О совершенствовании системы информационного обеспечения раскрытия и расследования пенитенциарных преступлений
■ О.А. БЕЛОВ - доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук
Автор рассматривает современное состояние системы информационного обеспечения раскрытия и расследования пенитенциарных преступлений. В статье акцентируется внимание на возможных путях совершенствования информационного обеспечения, а также проблемах взаимодействия в рамках информационного обмена, существующих в практической деятельности органов и учреждений ФСИН России и органов внутренних дел.
Ключевые слова: криминалистически значимая информация; информационное обеспечение; программные комплексы; автоматизированное рабочее место следователя и оперативного работника; электронные базы данных; взаимодейст-
вие.
Эффективность борьбы с пенитенциарными преступлениями определяется уровнем организации оперативной, следственной, профи-
лактической работы, проводимой органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. В свою очередь результаты этой работы зависят от качества информационной поддерж-
ки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана выполнять система информационного обеспечения, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации.
В самом общем виде информационное обеспечение всегда представляет собой специфическую деятельность, которая направлена на подготовку и доведение информации до ее потребителей.
Специфика информационного обеспечения в конкретной области применения заключается в том, что информация собирается, обрабатывается и предоставляется в определенной форме, а весь процесс подготовки информации направлен на создание информационных ресурсов. Именно информационные ресурсы являются тем самым необходимым компонентом, на основе которого с помощью информационных средств потребитель может получать необходимые сведения1.
Информационное обеспечение деятельности органов и учреждений ФСИН России - одно из важнейших направлений стратегии и тактики борьбы с пенитенциарными преступлениями. Сбор, обработка, хранение, анализ и оперативная передача информации заинтересованным лицам являются действенными факторами результативной работы уголовно-исполнительной системы.
При расследовании преступлений, в том числе совершенных в условиях исправительного учреждения, каждый следователь (дознаватель) должен стремиться к тому, чтобы его деятельность была эффективной. Он обязан объективно, полно и всесторонне расследовать преступление, выявить способствовавшие ему причины и условия, попытаться устранить их и направить дело в суд либо принять по нему иное обоснованное процессуальное решение в сроки, установленные УПК РФ. Для достижения вышеуказанных целей необходимы эффективная работы органов уголовно-исполнительной системы с криминалистически значимой информацией, совершенствование информационных процессов раскрытия и расследования пенитенциарных преступлений.
Основной задачей информационного обеспечения расследования пенитенциарных преступлений на современном этапе является повышение научного и технического уровня практической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы по обнаружению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
В настоящее время применение современных научно-технических средств рассматривается криминалистами как один из эффективных путей разрешения сложных проблемных ситуаций2. Возможности их использования должны расширяться, прежде всего, за счет широкого внедрения компьютерных технологий в процесс
расследования преступлений3.
В период с 1998 по 2008 гг. ФГУ НИИИиПТ ФСИН России разработаны программные средства автоматизированного карточного учета подследственных и осужденных, предназначенные для ведения специальных учетов в учреждениях ФСИН России с применением средств вычислительной техники.
Программно-технические комплексы автоматизированного карточного учета (далее - ПТК АКУС), позволяющие использовать базы данных, оснащены средствами получения электронных фотографий (АРМ «Фотомастер») и бескраско-вых дактилоскопических карт (АРМ «Дактома-стер»), которые дают возможность решить ряд важных задач в интересах подразделений территориальных органов ФСИН России, как то:
- сократить сроки поиска местонахождения, анкетных данных и другой информации о подследственных и осужденных до 1-2 минут;
- в случае побега сформировать силами дежурной части пакет документов, необходимых для проведения розыскных мероприятий, в течение 5-10 минут в требуемых количествах;
- сократить время исполнения запросов из прокуратуры и других правоохранительных органов;
- исключить побег методом подмены.
Программное средство АРМ «Дактомастер»,
используемое совместно с ПТК АКУС СИЗО, предназначено для формирования библиотеки бескрасковых дактилокарт, контроля на выходе из учреждения, сличения и поиска по отпечаткам. «Дактомастер» разработан ФГУ НИИИиПТ ФСИН России совместно с ООО «Папилон» (ведущим поставщиком оборудования для МВД России в области работы с бескрасковыми дактилокарта-ми) и по формату совместим с системой АДИС «Папилон», применяемой в МВД России.
