Научная статья на тему 'Основной потенциал и резервы инновационного развития региона'

Основной потенциал и резервы инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основной потенциал и резервы инновационного развития региона»

© Е.Л. Руднева, И.П. Попов, С.М. Никитенко, 2007

УДК 622.014.003

Е.Л. Руднева, И.П. Попов, С.М. Никитенко

ОСНОВНОЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕЗЕРВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1[Эладимир Путин на расширенном заседании Госсовета 8

-Ш-М февраля 2008 г. "О стратегии развития России до 2020 года" заявил: «единственной реальной альтернативой сложившейся экономики является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

Нужно отметить, что предпринимаемые сегодня меры по поддержке ученых, особенно молодых, реализуемые на федеральном и региональном уровнях, носят несистемный, разрозненный характер и не оказывают решающего влияния на позитивное изменение ситуации в инновационной сфере. Отсутствуют механизмы координации деятельности в данной области федеральных и региональных органов власти. Нет обратной связи при разработке и реализации мер в данной области.

Именно поэтому Президент Российской Федерации поручил (перечень поручений от 4 августа 2006 г. № Пр-1321) Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации в целях эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров, обеспечения межведомственной координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки и высшего образования разработать федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2008-2012 годы, предусмотрев в ней специальные меры по привлечению молодежи в сферу науки и образования и закреплению ее в этой сфере.

32

Цель программы - обеспечение структурных преобразований государственного сектора науки и высшего образования в течение переходного периода современными научными и научно-педагогическими кадрами за счет реализации мер по привлечению молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепление ее в этой сфере

Задачи программы:

- создание устойчивых условий для подготовки современных научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий;

- стимулирование притока и привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, создание механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров, научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки, высшего образования, высоких технологий.

Объемы финансирования Программы на 2008-2012 годы (в ценах соответствующих лет) всего - 57,68 млрд. рублей.

Какие ожидаются результаты?

- повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий;

- создание эффективной системы воспроизводства, продвижения и обновления научных и научно-педагогических кадров для организаций государственного сектора науки, высшего образования и высоких технологий;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие сферы науки, высшего образования и высоких технологий;

- повышение уровня внебюджетного софинансирования научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- повышение количества и качества научных публикаций, в том числе мирового уровня, патентов и других объектов интеллектуальной деятельности, принадлежащих российским ученым;

- повышение количества ученых и педагогов, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.

33

В целом, государственная политика России в области развития науки и технологий подразумевает взаимосвязь двух базовых направлений: формирование национальной инновационной системы (то, что мы чаще называем инфраструктурой) и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса.

Международная, и уже имеющаяся российская практика убеждают, что не перспективная технология привлекает инвестиции в инновационный процесс, а команда управленцев, способная вырастить успешный технологический бизнес. Участники инновационного процесса способны достичь успеха только при соответствующей квалификации персонала, причем в первую очередь - управленческого персонала. Важно подчеркнуть не только роль непосредственно специалистов по коммерциализации и трансферту технологий, управлению интеллектуальными ресурсами компании, инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, но и многих других специалистов, которые должны прогнозировать коммерческую значимость новых продуктов и технологий в своих предметных областях и обеспечивать продвижение их на рынок. Только органическое взаимодействие специалистов по управлению инновационной деятельностью, разбирающихся в существе технологий, с учеными, инженерами, технологами, конструкторами, понимающими специфику инновационного процесса, можно обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. О программах обучения

В вопросе подготовки кадров для инновационной деятельности имеются общие проблемы, связанные:

- с отсутствием единого федерального центра и соответствующих региональных структур, вырабатывающих стратегию развития системы подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

- с существенными проблемами в правовом и нормативно -методическом обеспечении подготовки специалистов;

- с не разработанностью подходов к созданию системы сертификации специалистов инновационной деятельности.

