Научная статья на тему 'Формирование информационно-аналитических умений будущих сотрудников пенитенциарных учреждений как фактор эффективного использования информационных технологий'

Формирование информационно-аналитических умений будущих сотрудников пенитенциарных учреждений как фактор эффективного использования информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
205
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / SKILLS / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА / COMPUTER FACILITIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / УЧЕТ / ACCOUNTING / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PROCESSING / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / EXPERT SYSTEM / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА / ELECTRONIC MONITORING SYSTEM / DATA PROTECTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

В данной статье рассматриваются информационные технологии, которые применяются в деятельности пенитенциарных учреждений: справочные правовые системы, автоматизированные информационные системы, программно-технические комплексы, система электронного документооборота, система электронного мониторинга подконтрольных лиц и др. Для эффективного использования информационных технологий будущими сотрудниками исправительных учреждений необходимо в процессе обучения в профессиональных организациях сформировать информационно-аналитическими умениями. В статье выделены основные информационно-аналитические умения, которые должны быть сформированы у будущих руководителей и сотрудников исполнителей. В работе рассмотрены основные умения будущих сотрудников исполнителей по сбору, анализу, переработки, хранению, передачи информации и статистической отчётности; информационно-аналитические умения руководителей по работе в системе электронного документооборота по рассмотрению, ознакомлению, работе с поручениями, согласованию и подписанию электронных документов. Отдельно рассмотрены умения будущих руководителей по разработке, принятии и организации управленческих решений при регулировании деятельности структурных подразделений пенитенциарных учреждений. В работе также представлены умения будущих сотрудников при работе с различными техническими средствами, использующимися для получения информации и умения по обеспечению информационной безопасности и защиты информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF FUTURE EMPLOYEES OF PENITENTIARY INSTITUTIONS AS A FACTOR IN THE EFFECTIVE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY

This article deals with information technologies that are used in the activities of penitentiary institutions: reference legal systems, automated information systems, software and hardware systems, electronic document management system, electronic monitoring of controlled entities, etc. To use information technologies effectively, future employees of correctional facilities need to the process of training in professional organizations to form information and analysis skills. The article highlights the basic information and analytical skills that should be formed in future executives and collaborators. The main skills of future employees executors on collection, analysis, processing, storage, transfer of information and statistical reporting are considered in the work; information and analytical skills of managers on work in the electronic document management system for review, familiarization, work with instructions, coordination and signing of electronic documents. Separate consideration is given to the skills of future managers in the development, adoption and organization of managerial decisions in the regulation of the activities of structural units of penitentiary institutions. The work also presents the skills of future employees when working with various technical tools used to obtain information and skills to ensure information security and information security.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-аналитических умений будущих сотрудников пенитенциарных учреждений как фактор эффективного использования информационных технологий»

Ulendeeva Natalia Ivanovna, Ozersky Sergei Vladimirovich FORMATION OF INFORMATION AND ANALYTICAL ..

pedagogical sciences

УДК 378.09

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2017

Улендеева Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы» Озерский Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель начальника кафедры «Управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы» Самарский юридический институт ФСИН России (443022, Россия, Самара, улица Рыльская, 24В, e-mail: sozersky@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматриваются информационные технологии, которые применяются в деятельности пенитенциарных учреждений: справочные правовые системы, автоматизированные информационные системы, программно-технические комплексы, система электронного документооборота, система электронного мониторинга подконтрольных лиц и др. Для эффективного использования информационных технологий будущими сотрудниками исправительных учреждений необходимо в процессе обучения в профессиональных организациях сформировать информационно-аналитическими умениями. В статье выделены основные информационно-аналитические умения, которые должны быть сформированы у будущих руководителей и сотрудников - исполнителей. В работе рассмотрены основные умения будущих сотрудников - исполнителей по сбору, анализу, переработки, хранению, передачи информации и статистической отчётности; информационно-аналитические умения руководителей по работе в системе электронного документооборота по рассмотрению, ознакомлению, работе с поручениями, согласованию и подписанию электронных документов. Отдельно рассмотрены умения будущих руководителей по разработке, принятии и организации управленческих решений при регулировании деятельности структурных подразделений пенитенциарных учреждений. В работе также представлены умения будущих сотрудников при работе с различными техническими средствами, использующимися для получения информации и умения по обеспечению информационной безопасности и защиты информации.