Основными возможностями «Дактомастера» являются:
- получение бескрасковых дактилокарт;
- печать бескрасковых дактилокарт;
- поиск и сличение абонентов специального учета по бескрасковым дактилокартам.
Возможность сличения отпечатка абонента с дактилокартой, хранящейся в базе данных ПТК АКУС СИЗО, позволяет обеспечить дополнительный контроль выхода из учреждения и исключить побег методом подмены.
Кроме ПТК АКУС в настоящее время создана электронная база данных по учету преступлений среди личного состава УИС. Картотека «Учет преступлений среди личного состава уголовно-исполнительной системы» разработана в целях ведения упорядоченного сбора, систематизированного учета, удобства поиска и выдачи своевременной и достоверной информации о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, совершивших преступления. Кроме того, подготовлена соответствующая инструкция для оказания содействия сотрудникам подразделений УИС по заполнению карточек «Учет преступлений среди личного состава уголовно-испол-
нительной системы»4.
Картотека состоит из трех частей:
1) «Карточка учета преступления», включающая в себя первоначальные сведения о возбужденном уголовном деле в отношении сотрудника УИС;
2) «Карточка о предъявлении обвинения», содержащая сведения о предъявленном сотруднику УИС обвинительном заключении;
3) «Карточка о результатах расследования преступления», включающая в себя результаты расследования по уголовному делу в отношении сотрудника УИС.
В карточках представляются фактические сведения о возбужденных уголовных делах, результатах проведения расследования по факту совершения преступлений сотрудниками УИС.
Для унификации заполнения отдельных строк карточек разработаны специальные справочники с необходимой информацией, из которых нужно выбрать соответствующий показатель.
Затрагивая вопрос о возможностях использования программного обеспечения, разрабатываемого в целях повышения эффективности следственной работы, нельзя не акцентировать внимание на перспективах создания специализированных АРМ следователя и оперативного работника информационно-методического характера. В настоящее время такие АРМ включают в себя подсистемы, содержащие типовые (автоматизированные) методики расследования отдельных видов преступлений. В зависимости от конкретной следственной ситуации данные подсистемы предлагают алгоритм следственных действий с изложением процессуального порядка и особенностей их производства.
Одним из примеров подобных АРМ может служить компьютерная программа «Методика расследования побегов из исправительных учреждений», разработанная в Вологодском институте права и экономики ФСИН России.
Компьютерная программа включает в себя алгоритм действий следователя и оперативного сотрудника при совершении осужденными побегов из исправительных учреждений, а именно:
1) порядок осуществления следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при различных следственных ситуациях;
2) выдвигаемые следственные версии;
3) особенности тактики отдельных следственных и иных действий (осмотра места происшествия, задержания, допросов, назначения судебных экспертиз и т.д.);
4) особенности взаимодействия следователя и оперативных сотрудников исправительного учреждения;
5) типовые планы расследования по уголовному делу при различных следственных ситуациях (с возможностью их корректировки под конкретную ситуацию);
6) электронные бланки процессуальных документов;
7) иллюстрационный материал по данной тематике (фотоматериалы, таблицы статистики,
видеосюжеты);
8) перечень учебной и учебно-методической литературы по проблемам расследования побегов.
На наш взгляд, создание и внедрение в практическую деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы аналогичных программных комплексов является приоритетным направлением совершенствования системы информационного обеспечения расследования пенитенциарных преступлений.
Говоря о путях повышения уровня информационной поддержки оперативной и следственной работы в исправительных учреждениях, следует также отметить, что немаловажным фактором в этой области являются вопросы тесного взаимодействия органов и учреждений ФСИН России с информационными подразделениями органов внутренних дел.
