Научная статья на тему 'Приоритеты российского высшего образования на пути к инновационной экономике'

Приоритеты российского высшего образования на пути к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка инженерных и научных кадров / эффективность и риски разработок / коммерциализация продуктов и технологий / правовое и патентное регулирование / управление / мониторинг и контроль исследований. / preparation of engineering and scientific personnel / efficiency and risks of developments / commercialization of products and technologies / legal and patent regulation / management / monitoring and control of researches
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты российского высшего образования на пути к инновационной экономике»

Ситников Е.В.

к.э.н., доцент кафедры экономической теории, Российский химико-технологический университет

ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПУТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: подготовка инженерных и научных кадров, эффективность и риски разработок, коммерциализация продуктов и технологий, правовое и патентное регулирование, управление, мониторинг и контроль исследований.

Keywords: preparation of engineering and scientific personnel, efficiency and risks of developments, commercialization ofproducts and technologies, legal and patent regulation, management, monitoring and control of researches.

Инновационные процессы, в которых главную роль играют знания, наукоемкие технологии и продукты, все больше охватывают различные стороны жизни нашего общества. Российские технические университеты и институты в этих процессах должны стать ведущей силой. К сожалению, активно развивают инновационную деятельность далеко не все российские вузы. Да и там, где такие работы ведутся, ученые нацелены на достижение научно-технического результата, а не на получение прибыли. Основными проблемами на пути к инновационной экономике являются:

- слабая технологическая и ресурсная база (материально-техническое состояние, обеспеченность приборам, оборудованием, материалами для исследований и финансирование НИР);

- недостаток инновационных образовательных программ, учебно-методических комплексов, кадров, имеющих опыт разработки и внедрения конкурентоспособных и эффективных технологий;

- отсутствие плодотворного взаимодействия с предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями -будущими работодателями выпускников вузов, а также возможными потребителями научной продукции.

Это затрудняет организациям в сфере высшего образования отвечать требованиям инновационного развития, изложенным в указе Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», а также национальном проекте «Наука».

Проект «Наука» входит в перечень 12 приоритетных национальных проектов и включает следующие федеральные проекты: «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» и «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок». Большое место в них занимают вопросы совершенствования инфраструктуры исследований и разработок, приборной базы ведущих инновационных организаций в таких приоритетных направлениях, как геномные, нано-биотехнологи-ческие исследования, создание установок класса «мегасайенс», систем обработки больших объемов данных, искусственного интеллекта, переход к чистым природоподобным технологиям, и технологиям здоровьесбережения и др. Также предусматривается формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов1.

Подготовка кадров для промышленности, исследований и разработок

Главная задача технических вузов - это подготовка инженеров для отраслей промышленности и научных кадров. Анкетирование выпускников вузов г. Санкт-Петербурга показало недовольство будущих инженеров и научных сотрудников качеством учебного процесса, технической оснащенностью лабораторной базы вузов, профессиональной подготовкой, производственной практикой и отсутствием связи с будущими работодателями, что вызывает озабоченность в отношении трудоустройства в соответствии с интересами и способностями. Основными стимулами студентов в образовательном процессе являются качественная подготовка специалистов, бакалавров и магистров для работы по выбранной профессии, успешная карьера и высокое материальное вознаграждение2.

Работодателей не полностью удовлетворяет уровень и качество подготовки выпускников вузов, а также отсутствие перспективных конкурентоспособных научных разработок. Последнее обстоятельство серьезно осложняет взаимодействие бизнес-структур и сектора высшего образования.

В учебном процессе главное внимание уделяется выполнению основных требований Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) и формированию общекультурных, общепрофессиональных и организационно-

1 Национальный проект «Наука».

2 Федорова Т.Н. Отношение студенческой молодежи Санкт-Петербурга к профессиональному образованию и будущей карьере (по материалам социологических исследований) // Россия: тенденции и перспективы развития. - М.: ИНИОН РАН, 2018. -Вып. 13, ч. 2. - С. 834-836.

