Научная статья на тему 'О совершенствовании управления научно-технологическим развитием России'

О совершенствовании управления научно-технологическим развитием России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая индустриализация / научно-технологическое развитие / управление научно-технологическим развитием. / New industrialization / scientific and technological development / management of scientific and technological development.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании управления научно-технологическим развитием России»

Дроздов Б.В.

д.т. н., генеральный директор НИИ информационно-аналитических технологий

Ситников Е.В.

к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория», Российский химико-технологический университет

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ

РАЗВИТИЕМ РОССИИ

Ключевые слова: новая индустриализация, научно-технологическое развитие, управление научно-технологическим развитием.

Keywords: New industrialization, scientific and technological development, management of scientific and technological development.

Будущее экономики России связано с ее эффективным научно-технологическим и промышленным развитием, что в определяющей степени зависит от выбранных приоритетов социально-экономической политики, экономических и социально-политических механизмов их реализации, а также структуры и способов функционирования системы управления на общегосударственном уровне. Это требует все большей мобилизации и концентрации трудовых, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в сфере научных исследований, разработок, их практической реализации и внедрения во все ведущие области социально-экономической и промышленно-производственной деятельности. В радикальном совершенствовании и развитии нуждается система управления научно-техническим и организационно-технологическим прогрессом на базе широкого применения самых передовых и совершенных отечественных методов и средств, включая современные информационно-вычислительные и информационно-телекоммуникационные технологии. К таким методам относятся системный анализ, проблемно-ориентированная методология, программно-целевое управление, системомыследеятельностная методология, концептуальный анализ и концептуальное проектирование систем организационного управления и др. [1, 2, 3, 4, 5]. Задача состоит в том, чтобы создать общегосударственную систему управления научно-технологическим развитием страны (ОГСУ НТР), формирующую, поддерживающую, обеспечивающую и контролирующую весь цикл от получения новых научных знаний до их коммерческой реализации.

Теоретические и практические вопросы создания ОГСУ НТР начали прорабатываться еще в СССР, интерес к теме совершенствования управления инновационной деятельностью вновь начал проявляться в последние годы [б, 7, S]. Актуальность реализации данной задачи в последние годы существенно выросла с учетом складывающейся в мире социально-политической и экономической обстановки. Основными целями ОГСУ НТР должны стать сохранение и укрепление суверенитета и целостности государства, достижение социальной, экономической и научно-технической независимости страны, обеспечение устойчивого экономического роста путем увеличения производства наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, создание новых рабочих мест, прежде всего в научной сфере и производстве, и на этой основе роста доходов населения и бюджетных поступлений.

Под ОГСУ НТР авторы понимают совокупность органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и научно-общественных организаций, объединений и движений, осуществляющих прогнозирование, стратегическое, среднесрочное и оперативное планирование, анализ, координацию, оперативное управление и контроль за разработкой и внедрением инноваций, обеспечивающих переход на этап новой индустриализации, повышение конкурентоспособности продукции и технологий, а также опережающий экономический рост. К их числу относятся все предприятия и организации, взаимодействующие в процессе получения, разработки, использования, производства и реализации нового научного знания. Ключевыми среди них являются НИИ и предприятия, проводящие исследования и разработки, их инфраструктура, инновационный бизнес, а также органы управления, формирующие государственную инновационную политику. В последние годы в этот перечень включено высшее образование. Таким образом, ОГСУ НТР является важнейшей составной частью экономики страны, которая в рамках формирующейся экономической среды обеспечивает реализацию перспективной программы новой индустриализации России.

Практическая значимость развития ОГСУ НТР усиливается в связи с необходимостью обновления ряда важнейших общенациональных документов (законов, концепций, прогнозов, стратегий, государственных программ Российской Федерации, отраслей и регионов), реализация которых должна быть направлена на достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического и научно-технического развития, а также обеспечения безопасности с учетом особенностей современного развития. Тем самым, в отличие от США, где научно-техническая деятельность регулируется в значительной степени косвенными методами, в России государство не может не оказывать прямого воздействия на нее, также как в Японии, КНР, Франции и других странах [7].