В соответствии с Приказом МВД России от 12.07.2007 г., утвердившим Наставление по формированию и ведению оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел, и совместным указанием МВД России от 03.12.2001 г. № 1/22061 и Минюста России от 07.12.2001 г. № 18/11975-ЮК «О повышении полноты, достоверности и эффективности использования оперативно-справочных учетов» органы и учреждения ФСИН России оформляют на подозреваемых, обвиняемых алфавитные карточки и дактилоскопические карты, а на осужденных, помимо этого, извещения об осужденном (заключенном под стражу). Источниками пополнения оперативно-справочных учетов являются следственные изоляторы, исправительные учреждения и уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.
Проводимый информационными центрами органов внутренних дел (далее - ИЦ) анализ поступающих учетных документов указывает на ряд нарушений в данном направлении взаимодействия. Наиболее распространенное из них -нарушение сроков направления в ИЦ извещений об осужденных. Так, суды направляют решения о результатах рассмотрения уголовных дел в подразделения ФСИН России через 1,5-2 месяца после принятия таковых5. Последние в свою очередь нарушают сроки направления учетных документов в ИЦ. Как показывает практика, нарушение установленного срока постановки документов на централизованный учет связано с выжидательной позицией руководства ИЦ и нерегулярными сверками сведений контрольных картотек с результатами рассмотрения дел в суде6.
Другим нарушением является некачественное заполнение учетно-регистрационного материала, поступающего из следственных изоляторов, исправительных учреждений: извещения на осужденных (арестованных) заполняются неразборчивым почерком; при условно-досрочном освобождении осужденного, изменении меры пресечения не указывается статья, на основании которой принята мера; отсутствие даты
вступления приговора в законную силу, ошибки в анкетных данных, датах ареста, сроках наказания.
Помимо этого, на практике имеются факты несвоевременного предоставления информации, а порой и ее отсутствия о передвижении осужденных.
Имеющиеся недостатки в формировании подразделениями ФСИН России централизованных пофамильного и дактилоскопического оперативно-справочных учетов значительно снижают эффективность использования дактилоскопического учета в раскрытии и расследовании преступлений, а низкое качество оформления дактилоскопических карт, несоответствие сведений в представляемых учетных и корректирующих документах существенно затрудняют, а порой делают невозможной идентификацию личности проверяемого по оперативно-справочным учетам.
На наш взгляд, основные причины указанных недостатков - это слабое взаимодействие с территориальными органами ФСИН России и отсутствие жесткого контроля за полнотой, качеством и своевременностью направления корректирующих документов на арестованных и осужденных лиц из подразделений ФСИН России в ИЦ.
Решение вышеперечисленных проблем невозможно без совершенствования нормативно-правового регулирования информационного обеспечения правоохранительной деятельно-
сти. С целью выработки мер по улучшению информационного взаимодействия давно созрела необходимость в подготовке совместного нормативно-правового документа МВД и ФСИН России по вопросам повышения полноты, достоверности и эффективности использования оперативно-справочных учетов в раскрытии и
расследовании преступлений. ■
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Зуев С.В. Информационное обеспечение уголовного процесса: Метод. рекомендации. Челябинск, 2004. С. 19.
2 См.: Ищенко Е.П. Ситуационный подход к применению научно-технических средств на первоначальном этапе расследования неочевидных преступлений // Следственная ситуация. М., 1985. С. 47.
3 См.: Шаталов А.С. Криминалистические алгоритмы и программы. Теория. Проблемы. Прикладные аспекты. М., 2000. С. 220.
4 См.: Приказ ФСИН России от 14.03.2008 г. № 150 «О создании электронной базы данных "Учет преступлений среди личного состава уголовно-исполнительной системы"».
5 См.: Пинков В.П. Практика и проблемы информационного взаимодействия между органами внутренних дел, прокуратуры и Министерства юстиции по формированию и использованию централизованных оперативно-справочных и криминалистических учетов // О задачах информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по реализации Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг. М., 2003.
6 См.: Бушуев А.В. Состояние и перспективы автоматизации оперативно-справочных учетов // Материалы всероссийского семинара-совещания руководителей информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (18-22 сентября 2006 г., г. Новочеркасск, Ростовская облЩ