управленческих компетенций, определяющих содержание соответствующих разделов дисциплины. Однако для работы в условиях инновационной экономики требуется несколько измененная система подготовки студентов, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Учитывая актуальность инновационного развития в учебных программах подготовки и повышения квалификации специалистов, бакалавров и магистров целесообразно больше внимания уделять междисциплинарным исследованиям, решению производственно-технологических, организационно-управленческих, научно-исследовательских и проектно-инжиниринговых инновационных задач, то есть формированию будущих профессиональных научных, производственных и предпринимательских компетенций, Для этого необходимы соответствующие учебно-методические материалы, применение новейших информационных и цифровых технологий, новые формы организации обучения и соответствующая ресурсная база.

К примеру, для междисциплинарных исследований бакалавров и магистров в техническом вузе помимо системы дистанционного обучения требуется общая база данных для этих дисциплин, междисциплинарный практикум, соответствующее программное обеспечение для процессов обучения и контроля1.

Индивидуальная нагрузка преподавателей и студентов в последнее время значительно повысилась, что затрудняет формирование творческого начала и потенциала у студентов, которые ориентированы на получение хороших оценок, а не глубину понимания изучаемого материала, овладение практическими умениями и способность принимать самостоятельные и эффективные решения. Учитывая это обстоятельство, необходимо применять такие приемы, методики и другие инструменты инновационного обучения, чтобы они не очень сильно перегружали преподавателей и самих студентов. Иначе все скажется на качестве обучения. Это могут обеспечить информационные и цифровые технологии, способы машинного обучения. Фактор трудоемкости в системе подготовки и профессионального роста кадров следует учитывать при внесении в учебный процесс новшеств, связанных с формированием инновационных компетенций. Возможны структурные изменения в системе обучения, а также переформатирование учебных программ. Внесение изменений в ГОС ВПО необходимо только после тщательной и всесторонней проработки этих вопросов и оценки последствий их принятия.

Для решения поставленных задач необходимо расширение кооперации технических вузов, институтов Академии наук, отраслевых НИИ и центров исследований и разработок крупных компаний, работающих в реальном секторе экономики по перечню научно-исследовательских работ, представляющих взаимный интерес.

Также целесообразно возвращение в практику базовых кафедр на предприятиях, что позволило бы сочетать интересы вуза и предприятия, использовать знания и опыт работников предприятия и частично материальную базу для обучения студентов и адаптировать учебный процесс к практическим задачам предприятия. В этом случае базовые кафедры стали бы своеобразным учебным, научно-производственным инновационным центром. Производственная практика на предприятии стала бы более качественной, у предприятия был бы выбор для приема на работу более подготовленных студентов.

Научные исследования и коммерциализация инновационных разработок

Усиление взаимодействия вузов и производства является мировым трендом. Привлечение университетов к разработке продуктов и технологий, востребованных рынком, очень трудная задача, требующая создания непрерывного полного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых, прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции. Для этого требуется:

Во-первых, создание при технических университетах специальных инновационных центров, бизнес-инкубаторов по проведению прикладных исследований, разработке прорывных перспективных продуктов и технологий. Учитывая, что университеты расположены в центре мегаполисов и крупных городов, исходя из требований Госгор-технадзора, Пожарной инспекции и Санэпиднадзора, это могут быть только малосерийные, малотоннажные виды продукции или прототипы технологий с оборудованием небольшой мощности. В этих центрах могут быть проработаны только принципиальные вопросы: качества сырья для получения продукции, стадийности и условий проведения процесса, получены предварительные данные по материальному и тепловым балансам, некоторым видам оборудования, используемым конструкционным материалам, разработана предварительная модель процесса и т.п. Полученные образцы могут быть проданы заказчикам, и с этого момента может начаться процесс малотоннажной коммерциализации;

Во-вторых, формирование и поддержка инновационной инфраструктуры в вузах и регионах для дальнейшего переноса прикладных исследований на пилотные или опытные установки, создаваемые в составе технопарков, кластеров, ТОР или крупных предприятий, где имеются такие возможности. Здесь исследования будут продолжены с детальной проработкой, и при положительном исходе могут быть получены опытные партии продукции, которые могут быть направлены на полномасштабные испытания потребителям.

