Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как механизм решения проблем технологической модернизации экономики России'

Стратегическое планирование как механизм решения проблем технологической модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование технологического развития / долгосрочный прогноз научно-технологического развития / форсайт / приоритетные направления научно-технологического развития / критические технологии / программы инновационного развития компаний с государственным участием / технологическая модернизация / отраслевые центры научно-технологического прогнозирования / технологические дорожные карты / технологические платформы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как механизм решения проблем технологической модернизации экономики России»

Кумакова С.В.

к.э.н., доцент Поволжского института управления (филиала РАНХиГС), г. Саратов

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: стратегическое планирование технологического развития, долгосрочный прогноз научно-технологического развития, форсайт, приоритетные направления научно-технологического развития, критические технологии, программы инновационного развития компаний с государственным участием, технологическая модернизация, отраслевые центры научно-технологического прогнозирования, технологические дорожные карты, технологические платформы.

Экономический кризис в России способствовал трансформации государственной политики в сфере науки и технологий, корректировке масштабов и приоритетов финансирования научно-технологического развития. Согласование приоритетов научно-технологического развития в рамках партнерства государства, бизнеса и науки, вовлечение бизнеса в реализацию проектов, решение проблем технологической модернизации может быть обеспечено посредством стратегического планирования.

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании». К числу прогнозных документов, образующих основу национальной системы стратегического планирования, при разработке долгосрочных стратегий развития относятся: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, утвержденный Правительством РФ 25 марта 2013 года; Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 года, утвержденный Правительством РФ 3 января 2014 года; Прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочную перспективу до 2030 года, подготовленный РАН; Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы»; Профильные государственные программы РФ; Приоритетные направления и критические технологии РФ; Стратегические программы исследований технологических платформ; Программы инновационного развития компаний с государственным участием; Стратегии развития отраслей.

Среди этих документов долгосрочному научно-технологическому прогнозу отводится основная роль. С опорой на него будут формироваться макроэкономические, отраслевые и региональные прогнозы, а также другие документы стратегического планирования. Становление национальной системы технологического прогнозирования с 2013 года связано с указом Президента Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года. Ее появление обусловлено, с одной стороны, активизацией форсайт-проектов в стране, с другой - увеличением роли вызовов России. С целью их предотвращения необходима консолидация усилий всех участников инновационной системы страны.

В России с 2007 года осуществлялись работы по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития. С каждым годом усложнялись задачи, решаемые разработчиками прогноза: от формирования на первом этапе перечня критических технологий, детального описания глобальных трендов, вызовов и технологий, которые были бы ответом на эти вызовы, до необходимости (на текущем этапе) выстраивания единой системы технологического прогнозирования1.

Итогом стала разработка долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025, а затем его актуализация и утверждение прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (ДПНТР).

На основе посланий президента Федеральному собранию, планов деятельности правительства и отдельных министерств, системы стратегических и программных документов в ДПНТР были выделены: а) ключевые социально-экономические задачи (в общей сложности 80); б) продукты и услуги, которые в наибольшей степени нацелены на их решение (оценивались по потенциальному вкладу в валовой продукт); в) направления науки и технологий, развитие которых будет способствовать производству соответствующих продуктов и услуг2.

ДПНТР сформирован в разрезе шести приоритетных направлений развития в сфере науки, технологий и техники: информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни (биотехнологии, медицина и здравоохранение); новые материалы и нанотехнологии; транспортные и космические системы; рациональное природопользование; энергетика и энергоэффективность. По каждому из указанных направлений выделены глобальные вызовы, угрозы и окна

1 Носик В. Долгосрочное прогнозирование: тренды и лучший опыт. - http://prognoz2030.hse.ru/news/87137293.html

2 Кузьминов И., Гутарук Е. Институализация форсайта в России. - http://prognoz2030.hse.ru/news/138147252.html

возможностей для России; определены инновационные рынки и перспективные области спроса на отечественные инновационные технологии и разработки, а также дана оценка их уровня в сравнении с мировыми лидерами1.