Тем не менее, в настоящее время многие вузы Кузбасса ввели в программы подготовки такие отдельные дисциплины, как общая методология менеджмента и маркетинга, инновационный менедж-

34

мент, основы коммерциализации технологий, управление инновациями, планирование ресурсов инновационной деятельности и др.

В России имеется образовательный стандарт по специальности "Управление инновациями" по направлению "Инноватика". Это направление подготовки специалистов отнесено Минобразованием РФ к группе 650000 "Техника и технологии" и утверждено приказом от 15.10. 2002 г. №3594. Однако, проблема профессиональной переподготовки многих специалистов, решивших посвятить себя предпринимательству в научно-технической сфере и управлению инновационными проектами, остается не решенной.

В настоящее время свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами менеджмента для разных отраслей народного хозяйства, предоставляют многие образовательные организации и учреждения. Вместе с тем у большинства специалистов, даже имеющих образование в области менеджмента, нет системных знаний в области управления интеллектуальной собственностью и коммерциализации технологий, ограничены представления о специфике выведения на рынок нового высокотехнологичного продукта, интеграции новых технологий в общую деятельность компании, технологическом аудите, управлении инновационными проектами.

Необходимо также отметить, что в России имеется новая специальность "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах", которая уже обеспечена временным профессиональным стандартом, утвержденным постановлением Минтруда России от 05.03.2004 №34. Профессиональный стандарт стал основой разработки должностных инструкций, программ подготовки и повышения квалификации специалистов, создания системы их сертификации. Тем не менее, вузы ограничены в возможностях готовить кадры для "инновационного рывка". И дело не столько в деньгах, сколько в тех, кто способен учить этой новой, непростой области знаний. Ведь инновационная деятельность является междисциплинарной сферой, и в каждой отрасли имеются свои существенные особенности разработки и выведения на рынок новой продукции. Не случайно за рубежом специалистов по управлению инновациями обучают после окончания вуза и получения ими специальности в конкретной предметной области.

О потребности в специалистах по управлению инновационной деятельностью

35

Мы понимаем, что для осуществления широкомасштабной и результативной инновационной деятельности в регионе необходимо не только иметь четкое представление о том, что такое инновационная деятельность в каких формах и по каким направлениям она может осуществляться. Не менее важно знать какого рода специалисты требуются для этого, и в каком количестве, в том числе и менеджеры, управляющие инновационными процессами. Потребность региональной экономической системы должна прогнозироваться с учетом особенностей управленческих решений на различных уровнях иерархии управления как всей макросистемой в целом, так и в отдельных составляющих ее элементах и сферах.

Под потребностью в специалистах по управлению инновационной деятельностью мы понимаем достаточное число специалистов необходимое для:

- принятия решений, разработки планов и программ о соответствующих изменениях качественного уровня развития региона;

- координации процессов разработки и создания необходимых научно-технических новшеств, необходимых для достижения запланированного результата;

- координации процессов введения новшеств в сферу практического применения хозяйствующими субъектами региона;

- необходимого инфраструктурного сопровождения новшеств, включая правовое, нормативное, организационное, экономическое, финансовое, техническое.

Потребность в специалистах для управления инновационной деятельностью должна рассчитываться на основе учета всего множества составляющих экономическую систему элементов и особенностей ее функционирования, учета целевых установок, ориентировки на достижение общих, а не только локальных результатов.

В поисках ответа на вопрос «Чего же хочет заказчик?» изучили мнение руководителей и главных специалистов предприятий разных отраслей экономики Кузбасса. Цель - получить информацию о том, насколько востребованы сегодня в трудовых коллективах функции специалиста по управлению инновационной деятельностью и прогноз этой потребности на ближайшие годы.

Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными промышленными предприятиями, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. Исследование

36

также показало, что многие из руководителей пока еще не видят возможности применения таких специалистов и не осознают, насколько полезны они будут для предприятий. Тем не менее, респонденты высказали пожелание принять к себе на работу от одного до двух специалистов по управлению инновациями. Представители администрации (областной и муниципальных) отмечали, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек -первый руководитель.