Первоочередные цели исследований и развития ОГСУ НТР вытекают из целей и задач развития страны, состоящие прежде всего в значительном повышении эффективности как отдельных отраслей, регионов, так и экономики

в целом, обеспечении национальной безопасности, а также роста благосостояния и качества жизни населения. Инновационное развитие в РФ осуществляется посредством финансирования научных учреждений, выполняющих НИОКР, в основном через министерства, ведомства и институты Академии наук. Особенностью последнего десятилетия стало создание государственных корпораций и холдингов в стратегически важных отраслях промышленности, а также институтов поддержки и развития, то есть крупных промышленных и специализированных научно-промышленных и инвестиционно-финансовых структур. Они находятся в большей или меньшей степени под государственным управлением и контролем, но в них задействован более широкий спектр финансовых механизмов содействия реализации инновационных и инвестиционных проектов, чем было ранее. К ним, в частности, относятся различные формы и категории субсидий (на проведение приоритетных НИОКР, компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам), проектные принципы для предприятий (государственные гарантии, льготные кредиты), различные виды поддержки в институтах развития (гранты, займы, участие в капитале, кредиты), а также косвенные механизмы по созданию инновационных инфраструктур в регионах страны. Особое место занимает федеральный Фонд развития промышленности, полностью подконтрольный государству в лице Министерства промышленности и торговли России и некоторые государственные институты развития, которые, наряду с использованием государственных средств, могут привлекать частные инвестиции. Таким образом, государство, частично отказавшись от политики прямого бюджетного финансирования инновационных и инвестиционных проектов ввиду недостатка средств, расширило свое влияние через вновь созданные структуры. Это также говорит о том, что государство находится в поиске наиболее эффективных форм и методов для стимулирования инновационной, инвестиционной деятельности и управленческих структур.

Значительное внимание возможностям технологического рывка и изменения структуры будущего производства уделяется в государственных программах и отраслевых инструментах инновационной политики. Вместе с тем при развитии исследований и национальной инновационной системы должны быть учтены следующие условия:

- совместное формирование инновационной политики, приоритетных программ и проектов представителями государства, бизнеса, науки, общественных организаций;

- последовательное и целенаправленное расширение круга государственных и государственно-частных организаций инновационного развития, при этом они должны быть нацелены не только на создание условий для инновационной деятельности (институты развития), но и на разработку новых технологий и продуктов по приоритетным направлениям;

- перечень центров и разрабатываемых в них приоритетных технологий должен быть утвержден в составе стратегий развития отраслей с указанием объемов финансирования из средств бюджета, фондов, банковской сферы, а также с определением партнеров-собственников новых технологий, продуктов и высокотехнологичных услуг;

- по примеру западных стран подобные центры и междисциплинарные исследовательские лаборатории могут быть созданы в опорных НИИ и в передовых отраслевых вузах, для чего потребуется форматирование их взаимоотношений с площадками (стартапами) и научно-производственными кластерами, где созданы материальная база и льготные налоговые и кредитные условия по созданию и отработке новых технологий, испытанию новых материалов;

- в этих центрах необходимо использовать усовершенствованную или принципиально новую систему и механизмы разработки инновационных проектов, куда должны быть направлены основные силы и средства. В центрах должны быть отлажены организационные механизмы выполнения функций прогнозирования, долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования, оперативного управления и контроля, определения экономической эффективности на ранних стадиях работ и управление рисками;

- создание международных институтов и реализация совместных с зарубежными странами и компаниями программ и проектов с соблюдением принципов автономности и независимости разработок, обеспечивающих национальную безопасность;

- стимулирование импорта зарубежных лицензий, ноу-хау, видов оборудования и малотоннажных материалов для некоторых областей науки и техники, где имеется возможность быстро и эффективно преодолеть существующее отставание;

- важно предусмотреть поддержку продвижения наукоемкой продукции, развитие коммерческого трансферта результатов исследований и разработок между гражданским сектором и оборонной промышленностью;

- необходимо продолжить формирование государственной инновационной инфраструктуры (телекоммуникационной, энергетической, транспортной), развивать стандартизацию, экспертизу инновационных проектов, технический и финансовый аудит с определением достигнутой эффективности и др.;

- из-за нарастания угроз устойчивому развитию и среде обитания большое внимание при проведении НИОКР следует уделять технологической и техногенной безопасности, охране окружающей среды, новым стандартам в этих областях и постоянному контролю;

Отрасли материального производства, как основные потребители новых технологий и видов техники, выдвигают вполне обоснованные требования к будущим инновационным и инвестиционным проектам, которые должны отвечать следующим принципам: обусловленность финансирования достижением конкретных социальных и экономических результатов, объединение различных источников финансирования для обеспечения наибольшей эффективности, высокая степень управляемости проектов и прозрачные механизмы отбора финансируемых проектов [9].