ДПНТР включает: оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития РФ (НТР РФ) в сопоставлении с мировыми тенденциями; анализ и прогноз внешних условий и тенденций НТР РФ; анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов НТР РФ на долгосрочный период; прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, в т.ч. по субъектам РФ; направления научно-технологического развития РФ и основные направления научно-технической политики. ДПНТР разрабатывается на регулярной основе в форме комплексных исследовательских проектов. Третий (нынешний) цикл прогноза предполагает реализацию 15 проектов. В прогнозе определены глобальные вызовы и тренды, перспективные рынки и направления исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий, которые могут быть полезны компаниям. С опорой на этот документ участники национальной инновационной системы могут сверять и уточнять приоритеты для своих стратегических программ развития, в том числе прописанные в документах федерального значения, в частности в государственных программах.

Результаты прогноза согласованы ключевыми министерствами и ведомствами, Российской академией наук; включены в прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден Правительством Российской Федерации 25 марта 2013 года) и государственную программу «Развитие науки и технологий» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 2433-р). Итоги прогноза были учтены при подготовке форсайтов и дорожных карт развития космической навигации, авиационной науки и технологий, судостроения, нефтехимии, биотехнологий и генной инженерии, производства композитных материалов и др. Они получили отражение в программах развития инновационных территориальных кластеров, стратегических программах исследований технологических платформ и программах инновационного развития ряда крупнейших российских компаний.

Прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, прогнозных и плановых документов среднесрочного характера. В систему технологического прогнозирования вовлечены ключевые министерства (в том числе Минобрнауки, Минпромторг, Минэкономразвития, Минтранс, Минкомсвязи, Минприроды, Минэнерго, Минздрав) и ведомства, институты развития, фонды поддержки научно-технической и инновационной деятельности, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, крупные российские компании, отраслевые центры научно-технологического прогнозирования, ведущие вузы и научные организации. Функционирование системы обеспечивает Межведомственная комиссия по технологическому прогнозированию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (МВК)2.

Целью создания единой системы долгосрочного прогнозирования, по словам директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСиЭЗ) Л. Гохберга, будет не развитие отдельных высокотехнологичных сфер, а масштабная модернизация традиционных отраслей экономики. Переход к ней подразумевает, во-первых, взаимоувязку прогнозных работ, проводимых в тех или иных секторах, регионах, разными компаниями и федеральными органами исполнительной власти; во-вторых - радикальное изменение требований к качеству прогнозов, с тем, чтобы они могли использоваться как доказательная аналитическая база для принятия стратегических решений3.

Процессы разработки и актуализации ДПНТР играют ключевую роль в создании системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Долгосрочный прогноз задает контуры для развития научно-технологической сферы в России. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года говорится: «Будет создана современная система поддержки развития науки и технологий, учитывающая параметры долгосрочного прогноза научно-технологического развития России»4. С опорой на ДПНТР намечаются векторы государственного прогнозирования (Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2030 года) и приоритеты программно-целевого планирования (в отраслевых документах государственного стратегического планирования, государственных программах Российской Федерации).

По мнению заместителя директора департамента инновационного развития Министерства экономического развития России П.Рудник перспективы практического использования результатов ДПНТР в формировании государственной политики в области науки и технологий в России представляются широкими: определение приоритетных направлений господдержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологической модернизации производств; формирование тематики и объемов финансирования работ и проектов в сфере исследований и разработок, поддерживаемых в рамках государственных программ; проведение конкурсного отбора исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддерживаемых в рамках госпрограмм; подготовка предложений по формированию бюджетных ассигнований федерального бюджета в части ФЦП и бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капстроительства, не включенные в ФЦП.

1 Месропян В. Правительство утвердило долгосрочный прогноз научно-технологического развития России до 2030 года. -http://prognoz2030.hse.ru/news/109186563.html

2 Там же.

3

Максутова А., Глазырина М. Какую роль долгосрочный прогноз сыграет в научно-технологической политике России? -http://prognoz2030.hse.ru/news/94332114.html

4 Месропян В. Правительство утвердило долгосрочный прогноз научно-технологического развития России до 2030 года. -http://prognoz2030.hse.ru/news/109186563.html

Заведующий отделом научно-технического прогнозирования Форсайт-центра ИСиЭЗ Л. Чулок считает, что эффективность ДПНТР зависит от таких факторов, как: постоянство и систематичность процесса сбора и обработки информации; вовлечение всех ключевых стейкхолдеров, а также изначальная нацеленность на интеграцию обсуждаемых в процессе форсайта идей в систему принятия решений. Именно эти принципы были заложены в основу ДПНТР и определили методологию формирования его прогнозных проектов и типов результатов. Последние включают: 1) глобальные вызовы научно-технологического и социально-экономического развития; 2) эффекты проявления этих вызовов и их влияние на Россию; 3) перечни инновационных рынков и перспективных продуктов; 4) ключевые характеристики этих рынков; 5) задачи исследований и разработок по приоритетным направлениям. Использование этих результатов позволило выявить ряд «внутренних» и «внешних» болевых точек инновационного процесса в России1.