В целом исследование показало, что предприятия Кемеровской области готовы ежегодно принимать на работу 650 - 670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10 % ежегодно.

Результаты опроса показали, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику. Анализ и систематизация требований работодателей позволили составить предполагаемый портрет инновационного менеджера:

• обязательное высшее образование;

• наличие определенного багажа базовых способностей менеджера;

• опыт практической деятельности;

• готовность работать в стрессовой ситуации;

• преданность корпоративной культуре;

• высокая мотивация к достижению цели;

• инициативность и творчество;

• постоянная жажда нового;

• способность генерировать идеи.

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. Проведенное в регионе исследование позволило выявить целый ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение: наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение

37

сферы труда и сферы образования в области взаимодействия классификации профессий и специальностей.

Что дают нам результаты проведенного исследования?

1. Выявлена текущая и перспективная потребность предприятий региона в менеджерах для инновационной сферы по 11-ти специализациям.

2. Появилась возможность вузам разработать и предложить программы (в том числе на коммерческой основе) подготовки менеджеров в соответствии с выявленной потребностью на региональном рынке труда, а также на основе приказов Минобразования от 18.07.1999 года за № 1695, и № 18 от 08.01.2002 года «О реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер наукоемких технологий» (свыше 1000 часов),

3. В составе шести регионов России есть возможность войти в выполняемый Агентством по науке и инновациям совместно с АНХ при Правительстве РФ проект развития Национального информационно-аналитического центра (НИАЦ) и его региональных филиалов по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности и обеспечению их мобильности.

4. Понимание того, что вузы Кемеровской области должны стать опорными центрами формирующейся многоуровневой системы непрерывного образования в инновационной сфере, на базе которых должна быть организована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, осуществляющих или планирующих осуществление подготовки кадров.

Исследования также показали, что не хватает учебно-методической литературы, в которой бы системно освещался отечественный и региональный опыт управления инновациями. Необходимо подготовить и издать такую учебно-методическую литературу для обеспечения углубленной специализации подготовки кадров как в области экономики и управления, так и в технических и естественнонаучных областях по отдельным вопросам управления инновациями. Такая серия книг необходима и для системы дополнительного образования.

38

В целом, региональная система подготовки кадров для инновационной деятельности должна включать в себя следующие основные базовые элементы:

- объединения преподавателей-разработчиков, руководителей, производственников и менеджеров инновационных предприятий как источник инновационных образовательных программ подготовки кадров;

- инфраструктурные элементы, обеспечивающие возможность образовательного движения в соответствии с инновационной цепочкой от идеи до серийного выпуска, на базе включения в образовательные процессы офисов коммерциализации в вузах, бизнес-инкубаторов, ресурсных центров;

- инфраструктурные элементы, обеспечивающие образовательную подготовку по вопросам продвижения инновационных технологий и продукции на рынок, то есть включение в процесс обучения консалтинговых фирм, выставочных, информационных, сертификационных центров;

- источники инвестирования в разработку и реализацию программ инновационной подготовки.

Интеллектуальная собственность как основа инновационного процесса

Из входящих в состав Сибирского федерального округа 16 регионов изобретательскую активность определяют в основном семь регионов. К ним относятся Новосибирская область, Красноярский и Алтайский края, Иркутская, Кемеровская, Томская и Омская области.

Эти семь регионов совместно обеспечивают до 97 % заявок на изобретения, до 99 % - на полезные модели, более 96 % - на товарные знаки.

В Кемеровской области наибольшую активность в создании интеллектуального продукта проявляют организации в области здравоохранения, получившие за последние 6 лет более 450 патентов на изобретения и полезные модели.

Следующей отраслью, проявляющей высокую активность в патентовании своих инноваций, является базовая для региона горнодобывающая промышленность. Всего за 6 лет получено около 430 патентов на изобретения и полезные модели.