В-третьих, начало процесса крупнотоннажной коммерциализации продукта или разработанной технологии с выдачей исходных данных для проектирования промышленных установок, требуемой мощности, выполнения ТЭО, технического проекта и рабочей документации для строительства.

Для успешной коммерциализации научных разработок вуза очень важно наладить более тесные связи с технопарками, кластерами и другими внедренческими структурами и передовыми предприятиями как будущими производителями продукции, так и ее потребителями.

1 Ржеуцкая С.Ю., Харина М. В. Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза // Открытое образование. 2017. - Т. 21, № 2. - С. 21-28.

На всех этапах инновационного цикла и при масштабировании, как правило, увеличиваются затраты, могут ухудшаться технологические критерии эффективности: степень превращения, выход целевого продукта на пропущенное и разложенное сырье для химических нефтехимических и биотехнологических процессов, для других - производительность, материало- и энергоемкость, интенсивность и прочие показатели. Это может привести не только к снижению, но и к потере эффективности новой разработки, и этот риск следует учитывать.

Экономическая эффективность и риски инновационных проектов

Главная трудность при оценке экономической эффективности и рисков инновационных разработок связана с правильным определением мощности будущего производства, капитальных вложений для ее создания и эксплуатационных затрат (себестоимости продукции). Экономические расчеты проводятся исходя из принятых технических решений, стоимости строительно-монтажных работ, видов и стоимости применяемого оборудования, норм расхода сырья, материалов, энергетических средств, условно-постоянных расходов и основаны на сопоставлении доходов, получаемых от выручки продукции и расходов по инвестиционной и операционной деятельности при реализации проекта. Основными критериями эффективности являются неотрицательное значение чистого дисконтированного дохода и дисконтированный срок окупаемости. Собственно алгоритм расчета и исходные данные представляют экономическую модель проекта, по которой определяются и основные риски, влияющие на его эффективность.

На первоначальных этапах научно-исследовательских работ возможно использование ориентировочных расчетов эффективности с помощью аналогов.

Правовое регулирование инновационной деятельности

Инновационная деятельность в России регламентируется множеством нормативно-правовых актов, которым, несомненно, принадлежит важная роль в вопросах организации преобразований и регулировании взаимоотношений сторон. Федеральную законодательную базу, относящуюся к вопросам инновационной деятельности, можно сгруппировать следующим образом:

- программные документы, содержащие общие принципы и целевые установки государственной политики в сфере инновационного развития (концепции, стратегии, федеральные целевые программы, национальные и федеральные проекты и др.);

- правовые акты общего характера (Конституция РФ, Гражданский, бюджетный и налоговый кодексы РФ);

- правовые акты в области стимулирования и поощрения инновационной деятельности (о мерах государственной поддержки в области инновационной деятельности, об особых экономических зонах, о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства и др.);

- правовые акты в области интеллектуальной собственности;

- правовые акты в области инновационной инфраструктуры (наукограды, технопарки, Российская корпорация нанотехнологий, инновационный центр «Сколково» и др.)1.

Только в небольшом количестве из вышеуказанных документов уделяется внимание высшему образованию -национальный проект «Наука» и ряд федеральных проектов, принятых указом Президента РФ от 7.05.2018 г № 204, а также Указ Президента РФ от 13.02.2012 г. № 181 «Об учреждении стипендий Президента для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» и некоторые другие.

Действующая законодательная база не обеспечивает всестороннее регулирование инновационной деятельности, она позволяет только фрагментарно планировать, координировать и контролировать часто изменяющиеся целевые установки. Как правило, принимаются наиболее актуальные на данный момент времени правовые акты. В целом это связано с неустановившимися понятиями «национальная инновационная система», «государственная инновационная политика», «объект и субъект инновационной деятельности». Бессистемность в понятиях ведет к бессистемности и малоэффективным действиям. Требуется систематизировать федеральную нормативно-правовую базу инновационной деятельности и принять, если не Федеральный закон, то другой аналогичный авторитетный документ, всестороннее регулирующий инновационную деятельность, в котором была бы учтена правоприменительная практика, а также результаты экономических, социологических и других исследований этого вопроса.