Для разработки применяемых на практике мер необходимо привлекать тех, кто их будет реализовывать: представителей бизнеса и чиновников. Эта мысль оказалась революционной для прогнозистов. Так на смену классическому прогнозированию пришел форсайт. Форсайт - это инструмент прогнозирования и формирования возможного будущего. «Ключевыми побудительными причинами для появления форсайта стали необходимость вовлечения в процесс осмысления будущего новых акторов, в том числе лиц, принимающих решения, а также потребность в повышении качества политики и разработки стратегий в тех областях, где наука и инновации играют значительную роль», -

объясняет один из гуру в области форсайта Люк Джорджиу, вице-президент Университета Манчестера по науке и ин-

2

новациям .

Систематическая работа по форсайту в России началась только в 2006 году с разработки концепции ДПНТР. На данный момент проведены три цикла его подготовки. Одним из первых использовавших форсайт в своей работе было Минобрнауки. Сегодня в России проведены уже десятки форсайт-исследований. Кроме федеральных министерств и ведомств заказчиками являются регионы. А в последние годы интерес появился со стороны компаний и инновационных кластеров. У ИСИиЭЗ есть опыт подобных работ для «Газпрома», «Роснефти», «Аэрофлота», «Газпромнефти», ЦАГИ, ВИАМа, «Северстали». Форсайт становится незаменимым инструментом для ответа на вопросы: куда бизнесу инвестировать деньги и как превратить стратегию в действительно работающий документ.

По словам заведующего отделом научно-технологического прогнозирования Форсайт-центра ИСИиЭЗ А. Чулок в условиях ограниченности ресурсов и необходимости выбора приоритетов форсайт отлично зарекомендовал себя в качестве базового «движка» для принятия решений о стратегии развития критических технологий и прорывных инноваций3. Результаты форсайта, так или иначе предусматривающие инвестиционные решения, по-разному отображаются в корпоративных стратегиях развития крупных и средних компаний, прокомментировал обозначившийся конфликт «открытости и коммерческой тайны» А. Шадрин, директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России4. Директор Форсайт-центра А. Соколов отмечает ряд современных трендов развития форсайт-исследований. В последние годы, по его мнению, активность экспертов в этой области существенно переориентируется с рассмотрения тематических приоритетов к анализу глобальных вызовов и поиску решений наиболее важных масштабных проблем, возникающих в долгосрочной перспективе. Все большее значение придается отраслевым и междисциплинарным проектам, построению прогнозов и дорожных карт для отдельных секторов и крупных корпораций.

Специалисты считают, что для успеха форсайта в России необходимо решить несколько проблем: дефицит качественных экспертов, причем не только из науки, но и из бизнеса; слабая пока востребованность форсайта со стороны власти; неумение участников договариваться5. Обязательный в форсайте обмен мнениями между стейкхолдерами позволяет не только проанализировать, обсудить, но и договориться о способах достижения оптимального варианта, а также согласовать их в виде стратегических решений6.

Начальник комплекса перспективного развития Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) С. Сыпало считает, что при разработке отраслевых долгосрочных прогнозов следует проводить, по сути, два отдельных форсайта: 1) для определения приоритетов науки и технологий (проводится для продуктов на начальных уровнях разработки); 2) для планирования продуктовых линеек и востребованных услуг (основывается на технологиях, «дозревших» до более высоких уровней готовности)7. А. Чулок называет базовые принципы, в соответствии с которыми следует оценивать валидность долгосрочных прогнозов и форсайтов: наличие серьезной доказательной базы; вовлечение ключевых стейкхолдеров, участие ведущих экспертов; направленность на конкретные результаты, интеграцию в систему принятия решений8.