Ключевые слова: умения; компьютерные средства; информационные технологии; пенитенциарная система; автоматизированная информационная система; учет, анализ, переработка информации; информационно-аналитические умения; информационная безопасность; защита информации; электронный документооборот; экспертная система; система электронного мониторинга.

FORMATION OF INFORMATION AND ANALYTICAL SKILLS OF FUTURE EMPLOYEES OF PENITENTIARY INSTITUTIONS AS A FACTOR IN THE EFFECTIVE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY

© 2017

Ulendeeva Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Management and Information Technology operations of the correctional system» Ozersky Sergei Vladimirovich, сandidate of physical and mathematical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Management and Information Technology operations of the correctional system» Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, st. Rylskaya 24, e-mail: sozersky@mail.ru)

Abstract. This article deals with information technologies that are used in the activities of penitentiary institutions: reference legal systems, automated information systems, software and hardware systems, electronic document management system, electronic monitoring of controlled entities, etc. To use information technologies effectively, future employees of correctional facilities need to the process of training in professional organizations to form information and analysis skills. The article highlights the basic information and analytical skills that should be formed in future executives and collaborators. The main skills of future employees - executors on collection, analysis, processing, storage, transfer of information and statistical reporting are considered in the work; information and analytical skills of managers on work in the electronic document management system for review, familiarization, work with instructions, coordination and signing of electronic documents. Separate consideration is given to the skills of future managers in the development, adoption and organization of managerial decisions in the regulation of the activities of structural units of penitentiary institutions. The work also presents the skills of future employees when working with various technical tools used to obtain information and skills to ensure information security and information security.

Keywords: skills; computer facilities; Information Technology; penitentiary system; automated information system; accounting, analysis, information processing; information and analytical skills; Information Security; data protection; electronic document management; expert system; electronic monitoring system.

Использование информационных технологий в деятельности современной организации рассматривается как необходимость эффективной управленческой и производственной деятельности.

В современных источниках понятие «информационные технологии» трактуется как совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации.

Пенитенциарные учреждения как учреждения государственной системы управления используют информационные технологии согласно общим нормативно-правовым актам, которые распространяются на государственные учреждения.

Основополагающим среди российских законов, по-

свящённых вопросам информационного обеспечения, следует считать Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации или защите информации», принятый 25.01.95 года [1]. Согласно статье 1, этот закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителям документированной информации.

Основным механизмом реализации единой согласованной государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [2].

В последние годы использование информационных

педагогические науки

Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ...

технологии в юридическои деятельности правоохранительных органов значительно активизировалось. С одной стороны, наблюдается рост технической оснащенности, улучшение технических данных используемых компьютерных средств, с другой стороны - увеличилась эффективность деятельности направленности с использованием информационных технологий. Особую значимость приобретают специальные технологии, направленные на получение, обработку, передачу и хранение информации в уголовно-исполнительной сфере.

В рамках данной статьи осуществим попытку отразить используемые в настоящее время в пенитенциарных учреждениях информационные технологии и выделим информационно-аналитические умения, которые необходимо сформировать у будущих сотрудников исправительных учреждений по их использованию.

В настоящее время в пенитенциарных учреждениях используются несколько видов компьютерных средств и информационных технологий для организации и осуществления профессиональной деятельности [3]:

- компьютерные средства и технологии обработки данных;

- информационные технологии управления административной деятельностью;

- автоматизированные системы для обеспечения документооборота;

- информационные системы для разработки и принятия управленческих решений;

- экспертные системы отдельных видов правоохранительной деятельности.

В учреждениях пенитенциарной системы широко используется офисный интегрированный пакет прикладных программ Microsoft Office, который включает четыре стандартных приложения: текстовый редактор MS Word, табличный процессор MS Excel, система управления базами данных MS Access, пакет демонстрационной графики и справочная правовая система «КонсультантПлюс», которая открывает доступ к разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов.

Для оказания информационной поддержки сотрудникам правоохранительных органов любого уровня при выполнении ими своих функциональных обязанностей в рамках расследования уголовных дел используются автоматизированные информационные системы (АИС).

В пенитенциарной системе с 2009 года используется автоматизированная информационная система электронной обработки статистической информации «Статистика УИС», которая обеспечивает автоматизацию системы сбора и обработки статистической информации, формирование центральной базы данных по статистической отчетности уголовно-исполнительной системы и обеспечения единообразия получаемой информации.