Патентная защита научных разработок

Необходимость гражданско-правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью (патентами), не вызывает сомнения, так как патентно-лицензионная деятельность по своей природе является инновационной. Ранее принят ряд Федеральных законов (о передаче прав на единые технологии, о патентных поверенных, о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и др.)2.

1 Судариков А.Л., Грибовский А.В. О путях совершенствования законодательства в инновационной сфере // Инновации. -СПб., 2011. - № 5 (151).

2 Инновационная деятельность и проблемы патентования. - http://www.all best.ru

Однако вузовские ученые пока не проявляют большой заинтересованности в защите интеллектуальной собственности, что, по-видимому, связано с:

- мелкотемьем исследований, главным образом поисковых, низкой доходностью от них в связи с отсутствием условий для проведения значимых, завершающих разработки более эффективных работ;

- интересами не в получении средств от собственной интеллектуальной деятельности, а поиском других источников финансирования научных работ, главным образом грантов;

- тем фактом, что патентование осуществляется после завершения разработок и длится месяцами, а также высокими затратами на патентование и поддержку патентов.

Сейчас государство предпринимает попытки увеличить финансирование науки, вкладывает больше средств на исследования, развитие соответствующей инфраструктуры и поэтому желает видеть доходность от этих затрат, в том числе от продажи патентов. Однако Российская Федерация отстает от ведущих стран по патентованию и подаче заявок на международные патенты1.

В СССР фундаментальные исследования проводились в основном институтами Академии наук и ведущими университетами. Прикладные исследования и внедренческая деятельность осуществлялась отраслевыми научно-исследовательскими институтами и передовыми техническими вузами. Академические институты в настоящее время находятся в стадии реформирования и, следовательно, неопределенности своего положения, и ждать больших результатов в ближайшее время от исследований и продажи патентов, как одного из видов коммерциализации, не приходится. Отраслевая наука практически разрушена полностью и, по-видимому, кроме оборонки и еще двух-трех направлений никто восстанавливать ее не собирается. Ведущие технические университеты не имеют необходимых условий для формирования интеллектуальной собственности и ее защиты. Изменить условия работы формирующихся коллективов вузовских ученых и тенденции в защите интеллектуальной собственности весьма непросто, это потребует длительного времени, а также выделения большего количества средств на университетскую науку. Учитывая эти обстоятельства Национальным проектом «Наука» выделены только ключевые направления работ в этой области, влияющие на национальную безопасность.

С организационной точки зрения представляется целесообразным создание патентно-лицензионных центров в отраслях и укрепление соответствующих служб на крупных предприятиях, а также совершенствование законодательной и нормативной базы патентной деятельности. Особое внимание следует обратить на защиту российских интеллектуальных прав на конкурентоспособную продукцию, конструкционные материалы, технологию и оборудование, так как они будут востребованы за рубежом.

Кроме этого необходимо устранить отдельные недоработки российского патентного законодательства, связанные со схожестью процедуры получения патента на изобретение и на полезную модель, патентование модели, как усовершенствованного патента, что приводит к уходу от ответственности за нарушение исключительных прав и др. Значительные интеллектуальные силы и средства вкладываются в разработку программного обеспечения, которое не признается в качестве изобретения или полезной модели. А ведь оно способно обеспечить конкурентное преимущество и не защищено законом.