39

Другой базовой отраслью региона является металлургическая промышленность. Патентование, преимущественно изобретений, в этой отрасли имеет тенденцию к росту.

Следующей продуктивной отраслью, патентующей разработки, является пищевая промышленность. В этой отрасли патентуются, преимущественно, изобретения: всего 108 патентов за последние 6 лет. Основной патентующей организацией является вуз - Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП).

В отрасли машиностроения целый ряд машиностроительных и ремонтно-механических организаций также занимаются патентованием своих разработок. Темами патентования в этой отрасли являются разработка конструкций машин, автомобильного транспорта, двигателей и вспомогательного оборудования. Проявляют активность в этой отрасли и частные изобретатели.

Среди прочих отраслей промышленности по количеству получаемых патентов выделяется химическая промышленность, однако последние 2-3 года выявлена тенденция к сокращению объемов патентования. Традиционно продолжают работать на эту отрасль вузы и академические институты.

В чем же главная специфика нашего региона в этом вопросе?

Она в том, что больше половины (57 %) патентов в Кузбассе получают образовательные учреждения, где сосредоточен основной научный потенциал региона, причем из образовательных учреждений наибольшее количество патентов получают вузы региона - около 36 % (еще два года назад эта цифра составляла 27 %). Однако, создаваемые вузами инновации редко достигают процесса коммерческой реализации. Большое количество патентов, принадлежащих физическим лицам, поднимает вопросы создания региональных консалтинговых патентных служб (патентных бюро), ориентированных, в т.ч. на работу с физическими лицами, хотя вопросы качественной защиты инновационной продукции предприятий региона стоит не менее остро.

Вывод из этого однозначный: действующие отдельные элементы региональной инфраструктуры не способны решить задачу инновационного развития региона. Для активизации процесса коммерциализации научно-технических разработок, для преодоления разрыва между числом созданных изобретений и числом изобретений, внедренных в производство, важно создать специальные

40

структурные подразделения в вузах с обученным персоналом. Такие отделы коммерциализации технологий должны выполнять функции:

1. Оценка коммерческого потенциала разработок.

2. Проведение предварительных маркетинговых исследований.

3.Разработка стратегии защиты интеллектуальной собственности.

4. Определение источников финансирования отобранных разработок.

5. Поиск и анализ информации о технологических запросах предприятий, связанных с научной деятельностью сотрудников вуза.

О финансовом обеспечении инновационного процесса

В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако основным источником финансирования инноваций пока остаются собственные средства предприятий. Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 10% от необходимых объемов. Развитие же малых инновационных предприятий (МИП) финансируется, в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми. Ограниченность таких источников приводит и к торможению роста числа МИП. Программа стартового финансирования, проводимая Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не в состоянии переломить отрицательные тенденции и компенсируют в лучшем случае небольшую часть "естественной убыли" МИП.

За последние четыре года в Кемеровской области создано 16 малых инновационных предприятий на основе научных разработок вузов. Все созданные предприятия получают невозвратное беспроцентное финансирование на завершающую стадию НИОКР из федерального бюджета по программам «СТАРТ» и «РАЗВИТИЕ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Всего за прошедший период заключено Государственных Контрактов на общую сумму более 70 млн рублей, поступило в Кузбасс около 15 млн рублей. Сводных данных по поддержке малого инновационного предпринимательства местными бюджетами нет, но можно предположить, что их влияние на динамику развития МИП также невелико.

41

Серьезным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег крупных производственных предприятий. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики. В последнее время начато несколько проектов по финансированию перспективных разработок такими компаниями, но масштабы этой деятельности пока незначительны. В соответствие с Постановлением Администрации Кемеровской области № 123 от 30.09.02 на территории Кемеровской области создается механизм финансирования инновационных разработок через Внебюджетный региональный Фонд технологического развития, который зарегистрирован в 2007 году, но еще сам требует поддержки на стадии становления.