В настоящее время начинается масштабная работа по актуализации перечня приоритетных направлений и критических технологий. Она будет вестись силами широкой сети экспертов, представляющих все сектора науки и ведущие исследовательские учреждения различной ведомственной принадлежности, а координировать эту деятельность будет НИУ ВШЭ. По словам директора Форсайт-центра А. Соколова, при составлении списка критических техноло-

1 Максутова А., Глазырина М. Какую роль долгосрочный прогноз сыграет в научно-технологической политике России? -http://prognoz2030.hse.ru/news/94332114.html

2 Сараев Д., Медовников Д., Оганесян Т. Охота на черных лебедей // Эксперт. - М., 2014. - № 43(920).

3 Форсайт: формируем будущее сегодня. - http://prognoz2030.hse.ru/news/83162155.html

4 Чумак А. Форсайт как платформа для решения проблем развития. - http://prognoz2030.hse.ru/news/120101808.html

5 Сараев Д., Медовников Д., Оганесян Т. Охота на черных лебедей // Эксперт. - М., 2014. - № 43 (920).

6 Форсайт: формируем будущее сегодня. - http://prognoz2030.hse.ru/news/83162155.html

7

Максутова А., Глазырина М. Какую роль долгосрочный прогноз сыграет в научно-технологической политике России? -http://prognoz2030.hse.ru/news/94332114.html

8 Носик В. Долгосрочное прогнозирование: тренды и лучший опыт. - http://prognoz2030.hse.ru/news/87137293.html

гий предпочтение отдавалось тем направлениям, которые могут привести к разработке инновационных продуктов и услуг, востребованных обществом сегодня и в будущем.

Для сбора информации и предложений к данной работе были привлечены федеральные органы исполнительной власти. Для составления перечней также были созданы экспертные группы из представителей научных организаций и реального сектора экономики. По итогам проведенной работы перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечень критических технологий претерпел значительные изменения. Новый перечень научно-технологических приоритетов отличается по структуре и составу от предыдущего: уточнены формулировки ряда технологий и направлений таким образом, чтобы они были нацелены на решение прикладных задач. Например, приоритетное направление «науки о жизни» распалось на направления «медицина» и «биотехнологии». Как два отдельных рассматриваются «транспортные и космические системы». Появилось совсем новое - «материалы и производственные технологии нового поколения». Выработанные системой научно-технологического прогнозирования приоритетные направления и критические технологии задают ориентиры для развития сектора исследований на десятилетний горизонт1.

После определения приоритетов на государственном уровне разрабатываются технологические дорожные карты на отраслевом уровне, на их основе - конкретные планы достижения целей с выходом на рыночные предложения и оценку необходимых ресурсов; запускаются проекты с высокой инновационной составляющей, в том числе в сотрудничестве с компаниями реального сектора экономики, национальные проекты и национальные научно-технологические инициативы (фотоника, нейротехнологии), корректируются госпрограммы («Развитие науки и технологий») и

2

программы институтов развития .

Технологические дорожные карты - инструмент долгосрочного планирования, координации создания и внедрения новых производственных технологий. Дорожные карты помогают оптимизировать выведение на рынок новых продуктов и технологий и упрощают принятие стратегических решений с учетом различных сценариев долгосрочного развития отраслей, актуальной и прогнозируемой конъюнктуры на мировом и национальном рынках .

Заместитель директора Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН А. Максимов рассказал о двухуровневой системе дорожных карт в области глубокой переработки углеводородных ресурсов, разработанной Научно-исследовательским университетом Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке РОСНАНО. «Система охватывает, во-первых, все предметные области, включенные в деятельность платформ (переработку нефти и газа, газо- и нефтехимию), во-вторых, приоритетные направления НИОКР, и включает в себя ряд дорожных карт по конкретным сегодняшний день сформирована методология и описаны сценарии к перспективным технологиям, для которых создаются дорожные карты, связывающие НИОКР с отдельными рынками»4.

На сегодняшний день сформирована методология и описаны сценарии развития приоритетных направлений в увязке с цепочкой дорожных карт. Создано общее видение ситуации в сфере бизнеса и оценены эффекты на уровне отдельных ключевых отраслей. Следующим шагом, по мнению, руководителя направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Д.Белоусова должен быть переход к научно-технологическому прогнозу до 2040 года, «хотя бы потому, что крупные инвестиционные проекты российской энергетики уже предполагают развитие территорий до 2050 года».

