управленца должно способствовать умениям анализировать, сравнивать, обобщать нормативно-правовую информацию в различных ситуациях жизнедеятельности общеобразовательного учреждения.
Третьим структурным элементом является готовность и способность руководителя к правовой дея-
тельности, которые занимают при этом центральное место в его педагогической работе и деятельности общеобразовательного учреждения. Алгоритм готовности и способности к правовой деятельности включает постановку целей и задач в управлении школой, принятию решений, планирование деятельности по выполнению решения, анализ достигнутых результатов.
В целом готовность к действию трактуется как «вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями и навыками, как экстренная реализация имеющейся программы действий в ответ на появление определенного сигнала» (10, 32-37). Значит, насколько директор школы будет готов к применению правовых знаний, умений и навыков, настолько он будет способен удовлетворять различным требованиям правовой компетентности руководителя образовательного учреждения, разрабатывать более сложные стратегии, распознавать глубинную структуру проблемы, видеть перспективы, чтобы процессы обработки информации были организованы особым способом. Структура правовой компетентности управленца школы предполагает развитие специальных, особенных качеств, необходимых для успешной деятельности в процессе управления.
Четвертым структурным элементом является правоприменительная деятельность руководителя общеобразовательного учреждения, которая представляет собой целенаправленную реализацию функциональных обязанностей. При этом совпадение целей и задач с активной личной позицией руководителя выступает важным условием эффективности правоприменительной деятельности, наряду с достаточно сформированными знаниями, навыками, умениями, психологическими и педагогическими качествами, являясь важным фактором в управлении образовательным учреждением.
Определение структуры правовой компетентности и анализ специальной литературы по поставленной проблеме позволяет выделить ее функции: познавательнопреобразовательную, праворегулятивную, ценностнонормативную, правоанализируемую, правосоциализа-торскую, коммуникативную, управленческую.
Познавательно-преобразовательная функция правовой компетентности руководителя образовательного учреждения связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового пространства школы и обеспечению становления «молодых» участников образовательного процесса. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
Праворегулятивная функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения направлена на обеспечение устойчивого, слаженного,
динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Благодаря этой функции правовая компетентность директора школы обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.
Ценностно-нормативная функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т. д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.
Правоанализируемая функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения проявляется тогда, когда изучается оценочное отношение личности (участников образовательного процесса) к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к поведению и деятельности других лиц. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом.
Встречаясь с каждой новой ценностью правовой компетентности, мы даем ей оценку с позиций сложившихся у нас ценностных ориентаций в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие.
Правосоциализаторская функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения раскрывается нами через призму формирования правовых качеств личности. Здесь необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча педагогов образовательных учреждений, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.
Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения должна включать и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение участников образовательного процесса в правовой сфере, она существует через общение и влияет на него. Здесь имеются в виду косвенное общение с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, организация различных мероприятий, например в виде лекций, бесед, классных часов, деловых игр юридической направленности. Знакомясь с правовой литературой и деятельностью правовых организаций, мы узнали, что в западных школах существует институт уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Пока ребенок находится в образовательной среде, у него легче формируются любые привычки. Значит, привычки уважать собственное достоинство, права и свободы других людей, проявлять
терпимость и терпеливость к ним также будут возникать. Младших школьников можно на доступном уровне ознакомить со всеми основными правами человека. Следует выделить, что правовая компетентность управленца школой во многом зависит и определяется реальным правовым поведением участников образовательного процесса, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои права и обязанности.
Действующее уголовное законодательство также предусматриваетуправленческие функции (ст. ст. 201, 204 УК РФ) должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях России. Поэтому правовую компетентность директоров школ справедливо рассматривать как важный фактор повышения качества управления образованием и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Данные о структуре и функциях правовой компетентности служат началом формирования и определения уровня развития правовой компетентности руководителей общеобразовательных учреждений как на курсах повышения квалифика-
ции и профессиональной переподготовки, так и в условиях самообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
2. Баранова Л. А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления // Человек и общество: научный и общественный альманах / под ред. В. Е. Семенова. СПб.,
2006. Вып. XXXI.
3. Барболин М. П., Приятелев В. В., Смирнов В. В. Социализация личности как фактор устойчивого общественного развития в новых социально-экономических условиях России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. СПб., 2005.
4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005.
5. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М., 1988.
6. Концепция о защите прав человека и основных свобод. М., 2007.
7. Погребняк Л. П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. М., 2003.
8. Погребняк Л. П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты: (новые вопросы и ответы). Москва-Ставрополь, 2003.
9. Саламаткин С. Н. Правовое воспитание личности. Красноярск, 1990.
10. Сластенин В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2006. № 1.
11. Соловьев О. Б. Понимание и мышление. Новосибирск,
2007.