Постепенный переход на этап новой индустриализации и соответствующую ему новую социально-экономическую модель требует совершенствования действующей системы государственного и корпоративного управления научно-техническим развитием, которая сформировалась в основном в первое десятилетие двадцать первого века и не вполне отвечает современным требованиям. Отдельные ее недостатки могут быть не так заметны в настоящее время, когда уровень финансирования НИОКР по масштабам затрат, их доле в ВВП и в расчете на душу населения не так

велик. Но по мере увеличения затрат на модернизацию и развитие технической базы производства, как это намечается в перспективе, становится все более необходимым повышение эффективности этой деятельности.

В вопросе о совершенствования управления в национальной инновационной системе авторы стоят на позиции активного государственного участия в этих процессах. Понятно, что это вызвано, с одной стороны, стремлением не допустить нецелевого расходования государственных ресурсов, выделяемых на инновационное развитие. С другой стороны, это обусловлено необходимостью форсированного создания новой индустриально-технологической базы путем модернизации существующих производств, повышения конкурентоспособности технологий и продукции.

Прежде всего, необходимо перейти на более высокую степень оперативности и управляемости научно-техническим развитием, повысить качество управления в этой области. Этого невозможно достигнуть только путем частичного делегирования полномочий государственных органов в государственные корпорации, вертикально-интегрированные холдинги и институты развития. Это связано с тем, что перед большинством из вышеназванных структур при их создании были поставлены другие задачи: реструктуризация и консолидация государственных активов, совершенствование механизмов управления государственными промышленными предприятиями, реализация инвестиционных проектов в формате государственно-частного партнерства, снижение издержек по управлению активами, развитие в соответствии с отраслевыми стратегиями, частичная деприватизация частных компаний, финансовая поддержка разработок и производства и т.п. Научно-техническое развитие для большинства этих государственных корпораций является одной из множества задач и не всегда наиболее главной, в особенности на начальном этапе их формирования.

Целью государственных органов в рассматриваемой деятельности должны быть определение приоритетных направлений развития страны с учетом тенденций мирового развития и передового зарубежного опыта, а также проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), прогнозирование, долгосрочное планирование, координация, мониторинг, контроль и управление инновационного процесса с последующим отбором наиболее эффективных технологий для коммерческой реализации. Предвестник такого органа в СССР существовал в виде Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ), под руководством которого разрабатывались и реализовыва-лись многие научно-технические программы. Однако радикальные реформы, проводимые в стране в конце XX века, не позволили в то время создать полноценную систему управления научно-технологическим развитием страны. В настоящее время создаются благоприятные предпосылки для ее решения. К их числу относятся, прежде всего, достижения в области системного анализа, программно-целевого управления, концептуального проектирования систем организационного управления и современных информационно-аналитических технологий, которые все больше и больше находят практическое применение в различных сферах деятельности. Глубокий концептуальный анализ основных информационных процессов, радикальное совершенствование процессов сбора, регистрации, хранения, передачи, обработки и представления информации продемонстрировали возможности использования новых технологий для мониторинга, контроля и управления инновационными процессами и инвестиционными проектами. Основой совершенствования процессов управления научно-технологическим развитием на общегосударственном уровне является комплексное проектирование новой эффективной организационной системы, включая новые информационные и аналитические технологии подготовки и решения задач определения перспективных направлений научно-технологического развития и последующей практической реализации выбранных решений.

Организационно-технологической основой создания новой системы управления научно-технологическим развитием должен стать комплексный организационно-технический проект системы общегосударственного управления научно-технологическим развитием России, построенный на самых последних достижениях методологии системного анализа, программно-целевого управления развитием и концептуального проектирования организационных систем. Проект должен содержать развернутое определение целей и задач научно-технологического развития, полный состав организационно-управленческих функций управления развитием, развернутое описание технологий выполнения всех основных функций с определением основных аналитических, инструментальных и программно-технических средств, а также описание организационно-функциональной структуры системы, всех ее подсистем, подразделений, основных и вспомогательных служб с указанием профессионально-квалификационных требований к основным звеньям руководящего персонала.