Для накопления и обработки данных об абонентах, быстрого получения необходимой информации, обобщенных данных, статистических сводок, справок, для обеспечения и координации деятельности служб и учреждений в сфере документооборота во всех исправительных колониях и колониях - поселениях внедрены программно-технические комплексы автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПТК АКУС) [4, С. 31].

Для распознавая личности осужденных, которых вывозят из следственных изоляторов на суды и иные следственные действия используется программно-аппаратный комплекс по дактилоскопической идентификации подозреваемых bio-smart, обвиняемых и осужденных по ранее занесенным отпечаткам пальцев.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) являются в настоящее время необъемлемой частью рабочего места

сотрудника исправительного учреждения, которые оборудованы всеми аппаратными средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. Так АРМ оперативного дежурного оборудовано компьютерными средствами для автоматизации управления силами и средствами подразделений и служб исправительного учреждения в процессе оперативного реагирования на преступления и правонарушения.

При работе с АРМ от специалиста не требуется детального знания системного и прикладного программного обеспечения. Гораздо важнее, чтобы он умел ориентироваться в предметной области изучаемого явления.

С 2015 года в учреждениях ФСИН начала работать система электронного документооборота (СЭД), которая соединила в единую систему работу всех подразделений уголовно-исполнительной системы. СЭД «Логистика ЕСМ. Госуправление» предназначена для комплексной автоматизации служб документационного обеспечения уголовно-исполнительной системы и обмена информацией между участниками рабочих процессов в части учета и формирования единого электронного информационного документационного пространства (управленческих, учетных и других документов).

Электронные документы (ЭД) применяются также в процессуальном производстве в виде двух форм: 1) форма электронных доказательств, 2) форма электронной системы оценки доказательств [5]. В первом случае ЭД используются как доказательства факта правонарушения (содержание электронных писем, мобильных sms-сообщений, видеоматериалы, аудиоматериалы), во втором случае - обеспечение информационной безопасности при угрозах через мобильные средства связи, электронные письма, взломы компьютерных систем и баз данных и др.

В пенитенциарных учреждениях используется большое количество технических средств организации надзора и режима за деятельностью спецконтингента, которые фиксируют правонарушения и позволяют своевременно реагировать на них со стороны сотрудников и использовать материалы технических средств для представления и исследования доказательств преступлений.

В уголовно-исполнительных инспекциях используется система электронных средств надзора и контроля за деятельностью осужденных, которым судами вынесено наказание в виде ограничения свободы или домашнего ареста. Эта система (СЭМПЛ) состоит из совокупности средств персонального надзора и контроля и технических средств и устройств региональных информационных центров, обеспечивающих дистанционный надзор за осужденными и контроль выполнения предписанных им ограничений путем индивидуальной идентификации и контроля местонахождения в установленных местах [6].

Все перечисленные компьютерные средства и информационные технологии требуют от руководителей пенитенциарных учреждений и сотрудников - исполнителей сформированных информационно-аналитических умений, способствующих эффективной организации деятельности по выполнению задач в сфере исполнения наказаний.

Проблеме формирования умений будущих сотрудников пенитенциарных учреждений по применению компьютерных средств и информационных технологий в методической литературе уделяется на наш взгляд недостаточное внимание с точки зрения выделения общих информационно-аналитических профессиональных умений, необходимых при работе с массивами данных и частных информационно-аналитических умений по работе с отдельными компьютерными программами и технологиями. В большинстве работ рассматриваются отдельные компоненты информационно-коммуникационной или информационно-аналитической компетентности [7; 8; 9]. Некоторые работы направлены на теоретическое обоснование информационно-коммуникацион-

Ulendeeva Natalia Ivanovna, Ozersky Sergei Vladimirovich FORMATION OF INFORMATION AND ANALYTICAL ..

pedagogical sciences

ной компетентности и готовности курсантов и студентов ведомственных вузов к профессиональной деятельности [10; 11; 12].

В данной работе выделим частные информационно-аналитические умения руководителей и сотрудников исполнителей по выполнении отдельных видов профессиональных задач.

К информационно-аналитическим умениям сотрудников - исполнителей по работе с автоматизированными системами учета данных и обеспечению документооборота относятся следующие умения [13, с.262]:

- обработка статистической, оперативно-справочной, архивной информации;

- хранение форм государственного и ведомственного статистического наблюдения;

- ведение баз данных нормативно-справочной информации и классификаторов, относящихся к объектам учета;

- обработка персональных данных специализированных учетов УИС;

- разработка, внедрение и сопровождение информационных систем сбора, обработки и анализа статистической отчетности.