Основной вектор современного развития технологических платформ (техплатформ) определил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года. Говоря о стимулировании прикладных исследований, В. Путин, в частности, сказал: «Эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ. Предлагаю переориентировать на поддержку таких исследований средства соответствующих целевых программ, в первую очередь такой программы, как "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса"».

Технологические платформы - относительно новый в России инструмент реализации научно-технической и инновационной политики. Они формируются на основе механизма государственно-частного партнерства для объединения усилий в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики. Техплатформы становятся эффективными площадками для обсуждения и продвижения экономически обоснованных технологических или организационных решений, которые соответствуют запросам промышленности. Они позволяют своим участникам более разумно и эффективно распределять ресурсы в цепочке создания добавленной стоимости. Для федеральной власти техплатформы не только важное средство коммуникации между участниками инновационной системы, но также инструмент определения актуальной тематики проектов, которые государство планирует поддерживать в рамках соответствующих госпрограмм.

Формирование и реализация техплатформ направлены на решение следующих задач: усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики; определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий5. В новой ФЦП Исследования и разработки (на период

1 Кузьминов И., Гутарук Е. Институализация форсайта в России. - http://prognoz2030.hse.ru/news/138147252.html

2 Там же.

3

Гохберг Л. Инновационная политика должна выдвигаться в центр социально-экономической политики государства. -http://prognoz2030.hse.ru/news/121173445.html

4 Чумак А. Какими должны быть долгосрочные сценарии развития. - http://prognoz2030.hse.ru/news/119929485.html

5 http://www.hse.ru/org/hse/tp

2014-2020 гг.) 30% мероприятий будут реализованы при поддержке техплатформ за счет федерального бюджета. В 2014 году им предоставлено 12 млрд. рублей, распределяемых на конкурсной основе. Техплатформы поддержали 87% заявок по текущим объявленным конкурсам (это 1500 заявок)1.

По мнению Г. Шепелева, начальника департамента Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, ранее обсуждавшиеся на МВК технологические платформы в ряде случаев «пробуксовывают» по части создания перспективных технологий и продуктов, а также привлечения инвестиций для проведения исследований и разработок. Сейчас всего три-четыре платформы способны привлекать внебюджетное софинансиро-вание. С 2010 года, когда появился данный инструмент коммуникации и сплочения акторов инновационной системы на принципах ГЧП, программы стратегического развития разработаны чуть более чем у трети техплатформ. «Десять платформ не имеют стратегических программ вообще. Это очень серьезный вызов для всей системы технологического прогнозирования», - считает эксперт2.

В 2014 году должна была обновиться система мониторинга развития техплатформ, к участию в которой привлекались, в том числе, внешние эксперты. Сами техплатформы будут все более активно вовлекаться в деятельность рабочих органов, созданных при МВК, в первую очередь - в работу МВК по технологическому развитию.

В поддержке новых секторов экономики техплатформы играют очень важную роль: прежде всего как площадки, которые предоставляют возможности для объединения усилий вокруг приоритетов развития страны, Европы, мира. Список стран, с которыми Министерство экономического развития РФ (МЭР РФ) взаимодействует по техплат-формам (в основном, в формате двусторонних рабочих групп, межведомственных комиссий, рабочих групп по инновациям, бизнес-миссий) включает Францию, Бельгию, Голландию, Австрию, Великобританию и др. Сейчас по всей Европе активно действуют более 40 платформ. По ряду ключевых технологических направлений именно на базе техплатформ в ЕС были реализованы масштабные долгосрочные стратегические проекты в сфере государственно-частного партнерства, в первую очередь Joint Technology Initiative3.

В настоящее время для подавляющего большинства даже сравнительно крупных российских компаний горизонт планирования в 5-7 лет является предельным с точки зрения разработки инвестиционных и инновационных стратегий. Следует отметить, что такой срок планирования существенно меньше, чем у большинства крупных международных компаний, чьи стратегии и научно-технологические проекты ориентированы на 15 лет и более. В последние годы произошло расширение горизонтов планирования у российских корпораций, участвующих в разработке федеральных целевых программ и отраслевых стратегий.