Частично проблемы финансирования сможет решить трехсторонняя координационная комиссия из представителей департаментов АКО, промышленности и научно-исследова-тельского сектора, которая бы рекомендовала установление ограниченного числа основных приоритетных направлений в сфере финансируемых исследований. При этом научно-иссле-довательские институты и вузы должны получать поддержку областного бюджета на осуществление научных проектов, если они смогли привлечь дополнительное софинансирование со стороны предприятий.

Инновационная деятельность: международный и региональный аспекты

Интеграция в мировой рынок - завершающая часть инновационного процесса и у наших научно-технологических компаний появилась реальная возможность «прорубить окно» не только в Европу. С 2007 года Кемеровская область принимает участие в Проекте "Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий" (в рамках Программы сотрудничества ЕС и России). Проект направлен на оказание поддержки и содействия процессу развития экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий с целью расширения торговых взаимоотношений между странами ЕС и Российской Федерацией, а также реализации "общего экономического пространства".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что могут предложить малые инновационные предприятия Кузбасса на внешний рынок?

В информационной отрасли - средства автоматизации, пакеты программных средств и услуги по их настройке. Больше всего

42

предложений по направлению новых материалов - новые композитные материалы и покрытия; железоуглеродистые материалы на основе расплава чугуна; синтетические флюсы для черной металлургии; флуорены и интерфероны; термохромные материалы; новое поколение реагентов; полимеры с различной гидрофильностью; наноматериалы, продукты питания нового поколения и пр. Это еще не весь перечень предложений, которые могут вполне конкурировать на внешнем рынке, и участие малых и средних инновационных предприятий в международном проекте позволит им реально осуществить этот шаг.

Однако, и мы и вы знаем, что информация о том, что конкретно предприниматели нашего региона должны сделать для того, чтобы успешно конкурировать в рамках ВТО, практически недоступна.

Каким же образом малые и средние предприятия могут реализовать свой экспортный потенциал? Может ли внешнеэкономическая деятельность стать для них реальностью? Достаточно ли у них потенциала и возможностей для этого? Кто и каким образом может им в этом помочь?

Именно для нахождения ответа на эти вопросы в рамках проекта развивается Сеть Евро Инфо Центров, которая является одной из нескольких деловых европейских сетей, содействующих созданию и развитию информационной среды для малых и средних инновационных предприятий. В настоящее время сеть Евро Инфо Центров объединяет более трехсот центров, действующих в различных странах мира. Кемеровская область заявила о своем желании открыть у себя филиал Евро Инфо Центра.

С 01 января 2008 года сеть Евро Инфо Центров объединена с сетью Центров Поддержки Инноваций (IRC), что дает серьезную возможность усилить деятельность Евро Инфо Центра и расширить перечень предоставляемых им услуг на инновационную сферу.

Одна из целей долгосрочной программы ЕС по развитию предпринимательства состоит в том, чтобы «облегчить предпринимателям доступ к инфраструктурам, программам и сетям поддержки предпринимательства и усовершенствовать взаимодействие этих структур».

Резервы по активизации инновационного развития Кузбасса:

43

• Активизация работы региона с Государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

• Развитие регионального Фонда технологического развития «Иннотех-Инвест».

• Реализация региональной программы «Запросы на технологические инновации».

• Формирование региональной системы управления подготовкой инновационных менеджеров.

• Опережающее формирование региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, шн

— Коротко об авторах -

Руднева Е.Л. — начальник департамента образования и науки Кемеровской области,

Попов И.П. - канд. пед. наук, первый зам. начальника департамента образования и науки Кемеровской области,

Никитенко С.М. - канд .экон. наук, начальник НИС КузГТУ, директор ИНПЦ «ИННОТЕХ».

А_

--© И.А. Свиридова, А.В. Шадрин,

Л.П. Патракова, 2008

УДК 001.895: 378.014.54

И.А. Свиридова, А.В. Шадрин, Л.П. Патракова

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.