Информационно-коммуникационная и информационно-вычислительная среды ОГСУ НТР должны отвечать следующим основным требованиям:

- осуществление сбора, хранения, распределения, передачи, обработки и представления больших массивов научно-технической, экономической и финансовой информации;

- обеспечение надежной и эффективной защиты передаваемой информации;

- высокоскоростная передача информации на различные расстояния;

- системное объединение находящегося в различных местах сетевого оборудования, вычислительных средств, программного обеспечения, высококвалифицированных кадров и инфраструктуры для их деятельности;

- накопление и хранение больших объемов информации;

- применение новых технологических платформ и программных продуктов с целью повышения эффективности системы;

- обработка и анализ информации по выбранным алгоритмам с целью оптимизации управленческих решений

и др.

Необходимость достижения конкретных результатов, мониторинга, контроля и управления инновационных процессов и инвестиционных проектов усиливается в связи с будущим увеличением финансирования этих видов работ, а также ограниченностью управленческих ресурсов исполнительной власти и требованиями повышения качества управления.

Для устранения ряда недостатков в межведомственной, межотраслевой, межкорпоративной и региональной координации и повышения эффективности научно-технических работ создаваемая ОГСУ НТР должна включать в свой состав не менее трех уровней: нижний, средний и верхний (см. рис. 1).

Общегосударственная система управления научно-техническим развитием ОГСУ НТР

7\

стерства, ведомства, оскорпорации, органы правления регионального уровня

А $ А

Министерства, ведомства,

госкорпорации, органы управления регионального ровня

ф А

Л

Ф

Рисунок 1.

Взаимосвязи между нижним, средним и верхним уровнями

На нижнем уровне, который представлен НИИ, организациями и предприятиями, непосредственно выполняются следующие виды работ:

- научно-исследовательские (фундаментальные и прикладные),

- опытно-конструкторские,

- проектно-технологические,

- опытно-экспериментальные, промышленно-производственные,

- сборочные, пуско-наладочные,

- промышленно-испытательные, эксплуатационные, ремонтно-восстановительные и др.

Все эти комплексы работ должны выполняться согласно предварительно разработанным, согласованным и утвержденным целевым планам и программам общегосударственного, отраслевого и регионального уровня, которые являются составной частью создаваемой Общегосударственной системы управления научно-техническим развитием (ОГСУ НТР). Также неотъемлемой частью ОГСУ НТР является общегосударственная информационная система (ОИС), которая должна осуществлять первичную регистрацию, сбор, передачу, хранение, обработку и представление необходимой информации органам управления ОГСУ НТР в соответствии с заранее утвержденными регламентами, технологиями и формами представления. Состав, форма и содержание представляемой должностным лицам ОГСУ НТР информации должны соответствовать функциям и задачам, определенных этим лицам согласно комплексному организационному проекту ОГСУ.

Информация, собираемая, хранимая, обрабатываемая, передаваемая и представляемая пользователям определяется регламентами проекта информационной системы ОГСУ. Систематизированная информация по разрабатываемым проектам, целевым программам и планам должна быть представлена соответствующими базами (банками) данных, имеющими иерархическую и сетевую структуру согласно проекту создаваемой информационной системы ОГСУ. Физические места хранения этих баз данных (серверы, компьютеры) определяется этим же проектом ОИС ОГСУ с учетом критериев надежности хранения, удобства и эффективности доступа к данным, оптимизации потоков информации по телекоммуникационной сети и обеспечения абсолютной надежности (защищенности) передачи и хранения данных. Следует преимущественно ориентироваться на использование закрытых (корпоративных, ведомственных и специальных государственных) систем передачи данных, не имеющих выхода в глобальные телекоммуникационные сети.

В создаваемой информационной системе ОГСУ должны быть выбраны необходимые криптографические системы и собственные программы для обеспечения безопасности документации и информации в компьютерах и серверах, должны быть решены вопросы формирования будущего блока и расчета его ключей для работы и защиты в распределенной сети. Таким образом, информация и документация, содержащиеся в блоке, могут быть защищены при необходимости дважды.