Компаниям с государственным участием, реализующим программы инновационного развития (ПИР), до 31 декабря 2014 года предстояло разработать долгосрочные программы развития. До середины 2015 года компании должны в целом актуализировать свои программы инновационного развития с учетом, как методических изменений, так и изменений во внешней среде, а также выводов и положений национальных документов в сфере технологического прогнозирования, включая ДПНТР4.

ПИР госкомпаний, рассчитанные на 5-7 лет, уже начали работать, но часто они не вписаны в стратегию развития компании. А без такой стратегии ПИР работать не может, заявил А. Клепач на первом международном форуме технологического развития «Технопром». Госкорпорации опровергают мнение о том, что их ПИР не вписаны в стратегии развития. ПИР «Росатома», например, встроена в стратегию развития до 2030 года, рассказал директор департамента промышленности ядерных боеприпасов корпорации А.Егоров. По его словам, эта стратегия предполагает глобальное технологическое лидерство на рынке ядерных технологий и в смежных областях, использующих эти технологии. С 2008 года компания увеличила расходы на НИОКР более чем в 2,5 раза. Также, по его словам, накоплено огромное количество технологий, которые могут использоваться в гражданском секторе.

Интегрирована в стратегию и ПИР «Ростехнологий». Она способствует ее развитию и помогает достигать как целей, связанных с гособоронзаказом, так и коммерческих целей, рассказал начальник департамента инноваций и стратегического развития корпорации А. Каширин. В ПИР предусмотрено ускорение исследований, испытаний и использование самых современных технологий - например, 3Б-инжиниринга. Если раньше моделирование занимало 6-8 месяцев, то сейчас новая технология позволяет это сделать за 2-3 недели5.

В рамках разработки ДПНТР на базе шести ведущих вузов страны были созданы отраслевые центры технологического прогнозирования (ОЦП) по шести приоритетным направлениям: информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем; науки о жизни; энергоэффективность и энергосбережение; транспортные и космические системы; рациональное природопользование. Минэнерго России в течение 2014 года планировало создать отраслевой сегмент системы научно-технологического прогнозирования, который будет увязан с положениями других ключевых стратегических документов. Также им ведется работа по определению критических технологий, имеющих

1 Гутарук Е. Техплатформы как технология и платформа для международной кооперации. - http://prognoz2030.hse.ru/news/ 124315307.html

2 Чумак А. Форсайт как платформа для решения проблем развития. - http://prognoz2030.hse.ru/news/120101808.html

3 Гутарук Е. Техплатформы как технология и платформа для международной кооперации. - http://prognoz2030.hse.ru/news/ 124315307.html

4 Госкомпаниям предложено актуализировать ПИР с опорой на долгосрочный прогноз. - http://prognoz2030.hse.ru/news/ 114355578.html

5 Носкова Е. Инфраструктуре мешает централизация. - http://www.rg.ru/2013/! 1/26/aursorsing.html

отраслевое значение, и формированию детального долгосрочного прогноза научно-технологического развития в энергетике. Ожидается, что к 2015 году такой прогноз будет разработан1.

Для совершенствования стратегического планирования технологического развития необходимо:

- заняться разработкой сверхдолгосрочных научно-технологических прогнозов;

- переходить к разработке прогнозов, предполагающих смещение акцентов исследований от тематических к проблемно-ориентированным;

- совмещать методы форсайта с традиционным прогнозированием (форкастом);

- регулярно проводить актуализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий РФ;

- изменить отношение государственных компаний к вопросам стратегического планирования технологического развития;

- использовать технологические дорожные карты в качестве интерфейса между государственными стратегиями и программами инновационного развития компаний;

- учитывать положения дорожных карт при формировании отраслевых прогнозов, программ развития инновационных кластеров;

- привлекать техплатформы к созданию и развитию центров научно-технологического прогнозирования, формируемых на базе компаний, вузов, научно-исследовательских организаций;

- прогноз создания высококвалифицированных рабочих мест составлять в увязке с научно-технологическим прогнозом;

- учитывать приоритеты развития технологий при формировании программ высшего образования, в первую очередь для исследовательских университетов.

1 Ширяев А. В Минобрнауки России обсудили новые задачи технологического прогнозирования. - http://prognoz2030. hse.ru/ news/129287422.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.