К умениям руководителей относятся информационно-аналитические умения:

- работа с информационно-правовыми системами для поиска нормативных источников и использования методических рекомендаций и комментариев по их использованию;

- рассмотрение и ознакомление с документами, которые получены через систему СЭД;

- работа с получениями, согласование и подписание документов в системе СЭД;

- разработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность всех служб и подразделений исправительного учреждения с использованием системы внутреннего документооборота;

- анализ, планирование и организация управленческих решений с учетом полученной информации по оценке оперативной обстановки.

При работе с различными техническими средствами, использующимися для получения информации сотрудникам исправительных учреждений необходимо обладать умениями и навыками по обращению с устройствами ИКТ; фиксация и обработка изображений и звуков; поиск и организация хранения информации; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых объектов; восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов; анализ информации, математическая обработка данных учета; коммуникация и социальное взаимодействие сотрудников.

Для обеспечения информационной безопасности и защиты информации необходимо обладать следующими умениями:

- изучение основных требований и рекомендаций по защите информации, составляющей государственную тайну и иную служебную информацию;

- сформированными практическими умениями и навыками по использованию современных компьютерных средств и методов защиты данных.

- умениями, касающимися конкретных проблем в области охраны объектов интеллектуальной собственности в глобальной сети Интернет.

Организация эффективного использования компьютерных систем и информационных технологий в пенитенциарных учреждениях, направленная на достижение управленческих и социальных эффектов, обеспечения безопасности и исполнения уголовного законодательства сталкивается с проблемами как технического, так и кадрового характера, поэтому необходимо совершенствовать систему информационно-аналитической подготовки курсантов и студентов вузов ФСИН России.

Для повышения качества информационно-аналитической подготовки будущих сотрудников исправительных учреждений необходимо выделить состав и структуру общих информационно-аналитических умений, а также выделить частные информационно-аналитические умения, направление на различные сферы профессиональной деятельности: деятельность по учету спецконтингента, деятельность организационно-аналитического отдела, деятельность оперативных служб на стационарных автоматизированных рабочих местах, деятельность по оформлению статистической отчетности, деятельность по разработке и принятии управленческих решений; выделить учебные предметы базовых, профессиональных и специальных дисциплин, которые способствуют формированию рассматриваемых умений; разработать педагогические условия формирования информационно-аналитических умений при обучении в ведомственных вузах, разработать критерии сформиро-ванности информационно-аналитических умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)// Собрание законодательства РФ. -2006. - № 31. - Ст. 3448.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - ст. 2159.

3. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник / А.В. Душкин [и др.]; под ред. В.П. Корячко, М.И. Купцова. -Рязань: Академия фСиН России, 2016. — 354 с.

4. Озёрский С. В. Информационные технологии в юридической деятельности: практикум / С. В. Озёрский.

- Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» // Российская газета. - 7.04.2010 г. - № 5151.

6. Зарембинская Е. Л., Грязнов С. А., Ежова О. Н., Приходько Д. А. Методические рекомендации по использованию системы электронного мониторинга подконтрольных лиц в деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Организационные, правовые и технические проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы : материалы II ведомственной научно-практической конференции (26 марта 2013 г.) / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. С. 79-193.

7. Секлетов А.В. Формирование аналитической компетентности юридических кадров в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2015. 205 с.

8. Грязнов С.А. Подготовка сотрудников УИС к применению информационных технологий в профессиональной деятельности / С.А Грязнов, Д.Н Пушкарев // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под общей редакцией В.А. Уткина.

- Томск: Томский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 229-232.

9. Грязнов, С.А. Формирование информационно-коммуникационных компетенций сотрудников УИС / С.А. Грязнов // Вестник Самарского юридического института. - 2016. - № 2 (20). - С. 68-71.

10. Шибанова В.А. Формирование информационно-

педагогические науки

коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 47 с.

11. Шмелева С.В. Информационно-коммуникационная готовность студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... док. пед. наук. Калининград, 2004. 36 с.

12. Никитина Е.О. Педагогические условия развития информационной культуры курсантов образовательных вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 240 с.

13. Белов О.А. Информатизация деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы на современном этапе / Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тезисов выступлений участников мероприятия форума (Рязань, 5 декабря 2013 г.). - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С.262-264.

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.