Средний уровень может быть представлен министерствами, ведомствами, государственными корпорациями, институтами развития, органами управления на региональном уровне и другими организациями, через которые осуществляется финансирование, планирование и организация НИОКР.

Информация, поступающая от с предприятий и организаций нижнего уровня на смежные и другие предприятия нижнего уровня, а также на узлы среднего уровня и верхний уровень, должна передаваться преимущественно по собственным защищенным линиям связи. При этом должны быть определены требования к распределенным сетям, оборудованию и их обслуживанию и эксплуатации. Исходя из задач рабочего органа по мониторингу, контролю и управлению можно сформулировать следующие требования к распределенным сетям, базам данных, программам и оборудованию:

- обеспечение коммутации между нижним, средним и верхним уровнями и обратно в режиме, приближенном к реальному времени вне зависимости от степени удаленности объектов и пользователей ОГСУ НТР;

- осуществление передачи массивов информации от одного пользователя нижнего уровня другому с ее необходимым дублированием среднему и верхнему уровням и обратно, то есть всем пользователям системы (перечень дублируемой информации и адреса для передачи определяются регламентом работы информационной системы);

- защищенность (безопасность) передаваемых массивов данных с применением изменяемых Администраторами алгоритмов и шифров, абсолютное исключение доступности пакетов данных (блоков и их ключей) для хакеров, полное исключение возможности заражения вредоносными программами и вирусами;

- возможность проведения видеоконференций;

- передача данных цифровых видеокамер, приборов, датчиков, сенсоров и т.п.

Верхний уровень может быть представлен ОГСУ НТР или Федеральной информационной системой в период формирования системы.

Регламентом работы определяется вся необходимая информация для верхнего уровня и порядок принятия решений руководством. В связи с большим количеством НИОКР на верхний уровень целесообразно представлять информацию по наиболее важным работам, имеющим общегосударственное значение, решения по остальным работам могут приниматься на среднем уровне.

Предлагаемая организационно-техническая система (ОГСУ НТР) должна предусматривать создание всех необходимых средств (технических, программных, информационных, технологических, социально-психологических), составляющих необходимую обеспечивающую инфраструктуру процесса функционирования общегосударственной системы управления научно-технологическим развитием страны.

Рассмотренная система требует соответствующих вычислительных мощностей, серверов, накопителей, маршрутизаторов, другого оборудования, программного обеспечения, увеличенного потребления энергетических средств, небольшого количества обслуживающего персонала и инфраструктуры. Расчет эффективности ее создания может быть определен на стадии выполнения технико-экономического обоснования. Экономическая эффективность будет определяться возможностью проведения видеоконференций высококвалифицированных специалистов среднего и верхнего уровней без выезда на объекты мониторинга и контроля, доступом на среднем и верхнем уровнях показаний приборов, датчиков, сенсоров, контроллеров и другого оборудования, установленного на объектах нижнего уровня, экономией времени на принятие оптимальных решений, сокращением материальных и финансовых ресурсов, а также повышением производительности труда и экономией на банковских услугах. Применяемые при мониторинге, анализе и управлении технологии позволяют не только увеличить эффективность передачи и обработки большого количества информации, они дают возможность не только принять оптимальные решения, но и в результате их реализации получить конкурентное преимущество и выстоять в конкурентной борьбе. При этом акцент делается не только на технических средствах ускорения переработки и передачи информации, то есть автоматизации и повышения производительности управленческого труда, но и на обеспечении цели или решении поставленной задачи в производстве в более короткий промежуток времени. Поэтому основная часть экономического эффекта обеспечивается не только путем применения новых информационных или цифровых технологий, но и за счет ускорения процессов в материальном производстве, бизнесе и других сферах использования новых технологий.

Учитывая сложность и разветвленность распределенной сети, для снижения разовых капитальных и эксплуатационных затрат и более быстрой их окупаемости, целесообразно введение ее в эксплуатацию отдельными очередями с арендой оборудования, технических площадок со всеми коммуникациями (прежде всего многовариантным энергообеспечением, кондиционированием и климат-контролем с приточно-вытяжной вентиляцией), серверов, типового программного обеспечения и приложений на начальном этапе развития системы.