Использование информационных и цифровых технологий в системах управления

инновационным развитием

Инновационная экономика требует перехода на более высокую степень оперативности, координации, управляемости, повышение качества и эффективности инновационных процессов. С этой целью рассмотрены и разработаны предложения по созданию общегосударственной системы управления научно-технологическим развитием (ОГСУ НТР) при использовании современных информационных и цифровых технологий с учетом методологических, информационных, аналитических и технических подходов формирования этой системы2. Указанная система должна формировать, поддерживать, обеспечивать необходимыми ресурсами, осуществлять мониторинг и контролировать весь цикл от получения научных знаний до их коммерческой реализации. В состав ОГСУ НТР должны входить органы государственного управления, хозяйствующих субъектов, предприятия и организации, взаимодействующие в процессе разработки и внедрения нового научного знания в производство. Ключевыми среди них являются НИИ и предприятия, проводящие исследования и инновационные разработки, их инфраструктура, а также органы управления, формирующие государственную инновационную политику. В последние годы в этот перечень включаются вузы, которые должны готовить не только будущих инженеров и руководителей производства, но и специалистов, генерирующих новые научные идеи. Необходимость создания ОГСУ НТР усиливается в связи с будущим увеличением финансирования этих видов работ и возможностью использования новейших технологий для повышения качества и эффективности управления. В предложениях определены основные требования к информационно-коммуникационной и информационно-вычислительной среде. Указанная система может быть создана без существенного изменения в государственном и корпоративном управлении инновационным развитием как составная часть информационной системы Правительства РФ. Реализация проекта может осуществляться поэтапно, начиная с Национального проекта «Наука», Государственных программ и крупных научно-технических проектов.

1 www.studwood.ru

2 Дроздов Б. В., Ситников Е.В. Совершенствование управления научно-технологическим развитием России // Россия: тенденции и перспективы развития. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 13, ч. 2. - С. 452-457.

В Федеральном исследовательском центре «Информатика и управление» РАН начаты работы по созданию национальной исследовательской инфраструктуры, включая технологии оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, разработанными на основе инновационных решений, сервисного подхода и с учетом перспективных цифровых трендов1. Созданный научно-технический задел и продолжение работ в этом направлении позволят повысить эффективность функционирования системы управления научными и образовательными сервисами.

Информационные и цифровые технологии также используются для обучения студентов в вузах и постепенно расширяют сферы применения. Они могут снизить стоимость разработки новых материалов и технологий путем сокращения продолжительности проведения научных исследований и обеспечить за счет моделирования процессов большую многовариантность и повышение качества расчетов.

Выводы

1. Для повышения качества вузовской подготовки и формирования у студентов способности принятия эффективных и самостоятельных решений в соответствии с требованиями инновационной экономики необходимо расширить междисциплинарные исследования, а также круг решаемых практических задач, используя новые учебно -методические материалы и формы организации обучения. Рассмотреть возможности увеличения количества базовых кафедр вузов на предприятиях для укрепления связи с производством, а также расширения кооперации вузов с институтами РАН.

2. Улучшение положения с научными исследованиями и их коммерциализацией в технических вузах требует государственной поддержки в формировании и укреплении их инновационной инфраструктуры, а также сохранения непрерывности трансферта потенциально конкурентоспособных и эффективных технологий и продуктов во внедренческие структуры.

3. Для совершенствования правового регулирования инновационной деятельности необходимо принять единый документ в виде закона или кодекса, устранить противоречия в действующих актах и систематизировать нормативно-правовую базу. Создать патентно-лицензионные центры в отраслях промышленности или укрепить соответствующие службы на крупных предприятиях. Особое внимание обратить на защиту международных патентов и на результаты инновационной деятельности, которые могут представлять интерес для других стран.

4. Применение информационных и цифровых технологий в технических вузах может снизить затраты на стоимость разработки новых материалов и технологий за счет сокращения продолжительности проведения научных исследований и повысить качество расчетов за счет моделирования процессов.

5. Использование методологических подходов и инструментов информационных и цифровых технологий в системах управления инновационным развитием будет способствовать повышению качества и оперативности государственного и корпоративного управления с минимальными изменениям в управленческих органах, обеспечит прозрачность принятия решений в государственном секторе науки, повысит эффективность НИОКР и производства, ускорит экономический рост, улучшит информационную безопасность, углубит интеграцию нашей страны в глобальную инновационную индустрию.

1 Зацаринный А. А., Шабанов А.П. Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами // Открытое образование. 2017. - Т. 21, № 2. - С. 88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.