ОГСУ НТР должна отвечать ряду требований:

- прежде всего, новая ОГСУ НТР должна начать работу по одному из главных инструментов инновационно-инвестиционной политики - государственным программам и приоритетным проектам, как наиболее важной составной части национальной инновационной системы;

- предприятия и организации, осуществляющие выполнение вышеуказанных программ и проектов не должны менять своей ведомственной принадлежности, продолжать осуществлять планирование, организацию, выполнение и финансирование работ в предусмотренных размерах, нести ответственность по утвержденным государственным планам, программам и проектам;

- отработку ОГСУ НТР целесообразнее начать с инновационно-инвестиционных проектов крупных производственных предприятий, НИИ, территориальных подразделений с последующим переходом на более верхние уровни;

- после отладки и ввода в эксплуатацию всей системы в ее состав могут войти отечественные и зарубежные частные предприятия, работающие в рамках государственно-частного партнерства.

- одним из ключевых направлений деятельности ОГСУ НТР должно стать формирование и реализация крупных инновационных проектов в важнейших сферах жизнеобеспечения - энергетике, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Следует отметить, что на глобальном уровне реализуются различные модели применения информационных и цифровых технологий. Для развитых стран делается акцент на развитии производственных цифровых технологий, а для развивающихся - на устранении институциональных инфраструктурных барьеров на пути трансграничного взаимодействия и привлечения международных инвестиций и т.п. Рекомендуемый международными организациями на Всемирном экономическом форуме подход для развивающихся стран, в том числе и для России, несет угрозу утраты технологического суверенитета и приводит к значительному снижению экономической эффективности от применения информационных и цифровых технологий. Поэтому главным направлением их применения в России должны быть, по мнению авторов, перевод ключевых отраслей на цифровую платформу, управление процессами производства, развитие отечественного программного обеспечения, электронной компонентной базы и соответствующей инфраструктуры. Это направление следует рекомендовать и для ЕАЭС и Таможенного союза.

Данная система может быть использована для мониторинга, координации, контроля и управления как инновациями, так и инвестициями.

Выводы

1. При совершенствовании системы управления научно-техническим развитием необходимо исходить из отечественных традиций и опыта ее создания в прошлом, анализа существующего положения и выработки перспектив развития совместно представителями государства, науки, бизнеса, высшего образования, общественных организаций для создания будущей экономической и социальной среды ее действия, учета в ней национальных особенностей, успешного зарубежного опыта с целью интеграции в глобальное мировое хозяйство и занятия в нем места, соответствующего нашим ресурсам и возможностям.

2. Применение рассмотренных в статье методологических подходов и инструментов информационных и цифровых технологий может способствовать повышению качества и оперативности государственного и корпоративного управления научно-техническим развитием с минимальными изменениями в управленческих органах, оно обеспечит прозрачность принятия решений в государственном секторе, снизит коррупцию.

3. Реализация новых систем управления повысит эффективность НИОКР и производства, ускорит экономический рост, приведет к созданию новых рабочих мест в высокотехнологичных сферах деятельности и стимулированию развития государственно-частного партнерства.

4. Предлагаемый подход улучшит информационную безопасность федеральных, отраслевых и региональных органов управления в промышленности, будет способствовать углубленной интеграции нашей страны в глобальную инновационную индустрию, а компаниям, разрабатывающим и реализующим высокотехнологическую инновационную продукцию, позволит быстрее увеличить капитализацию.

Список литературы

1. Беляев И.П., Капустян В.М. Процессы и концепты. - М.: ТОО «СИМС»,1997.

2. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление, - М.: Сов. радио, 1976.

3. Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества. - СПб.: Специальная литература, 2010.

4. Дроздов Б.В. Введение в проектирование организационных технологий. - М.: Спутник+, 2005.

5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995.

6. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. 2004. - № 7. - С. 10-21.

7. Гавловская Г.В. Национальные инновационные системы: зарубежный опыт // Бизнес в законе. 2013. - № 3. - С. 164-168.

8. Ситников Е.В., Владимиров Н.А., Узумаки А.М., Липовцев М.К. Развитие национальной инновационной системы как условие перехода на новый технологический уклад, повышение конкурентоспособности и опережающий рост // Транспортное дело России. 2017. - № 5. - С. 24-28.

9. Мантуров Д.В. Государство как инвестор: изменение роли государства в финансировании промышленности за последние 20 лет // Экономическое возрождение России. - М., 2017. - № 2. - С. 4-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.